Сочная мякоть в плодах рябины это ароморфоз или идиоадаптация
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 19.09.2024
Биологический прогресс — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания.
- увеличение численности особей;
- расширение ареала;
- увеличение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
Биологический прогресс — это результат успеха систематической группы в борьбе за существование. Он обеспечивается появлением новых приспособлений, полезных в данной среде обитания. Организмы выживают и размножаются, что приводит к увеличению численности и освоению новых мест обитания. Возникают новые популяции. Они подвергаются действию разнонаправленного естественного отбора и постепенно превращаются в новые виды, виды — в роды, роды — в семейства и так далее. Происходит увеличение числа таксономических групп и их совершенствование.
В состоянии прогресса в настоящее время находятся многие сорняки (одуванчик, пырей, марь белая), вредители сельскохозяйственных культур (колорадский жук, фитофтора). Их прогресс связан с деятельностью человека.
Биологический прогресс достигается тремя путями: повышением организации и освоением новой среды обитания; приспособлением к новой среде и её заселением; понижением организации и освоением более простой среды.
Эволюционное изменение, которое приводит к существенному усложнению строения организмов, повышению их уровня организации и позволяет освоить новую среду обитания, — ароморфоз .
Ароморфозы привели к возникновению крупных систематических групп: типов, отделов, классов, некоторых отрядов.
- двусторонняя симметрия тела;
- сквозной кишечник;
- трахейное дыхание у членистоногих;
- лёгочное дыхание у позвоночных;
- альвеолярные лёгкие;
- четырёхкамерное сердце;
- два круга кровообращения;
- теплокровность.
- возникновение фотосинтеза;
- формирование тканей;
- возникновение листа, стебля, корня;
- появление семени;
- образование цветка и плода.
Эволюционное изменение, которое приспосабливает организмы к условиям конкретной среды обитания, но не повышает их уровень организации, — идиоадаптация ( алломорфоз ).
Идиоадаптации возникают на основе ароморфозов и позволяют систематической группе более полно заселить среду обитания. Приводят к возникновению видов, родов, семейств.
- разные типы листьев и стеблей у растений;
- разное строение цветков у растений;
- видоизменения побега растений;
- разные клювы у птиц;
- разная форма тела и окраска рыб;
- разные типы ротовых аппаратов насекомых.
- упрощение нервной системы и органов чувств у паразитических червей;
- редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
- редукция головы у двустворчатых моллюсков;
- исчезновение крыльев у некоторых паразитических насекомых;
- редукция листьев у паразитических растений.
Биологический регресс — направление эволюции, характеризующееся понижением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания и её постепенным вымиранием.
- снижение численности особей в систематических группах;
- сужение ареала;
- уменьшение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
Это уссурийский тигр , бурый и гималайский медведи , чёрный аист , венерин башмачок , женьшень и многие другие.
Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
Основные пути эволюции растительного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень
Возникновение ползучего стебля у земляники
Возникновение полового процесса
Появление проводящей ткани
Появление цветка у покрытосеменных
Утрата листьев и превращение их в колючки
Появление плода у покрытосеменных
Появление семян у голосеменных
Появление лазящего стебля у винограда и плюща
Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика
Появление зацепок на плодах лопуха и череды
Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины
Утрата листьев развитой корневой и сосудистой систем и околоцветника у ряски
Утрата корней хлорофилла и листьев у повилики
Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника
Появление клубней у дикого картофеля
Основные пути эволюции животного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
Образование пятипалых конечностей
Образование цепкого хвоста
Образование у земноводных трехкамерного сердца
Образование у земноводных двух кругов кровообращения
Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных
Усложнение головного мозга
Увеличение массы головного мозга
Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных
Утрата четырех пальцев из пяти
Утрата конечностей у китов
Утрата густого шерстяного покрова
Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня
Образование хобота у слона
Удлинение шеи у жирафа
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Спасибо за разработку учебной программы, ориентированной на учащихся 7 класса и реализуемой на основ. Подробнее.
Методическая разработка урока "Деление дробей" выполнена грамотно, соответствует требованиям и реком. Подробнее.
Ценность методической разработки заключается в её практической значимости: для учителей предложены м. Подробнее.
Спасибо Вам за творческий подход к занятиям, достаточно полная, яркая презентация.Смело беру и испол. Подробнее.
Благодарю Вас за хороший конспект, можно отметить простоту и доступность изучаемого материала. Возьм. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Таблицы, иллюстрирующие главные направления эволюции, гербарные экземпляры растений основных отделов, коллекции насекомых, раздаточный материал к уроку.
Открытый урок по биологии учителя МБОУ «Лицей № 3 им. К.А.Москаленко г. Липецка Благовой Н.Д.
Цель: выявить основные ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых, раскрыть их роль в процессе эволюции. Закрепить знания учащихся о главных направлениях прогрессивной эволюции.
Актуализация знаний учащихся по теме:
А. работа с определениями – ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.
Б. работа по вопросам –
- почему ароморфоз называют морфофизиологическим прогрессом?
- объясните, в чём различие биологического прогресса и морфофизиологического прогресса?
- почему дегенерацию называют морфофизиологическим регрессом?
- чем морфофизиологический регресс отличается от биологического регресса?
- назовите пути, которыми может быть достигнут биологический прогресс в тех или иных условиях существования.
В. работа по заданию № 1 и № 2, письменно в тетради. ( Прилагается к уроку)
Закрепление знаний. Используются вопросы и задания инструктивной карточки к лабораторной работе.
Домашнее задание : повторить п.50
Лабораторная работа
1. Сформировать умение использовать знания о направлениях эволюции для анализа черт строения растений и животных (насекомых)
2. Сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у организмов
3. Уметь объяснять их значение
Оборудование:
Таблицы, иллюстрирующие главные направления эволюции, гербарные экземпляры растений основных отделов, коллекции насекомых, раздаточный материал к уроку.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны, цветкового растения. Выявите ароморфные изменения во внешнем строении (появление новых органов) и во внутреннем (появление новых тканей). Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.
2. Рассмотрите предложенных насекомых разных отрядов.. Выберите представителей 2-3 видов и опишите их образ жизни. Выявите в их строении черты сходства и различия. Определите идиоадаптации каждого насекомого (окраска, форма тела, ротовой аппарат и т.д.), раскройте их эволюционное значение. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.
3. Тетрадь сдать.
Закрепление знаний и умений выявлять ароморфные и адаптивные черты строения организмов:
1. Какие особенности строения мхов отличают их от водорослей? Почему эти особенности относят к ароморфным изменениям?
2. Какие особенности строения и жизнедеятельности папоротниковидных позволили им в далёкое время заселить сушу?
3. Почему в далёко прошлом нашей планеты в засушливые годы стали успешно распространяться голосеменные?
4. Какие изменения в строении предков цветковых растений привели их к широкому распространению по Земле?
5. Сравните представителей разных отрядов насекомых (чешуекрылых, прямокрылых, двукрылых), найдите общие черты в их строении и отличия, сформулируйте вывод о направлении эволюции насекомых.
6. Почему насекомые могут благополучно выживать в условиях различных климатических зон?
7. Перечислите ароморфные черты в строении рыб.
8. Охарактеризуйте черты приспособленности млекопитающих к жизни в условиях различного климата.
9. Какими ароморфными чертами строения обладают птицы?
Выполните задание № 1, вписав во вторую графу таблицы одно из направлений эволюции (ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию):
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции
1.Возникновение полового процесса
2.Появление проводящих тканей
3.Появление цветка у покрытосеменных
4.Утрата листьев и превращение их в колючки ( у кактуса)
5.Появление плода у покрытосеменных
6.Появление семян у голосеменных
7.Появление лазающего стебля у винограда и плюща
8.Появление крылышек и волосков на плодах клёна и одуванчика
9.Появление зацепок на плодах лопуха и череды
10.Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины
11.Утрата листьев, развитой корневой системы и околоцветника у ряски
12.Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики
13.Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника
14.Появление клубней у дикого картофеля
Выполните задание №2, вписав во вторую графу таблицы одно из направлений эволюции (ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию):
Довольно часто в ЕГЭ встречаются вопросы — примеры идиоадаптации и отличие от ароморфоза. Давайте разберем это подробнее.
Идиоадаптация (от греческого слова idios — свой, особый и латинского adaptatio — прилаживание, приспособление) — наиболее распространенный путь эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.
- Итак, во-первых, это приспособление к частным условиям среды. Например, разная форма листьев у покрытосеменных засушливых и тропических зон.
- Во-вторых, эти изменения не поднимают организм на новый эволюционный уровень. Идиоадаптация может быть как прогрессом в организации животного, так и регрессом. Например, отсутствие глаз у крота.
Примерами идиоадаптации могут быть:
— обтекаемая форма тела — для приспособления к быстрому перемещению в водной среде;
— окраска — яркий пример — мимикрия — подражание внешнему виду другого более сильного, опасного, ядовитого существа для самозащиты;
— размножение — кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда;
— изменения кожного покрова — побольше шерсти и подшерстка у северных животных.
Вообще, любой ароморфоз возникал в начале как идиоадаптация, и уже потом становился крупным и масштабным изменением в организации.
Разница между ароморфозом и идиоадаптацией — размер изменений и следствие этих изменений.
Ароморфоз — это крупные изменения, появляются новые типы, классы и т.д. Возможно, это приведет к смене среды обитания.
Идиоадаптация — это частные приспособления к конкретным условиям, что может привести к появлению новых родов, отрядов и т.д.
Вывод можно сделать такой — идиоадаптация — это все, что служит для приспособления к условиям среды обитания.
Читайте также:
- Для определения генотипа короткостебельного устойчивого к ржавчине растения
- Какие растения называют реликтовыми
- Растения тундры северной америки
- Организация работы агрегатного участка сто с усовершенствованием технологии ремонта кпп ваз 21124
- Какие условия необходимо создать в теплице для выращивания сеянцев с открытой корневой системой