Регуляция газообмена в растении защита от механических повреждений формирование скелета растения

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

3. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой этот признак характерен.

А) тело представляет собой таллом, или слоевище

Б) имеют вегетативные и генеративные органы

В) имеют светочувствительный глазок

Г) имеют разнообразные ткани

Д) живут главным образом в водной среде

Е) включают одноклеточные организмы

4. Выберите три верных ответа из шести. Для растительной клетки характерно

1) поглощение твёрдых частиц путём фагоцитоза

2) наличие хлоропластов

3) присутствие оформленного ядра

4) наличие плазматической мембраны

5) отсутствие клеточной стенки

6) наличие одной кольцевой хромосомы

5. Выберите функции покровной ткани растения. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) регуляция газообмена в растении

2) защита от механических повреждений

3) формирование скелета растения

4) проведение органических веществ

5) проведение неорганических веществ

6) защита от перепада температур

6. Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков ха­рак­тер­ны для ксилемы? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) яв­ля­ет­ся ос­нов­ной тка­нью растения

2) слу­жит для про­ве­де­ния воды от кор­ней к листьям

3) клет­ки имеют силь­но вы­тя­ну­тую форму

4) в клет­ках есть хлоропласты

5) стен­ки кле­ток утолщены

7. Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков ха­рак­тер­ны для флоэмы? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) слу­жит для про­ве­де­ния воды от кор­ней к листьям

2) яв­ля­ет­ся про­во­дя­щей тка­нью растения

3) клет­ки ли­ше­ны кле­точ­ной стенки

4) клет­ки со­дер­жат хлоропласты

5) клет­ки ли­ше­ны ядер

6) клет­ки имеют клетки-спутницы

8. Установите соответствие между характеристиками и видами растительных тканей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) выполняет защитную функцию

Б) образована плотно прилегающими живыми или мёртвыми клетками

В) обеспечивает рост и развитие растения

Г) является исходной для всех остальных тканей

Д) осуществляет связь растения с окружающей средой

Е) располагается в конусе нарастания

ВИДЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ ТКАНЕЙ

9. Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом.

СТРОЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ТКАНИ

А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками

Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться

В) расположена в точках роста корней и побегов

Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах

Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей

Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

10. Установите соответствие между особенностью ткани растения и её видом.

А) обеспечивает вставочный рост у злаков

Б) защищает от колебаний температур и повреждений

В) образует камбиальный слой в стебле

Г) обеспечивает газообмен

Д) формирует восковой слой на своей поверхности

Е) имеет множество мелких клеток с большим ядром

11. Какие растения относят к водорослям?

3) папоротник мужской

12. Выберите признаки мохообразных.

1) преобладающее поколение — гаметофит

2) спорофит представлен коробочкой со спорами

3) преобладает спорофит

4) гаметофит и спорофит — разные растения

5) спорофит и гаметофит находятся на одном растении

6) гаметофит представлен заростком

13. Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды

2) имеют проводящие ткани

3) имеют корни и побеги с листьями

4) имеют вегетативные органы

5) образуют семена

6) размножаются спорами

14. Растения от­де­ла Папоротниковидные ха­рак­те­ри­зу­ют­ся следующими признаками:

1) опло­до­тво­ре­ние происходит в вод­ной среде

2) об­ра­зу­ет­ся обоеполый заросток

3) орган раз­мно­же­ния — цве­ток

4) опы­ля­ют­ся насекомыми

5) не имеют корней

6) на ниж­ней стороне ли­стьев образуются споры

15. Сходство мхов и папоротников проявляется в

1) размножении спорами

2) дифференциация на органы и ткани

3) оплодотворении, которое происходит вне водной среды

4) автотрофном способе питания

5) перекрёстном опылении насекомыми

6) преобладании среди них древесных форм

16. Папоротники относят к царству растений, так как

1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

3) их клетки содержат хлоропласты

4) их клетки содержат цитоплазму

5) выполняют роль консументов в экосистеме

6) выполняют роль продуцентов в экосистеме

17. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1) корни отсутствуют

2) имеется хорошо развитая корневая система

3) размножаются семенами

4) размножаются спорами

5) цветки мелкие, невзрачные

6) для размножения нужна вода

18. Выберите три верных Ответа из шести. Папоротники относят к царству растений, так как

1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

3) их клетки содержат хлоропласты

4) их клетки содержат цитоплазму

5) выполняют роль консументов в экосистеме

6) клеточная стенка состоит из целлюлозы

19. Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.

(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие споры.

20. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если у растения сформировался побег, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:


1) мелкие чешуйчатые листья

2) оплодотворение при помощи воды

3) семенное размножение

4) образование плодов на верхушке побега

5) развитие листостебельного растения из протонемы

6) наличие хорошо развитой корневой системы

24. К растениям, не имеющим корней, относят

3) щитовник мужской

4) плаун булавовидный

25. Папоротники, в отличие от водорослей,

1) состоят из разнообразных тканей

2) являются автотрофами

3) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

4) имеют сложные листья – вайи

5) содержат хлорофилл в клетках

6) имеют корневище

26. Установите со­от­вет­ствие между ста­ди­ей раз­ви­тия мха ку­куш­кин лён и её плоидностью.

СТАДИЯ РАЗ­ВИ­ТИЯ ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ
А) спора Б) про­то­не­ма (зелёная нить) В) ли­сто­сте­бель­ное растение Г) коробочка Д) гаметы Е) зи­го­та 1) гаплоидная 2) ди­пло­ид­ная

27. Установите со­от­вет­ствие между стадией развития папоротника и её плоидностью.

СТАДИЯ ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ
А) спора Б) заросток В) зре­лый спорофит Г) мо­ло­дой спорофит Д) гамета Е) зи­го­та 1) га­п­ло­ид­ная стадия 2) ди­пло­ид­ная стадия

28. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОСОБЕННОСТИ
1) Мхи 2) Папоротники А) в почве закрепляются ризоидами Б) в цикле развития преобладает спорофит В) споры образуются в коробочках Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев Д) из споры развивается заросток Е) из споры развивается зелёная нить

29. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
1) Моховидные 2) Папоротниковидные А) отсутствие корней Б) развитая проводящая система В) наличие водоносных клеток Г) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены Д) спорофит преобладает над гаметофитом

30. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен.

ПРИЗНАК СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА
А) в цикле развития преобладает гаметофит Б) взрослое растение — спорофит B) споры образуются в коробочках Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев Д) из споры развивается заросток Е) из споры развивается предросток (протонема) 1) Моховидные 2) Папоротниковидные

31. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.

А) наличие ризоидов у листостебельных растений

Б) преобладание в жизненном цикле гаметофита

В) наличие придаточных корней

Г) наличие водоносных клеток в листьях

Д) образование заростка в цикле развития

Е) образование спор в спороносных колосках

32. Установите соответствие между признаками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) У некоторых имеются водоносные клетки.

Б) Спорофит преобладает над гаметофитом.

В) Из споры вырастает заросток.

Г) Споры развиваются в коробочке.

Д) Корни отсутствуют.

Е) Имеются сложные листья.

33. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) отсутствие корней

Б) развитая проводящая система

В) наличие водоносных клеток

Г) слабо развитая механическая ткань

Д) преобладание спорофита над гаметофитом

Е) видоизменённый подземный побег – корневище

34. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и группой растений. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППА РАСТЕНИЙ
А) не имеют тканей Б) не имеют органов В) имеют ко­ро­боч­ки со спорами Г) у не­ко­то­рых пред­ста­ви­те­лей име­ют­ся во­до­нос­ные клетки Д) спо­ро­фит раз­ви­ва­ет­ся на гаметофите Е) со­дер­жат од­но­кле­точ­ные и мно­го­кле­точ­ные ор­га­низ­мы 1) Зелёные водоросли 2) Моховидные

36. Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стью раз­мно­же­ния и от­де­лом растений, для ко­то­ро­го она характерна.

ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ
А) пре­об­ла­да­ние га­ме­то­фи­та в цикле развития Б) пре­об­ла­да­ние бес­по­ло­го поколения В) об­ра­зо­ва­ние спор в ко­ро­боч­ке (спорогоне) Г) раз­ви­тие спо­ро­фи­та на гаметофите Д) об­ра­зо­ва­ние гамет на заростке Е) об­ра­зо­ва­ние пред­рост­ка из споры 1) Моховидные 2) Папоротниковидные

37. Установите соответствие между признаком организма и организмом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА ОРГАНИЗМ
А) спорофит паразитирует на гаметофите Б) у спорофита имеется один спорогон В) гаметофит обоеполый Г) у спорофита есть корни Д) гаметофит многолетний Е) гаметофиты образуются из зелёной нити – протонемы 1) мох кукушкин лён 2) папоротник орляк

38. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) наличие двух видов побегов: весеннего и летнего

Б) расположение листьев мутовками на прямостоячем стебле

В) развитие спорангиев на нижней стороне листьев

Г) распространение на почвах с повышенной кислотностью

Д) развитие спор в спороносных колосках

Е) наличие перистых листьев – вай

39. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры.

1) образование гамет

2) оплодотворение и образование зиготы

3) развитие взрослого растения (спорофит)

4) образование заростка

40. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с момента прорастания спор.

1) формирование многолетнего растения (спорофита)

2) оплодотворение на заростке

3) прорастание споры и формирование заростка

4) развитие побега с придаточными корнями из зиготы

5) формирование гамет на гаметофите

41. Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.

А) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет

Б) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами

В) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение

Г) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка

Д) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника

42. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Растения растут только в первые годы жизни. 5. В цикле развития растения происходит смена полового и бесполого поколений. 6. Размножение и распространение растений осуществляются только с помощью семян.


44. Рассмотрите растения, изображённые на рисунках. Определите отделы, к которым их относят. Укажите признаки, по которым Вы отнесли растения к этим отделам.



45. Опишите особенности царства Растения. Приведите не менее 4-х признаков.

46. Какие признаки характерны для моховидных растений?

47. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

48. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

1. Растения отдела Папоротниковидные характеризуются следующими признаками:

1) оплодотворение происходит в водной среде

2) образуется обоеполый заросток

3) орган размножения — цветок

4) опыляются насекомыми

5) не имеют корней

6) на нижней стороне листьев образуются споры

2. Выберите три признака растений семейства крестоцветных (капустных).

1) цветок четырёхчленного типа

2) соцветие кисть

3) цветок пятичленного типа

4) соцветие корзинка

5) плод стручок или стручочек

3. Какие растения относят к водорослям?

3) папоротник мужской

4. Сходство мхов и папоротников проявляется в

1) размножении спорами

2) дифференциация на органы и ткани

3) оплодотворении, которое происходит вне водной среды

4) автотрофном способе питания

5) перекрёстном опылении насекомыми

6) преобладании среди них древесных форм

5. Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трехчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизмененным подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизмененным наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов — ягоды или коробочки

6) образованию плодов — ореха или стручка

6. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием

1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

2) цветка четырехчленного типа с двойным околоцветником

3) плода — яблока, костянки

4) плода — стручка или стручочка

5) разнообразных листьев: сложных, простых

6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку

7. Для класса Однодольные характерны признаки:

1) мочковатая корневая система

2) стержневая корневая система

3) жилкование листьев параллельное или дуговое

4) жилкование листьев сетчатое

5) листья всегда простые

6) развитие из зародышевого корешка явно выраженного главного корня

8. Для растения семейства бобовых характерно:

1) наличие в цветке венчика из 5 лепестков (лодочка, парус, весла)

2) наличие в цветке нектарников

3) образование плода боб

4) образование плода стручок

5) наличие на корнях клубеньковых бактерий

6) перекрестное опыление насекомыми

9. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1) корни отсутствуют

2) имеется хорошо развитая корневая система

3) размножаются семенами

4) размножаются спорами

5) цветки мелкие, невзрачные

6) для размножения нужна вода

10. Выберите три верных Ответа из шести. Папоротники относят к царству растений, так как

1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

3) их клетки содержат хлоропласты

4) их клетки содержат цитоплазму

5) выполняют роль консументов в экосистеме

6) клеточная стенка состоит из целлюлозы

11. Какие признаки присущи только растениям?

1) дышат, питаются, растут, размножаются

2) имеют клеточное строение

3) имеют фотосинтезирующую ткань

4) в клетках содержат пластиды

5) образуют на свету органические вещества из неорганических

6) растут в течение всей жизни

12. Выберите три верных ответа из шести. Для растительной клетки характерно

1) поглощение твёрдых частиц путём фагоцитоза

2) наличие хлоропластов

3) присутствие оформленного ядра

4) наличие плазматической мембраны

5) отсутствие клеточной стенки

6) наличие одной кольцевой хромосомы

13. Выберите функции покровной ткани растения. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) регуляция газообмена в растении

2) защита от механических повреждений

3) формирование скелета растения

4) проведение органических веществ

5) проведение неорганических веществ

6) защита от перепада температур

14. Плодом является

1) клубень картофеля

2) тыквина арбуза

4) кочан капусты

5) корнеплод свёклы

6) коробочка мака

15. Выберите признаки мохообразных.

1) преобладающее поколение — гаметофит

2) спорофит представлен коробочкой со спорами

3) преобладает спорофит

4) гаметофит и спорофит — разные растения

5) спорофит и гаметофит находятся на одном растении

6) гаметофит представлен заростком

16. Какие признаки характеризуют семейство Крестоцветные?

2) плод коробочка

3) плод стручок или стручочек

4) шесть тычинок, из которых две короткие

5) четыре лепестка в венчике, околоцветник двойной

6) лепестки сросшиеся

17. Какие признаки характеризуют семейство Паслёновые?

1) в основном кустарники и деревья

2) плод стручок или стручочек

3) плод коробочка или ягода

4) цветок пятичленного типа с двойным околоцветником

5) к семейству относятся картофель, табак

6) к семейству относятся редька, редис

18. Какие из приведённых ниже растений образуют семена?

19. Что из перечисленного является видоизменением корней?

1) клубень картофеля

2) корнеплод свёклы

3) луковица тюльпана

4) клубенёк фасоли

5) кочан капусты

6) микориза осин

20. Что из перечисленного является видоизменением листьев?

1) кожица яблока

2) лепесток розы

5) иголка кактуса

6) иголка шиповника

21. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,

1) образуют половые клетки

2) не имеют тканей

3) имеют ризоиды

4) являются фототрофами

5) размножаются спорами

6) не имеют цветка

22. Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды

2) имеют проводящие ткани

3) имеют корни и побеги с листьями

4) имеют вегетативные органы

5) образуют семена

6) размножаются спорами

23. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) является основной тканью растения

2) служит для проведения воды от корней к листьям

3) клетки имеют сильно вытянутую форму

4) в клетках есть хлоропласты

5) стенки клеток утолщены

24. Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) служит для проведения воды от корней к листьям

2) является проводящей тканью растения

3) клетки лишены клеточной стенки

4) клетки содержат хлоропласты

5) клетки лишены ядер

6) клетки имеют клетки-спутницы

25. В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способны образовывать обширные леса

2) характеризуются многообразием жизненных форм

3) размножаются семенами

4) опыляются насекомыми и птицами

5) имеют хорошо развитые вегетативные органы

6) образуют сочные и сухие плоды

26. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений

2) образование корней у папоротникообразных

3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях

4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений

6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

27. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства Злаковые (Мятликовые)?

2) стебель соломина

3) вставочный рост

4) сложные листья

5) сетчатое жилкование листьев

6) соцветие сложный колос, метелка

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25515

28. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для:

1) улучшения дыхания растений

2) уменьшения испарения воды из почвы

3) сокращения испарения воды растениями

4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням

5) улучшения снабжения растений неорганических веществами

6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями

29.Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.

(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие споры.

30. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для этого растения?

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=28858

1) относится к классу Двудольные

2) цветок трёхчленного типа

3) корневая система стержневая

4) в семени одна семядоля

5) относится к семейству Лилейные

31. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если у растения сформировался побег, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=31987

1) оплодотворение при помощи воды

2) отложение органических веществ в корневище

3) семенное размножение

4) преобладание в жизненном цикле спорофита

5) наличие сухого многосемянного плода

6) хорошо развитые в древесине трахеиды

32. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если у растения сформировался побег, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

1) мелкие чешуйчатые листья

2) оплодотворение при помощи воды

3) семенное размножение

4) образование плодов на верхушке побега

5) развитие листостебельного растения из протонемы

6) наличие хорошо развитой корневой системы

33. Известно, что акация – неприхотливое двудольное растение, древесину которого ценят за внешний вид. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков растения.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

34. Известно, что Шиповник майский – кустарник, который часто выращивают для декоративных целей, а плоды используют в лекарственных целях. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков растения.

(1)Шиповник майский относят к семейству Розовые, это один из наиболее обычных для России видов шиповника. (2)Многолетнее листопадное растение с тонкими прутьевидными ветвями 1,5–2м в длину, покрытыми блестящей коричнево-красной корой. (3)Побеги шиповника усажены редкими твёрдыми, серповидно изогнутыми шипами. (4)Листья сложные, непарноперистые, цветки крупные, одиночные с пятью лепестками и пятираздельной чашечкой. (5)Плоды шиповника богаты витамином C. (6)Благодаря неприхотливости и зимостойкости используется в озеленении.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

35. Известно, что повилика — покрытосеменное паразитическое растение, все виды которого отнесены к категории карантинных сорняков. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

сено травы, заражённые повиликой, плесневеют, при скармливании животным вызывают заболевания. (6)С повиликой борются ведением системы севооборотов, применением средств защиты растений, тщательной очисткой посевного материала, а заражённые растения уничтожаются.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

36. Известно, что хлоропласты — полуавтономные двумембранные органоиды клеток растений, в которых происходит фотосинтез. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше характеристик хлоропластов.

Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

(1)Хлоропласты — достаточно крупные органоиды, занимающие значительную часть цитоплазмы клетки. (2)Обычно хлоропласты имеют форму двояковыпуклой линзы, благодаря которой на листья поступает определённое количество света. (3)Наружная мембрана гладкая, а внутренняя образует тилакоиды, собранные в граны. (4)Внутреннее полужидкое пространство хлоропласта называется стромой. (5)В строме содержатся хлоропластныемолекулы РНК, пластидная ДНК, состоящая примерно из 100–120 уникальных генов, мелкие рибосомы, крахмальные зёрна, а также ферменты цикла Кальвина. (6)На мембране тилакоидов происходит фотолиз воды, синтез АТФ, восстановление НАДФ 2Н, а в строме — образование глюкозы.

37. Известно, что нитчатая водоросль спирогира является низшим растением, половое размножение которой осуществляется конъюгацией, а бесполое — фрагментацией. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящихся к описанию перечисленных выше признаков спирогиры.

(1)Длинные неразветвлённые нити спирогиры, образующие тину ярко-зелёного цвета, не прикрепляются к субстрату и свободно плавают в воде. (2)Таллом спирогиры состоит из одинаковых неспециализированных клеток, тканей и органов нет. (3)Каждая клетка нити покрыта двухслойной оболочкой, окружённой слизистым чехлом — приспособлением для обитания в водной среде. (4)Две нити водоросли сближаются, формируют общий канал, по которому протопласт из одной клетки перемещается в другую и сливается с ней, образуя зиготу. (5)После формирования толстой оболочки зигота трансформируется в зигоспору, способную переживать неблагопри- ятные условия внешней среды, в частности в зимний период. (6)При благоприятных условиях среды происходит случайный разрыв нитей старой водоросли с образованием многочисленных молодых нитей спирогиры.

Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

38. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Голосеменные растения, в отличие от папоротникообразных,

1) образуют семена

2) нуждаются в воде для оплодотворения

3) представлены в основном древесными формами

4) образуют пыльцу в мужских стробилах

5) имеют доминирующую стадию жизненного цикла — спорофит

6) имеют проводящую систему и корни

39. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Мохообразные, в отличие от зелёных водорослей,

1) не требуют воды для размножения

2) имеют покровную ткань

3) имеют недифференцированный таллом

4) имеют доминирующую стадию — гаметофит

5) образуют коробочку со спорами

6) имеют специализированные органы полового размножения.

40.

Какие признаки характерны для отдела, один из представителей которого изображён на рисунке?

1) не имеет сосудов в проводящей системе

2) листостебельное растение развивается из споры

3) корневая система стержневого типа

4) обитает в водной среде

5) доминирующая стадия — спорофит

6) спорофит развивается на гаметофите

41.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=39918

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для отдела, один из представителей которого изображён на рисунке?

1) доминирующая стадия — спорофит

2) развитие из предростка

3) обитает в засушливых условиях

4) имеет придаточные корни

5) спорангии развиваются на листьях

6) имеет цветки и плоды

42. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Зелёные водоросли, в отличие от высших растений:

1) способны к фотосинтезу

2) не имеют специализированных органов и тканей

3) являются сапротрофами

4) имеют вегетативное тело, представленное талломом

5) неспособны существовать в засушливом климате

6) способны существовать только в водной среде

43.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для представителей царства Растения характерно:

1) автотрофное питание

2) наличие клеточных стенок из хитина

3) поддержание форм клеток с помощью тургора

4) запасание энергии в форме крахмала

5) поглощение органических веществ фагоцитозом

6) бескислородный тип дыхания

44. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для отдела, представитель которого изображён на рисунке?

Клетки покровных тканей могут быть живыми или мёртвыми. У них плотно сомкнутые, утолщённые оболочки. Эти ткани покрывают снаружи все органы растений.

  1. Защита растения от неблагоприятных условий окружающей среды, излишнего испарения, механических повреждений и т. д.
  2. Обеспечение газообмена.
  3. Обеспечение транспирации (испарения воды).

Кожица , или эпидермис это ткань, образованная одним слоем живых клеток. Она покрывает поверхность органов растений.

shutterstock_639878008 (1).jpg

На многолетних стволах деревьев вместо кожицы формируется пробка . Клетки пробки мёртвые, полые, имеют утолщённые оболочки.

shutterstock_1614110419 (1).jpg

В эпидермисе листьев находятся микроскопические отверстия — устьица . Через них перемещаются водяной пар, углекислый газ и кислород.

shutterstock_138484574 (1).jpg

Каждое устьице окружает пара замыкающих клеток , которая регулирует открывание устьиц. В замыкающих клетках имеются хлоропласты (на рисунке они показаны в виде зелёных точек), которые обеспечивают процесс фотосинтеза (поглощение углекислого газа и выделение кислорода с образованием органических веществ и энергии, необходимой для работы устьиц).

Устьичнаящель1w1803.jpg

Во влажную погоду замыкающие клетки набухают, изгибаются, отверстие между ними увеличивается, и также увеличивается испарение воды.

В сухую погоду, когда уменьшается количество воды в клетках, замыкающие клетки смыкаются, отверстие уменьшается, и уменьшается транспирация.

если на растение поместить полиэтиленовый пакет, то можно увидеть результат транспирации. Внутри пакета будут собираться водяные капли.

shutterstock_660801157.jpg

Через устьица также происходят процессы дыхания растения (поглощение кислорода и выделение углекислого газа) и фотосинтеза (поглощение углекислого газа и выделение кислорода).

Покровная ткань растения – это наружная ткань, которая защищает растения от неблагоприятных воздействий окружающей среды (перепадов температур, засухи, механических повреждений) и от различных бактерий, вирусов и грибов. Также эти ткани способствуют всасыванию и выделению воды (какую иногда приходится удерживать), осуществляют газообмен.

Покровная ткань растений – особенности строения, функции в таблице

Выполняемые функции

Таким образом, покровная ткань выполняет следующие функции:

  • защитную (отделяет внутреннюю среду растения от внешней среды);
  • обменную;
  • выделительную;
  • рецепторную.

Покровная ткань растений – особенности строения, функции в таблице

Рис 1. Покровные ткани растений схематически

Выделяют такие виды покровной ткани, как

  • первичная (расположена: эпидерма – в стебле, экзодерма – корне);
  • вторичная или пробка (расположена также в корнях и стеблях растений – перидерма; она обычно появляется после того, как отмирает эпидерма);
  • дополнительная покровная ткань или корка (ритидом).

Молодой корень может быть также покрыт ризодермой, похожей по своему строению на эпидерму, но в целом эпидерма и экзодерма непохожи ни по строению, ни по происхождению.

Эпидермис – это живая ткань, пробка и корка – это мертвые ткани, клетки которых, отмирая, заполняются воздухом и дубильными веществами, при этом продолжая выполнять свои основные функции – формировать защитные слои, оберегающие растение от неблагоприятных факторов.

Особенности строения

Все разновидности покровной ткани похожи по своему строению (покровные ткани растений образованы из клеток и межклеточного пространства) и имеют определённые особенности.

  • В покровных тканях очень много клеток и мало межклеточного вещества.
  • Клетки и другие структурные частицы расположены очень близко друг к другу
  • Покровная ткань быстро регенерирует (клетки живут не долго, быстро делятся, за счёт чего ткань постоянно обновляется).

Строение и функции разных видов покровной ткани представлено ниже в таблице, которую можно использовать на уроках по природоведению в 5 классе.

Покровная ткань растений – особенности строения, функции в таблице

Рис 2. Эпидерма растения

Виды покровной ткани растения и их функции

Покровная ткань растений – особенности строения, функции в таблице

Рис 3. Вид коры под микроскопом

Все ткани могут быть как многослойными, так и однослойными. Например, ризодерма, покрывающая корень, однослойная ткань, а эпидермис – многослойная. Перидерма также сложная, многослойная покровная ткань.

У некоторых видов растений, особенно тех, которые растут в засушливых местностях, есть ещё одна ткань (относится к первичным) – веламен, который покрывает только корни растения. Именно этот слой обеспечивает своевременное поступление влаги в листья и стебли растения.

Что мы узнали?

Покровные ткани есть у животных и растений. У растений имеется три вида покровной ткани, которые выполняют разные функции, хотя основное значение любой покровной ткани – защищать растение. Строение покровной ткани растений несложное, но имеет свои особенности. Ткани бывают однослойные и многослойные. Некоторые виды ткани начинают формироваться тогда, когда растение достигает определённого возраста.

Читайте также: