Посадка самолета без пилота

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Для этого использовалась система распознавания изображений.

Airbus показала результаты тестового взлёта на автопилоте без помощи пилотов на тестовом самолёте А350-1000. Автопилоты на современных самолётах могут управлять почти всем процессом полёта, но взлётом и посадкой занимаются пилоты.

В ходе испытаний поведение самолёта полностью соответствовало нашим ожиданиям. После занятия исполнительного старта и ожидания разрешения на взлёт от диспетчерской службы мы включили автопилот.

Мы перевели ручки управления двигателем в положение взлёта и наблюдали за работой систем ВС. Самолёт начал набирать скорость, автоматически придерживаясь осевой линии ВПП.

Нос самолета начал автоматически подниматься, пока не достиг заданного угла тангажа при взлёте, и через несколько секунд мы поднялись в воздух

Airbus утверждает, что не планирует отказываться от пилотов — автоматика позволит им тратить меньше времени на технические задачи и уделять больше внимания стратегическим решениям и выполнению полётного задания. В середине 2020 года компания планирует протестировать посадку и руление в автоматическом режиме с помощью системы распознавания изображений.

В современном самолете, пилоты включают автопилот на высоте около 500 метров после взлета (в зависимости от аэропорта), т.е. практически сразу. Автопилот набирает эшелон, летит по маршруту, снижается и заходит на посадку (если полоса оборудована ILS 2 или 3 категории). Т.е. уже сейчас пилот может практически не участвовать в управлении самолетом, да и нереально это - несколько часов держать штурвал и следить за приборами (только в крайних случаях). Пилоты практикуются в ручном заходе на посадку, но некоторые авиакомпании запрещают делать ручную посадку, если возможно автоматическая.

Автопилот не может:
- распознать механическое повреждение корпуса (механик забыл закрыть люк или оставил инструмент).
- распознать безопасность погодных условий (в случае какой-либо опасности облетит облако, хотя можно было этого не делать) - потратил лишнее топливо, а это деньги.
- банальная техническая поломка оборудования: опасна она или нет? Самолет постоянно ломается, но продолжает лететь, пилоты по прилету сообщают о проблеме (отказал один датчик скорости, лететь дальше или возвращаться?).
- посадка на кукурузное поле - чтобы делал автопилот в этой ситуации?

Т.е. чтобы самолет летал без участия людей, нужно чтобы самолет обладал искусственным интеллектом, ощущая себя как организм, а это уже совсем другие бабки и сложности ПО.

Для справки В 1947 году самолёт C-54 ВВС США совершил трансатлантический перелёт полностью под управлением автопилота (включая взлёт и посадку).

Анекдот: когда появился автопилот, девушка бросила своего парня-пилота, заявив ему,что он может потерять работу и даже не умеет водить грузовик.

Как экипажу удалось посадить самолет без электричества, систем навигации и связи в тайге.

Сегодня стало известно о самолете A321, который аварийно приземлился на кукурузном поле в Подмосковье после столкновения с птицами. Многие сразу же вспомнили похожий случай, который произошел в 2009 году в Нью-Йорке, когда А320 сел на воду. Тогда никто не погиб, сегодня - тоже.

Но мало кто помнит, что в истории России есть еще как минимум одна история чудесного спасения самолета и всех людей на борту, достойная экранизации не меньше, чем посадка аэробуса на Гудзон. Речь про аварийную посадку Ту-154 на аэродроме в Ижме.

7 сентября 2010 года двадцатилетний самолет Ту-154М вылетел из города Удачный в Якутии в Домодедово с 81 человеком на борту, включая 9 членов экипажа. На часах было полчетвертого утра.

Управляли судном 41-летний Евгений Геннадиевич Новосёлов (КВС) и второй пилот 43-летний Андрей Александрович Ламанов. Также были штурман (Сергей Владимирович Талалаев) и бортинженер (Рафик Ахметнурович Каримов). Пятеро бортпроводников поддерживали порядок в салоне.

Через 3,5 часа после взлета на высоте более 10,000 метров пилоты обнаружили крайне неприятную вещь - аккумуляторы приказали долго жить, оставив всё судно без электричества. Перестали работать системы навигации и связи, а напряжение в бортовой сети упало до нуля. Автопилот тоже не работал. Но самое отвратительное было в том, что из-за потери питания топливные насосы перестали качать топливо в баки. У самолёта оставалось 3 тонны ранее накачанной горючки - этого бы хватило на полчаса полёта.

Командир экипажа Евгений Новосёлов успел доложить на землю об отказе электрооборудования, после чего связь с лайнером была потеряна.

Пилоты приняли решение снизиться до 3,000 метров, чтобы пробить облачность и попытаться запустить резервный генератор. Первое удалось, а вот со вторым не вышло. Было принято решение вести "тушку" над рекой Ижма и на глаз высматривать подходящий участок без поворотов и изгибов для приводнения.

"Самый ужасный и неприятный момент был в том, что нас не слышат [на земле], и мы никого не слышим. Да, приборы навигации отключились, но если бы была связь с диспетчером, он бы мог нами управлять и говорить, куда лететь, вправо-влево, вниз-вверх"

Оставшись без каких-либо вспомогательных приборов, пилоты налили воды в пластиковый стаканчик, чтобы с его помощью контролировать положение самолёта по горизонтали. Из дополнительной помощи - компас у штурмана Талалаева. На этом всё. Экипаж начал высматривать что-нибудь похожее на приличное место для аварийной посадки.

Мы выходим на эту речку [Ижму], смотрим - там остров какой то. Решили планировать туда. И уже когда Андрей [Ламанов, второй пилот] стал выполнять заход вправо, чтобы зайти на эту площадку, я увидел бетонный аэродром

Найти бетонную взлётно-посадочную полосу посреди тайги было невероятной удачей. Это был давно закрытый аэропорт Ижма, который в последние годы принимал только вертолёты. ВПП этого аэродрома была слишком короткой для Ту-154, но выбирать уже не приходилось.

Экипаж принял решение садиться, но сначала лётчики два раза примерялись к ВПП - нужно было убедиться, что на пути не будет брёвен, мусора, машин и прочих неподходящих вещей. Два захода на посадку были прерваны с уходом на второй круг, но с третьего раза машину удалось успешно посадить. Но тут образовалась новая проблема: из-за отсутствия электричества было невозможно управлять закрылками и предкрылками, вследствие чего посадочная скорость (380 км/ч) была почти на 100 км/ч выше нормы.

Длины ВПП аэропорта Ижмы не хватило, и Ту-154 на скорости порядка 100 км/ч въехал в мелкий лес и кустарник. Будь там деревья постарше, и никакого мастерства пилотов бы не хватило для спасения людей на борту.

Когда мы выскочили за полосу и въехали в этот лес, хоть и Андрей [Ламанов, второй пилот] сказал, что скорость была сто километров в час, но он был спокоен. А я за весь полёт только тогда и испугался.
Потому что уже стало обидно: ну как так, мы сели, мы приземлились, мы тормозим, и неужели в этом лесу щас найдется какая-то берёза, которая даст мне по лбу, и на этом всё закончится?!

Несмотря на то, что формальным КВС в том рейсе был Евгений Новосёлов, левое кресло командира тогда занимал Андрей Ламанов - он тоже является командиром, и с Новосёловым они менялись местами: на маршруте из Москвы слева сидел Евгений, а в полёте из Полярного пилотирование и посадку осуществлял именно Ламанов.

Никто из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не погиб. Более того, даже никто не пострадал (в том числе беременная женщина). Единственной жертвой стал пробегавший в неудачном месте заяц - огромный лайнер раздавил несчастного зверя. Всех пассажиров разместили в местном спорткомплексе, после чего резервным бортом всё-таки отправили в Москву.

По результатам расследования, главной причиной отказа электрики стал тепловой разгон аккумулятора, в результате чего произошло короткое замыкание.

Пробивший кусты и мелкий лес самолёт сначала хотели списать, но потом авиакомпания "Алроса", которой и принадлежал борт, приняла решение восстановить судно. Замене подлежали оба двигатели, в которые попали ветки. Ту-154 отбуксировали к началу ВПП, а затем начали ремонт. Спустя полгода легендарный лётчик-испытатель Рубен Есаян поднял частично отремонтированную "тушку" обратно в небо, используя всего 800 метров полосы для разбега.

Самолёт отправился в Самару, где его привели в рабочее состояние, после чего борт RA-85684 без происшествий пролетал аж до сентября 2018 года - ровно до конца своего сертификата лётной годности. В последнем рейсе Ту-154 пилотировал Андрей Ламанов - во время рейса ЯМ516 он был вторым пилотом, а на земле судно встречал Евгений Новосёлов - командир ЯМ516.

Ныне самолёт спокойно коротает время на пенсии в музее авиации в новосибирском аэропорту "Толмачёво".

Весь экипаж рейса ЯМ516 был представлен к государственным наградам. Командир воздушного суда Евгений Новосёлов и второй пилот Андрей Ламанов получили звания Героев Российской Федерации.

Штурман Сергей Талалаев, бортинженер Рафик Каримов, бортпроводники Николай Дмитриев, Елена Дмитриева, Елена Разумова, Рифкат Низамов и Василий Выродов стали кавалерами Ордена Мужества.

По состоянию на февраль 2019 года Ламанов и Новосёлов продолжают работать пилотами, а вот штурман Талалаев и бортинженер Каримов уже ушли на пенсию.

Есть еще один, едва ли не главный фактор успешной посадки "тушки" посреди тайги. Зовут его Сергей Михайлович Сотников. В аэропорту Ижмы он работал начальником вертолётной площадки, но на протяжении почти десятка лет не ленился поддерживать никому уже не нужную взлётно-посадочную полосу в приличном состоянии: убирал с неё мусор, охранял от вандалов, красил разметку и вырывал кустарники.

По словам специалистов, именно удовлетворительное состояние ВПП сыграло ключевую роль в чудесном спасении и людей, и самолёта.

"Убирал для себя, чтобы самому приятно было. Безумно рад, что все остались живы", - скромно говорил Сергей.

И формально он мог бы поддерживать в чистоте и порядке только вертолётный квадрат, но добросовестно убирался по всей длине ВПП - более 1,300 метров.

Благополучному приземлению самолёта Ту-154М во многом способствовала добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлётно-посадочной полосы вертолётной площадки "Ижма" и прилегающих к ней территорий.

Спустя полтора года после аварийной посадки, Сергей был представлен к Ордену "За заслуги перед Отечеством". На местных сайтах были запущены кампании по сбору средств для помощи Сотникову - на эти деньги он планировал закупить посадочные огни для вертолётных площадок.

В декабре 2010 года Сотников попал на Прямую линию к Путину. Тогда еще премьер-министр выразил восхищение отношением Сергея к своему долгу, пообещав, что малая авиация на Севере будет возрождена. По словам Путина, федеральный центр профинансирует строительство 50 ВПП в небольших аэропортах на Севере и Дальнем Востоке.

Неизвестно, чем закончилась эта история, но аэропорт Ижмы всё так же принимает лишь вертолёты, а Сергей Сотников всё еще работает начальником площадки, продолжая поддерживать ВПП в приличном состоянии. Вдруг, когда-нибудь эта полоса снова спасёт жизнь десяткам людей.

"Оставшись без каких-либо вспомогательных приборов, пилоты налили воды в пластиковый стаканчик, чтобы с его помощью контролировать положение самолёта по горизонтали."
Это же пиздёж чистой воды. Так невозможно контролировать своё положение по горизонтали.

Ну, в репортаже на НТВ пилоты показывали именно стаканчик, так что не знаю. Вполне возможно, что это просто красивая история для зрителей

Журналисты придумали историю, а все подхватили. Я мог бы рассказать тут про центробежную силу, силу инерции, вертикальное ускорение, но сам нихуя в этом не понимаю. Поэтому вот фотка.

Расскажи про центробежную силу на глиссаде снижения. Я внимательно послушаю.

О, ты бывший вояка?

Вот и спалился, я кстати тоже, правда откинулся быстро, ещё лейтенантом

А я - старшим сержантом. Так что 1:0 в мою пользу

Согласен, но твоя фотка ни о чем

Апд. Рассмотрел приборы. Сори.

И что говорят приборы?

Тут в статье столько неточностей и всякого бреда, что просто пипец.

Статья хорошая, но неточности имеются (один стаканчик с водой чего стоит).

Про Сотникова хотелось бы сказать, что мужик как жопой чуял - следил за нахрен никому не нужным аэродромом, очищая его территорию и ухаживая за ним, ну а про Есаяна, способного поднять Тушку на столь короткой полосе, вообще не стоит говорить, этот человек - легенда Российской авиации.

Перенес в Истории, тут такому материалу самое место) Спасибо за статью!

Не знал, что живу в сибири

для зажравшихся масквичей, всё, что за Уральскими горами - всё Сибирь

Ну тогда для москвичей всё за Уральскими горами (тогда как Ижма - нет)

В том-то и дело, что это не за уральскими горами

работал начальником вертолётной площадки, но на протяжении почти десятка лет не ленился поддерживать никому уже не нужную взлётно-посадочную полосу в приличном состоянии: убирал с неё мусор, охранял от вандалов, красил разметку и вырывал кустарники

Не знаете, про Сотникова фильм случайно не снимали? Помню, был в каком-то сериале или фильме похожий герой, который следил за ВПП ещё очень долго, и только благодаря ему кто-то смог сесть.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ну фильмом это назвать сложно, но в одной из частей новогодней комедии "Елки" была новелла, основанная на этой истории, да

Ижма - это Республика Коми! Это не Сибирь!!
Как можно быть такими глупыми журналистами.

Правда про посадку ТУ-154 в Ижме

Самым авторитетным считается мнение лётчика-испытателя, начальника лётно-испытательного центра Рубена Есаяна; это он пилотировал запарковавшийся в тайге Ту-154 из Ижмы в Саратов спустя полгода после аварии.

Сможет ли неподготовленный пассажир посадить самолет?

Pippi Långstrump på de sju haven/Пеппи в стране Така-Тука (1970)

С каждым днем самолеты становятся все умнее. Если раньше верхом совершенства в авиации считался автопилот, в относительно спокойных погодных условиях безопасно и надежно проводивший самолет из точки A в точку B, то современные лайнеры могут похвастать системами, позволяющими им взлетать и садиться в автоматическом режиме. Среди пассажиров порой даже бытует мнение, что профессия летчика не так сложна, как ее показывают, скажем, в кино, — сидишь, пьешь кофе да на кнопки нажимаешь. А если вдруг что и случится, то автоматика всегда выручит и поможет даже обычному пассажиру посадить самолет. Но так ли это на самом деле?

Представьте. Вы летите в отпуск на солнечный Кипр или на кинофестиваль в Нью-Йорк. На экране мультимедийной системы в кресле пассажира перед вами высвечивается красочная карта с маршрутом и параметрами полета. Высота 11 тысяч метров, скорость 890 километров в час. Двигатели мерно свистят, за иллюминатором внизу плавно плывут пушистые облака, а сверху — бездонная синь и ослепительное солнце. Но тут вдруг в салон выбегает побледневшая стюардесса и громко сообщает (хотя на самом деле такого не будет никогда, потому что инструкция запрещает), что все пилоты (да, сразу оба!) потеряли сознание и не приходят в него.

Ни одного пилота, как и вы, летящего на отдых, в салоне нет. Вести и сажать самолет некому. И тогда вы встаете из кресла и походкой истинного храбреца идете к двери кабины пилотов. Надо как-то попасть внутрь, но как? Дверь бронирована, ее открытием управляют пилоты. На помощь приходит стюардесса: на небольшой цифровой панели рядом с дверью она набирает секретный код. Но дверь не открывается, потому что электронный замок двери предусматривает задержку: пилоты через камеру должны убедиться, что стюардесса набрала код одна, а не под присмотром террористов (в этом случае они блокируют замок до конца полета). После задержки дверь открывается.


В зависимости от типа самолета, действия, которые вам станет подсказывать дежурный, будут отличаться, но общая схема посадки одинакова для всех. Для начала вам предложат убедиться в нормальной работе автопилота и правильности параметров полета, которых тот придерживается. На некотором расстоянии от аэропорта вам предложат перевести автопилот в режим захода на посадку, а затем будут подсказывать, какими рукоятками нужно задавать скорость, высоту, разворот. Параллельно вам предложат настроить автоматику самолета на прием сигналов маяка инструментальной системы посадки, расположенной в аэропорту. На его сигнал будет идти самолет при посадке.

Затем обязательно настанет момент, когда дежурный пилот попросит вас выпустить закрылки (рукоять на центральной панели с надписью FLAP и несколькими делениями) и шасси (большая ручка со стрелками и надписями UP и DOWN). После касания посадочной полосы вам будет приказано включить реверс двигателей (рычажки на рукоятках управления двигателями между креслами) и задействовать всю механизацию крыла, чтобы та помогала сбрасывать скорость. Наконец, вас попросят задействовать тормоза (обычно расположены сверху рулевых педалей у вас под ногами). Все. Вы сели, самолет остановился. Можно падать в обморок или героически утирать пот со лба.


На самом деле это был описан идеальный вариант посадки. В нем вы — очень удачливый человек. Ведь погода хорошая, ветра нет, самолет оборудован системой автоматической посадки, а в принимающем аэропорту установлена инструментальная система посадки (система маяков, позволяющая самолету сориентироваться, найти посадочную полосу и даже выровняться по ее центру). В зависимости от категории точности инструментальная система посадки позволяет сажать самолет в автоматическом режиме с высоты от 790 до 49 метров. Но такими системами оснащены пока только крупные аэропорты, а значит, в региональном порту вам придется садиться в ручном режиме.


В 2009 году под Амстердамом в Нидерландах разбился пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании Turkish Airlines. В результате катастрофы погибли девять человек и еще 120 получили ранения. Самолет заходил на посадку под управлением профессионального пилота в автоматическом режиме, а причиной катастрофы стала неверная выдача данных радиовысотомером. Но не стоит паниковать: в случае, когда самолетом управляет пилот, вероятность катастрофической посадки в автоматическом режиме оценивается как одна к двум миллиардам.

И помните. Летчиков в кабине всегда двое: командир воздушного суда и второй пилот. В истории пассажирской авиации пока еще не было ни одного случая, чтобы из строя вышли оба пилота сразу. В ноябре 2012 года пассажирский лайнер Boeing 747 авиакомпании Lufthansa совершил вынужденную посадку в аэропорту Дублина (самолет летел из Нью-Йорка во Франкфурт) после того, как командир воздушного судна перенес тяжелый приступ мигрени. Посадить самолет второму пилоту помог один из пассажиров, у которого случайно оказался небольшой опыт пилотирования турбовинтовых самолетов.

При этом случаев, когда пассажир или стюардесса привлекались бы к управлению самолетом в качестве помощника пилота, в истории авиации было всего пять или шесть. Во всех случаях помощники имели пусть и небольшой, но все же какой-то опыт управления воздушным судном.



Дело в том, что существующие системы управления и навигации современных самолетов уже достаточно точны, чтобы полностью доверить взлет, полет и посадку лайнеров автоматике. Например, некоторые самолеты уже оборудованы навигационным оборудованием спецификации RNP-1. Это означает, что в автоматическом режиме лайнер с вероятностью 0,95 на протяжении всего полета будет отклоняться от оси заданного маршрута не более чем на одну морскую милю (1,852 километра). Зная о высокой точности навигационных систем, израильтяне, например, даже расширили зоны перехвата систем противовоздушной и противоракетной обороны вплотную до границ воздушных коридоров.

Крупные производители бортового оборудования самолетов, включая французскую компанию Thales и американскую Honeywell, уже ведут разработку по настоящему автоматических систем. Такие системы не будут зависеть от инструментальных систем аэропортов и смогут сажать самолеты на любые подходящие для них взлетно-посадочные полосы. Аппаратура этих систем будет самостоятельно распознавать посадочные полосы, оценивать окружающие условия и вести самолет. Впрочем, до интеграции таких систем в пассажирские лайнеры еще очень и очень далеко. Ведь их еще надо испытать, проверить на надежность, дублировать. А на это нужны годы исследований.

Представьте, что вы летите на самолете и становится ясно, что что-то идет не так. Возможно, самолет накренился, или, может быть, вы почувствовали запах дыма. Капитан по системе громкой связи объявляет, что самолет совершает аварийную посадку. Как это происходит?

Что происходит, когда самолет совершает аварийную посадку

Это происходит очень редко и вряд ли ваш самолет когда-нибудь совершит такую посадку, но как она проходит?

Какие варианты есть у пилотов и какие процедуры они должны соблюдать при совершении аварийной посадки? И что может побудить пилота воспользоваться этой мерой? Начнем с того, что существует ряд обстоятельств, которые могут потребовать экстренной посадки. К ним относятся не полностью исправный самолет, нехватка топлива, невозможность посадки в пункте назначения, технические неполадки и ухудшение состояния экипажа.

Существует три различных типа аварийной посадки. Первый-вынужденная посадка, которую можно описать как немедленную посадку в аэропорту или за его пределами, вызванную невозможностью продолжить дальнейший полет. Типичный пример-самолет, севший из-за отказа двигателя.

Второе — это предупредительная посадка. Это преднамеренная посадка в аэропорту или за его пределами, когда дальнейший полет возможен, но нецелесообразен. Это, например, посадка при ухудшении погоды, нехватке топлива и нарастающих проблемах с двигателем.

Читайте также: