Посадка с закрытыми шторками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 15.09.2024

На этапы взлёта и посадки в воздушных перевозках приходится наибольшее количество аварийных ситуаций. Во время посадки или взлёта бортпроводникам необходимо особенно внимательно наблюдать происходящее за бортом, чтобы оперативно сообщить о возможной внештатной ситуации пилотам. Безопасности в эти моменты всегда уделяется пристальное внимание. Итак, шторки иллюминаторов открываются потому, что:

  • …глаза пассажира должны привыкнуть к естественному освещению — тогда он будет лучше видеть при возникновении аварийной ситуации. По этой же причине при взлёте или посадке также выключается и основное освещение в салоне.
  • …бортпроводники или даже пассажиры могут видеть, что происходит за бортом. Это позволит своевременно сообщить о возникновении внештатной ситуации экипажу или оценить во время эвакуации положение за бортом. Например, увидеть, есть пожар или нет. Кроме того, в случае аварийной посадки через иллюминаторы спасатели смогут увидеть, что происходит в салоне.
  • …пассажирам так проще не пораниться. Ведь при очень жёсткой посадке пластмассовая шторка может расколоться и повредить лицо осколками.
  • …это помогает ориентироваться в пространстве. При открытом иллюминаторе человек видит, как садится самолёт и в каком положении он находится относительно поверхности земли. Если бы окошко было закрыто, пассажир мог бы легко вообразить, что самолёт делает в воздухе мёртвую петлю или просто падает.

Могут ли разбиться сами иллюминаторы при жёсткой посадке?

Иллюминатор — это, как правило, двух – трёхслойный стеклопакет. При этом силовыми, то есть способными выдерживать перепады давления, являются два стекла одновременно. Иллюминаторы спроектированы таким образом, что способны выдерживать давление между салоном и внешней атмосферой, сопоставимое с нагрузкой до 4 тонн. Внутреннее стекло иллюминатора, которое видят пассажиры внутри салона, носит декоративный характер. Его повреждение не повлияет на безопасность пребывания в самолёте.

Почему иллюминаторы — обтекаемой формы?

Это не дизайнерская задумка, а мера безопасности. Округлые иллюминаторы, как показала история авиации, лучше держат и распределяют давление во всей конструкции. Особенно ярким доказательством этого стала история реактивной авиации. На реактивных самолётах к иллюминаторам предъявляются повышенные требования в связи со скоростью: много маленьких окон и меньше больших, так конструкция становится более надёжной.

Стюардессы просят пассажиров открыть шторки у иллюминаторов во время посадки и взлета. Они делают это не по своему личному желанию. Это обязательное требование для обеспечения безопасного полета на воздушном судне.

  1. Почему открываются шторки
  2. Глазам пассажира нужно адаптироваться к естественному свету
  3. Персонал и пассажиры смогут наблюдать за происходящим за бортом
  4. Пассажиры не поранятся
  5. Так сориентироваться в пространстве легче
  6. Почему иллюминаторы имеют обтекаемую форму

Зачем при взлете и посадке нужно поднимать шторки

Так как на этих стадиях случается самое большое количество аварий.

Почему открываются шторки

Бортовые проводники должны внимательно следить за положением за бортом на этапах взлета и посадки. Это важно для того, чтобы быстро и своевременно сказать пилоту о возникновении аварии. По этой причине к открытию шторок в эти периоды так внимательно относятся.

Почему открываются шторки Бортовые проводники

Оно входит в длительный процесс подготовки воздушного судна к эвакуации пассажиров и экипажа, в который также включены пристегивание ремней, переведение сидения в вертикальную плоскость.

У бортпроводников есть всего полторы минуты для эвакуации всех находящихся на борту людей во время внештатного случая.

Глазам пассажира нужно адаптироваться к естественному свету

Пассажир сможет удовлетворительно видеть, если действительно возникнет авария.

Пассажир сможет удовлетворительно видеть, если действительно возникнет авария

Именно поэтому при выполнении самолетом взлета или посадки выключают электроосвещение в салоне.

Персонал и пассажиры смогут наблюдать за происходящим за бортом

Стюардессы смогут оперативно сообщить участникам экипажа о том, что возникла внештатная ситуация. А также вовремя провести оценку опасности положения за бортом в период эвакуационных мероприятий.

Персонал и пассажиры смогут наблюдать за происходящим за бортом

Например, заметить начинающееся возгорание. Также при аварийной посадке работники спасательных служб смогут проанализировать происходящее в салоне через свободные от шторок иллюминаторы.

Пассажиры не поранятся

Если посадка будет жесткой, то есть риск повреждения остатками поврежденной шторки из пластмассы.

Если посадка будет жесткой, то есть риск повреждения остатками поврежденной шторки из пластмассы

При открытой шторке такая вероятность исключена.

Так сориентироваться в пространстве легче

Если окно иллюминатора открыто, то пассажир сможет смотреть, как самолет выполняет посадку, и как он расположен к поверхности планеты.

Если окно иллюминатора открыто, то пассажир сможет смотреть, как самолет выполняет посадку

Почему иллюминаторы имеют обтекаемую форму

Это необходимое условие авиабезопасности, а не фантазии дизайнеров. Округлый иллюминатор лучше держит давление и распределяет его по всей площади.

Почему иллюминаторы имеют обтекаемую форму

Размер и форма позволяют снизить внешнее давление, возникающее при действии сверхзвукового режима.

Каждый раз перед выруливанием самолета на взлетную полосу и приземлением старший бортпроводник по громкой связи предупреждает пассажиров о необходимости открыть шторки иллюминаторов. Неужели из-за закрытой шторки самолет может потерпеть крушение? Рассказываем, с чем связано такое требование экипажа.

Как появился иллюминатор

Почему иллюминаторы имеют такую форму?

Иллюминатор исторически имеет закругленную форму. Первые иллюминаторы на нижних палубах кораблей представляли собой усеченную медную трубу со сферическим стеклом на конце, которая вставлялась в борт судна только по мере необходимости при помощи винтового устройства.

В авиастроении такая форма обусловлена еще и с практической стороны. Благодаря округлой форме давление, которое действует на фюзеляж, распределяется более равномерно.

Поэтому закругленные иллюминаторы оптимальны с точки зрения безопасности и аэродинамики. Нет углов, а значит, нет и так называемых концентраторов напряжения. Особенно очевидно это стало после освоения первых пассажирских реактивных самолетов. Этот день настал 17 июля 1949 года. Реактивный пассажирский самолет британской компании Comet совершил свой первый полет.

Теперь вы знаете, что иллюминаторы округлой формы – это не прихоть дизайнеров, а продуманная разработка авиаинженеров.

Зачем нужно держать шторки иллюминаторов открытыми?

Но неужели обычные пластиковые шторки могут повлиять на безопасность в полете?

Несмотря на то, что это влияние в большей степени косвенное, в аварийной ситуации открытые шторки могут сохранить вам жизнь.

Первая причина, по которой стюардесса просит вас держать шторки иллюминаторов открытыми при взлете и посадке – это естественное освещение за бортом. Воздушная безопасность требует выключать освещение салона воздушного судна при взлете и посадке. Это необходимо для того, чтобы глаза пассажиров привыкли к естественному освещению окружающей среды за бортом самолета.

А в случае аварийной ситуации вы сможете быстрее ориентироваться в новой обстановке. Кроме этого, в случае непредвиденной ситуации освещение снаружи может стать единственным источником света.

Вторая причина следует из первой. Экипаж и пассажиры при взлете могут наблюдать, что происходит за бортом лайнера. Во-первых, это позволит самим пассажирам увидеть что-то подозрительное, например, при проблеме с двигателем или с обшивкой лайнера. А значит, они смогут быстрее проинформировать об этом экипаж.

Но самое главное – в аварийной ситуации спасатели быстрее сориентируются в обстановке внутри салона, находясь снаружи лайнера на месте аварии или при экстренной эвакуации пассажиров.

Еще одна причина требования взлетать и приземляться с открытыми шторками – определение положения самолета в пространстве. Оно обычно сильно недооценено.

Пилотов специально обучают определять положение самолета в пространстве на тренажерах. А мозг обычного нетренированного человека, не приспособленный к полетам, очень легко теряет ориентацию в воздухе.

По статистике около 15% авиационных происшествий происходят по причине визуальной пространственной дезориентации, появляющейся у пилотов.

Так например, всем знакомо ощущение излишнего крена в самолете. Чаще всего даже незначительный наклон самолета воспринимается нами как более сильный, чем на самом деле.

Такие ошибки восприятия присущи нашему вестибулярному аппарату. Кажется, что самолет слишком сильно кренится, хотя на самом деле он выполняет плавный поворот.

В экстренной ситуации не лишним будет знать, в каком именно положении все-таки находится самолет, на суше он или в воде? Открытые шторки в этом помогут.

Помните, что любое требование экипажа – это не прихоть, а забота о вашей безопасности и комфорте. Летайте с удовольствием!


Если внимательно посмотреть на самолеты некоторых авиакомпаний, то можно увидеть, что некоторые иллюминаторы аккуратно заделаны: отверстие закрыто заглушкой и закрашено. Зачем так делают?


Капитан Очевидность докладывает: отверстия заделаны потому, что они не нужны. Дело в том, что на заводе в фюзеляже самолета всегда делают одно и то же стандартное количество отверстий под иллюминаторы.


Готовые секции фюзеляжей на заводе. Все одинаковые!


Заглушка иллюминатора Boeing 727, вид изнутри


Салон 1 класса British Airways

Существуют также грузопассажирские модификации самолетов: по понятным причинам коробкам не нужно смотреть на облака, поэтому в грузовом отсеке иллюминаторы закрывают.



При перекомпоновке салона заглушки можно легко снять и установить вместо них иллюминаторы.



Читайте также: