Портфолио воспитателя детского сада технологии

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

На наш взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку.

Задачи:

  • создать ситуацию успеха для ребёнка,
  • содействовать максимальному раскрытию его индивидуальных особенностей,
  • развивать и расширять круг познавательных интересов,
  • формировать установку на творческую деятельность,
  • формировать положительные нравственные качества личности,
  • способствовать приобретению и развитию умений рефлексии,
  • создать условия практического применения приобретённых знаний и умений,
  • наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка.

Функции данной технологии:

  • мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная),
  • в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная),
  • использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая),
  • уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая),
  • портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая),
  • портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая),
  • и, наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).

Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать ряд условий, главное из которых – добровольность. Ни в коем случае мы не должны принуждать родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты.

Ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио.

Не бывает двух одинаковых портфолио, как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и отличается от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием.

Работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе, недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про него. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал), всё зависит от ситуации.

Для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя привлекательность объекта или предмета и поэтому портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким.

И последнее условие – детские портфолио не должны находиться в приёмной на кабинках или в шкафу воспитателя, они должны быть в доступном для детей месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии

Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским портфолио:

Как же запускается технология детского портфолио?

Начинается всё с мотивации к работе над портфолио, осознание ребенком и взрослыми, зачем оно нужно; затем определяется срок работы над портфолио (как правило, до выпускного бала); вместе с ребёнком и родителями намечается структура портфолио, которая, обычно, меняется в процессе работы (появляются новые рубрики и т.д.).

Два последних шага (определение критериев, способов оценивания и того, как будет презентоваться детское портфолио) необходимы для того, чтобы данная работа стала именно технологией.

Алгоритм запуска технологии детского портфолио:

1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему портфолио;

2 шаг – определение времени работы над портфолио (как правило, до выпускного бала);

3 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком и родителями;

4 шаг – определение критериев оценивания;

5 шаг – определение способов оценивания и представления портфолио (презентации).

В качестве критериев мы выбрали всего три позиции: полнота и разносторонность представленных материалов; степень участия ребёнка в формировании и оформлении собственного портфолио и единство стиля, эстетика и оригинальность оформления.

Этапы работы:

I – постановочный (мотивация, структура портфолио, сроки работы, место хранения)

II – поисковый (сбор информации, её отбор, взаимодействие с семьёй, специалистами детского сада)

III – презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т.д.

Рубрики в портфолио могут быть самыми разнообразными, всё зависит от желания и креативности ребёнка и взрослых.

Примерный рубрикатор:

С чего начать?

Формы работы с детьми в технологии детского портфолио:

  • самостоятельное рассматривание портфолио всеми детьми группы, возможность ребёнка ещё раз пережить приятные моменты, моменты успеха, радости, гордости с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты и т.д. (детское портфолио хранится в группе в доступном для детей месте);
  • мини-презентация рубрик портфолио детям группы с целью формирования навыков публичного выступления.

Итак, детское портфолио – это:

  • технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей;
  • способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;
  • коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс, личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты успеха;
  • инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания траектории развития;
  • форма работы с детьми;
  • форма работы с семьёй.

Работа в технологии детского портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъективные проявления детей, что особенно важно для дошкольного возраста.


ПОРТФОЛИО ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI в. идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России.

Что такое портфолио? Для чего и зачем нужно создавать портфолио? В чем заключается важность и значимость портфолио как технологии предоставления педагогического опыта?

В последнее время приходится сталкиваться с педагогами, которые имея огромный опыт работы, не умеют его обобщать, презентовать, оценивать и говорить о своих результатах труда. Поэтому портфолио завоевывает все большую популярность и становится необходимым для педагогов, повышающих свой профессиональный уровень.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Основными подходами к разработке и ведению портфолио [3] являются:

компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);

деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);

системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции портфолио в целом и отдельных его компонентов).

Основными принципами формирования и ведения портфолио являются:

принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);

принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);

принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

принцип научности (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);

принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).

Технология портфолио призвана выполнять ряд задач [1]:

стимулировать мотивацию к деятельности у педагогов;

создать условия для систематизации накопленного опыта педагогов;

содействовать повышению уровня мастерства педагогов, ориентированного на дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие;

создать условия для предоставления педагогического опыта.

Наиболее распространенными видами портфолио педагога выступают:

бумажное портфолио – представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.);

портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Данный вид портфолио является своего рода визиткой педагога;

электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.);

веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на собственном сайте. Данный вид портфолио обладает большей информативной наполняемостью. Сайт воспитателя выступает в качестве самостоятельного ресурса, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации воспитателя, позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов [4].

Регулярное и системное заполнение портфолио поможет педагогам систематизировать и проанализировать работу, станет ориентиром при направлении на аттестацию, поможет зафиксировать динамику профессионального развития педагога и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

Атемаскина, Ю. Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения / Ю. Атемаскина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 1. – С. 132-139.

Кучергина, О.В. Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения / О. В.Кучергина // Управление ДОУ. – 2006. – №.2. – С. 35-41.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот уж много лет подряд, вхожу с волненьем в детский сад, Шепчу, вставая на порог – Я воспитатель –педагог! Мои ребятки – шалуны, людьми большими стать должны За них, за всех в ответе я, ведь вместе мы – одна семья! Здесь нет чужих, здесь все свои – несу им знания свои И вместе с ними я учусь – прекрасней, выше, быть стремлюсь Пусть, что угодно говорят, люблю всем сердцем я ребят! Порой, за детские проказы ребят, я пожурить хочу…. Остановлюсь , и промолчу Нет! Лучше все им разъяснить - ведь им по жизни плыть и плыть И как заботливая мать, пытаюсь я растолковать – Как правильно себя вести, все пригодится им в пути! … Я – педагог, судьбе спасибо! сказать хочу я от души И выбор сделала не зря, горжусь своей профессией, друзья (я) И знаю, что зависит много, в судьбе детей от педагога Должны мы много знать и знания свои приумножать!

Вот уж много лет подряд, вхожу с волненьем в детский сад,

Шепчу, вставая на порог – Я воспитатель –педагог!

Мои ребятки – шалуны, людьми большими стать должны

За них, за всех в ответе я, ведь вместе мы – одна семья!

Здесь нет чужих, здесь все свои – несу им знания свои

И вместе с ними я учусь – прекрасней, выше, быть стремлюсь

Пусть, что угодно говорят, люблю всем сердцем я ребят!

Порой, за детские проказы ребят, я пожурить хочу….

Остановлюсь , и промолчу

Нет! Лучше все им разъяснить - ведь им по жизни плыть и плыть

И как заботливая мать, пытаюсь я растолковать –

Как правильно себя вести, все пригодится им в пути! …

Я – педагог, судьбе спасибо! сказать хочу я от души

И выбор сделала не зря, горжусь своей профессией, друзья (я)

И знаю, что зависит много, в судьбе детей от педагога

Должны мы много знать и знания свои приумножать!

Научно- методическая деятельность

Научно- методическая деятельность

Курсы повышения квалификации

Удостоверение 72часа. 2013г

1.Выступление на заседание педагогического совета МАДОУ №125, Адаптация ребенка в ДОУ. 2015г

2. Выступление на методическом объединение воспитателей ДОУ № 95

Работа в составе методической деятельности (педагогические советы, методические объединения, семинары разного уровня- ОО, район, город, Всероссийский, Международный)

Сертификат участника семинара 6 часов

Сертификат об участии в обучающем семинаре. (г.Казань 19.10.2016)

Прослушивание вебинаров.

Публикации

* Публикация . Электронный научно- методический журнал Казанобр.ру.

Эссе «Организация образовательного процесса в ДОО с применением

Сообщества: ВМО педагогов дошкольного образования

* Публикация . Электронный научно- методический журнал Казанобр.ру.

Сообщества: ВМО педагогов дошкольного образования

* Публикация . Электронный научно- методический журнал Казанобр.ру

Сообщества: ВМО педагогов дошкольного образования

* Публикация . Электронный научно- методический журнал Казанобр.ру

Сообщества: ВМО педагогов дошкольного образования

  • Публикация . Летнее оформление детского сада своими руками "Территория

наших фантазий" Электронный научно- методический журнал Казанобр.

Сообщества: ВМО педагогов дошкольного образования.

  • Советы родителям
  • Эссе воспитателя
  • Книжный уголок
  • Наше творчество
  • Наш участок

Свидетельство о публикации. 20/05/2017 г.

.

 Участие педагога в профессиональных и творческих конкурсах

Участие педагога в профессиональных и творческих конкурсах

Диплом II место.

2. Сетевое издание для воспитателей и учителей. Педразвитие.

Диплом Лауреата 1степени

6. III Всероссийский конкурс профессионального мастерства в сфере ИКТ технологий среди работников образовательных организаций.

Благодарственное письмо Министр образования Кировской области.

4. Грамота отдела образования управления образования исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по Кировскому и Московскому районам.

 Участие детей в профессиональных и творческих конкурсах

Участие детей в профессиональных и творческих конкурсах

Диплом 1 место, Богдарин Егор.

Диплом 3 место, Федоров Никита

Диплом II место, Боженко Илья

Диплом II место, Сафина Самина

Диплом III место, Печинини Амира

Международный образовательный портал Maaam. Ru

Диплом участника, Фомина Катя

Диплом участника, Майорова Инга

Диплом 1 место, Азизов Азамат

Диплом победителя Чайникова Софья, 1место

Диплом победителя Фомина Катя, 2 место

Диплом победителя Гамула Илья, 2 место

Диплом 2 место, Прибытков Марк.

Диплом 1 место, Боженко Илья

Диплом 2 место. Файзуллин Альбина.

Диплом лауреата, Сафина Самина, Чайникова Софья.

Учайкин Яромир 1 место

Диплом 1место, коллективная работа


В наиболее общем понимании портфолио — это форма и процесс организации образцов и продуктов деятельности ребенка, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (сверстников, родителей, других педагогов), предназначенных для последующего их анализа и дальнейшей коррекции процесса обучения.

Цель портфолио — собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ребенка, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио дошкольника помогает решать важные педагогические задачи:

− создать для каждого дошкольника ситуацию переживания успеха;

− поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

− поощрять активность и самостоятельность воспитанника;

− формировать навыки учебной деятельности;

− содействовать индивидуализации образования;

− закладывать дополнительные возможности для успешной социализации ребенка;

− укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с дошкольным образовательным учреждением.

Если вы задумали применить данную технологию в своей работе, вам необходимо решить для себя два вопроса:

− Какой способ для реализации портфолио вы выберете?

− Какую педагогическую модель портфолио предпочтительнее взять?

Способы реализации портфолио:

− печатное портфолио (создаётся в виде папок, картотек и содержит информацию о ребенке, его достижения, рисунки, фотографии и другие материалы на бумажном носителе).

− портфолио-раскраска (создается в виде папок со страницами, оформленными самим ребенком, содержит рубрики, в которых дошкольник самостоятельно раскрашивает, украшает, но записи выполняются взрослым).

− электронное портфолио (создается взрослым в виде презентации, веб-страницы или веб -сайта, содержит большое количество информации, а также фотографий, аудио и видеозаписей).

Ряд авторов предлагают структуру и содержание печатных портфолио ребенка дошкольного возраста. Вот наиболее известные из них.

Красочные страницы для создания печатных портфолио можно найти на интернет-сайтах, материалы для создания портфолио-раскрасок также можно скопировать из Интернета.

А теперь сравним печатное и электронное портфолио дошкольника. Какой вариант более приемлем для ребенка, для педагога и родителей воспитанника?

− совместный выбор вида портфолио с ребенком и родителями;

− индивидуальное оформление страниц ребенком и взрослыми;

− осязаемость материалов портфолио;

− доступность портфолио, прежде всего, для ребенка.

− наполняемость ведет к широкой папке, которую неудобно брать для просмотра;

− оценка оформления портфолио взрослыми и детьми не лишена субъективизма;

− невозможность выкладывать часто фотоматериалы, а также видео и аудиозаписи.

Теперь рассмотрим достоинства электронного портфолио:

− выбор платформы для создания портфолио выбирают педагог и родители, ориентируясь на дизайн и удобство наполнения;

− доступность портфолио с любого компьютера и мобильного телефона;

− постоянная наполняемость текстовой, фото, видео, аудио информацией;

− возможность обратной связи с родителями воспитанника и самим ребенком;

Из недостатков можно выделить то, что работу над портфолио ведет взрослый, а дошкольник лишь рассматривает материалы и высказывает свои предложения.

На мой взгляд, бумажное портфолио, несомненно, будет привлекать своего создателя, но современные дети больше тяготеют к компьютерным технологиям и поэтому создание портфолио в виде веб сайта будет интересно им. Они смогут не только видеть результаты своей деятельности, но и взгляд на них со стороны (фото, видео материалы).

Кроме того, виртуальные электронные портфолио легко переносить, совместно редактировать, перемещать в новую систему или в новую рабочую среду, поэтому виртуальные электронные портфолио долговечны, могут существовать и развиваться на всех этапах обучения, начиная с дошкольного образования, заканчивая высшей школой.

Рассмотрим тематические бесплатные сайты, которые можно использовать для создания электронного портфолио педагога и дошкольника:

Дидактическая ценность электронного портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним можно выстроить такой педагогический процесс, который позволяет развивать или формировать на любом этапе обучения и воспитания некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.

Применение технологии портфолио позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход в образовании, ставя в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития и позволяя педагогу реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность.

  1. Галимуллина, Э.З., Жестков, Л. Ю. Методические рекомендации по созданию е-портфолио. Учебно-методическое пособие / Э. З. Галимуллина, Л. Ю. Жестков. — Елабуга: Изд-во ЕИ К(П)ФУ, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): электронное портфолио, конструктор сайтов, портфолио, бесплатная версия, вид папок, масса сервисов, результат развития ребенка, родитель воспитанника, сам ребенок, этап обучения.

Похожие статьи

Портфолио как современная образовательная технология.

«Портфо́лио (итал. portfolio — портфель, папка для документов → англ

Подразделяют следующие виды систем накопления.

Портфолио ребенка рассматривается как личные достижения во всех видах деятельности, собираемые на протяжении всего времени

- Портфолио — выставка учебных достижений студента по данным дисциплинам (или нескольким дисциплинам) за данный период обучения.

Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи

Данный тип портфолио ведется в течение четырех лет. В нем отражается уровень

Родители — участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыка оформления

Метод электронного портфолио в современном музыкальном.

Традиционное портфолио (папка, портфель с документами) представляет

Электронное портфолио — есть электронный эквивалент бумажных документов, представленный

Механизмы формирования электронного портфолио в высшем образовании должны.

Портфолио как инструмент тьютора в работе с одаренными.

Портфолио формируется постепенно в ходе обучения, что позволяет продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые сопровождаемый считает наиболее значимыми, и осознать свой прогресс в освоении образовательной программы.

Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных.

Такой тип портфолио позволяет оценивать процесс развития обучающегося в соотнесении с его возможностями.

Портфолио — отчёт по процессу деятельности, показывающий динамику индивидуальных прогрессов обучающегося.

7. Моё творчество (материалы конференций, результаты исследований, творческие работы, работы

Содержание электронного портфолио как отображение.

Является расширенной версий образовательного портфолио.

«Портфо́лио (итал. portfolio — портфель, папка для документов → англ.) — собрание лучших художественных и

Виды портфолио подразделяются по следующим направлениям классификаций: I. По отношению к.

Портфолио - метод формирования навыков самоорганизации.

Возможности использования электронного портфолио как.

Ключевые слова: портфолио, электронное портфолио, процесс обучения, высшая школа.

2. наличие выраженной связи между процессом обучения и его результатами, что позволяет студентам полностью осознавать цели и эффективность образовательного процесса

Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад №2
Цель : обмен опытом, систематизация накопленного опыта
Задачи: предоставить свой опыт работы в педагогической деятельности;
содействовать развитию творческой деятельности педагогов.
Назначение: данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования при подготовке к профессиональным конкурсам или при прохождении аттестации




Раздел 1: общие сведения
В данном разделе презентации вниманию посетителей предлагаются общие сведения о моем трудовом стаже.




Дополнительная информация
Навыки работы с ПК: Ms Office, Microsoft PowerPoint, работа с проектором. Мне всегда интересно узнавать что – то новое и использовать это в своей работе . А учиться еще есть чему!
Интересы, предпочтения, хобби: чтение художественной и педагогической литературы, вязание крючком, пластилинография, слушание музыки, рисование.
Конечно , это еще не все мои увлечения, но именно к этим видам хобби я отношусь с большим трепетом и удовольствием .




Раздел 2
Ресурсное обеспечение
Список научно-методического обеспечения:
В своей работе использую методические материалы и учебно-методическую литературу,
использую ИКТ в образовательном процессе, участвую в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, провожу педсоветы ,семинары – практикумы, педагогические консультации; принимаю активное участие в разработке проектов, положений, написании статей. Имею свои персональные страницы в сетевых сообществах и делюсь своими педагогическими наработками и методическими материалами




Использование ИКТ в образовательном процессе
На данном слайде предлагается список используемых Интернет- ресурсов, которые помогают мне в педагогической деятельности



Информация о проведении семинаров, участие в конференциях
С 2016 года являюсь руководителем РМО дошкольных групп Можгинского района . Данная должность для меня новая , ответственная, но очень интересная, так как здесь можно пообщаться со своими коллегами, обсудить трудности, проблемы дошкольного образования, поделиться своим опытом.



Раздел 3
Методическая копилка
Данный слайд показывает над чем я углубленно работаю и какие методические материалы мне удалось разработать.



Документы и материалы по самообразованию.
На этом слайде предлагается перечень документов по повышению квалификации. Курсы повышения квалификации посещаю с удовольствием, потому что наше благородное дело предполагает изучение чего – то нового и использование новых знаний на собственной практике







Раздел 5: Общественная деятельность
Как и многие педагоги принимаю активное участие в жизни детского сада. Выступаю на утренниках, спортивных мероприятиях, в вокальном ансамбле, в республиканских мероприятиях


Читайте также: