Творческие технологии в детском саду

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Содержимое публикации

Развитие творческой личности дошкольников с помощью интерактивных технологий

Последние годы деятельность педагогов ДОО определяют ФГОС ДО. Данный документ определяет, на что должна быть направлена ОП ДОО, а именно на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, формирование инициативы и творческих способностей. Эти условия должны обеспечивать пять образовательных областей, в том числе художественно-эстетическое развитие.

Интерактивные технологии можно представить как разновидность активных методов обучения. Суть интерактивных технологий состоит в том, что обучение осуществляется путем взаимодействия всех, кто обучается.

Воспитатель выступает лишь в роли организатора обучения, как правило, моделируются реальные жизненные ситуации, предлагаются проблемы для совместного решения, используются ролевые игры.

Основным принципом технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания является учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, детских интересов и предпочтений. В связи с этим каждый педагог может видоизменить, перестроить, дополнить предложенный сценарий занятий в методпособиях с учётом особенностей детского коллектива и дидактического обеспечения.

В практике работы нашего ДОУ больший эффект в художественно-эстетическом развитии дошкольников приносит применение таких интерактивных технологий, как технологии развивающего и проектного обучения, проблемное обучение, коллективные способы обучения, ИКТ-технологии, технологии интегрированного занятия, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология детского дизайна

Эти интерактивные технологии не только стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность детей, но и предоставляют следующие возможности:(которые перечислены на слайде)

Проектные технологии

Педагогическая технология проектного метода имеет большие преимущества

Проекты распределяются по типам (или видам)

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой): исследовательско-творческий, ролево-игровой, информационно-практико-ориентированный, творческий
В связи с тем, что много лет наше дошкольное учреждение имело приоритетное художественно-эстетическое направление, педагоги часто реализуют творческие проекты.

Творческий проект обычно носит долгосрочный и

коллективный характер, где каждый ребенок предлагает

• На первом этапе проводится подготовительная работа

(обсуждаются и выбираются темы)

• На втором этапе определяются мотивы участия детей в

• На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации

проекта, рисуют схемы, обсуждают последовательность

работы и участие родителей.

• Четвертый этап – реализация общего замысла. Педагоги

продумывают как будет представлен продукт.

• На пятом этапе осуществляется презентация продукта

Преимущества творческих проектов состоит в том, что:

— расширяются границы образовательного пространства. Взаимодействие педагога и детей происходит не только в группе детского сада, но и в музеях, на выставках, во время прогулки и других мероприятиях;

— вовлекаются в проектную деятельность другие люди: взрослые (родители, педагоги дополнительного образования, работники музеев, библиотек и др.) — процесс реализации проекта всегда проходит в рамках деятельностного подхода (обсуждаются проблемы на всех этапах проекта, осмысливаются полученные результаты, принимаются решения о дальнейших действиях);

— в качестве продуктов проекта присутствуют четкие результаты деятельности (рукотворные поделки, книжки, альбомы, коллекции, презентации, театральные постановки, праздники и др.).

Реализация здоровьесберегающих технологий является необходимым условием повышения качества образования в нашем дошкольном учреждении.

Здоровьесберегающ. технологии подразделяются на 3 вида: технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика,динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, релаксацияс использованием шума моря, леса, пение птичек и др.)

технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии (арт-терапевтические технологии: сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия).

психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память,

подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает

музыкальность, эмоциональность, творческое воображение,

фантазию, способность к импровизации в движении под музыку,

ощущение свободного и сознательного владения телом.

Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем

разнообразные движения (танцевальные, имитационные,

общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по

характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

В художественнно-эстетическом развитии детей нашего ДОУ педагоги применяют такие здоровьесберегающие арт-технологии как сказкотерапия. музыкотерапия, изотерапия, арт-технология песочная терапия.

Когда ребенок рисует, он позволяет себе выплескивать эмоции. Изобразительное искусство помогает выплеснуть чувства, выразить свое отношение, избавиться от скопившихся эмоций. Таким образом, изотерапия не только выявляет проблемы, но и в некоторой степени помогает в их коррекции.

Хороша изотерапия для тех детей, которые являются немного замкнутыми, скованными, погруженными в себя. Когда ребенку не хочется говорить вслух, он проявляется себя через действия и творчество. Рисование является самым доступным и увлекательным занятием, которое нравится практически всем детям.

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Песочная терапия-

Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение. Преимущество арт-терапии

состоит в том, что всегда можно подобрать ту форму работы, которая

наиболее близка и интересна ребенку

Основная особенность всех здоровьесберегающих технологий — мягкость воздействия и эффективность.

ИКТ-технологии в художественно-эстетическом развитии детей

Использование ИКТ тем более актуально, что в детских садах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае компьютер оказывает неоценимую помощь.

Развитию творческих способностей дошкольников способствует

Преимущества интерактивного оборудования в ДОУ(вы видите на слайде)

Технология детского дизайна

Дизайнерская деятельность детей - это область художественного проектирования объектов и направление художественного воспитания,

включающая в себя элементы рисования, лепки, аппликации, конструирования и художественного труда.

Дизайнерская деятельность детей старшего дошкольного возраста –это декоративно – оформительская деятельность, в процессе которой создаются сувениры, игрушки, гирлянды, украшения интерьера группы и др.

Руководство развитием дизайнерской деятельности детей

В процессе дизайнерской деятельности педагог:

• 1. Создает условия (внешние, благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, деловые, сотруднические отношения между детьми)

• 2.Руководит и управляет познавательной и практической деятельностью детей (учит планировать процесс работы, предоставляет каждому разумную свободу в выборе деятельности, продолжительности занятия)

• 3. Контролирует и оценивает приложенные усилия и результаты практической деятельности

Технология детского дизайна в ДОУ

Игровые технологии в работе с дошкольниками

• Выделяют три класса игр (С.Л. Новоселова):

• игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самодеятельные игры (режиссерские, театрализованные);

• игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью (дидактические, игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные, компьютерные);

• игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, - народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей (досуговые – игры забавы)

Многие дидактические игры и пособия созданы руками наших педагогов. Здесь вы видите группу игр по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

Применение интерактивных технологий способствуют обновлению образовательного процесса, отвечающие требованиям ФГОС ДО

Основными позициями обновления образовательного процесса у нас в ДОУ стали:

• Профессиональное взаимодействия педагогов с детьми. Использование интерактивных технологий.

• Психологическое сопровождение образовательного процесса.

• Четкая организация взаимодействия специалистов

• Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников (ориентация на семью и ценности семейных отношений).

• Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями образования и культуры (центр детского творчества, краеведческий музей, детская библиотека, детская музыкальная школа, детская художественная школа и др.)

Компетентностно-ориентированный подход в образовании как приоритетное направление образовательной политики. Развитие творческих способностей дошкольников и формирование их технологической компетентности в разнообразных видах художественного творчества.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.09.2018
Размер файла 18,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Педагогическая технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Тольяттинский государственный университе

Н.С. Краснова, Л.А. Поминова

Компетентностно-ориентированный подход в образовании является приоритетным направлением образовательной политики Самарского региона. Данный подход способствует формированию у выпускника дошкольного учреждения готовности эффективно сорганизовывать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Единая типовая программа воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает обеспечение усвоения определенного объема знаний, умений и навыков, но реализуемый на современном этапе принцип вариативности программ оптимизирует идею развивающего обучения, компетентностно-ориентированного подхода и, в целом, гуманистическую педагогику. Для успешного формирования ключевых компетентностей необходимы адекватные им методы, формы и средства обучения.

Одной из приоритетных образовательных технологий, которая успешно обеспечивает реализацию компетентностно-ориентированного подхода к обучению, является технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Данная технология способствует развитию творческих способностей детей и формированию их технологической компетентности в разнообразных видах художественного творчества.

В основу технологии положена идея художественно-творческого развития ребенка средствами искусств. Этим и определяется особые возможности художественно-эстетического образования на пути гуманизации любого воспитательно-образовательного учреждения, ориентированного на современные технологии обучения детей.

художественное творчество дошкольник компетентность

Таблица 1 - идентификация технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

Авторы: Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина и др.

Ведущий фактор развития

Научная концепция освоения опыта

Развивающего обучения и воспитания,

Ориентация на сферы

и ключевые компетентности индивида

ЗУН (информационная - сфера знаний), действенно-практическая

и сфера творческих качеств

Тип управления учебно-воспитательным процессом

Классическое, традиционное обучение, система малых групп.

Методы и способы воспитания и обучения

Активные, объяснительно-иллюстративные, проблемные,

убеждения, наглядные, практические.

индивидуальные и дифференциации.

Подход к ребенку

На основе гуманизации

и демократизации отношений.

Категория обучающихся и

В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая технология выделяет художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с искусством.

Технология предполагает содержательную конкретизацию задач художественно-эстетического образования на разных этапах дошкольного детства.

К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится:

1. Развитие художественного восприятия.

2. Формирование эстетических чувств и эмоций.

3. Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.

4. Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.

5. Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.

6. Формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Концептуальные положения технологии художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста разработаны Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной и др.

Т.С. Комарова отмечает, что во всех видах художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:

- восприятие, образы которого, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей, в том числе и художественно-творческих. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими. Этому в значительной степени способствует использование всех видов искусств;

- воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, в свою очередь, развивается в процессе этой деятельности;

- эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности. Отношение возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего, в познании, самоутверждении и содержательном общении со взрослыми и сверстниками;

- эффективность развития художественно-творческих способностей во многом зависит от формирования художественных умений в области разных искусств: рисования, лепки, художественного конструирования, пения, выразительных движений и словесного творчества;

- художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.

Механизм передачи и освоения опыта художественно-творческой деятельности разработан в рамках следующих научных концепций:

1. Ассоциативно - рефлекторная концепция обучения (И.П. Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн).

Опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

- формировании активного отношения к познавательной деятельности;

- подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;

- демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности;

- применение знаний на практике.

2. Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Развивающая технология предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.

Усвоение опыта происходит в такой последовательности:

- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;

- материальное (материализованное) действие;

- этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;

-этап внутренней речи, осмысление проблемы;

-этап автоматизированного действия (навык).

Авторами технологии разработаны принципы ее реализации:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей;

- принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;

- принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

- принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия;

- принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата;

- принцип взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательно-образовательной работой создает условия для формирования разнообразных представлений и расширяет опыт восприятия, стимулирует развитие воображения и творчества;

- принцип вариативности и спиралевидности. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми позволяет осуществить познание ценности искусств в разных видах деятельности и разными путями, от частного - к общему, от общего - к частному;

- принцип результативности предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.

Процессуальная характеристика технологии

Технологию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные художественные, изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.

Процесс становления творческой личности имеет свой алгоритм.

Первый элемент - это накопление впечатлений от восприятия искусств, которые являются образцом для творчества, источником вдохновения и мотивами будущей деятельности.

Второй элемент - это накопление опыта практической деятельности и освоение знаний, умений и навыков репродуктивного характера. Необходимые умения и навыки позволяют ребенку выразить свои собственные впечатления в художественно-творческой форме.

Третий элемент - это цикл творческих заданий, которые варьируются и усложняются: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей.

Основные этапы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста:

Первый этап - накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно- и эстетически-обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность.

Второй этап - этап подражания, имитации - освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе - активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве.

Третий этап - этап преобразований - применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей.

Четвертый этап - этап альтернатив - направлен на индивидуализацию, гармонизацию творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядный (слуховая и зрительная наглядность), словесный, метод проблемных, поисковых ситуаций, практические методы, игровой метод.

Таким образом, технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребенка как творческой личности. Ребенок является полноправным участником образовательного процесса, педагог выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает инициативу воспитанников при обсуждении или выполнении различных дел. Дошкольник наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

1. Волшебный пластилин: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2. Городецкая роспись: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Комарова, Т.С. Коллективное творчество дошкольников / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

6. Комарова, Т.С. Эстетическая развивающая среда / Т.С. Комарова, О.Ю. Филлипс. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Простые узоры и орнаменты: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

9. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

10. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

11. Узоры Северной Двины: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

12. Филимоновская игрушка: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

13. Халезова, Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова // Под ред. М.Б. Зацепиной. - М.: Сфера, 2005.

14. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

15. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5 - 7 лет. - М.: Аркти, 2003.

Подобные документы

Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной образовательной программы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

магистерская работа [253,7 K], добавлен 15.01.2012

Педагогические и психологические аспекты развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Рисунок и его виды. Рисование графическими материалами как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников 5-6 лет.

дипломная работа [67,0 K], добавлен 18.09.2008

Рассмотрение психологических особенностей глухих детей и роли творчества в развитии их познавательной сферы. Особенности проведения занятий по тестопластике у детей старшего дошкольного возраста. Исследование художественно-творческих способностей у детей.

дипломная работа [1,1 M], добавлен 12.11.2012

Понятие и средства художественно–эстетического образования и воспитания дошкольников. Особенности развития творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами. Описание основных форм работы по развитию творческих способностей.

дипломная работа [76,9 K], добавлен 18.05.2015

Сущность и особенности творчества и воображения в дошкольном возрасте. Рисование как способ развития воображения и творческих способностей детей. Исследование формирования воображения у дошкольников через инновационные методы изобразительной деятельности.

Читайте также: