Сочная мякоть в плодах рябины это ароморфоз или идиоадаптация

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Биологический прогресс — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания.

  • увеличение численности особей;
  • расширение ареала;
  • увеличение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).

Биологический прогресс — это результат успеха систематической группы в борьбе за существование. Он обеспечивается появлением новых приспособлений, полезных в данной среде обитания. Организмы выживают и размножаются, что приводит к увеличению численности и освоению новых мест обитания. Возникают новые популяции. Они подвергаются действию разнонаправленного естественного отбора и постепенно превращаются в новые виды, виды — в роды, роды — в семейства и так далее. Происходит увеличение числа таксономических групп и их совершенствование.

В состоянии прогресса в настоящее время находятся многие сорняки (одуванчик, пырей, марь белая), вредители сельскохозяйственных культур (колорадский жук, фитофтора). Их прогресс связан с деятельностью человека.

Биологический прогресс достигается тремя путями: повышением организации и освоением новой среды обитания; приспособлением к новой среде и её заселением; понижением организации и освоением более простой среды.

4 (30).jpg

Эволюционное изменение, которое приводит к существенному усложнению строения организмов, повышению их уровня организации и позволяет освоить новую среду обитания, — ароморфоз .

Ароморфозы привели к возникновению крупных систематических групп: типов, отделов, классов, некоторых отрядов.

  • двусторонняя симметрия тела;
  • сквозной кишечник;
  • трахейное дыхание у членистоногих;
  • лёгочное дыхание у позвоночных;
  • альвеолярные лёгкие;
  • четырёхкамерное сердце;
  • два круга кровообращения;
  • теплокровность.
  • возникновение фотосинтеза;
  • формирование тканей;
  • возникновение листа, стебля, корня;
  • появление семени;
  • образование цветка и плода.

Эволюционное изменение, которое приспосабливает организмы к условиям конкретной среды обитания, но не повышает их уровень организации, — идиоадаптация ( алломорфоз ).

Идиоадаптации возникают на основе ароморфозов и позволяют систематической группе более полно заселить среду обитания. Приводят к возникновению видов, родов, семейств.

  • разные типы листьев и стеблей у растений;
  • разное строение цветков у растений;
  • видоизменения побега растений;
  • разные клювы у птиц;
  • разная форма тела и окраска рыб;
  • разные типы ротовых аппаратов насекомых.
  • упрощение нервной системы и органов чувств у паразитических червей;
  • редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
  • редукция головы у двустворчатых моллюсков;
  • исчезновение крыльев у некоторых паразитических насекомых;
  • редукция листьев у паразитических растений.

entangled-2777693_640.jpg

Биологический регресс — направление эволюции, характеризующееся понижением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания и её постепенным вымиранием.

  • снижение численности особей в систематических группах;
  • сужение ареала;
  • уменьшение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).

Это уссурийский тигр , бурый и гималайский медведи , чёрный аист , венерин башмачок , женьшень и многие другие.

Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

Основные пути эволюции растительного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень

Возникновение ползучего стебля у земляники

Возникновение полового процесса

Появление проводящей ткани

Появление цветка у покрытосеменных

Утрата листьев и превращение их в колючки

Появление плода у покрытосеменных

Появление семян у голосеменных

Появление лазящего стебля у винограда и плюща

Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика

Появление зацепок на плодах лопуха и череды

Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

Утрата листьев развитой корневой и сосудистой систем и околоцветника у ряски

Утрата корней хлорофилла и листьев у повилики

Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника

Появление клубней у дикого картофеля

Основные пути эволюции животного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

Образование пятипалых конечностей

Образование цепкого хвоста

Образование у земноводных трехкамерного сердца

Образование у земноводных двух кругов кровообращения

Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

Усложнение головного мозга

Увеличение массы головного мозга

Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

Утрата четырех пальцев из пяти

Утрата конечностей у китов

Утрата густого шерстяного покрова

Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня

Образование хобота у слона

Удлинение шеи у жирафа

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за разработку учебной программы, ориентированной на учащихся 7 класса и реализуемой на основ. Подробнее.

Методическая разработка урока "Деление дробей" выполнена грамотно, соответствует требованиям и реком. Подробнее.

Ценность методической разработки заключается в её практической значимости: для учителей предложены м. Подробнее.

Спасибо Вам за творческий подход к занятиям, достаточно полная, яркая презентация.Смело беру и испол. Подробнее.

Благодарю Вас за хороший конспект, можно отметить простоту и доступность изучаемого материала. Возьм. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таблицы, иллюстрирующие главные направления эволюции, гербарные экземпляры растений основных отделов, коллекции насекомых, раздаточный материал к уроку.

Открытый урок по биологии учителя МБОУ «Лицей № 3 им. К.А.Москаленко г. Липецка Благовой Н.Д.

Цель: выявить основные ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых, раскрыть их роль в процессе эволюции. Закрепить знания учащихся о главных направлениях прогрессивной эволюции.

Актуализация знаний учащихся по теме:

А. работа с определениями – ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

Б. работа по вопросам –

- почему ароморфоз называют морфофизиологическим прогрессом?

- объясните, в чём различие биологического прогресса и морфофизиологического прогресса?

- почему дегенерацию называют морфофизиологическим регрессом?

- чем морфофизиологический регресс отличается от биологического регресса?

- назовите пути, которыми может быть достигнут биологический прогресс в тех или иных условиях существования.

В. работа по заданию № 1 и № 2, письменно в тетради. ( Прилагается к уроку)

Закрепление знаний. Используются вопросы и задания инструктивной карточки к лабораторной работе.

Домашнее задание : повторить п.50

Лабораторная работа

1. Сформировать умение использовать знания о направлениях эволюции для анализа черт строения растений и животных (насекомых)

2. Сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у организмов

3. Уметь объяснять их значение

Оборудование:

Таблицы, иллюстрирующие главные направления эволюции, гербарные экземпляры растений основных отделов, коллекции насекомых, раздаточный материал к уроку.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, лист папоротника, веточку сосны, цветкового растения. Выявите ароморфные изменения во внешнем строении (появление новых органов) и во внутреннем (появление новых тканей). Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

2. Рассмотрите предложенных насекомых разных отрядов.. Выберите представителей 2-3 видов и опишите их образ жизни. Выявите в их строении черты сходства и различия. Определите идиоадаптации каждого насекомого (окраска, форма тела, ротовой аппарат и т.д.), раскройте их эволюционное значение. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.

3. Тетрадь сдать.

Закрепление знаний и умений выявлять ароморфные и адаптивные черты строения организмов:

1. Какие особенности строения мхов отличают их от водорослей? Почему эти особенности относят к ароморфным изменениям?

2. Какие особенности строения и жизнедеятельности папоротниковидных позволили им в далёкое время заселить сушу?

3. Почему в далёко прошлом нашей планеты в засушливые годы стали успешно распространяться голосеменные?

4. Какие изменения в строении предков цветковых растений привели их к широкому распространению по Земле?

5. Сравните представителей разных отрядов насекомых (чешуекрылых, прямокрылых, двукрылых), найдите общие черты в их строении и отличия, сформулируйте вывод о направлении эволюции насекомых.

6. Почему насекомые могут благополучно выживать в условиях различных климатических зон?

7. Перечислите ароморфные черты в строении рыб.

8. Охарактеризуйте черты приспособленности млекопитающих к жизни в условиях различного климата.

9. Какими ароморфными чертами строения обладают птицы?

Выполните задание № 1, вписав во вторую графу таблицы одно из направлений эволюции (ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию):

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции

1.Возникновение полового процесса

2.Появление проводящих тканей

3.Появление цветка у покрытосеменных

4.Утрата листьев и превращение их в колючки ( у кактуса)

5.Появление плода у покрытосеменных

6.Появление семян у голосеменных

7.Появление лазающего стебля у винограда и плюща

8.Появление крылышек и волосков на плодах клёна и одуванчика

9.Появление зацепок на плодах лопуха и череды

10.Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

11.Утрата листьев, развитой корневой системы и околоцветника у ряски

12.Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики

13.Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника

14.Появление клубней у дикого картофеля

Выполните задание №2, вписав во вторую графу таблицы одно из направлений эволюции (ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию):

Довольно часто в ЕГЭ встречаются вопросы — примеры идиоадаптации и отличие от ароморфоза. Давайте разберем это подробнее.



каррикатура

Идиоадаптация (от греческого слова idios — свой, особый и латинского adaptatio — прилаживание, приспособление) — наиболее распространенный путь эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.

  • Итак, во-первых, это приспособление к частным условиям среды. Например, разная форма листьев у покрытосеменных засушливых и тропических зон.
  • Во-вторых, эти изменения не поднимают организм на новый эволюционный уровень. Идиоадаптация может быть как прогрессом в организации животного, так и регрессом. Например, отсутствие глаз у крота.

Примерами идиоадаптации могут быть:

— обтекаемая форма тела — для приспособления к быстрому перемещению в водной среде;

— окраска — яркий пример — мимикрия — подражание внешнему виду другого более сильного, опасного, ядовитого существа для самозащиты;

— размножение — кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда;

— изменения кожного покрова — побольше шерсти и подшерстка у северных животных.

Вообще, любой ароморфоз возникал в начале как идиоадаптация, и уже потом становился крупным и масштабным изменением в организации.

Разница между ароморфозом и идиоадаптацией — размер изменений и следствие этих изменений.

Ароморфоз — это крупные изменения, появляются новые типы, классы и т.д. Возможно, это приведет к смене среды обитания.

Идиоадаптация — это частные приспособления к конкретным условиям, что может привести к появлению новых родов, отрядов и т.д.

Вывод можно сделать такой — идиоадаптация — это все, что служит для приспособления к условиям среды обитания.

Читайте также: