Собранный урожай был собственностью семьи какая община

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

нераздельную собственность, ведут хозяйство и проживают совместно. Во главе рода — старейшина.

Подсечное земледелие: подсека деревьев, корчевка корней, перетаскивание су­хих деревьев (все вручную) по силам только большому коллективу.

Для современного человека – это каторжный труд и жуткая жизнь.

На другой год подсохшие деревья сжигали. Образовывалась зола, удобрявшая почву. Родичи вспахивали землю бревном-суковаткой, засеивали. Иногда сеяли прямо в золу. В конце лета собирали урожай. На второй и третий годы урожай уменьшался. Вырубали другой участок леса. Через год сжигали срубленные деревья и устраивали пашню там.

Соседская община (древн. – вервь, мир) – объединение, основанное на выделении из рода малых семей отдельно ведущих свое хозяйство. Глава семьи – отец (охотник, рыболов, земледелец, воин-защитник, силач).

Пашенное земледелие: пахота при помощи коня, сохи, плуга с железным лемехом, бороны по силам одному пахарю. Ослабевают связи между родами, роды распадаются на семьи. Семьи вспахивали участки, заброшенные родовой общиной много лет назад, заводили свои пашни, покосы.

Перелог – переход на новые участки после истощения земли.

Однако, участки земли не расширяли. Почва была скудной, урожаи небольшие. Чтобы выжить занимались охотой, рыбалкой. лыкодерством, зверогонством, солеварением, бортничеством, разводили свиней и мелкий рогатый скот.

В Древней Руси выращивали:

  • земледельческие культуры: рожь, пшеницу (полбу), ячмень, просо.
  • огородные культуры: репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок.
  • технические культуры: лен (одежда, белье), коноплю (нитки, веревки, пакля для заделывания щелей в домах, лодках, кораблях).

Для торговли предназначались:

Причины перехода от родовой общины к соседской.

  • Овладение технологией обработки железа.
  • Совершенствование орудий труда, повышение производительности труда.
  • Переход от подсечно-огневого земледелия к пашенному земледелию.
  • Усиление неравенства среди граждан, выделение знати.

Община Древней Руси

Община (мир, вервь)

Коллектив земледельцев (одно или несколько сел). Решала все важнейшие

вопросы сельской жизни: пользование землей, сенокосами, пастбищами, органи­зация общих работ по ремонту изгородей, дорог и др. Разыскивала по

С годами роль племени в первобытном обществе становилась все значимее. Люди создавали крепкие межплеменные связи, родовая община расширялась и охватывала больше семей. Земледелие не стояло на месте, люди научились выращивать сельскохозяйственные культуры эффективно и слаженно.


Поселение людей

Земледельческое хозяйство развивало первобытные поселения и объединяло сородичей. Постепенно в селениях земледельцев начинала формироваться определенная структура, а распределение ролей и обязанностей между жителями положило начало такому процессу, как возникновение неравенства.

Хозяйства земледельцев

Территория поселения была поделена на несколько обособленных частей. Каждым подобным земельным участком занималась определенная семья из родовой общины. У каждой семьи помимо отдельной земли был свой скот и орудия труда. Стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи. С точки зрения распределения обязанностей эта система была действительно удобной.

Таким образом, все семьи общины занимались хозяйством на конкретном участке, возделывали на нем землю и разводили домашних животных. Однако собранным урожаем семья ни с кем не делилась. Глава семьи принимал решения о распределении пропитания между родственниками.


Хозяйство семьи земледельца

В этот период первобытные земледельцы понимали, что никто другой прокормить их не может, а соответственно рассчитывали только на свои собственные силы. Опытные землепашцы выращивали достаточное количество овощей и зерен, а еще могли успешно приумножать скот.

К сожалению, не все члены общины осознавали важную роль усердного труда. Поэтому со временем одни семьи становились более обеспеченными, а другие испытывали острую нехватку пропитания.

Вследствие такого распределения земельных ресурсов, в общинах начало появляться чувство единения не только между членами отдельной семьи, но и между соседями. Для проведения действенной обработки почвы люди должны были помогать друг другу.


Люди из разных общин помогают друг другу

Соседские семейства могли общими усилиями выкопать пруд для полива культур или, например, осушить болото поблизости. Первобытные земледельцы начали придавать значение не только родственным связям между сородичами, но и соседской взаимовыручке.

Выделение знати

Внутри общины существовали определенные моральные устои, среди которых кража считалась неприемлемой и обязательно каралась суровым наказанием. Но когда речь шла о земле чужого племени, украденный урожай и скот расценивался как подвиг отважного добытчика. Так и начались межплеменные войны и конфликты, ведь каждый хотел завладеть наиболее плодородной землей во всей округе.


Война двух племен

Появился новый титул для главного представителя племени — вождь. Вождь возглавлял своих соплеменников и руководил военными набегами. Вожди племен и вся знать были заинтересованы в военных походах.

Как правило, вождь собирал своих сородичей и союзников, а затем организовывал военные походы на соседние племена или же защищал свою территорию от вражеских атак. Некоторую часть добычи, собранную на территории чужаков, вождь забирал себе, а остальное раздавал своим соплеменникам.

Таким образом, в рамках одного племени носители руководящих титулов приобретали славу и знаменитость. Вождь и его приближенные воины, а также старейшины племени начинали обретать статус знатных людей. Каким имуществом владели знатные семьи? Самой дорогой утварью, одеждой и самыми плодородными землями.

Знать — привилегированный класс, состоявший из представителей высшего общества и передающийся по наследству. Во многих государствах знать играла решающую роль в политических делах, несмотря на то, что официально власть принадлежала одному правителю или народному собранию.

В силу того, что жизнь знатных представителей племени была зажиточной и комфортной, титул знатного человека стали передавать по наследству, чтобы устроить благополучную жизнь для своих сыновей.

Дети вождей и старейшин всегда были уважаемыми воинами, даже если не демонстрировали особых умений и лидерских качеств.


Шаман племени призывает духов

Среди сыновей знатных сородичей жители поселений выбирали себе вождя и отдавали самые плодородные участки земли, а еще немалую часть военной добычи.

Рабство

Жители других племен, которых захватывали во время военных набегов в плен, вожди и старейшины делали своими рабами.

Рабство — система общественных взаимоотношений, в рамках которой широко распространено нахождение человека в собственности у другого человека или государства.

В племенах начали проявляться первые признаки неравенства населения. Одни люди были знатные, другие были обычные земледельцы. Соответственно одни становились богаче, а другие беднее.

Большие поселения постепенно приобретали новый статус и начали называться городами.

Значительные изменения произошли с поселениями, превратившимися в города. Их обороняли с помощью стен и рвов, которые специально выкапывали по всему периметру. В самом центре города и наиболее защищенном его районе стала проживать знать и военная дружина.

Знать имела в своем личном распоряжении лучших представителей из групп ремесленников и земледельцев.


Город первобытных людей

Знатные люди начали обособляться от простого населения и преобразовывать свой класс в более привилегированный. У знати была богатая одежда, искусно сделанные предметы быта и еда наивысшего качества.

В городах начали создавать святилища. Власть над всей территорией племени и всеми крупными городами передавалась вождю. Со временем правителей таких государств стали называть царями.

Святилище — священное место, возведенное в честь определенного божества. Это мог быть далекий предок, мифический дух, герой или другой подобный образ, которому поклонялись люди.


Стоунхендж. Каменное сооружение, которое служило святилищем для древнего народа

Активно проявлялось неравенство между людьми первобытного общества. Разница между количеством ресурсов зародилась вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением почитаемых людей из числа других.

Уважение стало причиной неравномерного распределения добычи и земли между соплеменниками. Знатные становились богатыми и получали большую часть от общей добычи, тем самым увеличивая собственное благосостояние. Так появилось социальное неравенство.

Полезно знать: изобретения и открытия в древности

Стоит помнить, насколько важную роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия. Когда люди научились добывать огонь, он стал основой их жилища, источником света и тепла. Благодаря огню люди могли готовить пищу и защищать свои лагеря от нападения хищников.

Создание одежды уберегло первобытных людей от суровых холодов. Изобретение лука и стрел позволило охотникам убивать животных на расстоянии и добывать больше мяса.

Возможность для развития поселений и проживания в более комфортных условиях людям подарило земледелие и скотоводство.

Гончарство положило начало новому этапу взаимоотношений человека с природой и позволило людям усовершенствовать свой домашний быт.

Обработка металлов открыла людям мир новых орудий, которые были легче и удобнее в использовании.

Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.

Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:
Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый.
Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным.
Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда.
Появление социального расслоения и неравенства среди населения.

Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами.

Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать

Чем отличается родовая община от соседской?

Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было.
Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью.
В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком.
В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы.
Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родов.

Ответ оставил Ser012005

В родовой общине:
Члены общества - кровные родственники. Общий большой дом для всех. Коллективная обработка всеми членами рода и равное распределение урожая.
В территориальной:
Объединение людей, не связанных родством. Индивидуальные дома для каждой семьи. У каждой семьи отдельный участок который она обрабатывает и получает урожай оттуда.


Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету История.



Соседская община – это традиционная форма человеческой организации. Она делилась на сельскую и территориальную общины.

Родовая и соседская община

Соседскую общину считают наиболее поздней формой родовой общины. В отличие от родовой общины, соседская община комбинирует в себе не только коллективный труд и потребление избыточного продукта, но и землепользование (общинное и индивидуальное).

В родовой общине люди были связаны кровным родством. Основным занятием такой общины было собирательство и охота. Основным же занятием соседской общины было земледелие и скотоводство.

Соседская община

Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.

Основные черты соседской общины

– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;

Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.

Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.

Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.

Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.

Соседская община у восточных славян

Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.

На вервь налаживались общая воинская повинность.

Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.

В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.

На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.

Древнерусская соседская община

Древнерусская община по данным летописи называлась мир.

Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.

Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.

Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.

Читайте также: