Технология развивающее общение в детском саду

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в нашем детском саду мы применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, инновация, современность, приоритет, мотивация, преемственность, познавательный интерес, взаимодействие, развитие, компонент, модернизация, прием, модель.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь ребенка любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Toggle navigation

Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей




Вебинар-тренинг

5 основных правил развивающего общения в группе детского сада

Левина Ирина Олеговна, куратор ТЭС, Учредитель Ассоциации, Почетный работник общего образования, старший воспитатель ОАНО "ЦО "Лучик"

Дата проведения: 29 марта 2021 г.

Формат работы: тренинг

Время проведения: 13.00–15.00 (время московское).

Вебинар адресован воспитателям, старшим воспитателям, методистам, администраторам, заведующим и директорам.

Справки по телефонам:

НАШ ОПРОС

Наши координаты:

Адрес: 115551, г. Москва, ул. Домодедовская, д. 20, корп. 3, оф. 17.

Телефон/факс: (495) 392-7563

Редакция не всегда разделяет точку зрения авторов публикуемых материалов.

Дети общаются

Развитие ребенка

Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.

Дети общаются

Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.

Основа поведения – эмоциональные состояния

Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.

Что такое социально-коммуникативное развитие

Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.

Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.

Эмоциональная сфера

Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.

Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).

Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:

В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.

Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.

Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.

После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).

Мама и дочка

Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:

  • индивидуальные занятия;
  • групповую работу;
  • интегрированные упражнения.

Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.

Общение в садике

Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.

Игра и коммуникативное развитие

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!

Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.

Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.

Общение с детства

Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.


Да, в стандарте действительно прописаны главные ценности дошкольного образования и условия, которые нужно создать в детском саду. Но сказать легче, чем сделать. Поэтому важно проанализировать, а действительно ли ФГОС реализуется на практике в каждой конкретной ситуации и относительно чего мы выстраиваем работу и оцениваем ее — ради самого стандарта или формирования необходимых в дошкольном возрасте навыков.

Есть четыре ключевых момента, на которые следует ориентироваться, чтобы выстроить грамотную работу детского сада с учетом современных тенденций. Это эмоциональное благополучие ребенка, развивающая коммуникация взрослого и детей, устройство среды и планирование жизни.

Шаг 1. Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду — базовое требование. Если этого нет, остальное тоже не сработает. Если ребенку страшно идти в сад, если ему там дискомфортно — это гораздо более значимый фактор, чем грамотно устроенная предметная среда, все развивающие занятия, которые придумает взрослый.

Когда ребенок приходит в детский сад, он должен чувствовать себя в безопасности, ощущать, что он хороший, быть уверенным, что ему помогут, когда плохо, и поддержат, когда что-то интересно попробовать.

Шаг 2. Наладить коммуникацию воспитателей и детей

Работа в детском саду выстроена зачастую так, что большая часть общения воспитателя с детьми ведется вокруг выполнения правил — помыл ли руки, готов ли к занятию. Это важно, но наши исследования показывают, что в течение дня педагог недостаточно времени разговаривает с детьми, ведет диалог, задает вопросы, которые вызывают дискуссию. Такая коммуникация развивает речь, мышление и воображение ребенка, но именно на нее не хватает сил и времени. Одна из причин — часто воспитатель один взаимодействует с группой из 20-25 детей. Другая заключается в том, что вести обсуждение, задавать вопросы и вызывать интерес у детей — непростая задача, не все умеют это делать.

Шаг 3. Организовать предметно-пространственную среду

К организации пространства в детском саду нужно подходить исходя из того, помогает ли оно развивать у детей самостоятельность и инициативность.

В традиционном детском саду дизайн группы часто выглядит так — ковер для игр в центре и мебель, вытянутая по периметру. В таком пространстве ребенку сложно построить что-то, чтобы кто-то другой это не разрушил, и найти себе занятие по интересам. Ведь все материалы — краски, конструкторы, обычно лежат в шкафчиках, двери которых закрыты, а открыть их может только взрослый.

Шаг 4. Планировать с учетом детских интересов

Современное представление о планировании в детском саду очень завязано на детские интересы. Это вовсе не означает, что дети делают, что хотят, и нет никакого плана работы. Но важно при планировании ориентироваться на те проблемные ситуации, которые возникают в группе, на то, что значимо для детей. Также можно обсуждать планы вместе с детьми — такую практику уже применяют в некоторых детских садах. Но, в целом, планирование с учетом детских интересов пока еще остается редкостью.

Что же касается детской речи, то для ее развития нужны такие события и ситуации, в которых у детей есть потребность поделиться с другим, обсудить проблему.

Современное дошкольное образование, которое помогает детям стать самостоятельными и инициативными, научиться задавать вопросы и разворачивать сложную игру — лучшая подготовка к школе. Уточню — к школе, которая ориентирована на развитие учебной самостоятельности детей.

Развитие диалогической речи и непосредственное использование диалоговых технологий – является одной из важных задач социально-коммуникационного развития в любом ДОУ. Дети должны уметь слушать и понимать речь, обращенную к ним, а также отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Состав любой связной речи будет зависеть от общего состояния лексического запаса ребенка и от того, как он владеет грамматическим строем языка. Здесь также велика роль педагога, который влияет на содержательность детских разговоров и поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.

Воспитатель должен увлечь ребенка диалоговой технологией, а в её процессе будут решаться не только задача социально-коммуникативного развития, но будет, происходит и формирование умственных качеств личности, решаться важные задачи нравственного, эстетического воспитания.

При диалогической речи, одновременно подчеркивается необходимость воспитания у детей общительности, приветливости, вежливости.

Диалоговые технологии как условие социально-коммуникативного развития - построены на научных основах всестороннего развития личности ребенка. В их основе – программы, данные психологии и смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности. Они построены также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка (игра, труд).

Использование диалоговых технологий в современном детском саду может реализовываться через какую-либо деятельность: трудовую, учебную, игровую и соответственно, это игра, труд, обучение. При этом важнейшим условием будет являться руководство использования диалоговой технологии педагогом-воспитателем.

При планировании работы по развитию диалогической речи необходимо руководствоваться принципами, которые учитывают закономерности и логику речевого развития детей:

- систематичность, чтобы диалоговые умения регулярно закреплялись на практике;

- применение различных форм диалоговых технологий - фольклор, дидактическая игра, сюжетно-ролевые игры, работа с нетрадиционными техниками рисования; [43, с. 154]

- применение инициативных стимулов, приглашающих к диалогу.

Чем больше ребенок будет заинтересован в продолжение диалога, тем больших результатов достигнет педагог.

С помощью использования диалоговых технологий, удовлетворяется потребность ребенка в общении, а на его основе формируется монологическая, связная речь и развивается социально-коммуникативное общение. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи - диалогической.

Основу диалоговой технологии составляют четыре типа высказываний коммуникативного характера:

• вопросы, которые к пяти годам носят ярко выраженную познавательную направленность;

• побуждения (просьбы, предложения, приказания-команды и пр.);

Можно определить три этапа работы, которые будут способствовать формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при использовании диалоговых технологий.

3. Формирование умения договариваться друг с другом в процессе придумывания новых игр и правил для знакомых игр, поиска выхода из проблемных ситуаций.

При использовании диалоговых технологий и процесса формирования диалогической речи у старших дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых социально-коммуникативных и речевых умений.

Выводы по 1 главе.

Диалоговая технология - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования. В последние годы образование направлено на расширение использования коммуникаций и гуманизацию, поэтому диалоговые технологии являются в настоящее время чрезвычайно востребованными и актуальными. Но практика показывает, что применительно к дошкольникам данный метод применяется значительно реже, чем к школьникам.

В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения детей. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативность. Только в общении и через отношения с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью

Развитие диалогической речи и непосредственное использование диалоговых технологий – является одной из важных задач социально-коммуникационного развития в любом ДОУ. Дети должны уметь слушать и понимать речь, обращенную к ним, а также отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Технология развития диалогической речи старших дошкольников строится на основе принципов коммуникативно-целостного подхода, формирования элементарного осознания диалогических формул речи, расширения связей ребенка с окружающим миром, обеспечения активного диалогического общения. Состав любой связной речи будет зависеть от общего состояния лексического запаса ребенка и от того, как он владеет грамматическим строем языка. Здесь также велика роль педагога, который влияет на содержательность детских разговоров и поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.

Читайте также: