Технология проблемного диалога в детском саду

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Детский сад №193 "Земляничка", г.Тольятти, Самарская обл.

Раскрывая механизм создания проблемной ситуации как основной единицы технологии проблемного обучения, в статье подчеркивается роль компетентности педагога в этом вопросе. В приложении в качестве иллюстрирующего примера представлен конспект речевого занятия с использованием технологии проблемного обучения

В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

Характерные признаки проблемного обучения:

возникает состояние интеллектуального затруднения;

возникает противоречивая ситуация;

появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;

проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методов.

Решение проблемных ситуаций на занятиях получили распространение и в работе с детьми нашей группы.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– ставим проблемные задачи.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Предлагаемый авторский конспект речевого занятия составлен по разработанной технологии проблемного обучения.

Программное содержание:

Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания, сравнения и описания.

Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.

Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.

Развивать интонационную выразительность речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В группу заносится сундучок.

– Хотите узнать, что в сундучке? Надо придумать чистоговорку:

Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.

– Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)

– Ребята, что вы услышали сейчас?

– Когда произошла эта история? Где?

– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)

– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

– Во-первых, обратимся к схеме.

– Что мы знаем об образовании слов?

– Как образуются слова?

– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?

Поиск: (используется схема)

– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте порассуждаем.

– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

– А теперь давайте вернемся к нашему грибу.

– Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)

– Около березы, у березы, под березой.

Около у подбереза

Аналогично: уберезовик, подберезовик.

– Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.

– У нас получилось три названия грибу. Какое же из них правильное? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)

Проверка в словаре: подберезовик.

– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?

– Мы обязательно сообщим им о нашем решении.

Физкультминутка с элементами релаксации

Включается спокойная тихая музыка.

– Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.

Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.

Я листочками шуршу.

Под листочками грибы в лесу.

Применение технологии проблемно-диалогического обучения в старшем дошкольном возрасте. Использование приемов данной технологии в различных НОД.

Оценить 833 0

ФИО: Куярова Элла Александровна

Должность: воспитатель

Тема: Использование проблемно-диалогического обучения в старшем дошкольном возрасте

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Постановка Проблемы

Предъявление первого факта

Предъявление второго факта

побуждение к осознанию

побуждение к проблеме

- Ребята, кто знает свою национальность? Назовите

– Ученые подсчитали, что

сейчас в России существует более 180 национальностей. Это очень много

– А сколько было национальностей у древних людей?

– Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили?

– Какой возникает вопрос?

Мордвин, русский, татарин

Думаем, одна (Проблемная ситуация.)

– Была одна национальность, а стало

много.(Осознание противоречия.)

– Откуда взялось столько национальностей (Вопрос.)

– С.В.Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен

жанр нового произведения.

– Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы

– Какой же возникает вопрос?

– Это сказка о животных.

(Проблемная ситуация.)

В нашем городе видели памятник Е. Пугачеву?

– Когда жил этот человек?

– А люди помнят его и сейчас. Как вы думаете, почему помнят Пугачева?

– Емельян Пугачев пришел в Саранск обманом. Он представился чужим именем, сказав, что он – государь Петр III

– Что вы сказали сначала?

– А что оказывается на самом деле?

– Какой же возникает вопрос?

– Давно, тысячу лет назад.

– Он был хорошим человеком

или великим воином.

(Житейское представление)_

– что он был хорошим человеком

и великим воином.

Что он обманывал людей (Осознание противоречия.)

Почему ему поставили памятник

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы занятия детьми. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для ребят. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет детям сформулировать тему занятия.

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

– Кто догадался, о какой стране идет речь?

– Значит, о чем мы сегодня будем говорить?

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

При подготовке конкретного урока необходимо учитывать следующее. Во_первых, для выдвижения и проверки гипотез детям, как правило, необходим определенный материал. Во_вторых, количество решающих гипотез может варьировать: либо одна, либо несколько. В_третьих, порядок выдвижения гипотез может быть либо последовательным, либо одновременным На занятиях с одной решающей гипотезой обычно появляются еще и ошибочные гипотезы. При последовательном варианте сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы.

– Итак, у нас есть два предположения : сказка о животных и басня. Проверим первое предположение. Назовите признаки сказок о животных.

– Давайте посмотрим, есть ли эти черты в этом произведении.

– Значит, можно считать произведение сказкой о животных?

– У нас есть еще одно предположение – басня. Какие черты характерны для басни?

– поработаем в группах . Я еще раз прочту произведение, а группа определит,

присутствуют ли в тексте черты басни.

– Как думает первая группа, вторая….

– Так это басня или сказка?

– С какой басней мы сегодня познакомились?

– Сказки – это рассказы с

целью развлечения, там есть стихи. песни.

– Это произведение не для

развлечения, оно поучительное.

– В этом произведении животные ведут себя и разговаривают, как люди.

Это произведение учит нас, как надо себя вести…

(Открытие нового знания.)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. при использовании данного метода сначала создается проблемная ситуация, а затем ребят побуждают к осознанию и формулированию проблемы. В каждом учебном предмете возможны все приемы создания проблемной ситуации, но частота их применения существенно различается.

– Мы повторили некоторые сведения об Арктике. А что вы можете сказать о животном мире Арктики?

– Предлагаю вам посмотреть видеосюжет.

– Что вы думали сначала? И как оказывается на самом деле?

– Так о чем мы сегодня будем говорить?

– Животных здесь почти нет или очень мало, потому что очень холодно.

(Житейское представление.)

Смотрят сюжет о многообразии животного мира Арктики.

(Проблемная ситуация.)

– Мы думали, что животных

в Арктике почти нет. А на самом деле их много, и они очень разные. (Осознаниепротиворечия.)

как много животных в Арктике и о том, как они там живут

ребят выдвигать и проверять гипотезы. Предметная специфика метода проявляется, прежде всего, в материале, предъявляемом детям для выдвижения и проверки гипотез

картинки на доске. (Открывает рисунки.)

– Какие у вас возникают предположения, как животные выживают в таких условиях?

Итак, у нас появилось несколько предположений. Как можно их проверить?

– Мы поработаем с энциклопедиями в группах. Каждая группа читает, рассматривает фотографии об одном из животных Арктики.

– Заслушаем первую группу.

Аналогично работает с

– Итак, все наши предположения .

Рассматривают иллюстрации с изображением животных Арктики

– У многих животных густая

шерсть(1_я решающая гипо_

теза). А еще есть толстый

слой жира (2_я решающая

гипотеза). Животные могут

находить достаточное коли_

чество пищи (3_я решающая

– Прочитать в книге или энциклопедии, посмотреть

Работают по группам..

– Мы прочитали о белых медведях. У них густая шерсть, толстый слой подкожного жира.. (Аргумент.)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы занятия детьми. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для ребят. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет детям сформулировать тему занятия.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

При подготовке конкретного урока необходимо учитывать следующее. Во_первых, для выдвижения и проверки гипотез детям, как правило, необходим определенный материал. Во_вторых, количество решающих гипотез может варьировать: либо одна, либо несколько. В_третьих, порядок выдвижения гипотез может быть либо последовательным, либо одновременным На занятиях с одной решающей гипотезой обычно появляются еще и ошибочные гипотезы. При последовательном варианте сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. при использовании данного метода сначала создается проблемная ситуация, а затем ребят побуждают к осознанию и формулированию проблемы. В каждом учебном предмете возможны все приемы создания проблемной ситуации, но частота их применения существенно различается.

ребят выдвигать и проверять гипотезы. Предметная специфика метода проявляется, прежде всего, в материале, предъявляемом детям для выдвижения и проверки гипотез

Развитие диалогической речи и непосредственное использование диалоговых технологий – является одной из важных задач социально-коммуникационного развития в любом ДОУ. Дети должны уметь слушать и понимать речь, обращенную к ним, а также отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Состав любой связной речи будет зависеть от общего состояния лексического запаса ребенка и от того, как он владеет грамматическим строем языка. Здесь также велика роль педагога, который влияет на содержательность детских разговоров и поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.

Воспитатель должен увлечь ребенка диалоговой технологией, а в её процессе будут решаться не только задача социально-коммуникативного развития, но будет, происходит и формирование умственных качеств личности, решаться важные задачи нравственного, эстетического воспитания.

При диалогической речи, одновременно подчеркивается необходимость воспитания у детей общительности, приветливости, вежливости.

Диалоговые технологии как условие социально-коммуникативного развития - построены на научных основах всестороннего развития личности ребенка. В их основе – программы, данные психологии и смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности. Они построены также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка (игра, труд).

Использование диалоговых технологий в современном детском саду может реализовываться через какую-либо деятельность: трудовую, учебную, игровую и соответственно, это игра, труд, обучение. При этом важнейшим условием будет являться руководство использования диалоговой технологии педагогом-воспитателем.

При планировании работы по развитию диалогической речи необходимо руководствоваться принципами, которые учитывают закономерности и логику речевого развития детей:

- систематичность, чтобы диалоговые умения регулярно закреплялись на практике;

- применение различных форм диалоговых технологий - фольклор, дидактическая игра, сюжетно-ролевые игры, работа с нетрадиционными техниками рисования; [43, с. 154]

- применение инициативных стимулов, приглашающих к диалогу.

Чем больше ребенок будет заинтересован в продолжение диалога, тем больших результатов достигнет педагог.

С помощью использования диалоговых технологий, удовлетворяется потребность ребенка в общении, а на его основе формируется монологическая, связная речь и развивается социально-коммуникативное общение. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи - диалогической.

Основу диалоговой технологии составляют четыре типа высказываний коммуникативного характера:

• вопросы, которые к пяти годам носят ярко выраженную познавательную направленность;

• побуждения (просьбы, предложения, приказания-команды и пр.);

Можно определить три этапа работы, которые будут способствовать формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при использовании диалоговых технологий.

3. Формирование умения договариваться друг с другом в процессе придумывания новых игр и правил для знакомых игр, поиска выхода из проблемных ситуаций.

При использовании диалоговых технологий и процесса формирования диалогической речи у старших дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых социально-коммуникативных и речевых умений.

Выводы по 1 главе.

Диалоговая технология - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования. В последние годы образование направлено на расширение использования коммуникаций и гуманизацию, поэтому диалоговые технологии являются в настоящее время чрезвычайно востребованными и актуальными. Но практика показывает, что применительно к дошкольникам данный метод применяется значительно реже, чем к школьникам.

В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения детей. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативность. Только в общении и через отношения с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью

Развитие диалогической речи и непосредственное использование диалоговых технологий – является одной из важных задач социально-коммуникационного развития в любом ДОУ. Дети должны уметь слушать и понимать речь, обращенную к ним, а также отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Технология развития диалогической речи старших дошкольников строится на основе принципов коммуникативно-целостного подхода, формирования элементарного осознания диалогических формул речи, расширения связей ребенка с окружающим миром, обеспечения активного диалогического общения. Состав любой связной речи будет зависеть от общего состояния лексического запаса ребенка и от того, как он владеет грамматическим строем языка. Здесь также велика роль педагога, который влияет на содержательность детских разговоров и поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.

Развивающий диалог
в детском саду как инструмент развития познавательных способностей. Сценарии занятий с детьми 4–7 лет



Подобный тип мышления позволяет видеть существенные противоречия в объектах познания, а потом совершать диалектическое превращение. Такое превращение предполагает, что для любых объектов, идей, явлений, ситуаций всегда существуют противоположности.

Читайте также: