Шаттл разбился при посадке

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Первый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 года в рамках программы NASA Space Transportation System по доставке грузов на околоземную орбиту. Командой руководил астронавт Джон Янг, для которого этот полет в космос стал уже пятым.

Всего шаттл отправлялся 28 раз. Он провел в космосе 300,74 суток, совершил за это время 4808 оборотов вокруг Земли и пролетел в общей сложности 201 454 702 км. На борту шаттла за были проведены эксперименты с рентгеновским и ультрафиолетовым телескопами, исследования микрогравитации, запуск лазерного геодинамического спутника, медицинские исследования и многие другие опыты.

В последний полет шаттл отправился 16 января 2003 года. Утром 1 февраля он должен был вернуться на Землю.

Через несколько секунд оператор по механическим системам и жизнеобеспечению Джефф Клинг выявил неисправность четырех датчиков гидравлической системы в левой плоскости крыла. Спустя пару минут отказали датчики давления в левой стойке шасси.

А спустя пять минут над северной частью Техаса жители услышали взрыв и заметили в небе дым.

После того, как появились данные о взрыве, в ЦУПе была объявлена тревога. Присутствующим было запрещено покидать места, а операторы должны были сохранить всю имевшуюся информацию для последующего расследования.

Анализ данных того, что происходило с шаттлом, показал: в катастрофе был виноват именно кусок изоляции, повредивший плоскостную панель. Тесты показали: изоляционный материал способен пробить панель. В результате образовалась большая дыра, в которую попали разогретые до сверхвысоких температур газы. Это и привело к разрушению шаттла.

Изначально были и другие версии — предполагалось, что шаттл мог пострадать уже в космосе, от столкновения с метеоритом или удара молнии. Однако экипаж о подобных происшествиях не сообщал.

В связи с катастрофой в США был объявлен четырехдневный траур. Полеты в космос были приостановлены на время расследования причин крушения. На этот период обязанности по доставке грузов на МКС легли на Россию.

В течение первых дней после катастрофы было найдено большое количество плиток теплозащиты, носовая часть шаттла, один из двигателей, а также две секции левого крыла и аварийные бортовые самописцы. В 38 районах штата Техас и 25 округах Луизианы спасатели обнаружили более 12 тыс. различных фрагментов шаттла, в то время как сам челнок состоял из 2 млн различных компонентов. Необходимо было собрать как можно большее число обломков, чтобы по характеру повреждений реконструировать картину разрушения шаттла. Чуть позже был обнаружен и бортовой самописец и фрагменты крыла, повреждение которого и привело к гибели шаттла.

Члены независимого совета по расследованию причин катастрофы шаттла вынесли окончательный вердикт летом 2003 года.

Согласно заключительному докладу специалистов, упущения NASA сыграли не меньшую роль в трагедии, чем технические неполадки. Эксперты также утверждали, что, если конструкция шаттла не отвечала требованиям безопасности, необходимо было выявить это до запуска и предпринять что-нибудь для устранения недостатков.

Согласно отчету NASA, опубликованному спустя несколько лет, астронавты погибли за считанные секунды.

После отделения кабины от остальных частей шаттла перепад давления внутри нее если не убил астронавтов, то привел их в бессознательное состояние. Когда кабина разрушилась, их тела с огромной скоростью упали на землю с высоты более 60 км, обгорев за время падения из-за силы трения в атмосфере.


Особых прорывов миссия не сулила. Разве что пилот израильских ВВС Илан Рамон, герой налета на иракский реактор в Озираке в 1981 году, в этом рейсе должен был стать первым астронавтом еврейского государства.

Полет ценой в одну плитку

Этот факт был зафиксирован видеозаписью, которую спустя два часа после старта отсмотрели, но не нашли в ней ничего криминального. Как минимум при четырех стартах шаттлов уже происходили подобные вещи.

Однако на тот момент этого никто не знал, а возможностей как следует осмотреть корабль в поисках возможных повреждений не было. Тем не менее, сам факт того, что плитка теплоизоляции отлетела, и МОГЛА повредить корпус корабля, инженеры НАСА не отрицали. Более того, некоторые из них довольно активно настаивали на этой пессимистичной версии.

Руководство полета, тем не менее, выбрало другой вариант. Во-первых, эти люди отталкивались от того, что аналогичные отлетевшие плитки ранее не приводили к серьезным повреждениям. Сработала своего рода психологическая защита: в хозяйстве творятся опасные вещи, но пока ничего не сломалось, – значит вещи неопасны.

И, наконец, спасательная операция в виде подъема нового челнока была невозможна: автономность шаттла на орбите не превышает двух недель, за это время подготовить второй челнок нереально.

Хорошо срежиссированная катастрофа

36 3

При сходе с орбиты пришло время дыры в композитной защите. Передняя кромка крыла – очень нагруженный с тепловой точки зрения участок, дыра в местной теплозащите равносильна катастрофе. Что и произошло: локальный разогрев, отходят ещё несколько плиток, и плоскость начинает разрушаться.

Единственными выжившими при катастрофе оказались черви-нематоды Caenorhabditis elegans, обнаруженные в алюминиевых контейнерах – их выращивали на орбите во время биологических экспериментов.

Тонкие детали катастрофы

36 4

НАСА довольно подробно восстановила происходившее на шаттле. В 2008 году был опубликован доклад, в котором картинка катастрофы разложена по косточкам. Если не считать истории с отлетевшей изоляцией и повреждением крыла, как выяснилось, наиболее интересное крылось в кабине корабля.

У троих астронавтов, например, в момент катастрофы отсутствовали перчатки. Это старая история: работать с переключателями приборных досок шаттлов в перчатках сложно, поэтому их как бы положено надевать, но на самом деле происходит это далеко не всегда.

Вот так они и летали все это время. Добавьте недостаточно жесткое крепление верхней части туловища к креслу – именно их снесло в первую очередь, в отличие от крепления ног. В условиях разрушения кабины в набегающем потоке на скорости около 20 Махов это означало немедленную смерть от чисто механических повреждений, ибо удержаться в кресле было просто невозможно.

После этого такая незначительная мелочь, как невозможность автоматического раскрытия индивидуальных парашютов (да, в этих условиях система спасения требовала от астронавтов сознательного участия), уже неважна. Даже в том случае, если бы при разрушении кабины астронавты были надежно зафиксированы в ложементах и защищены, пережить дальнейшее у них не было практически никаких шансов. Катастрофа словно была разыграна по заранее написанному сценарию, исключающему всякую импровизацию.

P.S: Принятие мер, направленных на повышение уровня безопасности миссий шаттла, постоянно откладывалось. Реальный бюджет НАСА сегодня находится на том же уровне, что и 12 лет назад. Как ни прискорбно, чтобы ответственные лица задумались над проблемой безопасности, понадобилась такая трагедия.


В это трудно поверить, так как трагедий произошла в прямом эфире, на глазах всего мира. Именно в этом запуске американцы были уверены на 300%, и, имено его было принято решение (на самом высоком уровне) транслировать по всему миру.

Этому событию посвящены книги, пространные статьи в центральных журналах, газетах. В Википедии статья о Челленджере одна из самых подробных, пресыщена абсолютно бессвязными бездоказательными свидетельствами, рассчитанными на то, что бы легко и в непринужденной форме, убедить, неприхотливую американскую публику в том, что то что они видели на своих экранах, и есть правда.

А что же было на самом деле? Взорвался ли шаттл? Да, взорвался. Погибли ли люди? Нет не погибли. 6 из 7 до сих пор живут и здавствуют, абсолютно не скрываясь от фотокамер, продолжая свою нормальную жизнь.

MICHAEL J. SMITH


Этот классный парень даже не стал менять свое имя, и пасспортные данные. Работает преподавателем в университете University of Wisconsin, Madisoн.


Тоже не стал возиться с документами, и живет под своим именем. Работает шефом одной серьезной компании. Кстати, его сын отвечал за перехват якобы самолетов террористов, которые протаранили торговые центры в Нью-Йорке.

Двое других живых астронавтов, не такие смелые, как их вышеупомянутые коллеги, выдают себя за братьев близнецов.

Довольно неожиданно, что у двоих астронавтов оказались братья близнецы. У меня лично, за всю жизнь, никогда не встречалось такого, что бы в одной небольшой группе людей, встретилось 2 человека с близнецами братьями. Документы НАСА подделать не сложно. Подделали ли же Обаме свидетельство о рождении, подтверждающее, что он американец. А вот этим двум проблем тем более не составило.



Женщины Чалленджера тоже живы и здравствуют. Обе преподают юриспруденцию в Йельском и Сиракузском университетах соответстенно.



Прошло чуть менее чем 30 лет с момента трагедии. Следов 7-ого астронавта пока не нашли. На момент полета ему было 42 года, сейчас бы было 71. Вполне возможно, что он умер своей смертью. Вполне возможно, что он один из всей команды, которому не пришлось по душе вранье всему миру, вполне возможно, что он не смог с этим дальше жить. И его, как и братьев Кеннеди, как Линкольна, просто убрали. В Америке с этим все очень просто.

Остается главный вопрос, зачем нужно было устраивать этот театр?


шаттл колумбия 2003

Старт шаттла состоялся в 1981 году. Это был первый полет, который совершил американский космический аппарат за последние 6 лет. В кодовой классификации NASA ему был присвоен номер STS-1.

космический аппарат

Запуск в космос шаттла производился с помощью твердотопливного ракетного ускорителя. Кроме собственно космического корабля и двухракетного ускорителя, в конструкцию входил очень объемный топливный бак, заправленный жидким кислородом и водородом. Отделение ракетного ускорителя происходит на высоте 45 км, а топливного бака – на высоте 113 км.

Орбитальный ракетоплан имел длину чуть больше 37 м, размах крыльев - около 24 м, массу без полезного груза - 68,5 тонн.

Миссия STS-107

Экипаж

Теперь давайте узнаем, что собой представлял экипаж STS-107. Он состоял из семи человек: пятерых мужчин и двух женщин. Шестеро из членов экипажа были гражданами США, один представлял Израиль.

экипаж sts 107

Его соотечественник, сорокаоднолетний Уильям МакКул, занимал должность второго пилота. У него имелся продолжительный опыт службы в ВМС США. МакКул был самым младшим по возрасту участником полета.

Американский астронавт Дэвид Браун являлся специалистом полета. 46-летний космонавт был самым старшим среди своих соотечественников, участвующих в полете. У Дэвида Брауна было медицинское образование, и он выполнял функции врача. Как и для предыдущего астронавта, для Дэвида это был первый полет в космос.

Лорел Кларк являлась второй из двух женщин, которые приняли участие в экспедиции STS-107. Она являлась американской гражданской, ей было 40 лет от роду. Была медиком по образованию, но до этого в космических экспедициях никогда не участвовала. В экспедиции выполняла обязанности специалиста по зоологии.

Гражданин Израиля Илан Рамон являлся специально приглашенным NASA иностранным специалистом. На момент полета ему исполнилось 48 лет, то есть он был самым старшим по возрасту членом экипажа. Рамон имел образование специалиста по электронной и компьютерной технике, а также был пилотом ВВС Израиля. Это был первый для него космический полет, в котором он получил должность специалиста по полезной нагрузке, то есть вместе с Майклом Андерсоном принимал участие в научных исследованиях. Кроме того, благодаря этому полету Илан Рамон стал первым израильским космонавтом.

У большинства членов экипажа были дети.

Старт

Экспедиция STS-107 совершила старт в космос 16 января 2003 года из Космического центра Кеннеди на мысе Канаверал, расположенного в американском штате Флорида. Номер стартовой площадки - 39-A.

последний полет

Полет

1 февраля 2003 года, после выполнения всех задач, в запланированное время началась процедура посадки шаттла.

Катастрофа

катастрофа шаттла колумбия

В 8:58 от корабля отвалилась теплоизоляционная плитка. В 8:59 обрывается последний сеанс связи с командиром шаттла. В 9:00 "Колумбия" в небе разваливается на части. В 09:05 произошло падение обломков шаттла на землю на территории американского штата Техас.

После катастрофы

Сразу же после крушения начались поиски останков корабля. Официально в них принимало участие более 500 человек. Поиски осложняло то, что части шаттла были раскиданы по довольно большой территории, охватывая штаты Техас, Луизиану, Калифорнию, Аризону Всего было найдено около 12 000 обломков. В том числе было обнаружено устройство, которое заменяет черный ящик.

Останки тел всех членов экипажа были найдены.

Расследование причин и выводы

Первоначально рассматривалось несколько причин катастрофы, но возможность теракта была сразу исключена, так как технически его совершить было практически невозможно. Хотя одно время в интернете даже была распространена версия, что крушение шаттла произошло по причине внедрения компьютерного вируса в систему челнока. Но эта версия не выдерживала никакой критики.

авария шаттла колумбия

Остались две основные версии. По одной из них крушение произошло из-за повреждения термоизоляционного покрытия, которое случилось ещё при старте шаттла. По второй же повреждение термопокрытия произошло уже в космосе из-за попадания метеорита.

В окончательном выводе, который был зачитан в августе 2003 года, значилось, что катастрофа произошла из-за разрушения левого крыла челнока раскаленными газами, проникшими в его полость из-за повреждения термоизоляции.

Последствия

Основными последствиями трагедии стало уделение большего внимания сотрудниками NASA проблемам безопасности космических аппаратов и экипажей на них. Этот тезис особенно подробно был изложен в самом конце 2008 года в специальном докладе NASA.

Память

Вместе с тем память об астронавтах-героях, которые были членами экипажа шаттла, живет по сей день.

Одна из швейцарских рок-групп в 2005 году выпустила композицию, которая была посвящена данной катастрофе. А за два года до этого участник популярной британской группы Deep Purple записал композицию-посвящение, права на которую передал родственникам погибших астронавтов.

трагедия шаттла колумбия

Также в честь шаттла был назван один из суперкомпьютеров, который используется в НАСА - Columbia. Одна из вершин горы Кит Карсон в Колорадо была названа Колумбия Пойнт.

Значение катастрофы

Именно эта катастрофа стала одной из причин, благодаря которым был поднят вопрос о закрытии программы Space Shuttle.

Первый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 года в рамках программы NASA Space Transportation System по доставке грузов на околоземную орбиту. Командой руководил астронавт Джон Янг, для которого этот полет в космос стал уже пятым.

Всего шаттл отправлялся 28 раз. Он провел в космосе 300,74 суток, совершил за это время 4808 оборотов вокруг Земли и пролетел в общей сложности 201 454 702 км. На борту шаттла за были проведены эксперименты с рентгеновским и ультрафиолетовым телескопами, исследования микрогравитации, запуск лазерного геодинамического спутника, медицинские исследования и многие другие опыты.

В последний полет шаттл отправился 16 января 2003 года. Утром 1 февраля он должен был вернуться на Землю.


В 8:53 от крыла стали отваливаться куски обшивки.

Через несколько секунд оператор по механическим системам и жизнеобеспечению Джефф Клинг выявил неисправность четырех датчиков гидравлической системы в левой плоскости крыла. Спустя пару минут отказали датчики давления в левой стойке шасси.

А спустя пять минут над северной частью Техаса жители услышали взрыв и заметили в небе дым.


После того, как появились данные о взрыве, в ЦУПе была объявлена тревога. Присутствующим было запрещено покидать места, а операторы должны были сохранить всю имевшуюся информацию для последующего расследования.

Анализ данных того, что происходило с шаттлом, показал: в катастрофе был виноват именно кусок изоляции, повредивший плоскостную панель. Тесты показали: изоляционный материал способен пробить панель. В результате образовалась большая дыра, в которую попали разогретые до сверхвысоких температур газы. Это и привело к разрушению шаттла.

Изначально были и другие версии — предполагалось, что шаттл мог пострадать уже в космосе, от столкновения с метеоритом или удара молнии. Однако экипаж о подобных происшествиях не сообщал.

В связи с катастрофой в США был объявлен четырехдневный траур. Полеты в космос были приостановлены на время расследования причин крушения. На этот период обязанности по доставке грузов на МКС легли на Россию.


В течение первых дней после катастрофы было найдено большое количество плиток теплозащиты, носовая часть шаттла, один из двигателей, а также две секции левого крыла и аварийные бортовые самописцы.

В 38 районах штата Техас и 25 округах Луизианы спасатели обнаружили более 12 тыс. различных фрагментов шаттла, в то время как сам челнок состоял из 2 млн различных компонентов. Необходимо было собрать как можно большее число обломков, чтобы по характеру повреждений реконструировать картину разрушения шаттла. Чуть позже был обнаружен и бортовой самописец и фрагменты крыла, повреждение которого и привело к гибели шаттла.

Члены независимого совета по расследованию причин катастрофы шаттла вынесли окончательный вердикт летом 2003 года.


Согласно заключительному докладу специалистов, упущения NASA сыграли не меньшую роль в трагедии, чем технические неполадки. Эксперты также утверждали, что, если конструкция шаттла не отвечала требованиям безопасности, необходимо было выявить это до запуска и предпринять что-нибудь для устранения недостатков.

Согласно отчету NASA, опубликованному спустя несколько лет, астронавты погибли за считанные секунды.

После отделения кабины от остальных частей шаттла перепад давления внутри нее если не убил астронавтов, то привел их в бессознательное состояние. Когда кабина разрушилась, их тела с огромной скоростью упали на землю с высоты более 60 км, обгорев за время падения из-за силы трения в атмосфере.

Читайте также: