Раллийная посадка за рулем

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Зачастую новички-водители после пары часов за рулём автомобиля чувствуют себя так, словно не вели легковушку, а разгружали вагоны. Причина – в неправильном положении тела за рулём. Какие ошибки в посадке могут вызвать проблемы? Давайте разбираться.

Чем опасна неправильная манера сидеть за рулём?

Некоторые новички-автолюбители изумляются — зачем так много внимания инструкторы автошкол уделяют вопросам правильной посадки, положения тела водителя за рулём?

— постоянное неоправданное напряжение мышц тела приводит к быстрому возникновению чувства усталости;
— усталость снижает уровень концентрации водителя, рассеивается внимание, что недопустимо на дороге, поскольку может привести к возникновению аварии;
— неудобное положение тела вызывает застои в системе кровообращения, при которых физически невозможно выполнять оперативные действия, если возникла чрезвычайная ситуация;
— вызванный неправильной посадкой за рулём застой крови может даже привести к эпизодическому ухудшению зрения, что также недопустимо на дороге.

Поэтому если после вождения вы ощущаете усталость, боль в спине, ощущение затёкших мышц – следует понять, что вы делаете не так.

Наиболее распространённые ошибки посадки за рулем

Ошибок при посадке за руль не так много, но всех их стоит знать и избегать. Многие проблемы возникают из-за неправильного расположения кресла водителя.

1. Слишком большое расстояние кресла от педалей и рулевой колонки

Если водитель, выжимая сцепление, полностью выпрямляет ногу, значит, кресло расположено неправильно. Ноги должны находиться в слегка согнутом положении, ни при каких ситуациях не образовывая прямую линию голени и бедра. Именно такое выпрямленное положение при авариях приводит к наиболее тяжёлым травмам, поскольку по прямой импульс удара передаётся напрямую в бедро и, как правило, ломает его. Если же ноги согнуты, импульс погасится большим сгибом колена, а бедро с большой вероятностью уцелеет.

Что же касается расстояния от руля, существует жёсткое правило: от 35 до 40 см. Если это расстояние меньше, то подушка безопасности из спасающей превращается в травмирующую, не успевая выполнить свою функцию. Если расстояние больше – это сказывается на качестве управления, степень контроля над рулём падает.

2. Низкий подголовник сидения или его нет

Если подголовник сидения расположен низко – это всё равно, что его вообще нет. Эта часть конструкции кресла отвечает не за комфорт, а за безопасность: именно подголовник гасит движение головы и спасает позвонки шеи, если автомобиль получает передний или задний удар.

Многие подголовники регулируются не только по высоте, но и по горизонтальному положению. Правильное положение – не более 4 см от затылка.

3. Сильный наклон спинки сидения

Чем больше отклонение тела от вертикали, тем больше усилий прилагается, чтобы контролировать ситуацию на дороге. Обратите внимание на то, что автогонщики сидят за рулём прямо – спинки их кресел отрегулированы так, чтобы позвоночник находился максимально в вертикальном положении. Так и спина меньше устаёт, и не тратятся силы на то, чтобы поддерживать себя ровно.

4. Неправильная высота сидения

Наиболее частая ошибка молодых водителей – слишком низкая посадка. Возможно, со стороны такая посадка автогонщиков и выгладит привлекательно, но не стоит забывать, что гоночный автомобиль и сами гонки несколько отличаются от повседневной езды в легковушке. Чем ниже сидит водитель, тем меньше у него обзор. Поэтому такое положение кресла небезопасно.

5. Свободный ремень безопасности

Если ремень безопасности не обхватывает плотно тело, он, скорее всего, будет бесполезен при аварийной ситуации. Не секрет, что многие водители предпочитают просто накинуть ремень, чтобы обмануть датчики контроля, но не следят за тем, чтобы он плотно лежал на теле.

Правильное положение ремня – через грудь и далее, между шеей и плечом. Нижняя часть должна слегка касаться бёдер, лёжа на животе. И конечно, ни в коем случае ремень не должен располагаться на уровне горла.

6. Положение рук на руле

Если представить руль в виде циферблата часов, можно выделить большую группу водителей, которые располагают руки на позициях 2 и 10 часов.

Согласно статистике исследований, проведённых автоконструкторами и страховыми компаниями различных организаций, такое положение приводит к неравномерному распределению сил и затрудняют управление автомобилем. Оптимальная позиция рук – на 3 и 9 часов.

Также ошибка – вести автомобиль одной рукой, не убирая вторую с коробки передач. Это – ещё одна причина замедленной реакции в случае опасности.

Сама посадка автомобилиста в машине зависит от его личностных физиологических особенностей – роста, веса, длины рук и ног, комплекции.

Ошибки посадки водителя за рулем автомобиля

Однако общие принципы посадки за рулем для всех автомобилистов, все – таки, существуют.

Правильное положение водителя за рулем автомобиля

Итак, какая же посадка водителя считается приемлемой? Водителю необходимо пребывать за рулем в таком положении, чтобы его спина была полностью ровной – для этого спинку кресла нужно фиксировать под углом от 90 до 110 градусов. Между коленным суставом и подушкой сиденья необходимо соблюдать расстояние, которое равняется приблизительно длине ладони – это нужно для расположения центра тяжести на сиденье, а не на весу. В момент выжимки сцепления, нога должна быть практически прямой, во всю длину.

В правильной посадке играет роль регулировка зеркал. Наружные зеркала заднего вида должны располагаться так, чтобы при малейшем повороте головы открывался максимальный угол обзора.

Не нужно склоняться над рулем — обзорность от этого только ухудшается. К тому же, ваши предплечья начнут сковываться, а руки не смогут полноценно выполнять необходимые действия.

Правильная посадка водителя за рулем автомобиля

Все кажется довольно простым. Однако часто водители чувствуют за рулем себя не комфортно, не соблюдают правил. Можно привести пример, когда водитель ведет машину, склонившись над рулем, вроде бы, зная, что так делать не рекомендуется. Это положение сковывает предплечья водителя, что не позволяет рукам свободно двигаться (в данном случае – осуществлять полный оборот руля). Эта ошибка часто возникает по той причине, что водитель пытается улучшить обзорность, наклоняясь. Но он, тем самым, только мешает сам себе и делает хуже. К тому же, голова должна располагаться теменем вверх, чтобы вестибулярный аппарат был максимально чувствителен.

Как принять правильную посадку за рулем автомобиля?

Спина должна максимально прилегать к спинке кресла – этот аспект является основополагающим в верной посадке. Сперва нужно откинуть спинку и выжать левой ногой педаль сцепления до самого пола. В этом же положении необходимо отрегулировать сиденье, чуть – чуть сгибая ногу в колене. Следом нужно выпрямленной рукой схватиться за руль в его верхней точке. Затем снова подогнать спинку кресла так, чтобы контакт спины водителя и спинки кресла был максимальным.

Рулевое колесо нельзя применять в качестве опоры – на нем должен быть сосредоточен вес рук. Это важно понимать и осуществлять для того, чтобы центр тяжести сосредотачивался в кресле: около 30% веса тела должно располагаться на седалище, остальной вес должен приходиться на спинку кресла.

Далее рассмотрим ремни безопасности. Здесь важно отметить такой момент, что ремень безопасности должен фиксироваться туго – это удержит водителя в сиденье в случае разворота или виража, а также полностью осведомит водителя о силе ускорения и прочих силах.

Посадка водителя за рулем автомобиля

Кистям рук необходимо занимать положение чуть выше локтевых суставов. Для более комфортной посадки в современные автомобили встраивают рулевую колонку, которая регулируется в двух плоскостях – по высоте и по вылету. Эта функция позволяет фиксировать руль в удобном оптимальном положении.

Необходимо также правильно отрегулировать подголовник – это позволит шее и голове избежать перелома или повреждений. Для этого нужно приподнять его до уровня затылка, а далее приблизить к голове настолько, насколько это возможно. Многие автомобилисты используют подголовник неправильно – опираются на него во время движения, а он имеет другую функцию – защиты головы при аварии.

Если во время езды вы начинаете чувствовать дискомфорт, мышечное напряжение, затекание или боль тела, вам необходимо сменить посадку.

Фиксация ног на педалях должна быть следующей: левая – на педали сцепления, правая — на педали тормоза. Далее нужно опустить пятки по вертикальной оси педалей. В этом положении разведите носки в сторону так, чтобы левая нога носком упиралась на пол рядом с педалью сцепления, а правая – на педаль газа.

Последний этап в вопросе о правильном положении тела за рулем – это регулировка зеркал. Они должны быть зафиксированы таким образом, чтобы в ближнем к кузову углу бокового зеркала была видна задняя часть автомобиля.

Чтобы правильная посадка за рулевым колесом стала вашей новой привычкой, нужно около двух – трех недель следить за положением ваших частей тела. Если возникает мышечная усталость, имейте ввиду, что вы неправильно сидите за рулем.

От того, как сидит водитель во время движения автомобиля, зависит многое: возможность долго сохранять работоспособность и реакцию, удобство и даже жизнь. И если вы хотите водить автомобиль, а не судьбу за нос, запомните простые правила, которые помогут вам в скором времени самому стать инструктором по правильной посадке в машине.


Основная масса водителей сидит неправильно

Если говорить откровенно, то сидячая поза считается самой вредной для человека. А так как управлять авто стоя невозможно, то мы сформулируем советы, которые позволят минимизировать напряжение и всегда быть готовым к тому, чтобы с высоко поднятой целой головой выйти из любой экстренной ситуации.

Итак, что же позволяет обеспечить грамотная посадка за рулем? Во-первых, правильное положение тела не дает водителю быстро уставать. Во-вторых, вы всегда сможете адекватно отреагировать на любую нештатную ситуацию на дороге. И, в-третьих, дайте шанс вашему кровообращению, и оно еще вам обязательно пригодится.

Правильная посадка: чтобы тело не заржавело


Спина максимально прижата к спинке сиденья, руки и ноги в полусогнутом состоянии

Многие водители при рулении склоняются над рулем. Это очень сковывает оба предплечья, потому руки и не могут осуществить полный поворот рулевого колеса. Многие объясняют, что таким образом они улучшают обзор, но это самообман. Напротив, склонившись над рулем, вы не только ухудшите обзорность, но и снизите чувствительность вестибулярного аппарата.

Определившись с продольным положением сиденья, приступаем к настройке рулевой колонки. Между ногами и ободом рулевого колеса должна без труда пролезать ладонь. Руль ни в коем случае не должен сковывать движения и перекрывать приборную панель.


Между рулем и ногами должна помещаться ладонь

Заметьте, что мы только начали, а уже добились отличных результатов. Самое время взяться за настройку положения спинки сиденья. Кто бы вам что ни говорил (друзья со столетним стажем вождения и ваше тело, которое всегда стремиться к комфорту), спина должна всегда оставаться ровной. Потому и спинку сиденья необходимо расположить под углом 90-110 градусов. Не забывайте о том, что спина должна максимально контактировать со спинкой.


Если в момент срабатывания на пути подушки безопасности окажется ваша рука, это может привести к довольно серьезным последствиям

Необходимо помнить и о том, что подушке безопасности в случае срабатывания нужно хотя бы 25 см пространства.

Важно приучить себя к тому, чтобы руль никогда не являлся точкой опоры – на нем сосредотачивается исключительно вес рук. А вот центр тяжести тела должен быть сосредоточен на сиденье: 70% веса приходится на спинку, 30% – на подушку.


Если запястья свободно ложатся в верхней точке рулевого колеса, значит, расстояние до руля выбрано правильно

Ноги в автомобиле: средство передвижения в средстве передвижения

Немаловажно и то, как вы расположите ноги на педалях. Все очень просто. Сперва поставьте левую ногу на педаль сцепления, а правую – на тормоз. Пятки расположите в нижней точке оси каждой из педалей. Затем разводим носки в стороны, сохраняя положение пяток.


Перенос ног с одной педали на другую необходимо осуществлять без отрыва пятки от пола

Это позволит носку левой ноги оказаться на специальном месте для отдыха, расположенном слева от педали сцепления, а носку правой ноги – на педали газа.


Такое расположение ног предусматривает отрыв пяток от пола, что быстро приводит к усталости

Ни в коем случае нельзя отрывать стопу в момент переноса ноги с одной педали на другую, ведь это будет смещать центр тяжести и помешает в дальнейшем оперативно совершить тот или иной маневр.

Все мы разные, и наши анатомические особенности подчас не позволяют последовать тому или иному правилу. Например, как быть с чересчур длинными ногами? Нужно всего лишь принять максимально вертикальное положение, ориентируясь на то, насколько удобно вашим рукам. Длинноруким водителям стоит немного больше отклонить назад спинку и как бы сползти по сиденью вниз. Есть в этом положении и свой минус – будь готовы к тому, что мышцы шеи будут испытывать большее напряжение.

Регулировка сиденья: жертвуем мелкими удобствами ради комфорта

Сперва разберемся, что нам дает правильная регулировка сиденья. Главное и самое важное – это возможность устранить все моменты, которые ведут к потере водителем скорости реакции, которая так нужна во время маневрирования. В том числе и в экстремальных ситуациях. Кроме того, если дорога предстоит дальняя, правильное положение сиденья поспособствует хорошему кровообращению.


Солнечному миру – да, да, да! Прямым рукам и ногам в авто – нет, нет, нет!

Правую ногу поставьте на тормоз, а левой полностью выжмите педаль сцепления (МКПП) или поставьте ее на площадку для отдыха (АКПП). Затем сиденье медленно сдвигаем вперед до тех пор, пока ноги не будут полусогнуты, а в бедрах не будет ощущаться напряжение. При этом правая рука должна без труда дотягиваться до дальнего положения ручки переключения передач.

Обратите внимание на расстояние между потолком салона и своей головой. Очень важно, чтобы оно было достаточным. Для этого поставьте между головой и потолком кулак – если он проходит свободно, значит, все отлично. В противном случае опустите сиденье, иначе встреча вашего темени и крыши автомобиля просто неизбежна. И речь даже не об аварийной ситуации, а о простой езде по ухабам.


Если между потолком салона автомобиля и вашей головой не проходит кулак, пора покупать шлем

Теперь переходим к спинке. Эксперты всего мира говорят о том, что самое удобное положение спинки водительского сиденья – это 10-20-ти градусный уклон от вертикали. Спина должна быть расположена практически вертикально и максимально плотно прилегать к спинке сиденья.


Спина должна максимально контактировать со спинкой сиденья

Посмотрите на обычный офисный стул и обратите внимание на угол спинки – у него совсем небольшой наклон, который позволяет работнику максимально эффективно использовать пружинящие свойства позвоночника. Итак, правило простое: ориентируемся при настройке спинки сиденья не на шезлонг, а на старый добрый офисный стул.


С подголовником все более или менее индивидуально

С подголовником все просто. Его верхушка должна быть на одной линии с глазами водителя. Можно чуть выше. Никаких четких правил регулировки подголовника нет, потому как нужно учитывать анатомические особенности человека, находящегося за рулем. И еще один важный момент: между подголовником и затылком должно быть небольшое свободное пространство, равное толщине ладони.

Органы управления автомобилем ни при каких условиях не должны использоваться водителем как точки опоры. Устроившись на сиденье, попробуйте снять ладони с руля и оторвать ступни от пола. Тело при этом не должно заваливаться вперед или назад. Если это все же происходит, настройте сиденье, используя все возможные рычаги регулировки.

Типичные ошибки


Склонившись над рулем, вы не улучшите, а только ухудшите обзор


Езда вразвалочку весьма опасна. Помните о правиле полусогнутых рук и ног!

Руль и ручка КПП: правильное положение рук

У всех современных автомобилей, как правило, на руле есть специальные отливы, которые задают как правильный хват, так и место хвата руля. Руки располагаем в верхнем секторе руля, использовав мысленно для его определения циферблат часов. Проще говоря, положите руки на рулевое колесо в положении 9 и 3 часа.



Какое бы положение вы ни использовали, хват руля должен быть симметричным.

Больше о грамотном хвате руля и приемах руления можно прочитать .


Посмотрите, в каком положении держит руль Михаэль Шумахер. В его профессионализме вряд ли можно усомниться

Если вы до сих пор думаете, что сидеть за рулем вразвалочку, утонув в разложенном сиденье и крутя руль двумя пальцами – это круто, вспомните о яйцах, которые сперва всмятку, а потом крутые. С водителями все то же, но с точностью до наоборот: сперва они крутые, а потом… Сидите правильно и удачи на дорогах.

В чем смысл правильной посадки за рулем

Посмотрели? Давайте разбирать. Итак, с нормальной посадкой все — вы не поверите! — нормально. Движения рулем даются легко и естественно, и поэтому мне удается достаточно точно попадать на апексы поворотов. Нет проблем и с корректировкой — оговорюсь, во всех попытках я умышленно агрессивно давил на газ на выходе из виражей, чтобы спровоцировать машину на скольжение, а себя, соответственно, на его компенсацию. Как видно в ролике, лишних движений совершается минимум, а амплитуда их невелика.

Если же откинуться назад и принять непринужденную позу, то на первый взгляд ничего особо не поменяется.

Еще хуже дело обстоит, если сидеть в целом правильно, но держать руль одной рукой.

Все мы ведь, чего греха таить, так и делаем, когда едем на дальняк. Но посмотрите на амплитуду движений: она, согласно всем законам физики, увеличивается вдвое. О точности рулежки можно забыть — вместо уверенных коротких импульсов получаются размашистые полукольца, что неминуемо ведет к потере времени. Если вы участвуете в гонках, вас просто объедут, унизят и оставят в хвосте: разница на вот этом вот коротеньком круге составляет аж секунду. А если на ночной дороге в свете фар появится олень? Рогатое животное или беспечный пешеход — не столь важно. Во-первых, фактически вы начнете отруливать от него позже. Во-вторых, обязательно перерулите или недорулите. В-третьих, поздно и медленно начнете исправлять собственную ошибку. И даже если в процессе успеете все-таки выбросить из второй руки то, что вы в ней держали, и положить ее на руль, драгоценные доли секунды будут упущены. Те самые доли, которые могут решить вопрос жизни или смерти.

Ну а чем опасна слишком близкая посадка, без всяких комментариев понятно из видео.

Тут беда не столько в излишне резких движениях, которые получаются сами собой, а в микроскопическом рабочем диапазоне. По ходу всего круга мне элементарно не хватает пространства, чтобы повернуть руль на нужный угол: локти тупо и безыдейно упираются в бока, и надо либо отпускать нижнюю руку, либо гасить скорость, чтобы вписаться в поворот. Но самое опасное происходит под конец: как и раньше, на выходе из финального поворота я перебарщиваю с тягой, задняя ось уходит в сторону, но занос мне корректировать просто-напросто некуда! Итог — вылет. Хорошо, что в зону безопасности, а не в отбойник или чей-то встречный бампер.

В чем смысл правильной посадки за рулем

Разумеется, этот небольшой эксперимент не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим и всеобъемлющим. Естественно, в реальных условиях в дело может вмешаться (и вмешается) сотня непредсказуемых факторов. Но правильная посадка — одна из тех составляющих контроля над происходящим, которые находятся в нашей власти. Не говоря уже о том, что только такое положение гарантирует вам минимум травм при столкновении, не дай Бог ему произойти. Спросите у экспертов EuroNCAP, почему их манекены на краш-тестах сидят именно этим образом. И вообще, покатайтесь так хотя бы пару дней — и с изумлением обнаружите, что чувствуете себя уверенно и удобно. И будете смотреть на окружающих водителей, раскорячившихся как попало, как на детей, студеным январским утром решивших лизнуть качели. Только вот одним отмороженным языком такая их глупость может и не закончиться.

Благодарим руководство и сотрудников автодрома Moscow Raceway за помощь в организации эксперимента.

Читайте также: