Растения улучшают природную среду

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём сейчас урок!

1. Отметь правильный ответ.

Признаки организма – питание, рост, дыхание, размножение
Признаки организма – дыхание, размножение.

2. Запиши царства природы.
3. Запиши, какие группы растений живут на Земле.
4. Напиши, какое значение имеют

5. Отметь неверные ответы.

Растения обогащают воздух углекислым газом
Растения улучшают природную среду
Растения не могут очистить воздух от вредных примесей и пыли.

6. Выбери неправильный ответ на вопрос: путешествуют ли растения?

Нет, все растения растут строго на определённых местах
Да, растения могут перемещаться с помощью воды и ветра
Да, растения перемещают животные.

7. Соедини линиями растение и способ его размножения.

картофель
малина
клубника
нарцисс
корнем
усами
луковицей
клубнем

III. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить об охране растений.

а) Отгадывание загадок.

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной. (слайд 3)

Лёг пластом у дороги,
Разметал руки, ноги.
Его бьют сапогом,
Его бьют колесом,
Ему всё нипочём,
Хоть ударь кирпичом. (слайд 3)

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (слайд 4)

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (слайд 4)

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год. (слайд 5)

Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (слайд 5)

б) Постановка проблемной ситуации

Учитель. Все богатства русской природы принадлежат народу, а значит, и вам, ребята.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни…
(В. Берестов)

7. О Красной книге

Учитель. На планете Земля остаётся всё меньше растений: одни исчезают совсем, численность других резко сокращается. Они занесены в Красную книгу. Эта книга не совсем обычная, цвет у этой книги красный. Что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения).

В этой книге перечислены животные и растения, которые могут погибнуть. И если мы не защитим их, они могут безвозвратно исчезнуть. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСПО. Была создана специальная комиссия службы спасения.

– Для чего же нужна Красная книга?

– Она информирует, какие растения и животные в опасности, призывает изучать природу, охранять растения и животные.

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году и составила один том, а в 1984 году вышло уже два тома. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, по каким причинам исчезает. Но главное – что нужно сделать, чтобы уберечь его от полного вымирания. (слайд 6)

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад. (слайд 7)

Рассказ о растениях, занесённых в Красную книгу

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

2-й ученик. Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.

Учитель. Давайте познакомимся с некоторыми редкими растениями, занесёнными в Красную книгу. (слайд 8)

Ученица. Венерин башмачок встречается в лесах.

Цветки его по форме напоминают башмачки. Зацветает это растение на пятнадцатом или семнадцатом году жизни!

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
И он тихонько зазвенит.

Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, тёмно– голубые?
И о чём звените вы в день весёлый мая,
Средь некошеной травы головой качая?

Ученица. А может быть, говорят цветы о том, как много их гибнет от рук человека и как с каждым годом их становится всё меньше и меньше?

В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.

Учитель. Ребята, в ходе исследовательских работ, во время экскурсий вы узнали, что охрана растительного мира – дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите наших зелёных друзей. Опасность полного уничтожения нависла сейчас не только над некоторыми видами растений, но и над целыми растительными сообществами. Не допустить их гибели очень важно!

IV. Причины исчезновения растений

– Как вы думаете, правильно ли поступают люди?

а) человек вырубает леса и осушает болота, чтобы на их месте вспахать землю и вырастить культурные растения;
б) люди любят отдыхать на природе, сидеть у костра, собирать охапки красивых и приятно пахнущих цветов. Букет обязательно должен быть попышнее и побольше;
в) человеку известно, что растения имеют лечебные свойства, поэтому он активно собирает для засушки самые разные травы, чтобы потом готовить из них лекарства;
г) любители отдыха на природе выезжают в лес, чтобы полакомиться его дарами (ягоды, грибы, орехи), оставляя после себя дымящиеся пепелища, груды бутылок, банок, бумаг;
д) чтобы построить жилые дома нужно вырубить лес, парк, осушить пруд

V. Работа по учебнику

1. Чтение и анализ текста на с.55–56.

– Что нужно делать для охраны природы?

VI. Правила поведения в природе (слайды 9–15)

– Мне понравилось…
– Я узнал(а)…
– Я запомнил(а)..

VIII. Домашнее задание

Подготовить рассказ о растении из Красной книги; повторить правила поведения в природе.

К телам живой природы относятся: растения, дождь, снег, животные и человек.

Воздух — смесь газов.

3. Планеты Солнечной системы изучают …

а) географы; б) химики;

в) астрономы; г) физики.

4. Отметь правильное высказывание.

а) Солнце — звезда.

б) Солнце — планета.

5. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их …

6. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

7. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется …

б) графическая карта.

8. Вставь пропущенные слова.

На географической карте горы обозначаются______________________

цветом, леса — ____________________ цветом, а водоёмы —

9. Отметь правильное высказывание.

а) Жизнь на Земле возможна без солнечного света. Его заменят электричество, нефть, каменный уголь.

б) Солнечный свет и тепло – необходимые условия для жизни на Земле.

Карточка ученика (цы) ____________________________________________

1. Наука о растениях - это:

2. Отметь правильный ответ.

□ Признаки организма - питание, рост, дыхание, размножение.

□ Признаки организма - питание, дыхание.

4. Отметь неверные ответы.

□ Растения улучшают природную среду.

□ Растения обогащают воздух углекислым газом.

□ Растения не могут очистить воздух от вредных примесей и пыли.

5. Запиши, какие группы растений живут на Земле:

6. Отметь, чего не бывает у мхов:

7. Главными зерновыми культурами являются …

□ картофель, томаты, лен;

□ овес, ячмень, рожь, пшеница;

□ лук, репа, подсолнечник.

8. К овощным культурам относятся …

□ морковь, петрушка, томат;

□ капуста, абрикос, персик;

□ вишня, баклажан, патиссон.

9. Выбери не правильный ответ на вопрос: путешествуют ли растения?

□ Нет, все растения растут на строго определенных местах.

□ Да, растения могут перемещаться с помощью воды или ветра.

□ Да, растения перемещает человек.

□ Да, растения перемещают животные.

10. Соедини линиями растение и способ его размножения.

1. Выберите правильные ответы:

□ животные - часть природы;

□ в природе все взаимосвязано;

□ жизнь животных не связана с растениями и другими организмами.

2. Допишите цепь питания:

растения - кузнечик - ___________________________ - ястреб.

3. Выберите не правильный ответ:

□ фауна - это мир животных;

□ фауна - это растительный мир Земли.

4. Этих животных можно разделить на группы:

Амеба, медведь, волк, губка, коралл, дельфин.

5. Приведите примеры:

позвоночные животные ______________________________________________

беспозвоночные животные ___________________________________________

6. Насекомыми называются животные, у которых:

7. Выделите названия рыб:

8. Выберите правильные ответы:

□ земноводные живут только в воде;

□ к пресмыкающимся относятся черепахи, крокодилы, ящерицы.

9. Перелетными называются птицы:

□ которые все время перелетают с места на место;

□ все время живут на одном месте;

□ вьют гнездо и выводят птенцов в одном месте, а зимуют в другом.

10. Животные, тело которых покрыто шерстью называются:

Карточка ученика (цы) ____________________________________________

1.Установи историческую последовательность названий нашего государства. (Поставь цифры: 1, 2, 3, 4)

2. Русские, украинцы и белорусы произошли от.

3. Одним из главных богов у славян был.

4. Царь Петр I в истории остался под прозванием…

5. Последним российским государем был…

6. Князя Владимира в Древней Руси называли…

7. Первым русским царём стал…

8. Новое государство – СССР появилось…

Карточка ученика (цы) ____________________________________________

Итоговый тест по окружающему миру в 3 классе

1. Мы живем на материке …

□ Австралия; □ Северная Америка.

2. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется …

3. Относительно Солнца планеты расположены так:

□ Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

□ Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

□ Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

4. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называются …

5. Вставь пропущенные слова.

На географической карте горы обозначаются______________________

цветом, леса — ____________________ цветом, а водоёмы —

6. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

□ они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

□ они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

□ они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

8. Воздух и вода, необходимые для жизни растений, животных и человека должны быть:

9. Для прорастания семян необходимы условия:

□ тепло, вода, воздух;

10. К хвойным растениям относится:

11. Главными зерновыми культурами являются …

□ картофель, томаты, лен;

□ овес, ячмень, рожь, пшеница;

□ лук, репа, подсолнечник.

12.Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся:

□ на приусадебном участке;

□ на бульварах и скверах.

13. На Земле становится меньше лесов из-за:

□ пожаров и стихийных бедствий;

□ изменения климата на Земле;

□ строительства городов, дорог, возделывания полей.

14. Животные - это:

□ птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

□ звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

□ птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

15. Лягушка, жаба, тритон - это:

16. Какое слово пропущено: икринка - . - взрослая рыба?

17.Установи историческую последовательность названий нашего государства. (Поставь цифры: 1, 2, 3, 4)


Материал познакомит с жизнью растений, с развитием растений, с ролью растений для жизни человека и животных.

Описание разработки

Цели

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям.

Расширить знания о разнообразии комнатных растений

Знакомить с особенностями ухода за комнатными растениями.

Расширить кругозор, представления детей о значении растений для жизни на Земле

1. Организационный момент

О, люди! О, люди! Как вы допустили,

Вы самое главное в жизни забыли,

Забыли о том, что природа – ваш дом!

3. Беседа

Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?

Почему человек не может жить без растений?

Растения улучшают природную среду: обогащают воздух кислородом, очищают его от вредных примесей и пыли, выделяют в окружающую среду вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Своей листвой растения заглушают шум.

Почему лес называют "легкими Земли"?

Почему в школьных классах на подоконниках должно быть много растений? Знаете ли вы, что зелёный цвет растений благотворно влияет на наше здоровье и улучшает настроение? Оказывается, зелёный цвет меньше всего утомляет человека. Достаточно несколько минут посмотреть вдаль, чтобы отдохнули, уставшие от работы глаза. Зелёные комнатные растения не раздражают, а, наоборот, помогают сосредоточиться, спокойно работать. Вот почему в школьных классах на подоконниках должно быть много растений. Вы уже знакомы со строением растений.

О том, как растение питается, и какие процессы в нем происходят, вы сейчас узнаете из сценки.

4. Сценка "Что происходит с растением под действием света?"

Красно солнышко встает, день над лесом настает.

Упаду на лист зеленый, разбужу поток живой.

Хлорофилл начнет работу,

На себя возьмет заботу

О еде, питании, росте,

И придут тогда к нам гости

Сахар вкусный и крахмал.

Для питания крахмал нужен нам и сахар.

Углекислый газ чудесный атмосфера выделяет.

Через устьица его мы быстро поглощаем.

А корни нам несут поток –

Живой воды большой глоток.

Чудодей наш хлорофилл заработал смело.

Сахар вкусный и крахмал кушайте, ребята!

Работает весь народ, выделяет кислород.

Я – искристый кислород.

Оживлю лесной народ.

Дышит лес и дышит луг.

С кислородом все вокруг.

Жизнь даю траве и птице,

И жучку, и гусенице.

Только ночь придет в наш дом,

Потемнеет все кругом,

Возвращаюсь в лист опять,

Не хочу в ночи гулять.

Дышит лес мой в темноте,

Не нуждается в еде.

Лист называют чудесной крохотной лабораторией, в которой происходят удивительные превращения веществ. В листе на свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, и в воздух выделяется кислород. Вещества, которые образуются в растениях, - основная пища растений. Вот почему растение без листьев погибает.

Ребята делают небольшие доклады о комнатных растениях, которые они выращивали: фиалка, хлорофитум, традесканция, драцена, примула обыкновенная, кактус, диффенбахия, циперус.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

"Зелёная планета"

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям.

Расширить знания о разнообразии комнатных растений

Знакомить с особенностями ухода за комнатными растениями.

Расширить кругозор, представления детей о значении растений для жизни на Земле

1. Организационный момент

О, люди! О, люди!Как вы допустили,
Вы самое главное в жизни забыли,
Забыли о том,что природа – ваш дом!

Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?

Почему человек не может жить без растений?

Растения улучшают природную среду: обогащают воздух кислородом, очищают его от вредных примесей и пыли, выделяют в окружающую среду вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Своей листвой растения заглушают шум.

Почему лес называют "легкими Земли"?

Почему в школьных классах на подоконниках должно быть много растений? Знаете ли вы, что зелёный цвет растений благотворно влияет на наше здоровье и улучшает настроение? Оказывается, зелёный цвет меньше всего утомляет человека. Достаточно несколько минут посмотреть вдаль, чтобы отдохнули, уставшие от работы глаза. Зелёные комнатные растения не раздражают, а, наоборот, помогают сосредоточиться, спокойно работать. Вот почему в школьных классах на подоконниках должно быть много растений. Вы уже знакомы со строением растений.
О том, как растение питается, и какие процессы в нем происходят, вы сейчас узнаете из сценки.

4. Сценка "Что происходит с растением под действием света?"

Красно солнышко встает, день над лесом настает.

Упаду на лист зеленый, разбужу поток живой.

Хлорофилл начнет работу,

На себя возьмет заботу

О еде, питании, росте,

И придут тогда к нам гости

Сахар вкусный и крахмал.

Для питания крахмал нужен нам и сахар.

Углекислый газ чудесный атмосфера выделяет.

Через устьица его мы быстро поглощаем.

А корни нам несут поток –

Живой воды большой глоток.

Чудодей наш хлорофилл заработал смело.

Сахар вкусный и крахмал кушайте, ребята!

Работает весь народ, выделяет кислород.

Я – искристый кислород.

Оживлю лесной народ.

Дышит лес и дышит луг.

С кислородом все вокруг.

Жизнь даю траве и птице,

И жучку, и гусенице.

Только ночь придет в наш дом,

Потемнеет все кругом,

Возвращаюсь в лист опять,

Не хочу в ночи гулять.

Дышит лес мой в темноте,

Не нуждается в еде.

Лист называют чудесной крохотной лабораторией, в которой происходят удивительные превращения веществ. В листе на свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, и в воздух выделяется кислород. Вещества, которые образуются в растениях, - основная пища растений. Вот почему растение без листьев погибает.

РРебята делают небольшие доклады о комнатных растениях, которые они выращивали: фиалка, хлорофитум, традесканция, драцена, примула обыкновенная, кактус, диффенбахия, циперус.

6. Рассказ руководителя

ОООООзеленение помещений в настоящее время получает все большее распространение. Научные исследования показали, что растения в комнатах оздоравливают воздух, повышают его влажность. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, то есть выделяют в воздух вещества, убивающие микробы.

Необходимо помнить, что некоторые цветущие растения ядовиты, ядовит их сок – молочай, алоказия, арум, олеандр, дифенбахия и др. При работе с ними надо соблюдать осторожность, чтобы их сок не попал на кожу.

Полезный совет

Вода, оставшаяся от варки картофеля, содержит крахмал и имеет повышенное содержание микроэлементов, ею хорошо изредка поливать цветы. Крахмал активизирует почвенные организмы.

10 самых распространенных проблем с комнатными растениями

Веретенообразный новый рост — недостаточное освещение.

Пожелтение верхних листьев — нехватка железа или слишком высокий фактор pH.

"Поджаривание" краев листа — высокое содержание солей в почве, низкая влажность воздуха.

Здоровый лист с коричневым наконечником — повреждение холодом.

Внезапный листопад — внезапное изменение в окружающей среде или режиме ухода.

Поникшая листва — обычно следствие пересыхания почвы, но может быть гниль от чрезмерного полива.

Пятна на листьях с черными или темно-коричневыми центрами и желтыми краями — обычно гриб или бактерии.

Белесые пятна на листве — солнечный ожог от внезапного размещения под прямой солнечный свет.

Свежая, сухая листва — отсутствие полива в течение длительного периода.

Паутина на листьях — деятельность паутинного клеща.

7. Викторина

А сейчас давайте сыграем в викторину "Загадки о зеленых питомцах". Каждое отгаданное слово мы впишем в наш кроссворд.

Зеленые листочки
С белой полосочкой
Корни утолщённые
И усы кручёные.

Лист горбочком,
С желобочком
Шипы имеет,
А ранить не умеет.
Зато лечит нас
В любой день и час!

Зеленые лепешки –
В каменном лукошке.
На ребро положены
Иглами усажены.

Всю зиму всё лето
Невестой одета:
Девичья краса
Не на два часа.

Щучий хвост
Пошёл в рост.
Не в пруду,
Не в речке –
На окне у печки.

Была мала –
Платье берегла.
Стала велика –
Продрала бока.

8. Итог занятия

С какими комнатными растениями вы познакомились сегодня?

Что вы узнали об уходе за ними?

Итак, какое же значение имеют растения для жизни на Земле?

Для чего люди озеленяют свои помещения, дворы?

Почему мы стремимся сделать нашу планету зелёной?


-80%

Растения-фильтры. Какие деревья лучше всего очищают воздух?

Растения-фильтры. Какие деревья лучше всего очищают воздух?

А поэтому нам жизненно необходимы парки и скверы. Зеленые насаждения не только радуют взгляд, они защищают от вредных воздействий окружающей среды. Деревья и кустарники поглощают пыль, углекислый газ и вырабатывают кислород.


На первом месте – тополь. Его можно смело назвать рекордсменом по пользе для окружающей среды. Широкие и клейкие листья этого дерева успешно задерживают пыль, фильтруют воздух. Кроме того, тополь быстро растет, активно набирает зеленую массу и увлажняет воздух вокруг. Кислорода, который выделяет одно взрослое дерево за сутки, хватит для дыхания 3 человек в течение этого же времени.

Особым достоинством тополя является его неприхотливость и жизнестойкость. Он выживает вдоль автомагистралей и рядом с дымящими заводами. Липы и березы в этих условиях, как правило, гибнут. Есть польза и от тополиного пуха – это тоже своего рода пылесборник.


Очень полезен в городских условиях каштан. Он почти так же неприхотлив, как тополь. При этом взрослое дерево за год очищает от выхлопных газов и пыли около 20 кубометров воздуха.

Зеленым щитом от выхлопов могут стать вяз, сирень, шиповник и акация. Причем вязы своими широкими листьями удерживают в 6 раз больше пыли, чем тополя.


Этим растениям не страшна городская пыль. Их можно сажать по обочинам автомагистралей в качестве зеленого щита против выхлопных газов.

Хвойные деревья тоже полезны. Пусть они вырабатывают меньше кислорода, чем их лиственные собратья. Но при этом сосны, ели, лиственницы и туи выделяют в воздух полезные летучие вещества – фитонциды. Они обладают способностью убивать вредные микроорганизмы. Именно поэтому в хвойных лесах в два раза меньше бактерий, чем в лиственных.


Что же касается комнатных растений, то в лидерах по очистке воздуха хлорофитум, фикус Бенджамина, спатифиллум и комнатная герань. Они как никто другие собирают из воздуха окиси углерода и токсичные вещества.

Читайте также: