При циркуляционном нагружении используются посадки

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

При установке подшипников используются все три вида посадок по характеру сопряжения, т.е. посадки с зазором, с натягом и переходные.

Рекомендации при выборе посадок подшипников

1) Нельзя устанавливать с большим натягом наружное и внутреннее кольца, так как может произойти заклинивание тел вращения.

2) Вращающееся кольцо (на валу или в корпусе) должно устанавливаться с гарантированным натягом.

3) При двухопорном вале (два подшипника на концах вала) посадка одного из невращающихся колец должна быть с гарантированным зазором для компенсации температурных деформаций вала или корпуса.

Шероховатость по параметру Ra для посадочных мест

Посадочная поверхность Класс точности подшипника Диаметры подшипника
до 80 мм свыше 80 до 500 мм
Вал 6 и 5 1,25 0,63 0,32 0,16 2,5 1,25 0,63 0,32
Отверстия и корпус 6, 5, 4 1,25 0,63 0,32 2,5 1,25 0,63
Опорные торцы валов и корпусов 6, 5, 4 2,5 1,25 0,63 2,5 2,5 0,63

Кольца подшипника во время работы могут испытывать различные виды нагружений.

Бывают следующие виды нагружений: местное, циркуляционное и колебатель­ное.

Местное нагружение – такой вид нагружения, при котором действую­щая на подшипник результирующая радиальная нагрузка постоянно воспринимается одним и тем же ограниченным участком дорожки качения кольца и передается соответствующему участку посадочной поверхности вала или корпуса (рис. 6.6, а). Кольца, которые подвергаются местному нагружению, должны устанавливаться с гарантированным зазором или по переходной по­садке при минимальном натяге. Это необходимо для того, чтобы кольцо, подвергаемое местному нагружению, могло в процессе работы иногда поворачиваться, чтобы нагрузка не находилась постоянно в одном месте – это может привести к быстрому местному износу. При повороте колец в про­цессе эксплуатации износ подшипника будет происходить равномерно. В качестве примера такого нагружения можно привести нагрузку, действующую при зубчатом зацеплении в цилиндрических редукторах.

Циркуляционным нагружением колец называется такой вид нагружения, при котором действующая на подшипник результирующая радиальная нагруз­ка воспринимается и передается телами качения в процессе вращения последовательно по всей длине дорожки качения, а, следовательно, и по всей посадочной поверхности вала или корпуса (рис. 6.6, б). В качестве примера может быть приведена нагрузка, действующая на барабан ленточного транспортера.При циркуляционном нагружении кольцо должно устанавливаться по посадке с натягом для то­го, чтобы оно не проворачивалось в процессе работы, и износ происходил равномерно.

Рисунок 6.6 – Виды нагружений: а – местное нагружение у наружного

кольца и циркуляционное у внутреннего; б – циркуляционное наг­ружение

у наружного кольца; в – колебательное нагружение у наружного кольца

и циркуляционное у внутреннего; Fr – радиальная нагрузка,

F – вращающаяся радиальная нагрузка

Колебательным нагружением кольца называется такой вид нагружения, при котором неподвижное кольцо подшипника подвергается одновременно воздействию радиальной нагрузки, постоянной по направлению, и вращающейся, меньшей или равной по значению. Их равнодействующая совершает периодическое колебательное движение, симметричное относительно непод­вижной силы, причем она периодически воспринимается и передается соот­ветствующему участку посадочной поверхности (рис. 6.6, в). Равнодействую­щая или колебательная нагрузка меняется от суммы до разности неподвиж­ной и вращающейся нагрузок. В тех случаях, когда вращающаяся нагрузка окажется больше, чем постоянная, то кольцо испытывает или местное нагружение, или циркуляционное. При колебательном нагружении кольцо должно устанавливаться по переходной посадке с целью возможного проворота кольца в процессе работы для обеспечения равномерного износа. В ка­честве примера может быть приведена нагрузка, действующая на узлы на опорных подшипниках со сферическими роликами.

Рекомендации по использованию посадок подшипников качения в конкретных видах машин приведены в приложении к ГОСТ 3325 и справочниках.

Посадку подшипника качения на вал и в корпус выбирают в за­висимости от конструкции подшипника, условий его эксплуатации, величины и характера действующих на него нагрузок и вида нагружения колец.

Различают три основных вида нагружения колец: местное, цир­куляционное и колебательное.

При местном нагружении кольцо воспринимает радиальную наг­рузку (Рп), постоянную по направлению лишь ограниченным участ­ком окружности дорожки качения, и передает её соответствующему участку посадочной поверхности вала или корпуса (рис. 5.3, а - наружное кольцо, б - внутреннее кольцо).

Если кольцо воспринимает равнодействующую (Рр) двух ра­диальных нагрузок (Рп - постоянной по направлению и Рв - вра­щающейся и меньшей по величине) ограниченным участком дорожки и передает её соответствующему ограниченному участку посадоч­ной поверхности вала или корпуса, то такой характер нагружения кольца называется колебательным. Равнодействующая Рр сил Рп и Рв не совершает полного оборота, а колеблется между точками А и В (рис. 5.3, в).


Рисунок 5.2 - Схема расположения полей допусков колец подшипников качения, валов и отверстий в корпусах (для подшипника 205):


- поля допусков наружных колец подшипников;

- поля допусков внутренних колец подшипников;

- поля допусков валов и отверстий


Рисунок 5.3 - Схема нагружения колец подшипников качения: а) местное; б) циркуляционное; в) колебательное

В том случае, если постоянно направленная нагрузка (Рп) меньше, чем вращающаяся (Рв), то вращающееся кольцо подшипни­ка имеет местное нагружение, а неподвижное кольцо - циркуляцион­ное.

Циркуляционно-нагруженное (вращающееся) кольцо подшипника качения воспринимает нагрузку поочередно всеми участками дорож­ки качения и изнашивается равномерно, поэтому оно соединяется с валом или корпусом с натягом. Натяг исключает возможность об­катки и проскальзывания кольца по посадочной поверхности вала или корпуса в процессе работы под нагрузкой. Наличие зазора меж­ду циркуляционно-нагруженным кольцом и посадочной поверхностью детали может привести к развальцовыванию и истиранию металла со­пряженной детали, что недопустимо.

Посадка циркуляционно-нагруженного кольца в корпус и на вал определяется по величине интенсивности нагрузки РR на посадоч­ной поверхности, которая подсчитывается по формуле

гдеR - расчетная радиальная нагрузка на подшипник (реакция опоры);

b - рабочая ширина посадочного места, (b = В – 2r);

B - ширина подшипника;

r - радиус закругления или ширина фаски кольца подшипни­ка);

Кп - динамический коэффициент посадки, зависящий от харак­тера нагрузки (при перегрузке до 150 %, умеренных толчках и вибрацииКп = 1; при перегрузке до 300%, сильных ударах и вибрации Кп =1,8);

F - коэффициент (прил. В, табл. В1), учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале F =1);

FA - коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки R между рядами роликов в двухрядных ко­нических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки А на опору (рис. 5.4 ). Значение FA зависит от выраже­ния (A/R) ctgb и приведено в приложении В, табл В.2.

Допускаемые значения PR для различных посадок приведе­ны в приложении В3.

Местно-нагруженное (неподвижное) кольцо подшипника качения монтируется с зазором или незначительным натягом. При такой по­садке устраняется заклинивание тел качения вследствие темпера­турных деформаций, а кольцо, смонтированное с зазором, под дей­ствием сил трения, толчков и вибраций постепенно поворачивается по посадочной поверхности, благодаря чему износ дорожки качения происходит равномерно по всей окружности кольца.

Посадка местно-нагруженного кольца выбирается по таблицам в зависимости от условий работы подшипника и его габаритных раз­меров (прил. В7).

Пример. В фиксированной опоре входного вала конической зуб­чатой передачи (рис. 5.4) установлен парный комплект одноряд­ных конических роликоподшипников 7207 с углом контакта b=12°, класс точности 0. В плавающей опоре установлен роликовый радиаль­ный подшипник 2308, класс точности 0. Радиальные реакции в опо­рахR1 = R2 = 4,0 кН; нагрузка с сильными ударами и вибра­цией, перегрузка до 300 %; осевая сила А = 2,0 кН; вращается вал. Требуется выбрать посадки колец подшипников, построить схе­му полей допусков .для колец роликового радиального подшипника 2308.

Решение.1. По таблицам справочника[5] определим основные размеры подшипников 7207 и 2308:

а) для подшипника 7207:

D = 72 мм; d = 35 мм; В = 17 мм; r = 2 мм; b = 12°;

б) для подшипника 2308:

D = 90 мм; d = 40 мм; B = 23 мм; r = 2,5 мм.

2. Определим виды нагружения колец подшипника: т.к. вращается вал, внутреннее кольцо имеет циркуляционное нагружение, а наружное - местное.

3. Определим интенсивность нагружения внутреннего кольца. Значение коэффициентаКп=1,8; т.к. подшипник работает в ус­ловиях сильных ударов и вибрации, перегрузка до 300 %. Коэффи­циент F=1, т.к. вал сплошной. Значение коэффициента FA=1 для подшипника плавающей опоры. Для подшипников фиксированной опоры коэффициентFAопределим по приложению В, табл. В2) в зависимости от величины выражения

Найденному значению соответствует значение FA=2. Интенсивность нагрузки:

а) в фиксированной опоре ;

б) в плавающей опоре .


Рисунок 5.4 - Конструкция подшипникового узла при наличии радиальной и осевой сил

4. Выбираем посадки циркуляционно-нагруженных колец подшипни­ков по приложению В3. Подученным значениямPR соответствуют посадкиk6 .

5. Выбираем посадки местно-нагруженных (наружных) колец под­шипников по приложению В7:

а) для подшипника 2308 - посадка Н7;

6) для подшипников 7207 - посадка Js7

6. Построим схему полей допусков для колец подшипника 2308 (рис.5.5). Определим допуски и предельные отклонения колец [7] (прил. Л) для внутреннего кольца d = 40 мм - верхнее отклонение 0, нижнее отклонение - 12 мкм, допуск -12мкм; для наружного кольца D =90 мм - верхнее отклонение 0, нижнее отклонение - 15 мкм, допуск - 15мкм.

По таблицам ГОСТ 25346-82 (прил.Е, Ж, И) определим предель­ные отклонения и допуски диаметров вала и корпуса:

вал d = 40 k6: es = + 18 мкм, еi = + 2 мкм, IT = 16 мкм;

корпус D = 90Н7: EI = 0, ES = + 35 мкм, IT = 35 мкм.


Рисунок 5.5 - Схема полей допусков посадки подшипника 2308

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Выбор правильной посадки, обеспечение требуемой чистоты и значения допусков размеров поверхностей под подшипники является ключевым фактором, обеспечивающим долговечность, надежность механизмов.

Правильная посадка – важнейшее условие работоспособности подшипников.

Исходя из особенностей работы подшипника, кольцо, которое вращается должно закрепляться на опорной поверхности неподвижно, с натягом, а неподвижное кольцо садиться в отверстие с минимальным зазором, относительно свободно.

Посадка подшипника с натягом

Установка с натягом вращающегося кольца не дает ему проворачиваться, что могло бы привести к износу опорной поверхности, контактной коррозии, разбалансировке подшипников, развальцовке опоры, чрезмерному нагреву. Так, в основном, выполняется посадка подшипника на вал, который работает под нагрузкой.

Для неподвижного кольца небольшой зазор даже полезен, а возможность проворота не чаще одного раза за сутки делает износ опорной поверхности более равномерным, минимизирует его.

Посадка подшипника на вал

Основные термины

Рассмотрим подробнее основные термины и понятия, определяющие посадки подшипников. Современное машиностроение основано на принципе взаимозаменяемости. Любая деталь, изготовленная по одному чертежу должна устанавливаться в механизм, выполнять свои функции, быть взаимозаменяемой.

Для этого чертеж определяет не только размеры, но и максимальные, минимальные отклонения от них, то есть допуски. Значения допусков стандартизованы единой системой для допусков, посадок ЕСДП, разбиты по степеням точности (квалитетам), приводятся в таблицах.

Допуски и посадки ЕСДП

Согласно ГОСТ 25346-89 определены 20 квалитетов точности, но в машиностроении обычно используются с 6 по16. Причем, чем ниже номер квалитета, тем выше точность. Для посадок шарико и роликоподшипников актуальны 6,7, реже 8 квалитеты.

Обозначение посадок подшипника

В пределах одного квалитета размер допуска одинаков. Но верхнее и нижнее отклонение размера от номинала расположены по-разному и их сочетания на валах и отверстиях образуют различные посадки.

Существуют посадки обеспечивающие гарантию зазора, натяга и переходные, реализующие как минимальный зазор, так и минимальный натяг. Посадки обозначают латинскими строчными буквами для валов, большими для отверстий и цифрой, указывающей на квалитет, то есть степень точности. Обозначения посадок:

  • с зазором a, b, c, d, e, f, g, h;
  • переходных js, k, m, n;
  • с натягом p, r, s, t, u, x, z.

По системе отверстия для всех квалитетов оно имеет допуск H, а характер посадки определяется допуском вала. Такое решение позволяет уменьшить количество необходимых контрольных калибров, инструмента режущего и является приоритетным. Но в отдельных случая используется система вала, в которой валы имеют допуск h, а посадка достигается обработкой отверстия. И именно таким случаем является вращение наружного кольца шарикоподшипника. Примером подобной конструкции могут служить ролики или барабаны натяжные конвейеров ленточных.

Ролики или барабаны натяжные конвейеров ленточных

Выбор посадки подшипников качения

Среди основных параметров определяющих посадки подшипников:

  • характер, направление, величина нагрузки, воздействующей на подшипник;
  • точность подшипника;
  • скорость вращения;
  • вращение или неподвижность соответствующего кольца.

Ключевое условие, определяющее посадку – неподвижность либо вращение кольца. Для неподвижного кольца подбирается посадка с малым зазором и постепенное медленное проворачивание считается положительным фактором, уменьшающим общий износ, препятствующим местному износу. Вращающееся кольцо обязательно сажают с надежным натягом, исключающим проворот по отношению к посадочной поверхности.

Следующим важным фактором, которому должна соответствовать посадка под подшипник на валу или в отверстии, является вид нагружения. Различают три ключевых типа нагружения:

  • циркуляционное при вращении кольца относительно постоянно действующей в одном направлении радиальной нагрузки;
  • местное для неподвижного кольца относительно радиального нагружения;
  • колебательное при радиальной нагрузке колеблющейся относительно положения кольца.

Таблица посадок подшипника качения

Согласно ГОСТ 520 степени точности подшипников в порядке их увеличения соответствуют пяти классам 0,6,5,4,2. Для машиностроения при нагрузках невысокой и средней величины, например для редукторов, обычным является класс 0, который не указывается в обозначении подшипников. При более высоких требованиях к точности используется шестой класс. На повышенных скоростях 5,4 и только в исключительных случаях второй. Пример обозначения подшипника шестого класса 6-205.

Посадки подшипника в зависимости от нагружения

В процессе реального проектирования машин посадка подшипника на вал и в корпус выбирается в соответствие с условиями работы по специальным таблицам. Они приведены в томе втором Справочника конструктора-машиностроителя Василия Ивановича Анурьева.

Таблица посадок подшипника

Для местного типа нагрузки таблица предлагает следующие посадки.

Расчет и выбор посадок подшипников

При условиях циркуляционного нагружения, когда радиальное усилие воздействует на всю дорожку качения, учитывают интенсивность нагружения:

Pr=(k1xk2xk3xFr)/B, где:
k1 – коэффициент перегрузки динамической;
k2 – коэффициент ослабления для полого вала или корпуса тонкостенного;
k3 – коэффициент, определяемый воздействием осевых усилий;
Fr – усилие радиальное.

Значение коэффициента k1 при перегрузках менее, чем в полтора раза, небольшой вибрации и толчках принимают равным 1, а при возможной перегрузке от полутора до трех раз, сильных вибрациях, ударах k1=1,8.

Значения k2 и k3 подбираются по таблице. Причем для k3 учитывают соотношение осевой нагрузки к радиальной, выраженное параметром Fc/Fr x ctgβ.

Расчет посадок

Соответствующие коэффициентам и параметру интенсивности нагружения посадки подшипников приведены в таблице.

Соответствующие коэффициентам и параметру интенсивности нагружения посадки подшипников

Обработка посадочных мест и обозначение посадок под подшипники на чертежах.

Посадочное место под подшипник на валу и в корпусе должно иметь заходные фаски. Шероховатость посадочного места составляет:

  • для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
  • для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5 Ra=0,63 а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25;
  • для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
  • для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5,4 Ra=0,63, а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25.

На чертеже также указывают отклонение формы места посадки подшипников, торцовое биение заплечиков для их упора.

Пример чертежа, в котором указана посадка подшипника на валу Ф 50 к6 и отклонения формы.

Обозначения посадок подшипника на чертеже

Значения отклонений формы принимаются по таблице в зависимости от диаметра, который имеет посадка подшипника на валу либо в корпусе, точности подшипника.

Допуски формы поверхностей

На чертежах указывают диаметр вала и корпуса под посадку, например, Ф20к6, Ф52Н7. На сборочных чертежах можно просто указывать размер с допуском в буквенном обозначении, но на чертежах деталей желательно кроме буквенного обозначения допуска приводить и его численное выражение для удобства рабочих. Размеры на чертежах указываются в миллиметрах, а величина допуска в микрометрах.

Внимание покупателей подшипников


Посадку с натягом назначают преимущественно для кольца, которое испытывает циркуляционное нагружение . Наличие зазора между циркуляционно-нагруженным кольцом и посадочной поверхностью детали может привести к развальцовыванию и истиранию металла сопряженной детали, что недопустимо. [31]

Посадку с натягом назначают преимущественно для кольца, которое испытывает циркуляционное нагружение . Наличие зазора между циркуляционно-нагруженным кольцом и посадочной поверхностью детали может привести к развальцовыванию и истиранию металла сопряженной детали, что недопустимо. При циркуляционном нагружении колец подшипников посадки выбирают по интенсивности радиальной нагрузки рп на посадочную поверхность. [33]

Посадку с натягом назначают преимущественно для кольца, которое испытывает циркуляционное нагружение . Наличие зазора между циркуляционно-нагруженным кольцом и посадочной поверхностью детали может привести к развальцовыванию и истиранию металла сопряженной детали, что недопустимо. При циркуляционном нагружении колец подшипников посадки выбирают по интенсивности радиальной нагрузки рн на посадочную поверхность. [34]

Рь и испытывает местное пагружение, а наружное неподвижно и испытывает циркуляционное нагружение . [35]

Допустимые зазоры и натяги для сопряжений колец, испытывающих местное или циркуляционное нагружение , зависят от нагрузки на подшипник и частоты вращения. [36]

В случае применения упорных сферических роликоподшипников с комбиниро ванными нагрузками при циркуляционном нагружении тугого кольца посадочные места валов рекомендуется обрабатывать с полем допуска &6 или тб. [37]

Подбираем поле допуска для соединения корпуса с наружным кольцом подшипника, испытывающим циркуляционное нагружение . [38]

Монтаж подшипника с натягом производится преимущественно по тому кольцу, которое испытывает циркуляционное нагружение . [40]

Вместе с тем внутреннее кольцо этого подшипника вращается относительно Рг и испытывает циркуляционное нагружение , так как через зону действия РГ последовательно проходят все точки его дорожки качения. [41]

Монтаж подшипника с натягом производят преимущественно по тому кольцу, которое испытывает циркуляционное нагружение . Наличие зазора между циркуляционно нагруженным кольцом и посадочной поверхностью детали может привести к развальцовыванию и истиранию металла сопряженной детали, что недопустимо. При циркуляционном нагружении колец подшипников посадки на валы и в корпуса выбирают по величине PR - интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности. [42]

Монтаж подшипника с натягом производится преимущественно по тому кольцу, которое испытывает циркуляционное нагружение . Натяг исключает возможность обкатки и проскальзывания кольца по посадочной поверхности вала или отверстия корпуса в процессе работы под нагрузкой. Наличие зазора между циркуля-ционно-нагруженным кольцом и посадочной поверхностью детали может привести к развальцовыванию и истиранию металла сопряженной детали, что недопустимо. [43]

Чем вызвано обязательное образование посадок с натягом для присоединительных поверхностей колец, испытывающих циркуляционное нагружение . [44]

Расчетная оценка ресурса прямобочных и эвольвентных шлицевых соединений при основном для этих соединений циркуляционном нагружении возможна на основе результатов эксплуатационных или экспериментальных данных для аналогов проектируемых соединений. [45]

Читайте также: