Технологии в математике в детском саду

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Цель мастер-класса: Расширять знания педагогов по использованию занимательного материала по ФЭМП в процессе НОД.

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию занимательного материала по ФЭМП в работе с детьми дошкольного возраста.

Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования занимательных математических игр в педагогическом процессе.

Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.

Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Из личного опыта я знаю, что обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. То есть мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, и в процессе игры, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.

Достоинство игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

По моему мнению, ФЭМП у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

На мой взгляд, наиболее подробную классификацию занимательного математического материала предложила З.А. Михайлова, которая выделяет три основные группы:


Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта

В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) заложил автор - отечественный изобретатель инженер и писатель Генрих Альтшуллер в результате анализа больших массивов патентной информации. Теория была им проверена в процессе практического применения и первоначально применялась для решения инженерно-технических проблем. Однако впоследствии она показала свою плодотворность для решения проблемных задач в самых различных областях человеческой деятельности, включая искусство, бизнес, рекламу, политику, журналистику, криминалистику и др., т.е. оказалась очень интересна и весьма эффективна для развития творческих способностей обучающихся.

Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Жизнь в наши дни не стоит на месте. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Одна из основных задач всех педагогов согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей мышление, воображение, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач.

Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Для этого необходимо:

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций.

Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности.

Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.

Целью использования ТРИЗ – игр в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

В целях математического развития детей рекомендуется проводить ТРИЗ-игры в возрастных группах:

Одна из важнейших задач воспитания дошкольника – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять, и измерять, но и рассуждать.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Опыт работы воспитателя Богачковой Елены Александровны сосредоточен на развитии основных компонентов профессионализма педагога в сфере формирования у детей основных приемов логического мышления. Целью его является создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша. Конкретизируется он в следующих задачах: формирование познавательных интересов, творческого воображения, основных приемов логического мышления, развитие у детей умения рассуждать, доказывать, воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

В педагогическом опыте прослеживается выстроенная структура взаимодействия воспитатель – дети - родитель. Здесь рассматриваются различные формы работы с детьми и родителями, рациональность и последовательность их применения. Особое значение уделено использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, так как компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- поощрение ребенка при правильном решении проблемных игровых задач является стимулом познавательной активности детей;

- позволяет моделировать такие жизненнее ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

- позволяет ребенку самостоятельно исправлять свои ошибки.

Представленные в опыте дидактические игры и пособия, созданные с помощью информационно-коммуникационных технологий, дают возможность в игровой форме, ненавязчиво ввести детей в мир геометрических фигур, важны для развития логического мышления, творческого воображения, умения рассуждать и доказывать, декодировать информацию. Данные пособия предназначены для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование; закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие умения декодировать информацию, рассуждать, доказывать.

Ход игры: перед детьми появляется волшебная дверь, закрытая на множество замков. На каждом замке с помощью символов закодирована информация о форме, размере и цвете ключа. В нижней части экрана рассыпаны ключи –геометрические фигуры. Гном просит ребят помочь открыть дверь, подобрав к каждому замочку свой ключ. Сначала дети устанавливают, какая фигура закодирована, затем нажимают на ее изображение. Если фигура подобрана правильно, она перемещается в замочную скважину. Если нет, фигура временно исчезает. После того, как открыт последний замок, появляется следующий слайд с изображением открытой двери. Звучат аплодисменты. Затем происходит возврат на главный экран. Выбирается следующая игра.

  • воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам;
  • развивать у детей творческое воображение, умение рассуждать, доказывать, а также конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • формировать основные приемы логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.

Злой осьминог закрыл ворота в подводное царство русалочки на замки.

Открыть их может ключ- фигура, признаки которой зашифрованы на самом замке.

У морской звезды неприятности: жемчуг из раковин рассыпался и перепутался. Но на раковинах есть подсказки: цвет, форма, размер и толщина жемчужины. Если жемчуг выбран правильно –раковина закрывается.

После сильного шторма домики морских коньков разрушены. Но сохранились схемы, по которым их можно восстановить. На схемах указаны расположение и свойства блоков для строительства.

Конечно, можно скачать игры из сети Интернет или купить готовый диск, но лучше приложить некоторые усилия и самим сделать обучающую интерактивную игру для детей. Ребенок увидит на экране именно то, что надо воспитателю на данном мероприятии. А воспитатель получит в процессе создания игры новые знания в области ИКТ, применит их сразу на практике, увидит готовый продукт своего труда и, самое главное, получит удовольствие от творческого процесса.

Так же эти игры имеются и в настольно-печатном варианте. Использование цветного принтера и ламинирование позволяют сделать эти пособия яркими, привлекательными для детей и долговечными.

пособия

пособия

Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша способствует более успешному формированию у детей основных приемов логического мышления.

Онлайн-книги

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.


Пояснительная записка к презентации

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог должен смело владеть необходимыми образовательными технологиями.

Технология развивающего обучения,

здоровьесберегающие образовательные технологии,

технология проектной деятельности,

технология исследовательской деятельности,

технология проблемного обучения в детском саду,

технология разноуровневого обучения,

интерактивная технология в ДОУ - технология ИКТ,

игровая технология, технология интегрированного обучения

технология ИКТ Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Образовательная программа предусматривает задачу формирования у детей приемов умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой развития ребенка.

Сегодня применение информационно - коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.

В связи с этим, перед коллективом нашего детского сада стал вопрос об изменении способов профессионально-педагогической деятельности с целью достижения более качественных результатов образования посредством овладения и применения современных образовательных технологий, а именно интерактивных.

Интерактивность - означает способность взаимодействовать (не просто общаться), а находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите, и др.)

Для первоначального уровня сформированности познавательного интереса к математической деятельности.

Показатели познавательного интереса:

- частота выбора игр математического содержания в неделю,

- уровень самостоятельности и активности ребенка в игре,

- уровень развития речи при общении детей друг с другом во время игры.

Цель работы: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе РЭМП с применением информационно-коммуникативных технологий.

-Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе развития элементарных математических представлений, используя ИКТ.

-Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.

-Развитие воображения, логического мышления, внимания, зрительной памяти.

Ожидаемые результаты.

При использовании ИКТ для развития познавательного интереса дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.

Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.

Т. о. использование ИКТ будет способствовать развитию таких интегративных качеств как:

- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

-Овладевший необходимыми умениями и навыками .

В работе с педагогическими работниками нашего сада мы используем пособия:

- Электронные презентации своими руками

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

2. Электронные пособия:

9. Слайд Использование ИКТ в воспит.процессе

Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.

Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности,

Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft Offise Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по РЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком.

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, активно участвуют высказывают свое мнение, рассуждают.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.

Однако необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, то презентацию не стоит использовать.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Ошибки при использовании ИКТ

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

Бесплановость, случайное применение ИКТ

Перегруженность занятий демонстрацией

Путешествие по сказкам:

Развивающие игры и упражнения для детей

Предлагаю посмотреть одну из игр по РЭМП с детьми старшего дошкольного возраста и ее использование в образовательной деятельности.

В заключении хочется отметить, что информационно - коммуникативные технологии существенно повышают мотивацию дошкольников, активизируют познавательную деятельность воспитанников и их речевые навыки; обеспечивают ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала и способствуют переходу от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному.

Читайте также: