Посадка истребителя без шасси
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
Что же случилось на самом деле? Служба безопасности полетов Минобороны РФ завершает расследование этого ЧП, и "Российской газете" стали известны, в основных чертах, обстоятельства произошедшего. Да, генерал-лейтенант Комисаров, командир авиакорпуса, в состав которого входит зерноградский авиаполк, посадил МиГ-29 на бетонку аэродрома с убранными шасси. В последний момент катапультировался, сейчас завершает курс реабилитационной терапии в военном госпитале и дает объяснения - вышестоящему командованию, членам комиссии и прокуратуре.
В ту летную смену, куда был включен и комкор Комисаров, его подчиненные отрабатывали взлеты и посадки в условиях ночного минимума погоды, то есть при минимально допустимом расстоянии между землей и нижней кромкой сплошной облачности. Для летчиков, несущих боевое дежурство в воздушном пространстве Северного Кавказа и на южных рубежах страны, эти навыки сегодня жизненно необходимы: приказ на выполнение задачи - не учебной, а боевой! - может поступить в любую минуту, невзирая на погоду. Эти пилотажные навыки, несмотря на свое высокое должностное положение комкора, стремился поддерживать и 52-летний Юрий Комисаров.
Но команда с КП - это приказ! Его следует исполнять.
Тому, кто хоть немного знаком с условиями летной работы, никогда и в голову не придет сравнивать приземление в ночном минимуме погоды на сверхзвуковом истребителе с посадкой на унитаз. Но уж коли слово сказано, надо отвечать. Так вот: не забыл генерал Комисаров выпустить шасси перед посадкой. Бортовые накопители информации - те самые "черные ящики" - бесстрастно свидетельствуют: пилот заблаговременно выполнил эту операцию - на установленном месте, находясь при этом в сплошных облаках и визуально не просматривая землю. Когда же самолет, снижаясь на посадочной глиссаде, вышел из облаков, нижняя кромка оказалась еще ближе к земле, чем в начале полета.
А дальше все развивалось в предельно сжатом временном диапазоне. Представим: внимание летчика сосредоточено на освещенной наземными прожекторами полосе, сознание поглощено процессом визуальной посадки. Самолет заходит с выпущенными шасси, до приземления остается 7-10 секунд. И тут на борт поступает команда "Выпустить фару!". Для летчика в сложившейся ситуации это ненужная, отвлекающая внимание манипуляция - он и без фары хорошо различает полосу. Но команда с КП - это приказ! Его следует исполнять. А пульты управления фарами и выпуском-уборкой шасси на МиГ-29 находятся близко друг к другу и расположены не так, как на Су-27, в кабине которого летчик Комисаров провел куда больше времени. Срабатывает автоматизированный навык: рычажок вверх. В результате не фара выходит, а убираются шасси. Аэродинамические характеристики самолета при этом не изменились, еще 3-4 секунды - и вот она, бетонка. МиГ-29 всей своей тяжестью опускается на подвесные баки.
Скороспелые обвинения, брошенные в адрес Юрия Комисарова, не могли оставить равнодушными его нынешних сослуживцев и тех, кто знал его в прежние годы. В один голос о нем говорят как о грамотном и опытном летчике, авторитетном командире. У него действительно большой налет на Су-27, но когда в его полки поступил МиГ-29, переучился и освоил его в полном объеме. Чтобы компетентно руководить вверенными ему разнородными силами, по-другому и быть не могло, считает сам Комисаров.
Впрочем, куда важнее задуматься о другом. Любой инцидент, тем более столь громкий, нельзя рассматривать только с позиций "авиагаишника" - скажем так. Ведь ошибочная манипуляция летчика оборудованием кабины мотивирована рядом независящих от него факторов - эргономическими особенностями разных типов самолетов, осложняющейся погодой, крайней нерегулярностью личных полетов (на "голодном" летном пайке сейчас у нас и генералы, и капитаны).
А теперь еще одна грань события - каковы последствия его в целом? Оказалось, генерал так ювелирно "притер" МиГ к бетонке ВПП, что самолет получил лишь небольшие "ссадины", уже введен в строй и планируется к пробному облету. Но есть и другие, тоже не виртуальные результаты этой посадки. Ведь летчик, сам того не желая, фактически выполнил в одном полете две уникальные испытательные задачи. Во-первых, произвел благополучную посадку самолета с невыпущенными шасси (а такие отказы, увы, не единичны). И, во-вторых - ночное катапультирование с нулевой высоты без какой-либо предварительной подготовки. Штатные летчики-испытатели - и у нас, и за рубежом - если и рискнули бы выполнить подобное, то только на весьма "рыночных" условиях, и не в одном полете.
А тут, как говорится, дармовой опыт - бери, исследуй, делай выводы, вноси коррективы в инструкции и наставления. Между прочим, это далеко не первый случай, когда строевому летчику ВВС или линейному пилоту гражданской авиации выпадает неплановое "испытание", о котором не могут и мечтать конструкторы, самолетостроители и авиатехники. Мы далеки от мысли настраивать кого бы то ни было исключительно на изучение столь необычного "опыта", а тем более популяризировать нештатные испытания. Но раз уж это в жизни случилось, отмахиваться, иронизировать, а тем более рубить с плеча - значит не думать о завтрашнем дне нашей авиации и тех, кто ей беззаветно предан. По известной пословице - за одного битого двух небитых дают.
- Авиационные врачи-психологи внимательно изучают этот случай, - поделился с "РГ" признанный специалист в области авиационно-космической медицины и эргономики, генерал-майор медицинской службы Владимир Александрович Пономаренко. По его словам, психофизиологические закономерности действий летчика "исходно определялись объективными обстоятельствами провоцирующего характера". И вопрос профессиональной вины тут напрямую не стоит. Разумеется, как и всякий имеющий "тонкую кожу" человек, Юрий Комисаров испытывает моральный дискомфорт, переживает серьезную социальную и душевную травму, несет это как свой тяжкий крест. Но генералов, имеющих опыт полетов в сложных условиях, летающих на многих типах самолетов, убежденно говорит академик Пономаренко, "надо сохранять и ценить - ибо ошибаются даже мудрые".
Виталь Левчук
Алексей, каждый настоящий воин мечтает воевать не с противником, а со своей боевой машиной.
Виталь, тут каждому своё!
Алексей, Наверное у Вас есть мопед.
Алексей, да уж, всё смешалось в доме Облонских: и воины, и хозяева, и небо, и даже американцы. и это под видео с аварийной посадкой
Анна, есть
Алексей, я так и знала!
Алексей, если вы про воздушный бой, то не обольщайтесь, хоть сколь серьёзного противника побивать НАТО тоже не доводилось. Сбивать престарелые самолёты стран третьего мира много ума не надо.
Разница в поколение все еще не так много. Хотя в Югославии даже 29-е МиГи были, то есть то же поколение. Скорее там больше чувствовалась разница в численности и подготовке летчиков.
Алексей, дело не в поколении, а в системе ПВО и силе авиации противника в совокупности. По факту сколько-то серьёзного сопротивления в воздухе НАТО со времен Вьетнама и не встречала. Старые РЛС и ЗРК в Югославии и Ираке не в счёт. Да, операции по подавлению даже не начавшегося противодействия в небе были произведены молниеносно и чётко в обоих случаях, но с имеющимся у НАТО вооружением достаточно продвинутого уровня это не столь сложная задача. Ещё раз - воевать со слабым противником, это не такая большая проблема. Гораздо более ценный опыт, можно сказать, это организация логистики, взаимодействия и управления в условиях конфликта, но такие задачи и у нас решаются во множестве локальных конфликтах, с тем лишь исключением, что основной противник при этом все же на земле. Собственно, как и у западных ВВС.
Несерьезный противник в воздухе - это когда у противника нет ПВО и боевой авиации в принципе) С любым другим все равно надо считаться, и он может что-то сбить (и сбивали). Все процедуры и маневры там более-менее похожи будут, будь там самолеты и ЗРК прошлого поколения или нынешнего. Они-то все работают по одному принципу, разница только в качестве.
Алексей, ну да, мощные Иракские ВВС и ПВО прям заставили генералов США поседеть, наверное, ночами не спали, думали как только бы подавить эту мощную интегрированную систему. А нет, пару крылатых ракет и бомбовых ударов, и все, в небе никого нет. Получились бы у них так с Китаем например или Россией? Сомневаюсь, так какова цена такого опыта? Устроить армагедон в следующей стране третьего мира, да.
Ну не пару, а пару тысяч ударов там было) И воздушные бои все равно происходили поначалу. А сербскую ПВО они вообще так и не смогли подавить до конца.
Я думаю - принципиально в противостоянии с более серьезным противником ничего бы не изменилось. Было бы задействовано больше сил - да, но вся тактика более-менее осталась бы прежней, и по крайней мере некоторые ошибки такой опыт все равно помогает выявить.
Алексей, ракеты - это не ВВС. Ключевая роль авиации во всех этих войнах - работа по земле, с воздуха врага стряхнуть сейчас, видимо, проще другими средствами, разбомбив его аэродромы, например, ракетным ударом. Так возвращаясь к первоначальной теме, много ли лётчики именно навоевали? Полагаю что много, но преимущественно так же, как и наши в Афгане, Чечне, САР и тд, т.е. по земле.
Командир самолета Airbus А321, совершившего аварийную посадку в кукурузном поле в Подмосковье, решил не выпускать шасси, несмотря на рекомендации производителя. Об этом сообщает принадлежащее Григорию Березкину РБК со ссылкой на опрошенных экспертов.
Жесткая посадка самолета Airbus в поле под Москвой Столкновение с птицами, взрыв и пострадавшие дети: все, что известно о ЧП
По его словам, пилот продемонстрировал свое мастерство, сумев посадить самолет с двумя поврежденными двигателями без шасси. Также на успешный исход аварийной ситуации повлияло то, что недалеко от аэропорта находилось кукурузное поле и влажная почва не позволила возникнуть пожару, считает эксперт.
ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник
"Сумеречная зона": власти Северной Кореи попытались показать, что в стране есть интернет
Чересчур необычные исторические фотографии, от которых не оторвать глаз
В ЕС по QR: реально ли сейчас попасть в Европу с отечественной вакциной
17 изображений, которые не то, что кажутся на первый взгляд
Как испортить классику: провальные ремейки культовых фильмов, вызвавшие возмущение
Роботы передали друг другу олимпийский огонь под водой
Вошла во вкус: 19-летняя дочь Немцова после развода показала нового жениха (5 фото)
Убойные утверждения и наблюдения, с которыми сложно поспорить
"Спасти Райана": в Марокко пять дней пытались достать из глубокого колодца 5-летнего мальчика
Thunder .50 BMG – симбиоз гаубицы, пистолета и крупнокалиберной винтовки
15 раз, когда люди сделали действительно необычные находки
В индийском национальном парке живут тигры с редким окрасом
14 звезд кино, которые сумели использовать в ролях свои закадровые таланты
Радостный лыжник Большунов чуть не сломал пьедестал почёта
Живые "мертвые души" похитили у Военно-космических сил России 300 млн рублей
25 досадных неудач, от которых никто не застрахован
"Это задница": почему Клебо проиграл Большунову и куда делись чемоданы с препаратами для.
Автоподставщица из Чехова рассмешила водителя своей актёрской игрой
Магазинный ревизорро: как проверить продукты на свежесть и качество
Пара из Великобритании превратила двухэтажный автобус в дом мечты
"Я вас вызывала два дня назад": в Новосибирске женщина выгнала участкового врача из-за долгого.
Телевизор вместо Вечного огня: небольшой посёлок удивил россиян
В Китае посетителей гипермаркета заперли на карантин прямо в магазине
Я сантехник, я так вижу. Самый мокрый пост на Фишках
Убийственная реклама: рекламные ролики от Ford 15-летней давности
Кротовая нора: что это такое и существует ли она в природе
15 секунд задержки: как мозг спасает человека от галлюцинаций и хаоса
Российские фигуристы досрочно завоевали "золото" на Олимпиаде-2022
После отключения электроэнергии в квартире омич украл светофор
На дне Москвы-реки обнаружили квадроцикл пропавшего эксзамминистра юстиции Ялунина
Профессор МГУ раскрыл методы отца 9-летней студентки Алисы Тепляковой
Канадские хоккеистки не вышли на матч со сборной России
15 фотографий, которые доказывают, что животные - это те же люди, только в шубах
"Я бы Васнецовой язык отрезал": чемпион Олимпийских игр раскритиковал жалобы биатлонистки на еду
Бедные маски, их уже обвиняют в уничтожении мозга: 21 инфаркт для граммар-наци
Сборная Китая по шорт-треку выиграла первое золото за счёт дисквалификации России и США
Проигрывать нужно тоже достойно: норвежцы возмущены не выступлением своих спортсменов, а.
- Пилот рассказал, почему не выпустил шасси при посадке А321 в кукурузном поле
Это первое появление героев перед телекамерами, перед журналистами. Пилоты уже знают о спорах о том, что было круче: посадка лайнера на Гудзоне или это приземление на кукурузном поле. Экипаж успел уже прочитать в прессе отзывы об этом споре.
Напомним, в четверг рано утром вылетевший в Симферополь самолет Airbus A321 совершил жесткую посадку в кукурузном поле неподалеку от аэропорта Жуковский. Причиной аварии стала стая чаек. Птицы попали в двигатели самолета сразу после взлета.
Пилотам удалось совершить чудо: посадить самолет с двумя неработающими двигателями и полными баками горючего на брюхо, не выпуская шасси. Из баков вылилось около тонны топлива. Экипаж лайнера представят к государственным наградам.
При аварийной посадке никто из 266 пассажиров и 7 членов экипажа не погиб. По последним данным, к медикам обратились 74 человека. У большинства из них синяки и ссадины. Всем пассажирам выплатят компенсацию в размере 100 тысяч рублей.
Читайте также: