Система закаливания в детском саду

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Закаливание – простейший и доступный способ профилактики и предупреждения заболеваний. С видами и правилами закаливания вы можете узнать из данной публикации.

Сущность закаливания заключается в развитии способности организма приспо­сабливаться к различным условиям окру­жающей среды, и в первую очередь к ее температурным изменениям. Например, систематическое изменение температуры воздуха или воды может способствовать тому, что организм адаптируется и к холо­ду, и к теплу. Закаливание способствует и повышению иммунитета к различным за­болеваниям, способствует правильному об­мену веществ, физическому и психическо­му развитию.

Детский организм отличается высокой приспособляемостью, поэтому закаливать ребенка лучше с первых же дней жизни, используя свежий воздух, солнечные лучи и воду. Давно известно, что закаленный ребе­нок крепче, выносливее, чем незакален­ный, он лучше переносит холод и жару, ве­тер и плохую погоду, реже болеет.

Систематическое закаливание ребенка с самого раннего возраста обуславливает со­вершенствование процессов терморегуля­ции в его организме. В результате организм ребенка может хорошо регулировать выра­ботку и отдачу тепла и приспосабливаться к соответствующим температурным услови­ям, предупреждая переохлаждение и пере­гревание.

Правила закаливания

Благоприятный эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соответствии следующих основных правил:

1. Индивидуальность

Сопротивляемость внешним воздействи­ям и способность к регуляции тепла у ма­леньких детей развита слабее, чем у более старших детей. Поэтому начинать закалива­ние можно только у совершенно здорово­го ребенка, учитывая его физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. К закаливанию ослабленных детей необходимо подходить особенно осторожно.

2. Постепенность

При проведении закаливающих процедур, особенно в первые дни, нужно вниматель­но следить за самочувствием ребенка, мас­сой тела, сном, аппетитом. Постепенность - одно из основных правил закаливания. Не следует сразу подвергать ребенка воздейст­вию холодной воды или лучей палящего солнца. Детский организм постепенно при­спосабливается к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Только по­следовательно приучая малышей к измене­ниям температуры, можно без риска дня их здоровья добиться хороших результатов. Особая осторожность необходима в отноше­нии ослабленных и легковозбудимых детей. Этим малышам целесообразно проводить сначала частичное обливание или обтира­ние, при воздушной ванне - обнажать на первых порах только ножки и ручки, потом живот, грудь и т. д. По мере улучшения со­стояния здоровья у ослабленного ребенка можно постепенно перейти к обычным за­каливающим процедурам, рекомендованным для здоровых детей.

3. Систематичность вне зависимости от сезона

Закаливающие процедуры эффективны лишь при условии систематического прове­дения, в любое время года, изо дня в день. В случае систематического проведения за­каливающих процедур вырабатывается ус­ловный рефлекс в виде быстрой реакции кровеносных сосудов на воздействие раз­личной температуры. Адаптация организма к резким колебаниям температуры не созда­ется за несколько дней. Если в дальнейшем условный рефлекс на внешние воздействия не подкрепляется, то он вскоре угасает, а за­тем исчезает. Перерывы в закаливании бо­лее 5 дней у малышей до года снижают приобретенную организмом устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружаю­щей среды.

4. Закаливание должно проводиться на фоне хорошего настроения малыша

Эмоциональное состояние имеет боль­шое значение в эффективности закалива­ния. Процедуры должны проводиться на фоне положительной настроенности ребен­ка, если же он проявляет беспокойство, ка­призничает, их временно отменяют. Ма­ленькие дети требуют особого внимания и подхода, перед началом закаливающей про­цедуры необходимо создавать такую обста­новку, чтобы у ребенка не появлялось чув­ство страха. Для установления тесного кон­такта процедура должна сопровождаться ласковым разговором с малышом, его под­бадриванием. Когда закаливание доставля­ет малышу удовольствие, оно наиболее эф­фективно.

Противопоказания к закаливающим проце­дурам:

  • острые заболевания, сопровождающи­еся высокой температурой;
  • острые желудочно-кишечные рас­стройства;
  • резко повышенная нервная возбуди­мость;
  • декомпенсированные пороки сердца;
  • выраженная анемия (низкий гемогло­бин);
  • резкое истощение;
  • ухудшение сна;
  • резко отрицательное отношение к за­каливающим процедурам.

Закаливающие процедуры можно разде­лить на следующие группы:

  • закаливание воздухом: прогулки, воз­душные ванны, сон на свежем воздухе;
  • водные процедуры: купание и плава­ние, контрастные ванны.

Закаливание воздухом

Свежий воздух – один из наиболее доступных и очень ценных природных факторов, используемых для закаливания организма. Его следует применять как закаливающее средство повседневно, начиная с периода новорождённости. Хотя в настоящее время ещё недостаточно полно изучено влияние химических и физических свойств воздуха на организм человека, несомненно одно: закаливание воздухом способствует повышению устойчивости организма к резким изменениям погоды.

Свежий воздух улучшает вентиляцию лёгких и газообмен, в результате увеличивается количество гемоглобина и эритроцитов в крови. Прохладный и холодный воздух придает бодрость ребёнку, повышает аппетит.

Ребёнок очень чувствителен к недостатку воздуха: относительная потребность в кислороде у него в 2,5 раза выше, чем у взрослого человека. От недостатка кислорода в первую очередь страдает нервная система малыша.

Если ребёнок большую часть времени проводит в душном помещении, создаются условия для развития у него малокровия, рахита и других заболеваний. Поэтому закаливающие мероприятия следует выполнять постоянно и регулярно. В комнате, где находятся дети, воздух должен быть чистым и свежим. Для этого необходимо систематически проветривать помещение, в холодный сезон – непродолжительное время 5-6 раз в сутки, а в тёплый период – круглые сутки.

При сквозном проветривании за короткий промежуток времени происходит многократная смена воздуха – до 7-ми раз. В осенне-зимнее время проветривание осуществляется значительно быстрее, чем летом и весной. В зависимости от погоды и степени закалённости детей приток наружного воздуха регулируется периодическим открыванием форточек, фрамуг или окон. Следует отметить, что сетки и марля на форточках и окнах значительно снижают эффект вентиляции. Быстро проветривать комнату можно при помощи сквозняка, однако к нему прибегают только в отсутствие детей.

Горячий сухой воздух вызывает сухость слизистой оболочки носа и верхних дыхательных путей, что способствует их воспалению. Это причиняет ребёнку беспокойство, снижает способность его организма сопротивляться инфекции. Для увлажнения воздуха в таких помещениях рядом с радиатором центрального отопления или электроприбором хорошо поставить сосуд с водой, а в квартире с печным отоплением можно повесить влажную простыню.

Снижение температуры воздуха в комнате ниже 20°С тоже недопустимо, так как это может привести к переохлаждению малыша. Воздушные процедуры оказывают наиболее лёгкое воздействие на организм ребёнка, они должны предшествовать другим видам закаливания.

Воздушные ванны

С каждым днём длительность воздушных ванн увеличивают на 1-2 минуты и постепенно доводят к 6-ти месяцам до 8 минут, а к концу первого года жизни – до 10-15 минут. На этом этапе процедуру можно повторять 2-3 раза в день. Приурочивают воздушные ванны к переодеванию детей после ночного и дневного сна или проводят их спустя 30-40 минут после кормления (у более старших детей воздушные ванны допустимы не раньше чем через час после еды), но не перед сном.

Практически первые кратковременные закаливающие процедуры начинаются в период новорождённости – это пеленания, смена одежды. Желательно несколько раз поворачивать ребёнка, чтобы подвергнуть воздействию воздуха всю поверхность тела. Обнажение ребёнка даже на 1-2 минуты оказывает рефлекторное воздействие на весь организм. Воздушные ванны лучше всего сочетать с массажем и гимнастикой.

Детям старше года комнатные воздушные ванны рекомендуется проводить в процессе подвижных игр и занятий. Летом в часы бодрствования малыши играют в тени под деревьями в обнажённом или полуобнажённом виде. При появлении гусиной кожи, дрожи, озноба ребёнка необходимо одеть. Наиболее удобное время для воздушных ванн вне помещения – 10-11 часов утра, не раньше чем через 30-40 минут после первого завтрака. Старшие дети выполняют утреннюю гимнастику в предварительно хорошо проветренном помещении или при открытых фрамугах или форточках. Температура воздуха при таких воздушных ваннах может быть снижена до 17°С. Усиление раздражающего действия воздуха достигается путём понижения его температуры или увеличения площади открытой поверхности кожных покровов.

Закаливание водными процедурами

Вода, как и свежий воздух, является одним из важнейших факторов закаливания. Человек испытывает благотворное влияние воды с первого дня жизни. Все гигиенические процедуры основаны на использовании воды, при определённых условиях и соответствующей организации они применяются и как средство закаливания.

Холодная вода оказывает более сильное воздействие на теплорегуляцию, чем воздух. Физиологическое влияние водных процедур на организм представляет собой совокупное действие термических, механических и химических раздражителей (за счёт растворённых в воде минеральных солей и газов).

Термический эффект при закаливании водой значительно превышает таковой при воздушных ваннах, поскольку коэффициент теплопроводности воды почти в 30 раз выше, чем воздуха. Закаливание водой требует большой осторожности, особенно в грудном возрасте. Для детей ослабленных или не привыкших к холодной воде особенно важен постепенный переход от тёплых процедур к прохладным.

Большое значение имеет также продолжительность водной процедуры: чем ниже температура воды, тем короче должна быть процедура. При систематическом применении водных процедур улучшаются тонус нервной системы, окислительно-восстановительные процессы, совершенствуется терморегуляция, повышается устойчивость организма к резким колебаниям внешней температуры.

По данным Г. Н. Сперанского, Е. Д. Заблудовской (1964), В. П. Спириной (1967) и других авторов, механизм влияния прохладной воды на организм сводится к рефлекторному изменению тонуса и просвета кровеносных сосудов в виде трёх последовательных фаз.

В первой фазе возникает резкий спазм кожных кровеносных сосудов, кровь отливает к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной, нередко отмечаются гусиная кожа, озноб, иногда – дрожь, увеличивается сила сердечных сокращений и повышается кровяное давление.

Через несколько секунд наступает вторая фаза: расширяются кожные сосуды, кровь приливает из внутренних органов к периферии организма, кожа розовеет, становится плотной, появляется приятное ощущение тепла, артериальное давление понижается.

После короткого воздействия холодовых процедур обычно улучшается общее самочувствие, приходит чувство бодрости, повышается аппетит. Однако если процедура слишком длительная, неизбежна третья фаза, в течение которой происходит застой крови в капиллярах, кожные покровы вновь становятся бледными, нередко с синюшным оттенком, и опять появляется озноб.

Вследствие переохлаждения организма наступают временная потеря способности капилляров кожи сокращаться и другие изменения, свидетельствующие о несостоятельности механизмов физической терморегуляции. Нельзя допускать наступления этой фазы, так как она отрицательно действует на организм.

Третья фаза может наблюдаться при неправильном проведении закаливающих мероприятий: использовании слишком холодной воды или чрезмерной длительности процедуры.

Если по каким-либо причинам ребёнок переохладился, необходимо срочно его согреть: тепло укутать, напоить тёплым чаем, а затем сделать ему массаж.

Обтирания

Одной из самых слабых по воздействию на организм водных процедур считается влажное обтирание, которое применяют с 2-3-месячного возраста. Прежде чем приступить к ней, можно назначить сухие обтирания, однако последние рекомендуется начинать с 3-4 месяцев.

Осторожность особенно необходима, когда приступают к закаливанию малышей или детей ослабленных, истощённых, недавно перенесших заболевание, легко возбудимых.

Сухие обтирания

Обнаженного ребенка обтирают рукой, одетой в рукавичку из фланели, или мягким сухим полотенцем до появления легкой красноты. Вначале обтирают кожу верхних и нижних конечностей по направлению от пальцев к туловищу, далее быстрыми движениями обтирают кожные покровы шеи, груди, живота и спины.
Во время обтирания производится легкий массаж кожи поглаживающими движениями по поверхности спины, груди, боков. Вся процедура занимает 1-2 минуты и повторяется в течение 7-10 дней, после чего переходят к влажным обтираниям.

Влажные обтирания

Обтирания могут быть местными и общими.

Местные водные обтирания назначают ослабленным детям с целью постепенного увеличения нагрузки: сначала обтирают небольшую поверхность тела, например конечности, а через несколько дней или недель переходят к общим процедурам. И местные, и общие обтирания выполняют рукавичкой из мягкой ткани, смоченной в тёплой воде и отжатой.

Можно пользоваться также смоченным и слегка отжатым полотенцем. Для устранения застойных явлений в тканях конечности обтирают, слегка массажируя кожную поверхность по направлению от пальцев к туловищу.

Общее влажное обтирание тела ребёнка производят в такой последовательности: сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот и спину.

Длительность процедуры – 1-2 минуты. Сразу после влажного обтирания кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренной гиперемии. Затем ребёнка одевают, укладывают в постель на 10-15 минут и укрывают одеялом.

Зимой при обтирании ребёнок может оставаться в постели. Влажные обтирания лучше начинать после того, как ребёнок привыкает к воздушным ваннам. Температура воды должна быть вначале близкой к температуре тела ребёнка (36-33°С), затем постепенно её доводят до 30-28°С для детей грудного возраста и 26-24°С для детей 2-3 лет. Через каждые 5-7 дней температуру воды снижают на 1°С.

Ослабленным детям кожную поверхность тела обтирают по частям: сначала одну руку и сразу же вытирают её сухим полотенцем до лёгкого покраснения, затем – вторую руку, ноги, грудь, живот и спину. Всё тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом или тёплой пелёнкой, по окончании процедуры на ребёнка быстро надевают сухую одежду и укладывают его в постель. После такой подготовки через несколько дней можно перейти к влажному обтиранию всего тела.

Продолжительность обтираний не должна превышать 3-х минут. После 1-2 месяцев при явно выраженном благоприятном эффекте переходят к более сильным воздействиям водой – обливаниям.

Обливания

В течение первых месяцев жизни ребёнка после обычной ванны обливают водой, температура которой на 1-2°С ниже, чем в ванне. Со временем температуру воды для обливания постепенно снижают еще на 2-3°С. Так приучают детей к контрастным температурам, что составляет один из элементов закаливания организма и является переходным этапом к проведению специальных местных и общих обливаний водой.

Общие обливания

Как специальную закаливающую процедуру общие обливания назначают малышам с 3-4-месячного возраста. К этому времени ребёнок привыкает уже к обливаниям после гигиенических ванн. В холодный период общие обливания рекомендуется начинать только после предварительных обтираний, летом же закаливание детей водой можно начинать сразу с обливаний.

Зимой во время обливания голова ребёнка должна быть прикрыта полиэтиленовой или клеёнчатой шапочкой. Процедура длится 20-30 секунд.

Перед обливанием маленьких детей сажают, а тех, кто постарше, ставят в большой таз, корыто или ванну. Сразу после обливания ребёнка вытирают сухим полотенцем, слегка массажируя кожу до появления лёгкой гиперемии.

Обычно после правильно проведённой процедуры кожные покровы сначала на короткое время становятся бледными, а затем гиперемированными. Если кожа резко бледнеет, синеет, появляется дрожь, значит ребёнок переохладился.

По вопросам закаливания детей вы можете проконсультироваться

с врачом дневного стационара нашей поликлиники

Юлией Владимировной Алениной.

Персоны и организации статьи


Аленина Юлия Владимировна Вторая квалификационная категория

Вторая квалификационная категория Педиатрия


Пн-Пт: с 08:00 до 19:00
------------------------------
Сб: с 08:00 до 14:00
(приём дежурного врача,
вызов врача на дом)
------------------------------
Вс: с 08:00 до 14:00
(приёма нет, только
вызов врача на дом)


Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Летом лучше всего мыть ноги на воздухе-это усиливает закаливающее действие.


Общее обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°,через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20°(2-4 года) и до 18° ( 6—7-лет).


Прогулки на свежем воздухе — отличное закаливание ребенка. Приучитегулять его в любую погоду, ежедневно быватьна свежем воздухе. Не забывайте брать с собойна улицу игрушки, велосипед и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.

Физические упражнения в комплексе повышают эффективность закаливающих процедур.


В детском саду для этого используются:

  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные занятия
  • Ритмическая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика (логоритмические упражнения)
  • Спортивные развлечения
  • Подвижные игры
  • Спортивные упражнения на прогулке

Занимайтесь спортом всей семьей!


Хождение босиком — широко практикуемый прием закаливания. Происходит тренировка мышц стопы, предохраняя от плоскостопия. Рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо сначала по 1 минуте и прибавляя каждые 5—7дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10минут ежедневно.


Хождение по массажной дорожке. В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела. По массажной дорожке дети проходят босиком 3-5 кругов, выполняя специальные упражнения.


Купание в реке, озере и море. Это из лучших способов закаливания, сочетаниевоздействия воздуха, солнечного света,воды и движений. Начинайте при установившейся температуре воды в водоеме не ниже 22—23°,воздуха —25—26°.Наилучшее время длякупания от 10 до 12 часов утра. Ребенкуразрешается купаться 1 раз в день.


Солнечные ванны — оказывают общее укрепляющее действие. Ребенок ложится на сухую подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова покрыта панамой. 1я процедура- 4 мин. (ребенок постоянно меняет положение, подставляя солнцу спину) .

Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте. Постепенно солнечною ванну можно довести до 25—30минут.

Через 2—3минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28°и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Закаливание детей дошкольного возраста

Врачи в один голос рекомендуют детское закаливание. Но как правильно закаливать малыша, чтобы не нанести его здоровью вреда?

Как закаливать

Есть специальные методики закаливания детей. К ним относятся воздушные ванны и водные процедуры: обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах. Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры — это закаливание в повседневной жизни. Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние здоровья ребенка и уровень его физического развития. Соблюдайте принципы закаливания: систематичность и постепенность. К началу процедур ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие-либо процедуры закаливания, насильно вводить их в практику нельзя.

Как принимать воздушные ванны

Начинать повседневное закаливание детей раннего возраста надо с воздушных ванн. Во-первых, это гигиеническая процедура, а, во-вторых — закаливание. Для начала выберите комфортную для ребенка температуру, постепенно снижая ее до разумных пределов. Стоит учесть, что при температуре ниже +17 и выше +26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая — к простуде. Но ребенок не должен просто стоять в холодном помещении — это не закаливание, и так малыша легко простудить. Когда ребенок выполняет физические упражнения — тогда закаливание работает отлично. Поэтому хорошо сочетать воздушные ванны с утренней зарядкой, которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение, а малыша лучше не одевайте и оставьте заниматься в трусиках, маечке и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком.

Как умываться

После зарядки отправляйтесь в ванную, чтобы умывать ребенка сначала теплой водой, а, когда он привыкнет, делать воду прохладнее. Хорошо для закаливания расширенное умывание — не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шеи.

Как спать

Закаливание можно проводить и тогда, когда ребенок спит, днем или ночью. Подходящая для закаливания температура во время сна - на 2-3 градуса ниже, чем обычная температура, в которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн. Перед сном помещение проветрите или оставьте открытой форточку, если на улице не холодно. Но следите, чтобы не было сквозняков. Для детей до 3 лет температуру во время сна держите в рамках 21-23 градусов, а для ребят постарше — 20-21 градус, а с 5-7 лет — 19-21 градус.

Как одеваться

Как ходить

Некоторые дети очень любят ходить босиком. Но маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы. А из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие. Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать с голыми ножками, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему. Если у вас есть возможность выехать летом с малышом на природу, где есть чистая трава, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить малышу ходить по земле и траве.

Памятка родителям

Специальные методики закаливания детей дошкольного возраста применять можно – иммунитету ребенка это пойдет только на пользу. Однако снова требуются время, желание и систематичность. К тому же необходимо быть очень грамотным родителем, чтобы четко понимать, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо, и закаливание надо приостановить. Ведь есть немало людей, ознакомившихся с методикой и начавших ее исполнение, не считаясь с состоянием ребенка. Одна из самых эффективных специальных методик — контрастное обливание стоп и голеней. Ножки попеременно обливаются теплой и прохладной водой и, если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливаний заканчивается прохладной водой. Если организма малыша ослаблен, то заканчивать процедуру надо теплой водой. Обтирание прохладной водой тоже не потеряло своей актуальности. Но вот с чем не стоит экспериментировать — это с интенсивным закаливанием. Нередко по телевидению показывают, как малышей обливают холодной водой на снегу и заставляют по снегу ходить босиком, но делать этого не надо. Нельзя устраивать и заплывы малышей в проруби. Такое псевдозакаливание — огромный стресс для детского организма, и его последствия очень трудно предсказать. А постепенное и последовательное закаливание принесет только пользу и здоровью, и самочувствию малыша.

Закаливание детей в детском саду: методы, советы, рекомендации

Честь и хвала тому детскому саду, в котором уделяется достаточное внимание физическому развитию детей, в частности — закаливанию. Привыкание детского организма к пониженным температурам, его адаптация к менее комфортным условиям сказывается и на иммунитете ребёнка, укрепляя его, и на здоровье. Если регулярно проводить закаливание детей, они станут гораздо реже болеть, а в будущем им не грозит букет хронических заболеваний, популярный среди школьников в наши дни.

Закаливание детей в детском саду: общая методика

Проводить в жизнь методику закаливания в детском саду должен весь дружный коллектив дошкольного учреждения: и руководство, и медсестра, и воспитатели, да и родители не должны этому противиться. Ничего сложного эта методика собой не представляет. Главное — придерживаться основных принципов закаливания:

  • постепенность: нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;
  • систематичность: только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;
  • учет индивидуальных особенностей, в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.

Дружный тандем родителей и воспитателей в этом вопросе просто необходим. Закаливание в детском саду должно быть подхвачено и продолжено дома (читайте подробнее про закаливание детей в домашних условиях). Чтобы не был нарушен принцип систематичности, родители должны контролировать закаливание своего ребёнка на выходных, когда малыш находится не в саду, а дома. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, чтобы заинтересовать малыша своим личным примером, закаляясь вместе с ним. К основным процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и солнце.

Водные процедуры

Вода — отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:

  • обтирания;
  • обливания;
  • купания.

Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших воспаление легких или плеврит.

Воздушные процедуры

Воздушные процедуры в детском саду

Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

  • сон на открытом воздухе;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • воздушные ванны.

Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.

Солнечные процедуры

Солнечные процедуры в детском саду

Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту, регулируют теплообмен. Наряду с такими положительными свойствами солнце нередко оказывает вредное действие. Поэтому в детских садах к таким процедурам необходимо подходить ответственно и осторожно. Для младших детей эффективными окажутся солнечные ванны, которые рекомендуется проводить в движении. Однако игры эти должны быть спокойного характера. Солнечные ванны детям нужно принимать:

  • утром (с 8 часов и до 9 часов);
  • после обеденного сна (с 15 часов и до 16 часов).

Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не было солнечных перегревов.

Процесс закаливания детей в детском саду потребует от воспитателей и медсестры немалых усилий, но они будут 100%-но оправданы. Мало того, что существенно уменьшится заболеваемость среди посетителей сада, у детей будет хороший сон, отличный аппетит и радостное настроение. Всего этого не смогут не заметить и благодарные родители.

Специалисты советуют начинать с воздушных ванн, а уже после них переходить к водным процедурам. Рассмотрим несколько правил закаливания ребенка, которые помогут избежать ошибок и повысить иммунитет ребенка в кратчайшие сроки.

Правила закаливания ребенка

1. Чем раньше начнете, тем лучше – возраст не имеет значения.

2. Процедуры должны проводиться систематически, и не важно, будет это контрастный душ, обливания, хождение по снегу или просто воздушные ванны.

3. Продолжительность процедур увеличивайте постепенно, иначе закаливание может обернуться лечением простуды у ребенка и постельным режимом.

4. Настроение имеет значение! Поверьте, те же обливания окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех, а не громкий плач.

5. Станьте примером для подражания. Кроха намного охотнее будет закаляться, видя, что родители и сами с удовольствием принимают участие в водных процедурах.

6. Повысьте эффективность водных процедур за счет сочетания их с физкультурой или массажем.

7. Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.

8. Не допускайте переохлаждения малыша.

9. Следите, чтобы ребенок не перегрелся.

10. Руки и ноги малютки перед началом процедур должны быть теплыми.

Придерживаясь простых правил закаливания ребенка в домашних условиях, вы сможете защитить его не только от частых простуд и хронических заболеваний, но и от плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух.

Осталось только выбрать подходящий именно вам способ закаливания и можно начинать. Это могут быть: обтирания, ножные ванночки, ванны с постепенным понижением температуры, контрастный душ или обливания холодной водой. Если не можете сделать выбор самостоятельно, посоветуйтесь с педиатром, он непременно поможет.







Закаливание ребенка солнечными лучами

Ультрафиолетовые лучи в меру полезны для человеческого организма, под действием ультрафиолета в коже вырабатывается витамин Д, который участвует в процессе усвоения кальция. Чувствительность к ультрафиолету тем выше, чем младше ребенок. Проводить закаливание прямыми солнечными лучами с ребенком до года нельзя. С грудничками нужно находиться в кружевной тени деревьев, прямой солнечный свет им показан только в осенне-зимний период, как профилактика рахита. Температура воздуха при летнем загаре должна быть не больше +30 градусов, лучше всего загорать на пляже возле реки или моря. Время приема солнечных ванн для детей не более 20 минут, количество таких процедур за год не должно превышать 20-30.


Сейчас очень много говорят о вреде прямых ультрафиолетовых лучей на организм человека, так как они могут вызывать раковые заболевания кожи. Поэтому прислушивайтесь к советам и не появляйтесь с ребенком на улице и открытых пространствах, в том числе на пляже с 11 до 16 часов. Самое полезное время для пребывания на солнце – это утренние часы с 8 до 10 утра и вечер после 17-00.

Теперь поговорим о правилах закаливания ребенка солнцем:


1. Защищайте головку малыша от солнечного удара панамкой из легкого натурального светлого материала.

2. На грудничке во время принятия солнечных ванн должна быть обязательно легкая кофточка или рубашечка, наилучший вариант – батистовая распашонка.

3. Детей старше года выводите на солнышко сначала в рубашечке, затем в маечке, через несколько дней можно снять майку и совместить закаливание солнцем с закаливанием свежим воздухом. Температура воздуха при этом должна быть выше 20-22 градусов, а погода безветренной.

4. Водные процедуры применяются после солнечных ванн, а не наоборот, чтобы не вызвать переохлаждение ребенка. После купания, хорошо вытирайте его.

5. Продолжительность первой солнечной процедуры для грудничка – 3 минуты, у детей после года – 5 минут. Ежедневно увеличивайте время пребывания ребенка на солнышке до 30-40 минут в день.

6. Противопоказаны солнечные процедуры при жаре выше 30 градусов, а также деткам с онкозаболеваниями.

7. В рассеянных солнечных лучах (в кружевной тени) ультрафиолета остается практически столько же сколько и в прямых лучах, а вот инфракрасного излучения, которое ведет к перегреву организма летом, значительно меньше.

8. Если у ребенка случился солнечный удар или перегрев, немедленно занесите его в прохладное помещение, напоите водой, можно искупать его в ванной. При повышении температуры и ознобе дайте жаропонижающее.

9. Чтобы не допустить перегрева и обезвоживания во время солнечных процедур, увеличьте питьевой режим, не забывайте на прогулку бутылочку с чистой качественной водой.

10. Лучше всего, если во время солнечных процедур ребенок будет находиться в движении. Сон на солнышке полезен только зимой.

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1 - дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2 - дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 - имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Общие требования:

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:

  • соблюдение санитарных и гигиенических требований;
  • сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
  • специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;
  • поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 о С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный режим.

Организованная двигательная деятельность

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
  2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю)
  3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
  4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
    1. утром
    2. после завтрака
    3. на прогулке
    4. после сна
    5. на второй прогулке

    Закаливание:

    • оздоровительные прогулки, ежедневно
    • умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
    • полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
    • воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
    • ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

    Оздоровительная работа

    1. Сквозное проветривание
    2. Санитарный режим
    3. t = 20-22 о С
    4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
    5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
    6. Утренняя гимнастика
    7. Физкультурные занятия
    8. Подвижные игры
    9. Закаливание:
      1. оздоровительные прогулки;
      2. умывание прохладной водой;
      3. воздушные ванны:
        а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
        б) дорожка здоровья;
        в) облегченная одежда;
        г) сон с открытой фрамугой.

      Основные принципы и средства закаливания

      С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

      Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее. При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

      1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

      2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

      3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

      Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

      1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
        После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
      2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
        Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
      3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24-26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19-20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
        Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

      Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

      Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

      • в младших группах до 20-25 мин.
      • в старших группах до 30-40 мин.

      Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды. В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей. Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

      Читайте также: