Триз технология в детском саду по развитию речи в старшей группе

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

По итогам весенней диагностики на конец 2018 года наблюдалось некоторое отставание в речевом развитие детей. Возник вопрос необходимости поиска эффективных способов и методов работ по компенсированию задержек в данной области.

На сегодняшний день - образная богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

Речь односложная. Неспособность грамматически правильно построить предложение;

Бедность речи. Недостаточность словарного запаса;

Употребление не литературных слов и выражений;

Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ;

Неспособность построить грамотно монолог: например, сюжетные и описательные рассказы на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

Отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов;

Не до конца сформированы навыки культуры речи в соответствии с возрастам: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

Перед нами сегодня стоит нелегкая задача - организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Наше время - это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.

Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

Одним из результативных способов формирования познавательно­речевой активности для нас является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

ТРИЗ - технология, как универсальный инструмент можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, игровой и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка дошкольника. Создает ситуацию успеха, идет взаимообмен результатами решений, решения одного ребенка активизируют мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, учит дошкольника нестандартному мышлению.

Цель: используя передовой педагогический опыт, организовать совместную работу воспитателей, родителей и детей, направленную на компенсацию речевых нарушений различного характера.

Развивать способность грамотно строить предложения;

Расширять словарный запас;

Прививать речевую культуру;

Продолжать учить грамотно и доступно формулировать вопрос, строить развернутый ответ; давать логическое обоснование своим утверждениям и выводам;

Формировать представления о правилах построение монолога; побуждать свободно выступать публично;

• Воспитывать стремление к эмоциональности и выразительности в чтение стихов; способность саморегуляции темпа и громкости речи.

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Почему я использую ТРИЗ в своей работе. Потому что я считаю, что ТРИЗ - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми

Я использую технологию ТРИЗ, как универсальный инструментарий практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе я использую разные методы технологии ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Алгоритм системного мышления

Автор и разработчик данного алгоритма – Г.С.Альтшуллер.

Выбор объекта и определение его функции или свойства.

Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.

Выявление составляющих объекта.

Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выснение основного места обитания или функционирования.

Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам

Метод морфологического анализа

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Суть метода - с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.

t1577906902ai.jpg

Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

1. Точно сформулировать проблему.

2. Определить важнейшие элементы объекта.

3. Определить варианты исполнения элементов.

4. Занести их в таблицу.

5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

6. Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

Сущность используемого в игре метода ММЧ в том , что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества. разных маленьких человечков . Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить нужно, приложить какое-то действие.

Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других (например, отлить из стакана воду

Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, и поэтому они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.

С помощью игры не трудно ответить на вопрос, почему камень твердый (потому, что маленькие человечки крепко держатся друг за друга); показать переход от одного агрегатного состояние в другое, например, почему лед зимой не тает? Потому, что маленьким человечкам холодно , и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, маленькие человечки согрелись , им стало тепло, и они начали распрямляться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечиками, локтями, пальцами. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее и сильнее, маленьким человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

наличие положительного и отрицательного героев;

зло, причинённое отрицательным героем;

борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

О ком сочиняем сказку?

Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

С кем он дружил?

Кто им мешал? Каким образом?

Как добрый герой боролся со злом?

Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

2. И был он какой?.

3. Умел делать что?.

4. Делал он это, потому что…

5. Но в это время жила-была…

7. Однажды между ними случилось…

9. Сделала она это, чтобы… и т.д.

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

t1577906902ak.jpg
t1577906902ao.jpg

- Синектика – мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходства предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, их сравнивать и классифицировать:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

- Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.

- Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).

- Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.

- Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.

- Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

- Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

- Данетка - Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса.

Данетки бывают разными

Можно сыграть в игру, несущую в своей основе какой-то загаданный предмет, явление, животное и т.п. Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку.
- Этот овощ растет у нас на даче?
- Его кладут в борщ?
- Он красный. и т.д.

Я сделала вывод что, использование в своей работе технологии ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. А также идет тесная взаимосвязь с родителями, так как они помогают изготавливать большую часть материала, в том числе игры. Поэтому в курсе всех методов технологии ТРИЗ.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей.

По итогам весенней диагностики на конец 2018 года наблюдалось некоторое отставание в речевом развитие детей. Возник вопрос необходимости поиска эффективных способов и методов работ по компенсированию задержек в данной области.

На сегодняшний день - образная богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

Речь односложная. Неспособность грамматически правильно построить предложение;

Бедность речи. Недостаточность словарного запаса;

Употребление не литературных слов и выражений;

Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ;

Неспособность построить грамотно монолог: например, сюжетные и описательные рассказы на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

Отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов;

Не до конца сформированы навыки культуры речи в соответствии с возрастам: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

Перед нами сегодня стоит нелегкая задача - организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Наше время - это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.

Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

Одним из результативных способов формирования познавательно­речевой активности для нас является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

ТРИЗ - технология, как универсальный инструмент можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, игровой и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка дошкольника. Создает ситуацию успеха, идет взаимообмен результатами решений, решения одного ребенка активизируют мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, учит дошкольника нестандартному мышлению.

Цель: используя передовой педагогический опыт, организовать совместную работу воспитателей, родителей и детей, направленную на компенсацию речевых нарушений различного характера.

Развивать способность грамотно строить предложения;

Расширять словарный запас;

Прививать речевую культуру;

Продолжать учить грамотно и доступно формулировать вопрос, строить развернутый ответ; давать логическое обоснование своим утверждениям и выводам;

Формировать представления о правилах построение монолога; побуждать свободно выступать публично;

• Воспитывать стремление к эмоциональности и выразительности в чтение стихов; способность саморегуляции темпа и громкости речи.

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Почему я использую ТРИЗ в своей работе. Потому что я считаю, что ТРИЗ - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми

Я использую технологию ТРИЗ, как универсальный инструментарий практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе я использую разные методы технологии ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Алгоритм системного мышления

Автор и разработчик данного алгоритма – Г.С.Альтшуллер.

Выбор объекта и определение его функции или свойства.

Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.

Выявление составляющих объекта.

Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выснение основного места обитания или функционирования.

Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам

Метод морфологического анализа

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Суть метода - с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.

t1577906902ai.jpg

Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

1. Точно сформулировать проблему.

2. Определить важнейшие элементы объекта.

3. Определить варианты исполнения элементов.

4. Занести их в таблицу.

5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

6. Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

Сущность используемого в игре метода ММЧ в том , что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества. разных маленьких человечков . Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить нужно, приложить какое-то действие.

Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других (например, отлить из стакана воду

Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, и поэтому они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.

С помощью игры не трудно ответить на вопрос, почему камень твердый (потому, что маленькие человечки крепко держатся друг за друга); показать переход от одного агрегатного состояние в другое, например, почему лед зимой не тает? Потому, что маленьким человечкам холодно , и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, маленькие человечки согрелись , им стало тепло, и они начали распрямляться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечиками, локтями, пальцами. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее и сильнее, маленьким человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

наличие положительного и отрицательного героев;

зло, причинённое отрицательным героем;

борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

О ком сочиняем сказку?

Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

С кем он дружил?

Кто им мешал? Каким образом?

Как добрый герой боролся со злом?

Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

2. И был он какой?.

3. Умел делать что?.

4. Делал он это, потому что…

5. Но в это время жила-была…

7. Однажды между ними случилось…

9. Сделала она это, чтобы… и т.д.

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

t1577906902ak.jpg
t1577906902ao.jpg

- Синектика – мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходства предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, их сравнивать и классифицировать:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

- Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.

- Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).

- Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.

- Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.

- Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

- Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

- Данетка - Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса.

Данетки бывают разными

Можно сыграть в игру, несущую в своей основе какой-то загаданный предмет, явление, животное и т.п. Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку.
- Этот овощ растет у нас на даче?
- Его кладут в борщ?
- Он красный. и т.д.

Я сделала вывод что, использование в своей работе технологии ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. А также идет тесная взаимосвязь с родителями, так как они помогают изготавливать большую часть материала, в том числе игры. Поэтому в курсе всех методов технологии ТРИЗ.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей.

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие преподаватели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?

Основная концепция методики Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации.

Практическое применение в детском саду

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу. Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно прочитайте следующие советы.



Умелое использование ТРИЗ в детском саду

1. Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться.

2. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить.

3. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи.

4. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации. Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Интересные материалы для педагогов с применением ТРИЗ-технологий Вы найдете в высыпающемся меню.

Опыт работы с дошкольниками по методу ТРИЗ (фото 1)

Требования к выпускнику ДОУ меняются, хотя в разное время это происходит с разной скоростью, сегодняшним дошкольникам в любом случае предстоит жить в мире, устроенном иначе, чем прежде.

Обоснование противоречий

1. если технология ТРИЗ будет использоваться на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями;

2. если система отношений педагога с детьми будет строиться на основе сотрудничества, а обучение будет носить проблемный характер;

3. если педагог будет владеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением;

4. если педагог будет обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

Актуальность, значимость опыта

Данный опыт поможет педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. Предлагаемый автором комплекс приёмов, направлен на развитие творческих и умственных способностей, поможет воспитателям стимулировать познавательные интересы детей, изменит их отношение к занятиям, окажет положительное влияние на уровень развития творческого воображения.

Теоретическое обоснование опыта

Новизна опыта

Творческая деятельность - эта та, что создаёт нечто новое, отличающее от образца. Чем больше информации - тем больше следов в мозге, чем больше мы будем знакомить детей с окружающей действительностью, тем больше будет поле для творческой деятельности ребёнка. Наш мозг способен творчески перерабатывать увиденное, мы сможем фантазировать будущее, но дети – нет. У них недостаточно это развито, им нужно подготавливать базу. Использование элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками, помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерность развития. В дошкольной педагогике нет методов в привычном смысле слова, а есть инструменты, с помощью которых педагоги сами изобретают свою педагогику. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы. ТРИЗ не только педагогическая теория, ею можно пользоваться в любой сфере деятельности.

Что развивает в детях теория ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. Тех, кто умнее всегда пресекали, но тем не менее, жизнь диктует нам создание чего-то нового. В человеке борются два противоречия. ТРИЗ поможет детям научиться анализировать, решать разного рода проблемы.

Сущность опыта

Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:

- воспитание интереса ребенка к собственным открытиям;

- осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления;

- развитие у ребенка умения знать и любить себя;

- развитие творческого воображения, любознательности, фантазии дошкольников в процессе разнообразной деятельности;

- развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой;

- развитие у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

ТРИЗовское мышление – это объединение всех видов мышления + знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами решения творческих задач.

Принципы ведения занятий по ТРИЗ:

Но всё это не убивая детства, а наполняя детство победами и радостью!

На занятиях с использованием приемов ТРИЗ всегда должно быть:

- интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно;

- лично полезно сейчас и потом;

- должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.

Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости.

Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.

Технология опыта

Как и где использовать ТРИЗ:

* в воспитании у детей качеств творческой личности;

* в коррекции правильного звукопроизношения;

* в формировании словаря;

* в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

* в развитии элементарных математических представлений;

* в развитии конструктивной деятельности.

Элементы ТРИЗ я применяю как в познавательном, так и творческом развитии детей.

Использование элементов ТРИЗ в разных видах деятельности я начала с использования схем (значков), обозначающих признаки объектов.

Цели этой работы: внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах образовательной деятельности детей дошкольного возраста; сплочение детско-взрослого коллектива.

По мнению Сидорчук Т.А. дошкольники младшего возраста способны выделить 12 признаков объектов, дети среднего дошкольного возраста выделяют 16 признаков объектов.

Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации, здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

Результативность опыта

Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить:

мониторинг проводился на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления.

Если на конец года второй младшей группы высокий уровень составлял 9%, то на начало года средней группы он составил 24%, низкий уровень понизился с 62% до 11%.

Полученные результаты подтверждают положительные изменения использования технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников.

Адресная направленность опыта

Данный опыт может использоваться творческими воспитателями в работе с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста.

Трудоёмкость опыта

Педагогу, работающему по данной проблеме, необходимо овладеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением. Он должен обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

Перспектива опыта

В будущем я планирую продолжить работу в этом направлении и расширить её, усложнив новыми значками-признаками и дав возможность родителям и детям самостоятельно находить информацию в различных современных источниках. Наша библиотека пополнится новыми книжками-малышками. А т.к. эта работа совместная, значит детско-взрослые отношения нашей группы будут становиться ещё более тесными. А наша работа эффективной для всестороннего развития наших детей.



Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Название игры, цель

Методические рекомендации

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

Обучение составлению сравнений

Обучение составлению загадок

Составление рифмованных текстов

Создание текстов сказочного содержания

Обучение необходимо начинать с з-х лет.Упражнения проводятся с подгруппами детей не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время

Модель составления сравнений:

Педагог называет первый объект (цыпленок)

Обозначает его признак (цвет)

Определяет значение этого признака (желтый)

Сравнивает данное значение со значением признака второго объекта (солнце);

Методические рекомендации:

Используются наглядные модели (таблицы)

В ходе обсуждения педагог вносит в левую часть таблицы значения признака(их целесообразно обозначать словами с четко выделенной первой буквой), а в правую часть –объекты (допустимо схематическое изображение).

Это позволит трени-ровать детскую память: ребенок ,не умея читать.

Запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с 3-х лет Основная форма работы-игровые задания и упражнения:

названия которых рифмуются.) -мак-рак; олень-тюлень

Педагог называет слово,дети придумывают к

нему рифму (бежали-лежали)

Педагог читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Или у педагога

Са-са-са-прилетела к нам оса.

Педагог придумывает одну строчку,а дети другую

(В море плавает тюлень,

По лугу бежит олень)

Учим детей составлять тексты сказочного содержания с помощью моделей:

4. Метод типового фантазирования

Сначала работа проводится со всей группой, затем по подгруппам. Далее детям предлагается составлять сказочный текст вдвоем.

С 5 -5,5 лет ребенок самостоятельно сочиняет сказку по определенной модели.

Воспринимать и пони-мать алгоритм составления такого текста дети могут в том случае,если педагогом качественно проведена подготовительная работа.


Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.

Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.
Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагоги дошкольного учреждения начинают свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.

Педагог, показывая картинку, спрашивает:


Воспитатель, показывая картинку, спрашивает:

Почитайте, расскажите нам, пожалуйста, сказку. Эту фразу мы слышим часто от своих воспитанников. Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст.
Очень часто педагоги используют в работе с детьми составление сказок с помощью метода каталога.

ОТСМ–ТРИЗ-педагогика формирует определенный способ мышления и обеспечивают развитие творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе.

Читайте также: