Наступил праздник урожая финал праздника

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Совсем скоро нас ждет чудесный и древний славянский праздник урожая – Осенины, прозванный также Таусенем , Радогощем , Днём Свентовид (т)а, Предзимьем. Каждое название праздника имело свой смысл:

Праздник осенины — Славянский Новый Год

Осенины — это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник собранного урожая и день осеннего равноденствия. Это завершение и начало аграрного года, поэтому для крестьян – это Новолетье — время заслуженных наград за труды.

На Руси народные праздники исстари посвящались сезонным явлениям и событиям. У славян прощание с летом и приветствие осени удостоились отдельных торжеств. В сентябре справляли серию праздников, которые получили общее название – Осенины. Гуляния устраивали в честь наступления осени, окончания полевых работ и собранного урожая. Традиционно они проходили после трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового. Подробнее о праздниках урожая, которые отмечали 14, 21 (24) и 27 сентября, – в материале 24СМИ.

История праздника

История славянского праздника Осенины началась в Древней Руси. Люди провожали лето и отмечали приход нового сезона. Осенняя пора для крестьян была радостным событием. Работы в поле окончены: завершены жатва и уборка льна, хлеб вывезен в овины, сделан запас овощей, фруктов, ягод и грибов на зиму. Бабье лето позволяло устраивать сельские и городские гуляния под открытым небом, которые были приурочены ко встрече осени.

В XXI веке в православных церковных службах используют песнопения позднего периода – VII–IX столетий. Ранние стихотворные проповеди, написанные в V–VI веках, не сохранились.

Как праздновали Осенины на Руси

В городах и селах Осенины отмечали до прихода христианства и делали это вплоть до XIX–XX веков. После празднеств начиналась пора свадеб и масштабных ярмарок. Крестьяне прекращали работу в полях, появлялось больше свободного времени, которое тратили на работу по дому и воспитание отпрысков.

На празднике гостей встречали две женщины, которых наряжали в богинь Живу и Ладу. Для ролей выбирали не самых красивых, а работящих и несварливых представительниц прекрасного пола, многодетных матерей. Лада во время торжества прощалась с народом, потому что лето заканчивалась, наступала осень – время Живы и Даждьбога. Бездетные пары обращались к Роду и Рожаницам с просьбой послать им детей.

Программа торжеств была насыщенной: люди смотрели выступления артистов скоморошьего театра, водили хороводы, пели песни, восхваляющие богов, пробовали угощения, общались и веселились. На праздник было принято приходить в дорогой одежде, а дом украшать, ставить на стол много блюд. Славяне так бахвалились перед Живой, показывая, что они не бездельничали прошлым летом, а заботились о благосостоянии семьи.

Приметы и обряды

Осенины имеют общепринятые и локальные обряды. Встречать приход осени славяне начинали с обновления огня. В избах гасили старое пламя и разжигали новое. Огонь добывался ударами кремня или трением дерева. Обряд проводили в преддверии первых Осенин – с 8 по 14 сентября. Крестьяне завершали полевые работы и начинали трудиться дома при зажженном огне. Обычай называется засидками. Деятельное участие принимали бочары, столяры и те, кто после 14 сентября начинал что-то мастерить.

Женщины в Осенины брали хлеб и кисель и шли к воде. Старшая из участниц обряда читала молитву Богородице. Остальные кружились в хороводе и пели песни. Хлеб делили поровну, а затем отдавали домашнему скоту. Считалось, что у животных будет приплод.

Близкие родственники навещали новобрачную пару. В дом к молодоженам приходили друзья. Хозяйка кормила приглашенных обедом, показывала домашнее хозяйство. Гости восхищались женщиной, но могли сделать замечание или поделиться опытом. Хозяин демонстрировал родственникам амбар с запасами на зиму и сарай с упряжью. В конце мужчина угощал гостей пивом.

В деревнях организовывали сельскую братчину. Накрывали богатый стол, за который садились все жители деревни. Чем лучше был урожай, тем больше разнообразных было блюд. Обязательной считалась кутья из крупы и меда, чтобы помянуть усопших. Главное угощение – каравай из муки нового урожая.

Праздник урожая

Славик протянул руку к крану горячей воды и убавил напор. Напор тонких струй стал слабей. Славик с удовольствием подставил голову под воду. Он был, что называется, и ладно сложен, и крепко сшит. Длинные ноги — сейчас обтянутые струями воды. Задница — крепкая, жилистая. Спина боксера — последний раз подававшего надежды лет десять назад. Славику тридцатник.

Он принимал душ уже минут десять, старательно. И улыбался. Наконец вы­ключил воду. Потянулся за полотенцем, выставив мокрую ногу из душа. Вытерся — с ног до головы, не торопясь, с удовольствием. По-детски яростно, почти насухо растер шевелюру. Потом одну ногу, вторую. Грудь. Живот. Пах. Руки — одну, вторую. Спину. Накинул халат. Маленькое, а удовольствие. После душа — в уютный махровый халат. Посмотрел на себя в зеркало. Следующую минуту посвятил прическе — волосы уложил на аккуратный пробор. Пшикнул флакон одеколона.

Славик посмотрел на себя, шутливо-сурово, в зеркало. Легко похлопал ладонью по гладко выбритым щекам. Быстро и глубоко наклонил голову влево-вправо — боксерская привычка. Теперь бесполезная, но пусть будет. Что, мешает? Нет, не мешает.

Потом он открыл дверь ванной и бодро шагнул через порог.

В трех шагах от него стоял человек. Лицо Славик не успел разглядеть — потому что увидел пистолетное дуло.

Оно смотрело ему прямо в лоб.

Человек держал пистолет в вытянутой правой руке.

Через секунду он выстрелил Славику в голову.

Больше ничего Славик не видел.

Я постараюсь рассказать все так, как оно было.

Это — дерево, наше старое дерево. Длинные побеги старого виноградного дерева тянулись вдоль всего двора.

Вдоль всего двора, от калитки до самой дальней квартиры, на уровне крыш — для кроны дерева, для его жилистых, суставчатых рук поставлены были опоры, между ними — паутина из тонких металлических труб. На этой самодельной конструкции проходила жизнь дерева, вдоль нее разрастались по двору в поисках нового пространства его чуткие всеядные руки.

А еще — наше общее дерево тогда было небом, оно укрывало собой большую часть бесконечной — так говорят — вселенной, над старым двором. Примерно на его середине, прямо над квартирой номер три, в которой жил тогда я, рук у дерева становилось меньше, они были толще и жилистей, суше, это были его главные руки, и кое-где на них уже старчески топорщилась сероватая древесная кожа. Потом, спускаясь вдоль опор, с неба к земле, руки вдруг сливались в один толстый изогнутый ствол — внутри палисадника он, наконец, встречался с землей. Там было начало дерева, там были его крепкие корни.

Моя память следует дальше, по старому асфальту, к самому центру двора — хотя это и не асфальт уже вовсе: участков, на которых растет, потихоньку выпучивая и разламывая его, упрямая простая трава, гораздо больше. В линиях разлома, кроме того, можно обнаружить пару полуконспиративных муравейников.

Теперь моя память на секунду остановится на канализационном люке — он древний, большой, по диаметру больше и по форме выпуклей нынешних, и, наверное, очень массивный. В центре люка, как в центре древнего боевого щита, — старый, королевский герб и изрядно оплешивевшая от времени надпись: MUNICIPIA — то есть Город. Но город был где-то там, за пределами, за зеленой калиткой, и к нам, к нашей жизни тогда — он не имел отношения.

В тот день в самом центре двора стояла могучая бочка. В ней, потемневшей от времени и виноградного сока, в Праздник урожая, то есть сегодня, — давили собранный с нашего общего дерева темный виноград. Сегодня был праздник, в центре праздника была бочка, а в ней — была Рая.

Ноги у нее действительно были адски красивые — этого нельзя было не видеть, и нельзя было не смотреть. Они давили виноград безжалостно и весело. Синевато-красные брызги и раздавленные виноградинки летели во все стороны. На ней было желтое, солнечно-желтое платье, бессовестное, как все на юге, Рае совсем не жалко было этого платья — оно порядком уже было забрызгано виноградным соком, но Рая продолжала дико выплясывать в бочке, под оголтелую, бесконечную и не думающую вовсе о том, что будет завтра, мелодийку — ее наяривал расположившийся здесь же, во дворе, в паре метров от бочки, оркестр.

Хотя оркестр — это очень громко сказано, на самом деле это просто шестеро неизменно нетрезвых лабухов, играющих всюду, где заплатят или, в крайнем случае, неоднократно нальют. Вот состав оркестра, я помню ясно их лица: это Трубач, а это Аккордеонист, а это Скрипач дядя Петря, а это вот Доба — большой барабан, он висит на ремне, на плече лабуха, который радостно бьет в большой барабан толстой палкой, и так понимает, что жив, и улыбается красным лицом. А это вот Туба — медный инструмент, с гигантским раструбом, помятым, по-цыгански неистово отливающим на солнце лживой позолотой; Туба — точнее, играющий на ней, обычно выполняет в ансамбле функцию баса, если еще в состоянии ее выполнять. И, наконец, вот Цимбал — ударный инструмент, у него дрожащий печальный звук, на цимбале играют сидя, поэтому обычно он составляет композиционный центр ансамбля, играют на нем двумя длинными палочками, кончики которых плотно обмотаны грязноватыми тряпицами. Надо признать, вид у оркестра очень разнузданный, что в полной мере можно отнести и к репертуару.

Большинство торжеств, которые пришли к нам от предков связаны с событиями или явлениями конкретного сезона. Даже окончание лета и начало осени считались торжественным временем. Сегодня мы узнаем про Праздник Осенины, а точнее про серию праздников, которые приходятся на начало осени.

История праздника осени – Осенины

Осень издавна считали торжественной порой. Все работы связанные со сбором плодов, колосьев закончены, а урожай собран, погода еще располагала к народным гуляниям. Люди веселились, приглашали гостей, готовили блюда из тех даров, которые собрали на огородах в этом году и накрывали стол. Именно в этот период не только устраивали праздничные гуляния, но и справляли свадьбы.

празднование дня осени

Как и большинство подобных праздников Осенины проводились не один день, а длительное время. Это не просто исторический праздник. В нем собраны и православные традиции.

Празднование Осенины на Руси начинали с 14 сентября. Этот день имеет название Семин. Люди провожали лето и встречали осень. Это был первый день празднования. Второй день начинался 21 числа. Его связывали с Богородицей. Здесь праздник тесно переплетается с приметами, которые наблюдал народ. В этот день люди которые хотели завести ребенка, но не могли, молились святой.


Третий день Осенины сентября приходился на 27 число. Он переплетался с Воздвижением Креста Господня. В этот день изготовлялись самодельные кресты. Для этого использовались рябиновые ветви. С ними обходили вокруг своих домов, чтобы изгнать нечистую силу.

Как отмечали праздник на Руси

Это торжественный период в который включает в себя не только старинные народные, но и православные обряды и традиции. Особое внимание уделяли огню. Следовало погасить все источники света и разжечь новые. Традиция подкреплялась поверьем которое гласило, что новый огонь может внести новую энергию во все, что находится вокруг и наделить новыми силами людей и животных.

Второй день Осенин, который приходился на 21 число носил название “Пасекин день”. Поэтому на него люди старались убирать пчел. Есть такое название как “Луковая слеза” поэтому еще занимались сбором лука с огорода. Этот день завершал ряд летних работ. Нужно было завершить собирать урожай и заняться подготовкой к зиме.

осенние плоды

С осетинами связывали погоду. Если она не дождливая, а солнечная и теплая, то и вся оставшаяся осень будет радовать приятной погодой.

Семьи, которые прожили в браке первый год на торжество приглашали всех родных. Родственники должны были заняться смотринами, чтобы определить, как молодые люди справляются с хозяйственными делами. Девушка обязательно накрывала праздничный стол, показывала как она ведет домашние дела, а парень показывал придомовую территорию.

Так как праздник имеет православные связи, то соблюдались и церковные традиции. 21 сентября можно было обратиться к Богородице с молитвой. Молодожены обращались с молитвами для рождения ребенка. Женщины мечтающие зачать малыша в этот праздник должны были накрыть богатый стол и созвать к нему малоимущих людей. Те, кто за ним присутствовал, должен был помолиться о здоровье хозяйки и за ее будущих малышей.

Когда урожай будет полностью собран, в поселениях проводили сельскую братчину. Чем больше был летний урожай, тем дольше проводилось празднование. Именно в этот период маленьких мальчиков, которым исполнилось 4-5 лет впервые сажали на коня. Семилетних мальчиков обрядом посвящали в отроки и отмечали их новый статус в общине.

14 сентября наступало Бабье лето. В некоторых местах оно могло длиться до трех недель.

Обычаи во время празднования дня осени

Люди следили за погодой:

  • если замечали частые дожди, остаток осени будет сухим;
  • большое количество паутины — ожидали ясную осень и морозную зиму.

осенний день

Считалось, что Осенины – праздник осени, в который не принято работать. Поэтому до четырнадцатого числа нельзя собирать все колосья, иначе урожай пропадет. Люди верили, что в таком случае урожайности не будет и в следующем году.

Еще одна стародавняя традиция связанная с 14 числом заключалась в милосердии. Предки раздавали нищим милостыню, раздавали пищу сиротам и вдовам. Принято было посещать темницы и раздавать людям подарки.


Заключение

В давние времена праздник Осенины принято было отмечать каждый год. Его сопровождали весельем, щедростью ко всем гостям. Так как Осенины праздник урожая люди обязательно благодарили Землю за собранный урожай. Надеялись в то, что и в следующем году Земля не оставит их, а жизнь будет наполнена благополучием и богатством.

Читайте также: