Родины куда ссыпают урожаи

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Оценить 8950 0

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Светиловки

Белогорского района Амурской области

Сценарий праздника

учитель русского языка и литературы

МОАУ СОШ с. Светиловки

Ведущий. Здравствуйте, дорогие односельчане! Сегодняшний концерт мы посвящаем нашей малой родине и вам, дорогие земляки! В нашей деревне вы родились, выросли, живете. Здесь вы знаете каждый клочок земли, каждую березку и, конечно же, народные традиции, песни, которые вы передаете молодежи.

Нас в детстве ветры по земле носили.

А лес шумел и обнимал траву,

Еще не зная, что зовут Россией

Тот синий мир, в котором я живу.

Россия начиналась у порога

И в сердце продолжается моем.

Она была и полем, и дорогой,

И радугой, склоненной над селом.

И мне казалось – нету ей предела…

А по весне я вижу наяву:

Под парусами наших яблонь белых

Россия уплывает в синеву.

Рассветом в сердце пролилась Россия.

Не оттого ли и моя любовь

Так неразлучна с ливнями косыми,

С разливом трав и запахом хлебов?

Ясным светом заливает

Я с тобой, земля родная,

Ты светла и ты красива

Я люблю тебя Россия,

Твоя мудрость, твоя слава

Сотни лет живут.

Ты велика Держава,

Ты о радости вещаешь,

Зная жизни суть.

Ты сынов благословляешь

На великий путь.

Над широкими полями

В тихой роще над рекою

Я к земле могучей, сильной

Ты живи, моя Россия,

Ведущий: Наша Родина – Россия. Но у каждого живущего в этой необъятной стране есть близкое сердцу место, куда хочется возвращаться снова и снова. Для нас это место – наша Светиловка..

Есть такие места в необъятной России,

Что на картах больших и не сыщешь.

По-особу небо там, кажется синим,

По-особому пахнут там вишни.

Это место, где ты появился на свет

Называют частенько провинцией.

Только края прекраснее нет –

Он всегда для нас будет единственным!

Люблю тебя в любое время года

Мое родное русское село.

И в теплый день, в любую непогоду

С тобой всегда мне на душе светло.

Кивает мне знакомая береза,

Как хорошо мне, как по-русски просто

Жить в моем светлом ласковом краю.

Заблудились в тумане деревья,

Поднимается солнце в зенит.

В Белогорском районе деревня

Посредине России стоит.

Здесь на лавочках деды шутливо

Про свое вспоминают житье.

Здесь ныряет в речушку с обрыва

Деревенское детство мое.

От огня гребешков петушиных

Загорается зорька вдали,

Кружит голову запах дождинок,

Запах сена и теплой земли.

А другой мне земли и не надо.

Здесь живу я, моя здесь судьба.

Для меня в самоцветах радуг

Колосятся на солнце хлеба.

Льется золото под синью неба.

Нивы бескрайние, как моря.

Для меня ты теплее хлеба

Деревенька родная моя.

Я счастлив: моя Родина – село.
Оно мне радость творчества дало.
И черпаю я силы от земли,
Которую отцы сберечь смогли.

Что такое деревня?

Это зори-закаты румяные,

Чистый воздух, река и утес

Это травы, на поле просторном духмяные.

Без конца и без края простор.

Ты такая родная:

То ты в белом, то снова зеленая,

Ночью снишься, и сердце зовет

Мне спокойно, душа здесь умиротворенная,

Потому что она здесь живет.

Что такое - деревня?

Это встречи на улице частые.

И характер у каждого свой.

Утром рано петухи вас разбудят горластые,

И начнется ваш день трудовой.

И опять над деревней

Злые духи и ветры куражатся.

Поредели леса и стада.

Но я верю, судьба благосклонной окажется-

Снова счастье заглянет сюда.

Село моё! Село родное!

Тропа и ива над рекою.

А за берёзками во ржи

Ромашек белых облака

Манят до осени в луга.

Прозрачный воздух опьяняет,

А ветер в камышах играет.

Щемит сердечко не от боли,

От пенья расписной гармони.

Село моё! Село родное!

Мой старый дом. Моё подворье.

Кусты сирени у крыльца.

Скамейка старая отца.

Колодец с воротом скрипучим,

Водой холодной – самой лучшей.

Тепло хранит мой старый дом.

Растёт рябина под окном.

Мне всё до боли здесь знакомо.

Всё это свыше дано - Богом.

Село моё! Село родное!

Над Томью - небо голубое.

Берёзок стройных полоса.

Алмазом светится роса.

Туман струится молоком.

Здесь я жила. Здесь отчий дом.

Здесь моё детство протекало.

Здесь в люльке мать меня качала.

Росла с бесхитростной душой.

Село моё! Мой край родной!

Юноша: Давно
Девушка: Наверное, думал обо мне?
Юноша: Думал!
Девушка: И что надумал?
Юноша: Знаешь! Знаешь. По-моему, я тебя не достоин! (уходит)
Девушка: Юра! Юра! Куда ты?! Подожди! Почему?! (бежит за ним)
Выходит бабка. Подходит к деду.
Дед: Ну что, старая, шесть ноль в мою пользу!

Прекрасно однажды в России родиться

Под утренний звон золотого овса!

Твое появленье приветствуют птицы,

Сверкают, на солнце искрясь, небеса.

Пока озабочены снами твоими,

Ромашки гадают о новой судьбе.

И ветром достойное ищется имя –

Кукушка пророчит бессмертье тебе.

Еще и усы не подкручивал колос –

Уже для тебя начались чудеса:

Тебе ручеек предлагает свой голос,

А лен зацветающий – дарит глаза,

Свой смех - колокольчик,

Роса – свои слезы,

Прическу – густая, волнистая рожь,

И статность тебе обещает береза;

Когда пожелаешь – тогда и возьмешь

Гляжу в простор необозримый

И журавлям машу рукой.

Привет тебе, мой край любимый,

Навеки сердцу дорогой.

Поля раскинулись без края,

Шумят высокие хлеба,

Россия, милая, родная,

Моя счастливая судьба.

Как не любить этот край,

Где ты в кроватке зыбкой

Увидел жизни свет,

Где бегал босиком в траве среди цветов,

Тянулся к ним с улыбкой,

Где сам теплом согрет,

Красивым рос цветком.

С тобою он во сне и наяву с тобою.

Меняясь, ты растешь с ним вместе день за днем.

Любуешься его нетленной красотою,

Он – это жизнь твоя, твоя любовь, твой дом.

И отчего ж не петь в родимой стороне,

Хоть порой и трудно нам живется,

Но от счастья жить душе поется,

И тебе поется, друг, и мне.

Ведь у нас сегодня праздник,

Вся деревня загудит,

Песня русская, частушка

На округу зазвенит.

Песни льются все из сердца,

Все о жизни, о любви,

Распахни души ты дверцы,

Песни те в себя впусти.

Ты живи, моя деревня,

Ты цвети всегда весной,

Не тужи, не знай ты горя,

Вместе с нами песни пой!

Будь горда и величава,

За тебя мы все горой!

Чтобы ты не заскучала,

Веселись всегда и пой!

С песней всем живется лучше,

С песней счастье обретешь.

Не узнаешь ты печали,

Если песни ты поешь!

Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.

В годы освоения целинных и залежных земель моя мама также трудилась на хлебных полях от ранней зорьки допоздна почти без выходных. Хотя те поля в Славгородском районе нашего края никакого отношения не имели к февральско-мартовскому Постановлению ЦККПСС, я видела и помню, каково давался мамочке ее труд механизатора. Изо дня в день это было такое преодоление невероятно суровых условий, что невозможно об этом вспоминать без слез. До сих пор не могу равнодушно слышать, как гудят комбайны в поле…

Очень хорошо представляю, чего стоил первоцелинникам, прибывшим по призыву партии в чисто поле, чтобы своим трудом обеспечить Родину хлебом, их подвиг преодоления суровых обстоятельств и самих себя.

В год 65-летнего юбилея целинной эпопеи уже непросто найти тех отчаянных добровольцев, с готовностью откликнувшихся на призыв Родины, чтобы от первого лица услышать их воспоминания.

И еще Августа Яковлевна добавляет:
- Из сегодняшних старожилов Вам много могут рассказать об освоении целины Энгель Павел Иосифович, Мисюкова Раиса Алексеевна, Керносенко Раиса Дмитриевна, Корецкий Николай Егорович.

Действительно, собранная в музее документация подтверждает, что начиная с февраля 1956г. многие целинники возвращаются обратно, домой. Из прибывших рабочих в течение 1956 года выбыло 178 рабочих, из них 70 одиноких, 108 - семейных (всего 76 семей, среди которых 50 - с детьми). Но многие оставались (105 рабочих, среди которых 69 семей, из них 58 - с детьми). На поднятие целины стали приезжать жители окрестных посёлков и деревень (п.Козлачиха, д.Овсянниково, п. Дудровский, п. Богдайка, с.Бочкари, с.Шадрино и др.).

В музейных же документах обнаруживаю сведения, что в 1956 г. получена здесь первая награда: Дудченко Михаил Сидорович награждён орденом Ленина за трудовые достижения центрального отделения совхоза.

Целинная слава земляков живет в сердцах новых поколений сограждан, за которыми будущее как малой родины, так и всего государства.

Село Ахины: белорусы с бурятами братья навек - http://baikalpress.ru/tags/sm-nomer-odin

В белорусских Ахинах, самой отдаленной деревне Эхирит-Булагатского района, нет межнациональных браков между белорусами и коренным населением этих мест. Зато между пришельцами и бурятами, вынужденно пришедшими на жительство в Ахины и составившими вторую титульную нацию на деревне, постоянно происходит культурный обмен. Взаимопроникновение культур дошло до того, что белорусы начали есть конину, а белорусским ансамблем руководит бурятка.

История Ахинов началась в 1910 году, когда белорусские переселенцы, покружив по землям вокруг Усть-Орды, наконец остановились в удобной, теплой долине между поросшими лесом сопками.

Надо сказать, что белорусы, в отличие от крестьян Великороссии, восприняли Столыпинскую аграрную реформу с большой надеждой. Тем более что их не бросали в тайге на произвол судьбы, а обеспечивали всем необходимым, давали подъемные средства. Весьма малоземельные, с большим количеством детей семьи охотно выезжали из Белорусии в Сибирь, где в итоге обосновалось до полутора миллионов белорусских крестьян. Иркутская область заселялась очень активно. Более 60 ныне известных крупных деревень основано белорусами.

Буряты переселились из улусов

Буряты подселились в Ахины позже. До того они обретались в небольших родовых улусах. Но они, говорит Галина Багаева, заранее знали, что кто-то придет в эти места и поселится здесь.

— Здесь у нашего народа много святых мест. И много отсюда происходило великих людей — шаманов. Одному из них был знак — кричал петух, что предвещало появление новых людей.

Так что когда поселенцы пришли, то им ничуть не удивились. И по мере возможности помогали, пока те устраивались на новом месте.

— Переселялись, во-первых, люди небогатые, к тому же здешних природных условий не знали. И в лице бурят они нашли тех, кто помог им освоиться. Как пример — после первого урожая ссыпали белорусы картошку в ямы, как на родине делали, а она возьми да и померзни. Буряты помогли им пережить зиму.

Кое-какие привычки теплой средней полосы за белорусами оставались надолго. В Ахинах до сих пор стоят длинные дома из бруса, который тесали вручную, с двускатными крышами — настоящие белорусские избы. Избы строились для проживания нескольких поколений. Тут же, в доме, держали скотину. Дома эти показали себя как очень холодные. Сами же буряты, когда начали перебираться в Ахины, строили из кругляка, а крышу клали четырехскатную.

Вообще, белорусы и буряты сразу нашли общий язык, стали вести общие дела.

— Белорусы — трудолюбивый и удивительно чистоплотный народ. Они научили бурят разводить овощи, держать гусей. У белорусов и у бурят были мастеровые люди. Мой дед, Бадла Багаев, делал сани, а среди белорусов был Лука Карагай, мастер на все руки. Он варил деготь. Они работали вместе.

Некоторые местные бытовые привычки перенимались белорусами тяжело.

Педагогический стаж 600 лет

Переселение бурят в Ахины во многом связано с укрупнением деревень. Со временем народу в улусах становилось все меньше — при советской власти молодежь активно уезжала в город за высшим образованием и не возвращалась. А к чему возвращаться? Жизнь у улусах качественно никак не менялась — ни электричества, ни других благ цивилизации. Во время укрупнений начальные школы, которые раньше были в каждом улусе, в каждой маленькой деревне, сократили. Несколько зданий, где проходили занятия младшеклассников, перевезли в Ахины. Здесь они по сей день красуются рядом со школой.

Жизнь ахинских бурят очень тесно связана с местной школой: здесь две очень сильные педагогические династии, представители которой учат детей не только в Ахинах, но и в других городах и поселках Иркутской области. Одна из двух династий — Багаевы.

— Общий педагогический стаж рода Багаевых 600 лет. Пятое поколение учительствует, внуки! — с гордостью рассказывают завуч Надежда Александровна и преподаватель русского языка Татьяна Доржиевна. Обе — представительницы педагогической династии Багаевых.

В Ахинах расположена средняя школа, куда приезжают учиться дети из маленьких окрестных деревушек. В 2008 году старая деревянная школа сгорела. Для местных это была трагедия.

В десяти метрах от пожарища спешно развернули строительство нового кирпичного здания. На один год строительство было заморожено — не хватало денег. Потом школу в авральном режиме достраивали, торопились к началу учебного года. В задержке строительства учителя видят не только худо, но и добро — здание успело как следует просохнуть.

В одном только не могут найти добра — в том, что вместе со школой сгорел краеведческий музей, все его экспонаты. Среди экспонатов были чучела, в том числе медвежья голова, которые делала учитель химии и биологии, также из рода Багаевых.

В белорусских семьях тоже были и есть учителя. Например, местная знаменитость Нелли Сенюта. Муж ее трудился послом, она же работала директором школы в Эфиопии. Сегодня старенькая Нелли Ивановна, отличник народного просвещения, живет в Москве.

К 9 Мая нашли пропавших без вести

Ахинская школа — главный очаг культуры, особенно после того, как сгорел в 2011 году здешний клуб. Клуб располагался в стареньком здании. Подвела электропроводка. В этом году школа готовила материалы к празднику Победы, искала информацию об участниках Великой Отечественной войны — из этих мест, включая маленькие деревни, которые административно относятся к Ахинам, ушли на фронт 200 человек, 87 из них погибли.

Нефтяники и их торты

На стариках здесь всегда держалась традиция уважения к людям и природе.

— Была среди нас — и бурят, и белорусов — такая договоренность, такой закон: до 7 августа в лес никто не ходит, пока все до конца не поспеет. И не заходили — ни буряты, ни белорусы. Начинала 7 августа всегда одна белоруска, за ней все остальные. С детства нам говорили, что лес — это храм.

Природу и святыни раньше уважали. Хоть леспромхозы и рубили лес, все же оставался хотя бы страх. Сейчас нет ни страха, ни уважения.

До сих пор ахинские буряты помнят рассказы своих родителей о предсказании одного здешнего сильного шамана. Он говорил, что люди ходят, ищут чего-то под землей, но если найдут, то ничего хорошего не будет. А в то время, в 20-е годы, здесь искали полезные ископаемые, в частности нефть. Шаман помолился, люди помолились — и нефть ушла.

До 1963 года не тревожили здешнюю почву разведчики. Но потом снова пришли. Разбили поселок. Нефтеразведка принесла с собой много интересного, при разведчиках поселок расцвел, хотя в те времена Ахинам и так не приходилось жаловаться.

Дорога до Ахинов стараниями леспромхоза и нефтяников была тогда гладкая, как яйцо. Сегодня она разбита. Детей за счет нефтяников возили в Москву и Ленинград. Директор нефтеразведки Карасев тогда выдал совхозу три тысячи рублей — огромные по тем временам деньги — на строительство школы (той, что впоследствии сгорела).

— У нефтеразведки был даже свой кондитерский цех. Однажды отец с матерью так заработались, что забыли о дне рождения брата. А когда к вечеру вспомнили, то отец вскочил на коня и поехал в поселок нефтеразведчиков. Через два часа он вернулся с огромным прекрасным тортом…

Нефтяники ушли, оставив за собой запечатанные разведочные скважины.

Самая священная гора

Это и к счастью, что не ведется здесь никакой разработки полезных ископаемых. Сказал же шаман — до добра это не доведет. Тем более что вокруг священные бурятские места.

— У нас здесь вокруг три священные горы. Во-о-он, например, видно Красную гору, — показывает Николай Багаев, директор местной школы, представитель, само собой, учительского рода Багаевых.

На священные горы до сих пор не понимается ни одна бурятская женщина — табу, завет предков. Главная же священная гора ахинских бурят — Байтогская, расположенная близко к улусу Байтог.

— Он входит в мировой список сакральных мест, — говорит Галина Доржиевна.

Она сама, понятно, там не бывала, поэтому просит брата Николая рассказать о горе.

— Я туда попал, когда был мальчиком. Всех детей мужского пола отцы водят на эту гору. Там сложены из камней два здоровых кургана, метров по восемь в длину. Каждый мальчик или мужчина, который впервые поднимается на гору, должен положить свой камень. Еще не так давно там приносили в жертву до семидесяти лошадей — отец рассказывал.

Байтог — священная гора для бурят рода эхиритов. Согласно легенде, сын богатыря Хадалая, Бура, владевший многими землями от Качуга до Эхирита, искал новые земли и доскакал до этой горы и окружавшей ее долины. Ему понравились эти места. Но тут он увидел дым — кто-то уже здесь жил. Бура подъехал к юрте, закричал, что это его земли. Из юрты вышли старик и старуха. Они оказались шаманами, которые спасались от преследования лам. Бура спросил у них совета относительно потомства — у него на тот момент родился лишь один сын. Шаманы посоветовали совершить жертвоприношение хозяину горы. В итоге у Буры родилось восемь сыновей, которые дали начало местным родам. С тех пор гора священна.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Читайте также: