Посадка истребителя без шасси

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Что же случилось на самом деле? Служба безопасности полетов Минобороны РФ завершает расследование этого ЧП, и "Российской газете" стали известны, в основных чертах, обстоятельства произошедшего. Да, генерал-лейтенант Комисаров, командир авиакорпуса, в состав которого входит зерноградский авиаполк, посадил МиГ-29 на бетонку аэродрома с убранными шасси. В последний момент катапультировался, сейчас завершает курс реабилитационной терапии в военном госпитале и дает объяснения - вышестоящему командованию, членам комиссии и прокуратуре.

В ту летную смену, куда был включен и комкор Комисаров, его подчиненные отрабатывали взлеты и посадки в условиях ночного минимума погоды, то есть при минимально допустимом расстоянии между землей и нижней кромкой сплошной облачности. Для летчиков, несущих боевое дежурство в воздушном пространстве Северного Кавказа и на южных рубежах страны, эти навыки сегодня жизненно необходимы: приказ на выполнение задачи - не учебной, а боевой! - может поступить в любую минуту, невзирая на погоду. Эти пилотажные навыки, несмотря на свое высокое должностное положение комкора, стремился поддерживать и 52-летний Юрий Комисаров.

Но команда с КП - это приказ! Его следует исполнять.

Тому, кто хоть немного знаком с условиями летной работы, никогда и в голову не придет сравнивать приземление в ночном минимуме погоды на сверхзвуковом истребителе с посадкой на унитаз. Но уж коли слово сказано, надо отвечать. Так вот: не забыл генерал Комисаров выпустить шасси перед посадкой. Бортовые накопители информации - те самые "черные ящики" - бесстрастно свидетельствуют: пилот заблаговременно выполнил эту операцию - на установленном месте, находясь при этом в сплошных облаках и визуально не просматривая землю. Когда же самолет, снижаясь на посадочной глиссаде, вышел из облаков, нижняя кромка оказалась еще ближе к земле, чем в начале полета.

А дальше все развивалось в предельно сжатом временном диапазоне. Представим: внимание летчика сосредоточено на освещенной наземными прожекторами полосе, сознание поглощено процессом визуальной посадки. Самолет заходит с выпущенными шасси, до приземления остается 7-10 секунд. И тут на борт поступает команда "Выпустить фару!". Для летчика в сложившейся ситуации это ненужная, отвлекающая внимание манипуляция - он и без фары хорошо различает полосу. Но команда с КП - это приказ! Его следует исполнять. А пульты управления фарами и выпуском-уборкой шасси на МиГ-29 находятся близко друг к другу и расположены не так, как на Су-27, в кабине которого летчик Комисаров провел куда больше времени. Срабатывает автоматизированный навык: рычажок вверх. В результате не фара выходит, а убираются шасси. Аэродинамические характеристики самолета при этом не изменились, еще 3-4 секунды - и вот она, бетонка. МиГ-29 всей своей тяжестью опускается на подвесные баки.

Скороспелые обвинения, брошенные в адрес Юрия Комисарова, не могли оставить равнодушными его нынешних сослуживцев и тех, кто знал его в прежние годы. В один голос о нем говорят как о грамотном и опытном летчике, авторитетном командире. У него действительно большой налет на Су-27, но когда в его полки поступил МиГ-29, переучился и освоил его в полном объеме. Чтобы компетентно руководить вверенными ему разнородными силами, по-другому и быть не могло, считает сам Комисаров.

Впрочем, куда важнее задуматься о другом. Любой инцидент, тем более столь громкий, нельзя рассматривать только с позиций "авиагаишника" - скажем так. Ведь ошибочная манипуляция летчика оборудованием кабины мотивирована рядом независящих от него факторов - эргономическими особенностями разных типов самолетов, осложняющейся погодой, крайней нерегулярностью личных полетов (на "голодном" летном пайке сейчас у нас и генералы, и капитаны).

А теперь еще одна грань события - каковы последствия его в целом? Оказалось, генерал так ювелирно "притер" МиГ к бетонке ВПП, что самолет получил лишь небольшие "ссадины", уже введен в строй и планируется к пробному облету. Но есть и другие, тоже не виртуальные результаты этой посадки. Ведь летчик, сам того не желая, фактически выполнил в одном полете две уникальные испытательные задачи. Во-первых, произвел благополучную посадку самолета с невыпущенными шасси (а такие отказы, увы, не единичны). И, во-вторых - ночное катапультирование с нулевой высоты без какой-либо предварительной подготовки. Штатные летчики-испытатели - и у нас, и за рубежом - если и рискнули бы выполнить подобное, то только на весьма "рыночных" условиях, и не в одном полете.

А тут, как говорится, дармовой опыт - бери, исследуй, делай выводы, вноси коррективы в инструкции и наставления. Между прочим, это далеко не первый случай, когда строевому летчику ВВС или линейному пилоту гражданской авиации выпадает неплановое "испытание", о котором не могут и мечтать конструкторы, самолетостроители и авиатехники. Мы далеки от мысли настраивать кого бы то ни было исключительно на изучение столь необычного "опыта", а тем более популяризировать нештатные испытания. Но раз уж это в жизни случилось, отмахиваться, иронизировать, а тем более рубить с плеча - значит не думать о завтрашнем дне нашей авиации и тех, кто ей беззаветно предан. По известной пословице - за одного битого двух небитых дают.

- Авиационные врачи-психологи внимательно изучают этот случай, - поделился с "РГ" признанный специалист в области авиационно-космической медицины и эргономики, генерал-майор медицинской службы Владимир Александрович Пономаренко. По его словам, психофизиологические закономерности действий летчика "исходно определялись объективными обстоятельствами провоцирующего характера". И вопрос профессиональной вины тут напрямую не стоит. Разумеется, как и всякий имеющий "тонкую кожу" человек, Юрий Комисаров испытывает моральный дискомфорт, переживает серьезную социальную и душевную травму, несет это как свой тяжкий крест. Но генералов, имеющих опыт полетов в сложных условиях, летающих на многих типах самолетов, убежденно говорит академик Пономаренко, "надо сохранять и ценить - ибо ошибаются даже мудрые".

Виталь Левчук


Виталь Левчук

✊🏻

Алексей, каждый настоящий воин мечтает воевать не с противником, а со своей боевой машиной.

Алексей Фёдоров

🤝

Виталь, тут каждому своё!

Марина Разумова

Анна Альмаер-Бек

Алексей, Наверное у Вас есть мопед.

Саша Сало

Алексей, да уж, всё смешалось в доме Облонских: и воины, и хозяева, и небо, и даже американцы. и это под видео с аварийной посадкой

Александр Толкачёв

Алексей Фёдоров

Алексей Фёдоров

🙂

Анна, есть

Анна Альмаер-Бек

Алексей, я так и знала!

Алексей Карук

Алексей Фёдоров

Савелий Шоётов

Тихон Козырев

Арсений Андреев

Алексей, если вы про воздушный бой, то не обольщайтесь, хоть сколь серьёзного противника побивать НАТО тоже не доводилось. Сбивать престарелые самолёты стран третьего мира много ума не надо.

Алексей Карук

Разница в поколение все еще не так много. Хотя в Югославии даже 29-е МиГи были, то есть то же поколение. Скорее там больше чувствовалась разница в численности и подготовке летчиков.

Арсений Андреев

Алексей, дело не в поколении, а в системе ПВО и силе авиации противника в совокупности. По факту сколько-то серьёзного сопротивления в воздухе НАТО со времен Вьетнама и не встречала. Старые РЛС и ЗРК в Югославии и Ираке не в счёт. Да, операции по подавлению даже не начавшегося противодействия в небе были произведены молниеносно и чётко в обоих случаях, но с имеющимся у НАТО вооружением достаточно продвинутого уровня это не столь сложная задача. Ещё раз - воевать со слабым противником, это не такая большая проблема. Гораздо более ценный опыт, можно сказать, это организация логистики, взаимодействия и управления в условиях конфликта, но такие задачи и у нас решаются во множестве локальных конфликтах, с тем лишь исключением, что основной противник при этом все же на земле. Собственно, как и у западных ВВС.

Алексей Карук

Несерьезный противник в воздухе - это когда у противника нет ПВО и боевой авиации в принципе) С любым другим все равно надо считаться, и он может что-то сбить (и сбивали). Все процедуры и маневры там более-менее похожи будут, будь там самолеты и ЗРК прошлого поколения или нынешнего. Они-то все работают по одному принципу, разница только в качестве.

Арсений Андреев

Алексей, ну да, мощные Иракские ВВС и ПВО прям заставили генералов США поседеть, наверное, ночами не спали, думали как только бы подавить эту мощную интегрированную систему. А нет, пару крылатых ракет и бомбовых ударов, и все, в небе никого нет. Получились бы у них так с Китаем например или Россией? Сомневаюсь, так какова цена такого опыта? Устроить армагедон в следующей стране третьего мира, да.

Алексей Карук

Ну не пару, а пару тысяч ударов там было) И воздушные бои все равно происходили поначалу. А сербскую ПВО они вообще так и не смогли подавить до конца.
Я думаю - принципиально в противостоянии с более серьезным противником ничего бы не изменилось. Было бы задействовано больше сил - да, но вся тактика более-менее осталась бы прежней, и по крайней мере некоторые ошибки такой опыт все равно помогает выявить.

Арсений Андреев

Алексей, ракеты - это не ВВС. Ключевая роль авиации во всех этих войнах - работа по земле, с воздуха врага стряхнуть сейчас, видимо, проще другими средствами, разбомбив его аэродромы, например, ракетным ударом. Так возвращаясь к первоначальной теме, много ли лётчики именно навоевали? Полагаю что много, но преимущественно так же, как и наши в Афгане, Чечне, САР и тд, т.е. по земле.


Командир самолета Airbus А321, совершившего аварийную посадку в кукурузном поле в Подмосковье, решил не выпускать шасси, несмотря на рекомендации производителя. Об этом сообщает принадлежащее Григорию Березкину РБК со ссылкой на опрошенных экспертов.

Жесткая посадка самолета Airbus в поле под Москвой Столкновение с птицами, взрыв и пострадавшие дети: все, что известно о ЧП

Жесткая посадка самолета Airbus в поле под Москвой Столкновение с птицами, взрыв и пострадавшие дети: все, что известно о ЧП

По его словам, пилот продемонстрировал свое мастерство, сумев посадить самолет с двумя поврежденными двигателями без шасси. Также на успешный исход аварийной ситуации повлияло то, что недалеко от аэропорта находилось кукурузное поле и влажная почва не позволила возникнуть пожару, считает эксперт.

ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник

ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник


"Сумеречная зона": власти Северной Кореи попытались показать, что в стране есть интернет

Неожиданные факты о Мэрилин Монро

Татухи, которые не удались

Чересчур необычные исторические фотографии, от которых не оторвать глаз

Чересчур необычные исторические фотографии, от которых не оторвать глаз

В ЕС по QR: реально ли сейчас попасть в Европу с отечественной вакциной

В ЕС по QR: реально ли сейчас попасть в Европу с отечественной вакциной

17 изображений, которые не то, что кажутся на первый взгляд

17 изображений, которые не то, что кажутся на первый взгляд

Как испортить классику: провальные ремейки культовых фильмов, вызвавшие возмущение

Как испортить классику: провальные ремейки культовых фильмов, вызвавшие возмущение

Странный фитнес голливудских звезд

Роботы передали друг другу олимпийский огонь под водой

Роботы передали друг другу олимпийский огонь под водой

Вошла во вкус: 19-летняя дочь Немцова после развода показала нового жениха (5 фото)

Вошла во вкус: 19-летняя дочь Немцова после развода показала нового жениха (5 фото)

Убойные утверждения и наблюдения, с которыми сложно поспорить

Убойные утверждения и наблюдения, с которыми сложно поспорить

Как пресекают масочные бунты в школах США


"Спасти Райана": в Марокко пять дней пытались достать из глубокого колодца 5-летнего мальчика

20 потрясающих фотографий из глубин Вселенной

Thunder .50 BMG – симбиоз гаубицы, пистолета и крупнокалиберной винтовки

Thunder .50 BMG – симбиоз гаубицы, пистолета и крупнокалиберной винтовки

15 раз, когда люди сделали действительно необычные находки

15 раз, когда люди сделали действительно необычные находки

В индийском национальном парке живут тигры с редким окрасом

В индийском национальном парке живут тигры с редким окрасом

Подростки в Крыму пытались убить 13-летнюю девочку

Криштиану Роналду показал свой потрясающий гараж

14 звезд кино, которые сумели использовать в ролях свои закадровые таланты

14 звезд кино, которые сумели использовать в ролях свои закадровые таланты

Радостный лыжник Большунов чуть не сломал пьедестал почёта

Радостный лыжник Большунов чуть не сломал пьедестал почёта

Живые

Живые "мертвые души" похитили у Военно-космических сил России 300 млн рублей

25 досадных неудач, от которых никто не застрахован

25 досадных неудач, от которых никто не застрахован


"Это задница": почему Клебо проиграл Большунову и куда делись чемоданы с препаратами для.

Автоподставщица из Чехова рассмешила водителя своей актёрской игрой

Автоподставщица из Чехова рассмешила водителя своей актёрской игрой

Магазинный ревизорро: как проверить продукты на свежесть и качество

Магазинный ревизорро: как проверить продукты на свежесть и качество

Пара из Великобритании превратила двухэтажный автобус в дом мечты

Пара из Великобритании превратила двухэтажный автобус в дом мечты


"Я вас вызывала два дня назад": в Новосибирске женщина выгнала участкового врача из-за долгого.

Телевизор вместо Вечного огня: небольшой посёлок удивил россиян

Телевизор вместо Вечного огня: небольшой посёлок удивил россиян

В Китае посетителей гипермаркета заперли на карантин прямо в магазине

В Китае посетителей гипермаркета заперли на карантин прямо в магазине

Я сантехник, я так вижу. Самый мокрый пост на Фишках

Я сантехник, я так вижу. Самый мокрый пост на Фишках

Убийственная реклама: рекламные ролики от Ford 15-летней давности

Убийственная реклама: рекламные ролики от Ford 15-летней давности

Кротовая нора: что это такое и существует ли она в природе

Кротовая нора: что это такое и существует ли она в природе

25 потрясающих фотографий дикой природы

20 фотографий для услады глаз

Парочки с самого неожиданного ракурса

15 секунд задержки: как мозг спасает человека от галлюцинаций и хаоса

15 секунд задержки: как мозг спасает человека от галлюцинаций и хаоса

Российские фигуристы досрочно завоевали

Российские фигуристы досрочно завоевали "золото" на Олимпиаде-2022

После отключения электроэнергии в квартире омич украл светофор

После отключения электроэнергии в квартире омич украл светофор

На дне Москвы-реки обнаружили квадроцикл пропавшего эксзамминистра юстиции Ялунина

На дне Москвы-реки обнаружили квадроцикл пропавшего эксзамминистра юстиции Ялунина

Профессор МГУ раскрыл методы отца 9-летней студентки Алисы Тепляковой

Профессор МГУ раскрыл методы отца 9-летней студентки Алисы Тепляковой

Леди Гага - гриб?

Нью-Йорку показали куб из чистого золота

Канадские хоккеистки не вышли на матч со сборной России

Канадские хоккеистки не вышли на матч со сборной России

15 фотографий, которые доказывают, что животные - это те же люди, только в шубах

15 фотографий, которые доказывают, что животные - это те же люди, только в шубах


"Я бы Васнецовой язык отрезал": чемпион Олимпийских игр раскритиковал жалобы биатлонистки на еду

Бедные маски, их уже обвиняют в уничтожении мозга: 21 инфаркт для граммар-наци

Бедные маски, их уже обвиняют в уничтожении мозга: 21 инфаркт для граммар-наци

Сборная Китая по шорт-треку выиграла первое золото за счёт дисквалификации России и США

Сборная Китая по шорт-треку выиграла первое золото за счёт дисквалификации России и США

Проигрывать нужно тоже достойно: норвежцы возмущены не выступлением своих спортсменов, а участием в Олимпиаде русских

Проигрывать нужно тоже достойно: норвежцы возмущены не выступлением своих спортсменов, а.


  • Пилот рассказал, почему не выпустил шасси при посадке А321 в кукурузном поле

Это первое появление героев перед телекамерами, перед журналистами. Пилоты уже знают о спорах о том, что было круче: посадка лайнера на Гудзоне или это приземление на кукурузном поле. Экипаж успел уже прочитать в прессе отзывы об этом споре.

Напомним, в четверг рано утром вылетевший в Симферополь самолет Airbus A321 совершил жесткую посадку в кукурузном поле неподалеку от аэропорта Жуковский. Причиной аварии стала стая чаек. Птицы попали в двигатели самолета сразу после взлета.

Пилотам удалось совершить чудо: посадить самолет с двумя неработающими двигателями и полными баками горючего на брюхо, не выпуская шасси. Из баков вылилось около тонны топлива. Экипаж лайнера представят к государственным наградам.


При аварийной посадке никто из 266 пассажиров и 7 членов экипажа не погиб. По последним данным, к медикам обратились 74 человека. У большинства из них синяки и ссадины. Всем пассажирам выплатят компенсацию в размере 100 тысяч рублей.

Читайте также: