Последняя посадка андрэ нортон

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Андрэ Нортон — американская писательница-фантаст.

В 1932 году Андре Нортон поступила на работу в Кливлендскую библиотеку. Следующие 18 лет она провела, занимая должность ассистента библиотекаря в детском отделении Нотингемской библиотеки в Кливленде. Она не могла поменять место работы, т.к. не имелось никаких других вакансий во время экономического кризиса. В 1941 году, на протяжении короткого периода она владела и управляла книжным магазином и библиотекой с платной выдачей книг на дом, расположенным на горе Рэйнер (Ranier), Мэриленд (Maryland). К сожалению, это была неудачная затея. Почти в то же время, с 1940 по 1941, она работала как специальный библиотекарь в каталоге отдела Библиотеки Конгресса, включаемого в проекте, связанном с иностранным гражданством, которое было резко завершено к началу Второй Мировой Войны. После того, как госпожа Нортон покинула Кливлендскую библиотеку, она начала работать чтецом для Мартина Гринберга (Martin Greenberg) в Gnome Press. После 8 лет она отказалась от поисков новой работы и полностью посвятила себя написанию книг. В ноябре 1966, плохое состояние здоровья вынудило ее переехать в Зимний Парк (Winter Park), Флорида, где она жила до 1997 года. Потом проживала в Штате Теннесси.

Андрэ Нортон скончалась 14 марта 2005 года ранним утром в своем доме в городе Мерфрисборо (штат Теннесси).

Родилась в Кливленде, Огайо. С 1930 по 1932 училась в Western Reserve University, тогда же начала работать в детском отделе Кливлендской общественной библиотеки, сотрудником которой была вплоть до 1951 года, за исключением периода Второй мировой войны, когда она работала в Вашингтоне в одном из гражданских проектов Библиотеки Конгресса. Первую книгу фэнтези "The Prince Commands" выпустила в 1934 году. Тогда же она сменила имя на Andre Norton, так как издатель считал, что так ее книги будут лучше продаваться. В 50-х годах читала самотек в издательстве "Gnome Press".

Андрэ Нортон - одна из самых популярных писательниц за всю историю мировой фантастики более того один из тех редких авторов таланту которых в равной степени подвластны как жанр научной фантастики так и жанр фэнтези.

Андрэ Нортон является автором более чем сотни книг фантастики и лауреатом двух десятков премий и призов. В 1984 году она удостоена звания "Nebula Grand Master".

Однако в ряды классиков фантастической литературы, нашего столетия Нортон вошла именно благодаря фэнтези - благодаря своей знаменитой эпической саге о Колдовском мире - мире могучих героев и могущественных волшебников уникальном бесконечно оригинальном мире полюбившемся миллионам читателей.

Оглушительная популярность Андрэ Нортон в России началась с выхода ее романа "Саргассы космоса". Теперь этот знаменитым сериал уже принадлежит к классике мировой фантастики.

Несколько поколении читателей с замиранием сердца следят за головокружительными приключениями отважного Дэйва Торсона и лихой команды вольных торговцев со звездного корабля "Королева Солнца".

Книги Нортон многократно стали издаваться и переиздаваться в нашей стране, как с разрешения автора, так и без оного. Практически все известные серии Нортон, до конвенционные и послеконвенционные изданы в России и на территории СНГ. Точно так же как книги ее издаются и переиздаются в Европе, Америке, многих странах мира.

Долгое время этого плодовитого автора, а публикует писательница 3-4 новых книги ежегодно (во всяком случае, в лучшие свои годы), совершенно игнорировала критика. Рецензии на ее книги были, как правило, положительными, но не более. Ее не относили к серьезным писателям, классикам жанра, а скорее как к толковым популяризаторам, пишущим для юношества. Что-то в этом есть, поскольку Э.Нортон использовала основные приемы, которые уже использовались в фантастике до нее, но делала это настолько умело и профессионально, что на них и не обращаешь внимания, оставаясь в плену увлекательной интриги. Нужно отметить, что для писательницы главное не новизна сюжета или какого-то элемента его, а исследование характеров и мотиваций героев, кем бы они не были - людьми или животными, в необыкновенных условиях внешнего космоса, чужих планет, каких-то необыкновенных глобальных катаклизмов (особенно в жанре фэнтези).

Увлечение фантастической и приключенческой литературой у будущей писательницы началось в раннем возрасте (родилась она в 1912 году в г.Кливленде, США). И ее любимыми писателями стали Эдгар Райс Берроуз и Рэй Каммингс. Уже тогда она мечтала о том времени, когда станет сама писать не менее интересные книги. Первая публикация ее появилась в 1934 году. Но начальный период творчества писательницы не был удачным. За пятнадцать лет адской работы она издала восемь книг различных жанров - исторические романы, детективы, фантастика, но они не принесли ей ни успеха, ни известности. Это были работы, позволившие ей накопить опыт для совершения качественного скачка.

Это были годы изучения сказаний, легенд, мифов народов мира, всего того, что сделало для широких масс читателей необыкновенно притягательными книги писательницы.

В 1948 году вышла интересная работа "Хуан Роговый" - пересказ старофранцузской легенды, которую можно рассматривать как первую заявку на имя. Но по-настоящему известность пришла к Нортон после книги "Сын звездного человека" (1952). Этот роман написан твердой рукой добротного мастера и сразу же нашел своего читателя. Популярная в американской фантастике начала пятидесятых годов тема постатомного мира была написана не в ключе "страшилки", а в реалистической манере поисков главным героем своего места в жизни. Существование человечества как разумного вида поставлено на грань исчезновения появлением огромных мутировавших крыс, ставших разумными, сохранив при этом свою кровожадность. Автору удается создать реалистическую картину отчаянной борьбы горстки людей за существование. При этом действие разворачивается естественно, быстро, и очень захватывающе. Роман сразу же был переиздан большим тиражом под названием "Рассвет - 2250 год".

После первого успеха Нортон стала публиковать одну книгу за другой. Уже к 1967 году у нее было опубликовано свыше пятидесяти книг. Как у любого автора пишущего много, у писательницы есть сильные книги и проходные. У Эндрю Нортон очень мало слабых книг, как впрочем, трудно выделить и какие-то особо успешные. Она пишет достаточно сильно и ровно. Хотя несомненен прогресс с возрастом писательского мастерства. Научная фантастика и фэнтези - излюбленные ее коньки, часто совмещаются в различных произведениях (например, "Мир ведьм").

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что в последние годы Нортон больше писала произведения в жанре фэнтези. Книги писательницы разбиваются на два больших этапа. И водораздел между этими этапами, на мой взгляд лежит где-то на границе начала семидесятых годов. Если первый этап очень оптимистичен, пропитан верой в будущее, верой в достижения науки и технического прогресса, то во втором звучит завуалированный пессимизм. Произведениям писательницы присуща удивительная достоверность, правдивость в описании деталей, богатая фантазия и великолепная сюжетная мотивация. Достаточно обратить внимание как ладно и гладно скроены сюжеты ее романов. Но Нортон очень эмоциональный автор, поэтому несмотря на рост мастерства, книги второго периода хуже воспринимаются, поскольку тяга к хэппи энду заложена в основу американской фантастики изначально. И мрачные картины вырождающегося человечества или неумолимого наступления Темных сил, мало привлекают меня как читателя.

Нельзя не отметить, что почти во всех произведениях писательницы действуют животные. Нортон была не первой, кто стал использовать представителей животного мира в своих произведениях, до нее были и Э.Берроуз, и С.Вейнбаум, и Э.Гамильтон, но никто из них не использовал героев-животных столь постоянно, как Алиса Мэри Нортон. Ее преданная любовь к животному миру проходит через все ее творения. Во многом это предопределяет интересные и необычные сюжеты, а кроме того бывает весьма поучительным для молодых читателей.

Книги Нортон имеют свой оригинальный почерк, который присущ только настоящим мастерам литературного творчества. Даже если не смотреть имя автора, а раскрыть книгу посредине, почерк писательницы невозможно не узнать. И творчество писательницы продолжает по-прежнему волновать многочисленных ее почитательниц во всем мире.

Женщины в англоязычной литературе традиционно играли большую роль, чем в русской беллетристике. У классической американской фантастики тоже есть свои гранд-дамы. И первой из них стала Андре Нортон, повлиявшая и на советскую фантастику после того, как её перевели Стругацкие.

Одна из матерей великой Фантастики: чем она знаменита

Это был совершенно новый взгляд на то, как можно описывать жизнь после освоения других планет. Это было свежее соприкосновение с той американской фантастикой, которая была молода, полна азарта и динамична, а не философична. Весёлого азарта советским читателям и хотелось, и не хватало.

Потомок первых колонистов просто не может сдаться

В Европе могут гордиться предками с гербами и титулами, в США другая точка отсчёта: участвовали ли твои пращуры в войне за независимость? А ещё лучше, жили ли они здесь, когда Нью-Йорк был британским городом? Нортоны жили – они произошли от первопоселенца, которому пришлось взять в жёны местную женщину за нехваткой белых – и Нортоны боролись за независимость. По старому ли счёту – от первых колонистов – или по новому – происхождение от действительно местного, индейского населения – Нортоны были плотью от плоти своей страны.

В тех местах, где родилась и росла будущая Андре, а пока Мэри Элис, это считалось действительно важным. А вот в семье Нортонов важным считали другое: книги.

Все Нортоны – папа, мама, намного более старшая сестра и сама Мэри Элис – были настоящими книжными маньяками. Они всей семьёй гуляли до библиотеки, читали сами и друг другу книги, обсуждали их за столом, дарили друг другу (Мэри Элис, например, получала книги за хорошие оценки в табеле). Когда будущая писательница была совсем малышкой, её мама, занимаясь домашними делами, не переставала вслух – наизусть! – читать стихи и стишата, пересказывать детские книжки, вспоминать бабушкины сказки. Мир вокруг Мэри Элис был текстом ещё тогда, когда она и буквы-то не различала.

Удивительно ли, что в школе она начала писать короткие смешные рассказы в школьную газету. На самом деле, ей гораздо больше нравились фантастические сюжеты (и её любимцем был Лавкрафт, первый нереалистичный автор, которого она купила и прочла), но школьная газета таких историй не принимала. Мэри Элис ещё не осознавала себя писательницей, но не писать не могла – и соглашалась на предложенный жанр. А сама, тем временем, мечтала стать учительницей.

Учитель – одна из самых востребованных профессий, что могло пойти не так? Но Мэри Элис Нортон родилась в двенадцатом году. Это значит, что, когда она поступила в колледж, Америку захлестнула Великая Депрессия.

Скоро стало ясно, что, как ни ужимайся, оплатить колледж семья не сможет. Мэри Элис ушла из учебного заведения и поступила на куда более дешёвые вечерние курсы журналистики при Кливлендском университете. После них она поменяла имя на Андре Элис, выбрав такое, которое могли бы принять за мужское – и в литературе, и в журналистике в то время женское имя автора давало серьёзный минус к интересу читателя. Хочешь сделать карьеру – представься мужчиной. В то же время Нортон писала свои первые фантастические рассказы – пока что в стол. Так что можно назвать год смены имени – тридцать четвёртый – годом рождения писательницы, которую мы теперь знаем как легендарную.



Как всю жизнь прожить среди книг

Самый верный способ повысить грамотность и знание языка: читать на нём то, что тебе интересно. Так и Нортон узнавала, что интересно подросткам.

Общаясь с юными читателями, она для себя вывела несколько правил, как должна выглядеть повесть для школьников. Не длиннее ста тысяч знаков (её собственные укладывались всегда в пятьдесят тысяч). Герой должен быть молод или даже крайне юн, но, желательно, поставлен в такую ситуацию, когда его активность для взрослых окружающих естественна и никто не пытается его одёрнуть. Ну и, главное, никакого снисходительного тона.

В неполные сорок лет Андре удалось найти место ещё ближе к книгам, чем в библиотеке: в издательстве, на читке входящих рукописей. Денег это приносило мало, но сама работа Нортон была по душе.

Как попасть в литературу через постель. Интим не предлагать

Она объясняла все особенности жанра, учила работать с идеями, помогала формировать стиль. Её давняя мечта стать учительницей, похоже, сбылась – так поздно и таким необычным образом.

Некоторые пытались отнести её помощь молодым писательницам к её ориентации, но, на самом деле, об её ориентации невозможно сказать ничего – потому что ничего нельзя сказать о её личной жизни. Известно, что в её доме всегда было не меньше шести кошек, которых она нежно любила; известно, что большую часть жизни она болела и часто чувствовала себя плохо; известно, что, несмотря на все болезни, до самой старости она активно посещала конвенты, чтобы пообщаться с читателями. Известно, что она сходила с ума по книгам, жила среди книг, создавала книги, засыпала с книгой, спешила к книге после долгого рабочего дня. Быть может, её личной жизнью и были книги.

Нортон прожила долгую и, похоже, счастливую жизнь, если это так – потому что её жизнь была наполнена книгами. И ни одна ни разу её не предала.


Рейнджер сержант Картр, поддерживая левое запястье правой рукой, слизывал кровь с разбитых губ. Стена пилотской кабины с иллюминатором превратилась в пол. Защелка двери упиралась в одно из трясущихся колен Картра.

Латимир не пережил посадки. Один взгляд на странно изогнутую черную шею астрогатора сказал об этом Картру. Мирион, пилот, безжизненно свисал из паутины ремней у контрольного щита. Кровь текла по его щекам и падала с подбородка. Может ли течь кровь у мертвеца? Картр так не думал.

Он сделал медленный пробный вдох и почувствовал облегчение от того, что вдох не сопровождался болью. Ребра целы, несмотря на удар, который отбросил его к стене. Он невесело улыбнулся, осторожно вытягивая руки и ноги. Иногда выгодно быть нецивилизованным варваром с пограничной планеты.

Свет замигал и погас. Картр чуть не сорвался, вопреки своему тщательно соблюдаемому спокойствию ветерана. Он ухватился за замок и потянул. Резкая боль в руке привела его в себя. Он не заперт, дверь сдвинулась примерно на дюйм. Он может выйти.

Hужно выйти и отыскать врача, чтобы помочь Мириону. Пилота нельзя двигать, пока не будет ясно, насколько серьезны его ранения.

И тут Картр вспомнил: врача нет. Уже три… или четыре планеты. Рейнджер покачал головой, раскалывающейся от боли в руке. Он не должен потерять память.

Три посадки назад, вот когда это было! Они отбили нападение зеленых после того, как вышел из строя носовой бластер. Тогда врач Торк получил отравленную стрелу в горло.

Картр снова покачал головой и принялся терпеливо работать одной рукой. Прошло немало времени, прежде чем он смог открыть дверь настолько, чтобы протиснуться. Неожиданно через щель в него ударил голубой луч.

— Картр! Латимир! Мирион! — послышался голос.

Только у одного члена экипажа был голубой фонарь.

— Рольтх! — узнал его Картр. Его подбодрило то, что звал его не кто — нибудь, а член их исследовательского отряда.

— Латимир мертв, но Мирион, мне кажется, жив. Ты можешь войти? У меня вроде бы сломано запястье…

Читайте также: