Размножение растений семенами конспект урока

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Содержимое разработки

Урок 50. Оплодотворение у цветковых растений

сформировать представление о биологической сущности оплодотворения у цветковых растений, о значении оплодотворения для образования плодов и семян; обобщить знания о цветке как органе семенного размножения;

развивать умения выделять главное, анализировать, сравнивать;

способствовать развитию навыка коммуникативного общения.

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Проверка выполнения заданий 37, 40 на с. 79—81 рабочей тетради.

3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

3.1. Вводное слово учителя с демонстрацией видеофильма.

— О каком жизненно важном свойстве организмов идет речь в загадке?

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Размножение)

— Что происходит после опыления? Что такое оплодотворение?

3.2. Ознакомление с темой урока и постановка целей.

4. Изучение нового материала

4.1. Вводная беседа.

— Давайте вспомним строение цветка.

— В период цветения происходят важнейшие явления в жизни цветка. Что за явления происходят в это время? (Опыление)

— Какие виды опыления вам известны? (Самоопыление, перекрестное и искусственное опыление)

— А как же образуется семя? (В результате оплодотворения)

4.2. Демонстрация презентации. Ознакомление со строением семязачатка и пыльника.

4.4. Работа в парах. Учащимся раздаются карточки, на которых в произвольном порядке записаны этапы процесса двойного оплодотворения:

второй спермий сливается с крупной диплоидной центральной клеткой (образуется триплоидный эндосперм — запас питательных веществ для зародыша);

пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика (опыление);

два спермия перемещаются по пыльцевой трубке и попадают внутрь семязачатка;

первый спермий сливается с яйцеклеткой (образуется диплоидная зигота — зародыш);

после оплодотворения начинается процесс формирования семени и плода: из покровов семязачатка — семенная кожура, из завязи — плод;

из вегетативной клетки пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка.

Учащиеся должны составить правильную последовательность двойного оплодотворения.

Озвучивание, обсуждение и коррекция результатов. Запись последовательности двойного оплодотворения в тетрадь.

Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика (опыление) — из вегетативной клетки пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка —два спермия перемещаются по пыльцевой трубке и попадают внутрь семязачатка — первый спермий сливается с яйцеклеткой (образуется диплоидная зигота — зародыш) — второй спермий сливается с крупной диплоидной центральной клеткой (образуется триплоидный эндосперм — запас питательных веществ для зародыша) — после оплодотворения начинается процесс формирования семени и плода: из покровов семязачатка — семенная кожура, из стенки завязи — околоплодник.

Вывод. Результат оплодотворения:

1-й спермий + яйцеклетка = зигота = зародыш;

2-й спермий + центральная клетка = эндосперм;

покровы семязачатка = семенная кожура;

зародыш + эндосперм + семенная кожура = семя;

стенка завязи = околоплодник;

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

6.2. Фронтальная беседа.

— В чем преимущество двойного оплодотворения?

— Как вы думаете, почему дождливая погода во время цветени яблонь огорчает садоводов?

— Почему одно дерево после цветения дает плоды, а другое — нет?

— Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой:

Одна пчела летит, за ней вторая.

Вот целый рой, какая благодать!

Летят, березки щедро опыляя,

Рожь опылят — ведь им не привыкать.

Какой сегодня день хороший!

Ну, ветерок родной, не подкачай.

Опыли-ка картофель, горошек —

Будет щедрый у нас урожай!

7. Информация о домашнем задании

§ 50 (с. 152—154); выполнить задание 38 на с. 80 рабочей тетради.

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

Учитель зачитывает стихотворение:

Светлеет грусть, когда цветут цветы,

Когда брожу я первоцветным лугом

Один или с хорошим другом,

Который сам не любит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты —

Все улеглось! Одно осталось ясно,

Что мир устроен грозно и прекрасно,

Что легче там, где поле и цветы.

корректирование в ыполнен ия задания в соответствии с р езультатом действ ий.

Познавательны е: извлечение инф ормации предст авленной в разн ых источни ках и в

разных формах, осуществление ан ализа, синтеза, обобщения, классификации

Коммуникативные : использование речевых средств, для решения различных

коммуникатив ных задач; владение монологиче ской и диалогическ ой формами р ечи;

умение высказывать и обосн овывать свою точку зрения, умение слушать и слышать

других, пытать ся п ринимать иную точку зрения, быть готовым корректи ровать свою

точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной

- Зачем мы с вам и будем вып олнять эти действия? (Эти дей ствия будем в ыполнять для

того, чтобы поз накомиться с новым учебным м атериалом)

- На уроке будем работать по маршру тному листу, и оценивать работу сигнальными

карточками: карточка зелёного цвета – р абота выполнена без ошибок, карточка

жёлтого цвета – работа выполнена с 1 - 2 ошибками, карточка красного цвета – 3- 4

- Выполните задание №1 в маршрутном листе: тестовую р аботу по теме « Растен ие –

Б) у него есть орган ы, которые осуществляют пита ние, дыхание, размножение

5. Какие части цвет ка являются орг анами размноже ния?

В) для транспорт ировки вод ы и питател ьных веществ

- Проверьте правил ьность выполнения р аботы: сравните выбранный вами ответ и

правильный ответ на доске. Поставьте з нак + или – рядом с номером данного задания.

- Наш класс получил задани е от директора школы озеленить класс ные комнаты

начальной шко лы, но у нас всего 3 цветка – герань, фиалка, хлорофитум. Подумайте и

предложите вар ианты выполнения да нного задания. (Дети предлагают способы

решения проблем ы, среди которы х размножение данных рас тений.)

- Назовите тему сегодняшнего у рока. (Размноже ние растени й)

- На нашей планете растёт примерно 500 тысяч различных вид ов растений. У р азных

растений свои способы размножения, поэтому тема сего дняшнег о урока – способы

- Определите цель сегодняшнего урока. ( Познаком иться с разными способами

- С каким спос обом размножен ия уже знакомы? (Размн ожение семе нами)

- Зачем на у роках окружающего м ира мы изу чаем тему «Способы размножения

- Назовите лексическое значен ие слова размножение? ( Чтение у чащимся значения

- З накомитьс я с разными способами размножения растений будем по гру ппам.

- Каждая группа полу чает растение и набор ка рточек с названием способа

размножения данного растения, этапами работы по размножению данного р астения.

Необходим о восс танов ить последовательность вы полнения работы и подготовить

- Оценивать работу будем по критерию: последовательность выполнения работы по

размножению ра стения данн ым способ ом составлена п равильно.

Карточка № 1 цветок фиалка: разм ножение листов ыми чере нками

Черенок – это отрезанная часть растения (лист, корень, стебель), который при

Черенок помести ть во влажну ю почву так, чтобы нижняя поверхность листа была

обращена к стен ке кашпо, основан ие пластинки не должно касаться почвы.

Через 2 - 3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать стакан, чтобы попадал

кислород. Через 8 - 10 дней черенки укоренятся, тогда стакан можно убрать. Поливать

тонкой струйк ой по краям кашпо, чтобы не размыть почву вокруг черенков.

Карточка №2 цветок герань: размн ожение стеблев ыми чер енками.

Черенок – это отрезанная часть растения (лист, корень, стебель), который при

Отрезать веточку наискось под четве ртым лист ом длиной от 7 до 15 см.

Можно накрыть стеклянным ст аканом и п оставить в св етлое место. Че рез 2 - 3 дня

после поса дки надо ежеднев но приподнимать стакан, чтобы попадал кислор од. Через

по краям кашпо, что бы не размыть п очву вокру г черенков.

Полить почву в кашпо, где будет на ходиться нов ое растение .

Не отрезая от ку ста ус, закрепить его в д ругом кашпо, присы пая землей.

После у коренения молодое растение нео бходимо отделить о т материнского.

- С какими спосо бами размноже ния растений вы познаком ились?

- Помогут ли данные спосо бы размножения раст ений выполнить з адачу,

поставленну ю директором школы? Если – да. Поднимите сигнальну ю карточку

зелёного цвета, есл и – нет, поднимите с игнальну ю карточку крас ного цвета.

- Выполните задание №2 в маршрутном листе: соедините название растения из первой

колонки и с пособ размножения эт ог о растения во второй к олонке .

- Назовите, как вы с оединил и название растени я и способ его р азмножения .

- Проверьте прав ильность выполне ния работы на доске .

- Смо родину можно размножить и другим способом: побег (ветку ) смородины

прижать к земле, прикопать и поливать, о н даст дополнительные корни и побеги из

боковых почек. Данный способ размножения полу чил название – размножение

отводками. Объяс ните название данного спосо ба размножения р астений.

- Заполняя та блицу, с к ак им новым способ ом размно жения растений поз накомились ?

- На луковице растения образу ют ся мелкие луковички, или детки. Лу ковицу

выкапывают, отделяют деток и доращиваю т в течение нескольких лет, пока они не

достигнут нужных д ля цветения разме ров. Луковицами можно р азмножать чеснок,

- Откройте учебник на стр. 102, прочитайте текст и найдите название других способов

размножения растений, которые мы не называли и не объясняли сегодня на уроке .

- Как можно объяснить способ размножения – корневой порослью ? (Некото рые корни

малины растут горизонтально, недалеко от поверхност и почвы. На них образу ются

почки, из которых вырастают молодые растения. Облепиха тоже р азмножаетс я

Конспект урока окружающего мира на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Размножение растений Тип урока: урок открытия нового знания Цель: создание условий для формирования учащихся о разных способах размножения растений. Планируемые результаты Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности, формирование внутренней позиции школьника, гражданина – бережно относящегося к природному достоянию человечества Метапредметные универсальные учебные действия: Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий. Познавательные: извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала. Коммуникативные: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Покрытосеменные растения имеют орган семенного размножения – цветок, отсюда их второе название — цветковые. Представители этой группы царства Растения размножаются как половым, так и вегетативным путём.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений широко распространено в природе. Но еще чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.

Чаще всего растения размножаются черенками. Черенок – отрезок любого вегетативного органа. Если он попадает на влажную почту, то дает придаточные корни и укореняется. Так из черенка начинает развиваться новое самостоятельно существующее растение.

Черенки могут быть стеблевые, корневые и листовые.

Черенки

Стеблевые черенки — отрезки побега с несколькими почками. Их используют для размножения смородины, розы, тополя и многих других деревьев и кустарников. Для этого весной черенки сажают в подготовленную почву, и к осени на них вырастают придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многие декоративные и комнатные растения: флоксы, бальзамин, колеус и др.

Корневые черенки — отрезки корня длиной 15–25 см. На посаженном в почву корневом черенке формируются придаточные почки, из которых развиваются надземные побеги, от оснований которых вырастают придаточные корни. Корневые черенки используются для размножения малины, шиповника, некоторых сортов яблонь. Корневыми черенками легко размножается одуванчик.

Некоторые растения размножают листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок, и на них начинают развиваться придаточные почки и придаточные корни. Так размножают многие виды комнатных растений, например, бегонию, сенполию, сансевьеру. В природе листовыми черенками размножается сердечник луговой.

У некоторых растений из придаточных почек на корнях вырастают побеги — корневые отпрыски. Такие растения называются корнеотпрысковыми. Со временем старые участки корней разрушаются и отпрыски становятся самостоятельными растениями. Такой способ вегетативного размножения встречается у осины, рябины, тополя, сирени, вишни, малины и др.

Растения могут также размножаться ползучими побегами — усами. Несколько таких побегов отрастает от материнского растения, в их узлах развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками. Так размножаются земляника, клюква, луговой чай.

Смородину, крыжовник, калину можно размножать отводками. Для этого весной молодой побег пригибают так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надрезают кору, и к осени на месте надреза образуются придаточные корни.

Покрытосеменные растения могут также размножаться подземными видоизменёнными побегами (корневищами, клублнями, луковицами). Корневищами размножаются такие ценные декоративные растения как ирисы, ландыши. Клубнями — картофель, топинамбур, луковицами — лук, тюльпаны, нарциссы, лилии.

Еще одним способом вегетативного размножения является прививка. В естественной природе такой способ размножения встречается крайне редко, но люди широко применяют его в садоводстве для размножения плодовых деревьев – яблонь, груш, слив и др. Почку или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка. Дичок это молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Глазок или черенок растения называют привоем, а дичок – подвоем.

Сравнительно недавно растения начали размножать культурой ткани. Для этого клетки образовательной ткани помещают в особую питательную среду, где они начинают активно делиться и вскоре образовывают самостоятельные крохотные растения. Такой способ используют для размножения орхидей, садовой гвоздики, женьшеня и даже картофеля.

Половое размножение покрытосеменных растений связано с основными частями цветка — тычинками и пестиками.

В тычинках образуются пыльцевые зерна. Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок.

Чтобы произошло оплодотворение, пыльцевое зерно должно попасть на рыльце пестика. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце называют опылением. Различают два основных типа опыления: самоопыление и перекрёстное опыление. При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. Так опыляются пшеница, рис, овёс, ячмень, горох. При перекрёстном опылении пыльца с тычинок одного растения переносится на рыльца пестиков другого растения. Перенос пыльцы происходит с помощью ветра, насекомых, птиц и воды. Иногда сам человек сознательно переносит пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Происходит искусственное опыление. Его применяют для выведения новых сортов и повышения урожайности растений.

Половое размножение покрытосеменных растений

После того как пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика, оно набухает и превращается в длинную пыльцевую трубку, в которой образуются две мужские гаметы (спермии). Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с находящейся там яйцеклеткой. Происходит оплодотворение, образуется зигота. Второй спермий сливается с ядром крупной центральной клетки зародышевого мешка. Таким образом происходит двойное оплодотворение.

Дальше зигота начинает делиться. В результате возникает многоклеточный зародыш нового растения. Центральная клетка тоже делится, образуя клетки эндосперма, в которых накапливаются запасы питательных веществ, необходимые для питания и развития растения. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. Кожура, зародыш и запас питательных веществ составляют семя.

Постепенно завязь превращается в спелый плод. Околоплодник защищает семя от неблагоприятного воздействия. После созревания семян весь плод либо только содержащиеся в нем семена отделяются от родительского растения. Начинается распространение семян. Оно может происходить разными путями — ветром, водой, насекомыми, птицами, зверями и другими способами. Попав в почву, семя прорастает, образуя самостоятельное молодое растение.

Мы рассмотрели два типа размножения покрытосеменных растений: вегетативное и половое. Они имеют большое значение в природе. Благодаря им растения быстро расселяются и захватывают новые территории.

Читайте также: