Подготовка детей к экскурсии в детском саду

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

3 подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д. Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду. Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение д/с, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения. Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту: - прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута; - тщательно продумывается содержание маршрута, похода; - взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение; - продумывается одежда детей удобная и соответствующая погоде; - о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее; - желательно уточнить прогноз погоды; - накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы; - взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности; должны знать содержание аптечки и правила пользования ею; - взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной); - план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей; - взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения. Планирование прогулок-походов Перспективный план проведения прогулок-походов можно составить примерно по следующей схеме: Дата проведения Тема или объекты наблюдения Цель Отметка о выполнении Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них. К каждому походу составляется сценарий, где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность. Содержание прогулки-похода составляют: - дидактические игры;

4 - подвижные игры; - чтение художественной литературы; - экспериментальная и практическая работа. Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности. Детей можно учить ориентированию на местности. Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Все маршруты нумеруются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы. Отмечается общая протяженность маршрута и длина отрезков пути между привалами, а также его продолжительность. Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход по схеме:, группа кол-во дата детей маршрута кол-во сопровождающ их, Ф.И.О. время ухода, подпись время возвращения, подпись кто принял сведения Памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сторону. В таком походе крепнут силы детей, развивается выносливость, способность преодолевать трудности, упражняется воля и настойчивость. Воспитатель заранее намечает маршрут, на котором ровная дорога чередуется с разнообразными естественными препятствиями: склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик и т.д. места для привалов и место для разбивки лагеря. В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, мед.сестра. Составляется конспект. В нем указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования. Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека. На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ручей и т. д. Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания. Надо стремиться на каждой прогулке, упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями. Например: идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток), пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить. Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности. После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.

5 При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь лагеря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т.д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей. ПРИМЕЧАНИЕ: Длительность маршрута увеличивать постепенно, придав ему игровую форму "Туристический поход". Составить свою небольшую туристическую песню. Перед выходом в поход провести инструктаж как вести себя в походе. На привалах организовывать отдых детей: песни, хороводы, соревнования, чтение и рассматривание книг и др. Туристическое снаряжение: Головной убор (шляпа, шапка, панама), спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, городу.

Таким образом, прогулка - экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.

Тематический план экскурсий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдая, дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, что способствует развитию познавательной активности, формированию любознательности.

Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке познавать объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:

  • природоведческие познавательные экскурсии;
  • экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых;
  • экскурсия с целью воспитания эстетических чувств ( в музей, на выставку);
  • ознакомительная экскурсия (целевая прогулка) по улице.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и территории ДОУ. Экскурсии вне территории ДОУ проводятся с детьми начиная со средней группы.

Чтобы работа по познавательному развитию была плодотворной экскурсии рекомендуется проводить не реже 1 раза в месяц.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении.

Успех экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и её содержании. Намечая экскурсию воспитатель ориентируется на особенностей окружающей местности (природного объекта) или технологического процесса экскурсионного объекта.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

План и маршрут согласовываются с заведующим, старшим воспитателем и медработником. Взрослые сопровождающие детей во время экскурсии должны хорошо знать и соблюдать правила безопасности (дорожного движения, на производстве).

При посещении производственного объекта необходимо получить разрешение на проведение экскурсии и обговорить ход экскурсии с ответственным представителем, определить содержание беседы рабочих с детьми.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений и объектов, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Своеобразие экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых состоит в том, что дети наблюдают трудовую деятельность человека и технологический процесс. В основной части экскурсии необходимо показать детям, что и для какой цели делают люди, какие машины используются, как относятся к труду, как заботятся о хороших результатах труда.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы актив­но используются игры-тренинги, предполагаю­щие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктив­ного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение. При организации природоведческой экскурсии воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Подготовить оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует развитию у них интереса к предстоящей экскурсии.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоох­ранной деятельности, поддерживают стремление активно и самосто­ятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кор­мушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цвет­ники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во вре­мя этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Главная цель заключительного эта­па - подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ре­бенку выразить свои впечатления, пока­зать отношение к увиденному. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книжки-малышки из рисунков. Или после природоведческой экскурсии, на­пример дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Как вариант твор­ческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водое­мов или профессии и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросово­го материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. Макет улицы можно использовать в обучении правилам дорожного движения. После каждой экс­курсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе кон­кретизированной информации дети выстраивают технологические цепочки, добавляют новые природные или технологические объекты и т.д.

При проведении с младшими дошкольниками целевой прогулки, можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке ДОУ, например, рябину и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Таким образом, экскурсии и целевые прогулки помогают формировать представления дошкольников об окружающем мире.

Консультация для воспитателей

Наблюдая, дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, что способствует развитию познавательной активности, формированию любознательности.

Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке познавать объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:

природоведческие познавательные экскурсии;

экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых;

экскурсия с целью воспитания эстетических чувств ( в музей , на выставку);

ознакомительная экскурсия (целевая прогулка) по улице.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и территории ДОУ. Экскурсии вне территории ДОУ проводятся с детьми начиная со средней группы.

Чтобы работа по познавательному развитию была плодотворной экскурсии рекомендуется проводить не реже 1 раза в месяц.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении.

Успех экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и её содержании. Намечая экскурсию воспитатель ориентируется на особенностей окружающей местности (природного объекта) или технологического процесса экскурсионного объекта.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

План и маршрут согласовываются с заведующим, старшим воспитателем и медработником. Взрослые сопровождающие детей во время экскурсии должны хорошо знать и соблюдать правила безопасности (дорожного движения, на производстве).

При посещении производственного объекта необходимо получить разрешение на проведение экскурсии и обговорить ход экскурсии с ответственным представителем, определить содержание беседы рабочих с детьми.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений и объектов, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Своеобразие экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых состоит в том, что дети наблюдают трудовую деятельность человека и технологический процесс. В основной части экскурсии необходимо показать детям, что и для какой цели делают люди, какие машины используются, как относятся к труду, как заботятся о хороших результатах труда.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы актив­но используются игры-тренинги, предполагаю­щие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктив­ного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение. При организации природоведческой экскурсии воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Подготовить оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует развитию у них интереса к предстоящей экскурсии.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоох­ранной деятельности, поддерживают стремление активно и самосто­ятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кор­мушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цвет­ники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во вре­мя этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Главная цель заключительного эта­па - подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ре­бенку выразить свои впечатления, пока­зать отношение к увиденному. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книжки-малышки из рисунков. Или после природоведческой экскурсии, на­пример дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Как вариант твор­ческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водое­мов или профессии и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросово­го материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. Макет улицы можно использовать в обучении правилам дорожного движения. После каждой экс­курсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе кон­кретизированной информации дети выстраивают технологические цепочки, добавляют новые природные или технологические объекты и т.д.

При проведении с младшими дошкольниками целевой прогулки, можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке ДОУ, например, рябину и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Таким образом, экскурсии и целевые прогулки помогают формировать представления дошкольников об окружающем мире.

Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке познавать объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека. В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений об окружающем мире.

По содержанию экскурсии делятся:

  • природоведческие познавательные экскурсии;
  • экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых;
  • экскурсия с целью воспитания эстетических чувств (в музей, на выставку);
  • ознакомительная экскурсия (целевая прогулка) по улице.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и территории ДОУ. Экскурсии вне территории ДОУ проводятся с детьми начиная со средней группы.

Чтобы работа по познавательному развитию была плодотворной экскурсии рекомендуется проводить не реже 1 раза в месяц.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении.

Успех экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего в определении цели экскурсии и её содержании. Намечая экскурсию, воспитатель ориентируется на особенностей окружающей местности (природного объекта) или технологического процесса экскурсионного объекта. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. План и маршрут согласовываются с заведующим, старшим воспитателем и медработником.

Чётко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование. В набор необходимого снаряжения входит легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников. На случай, если придётся очистить место стоянки, стоит взять с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для мусора.

Обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать её содержимое и уметь им пользоваться.

Взрослые сопровождающие детей во время экскурсии должны хорошо знать и соблюдать правила безопасности (дорожного движения, на производстве).При посещении производственного объекта необходимо получить разрешение на проведение экскурсии и обговорить ход экскурсии с ответственным представителем, определить содержание беседы рабочих с детьми. Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений и объектов, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Своеобразие экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых состоит в том, что дети наблюдают трудовую деятельность человека и технологический процесс. В основной части экскурсии необходимо показать детям, что и для какой цели делают люди, какие машины используются, как относятся к труду, как заботятся о хороших результатах труда.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Главная цель заключительного этапа - подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к увиденному. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книжки-малышки из рисунков. Или после природоведческой экскурсии, например дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов или профессии и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. Макет улицы можно использовать в обучении правилам дорожного движения. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают технологические цепочки, добавляют новые природные или технологические объекты и т.д.

При проведении с младшими дошкольниками целевой прогулки, можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке ДОУ, например, рябину и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на огород, в оранжерею и т.д. Такие экскурсии дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных.

Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке детского сада, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.
Таким образом, экскурсии и целевые прогулки помогают формировать представления дошкольников об окружающем мире. Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, знакомить с достопримечательностями родной станицы.

Памятка-шаблон по подготовке и проведению экскурсии, целевой прогулки за территорию детского сада

Поставьте в известность администрацию ДОУ о запланированной экскурсии, целевой прогулке не позднее чем за три рабочих дня (заведующего, старшего воспитателя), и не забудьте указать данную организацию совместной деятельности в календарном планировании.

Непосредственно перед проведением экскурсии за 2-3 дня

1. Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.

2. Получите разрешение на проведение экскурсии в условленном месте (если это связано учреждением, предприятием, организацией т.п.)

3. Согласуйте время посещения.

4. Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.

5. Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды

6. Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.)

7. Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным)

8. Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии.

Непосредственно перед отбытием на экскурсию:

1. Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону)

2. Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию.

3. Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей.

4. Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые приёмы.

5. Прибыв на место экскурсии, ещё раз напомните детям о цели, дайте им осмотреться.

6. В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия.

7. Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь.

8. По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания (нарисовать, подготовить рассказы для воспитанников других групп, которые не попали на экскурсию, родителей) Это позволит ребёнку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения, потренировать память и способствует развитию связной речи у ваших воспитанников.

Читайте также: