Рекомендации для родителей по подготовке детей к детскому саду

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Как подготовить ребенка к детскому саду, как пройти через период адаптации к нему, что нужно сделать родителям, чтобы выстроить хорошие отношения с воспитателями, и как помочь малышу подружиться с другими детьми в группе.

Готовим ребенка к детскому саду


Вы решили, что ваш ребенок пойдет в детский сад, и за решением следуют волнения. Для вас, любящих и заботливых родителей, вполне естественно переживать за то, как у малыша пройдет период адаптации, понравятся ли ему группа и воспитатели, сможет ли он привыкнуть к необычному для него меню и научиться чему-то новому и полезному. Конечно, и ребенок, и вы будете скучать друг по другу, особенно в первое время.

Мы расскажем, как легче пережить перемены в жизни, связанные с началом посещения вашим крохой детского сада.

С чего начать подготовку


Начинать морально готовить малыша к детскому саду стоит за некоторое время до первого его посещения, лучше за несколько месяцев. Например, если вы планируете отдать туда ребенка с осени, заговаривать на эту тему можно уже весной. Малышу, психологически не готовому к посещению детского сада, будет трудно адаптироваться к новым условиям, что повлияет на его дальнейшую социализацию.

Приучаем к детскому саду


Возможно, в первые дни вы будете оставлять ребенка только на несколько часов, постепенно увеличивая длительность пребывания. Не торопите события, если малышу понадобится время, чтобы научиться обходиться без вас до самого вечера. Впрочем, некоторые дети сразу готовы проводить большую часть дня в саду, и ваша неуверенность только смутит их.

Поэтому с первого дня следите за поведением и настроением ребенка, когда вы приходите за ним, а также справляйтесь у воспитателей о том, как малыш провел день. Исходите из ваших семейных обстоятельств и психологического состояния ребенка и остановитесь на золотой середине. Большинство детей окончательно адаптируется к новому укладу жизни в течение 1 – 2 месяцев.

  • По окончании рабочего дня, забирая ребенка из сада, старайтесь проводить вечер вместе: готовьте еду, накрывайте на стол, ужинайте вместе всей семьей, почитайте на ночь, посекретничайте перед сном. Пусть малыш видит, что с походом в детский сад в остальной его жизни ничего не изменилось: его все так же любят и так же заботятся о нем.
  • Ваши выходные теперь семейные дни. Хотя бы в первое время. Не перегружайте нервную систему ребенка отлучением его от вас с супругом и на неделе, и на уикенд, запланировав для себя встречи с друзьями, а для вашего чада — посещение бабушки с дедушкой. Придумайте на первые выходные что-то особенно интересное, желанное для малыша, будь то поход в парк аттракционов, изучение энциклопедии доисторических животных или поклейка фосфоресцирующих звезд на потолок в детской.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду. Что ему особенно нравится, что для него оказалось новым, с кем из ребят он готов подружиться, удается ли ему заснуть на тихий час, что вкусного на обед. Вы можете услышать много полезного, ведя простую беседу о разных аспектах детсадовской жизни: как воспитатели обращаются с детьми, что предпринимают, чтобы урегулировать конфликты между ними, разрешают ли не спать во время дневного сна и не есть нелюбимое блюдо.
  • Вы значительно облегчите пребывание своего малыша в детском саду, если будете внимательны к его рассказам по дороге домой и за ужином и по результатам сможете вовремя сообщить воспитательнице, что требовать от вашего чада съесть перловую кашу так же бесполезно, как заставлять его спать в тихий час, а самому малышу подсказать, как вести себя с согруппником, отбирающим у него игрушки.

Посещайте все мероприятия в детском саду: это не только будет лишним поводом испытать гордость за любимое чадо, но и даст последнему уверенность в том, что его жизнь за пределами дома является частью общего семейного пространства, а не существует отдельно от него.

Что делать, если ребенку тяжело отпускать вас


Тяжело уходить от ребенка, если он плачет, расставаясь с вами. Однако вы должны знать, что с высокой долей вероятности он успокаивается вскоре после вашего ухода и не вспоминает (внешне, по крайней мере) о вас до вашего возвращения. Переодеться, руки помыть, завтрак, занятия, потом прогулка — столько дел впереди! На слезы нет ни минуты.

Дайте малышу еще немного времени, чтобы он научился расставаться с вами. Это один из этапов взросления, рано или поздно через него проходят все. И если это случается поздно, то обычно тяготит обоих — и ребенка, и родителя. Если вы уверены, что малыш готов отпустить вас немного дальше от себя (вы же решили, что он в принципе психологически созрел для детского сада), действуйте решительно (однако не бессердечно).

  • Поддерживайте хороший контакт с воспитателями: когда вы приводите ребенка в сад и забираете его, разговаривайте с ними, интересуйтесь поведением вашего малыша, просите их рекомендаций, даже если они уверяют, что все в порядке. Вы строите прочный фундамент уважительных взаимоотношений с людьми, от которых во многом зависит благополучие вашего ребенка. Если малыш видит это, он и сам начнет испытывать к воспитателям больше доверия, что придаст дополнительный позитивный тон его отношению к детскому саду. И ему будет легче вас отпускать.
  • Если малыш привык дома спать с игрушкой, предложите ему одну из домашней коллекции и для детского сада, ту, которой он будет готов в случае необходимости поделиться. Любимую машинку или куклу брать с собой не стоит: на нее могут начать претендовать другие дети, она рискует потеряться или пострадать в ходе конфликта. Это общее правило для садика: ничего ценного, касается ли это игрушек или одежды (праздники, спектакли и прочие торжественные случаи — исключение).
  • Неплохой идеей будет также отнести несколько книг или игрушек (не самых важных) в группу: благодаря привычным вещам обстановка в детском саду станет хоть немного, но ближе к домашней. И наоборот, можно петь песни, которые дети разучивают в группе, читать те же книги, играть в те же игры — это тоже налаживает мосты между домом и садиком и снимает лишнее напряжение с ребенка.
  • Если вы видите, что ребенок безутешен утром, при расставании, и вечером, при встрече, а воспитатели подтверждают, что у него случаются приступы тоски по родителям, стоит подумать над смягчением режима дня. Можно попробовать позже уходить на работу, посвящая часть утра ребенку, навещать его в середине дня или забирать раньше вечером. Если вы отдали малыша в сад не из прихоти, а по семейным обстоятельствам, то все, что вы можете, — это смягчить его вхождение в новый уклад жизни. Обсудите с воспитателями, в какие моменты у ребенка случается упадок настроения и можно ли как-то на них повлиять.Сделайте время, которое вы проводите вместе утром и вечером, насыщенным совместными занятиями, и пусть они будут наполнены теплотой и поддержкой.

Настанет день — и ваш малыш убежит от вас из комнаты с индивидуальными шкафчиками в группу к новым друзьям, едва успев поцеловать маму в щеку. А вы будете вспоминать, как он, всхлипывая, прижимался к вам в самом начале.

Что делать, если родитель сам не готов отпустить ребенка


Если малыш пошел в детский сад в связи с вашим возвращением на работу, первое время окажется непростым и для вас. Вам даже может показаться, что никакие другие занятия на свете не могут сравниться по важности и наполненности с воспитанием ребенка, в чем вы не так уж и неправы. Но вам надо работать, а маленькому человеку необходимо социализироваться, поэтому давайте узнаем, как облегчить расставание с малышом для вас.

  • Имейте на рабочем месте самую любимую фотографию вашего ребенка. Если вы трудитесь не в офисе, держите фото малыша в кошельке, загрузите на рабочий стол мобильного телефона, вложите закладкой в книгу для чтения в дороге.
  • Позвоните в удобное время (тихий час, например) воспитателю в детский сад, если вам была предоставлена такая возможность. Поговорите с ним несколько минут, забирая вечером ребенка, узнайте, чем он занимается на протяжении дня. Скорее всего, вы услышите, что он прекрасно ладит с другими детьми, хорошо ест, помогает следить за порядком в группе и вообще большой молодец.
  • Поговорите с друзьями, коллегами по работе, у кого есть опыт отлучения от ребенка в связи с детским садом. Поспрашивайте, как они справлялись в первое время, что им особенно помогло. Вам нужна эмоциональная поддержка, чтобы пережить разлуку не хуже вашего малыша!
  • Встречайте ребенка вечером приветливо, уверенно и спокойно. Не допускайте, чтобы ваши переживания передались малышу. Обнимитесь, расцелуйте друг друга и приготовьтесь слушать рассказ о событиях прошедшего дня. Про себя скажите, что у вас было много работы, но это не мешает вам продолжать крепко его любить, а его фотография на столе поддерживает невидимую связь между вами.
  • Максимально фокусируйте внимание на позитивных сторонах дела. Ребенок проходит важный этап социализации, все, что он сейчас переживает, чрезвычайно важно для его психического развития. Пусть эта мысль поддерживает вас.

Как ребенку строить отношения с другими детьми


Дети посещают садик не только в силу семейных обстоятельств, но и для лучшей социализации и подготовки к следующему важному этапу — школе. Являясь ближайшим окружением малыша в течение дня, сверстники создают эмоциональный, интеллектуальный и социальный фон, в котором проходит становление личности каждого из них. Если ребенок дерется или кто-то проявляет агрессию по отношению к нему, нужно вовремя учиться справляться с такими ситуациями.

Навыки самоконтроля, которые начинают формироваться в этом возрасте (но будут продолжать развиваться все школьные годы), позитивный настрой, открытость, умение быть гибким, делиться, подстраиваться и договариваться — все эти необходимые качества не раз сослужат добрую службу ребенку, чтобы быть принимаемым другими детьми, считаться хорошим партнером по играм, а со временем и верным другом.

Наконец, способность разбираться в собственных чувствах и уважать чувства окружающих помогут ребенку выстраивать отношения с людьми, основанные на доверии и взаимопонимании, не попадать в ситуации, когда он может оказаться глух к личным потребностям и переживаниям других.

Как родителям строить отношения с воспитателями


Налаженный контакт родителей с воспитателями прямо или косвенно будет влиять на восприятие ребенком детского сада в позитивном ключе. Как выстроить взаимоотношения со взрослыми, фактически заменяющими малышу вас в течение дня?

Возраст, приходящийся на период посещения детского сада, — важнейшая веха в психическом развитии ребенка, этап выработки навыков взаимодействия с социальной средой, закладки основ характера, становления личности. То, как ваш малыш пройдет через все испытания на пути взросления, будет определять дальнейший его успех в жизни и социуме.

Закладывайте основы этого успеха с самого раннего детства, формируя в ребенке способность устанавливать, развивать и поддерживать хорошие социальные связи с другими людьми. Станьте лучшим помощником малышу в его адаптации к внешнему миру. И возможно, сад станет вашим лучшим помощником в воспитании ребенка!


Начало посещения детского сада – трудное время для вашего ребенка. В это время начинается сложный, довольно продолжительный процесс адаптации, то есть приспособления ребенка к новой системе социальных условий, новым ощущениям, новому режиму дня, новым видам деятельности.

Средний срок адаптационного процесса составляет от 2-3 недель до 1 месяца, но может длиться и больше.

Во время адаптации ребенка к детскому саду у него может нарушиться сон, снизиться аппетит, у части детей регрессирует речь и утрачиваются некоторые навыки самообслуживания. Двигательная активность может упасть до заторможенного состояния, либо возрасти до уровня гиперактивности. Снижаются защитные силы организма, что может приводить к респираторным заболеваниям. Все эти негативные сдвиги проходят, когда заканчивается процесс адаптации.

Ваш ребенок оказывается в новой сложной для него обстановке, и ваша задача правильно его подготовить, а также поддерживать на протяжении всего адаптационного процесса.

Как подготовить ребенка к детскому саду.

Легче проходят адаптацию те дети, которых подготовили к посещению детского сада заранее. Подготовку проводите осторожно и поэтапно.

1. Обратите внимание на режим дня вашего ребенка. За лето он должен быть построен таким образом, чтобы ребенок легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад, чтобы у вас в дальнейшем было достаточно времени на спокойные неспешные сборы. Если ваш ребенок еще не спит днем, то начинайте его приучать хотя бы с простого лежания на постели днем. Время с 9:00 до 10:00 отводите для игр, занятий. С 10:00 до 12:00 для утренней прогулки. В 12:00-13:00 ребенок должен обедать, до 16:00 спать, в 16:00 – полдник, с 17:00 до 19:00 прогулка, 19:00-19:30 – ужин. Спать следует укладывать в 21:00.

Подготовка ребенка к жизни в детском коллективе заключается в максимальном сближении его режима в семье с режимом детского сада. Помните: перемены нужно вводить постепенно, каждый день сдвигая все дела таким образом, чтобы режим приблизился к режиму дня в детском саду. Это должно касаться и воскресных дней.

2. На втором этапе работы по адаптации вашего ребенка к детскому саду, который начнется непосредственно в сентябре, в течение первых двух недель проводится постепенное заполнение групп. Дети в начальный период проводят в саду начиная с получаса, постепенно увеличивая время пребывания.

3. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому. Устраните перекусы между едой.

4. Ведущая деятельность в детском саду – игровая. Учите детей играть в различные игры, активизируйте их самостоятельность, инициативу. Легче протекает адаптация у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, откликаются на предложение поиграть и не стесняются обращаться за помощью к взрослым. Ребенок должен уметь общаться с другими детьми, стремиться к установлению контакта.

6. Заранее рассказывайте ребенку о детском саде, читайте детские книги, соответствующей тематики. Не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом. Обязательно упоминайте в ваших рассказах о том, что всех детей вечером родители забирают домой. Никогда не пугайте ребенка садом! Гуляя с ребенком на улице. Понаблюдайте за детьми на детской площадке сада, за тем, как они играют, за тем, как родители забирают детей домой. Дайте ребенку представление о том, что такое детский сад. Ознакомьте ребенка с правилами поведения в садике, обыгрывая это вместе с ним, например поиграв с куклой, которую вы отправляете в детский сад.

7. Готовьте вашего ребенка к временной разлуке с вами, давая ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Последовательное спокойное приучение ребенка к посторонним взрослым и детям имеет огромное значение для благополучной адаптации в детском саду. Если ваш ребенок никогда не оставался без вас, хотя бы на какое-то время, то позаботьтесь о получении им этого опыта до поступления в детский сад.

8. Поддерживайте вашего ребенка во всем, относитесь к нему очень внимательно. Чаще говорите ему о том, что он как и прежде для вас дорог и любим. Создайте спокойный бесконфликтный климат для ребенка в вашей семье.

9. Способность вашего ребенка быстро адаптироваться к детскому саду во многом зависит от вашего психологического настроя. Если у вас есть уверенность в том, что сад – это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть, потому что это этап взросления, роста малыша – то привыкание пройдет намного легче.

Спустя совсем немного времени ваш ребенок освоится с новой для себя ролью и будет чувствовать себя полноправным членом детского коллектива.

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели.
Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие.

6 Шагов подготовки к детскому саду от психолога Нины Ливенцовой

Содержание:


Шесть шагов подготовки к детскому саду

✅Шаг 1 — Расширяйте информационное поле:
Рассказывайте о детском садике
Читайте книги по теме
Приводите примеры знакомых детей
Вместе играйте в детский сад

✅Шаг 2 — Познакомьтесь с детским садом:
Познакомьтесь с детским садом
Гуляйте вместе по территории детского сада
Сходите на экскурсию в группу
Если есть у друзей дети, которые уже ходят в садик, составьте им компанию, когда они забирают детей из садика

✅Шаг 3 — Совместная подготовка:
Выберете вместе с малышом одежду на первые дни
Познакомьтесь с воспитателями

✅Шаг 4 — Создайте положительный настрой:
Расскажите забавные истории о садике из своего детства
Расскажите малышу о положительных моментах, которые его ждут в садике

✅Шаг 5 — Настройте Режим:
Ранний подъем
Своевременное укладывание на ночь и дневной сон

✅Шаг 6 — Развивайте навыки самообслуживания:
Научите надевать самостоятельно простые вещи (трусики, носки, штанишки)
Научите есть и пить без посторонней помощи
Мыть руки
Вытираться полотенцем
Пользоваться туалетом (горшком)


ПЛАН привыкания ребенка к садику

  • Знакомство с детским садом — погулять рядом с садиком, по его территории и если есть возможность, зайти внутрь здания.
  • Первый день провести вместе (обычно один час).
  • Установить контакт с воспитателем сначала маме, затем ребенку. Познакомиться, улыбнуться. Во время знакомства взять ребенка на руки и передать его на руки воспитателю.
  • В течение недели водить ребенка на два часа. В это время заниматься своими делами, чтобы обуздать тревогу.
  • При расставании целоваться и обниматься. При встрече – радоваться.
  • Дать ребенку любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о вас (платочек, рисунок поцелуй в кармашек).
  • Если ребенок плачет, недолго утешать его (принимать эмоции) и твердо уходить.
  • Через неделю оставить ребенка на обед, затем на сон.

Признаки, что адаптация идет по ПЛАНу

🔅Ребенок плачет, но быстро успокаивается
🔅Общается с воспитателями
🔅Интересуется игрушками
🔅Спокойно играет
🔅Съедает хотя бы часть завтрака или обеда


Распространённые ошибки, которых можно избежать

  1. Игнорирование подготовительного этапа
  2. Сомнения родителей, стоит ли вообще водить ребенка в сад
  3. Негативные установки
  4. Резкое погружение (оставлять сразу на полный день)
  5. Отсутствие ритуала прощания.
  6. Нет режима дня у ребенка
  7. Специфические пищевые привычки (например, ребенок есть только протертую пищу)
  8. У ребенка нет навыков самообслуживания
  9. Пугать/угрожать детским садиком или воспитателем
  10. Наложение стрессов (переезд, возрастные кризисы, новые кружки)
  11. Непоследовательность (проспали – не пошли)
  12. Негатив от сборов в садик, во время прощания
  13. Отсутствие компенсации разлуки: ничего не оставляете взамен себя (любимую игрушку, мамину вещь)
  14. Высказывание при ребенке в негативном ключе о садике
  15. Нереалистические ожидания от ребенка

Показатели, что адаптация к детскому саду прошла успешно

если ребенок👶🏻
✅принимает правила детского сада
✅Если и плачет при расставании, то быстро успокаивается
✅Спокойно играет
✅Общается с детьми и воспитателями
✅Ест предложенную еду
✅Спит во время тихого часа

✨Ваш ребенок и вы — большие МОЛОДЦЫ!

Каждый родитель, отдавая ребенка в детское дошкольное учреждение хочет, чтобы адаптация к новым условиям прошла хорошо, и ребенок получал удовольствие от посещения детского сада и общения со сверстниками. Как это сделать? Готовить ребенка к посещению детского сада надо заранее – не лишним будет узнать режим дня детского сада и постараться придерживаться его и дома -то есть с утра рано вставать, завтракать, в обед - сон после еды, а вечером рано ложиться. Это очень поможет и взрослым, и малышам. Ребенку будет легче вставать с утра, поскольку он к этому заранее привыкнет. Послеобеденный сон войдет в его привычку, и он будет чувствовать себя спокойнее, когда день в садике будет проходить примерно также, как и дома.



Один из важных пунктов, при подготовке детей к новому этапу жизни, - развитие в них самостоятельности. Неплохо будет если ребенок уже будет уметь сам одеваться и раздеваться. Не забудьте промаркировать всю одежду и обувь – тогда дети не будут путать свои и чужие вещи, а воспитатели и педагоги будут тратить меньше время на поиск одежды ребенка. Можно использовать термоапликации или яркие наклейки- стикеры, вышить инициалы ребенка или подписать перманентным маркером –главное, чтобы и ребенок, и сотрудник детского сада смогли легко идентифицировать детские вещи.


Совсем не лишним будет научить ребенка правилам личной гигиены, ведь недостаточно просто научить ребенка самостоятельно ходить в туалет, у малыша должно войти в привычку мыть руки после посещения туалетной комнаты – чистота рук является профилактикой многих инфекционных и паразитарных заболеваний.

Ещё один важный этап подготовки ребенка к детскому саду - вакцинация. Каким бы крепким бы здоровьем не обладал Ваш малыш, - не лишней будет дополнительная защита путем создания активного иммунитета против многих грозных заболеваний с возможными тяжелыми осложнениями, тем более в условиях скученного коллектива. Прививаться необходимо в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Дополнительно привиться от заболеваний, не входящих в календарь профилактических прививок, может порекомендовать педиатр, наблюдающий Вашего ребенка.


Правильная подготовка ребенка к саду – залог благополучной адаптации в детском коллективе.

Читайте также: