Семена хвойных растений в отличие от цветковых

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Для некоторых видов растений споры являются ведущим способом размножения и распространения. Споры способны сохраняться в неблагоприятных условиях, а затем прорастать при попадании в оптимальную среду.

3. Какие растения относят к низшим? Чем они отличаются от высших? У каких растений образуются семена?

К низшим растениям относятся растения, у которых нет разделения тела на орган и не развито многообразие тканей. Примером низших растений могут служить одноклеточные и многоклеточные водоросли.

У высших растений имеется чёткое разделение на органы: корень, стебель, листья и прочие орган. Кроме того различные части высших растений образованы различными видами тканей. Это может быть основная ткань механическая ткань, проводящая ткань, покровная ткань или образовательная ткань.

Семена образуются только у высших неспоровых растений. Это могут быть голосеменные растения или покрытосеменные растения.

Лабораторные работы

1. Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

Сосна обыкновенная: хвоя расположена пучками по 2-5 хвоинок вместе, хвоинки длинные — 4-5 см, острые, светло-зелёного цвета.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Ель: хвоя расположена поодиночно, хвоинки короткие — до 2 см, острые, цвет от тёмно-зелёного до сизо-голубого.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Лиственница: короткие хвоинки ( до 1,5 см) сидят пучками, цвет — светло-зелёный.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Пихта: хвоинки расположены поодиночно, но очень часто, длина хвоинок средняя — 3 см, цвет — тёмно-зелёный.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

2. Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Хвоинки длинные (до 5—7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе… Сосна обыкновенная.

Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку… Ель.

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны… Пихта.

Хвоинки светло-зелёные, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму …Лиственница.

3. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

4. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?

Ели, пихты, сосны, лиственницы и другие хвойные растения называют голосеменными потому, что их семена открыто лежат на поверхности чешуек шишек.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник
§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Вопросы в конце параграфа

1. Почему голосеменные получили такое название?

Голосеменные растения получили своё название потому, что из семена открыто лежат на поверхности чешуи шишек.

2. Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?

Основные признаки голосеменных растений: они имеют корень, стебель и листья, а для размножения образуют семена, открыто лежащие на поверхности чешуи шишек.

Отличие голосеменных растений от папоротников:

  • у голосеменных растений имеется корень, а у папоротников вместо корня корневище — видоизменённый стебель, выполняющий функции корня;
  • у голосеменных растений имеются полноценные листья — хвоинки, а у папоротников вместо листьев вайи — листоподобные органы, являющиеся видоизменёнными побегами;
  • голосеменные растения размножаются семенами, а папоротники — спорами.

3. Какие голосеменные растения вы знаете?

В нашей стране наиболее распространены хвойные голосеменные растения: сосна, ель, пихта, лиственница, можжевельник, кедр, кипарис, туя и тис.

4. Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях растут сосны и ели?

  • мужские — зеленовато-жёлтые, собранные тесными группами у оснований молодых побегов;
  • женские — красноватые одиночные шишки на вершинах молодых веток.

мужские — буровато-жёлтые, располагаются на побеге ниже женских шишек.

5. Почему в лесу нижние ветки у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?

Ели являются теневыносливыми растениями, то есть могут произрастать даже в условиях плохой освещенности, которая обычно присуща нижним уровням густых лесов.

Сосны, наоборот, являются светолюбивыми растениями. В условиях плохой освещенности нижние ветки либо совсем не развиваются, либо развиваются вяло, либо отмирают. На открытых и хорошо освященных местах у сосен хорошо развиты как верхние, так и нижние ветки.

6. Каково значение голосеменных растений?

Голосеменные растения участвуют в большом круговороте веществ. Они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород. Кроме того они преобразуют неорганические минеральные вещества в органические вещества, необходимые для других участников круговорота веществ.

Хвойные голосеменные растения способны выделять особые летучие вещества — фитонциды. Эти вещества эффективно подавляют развитие вредных бактерий как в самом лесу, так и в окрестностях.

Древесина хвойных деревьев — ценное сырьё для многих отраслей промышленности:

  • ели и сосны используются в качестве строительного материала и для изготовления поделок;
  • из древесины сосны после специальной химической обработки получают вискозу — искусственные волокна, напоминающие шёлк;
  • из древесины ели изготавливают различные виды бумаги и картонов;
  • из семян кедров получают ценное и полезное кедровое масло, употребляемое в пищу;
  • семена кедров используют в пищу;
  • из хвои изготавливают целебные настои, которые могут спасти от авитаминоза и цинги.

Подумайте

Почему многие санатории и дома отдыха расположены в сосновых борах, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения?

Как и все зелёные растения хвойные деревья и кустарники очищают воздух, поглощают углекислый газ и выделяют большое количество кислорода. Благодаря этому воздух в хорошо озеленённых местах санаториев и оздоровительных заведений отличается чистотой и свежестью.

Особенностью же хвойных растений является то, то помимо кислорода они выделяют особые летучие вещества — фитонциды. Эти вещества подавляют развитие многих вредных бактерий и делают воздух не только чистым, но и целебным.

Задания для любознательных

1. Установите, в какие месяцы года происходит созревание и рассеивание семян сосны и ели в вашей местности.

Созревание семян пихт и елей в Средней полосе России обычно происходит в октябре. После высеивания семян шишки елей опадают.

У сосен семена созревают на следующий год после образования шишек. Обычно это происходит в конце осени — в начале зимы, то есть в ноябре-декабре. После этого семена всю зиму находятся в шишках, а потом, в марте-апреле, рассеиваются и разносятся ветром на большие территории.

У лиственницы семена полностью созревают и рассеиваются уже в коне лета.

2. В мае—июне понаблюдайте за развитием из почек молодых побегов сосны или ели.

Почки молодых побегов сосны в мае-июне

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Почки молодых побегов ели в мае-июне

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Обратите внимание на расположение шишек на побегах.

У сосен женские шишки расположены на концах молодых побегов, а мужские, более мелкие, — сосредоточены в тесных группах в основании побега.

У елей женские шишки также образуются на концах побегов, но не новых, а прошлогодних. мужские шишки расположены на ветке ниже женских и имеют желтовато-бурую окраску.

Соберите семена сосны и ели. Посейте их на пришкольном участке. Ухаживайте за всходами. Выращенные растения используйте для озеленения.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Задания

Ели, сосны, лиственницы, пихты, можжевельники — нас окружает довольно много видов голосеменных растений. Они прекрасно очищают воздух от вредных примесей и насыщают его кислородом и полезными фитонцидами — летучими ароматическими веществами, способными подавить развитие многих вредных бактерий. Это лечебное свойство хвойных растений активно используют при лечении заболеваний дыхательных путей, например астмы и бронхита. А также при реабилитации пациентов после перенесения самых различны заболеваний.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Также из древесины сосны получают уксусную кислоту и метиловый спирт. Они применяются для изготовления самых разнообразных лекарств и формальдегида, которым дезинфицируют раны и обеззараживают медицинские инструменты. А из корней и пне сосны изготавливают дёготь, который является важной составляющей мази Вишневского — эффективнейшего средства лечения загноившихся ран и кожных заболеваний.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

В сосновых почках находятся полезные дубильные вещества, эфирные масла и огромное количество аскорбиновой кислоты. Их собирают ранней весной и делают настои, помогающие от авитаминоза и низкого иммунитета. Настои делают и из хвои сосны поскольку и она богата минеральными веществами и витаминами, особенно в зимний период.

У елей в лечебных целей чаще всего используют хвою. Она насыщена провитамином А, витамином С и эфирными маслами. Из еловой хвои изготавливают лечебные экстракты для ополаскивания рта и витаминные концентраты для лечебных ванн. Особенно хорошо еловые ванны помогают при ревматизме — воспалительном заболевании соединительной ткани человека.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Одним из лидеров по лечебным свойствам среди голосеменных растений является можжевельник. Эти кустарники способны выделять в 6 раз больше фитонцидов, чем другие хвойные растения! Плоды можжевельника содержат очень полезное эфирное масло. Оно помогает при лечении проблем мочеполовой системы, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, кровеносной системы, а также действует как сильное болеутоляющее и противовоспалительное средство. Применяют его в качестве мазей спиртовых настоек, концентратов для ванн и лекарственного чая.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Не стоит забывать и о лечебных свойствах кедровых орехов — это настоящий мультивитаминный комплекс! Так, 10 граммов кедровых орехов содержат суточную потребность взрослого человека в витаминах B и D, аминокислотах и некоторых микроэлементах: в меди, марганце, кобальте и цинке. При этом кедровые орехи очень вкусны и питательны. Ихс удовольствием едят и дети, и взрослые.

§ 17. Голосеменные - Пасечник. 5 класс. Учебник

Словарик

Голосеменные — это наземные вечнозелёные растения, семена которых открыто лежат на поверхности чешуек шишек.

Семя — это многоклеточная структура, содержащая зародыш, запас питательных веществ и другие компоненты. Семя служит для размножения растений.

Высшие семенные растения — это группа растений, размножающиеся семенами. Тела высших растений разделены на отдельные органы и отличаются разнообразием тканей.

Хвойные растения — это группа голосеменных растений листья которых видоизменены и представляют собой узкие игольчатые хвоинки.

Женская шишка — это шишка, в которой находятся семязачатки, а затем образуются яйцеклетки и развиваются семена хвойных деревьев.

Мужская шишка — это шишки, в которых образуется пыльца с мужскими половыми клетками спермиями.

Фитонциды — это особые летучие вещества, которые способны подавлять развитие многих вредных бактерий.

Шишки сосны и ели. Сосна и ель, как и другие голосеменные, размножаются семенами. Однако в отличие от цветковых растений, семена у них образуются не внутри плодов, а на чешуях женских шишек.


Весной на верхушках молодых побегов сосны образуются мелкие (длиной около 5 мм) красноватые женские шишки. Каждая шишка имеет ось и отходящие от нее чешуи. На верхних сторонах чешуй располагаются по два семязачатка.
Побеги сосны с молодыми шишками

Мужские шишки у сосны образуются в основаниях молодых побегов. Они желтые, мелкие и располагаются группами. На нижних сторонах чешуй мужских шишек развиваются по 2 пыльцевых мешочка. Внутри мешочков созревает пыльца.

Опыление и оплодотворение в шишках сосны. Каждая пылинка сосны имеет 2 крупных пузырька, наполненных воздухом. За счет их пылинки приобретают легкость — поэтому ветер переносит их на десятки и даже сотни метров.

После того как пылинки попадают на семязачатки, чешуи женских шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только через год, так как семязачатки во время опыления к нему еще не готовы.

Летом следующего года женские шишки зеленеют и становятся крупнее. В семязачатках образуются яйцеклетки и запасающая питательная ткань — эндосперм.


Ветка сосны с шишками

Развившиеся при прорастании пыльцы неподвижные мужские половые гаметы — спермии попадают по пыльцевой трубке к яйцеклетке. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой — происходит оплодотворение, а затем образование зиготы.

Образование и строение семени сосны. Образовавшаяся в семязачатке зигота многократно делится — формируется зародыш. При этом семязачаток превращается в семя, состоящее из зародыша, эндосперма и семенной кожуры с пленчатым крылышком.


Образование семени у сосны

В конце зимы женская шишка достигает 4–6 см длины и приобретает бурый цвет. Семена в шишке лежат на чешуях открыто, голо (отсюда и название — голосеменные). После полного созревания семян, чешуи раздвигаются, высыпающиеся из шишек семена подхватывает ветер и разносит их на большие расстояния. Попадая на поверхность снежного наста, они скользят по нему, а после таяния снега попадают в почву и прорастают.


Семя сосны и развитие проростка

В отличие от сосны, опыление и оплодотворение у ели происходит в один и тот же год, и уже осенью созревают семена.

Значение хвойных. Хвойные — основные лесообразующие деревья нашей страны, а леса — это и места обитания многих животных, и места пополнения воздуха кислородом. Большое значение леса имеют в сохранении почвенной влаги и в смягчении климата.

Велико и практическое значение хвойных. Их древесина высоко ценится в строительстве и изготовлении бумаги, в получении смолы, скипидара, спирта. Кору используют при дублении кож.

Спешу обрадовать, мы добрались до изучения семенных растений! К ним относятся голосеменные и покрытосеменные (цветковые). До этого размножение шло только с помощью спор: у мхов, папоротников, хвощей и плаунов - высших споровых растений. Настало время открыть новую интересную главу этой книги, посвященную растениям, которые размножаются с помощью удивительного изобретения природы - семени.

Голосеменные - распространенная древняя группа растений, включающая небольшое число видов. Главной особенностью данной группы являются "голо" (то есть открыто) лежащие семяпочки и, в дальнейшем, развивающиеся из них семена. Иными словами, у голосеменных растений отсутствуют замкнутые вместилища для семян.

Ламинария

На примере типичного представителя - сосны обыкновенной, относящейся к классу хвойных, поговорим о характерных чертах данного класса и голосеменных растений в целом.

Общие признаки

Все голосеменные представлены древесными формами: деревьями и кустарниками. Травы отсутствуют.

Хвоинки (хвоя) - игольчатые видоизменения листьев. Сохраняются долгие годы, у некоторых сосен до 45 лет. Хвоя лиственниц опадает ежегодно.

Хвоя

Древесина голосеменных обладает большим запасом механической прочности. Это связано с ее особенностями: она состоит из трахеид с окаймленными порами, паренхима развита слабо. Либриформ (древесные волокна) и настоящие сосуды отсутствуют (исключение - гнетовые, имеют сосуды). Клетки-спутницы во флоэме также отсутствуют.

В древесине и коре имеются каналы, заполненные смолой. Однако, есть исключения - у гинкго смола не образуется вовсе.

Несколько веков назад в России целенаправленно создавались и охранялись, так называемые, корабельные рощи. Это, прежде всего, требовалось для флота, так как мачты кораблей изготавливали из сосен, отвечающих всем требованиям - корабельных (гладкий, твердый и прочный прямой ствол с минимальным количеством сучков и смолы).

Корабельная роща

Семяпочки и развивающиеся из них семена лежат "голо", открыто, для них нет закрытых вместилищ, отсутствует завязь. В сравнении с высшими споровыми растениями, размножение семенами ставит голосеменных на более высокий уровень организации.

Голосеменным растениям для размножения не требуется вода, опыление у них происходит с помощью ветра. Этот процесс перестал быть зависимым от капельно-жидкой среды, как было у мхов и у папоротников. Благодаря этому голосеменные получили большое преимущество и смогли расселиться по всей Земле, в том числе в засушливых районах. Они господствовали в юрском периоде, когда климат стал более сухим и жарким.

Юрский период

Обитают голосеменные в местах с холодным климатом и достаточным количеством влаги. Имеются виды, обитающие в жарких странах: растение вельвичия удивительная обитает в пустынях южной Африки.

Строение и жизненный цикл

Жизненный цикл голосеменных состоит из чередования бесполого поколения - спорофита (диплоиден, 2n), и полового поколения - гаметофита (гаплоиден, n). Господствует (доминирует) в цикле спорофит (2n) - это взрослое растение сосны.

Голосеменные относятся к разноспоровым, как и все семенные растения. Они образуют разные споры: крупные женские (мегаспоры) и мелкие мужские (микроспоры). Образуются они в спорангиях, расположенных на спорофиллах, которые собраны в стробилы (шишки) - от лат. strobilus - сосновая шишка.

Мужские шишки (стробилы)

К концу весны у основания молодых побегов образуются мужские шишки (стробилы) - мелкие, собранные в тесные группы, желтого цвета. Чешуи мужских шишек представляют собой микроспорофиллы. Микроспорофиллы - гомологи тычинок, которые крепятся к оси каждой шишки спирально, с нижней стороны, и имеют два пыльцевых мешка - микроспорангия.

Строение мужской шишки

Образование мужского гаметофита

Из материнских клеток (2n) в микроспорангии путем мейоза образуются 4 микроспоры (n). Строение микроспоры следующее: она покрыта экзиной (от гр.exo снаружи, вне) - наружная оболочка, изнутри интиной (от лат. intus внутри) - внутренней оболочкой. В составе микроспоры имеются также два воздухоносных мешка, образованных в результате отслоения экзины от интины и возникновения полости между ними.

Микроспора делится, не покидая спорангия, преобразуется в заросток. При делении из ядра микроспоры образуются две клетки. Одна из них превращается в две заростковые клетки (протоллиальные - от греч. проталлиум - заросток) - быстро отмирают и исчезают. Их функция до конца не изучена.

Из другой клетки в ходе митоза также образуются две: антеридиальная, из которой развиваются мужские половые клетки - спермии (неподвижные, без жгутиков в отличие от сперматозоидов), и более крупная вегетативная клетка, из которой в дальнейшем формируется пыльцевая трубка.

Мужской гаметофит голосеменных

Мужской гаметофит сильно упрощен, антеридии отсутствуют. Формируется он прямо внутри микроспоры, которая в итоге превращается в пыльцевое зерно. Совокупность пыльцевых зерен называется пыльца.

При вскрытии (нарушении целостности) микроспорангия, или пыльцевого мешка, пыльца высыпается во внешнюю среду и достигает женской шишки, где, в результате опыления, внутри семязачатка происходит дальнейшее развитие мужского гаметофита.

Образование женского гаметофита

На тех же самых соснах, где расположены мужские шишки, лежат и женские. Весной на верхушке молодого побега появляются мелкие (около 5 мм) красноватые шишки - это женские шишки (стробилы). Состоят они из оси (стержня) , на котором располагаются две чешуи: кроющая и семенная. На верхней стороне у основания семенной чешуи лежат два семязачатка.

Кроющая чешуя представляет собой видоизмененный лист, в его пазухе находится семенная чешуя. Семенная чешуя - видоизмененный боковой побег.

Строение женской шишки

Женские шишки (стробилы)

Именно открыто расположенные семязачатки (семяпочки) служат причиной, по которой этот отдел растений называется - голосеменные.

В женских шишках, в отличие от мужских, каждая чешуя гомологична целой мужской шишке (стробилу). То есть одна чешуя - целой мужской шишке, а не отдельным ее микроспорофиллам (чешуям)!

Молодой семязачаток состоит из нуцеллуса, интегумента и фуникулуса. Нуцеллус (от лат. nucella - орешек) - центральная часть семяпочки, соответствующая мегаспорангию. Интегумент (от лат. integumentum покрывало) - покров семяпочки, вырастающий из ее центральной части - нуцеллуса. В зрелом семени интегумент преобразуется в семенную кожуру. Фуникулус (от лат. funiculus канатик, верёвка) или семяножка - часть семязачатка, соединяющая его с мегаспорофиллом (семенным чешуями).

На интегументе около вершины располагается микропиле (пыльцевход) - через него после опыления пыльцевая трубка проникает в нуцеллус. Между интегументом и нуцеллусом имеется густая жидкость, выступающая из микропиле. Подсыхая, она втягивается внутрь семязачатка и затягивает вместе с собой пыльцу, осевшую на ней.

Микропиле в женской шишке

Образование женского гаметофита

В средней части обособляется спорогенная клетка (2n) (археспориальная - от греч. arche начало и sporá семя). В результате ее митотического деления образуются материнские клетки спор - спороциты (2n), однако и сама археспориальная клетка может выступать в роле спороцита, минуя стадию митоза. Спороциты (2n) делятся мейозом на четыре гаплоидные (n) мегаспоры.

Три мегаспоры отмирают, остается одна, которая многократно делится митозом и формирует эндосперм - запасное питательное вещество. Обратите на этот факт особое внимание: у голосеменных эндосперм гаплоидный (n) и образуется до оплодотворения. Такой эндосперм называется - первичный, он соответствует женскому гаметофиту.

Как и мужской, женский гаметофит весьма упрощен и заключен внутри мегаспоры. На верхушке женского гаметофита (мегагаметофита) образуется архегоний с яйцеклеткой (n). У гнетовых архегонии отсутствуют.

Женский гаметофит голосеменных

Жизненный цикл

На спорофите (2n) в микроспорангиях из материнских клеток (2n) путем мейоза образуются микроспоры (n). Из микроспоры формируется пыльцевое зерно. Пыльца (пыльцевые зерна (n)) с помощью ветра попадает в женские шишки, где улавливается густой жидкостью между интегументом и нуцеллусом, выступающей из микропиле. Жидкость засасывает пыльцу внутрь семязачатка на нуцеллус (в пыльцевую камеру). После того, как опыление произошло, микропиле зарастает. Чешуи шишки смыкаются и склеиваются смолой.

Семязачатки в этот момент еще не готовы к оплодотворению, так что от момента опыления до оплодотворения проходит около 13 месяцев. За это время в семязачатке формируется эндосперм, женская шишка увеличивается до 3-4 см и приобретает зеленую окраску.

Оказавшись на мегаспорангии, наружная оболочка пыльцевого зерна (экзина) разрывается, из вегетативной клетки в направлении архегония начинает расти пыльцевая трубка. Антеридиальная клетка делится на генеративную (спермагенную) и клетку-ножку антеридия (функция последней до сих пор не изучена). Спермагенная клетка попадает в пыльцевую трубку, а из нее - в архегоний.

Непосредственно перед оплодотворением спермагенная клетка делится на два спермия (n), один из которых отмирает, а другой сливается с яйцеклеткой (n). Образуется зигота (2n), из которой формируется и растет зародыш благодаря эндосперму - запасу питательных веществ.

Окончательно созревают семена к осени на второй год после опыления, к этому моменту женские шишки увеличиваются в размерах до 6 см. Зеленая окраска меняется на серую, чешуйки расходятся, и семена, образовавшиеся из семязачатков, высыпаются. Из семени прорастает взрослое растение - спорофит (2n). Цикл замыкается.

Жизненный цикл голосеменных

Строение семени

Семенная кожура, защищающая семя от пересыхания и неблагоприятных факторов внешней среды, образована разросшимся интегументом.

Зародыш (2n) формируется в результате митотического деления образовавшейся зиготы. Состоит из зародышевого корешка, стебелька и почечки.

Число семядолей у голосеменных различается - от 2 до 15. Семядоли имеют доступ к запасным питательным вещества (эндосперму).

Запасные питательные вещества накапливаются в эндосперме (n). Особенностью в строении семени голосеменных, по сравнению с семенем покрытосеменных (цветковых) является наличие гаплоидного эндосперма (n). Не забывайте, что эндосперм у голосеменных это производное мегагаметофита (n), исходя из этого становится понятно, почему ткань гаплоидна. У цветковых, в отличие от голосеменных, эндосперм триплоиден (3n).

Семя голосеменных

Фитонциды

Фитонциды (от греч. phyton - растение и лат. caedo - убиваю) - образуемые растениями, биологически активные вещества, убивающие или приостанавливающие размножение других организмов, главным образом - микробов. Обычно выделяются растениями в газообразном виде, к примеру, аллицин у лука и чеснока. Наличие фитонцидов играет крайне важную роль в формировании устойчивости растения к грибным заболеваниям.

Фитонциды имеют медицинское значение, из них изготавливаются некоторые препараты. За лето гектар лиственного леса выделят 2 кг фитонцидов, хвойного - 5 кг, можжевельника - 30 кг! Санатории часто располагаются в сосновых борах, где наблюдается повышенная концентрация фитонцидов. Вдыхание такого воздуха очень полезно при заболеваниях дыхательной системы инфекционной природы (когда возбудителями являются бактерии, грибы).

Фитонциды

Значение голосеменных

Трудно переоценить значение голосеменных для человека, они очень важны. Голосеменные - источники высококачественной древесины, продуктов ее переработки. Являются звеном в цепи питания (продуцентами), основой многих биоценозов. Хвойные растения в больших количествах выделяют фитонциды, имеющие медицинское значение. Из смолы хвойных получают канифоль, скипидар, лаки. Кедровых орехи - это семена нескольких видов растений из рода сосна, которые употребляют в пищу.

Кедровые орехи

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

1. Культурные растения:
А) развиваются без помощи человека Б) выращиваются человеком
В) расселяются без помощи человека Г) выведены человеком
2.К дикорастущим растениям относятся:
А) одуванчик Б) огурец В) морковь Г) берёза
3.Если растение живёт долго, то оно относится:
А) к однолетним Б) многолетним В) двулетним
4.Малина относится:
А) к травам Б) кустарникам В) кустарничкам Г) деревьям
5.К вегетативным органам относятся:
А) корень Б) стебель В) лист Г) цветок Г) плод Д) семя
6.К низшим растениям относятся:
А) мхи Б) водоросли В) папоротники Г) цветковые
7.Цветковые растения, в отличие от хвойных, имеют:
А) цветки Б) семена В) шишки Г) плоды
8.Растения, как любые другие организмы:
А) дышат Б) питаются В) растут всю жизнь
Г) образуют на свету органические вещества
9.При помощи спор размножаются растения:
А) хвойные Б) водоросли В) мхи Г) папоротники Д) цветковые
10.К какой группе факторов среды относится деятельность человека?
А) к абиотическим Б) биотическим В) антропогенным
11.В какой среде живут корни растений?
А) в наземно-воздушной Б) водной В) почвенной Г) организменной
12.Генеративные органы нужны растению для:
А) питания и дыхания Б) размножения
13.При образования органических веществ растения поглощают:
А) кислород Б) углекислый газ

2 вариант
1.Подорожник относится:
А) к травам Б) кустарникам В) кустарничкам Г) деревьям
2.Если растение живёт один год, то оно относится:
А) к однолетним Б) многолетним В) двулетним
3.Растения, в отличие от всех других организмов:
А) дышат Б) питаются В) растут всю жизнь
Г) образуют на свету органические вещества
4. Дикорастущие растения:
А) развиваются без помощи человека Б) выращиваются человеком
В) расселяются без помощи человека Г) выведены человеком
5.К высшим растениям относятся:
А) мхи Б) водоросли В) папоротники Г) цветковые
6.К культурным растениям относятся:
А) одуванчик Б) огурец В) морковь Г) берёза
7.К генеративным органам относятся:
А) корень Б) стебель В) лист Г) цветок Г) плод Д) семя
8.Хвойные растения, в отличие от цветковых, имеют:
А) цветки Б) семена В) шишки Г) плоды
9.При помощи семян размножаются растения:
А) хвойные Б) водоросли В) мхи Г) папоротники Д) цветковые
10.К какой группе факторов среды относится воздух?
А) к абиотическим Б) биотическим В) антропогенным
11.В какой среде живёт растение петров крест?
А) в наземно-воздушной Б) водной В) почвенной Г) организменной
12.В процессе дыхания растения поглощают:
А) кислород Б) углекислый газ
13.Вегетативные органы нужны растению для:
А) питания и дыхания Б) размножения

1. Культурные растения:

Г) выведены человеком
2.К дикорастущим растениям относятся:
А) одуванчик Г) берёза
3.Если растение живёт долго, то оно относится:
Б) многолетним
4.Малина относится:
Б) кустарникам
5.К вегетативным органам относятся:
А) корень Б) стебель В) лист
6.К низшим растениям относятся:
Б) водоросли
7.Цветковые растения, в отличие от хвойных, имеют:
А) цветки Г) плоды
8.Растения, как любые другие организмы:
А) дышат В) растут всю жизнь
Г) образуют на свету органические вещества
9.При помощи спор размножаются растения:
В) мхи Г) папоротники
10.К какой группе факторов среды относится деятельность человека?
В) антропогенным
11.В какой среде живут корни растений?
А) в наземно-воздушной Б) водной В) почвенной
12.Генеративные органы нужны растению для:
Б) размножения
13.При образования органических веществ растения поглощают:
Б) углекислый газ
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 вариант
1.Подорожник относится:
А) к травам
2.Если растение живёт один год, то оно относится:
А) к однолетним
3.Растения, в отличие от всех других организмов:
В) растут всю жизнь
Г) образуют на свету органические вещества
4. Дикорастущие растения:
А) развиваются без помощи человека
В) расселяются без помощи человека
5.К высшим растениям относятся:
А) мхи В) папоротники Г) цветковые
6.К культурным растениям относятся:
Б) огурец В) морковь
7.К генеративным органам относятся:
Г) цветок Г) плод Д) семя
8.Хвойные растения, в отличие от цветковых, имеют:
Б) семена В) шишки
9.При помощи семян размножаются растения:
А) хвойные Д) цветковые
10.К какой группе факторов среды относится воздух?
А) к абиотическим
11.В какой среде живёт растение петров крест?
Г) организменной
12.В процессе дыхания растения поглощают:
А) кислород
13.Вегетативные органы нужны растению для:
А) питания и дыхания

А чего так мало? Где 3 вариант? 4-й?
1. Культурные растения:
Б) выращиваются человеком
2.К дикорастущим растениям относятся:
А) одуванчик Г) берёза Автора теста на МЫЛО!
3.Если растение живёт долго, то оно относится:
Б) многолетним
4.Малина относится:
Б) кустарникам
5.К вегетативным органам относятся:
А) корень Б) стебель В) лист
6.К низшим растениям относятся:
А) мхи Б) водоросли
7.Цветковые растения, в отличие от хвойных, имеют:
А) цветки Б) семена Г) плоды
8.Растения, как любые другие организмы:
А) дышат Б) питаются

9.При помощи спор размножаются растения:
Б) водоросли В) мхи Г) папоротники
10.К какой группе факторов среды относится деятельность человека?
В) антропогенным
11.В какой среде живут корни растений? Обычно -
В) почвенной
12.Генеративные органы нужны растению для:
Б) размножения
13.При образования органических веществ растения поглощают:
Б) углекислый газ

2 вариант
1.Подорожник относится:
А) к травам
2.Если растение живёт один год, то оно относится:
А) к однолетним
3.Растения, в отличие от всех других организмов:
А) дышат Б) питаются

4. Дикорастущие растения:
А) развиваются без помощи человека В) расселяются без помощи человека
5.К высшим растениям относятся:
А В) папоротники Г) цветковые
6.К культурным растениям относятся:
Б) огурец В) морковь
7.К генеративным органам относятся:
Г) цветок Г) плод Д) семя
8.Хвойные растения, в отличие от цветковых, имеют:
В) шишки
9.При помощи семян размножаются растения:
А) хвойные Д) цветковые
10.К какой группе факторов среды относится воздух?
А) к абиотическим
11.В какой среде живёт растение петров крест?
А) в наземно-воздушной = цветки В) почвенной Г) организменной
12.В процессе дыхания растения поглощают:
А) кислород
13.Вегетативные органы нужны растению для:
А) питания и дыхания

1. Культурные растения:

Г) выведены человеком
2.К дикорастущим растениям относятся:
А) одуванчик Г) берёза
3.Если растение живёт долго, то оно относится:
Б) многолетним
4.Малина относится:
Б) кустарникам
5.К вегетативным органам относятся:
А) корень Б) стебель В) лист
6.К низшим растениям относятся:
Б) водоросли
7.Цветковые растения, в отличие от хвойных, имеют:
А) цветки Г) плоды
8.Растения, как любые другие организмы:
А) дышат В) растут всю жизнь
Г) образуют на свету органические вещества
9.При помощи спор размножаются растения:
В) мхи Г) папоротники
10.К какой группе факторов среды относится деятельность человека?
В) антропогенным
11.В какой среде живут корни растений?
А) в наземно-воздушной Б) водной В) почвенной
12.Генеративные органы нужны растению для:
Б) размножения
13.При образования органических веществ растения поглощают:
Б) углекислый газ
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 вариант
1.Подорожник относится:
А) к травам
2.Если растение живёт один год, то оно относится:
А) к однолетним
3.Растения, в отличие от всех других организмов:
В) растут всю жизнь
Г) образуют на свету органические вещества
4. Дикорастущие растения:
А) развиваются без помощи человека
В) расселяются без помощи человека
5.К высшим растениям относятся:
А) мхи В) папоротники Г) цветковые
6.К культурным растениям относятся:
Б) огурец В) морковь
7.К генеративным органам относятся:
Г) цветок Г) плод Д) семя
8.Хвойные растения, в отличие от цветковых, имеют:
Б) семена В) шишки
9.При помощи семян размножаются растения:
А) хвойные Д) цветковые
10.К какой группе факторов среды относится воздух?
А) к абиотическим
11.В какой среде живёт растение петров крест?
Г) организменной
12.В процессе дыхания растения поглощают:
А) кислород
13.Вегетативные органы нужны растению для:
А) питания и дыхания

Читайте также: