Укажите право пользования лесными участками гражданами юридическими лицами для заготовки древесины

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Разъяснение прав граждан и юридических лиц

на заключение договоров аренды лесных участков в Республике Саха (Якутия)

Полномочия Минэкологии РС (Я).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ.

Положением о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), утвержденным Указом Главы РС (Я) от 03.10.2018 №39, предусмотрено, что Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, экологической экспертизы, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, водных отношений, лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обладает основными функциями в области лесных отношений, в том числе, правом предоставления лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

Права граждан и юридических лиц на определенные виды использования лесов.

На сегодняшний день физические и юридические лица проявляют большую заинтересованность в освоении земель лесного фонда, которые находятся исключительно в федеральной собственности.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков, и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации, а лесные участки, входящие в состав земель иных категорий, определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно Лесному Кодексу Российской Федерации, правами на пользование лесными ресурсами обладают все граждане Российской Федерации, включая предпринимателей, юридических и физических лиц (гл. 1 ст. 4 Лесной Кодекс РФ).

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ (п.п. 2, 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ.

При этом, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Статья 25 Лесного кодекса РФ предусматривает следующие виды использования лесов:

1) заготовка древесины (граждане, ЮЛ – ч. 8 ст. 29 ЛК РФ);

2) заготовка живицы (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 31 ЛК РФ);

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (граждане, ЮЛ - ч. 3ст. 32 ЛК РФ);

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (граждане – ст. 35 ЛК РФ);

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ИП, ЮЛ - ч. 3 ст. 36 ЛК РФ);

6) ведение сельского хозяйства (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 38 ЛК РФ);

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (государственные и муниципальные учреждения, и другие научные организации, образовательные организации – ч. 2 ст. 40 ЛК РФ);

8) осуществление рекреационной деятельности (государственные и муниципальные учреждения, и другие – ч. 4 ст. 41 ЛК РФ);

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация (граждане, ЮЛ – ч. 4 ст. 42 ЛК РФ);

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 39 ЛК РФ);

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) (государственные и муниципальные учреждения, и другие - ч. 3 ст. 39.1 ЛК РФ);

11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (граждане, ЮЛ, - п. 4 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г. N 515);

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (граждане, ЮЛ - ч. 3 ст. 44 ЛК РФ);

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (граждане, ЮЛ - ч. 3 ст. 45 ЛК РФ);

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов (граждане, ЮЛ - ч. 2 ст. 46 ЛК РФ);

15) осуществление религиозной деятельности (религиозные организации – ч. 3 ст. 47 ЛК РФ);

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

Исходя из анализа ст. 25 Лесного кодекса РФ следует, что граждане имеют столько же прав на определенные виды использования лесов, сколько и юридические лица.

Заготовка древесины.

Как указывалось выше, виды использования лесов определены в статье 25 Лесного кодекса РФ, к их числу отнесена заготовка древесины.

Согласно ст.ст. 25, 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Кроме этого, Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 г. № 474 (далее – Правила) предусмотрен ряд ограничений при заготовке древесины.

Согласно п. 12 Правил при заготовке древесины:

а) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

б) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах;

в) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.

д) запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;

е) запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев;

ж) не допускается заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком;

з) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке;

и) не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ;

к) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки;

л) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

При заготовке древесины на лесосеках не допускается рубка жизнеспособных деревьев ценных древесных пород (дуба, бука, ясеня, кедра, липы, граба, ильма, ольхи черной, каштана посевного), произрастающих на границе их естественного ареала (в случаях, когда доля площади насаждений с долей соответствующей древесной породы в составе лесов не превышает одного процента от площади лесничества, лесопарка).

При заготовке древесины не допускается проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с долей кедра 3 и более единиц в породном составе древостоя лесных насаждений.

Это основные ограничения, предусмотренные Правилами.

Также Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 г. № 513 утвержден Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.

Права граждан и юридических лиц.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Учитывая, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, заготовка древесины в порядке осуществления предпринимательской деятельности может осуществляться только гражданами, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, заготовка древесины гражданами может осуществляться для собственных нужд для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Заготовка древесины гражданами для собственных нужд регулируется ст. 30 ЛК РФ.

При этом согласно ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае осуществления гражданами предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в целях заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, гражданин (индивидуальный предприниматель) имеет на равных правах с юридическими лицами принять участие в аукционе.

Правила аукциона одни для всех участников.

Порядок подготовки, организации и проведения на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст. 79 Лесного Кодекса РФ.

При этом, законодательство предусматривает, что в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причинам, указанным в пунктах 2 и 3 части 6 ст. 79 Лесного кодекса РФ, заявитель, подавший единственную заявку на участие в аукционе (далее - единственный заявитель), или единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договор купли-продажи лесных насаждений, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, не вправе отказаться от заключения с одним из указанных лиц соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона.

Проект освоения лесов.

Согласно пункту 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 Кодекса).

Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Лесоустройство.

В соответствии с п. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли лесного фонда, порядок использования и охраны которых согласно статье 101 ЗК РФ регулируется названным кодексом и лесным законодательством.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

При этом, придание земельному участку статуса лесного участка производится при осуществлении лесоустройства по правилам гл. 5 ЛК РФ.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Лесоустройство представляет собой инвентаризацию лесного фонда с обоснованием отнесения лесов к группам и категориям защитности в результате выполнения топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов.

Отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что лесные участки, которые по итогам аукционов передаются в аренду, пригодны для ведения лесного хозяйства, в том числе заготовки древесины.

Ответственность лиц при аренде лесных участков.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу пунктов 2, 3 и 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации к основным принципам лесного законодательства относятся сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 99 Лесного кодекса РФ).

Кроме привлечения виновных лиц к ответственности, законодательство предусматривает обязательство возмещения виновными лицами вреда, причиненного лесам.

Так, согласно ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таким образом, чтобы не допустить нарушение норм права лица обязаны в обязательном порядке соблюдать требования природоохранного законодательства.

В случае заключения договоров аренды лесного участка, все мероприятия, связанные с использованием лесов, в первую очередь, осуществляются лицами, которым данные леса предоставлены, с соблюдением и законодательства, и установленных договором условий.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ.

5. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи и совершенные в лесопарковом зеленом поясе, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к ст. 8.25 КоАП

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия, т.е. заготовка древесины, или проведение рубок лесных насаждений, или заготовка живицы, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбор лекарственных растений, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, либо действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договоров аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений, безвозмездного срочного пользования лесным участком или других документов, на основании которых предоставляются лесные участки; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Для заготовки древесины, если иное не установлено ЛК РФ, допускается осуществление рубок спелых, перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных ст. 13, ст. 14 и ст. 21. Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках (ч. 1 - ч. 2 ст. 16, ч. 1 - ч. 5 ст. 17 ЛК РФ). Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Граждане (в т.ч. для собственных нужд) и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 1 - ч. 4, ч. 8 ст. 29 ЛК РФ).

3. Отвод лесосек под санитарные рубки в очагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог, согласно Санитарным правилам в лесах РФ, утв. Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10 , проводится не более чем за три месяца, а в остальных случаях не более чем за полгода до их проведения. Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май - август) при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и бурелома. Отвод лесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляется не более чем за один месяц до начала рубки. Отвод лесосек под выборочные санитарные рубки в натуре осуществляется в границах выдела или его части, требующей санитарной рубки. Рубка деревьев без предварительного клеймения запрещается (п. 17, п. 30). Основные положения о продаже древесины на корню на торгах (аукционах) в РФ одобрены Протоколом заседания Научно-технического совета Рослесхоза от 27 июля 1993 г. N 2. Инструкция о порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждена Приказом Госналогслужбы РФ от 19 апреля 1994 г. N 25 . Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 224 . Положение об аренде участков лесного фонда утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345 . Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 . Ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Приказом Рослесхоза от 1 апреля 2005 г. N 50. Порядок организации и проведения лесных аукционов утвержден Приказом МПР РФ от 14 апреля 2005 г. N 97 . Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства утвержден Приказом МПР РФ от 27 июля 2005 г. N 211 . Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования утверждены Приказом МПР РФ от 27 июля 2005 г. N 212 . Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей утвержден Приказом МПР РФ от 31 августа 2005 г. N 240 .

СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 964; см. с изм. и доп.

СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1585; см. с изм. и доп.

СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553; см. с изм. и доп.

4. Заготовка живицы (терпентина) представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Заготовка живицы осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку живицы на основании договоров аренды лесного участка (ч. 1 - ч. 3 ст. 31 ЛК РФ). Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса. К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с ЛК РФ, относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. Граждане (в т.ч. для собственных нужд) и юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков (ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 32 ЛК РФ).

Судебная практика по статье 8.25 КоАП

Признавая необоснованным довод общества о том, что спорный акт осмотра послужил основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды разъяснили, что дело об административном правонарушении возбуждено по итогам проведенного министерством в соответствии с приказом от 31.08.2018 N 1389 планового (рейдового) осмотра лесных участков; в ответе министерства от 10.10.2018 на обращение общественной организации от 14.09.2018 также имеется ссылка только на акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 20.09.2018 N 20, который не является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу начальника отдела федерального государственного лесного надзора департамента лесного хозяйства Ярославской области - старшего государственного лесного инспектора Ярославской области Машнина Анатолия Александровича (далее - Машнин А.А.) на вступившие в законную силу решение судьи Некоузского районного суда Ярославской области от 11.02.2019 N 12-2/2019, решение судьи Ярославского областного суда от 09.04.2019 N 30-2-216/2019 и определение заместителя председателя Ярославского областного суда от 06.06.2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Березка" (далее - общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу начальника отдела федерального государственного лесного надзора департамента лесного хозяйства Ярославской области - старшего государственного лесного инспектора Ярославской области Машнина Анатолия Александровича на вступившие в законную силу решение судьи Некоузского районного суда Ярославской области от 11.02.2019 N 12-4/2019, решение судьи Ярославского областного суда от 09.04.2019 N 30-2-218/2019 и определение заместителя председателя Ярославского областного суда от 06.06.2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Березка" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - директора Кривошеева А.В. на вступившие в законную силу постановление от 01.10.2018 N 1026, вынесенное начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, решение судьи Зейского районного суда Амурской области от 15.01.2019 N 12-33/2019, решение судьи Амурского областного суда от 05.03.2019 N 7-152/2019 и постановление заместителя председателя Амурского областного суда от 14.08.2019 N 4-7-296/19, состоявшиеся в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу государственного лесного инспектора Ленинградской области Березина М.В. на вступившее в законную силу постановление председателя Ленинградского областного суда от 09.08.2019 N 4А-295/19, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Газпром" (далее также - общество)

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением начальника Выборгского межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 29 июня 2018 года СНТ "Авантаж" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей (л.д. 12 - 14).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Жугару А.В., действующего в интересах публичного акционерного общества Акционерная компания "АЛРОСА", на вступившие в законную силу определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26.08.2016 N 12-1571-16, определение судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22.09.2016 N 7/2-485/16 и постановление временно исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 02.11.2016 N 4а-567, вынесенные в отношении публичного акционерного общества Акционерная компания "АЛРОСА" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Вельское обособленное подразделение Кротова Алексея Сергеевича на определение судьи Архангельского областного суда от 30 июля 2019 г. об оставлении жалобы указанного лица без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" (далее - ООО "Онего-Вельск", общество),

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Вельское обособленное подразделение Кротова Алексея Сергеевича на определение судьи Архангельского областного суда от 30 июля 2019 г. об оставлении жалобы указанного лица без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" (далее - ООО "Онего-Вельск", общество),

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Вельское обособленное подразделение Кротова Алексея Сергеевича на определение судьи Архангельского областного суда от 30 июля 2019 г. об оставлении жалобы указанного лица без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" (далее - ООО "Онего-Вельск", общество),

Истец указал, что в этот же день Садыковым М.Р. совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждено постановлением об административном правонарушении от 12 ноября 2018 г., согласно которому ООО "Яндекс.Драйв" назначен штраф в размере 300 000 руб.

1. Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

2. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

3. К заготовке гражданами древесины для собственных нужд не применяются части 1 , 2 и 7 статьи 29 настоящего Кодекса.

4. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

4.1. Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

5. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.


    Вы здесь: ГлавнаяЗаготовка древесины гражданами для собственных нужд

mineconom

Заготовка древесины гражданами для собственных нужд

В соответствии с частью 1 с татьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Согласно части 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд необходимо обратиться с заявлением в лесничество, в границах которого предполагается осуществить заготовку древесины. В заявлении указывается объём древесины, предполагаемое место её заготовки (наименование лесничества) и срок действия договора купли - продажи лесных насаждений (нужно определить в какие сроки гражданин сможет заготовить древесину).
К заявлению прилагаются:
1) Копия паспорта гражданина или копия документа, заменяющий паспорт;
2) Документ, удостоверяющий полномочия и личность представителя заявителя.
В случае подачи заявления для заготовки древесины в целях строительства индивидуального жилого дома к заявлению дополнительно может быть приложена копия правоустанавливающего документа на земельный участок и копия разрешения на строительство индивидуального жилого дома на этом участке, оформленные на имя заявителя. В случае подачи заявления для заготовки древесины в целях ремонта индивидуального жилого дома к заявлению дополнительно могут быть приложены копия документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом, или копия документа, подтверждающего право пользования индивидуальным жилым домом (частью индивидуального жилого дома) по договору найма помещения государственного или муниципального жилищного фонда, оформленные на имя заявителя.
Согласно пункту 10 Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, в случае подачи заявления для заготовки древесины для строительства индивидуального жилого дома или ремонта индивидуального жилого дома в целях устранения последствий пожаров, в результате которых был уничтожен или повреждён индивидуальный жилой дом, к заявлению, помимо документов, указанных в пунктах 7, 9 настоящего Порядка, заявителем дополнительно может быть приложена справка о пожаре, выданная уполномоченным органом.

Вопрос: Возможно ли получение бесплатной древесины, в том числе многодетным семьям, погорельцам и иным категориям граждан?


Вопрос: Возможно ли одновременное получение древесины для строительства индивидуального жилого дома и для строительства садового и дачного дома с хозяйственными постройками?

Ответ: Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан определяет необходимость обращения гражданина с заявлением в лесничество, в границах которого предполагается осуществить заготовку древесины, с указанием необходимого объёма древесины, предполагаемого места её заготовки (лесничество) и предполагаемого срока действия договора купли - продажи лесных насаждений.
В целях заготовки древесины для строительства жилого дома гражданин должен быть наделён правоустанавливающим документом на земельный участок и разрешением на строительство жилого дома на этом участке, оформленным на его имя.
В целях заготовки древесины для строительства садового и дачного дома с хозяйственными постройками гражданин должен быть наделён правоустанавливающим документом на земельный участок, где планируется строительство дома, оформленным на его имя.
В целях заготовки древесины для ремонта индивидуального жилого дома гражданин должен быть наделён документом, подтверждающим право собственности на жилой дом или документом, подтверждающим право пользования жилым домом (частью жилого дома) по договору найма помещения государственного или муниципального жилищного фонда, оформленным на его имя.
При наличии всех вышеуказанных документов, действующее законодательство не ограничивает гражданина в одновременном оформлении договоров купли-продажи лесных насаждений для строительства индивидуального жилого дома, строительства садового и дачного дома и строительства хозяйственных построек.

Вопрос: Можно ли подать заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений с гражданами для собственных нужд, если участок под ИЖС находится в Завьяловском районе, а древесину хотелось бы заготовить в Селтинском районе?

Вопрос: Возможна ли бесплатная заготовка сухостойной древесины без оформления документов?

Вопрос: Возможно ли получение сырорастущей (зеленой) древесины?

Ответ: В соответствии со статьями 29, 30 Лесного кодекса Российской Федерации для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие и повреждённые лесные насаждения. В настоящее время, в связи с массовым усыханием елово-пихтовых лесных насаждений, и с необходимостью первоочерёдного проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, а также для улучшения пожароопасной и санитарной обстановки в лесах Удмуртской Республики, выделение древесины осуществляется, в первую очередь, при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий (выборочная санитарная рубка и сплошная санитарная рубка). В связи с этим, сырорастущие деревья Вам могут отвести для вырубки в пределах делянок, отведённых под сплошные санитарные рубки, но при этом необходимо учитывать, что Вам отведут в рубку и сухостойные деревья, так как при сплошной рубке деревья вырубаются сплошь, а не выборочно. При этом выход деловой древесины при рубке сухостойных лесных насаждений как правило не превышает 50%.

Читайте также: