Технология критического мышления в детском саду

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Оценить 151 0

Развития критического мышления у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Я расскажу вамкак мы педагоги используем эти методы и приемыв развития критического мышления у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО на этих стадиях.

Ещё не услышав произведение, дети давали прогноз, высказывали своё предположение, что речь пойдет о диком животном лисе.

Синквейн по теме Листья

1. Осенние листья

2. Разноцветные, сухие.

3. Желтеют, вянут, опадают.

4. Шуршит под ногами разноцветный ковёр.

5. Парашютики осени.

Полез зацепился порвал

Сам порвал – сам зашей

Во время этого приема ребята рассуждали, активизировалось внимания, память.

Говоря о результатах развития критического мышления у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО, у детей сформировались такие личностные универсальные учебные действия, как :





Вывод:
Таким образом, можно рассмотреть любое художественное произведение с детьми дошкольного возраста.
Основы технологий критического мышления позволяют дошкольникам систематизировать полученную информацию, относившуюся не только к чтению и изучению художественной литературы, но к любой другой образовательной области в дошкольном воспитании.

Использование приемов критического мышления в занятии с детьми подготовительной группы детского сада.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Перед эти приемом, детям показывается презентация по теме занятия или повествуется рассказ, для получения новых знаний или обобщения имеющихся знаний.

Применение:
Дети делятся на шесть команд, затем педагог предлагает каждой команде выбрать цвет одной из шести шляп. Когда дети определяются с выбором цвета шляпы, педагог устанавливает время для обсуждения вопроса, принадлежащей соответствующей шляпе (не более 5 минут).
По истечении времени каждая команда делится своими мыслями и идеями, возникшими при обсуждении вопроса.


БЕЛАЯ – информация (что мы знали, знаем?)
Например, что вам известно о понятии защитник отечества?

ЖЕЛТАЯ – позитив (чем полезен, хорош?)
Например, что полезного, хорошего в празднике День Защитника Отечества?

ЗЕЛЕНАЯ – новые идеи, предложения (что можно еще приготовить, сделать, придумать?).
Например, что можно придумать о защитнике отечества?

СИНЯЯ – обобщение (какое письмо отправим?)
Например, мы многое узнали о защитнике отечества, составьте небольшой рассказ о нем: кто называется защитником отечества, какими качествами обладает, для чего нужен, когда празднуют этот праздник?

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Работая в инновационном режиме, я нахожусь в постоянном, активном творческом поиске, осваиваю эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников. Своим педагогическим опытом делюсь с педагогами дошкольного учреждения, через презентацию опыта работы на педагогических советах, семинарах-практикумах, мастер-классах и др.

«Однажды беседовали два педагога. Один из них удивился:

- Почему твои воспитанники сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Коллеги, дайте понятие критическое мышление (Выслушать ответы. Подвести итог: это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям.) Именно таким мышлением должен обладать современный человек.

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Рекомендации : Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

t1638500738aa.jpg
t1638500738ab.jpg

Правила игры с Кубиком довольно просты:

Формулируется тема ООД или любой другой совместной деятельности с детьми.

Педагог или ребенок бросает Кубик.

Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Назови . Назови русские народные сказки, которые ты любишь слушать и смотреть.

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему . Почему надо читать сказки, чему они учат?

Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни . Объясни, через какие поступки в сказках развивается честность, доброта и другие положительные и отрицательные качества.

Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи . Предложи, как бы ты поступил на месте своих любимых героев? Предложи, как можно.

Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай . Придумай свою сказку.

Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись. Поделись эмоциями и впечатлениями.

Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Читайте также: