Поспело много разных ягод диктант 8 класс

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Качается под окном тонкий прутик, шелестит резными клейкими листочками, к солнышку тянется, на ветру под­прыгивает, до старших норовит дотянуться. Обжигают его горячие солнечные лучи. Шелушится слабенькая, тонень­кая кожица. Топольки-ровесники уж поднялись, окрепли, до телефонных проводов вот-вот дотянутся. А прутик рез­вится, подпрыгивает да шелестит листочками.

Идут годы. Падают дожди, греет солнце, зимы сменя­ются веснами. А глаз ваш замечать не хочет, что прутик вытянулся, окреп. Появились у подростка свои повадки, своя стать. Он к вам и в окошко заглядывает, и в грозу мокрыми листьями по стеклу, зазвеневшему ночью, хлестнет. Не видите вы, не замечаете ничего: ни стройности, ни красоты, ни гордости деревца.

Но вот в тихое, ясное утро выходите вы на крыльцо и смотрите изумленно. А где же прутик-то? Стоит на его месте молодая березка и будто сияние излучает. (135 слов)

Контрольный диктант с грамматическим заданием русский язык 8 класс по теме

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Контрольный диктант с грамматическим заданием относится к текущему контролю. Он состоит из двух частей: диктанта и грамматического задания., включающего в себя морфемный и словообразовательный разборы, задания на выделение словосочетания, определения типы связи, вида словосочетания по характеру главного слова и синтаксического разбора предложения.

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

По названию и теме диктанта:

8 класс 1 четверть

С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные строительные материалы, вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.

На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.

  1. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи, выполните их разбор
    1 вариант из 1 абзаца;
    2 вариант из 2 абзаца. ;
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант вылечивает, создавая, лавровый;
    2 вариант дающая, сохраняется, долго.

8 класс 2 четверть

Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло , что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.

Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.

Поразительно и то, что бани не >исчезли , когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.

  1. Озаглавьте текст
  2. Объясните орфограммы в подчеркнутых словах
  3. Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)
  4. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца .

8 класс 3 четверть

На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.

Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.

Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.

  1. Произведите синтаксический разбор 5 предложения из 1 абзаца
  2. Выпишите два односоставных предложения, укажите их вид
  3. Выполните морфемный разбор любого наречия, глагола, деепричастия.

Итоговый диктант за 8 класс

В то утро я впервые услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. Я смотрел в открытое окно, лежа в постели.

Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей рубахе, в сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах звенело. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, стали понемногу подходить ближе. А пастух все играл, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса, славившие его игру.

  1. Озаглавьте текст;
  2. Обозначьте в тексте одно обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и одно определение, выраженное причастным оборотом. Составьте схемы.

Подарки лесного царя

Убавился день, и низкие тучи грозят дождём и снегом. Облетели с веток последние листья. В лесу поселились тишь и пустота, но кое-где оставил лесной царь подарки. Вот у опушки видны кусты шиповника, а в них спрятались плоды. Вот на верхушке орешника прячутся золотче орешки. А вот укрылась под листиком волнушка. На болотистых кочках созрела, но ещё горчит красная клюква.

Всё это подарки лесного царя. Они тем, кто любит и знает природу.

В начале ноября солнце редким гостем появляется на небе. Всё чаще проплывают над головой низкие дождевые облака. Дуют холодные ветры. Вот резкий порыв ветра пригнул к земле гибкие стебли травы и сорвал с деревьев увядшие листья. Покружилась лёгкая листва в воздухе и легла на землю мягким ковром.

С утра моросит дождь. После него на дорожках сада остаются лужи и липкая, как смола, грязь За ночь лужицы покрываются прозрачной, как стекло, корочкой льда. Скоро-скоро первый снежок покроет землю гладкой белой пеленой.

  1. Первое предложение разобрать по членам предложения с указанием частей речи.
  2. Найти и подчеркнуть в них однородные члены предложения, обозначить главное слово.

Враги и друзья пшеничного поля

Крестьянин вспахал землю. Попало в землю зерно. От влаги оно набухло, проросло и пробилось к свету зелёным листком. Всё поле покрылось нежными побегами. Но тут напали на пшеницу враги – сорняки. Люди начали с ними борьбу. Ведь пшенице надо перезимовать под снегом.

Пришла зима с морозами и метелями. Мороз был врагом пшеницы, а снег - другом. Съёжились от мороза зелёные листочки. Сгубил бы он пшеницу, но выпал снег и накрыл поле тёплым одеялом.

Контрольная работа за полугодие

Это случилось в моё первое путешествие по тайге. Прошли бурелом и поставили шалаш под скалой. Внесли вещи и рухнули от усталости на зелёную подстилку.

Разбудил нас грохот и треск. Мы выскочили из шалаша и отбежали под сосны. Только тогда поняли причину камнепада.

У края скалы возились два медвежонка. Они сгребали лапами и сбрасывали их. Булыжники крушили наше жилище. Вдруг появилась медведица и увела своих верхолазов.

Хороший урок мы получили. Нельзя строить в тайге шалаш под скалами

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плачущей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждую травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

Каждую ночь медведь приходил к охотничьей избушке и съедал улов рыбы. Мы поставили капкан с зубьями. Сверху навалили рыбьи головы. А медведи снизу капкан ковырнул, он захлопнулся. Зверь спокойно рыбу съел и убежал.

Зарядили мы ружьё и пошли в тайгу. Вдруг в кустах медвежья голова показалась. Не успели мы ружья вскинуть. Домой мы шли без добычи. У обрыва опять из кустов медведь на нас смотрит. Мы замерли от такого медвежьего нахальства.

Пусть живёт, раз он такой хитрый.

На косогоре жила берёзка. Рядом с ней стояла старая ель. Там белка шелушила орешки и роняла семена. Семечки летели и ложились у ног берёзки.

Испугалась красавица. Станут семена ёлками – метёлками и закроют от неё солнце. Обратилась она к ветру за помощью. Для него унести семена подальше пара пустяков.

Растут ёлочки, а берёзка стоит одна далеко от них. Однажды налетел ураган. Испугалась красавица, стала просить ёлочек прикрыть её. Но ёлочки уже не могли летать. Корни их не пускали.

Между туч выглянуло солнце. Его последний луч был добрым и грустным. Тихая ночь опускалась на поляну. По листочкам низкого кустарника пробежала едва заметная дрожь. Это ветерок торопился прилечь в мягкой траве. Под корягой чуть журчал студёный ключ. В эту пору цвёл ландыш. Его нежный запах легко узнаёшь. Природа отдыхала. Вдруг на поляну вышел ёж. На колючках он нёс какой-то съедобный груз.

Куда ты спешишь, малыш? И чего пыхтишь? Тебе помочь?

  1. Третье предложение разобрать по членам предложения с указанием частей речи.
  2. Определить время глаголов.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.


контрольные диктанты с дополнительными заданиями по основным разделам русского языка в 8 классе.

Содержимое разработки

Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями для 8 класса

Повторение (на начало учебного года)

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого берега лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба шла рядом с лодкой. (124 сл.)

1.Сделать фонетический разбор слова.

слоем (I вариант)

листья (II вариант)

2.Разобрать слова по составу:

зарослях, спинным, нырнула (I вариант)

(на ) рассвете, гигантская, хлестнула (II вариант)

3. Произвести морфологический разбор слова:

однажды (I вариант)

снова (II вариант)

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. (I вариант)

Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой (II вариант)

Ночь надвигалась. Красное зарево костров, освещая низину леса, усиливало мрак. С треском горевших ветвей ельника и фырканьем лошадей сливались лесные голоса.

Словно ровно плачущий ребенок, запищал где-то сыч. Поближе завозилась в вышине сосны векша, проснувшаяся от необычайного света. Еще минута тишины, и в вышине раздался отрывистый, жалобный крик птицы. Это куница поймала добычу. Опять тишь, опять глубокое безмолвие.

Вдруг слышится точно кошачье прысканье. Это рысь, заслышавшая присутствие лакомого мяса в виде лошадей путника. Огонь не допускает близко зверя. Вот рысь и сердится, мурлычет, прыскает с досады, сверкая круглыми зелеными глазами.

Опять тишь. И вдруг либо заверещит бедный зайчишка, попавший в зубы к хищной лисе, либо завозится что-то в ветвях. Лесные обитатели живут не по-нашему. Они обедают ночами. (120 сл.)

1.Выписать слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова, подобрать 2-3 однокоренных слова:

из двух первых абзацев (I вариант)

из двух последних абзацев (II вариант)

2.Разобрать слова по составу:

освещая, слышится (I вариант)

сверкая, завозится (II вариант)

3. Произвести морфологический разбор слова:

Заслышавшая (I вариант)

Попавший (II вариант)

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Красное зарево костров, освещая низину леса, усиливало мрак. (I вариант)

Поближе завозилась в вышине сосны векша, проснувшаяся от необычайного света. (II вариант)

Двусоставные предложения.

В лесу по утрам мне не раз приходилось встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивает насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительных корм.

Барсуки не уходят далеко от нор. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги. И не всегда удается услышать их шаги.

Барсук – безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах теперь барсуков почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населенные барсучьи норы. Барсук – умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда.

К неволе барсук привыкает трудно. И в зоопарке днем барсуки обычно спят в своих конурах.

Охотиться на барсуков нетрудно. Очень интересно следить за жизнью обитателей барсучьих нор!

1.Разобрать слова по составу:

Обнюхивает (I вариант)

Разыскивает (II вариант)

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Барсук – безобидное и очень полезное животное. (I вариант)

Охотиться на барсуков нетрудно. (II вариант)

3.Выписать из данного предложения все словосочетания и произвести их разбор:

К неволе барсук привыкает трудно (I вариант)

Охотиться на барсуков нетрудно. (II вариант)

4.Объяснить постановку знаков препинания:

Во втором предложении (I вариант)

В четвертом предложении (II вариант)

Во глубине России.

На озере, запрятанном в крутых берегах, лежала зеленая илистая тень. А в этой тени серебрились от росы сами по себе серебряные ракиты. На ветке ракиты, склонившейся к воде, сидела маленькая серая птица в красном жилете и желтом галстуке. Она издавала дробный и приятный треск, а клюв ее при этом оставался закрытым. Я подивился на эту птаху и на ее веселое занятие и пошел дальше. Мне надо было набрать букет из цветов, растущих в лесу. Цветов было множество, и я решил взять по одному цветку и по одной ветке от всех растений, создававших вокруг озерца непролазные пахучие заросли.

У самого берега расцвела желтоватая таволга, пахнущая мимозой. Рядом распространял свой сильный и пряный аромат широколистный аир. Стрелолист уже дал первые и зеленые шишки, сплошь покрытые мягкими иглами. Розовые метелки водяной гречихи стояли над водой круглыми рощицами. А немного дальше высокой стеной вздымались боярышник и шиповник, перепутавшие свои белые и огненные цветы. (148 сл.)

1.Выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне. Подобрать 2-3 однокоренных слова.

2.Произвести морфологический разбор слова:

(на) запрятанном (озере)(I вариант)

(на) склонившейся ветке. (II вариант)

3.произвести разбор словосочетаний:

Издавала треск, маленькая птица (I вариант)

Пахнущая мимозой, розовые метелки (II вариант)

4.Подчеркнуть в тексте:

Составные глагольные сказуемые (I вариант)

Составные именные сказуемые (II вариант)

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

На озере, запрятанном в крутых берегах, лежала зеленая илистая тень. (I вариант)

У самого берега расцвела желтоватая таволга, пахнущая мимозой. (II вариант)

Односоставные предложения.

Короткие тусклые деньки поздней осени. Рассвет с сумерками как бы встречается посреди ненастного дня. Пасмурно и туманно. А по ночам морозит. Хмурое, мглистое, низкое небо. Редко проглядывает холодный свет осеннего солнца.

По народному календарю ноябрь – месяц ветров, месяц сева лесных семян.

Ни снега, ни льда на проточных речках и быстротечных ручьях. Ноябрь – последний месяц живой воды.

1.Из первого абзаца выписать и объяснить правописание слов:

С непроизносимой согласной в корне слова (I вариант)

С сомнительной согласной в корне слова (II вариант)

2.Сделать фонетический разбор слова:

Ручьях (I вариант)

Ноябрь (II вариант)

3. Разобрать слово по составу:

Проглядывает (I вариант)

Попискивает (II вариант)

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Ноябрь – последний месяц живой воды. (II вариант)

5.Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить тип предложения:

В первом абзаце (I вариант)

В предпоследнем и последнем абзацах (II вариант)

Однородные члены предложения.

Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега въехала в вековой сосновый лес. В траве что-то белело.

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге их Михайловского в Тригорское, на берегах озер Маленец и Петровское. Из травы, из вереска, из сухой земляники – отовсюду звучали простые пушкинские строфы. Их слушали только листья, птицы да бледное, застенчивое псковское небо.

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.(138 сл.)

Не со словами (I вариант)

н и нн в суффиксах слов (II вариант)

2.Сделать синтаксический разбор:

Первого предложения (I вариант)

Четвертого предложения (II вариант)

3.подчеркнуть однородные члены в тех предложениях, в которых:

Есть обобщающее слово (I вариант)

Нет обобщающего слова (II вариант)

4. составить схему:

Предложения третьего абзаца (I вариант)

Последнего предложения второго абзаца (II вариант)

Вводные слова.

Я долго любовался расстилавшейся передо мной картиной бойкой пристани (моя комната была во втором этаже, и из окон открывался широкий вид на реку и на пристань).

На отлогом берегу приютилась маленькая деревушка, казалось, она только сейчас вылезла из воды и теперь сушилась на солнце. Бревна, свежий тес. Обломки барок – все это было разбросано по берегу в живописном порядке. Весь берег был занят народом. Кого-кого на этой пристани не было. Но на всех лицах сказывалась общая печать. Все, как всегда, радовались ранней весне. (124 сл.)

Из первого и второго абзацев (I вариант)

Из последнего абзаца (II вариант)

2.Найти вводные слова и словосочетания и указать их значение:

В первом абзаце (I вариант)

В последнем абзаце (II вариант)

3.произвести морфологический разбор именной части речи 9по выбору)

4.Сделать синтаксический разбор:

Последнего предложения (I вариант)

Первого предложения (II вариант)

5. Графически объяснить постановку тире в предложении последнего абзаца.

Обособленные определения и приложения.

Позади дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником.

Я прошел по террасе, еще крепкой и красивой. От прежних цветников учелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки. По дорожкам росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополи. Сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше в глубь. Тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши, такие высокие, что даже не верилось. Что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. (144 сл.)

1. Разобрать слова по составу:

Непроходимым (I вариант)

Раскидистые (II вариант)

2. Произвести морфологический разбор слова:

Одичавший (сад) (I вариант)

(к реке) поросшей (II вариант)

3.Графически обозначить в третьем абзаце обособленные определения.

4. Сделать синтаксический разбор:

Первого предложения (I вариант)

Первого предложения третьего абзаца (II вариант)

5.Начертить схему последнего предложения.

Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много: несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше, много раз уже выкупанная и потому потерявшая масть, и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика, молодая женщина, сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы показался высокий и очень худой человек в черном. Был хорошо виден его большой покатый лоб, орлиный нос и серые сощуренные глаза. Душистая веточка мяты была воткнута в петлицу его сюртука.

Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это и воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты как драгоценный орден. (148 сл.)

(по К. Паустовскому.)

1. Разобрать слова по составу:

выкупанная (I вариант)

потерявшая (II вариант)

2. Произвести морфологический разбор слова:

Оловянный (солдатик) (I вариант)

Любимую (игрушку) (II вариант)

3.Подчеркнуть в тексте обособленные приложения.

4. Сделать синтаксический разбор :

Первого предложения (I вариант)

Второго предложения второго абзаца (II вариант)

5.Графически объяснить постановку двоеточия во втором предложении.


-80%

Читайте также: