Рассада для детского сада

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Место для огорода выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной сторо­ны постройками, забором или живой изгородью. Ширину грядки следует делать не больше 70см, чтобы дошкольники могли во время заботы достать рукой до ее середины. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. В средней полосе высота грядок – 15-20см, чтобы они не осыпались, края делаются пологими.

Овощи

По употребляемым в пищу частям овощные культуры делятся на лиственные (капуста, салат), плодо­вые (огурец, помидор, тыква, кабачок, горох, фасоль, кукуруза), корнеплодные (редис, репа, морковь) и луковичные (лук, че­снок).

Для выращивания на участке детского сада следует брать та­кие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения. Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис розовый, репа, свекла, огурца, салат, помидоры, капуста (кочанную, цветную, кольраби), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп..

Из перечисленных культур для младших групп нужно взять 1-2 культуры, для средней – 2-3, для старшей – 4-6. Овощные растения имеют много сортов. Необходимо брать те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям.

Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и, прежде всего, такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять семена салата, моркови, репы. На огороде средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белыми кончиками и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат. Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская), помидоры, огурцы, кабачки, сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.

Условия, необходимые для произрастания овощей

Чтобы получить хороший урожай овощей, надо создать условия, при которых они наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

Свет – одно из основных условий роста и развития овощ­ных растений. В темноте они голодают и не развиваются, при не­достатке света истощаются, теряют зеленый цвет, желтеют, очень сильно вытягиваются или изгибаются и стелются по земле, обра­зуют уродливые органы и очень снижают урожай. По светолюбивости овощные растения следуют в таком порядке: помидоры – наиболее светолюбивые, затем редис, капуста, лук, свекла, фасоль, морковь, горох.

Необходимо своевременно проводить прополку сорняков, которые не только отбирают у ово­щных растений питание, но и затеняют их. Освещение выращи­ваемых растений обеспечивается также их прореживанием.

Тепло разным овощным растениям необходимо в неодина­ковом количестве. Некоторые из них теплолюбивы, другие холодостойки. К первой группе относятся растения, проис­ходящие из южных областей: огурцы, помидоры, кабачки, тыква, фасоль. Эти растения не переносят заморозков. При температу­ре ниже +10°С их корни перестают всасывать воду с минеральны­ми веществами, а нарушение в питании приводит к остановке роста, пожелтению листьев и гибели. Во вторую группу входят растения из зон с умеренным климатом: капуста, салат, морковь, репа, петрушка, горох, лук. Эти культуры переносят заморозки до -5°С.

Воду растения употребляют в очень большом количестве. Чем крупнее у них листья, тем сильнее они испаряют и, следо­вательно, тем больше требуют влаги. Особенно много ее нужно листовым культурам: капусте в период образования кочана, салату во время нарастания листовой поверхности. У моркови, петрушки, свеклы, лука потребность во влаге повышена в период прорастания семян, поэтому их сеют ранней весной или под зиму, чтобы использовать почвенную воду. Огурцам и помидорам необходимо много почвенной влаги в период от завязывания плода до начала его созревания. Огурцы потребляют большое количество воды, помидоры в ней нуждают­ся меньше. Много влаги нужно луковичным, так как у большинства их корневая система развита слабо. Тыквы благодаря сильному развитию корневой системы извлекают нужное им количество воды даже при небольшой влаж­ности почвы. Эти растения хорошо переносят засуху.

Минеральные соли необходимы для роста всех расте­ний. Овощные, как, впрочем, и все растения, наиболее чувстви­тельны к недостатку азота, фосфора, калия и кальция. В азоте особенно нуждаются листовые овощи, в фосфоре – плодовые, в калии – корнеплодные.

Воздух необходим всем растениям. При дыхании они поглощают из него кислород. Углекислый газ воздуха также потребляется растениями (на построение органических веществ). К надземным органам воздух всегда имеет свободный доступ, к корням же он проникает лишь при условии, если почва не уплотнена и не покрыта коркой, поэтому требуется постоянное рыхление почвы.

Огородный севооборот

При размещении овощных культур на участке необходимо установить севооборот – правильное чередовании растений на определенной площади с учетом их биологи­ческих особенностей.

Выращивание какой-либо культуры на одном и том же месте в течение ряда лет приводит к одностороннему истощению почвы и поражению этого растения болезнями и вредителями; нельзя выращивать на одних и тех же грядках два года подряд растения, относящиеся к одному семейству. Надо размещать культуры так, чтобы каждая из них возвращалась на старое мес­то не ранее чем через 4 года. Так, после капусты, огурцов, кабач­ков и тыквы на занимаемом ими участке сажают помидоры, на третий год – корнеплоды и лук, на четвертый – горох, бобы, фа­соль.

Обработка и удобрение почвы

Хорошая обработка почвы не­обходима не только для сохранения в ней влаги и улучшения до­ступа воздуха к корням растений, но и для уничтожения сорня­ков и вредителей, для создания условий, способствующих лучше­му развитию растений.

Готовность почвы к обработке определяется так: в руке сжи­мают комок земли и бросают его с высоты груди; если при сжи­мании влага не просачивается и при падении комок рассыпается, почву можно считать готовой к обработке. Перекапывают почву на глубину 12-15 см. При этом отрезают лопатой тонкие пласты земли, которые при сбрасывании должны рассыпаться на мел­кие комочки. При этой работе выбирают из почвы камешки, корневища сорняков, личинки насекомых. После вскапывания учас­ток снова разрыхляют граблями, стараясь не распылять почву, – она должна быть мелковатой. Глинистые почвы перед самым посевом перекапывают второй раз. Первое вскапывание прово­дит взрослый, во второй перекопке могут участвовать дети стар­шей группы. Если в почве недостаточно питательных веществ, вносят удобрения.

Подготовка семян к посеву

Для посева надо отбирать самые крупные, полновесные семена с хорошей всхожестью.

Семена холодостойких растений (гороха, моркови, петрушки, свеклы) в течение 3-4 суток до посева мочат, ежедневно меняя воду, чтобы ускорять их прорастание. Перед посевом семена немного просушивают.

Для получения более раннего и высокого урожая семена мор­кови и свеклы яровизируют. Для этого их насыпают в тарелку, смачивают сырой водой и покрывают тряпкой. Тарелку держат несколько дней в теплом помещении, время от времени перемешивая семена. Когда они набухнут, их переносят на ледник; семена моркови держат там 10-15 дней, а свеклы – 7-10 дней (при температуре +1-+2°С).

Семена гороха, фасоли и бобов перед посевом проращивают в тарелке между слоями смоченной бумаги или ваты. Сеять та­кие семена можно только в сырую землю. Борозды, приготовленные для них, обильно поливают.

Посев

Сроки посева семян и высадка рассады различных ра­стений неодинаковы.

Сеют горох, редис, репу, морковь, петрушку в период с 20 апреля по 5 мая; свеклу, лук – с 25 апреля по 5 мая; салат – с 10 апреля по 25 ав­густа. Эти растения холодостойки, выдерживают легкие заморозки, а семена их прорастают при температуре 2-5 0 С тепла.

Семена холодостойких овощных культур (моркови, петрушки, репы, лука, гороха) можно сеять под зиму. Этот посев дает более высокий урожай. Кроме того, ранние всхо­ды этих растений – ценный объект для наблюдений и работы детей весной. Семена высевают с таким расчетом, чтобы они не проросли осенью. При посевах под зиму семена не мочат. Грядки и бороздки для них готовят осенью до замерзания почвы. Бо­роздки с высеянными семенами засыпают перегноем или торфом. Весной, как только покажутся всходы, рыхлят почву и пропалывают сорняки.

Тыква, кабачки, огурцы, фасоль при температуре ниже 10 0 С тепла перестают расти и болеют, поэтому семена их сеют с таким расчетом, чтобы всходы появились после окончания весенних заморозков (конец мая – начало июня).

Глубина заделки семян определяется их величиной, временем посева и влажностью почвы. Чем мельче се­мена, тем меньше должна быть глубина их заделки. Мелкие, но быстро прорастающие семена салата, репы, брюквы заделывают на глубину 1-1,5 см, семена редиса и редьки – на 1,5-2 см.

Проростки средних по величине семян огурцов и свеклы могут пробиться сквозь более толстый слой почвы: их заделывают на глубину 2-3 см. Крупные семена гороха, фасоли, бобов заделывают на глубину 3-5 см. Семена моркови, петрушки, лука из-за медленного прорастания при мелкой заделке не всходят, так как поверхностный слой почвы быстро подсыхает, а при глубокой – всходы не могут пробиться к поверхности почвы и тоже погибают. Поэтому семена их заделывают на глубину 0,5-1 см, а затем засыпают перегноем толщиной до 2 см.

Крупные семена (горох, фасоль) прорастают с глубины 5 см. Чем мельче семена, тем меньше должна быть и глубина их заделки. Глубина посева зависит и от почвы: в глинистую их заделывают на меньшую глубину, чем в песчаную.

Семена моркови и петрушки очень мелкие. Для более редкого равномерного высева их перемешивают с двойным количеством сухого песка. Хорошо примешивать к ним семена салата: они быстро прорастают и указывают направление рядков, чем облегчают рыхление почва и прополку.

Уход за растениями

Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними. Уход за овощными культурами состоит в рыхлении почвы, прореживании, поливке, подкормке растений и прополке сорняков.

Рыхлений почвы проводят 3-4 раза в лето, чтобы не до­пустить роста сорняков и образования корки.

Корку разбивают после каждого обильного полива и дождя. Рыхлят почву вокруг крупных растений мотыгой, вокруг мел­ких – садовой вилкой.

Прореживание корнеплодов производят дважды: первый раз – при появлении настоящих листьев, второй – через 2-3 не­дели.

Поливка бывает более или менее обильной, что зависит от неодинаковых потребностей растений в воде. Однако можно при­нять за правило: если земля, взятая с глубины 5-10 см и сжатая в кулаке, рассыпается при его разжатии, необходима полив­ка. Поливать надо реже, но обильно, чтобы вода доходила до всех корней растения. Поливают обычно вечером, воду льют по­степенно, по нескольку раз возвращаясь на одно и то же место. Лейку держат возможно ближе к поверхности земли.

Подкормку овощных растений производят органическими и минеральными (суперфосфат, селитра, калийная соль, древесная зола) удобрениями. Для минеральной подкормки употребляют специальные сме­си, которые можно приобрести в цветочных магазинах. Производят подкормку после дождя или обильного полива через бороздки глубиной 12 см, которые делают на расстоянии 6-8 см от растений. Удобрение наливают в лейки, с которых снимают ситечки, чтобы избежать его попадания на листья растений.

Прополку сорняков обычно совмещают с прореживанием выращиваемых растений. Но иногда ее приходится делать чаще, так как сорняки, появляясь на грядках, затеняют всходы рас­тений, отнимают у них питание и воду. Пропалывать растения лучше после дождя, так как из влажной почвы сорняки легче всего удалять вместе с корнем.

Борьба с вредителями

Из овощных растений чаще всего стра­дают от насекомых-вредителей крестоцветные. Всходы редиса, капусты и репы часто уничтожает земляная блоха. Для за­щиты растений от этого вредителя влажные листья их посыпают золой или дорожной пылью. Кроме того, сеять редис и репу рекомендуется ранней весной или, наоборот, в начале июня, когда меньше земляных блох, а капусту выращивать рассадой.

Листья капусты сильно повреждают гусеницы бабочки-капустницы. Для борьбы с ними листья капусты необходимо тщательно осматривать, гусениц снимать и класть в ведро, на дне которого вода и небольшое количество керосина.

Свеклу, горох и капусту часто повреждают тли. Для их уничтожения растения опрыскивают раствором мыла (25 г мыла на 1 л воды).

Всходы лука, посеянного семенами, и луковицы повреждают личинки луковой мухи; при этом листья начинают преж­девременно желтеть. Растение, пораженное вредителем, удаляют и уничтожают. Применять ядохимикаты для борьбы с вре­дителями-насекомыми на земельном участке детского сада нельзя.

Овощные культуры, рекомендуемые для выра­щивания

Для выращивания лука-репки берут севок размером 1,5-2 см. Расстояние между бороздками долж­но быть 15-20 см, а между растениями – 6-10 см. Частой по­ливки лук не требует. Признаком созревания репки и готовности ее к уборке служит полегание и засыхание листьев.

Сахарный горох имеет круглые, очень крупные семена с гладкой или морщинистой поверхностью, белые, желтые или зе­леные. Под их плотной кожурой находятся зародыши, которые состоят из двух мясистых семядолей, корешка и почечки. Из посеянного семени вырастает побег с длинным, тонким, гиб­ким стеблем и перистыми листьями, которые состоят из нескольких пар яйцевидных листочков, оканчивающихся усиком, который закручивается спиралью вокруг опоры. Корень уходит глубоко в землю, поэтому растение переносит засуху. Цветет горох белыми, лиловыми или фиолетово-красными цветками, похожими на мотыльки. Плод – боб, при созревании растрескивается по шву на две створки. Растение нетребовательно к почве и уходу. Всходы появляются в первую не­делю.

Посев могут производить дети всех групп. На растении легко прослеживается процесс развития от семени до семени

Фасоль имеет зеленый или фиолетовый стебель с шершавой поверхностью, во время роста он винтообразно обвивает опору. Первая пара листьев имеет сердцевидную форму, осталь­ные – тройчатые, опушенные, окрашенные в зеленый, желто-зе­леный и фиолетовый цвет. Стержневой корень дает длинные бо­ковые ответвления. Цветки, как и у гороха, похожи на мотыльков. Плод – боб. Семена очень крупные, различной формы (почковидной, шаровидной и яйцевидной); на их вогнутой стороне хо­рошо виден рубчик – место прикрепления к плоду; строение та­кое же, как и у семян гороха. Фасоль растет на различных почвах, но особенно хорошо удается на песчаных и супесчаных. Всходы появляются на 10-11-й день после посева.

Растение могут выращивать дети всех групп.

Редис хорошо растет на рыхлой некислой почве. Его могут выращивать дети средних и старших групп.

Тыква и кабачки. Крупноплодная тыква имеет длинные стелющиеся плети; для выращивания плодов требуется 120 дней. У кабачков короткие плети, плоды развиваются 50-60 дней.

Свёкла столовая на первом году образует утолщение темно-красного цвета. Верхняя часть утолщения свеклы стеблевого происхождения, на ней образуется листовая розетка. Растение нетребовательно к почве и уходу, убирают его до заморозков в сухую погоду.

Морковь и петрушка в первый год развивают корнеплод и прикорневую розетку листьев. У моркови корнеплод оранжевого цвета. Петрушка корневая имеет утолщенный корнеплод; листовой корень тонкий, ветви­стый; листья гладкие, рассеченные или гофрированные.

Оба растения рекомендуется сеять под зиму.

Капуста белокочанная в первый год жизни дает при­корневые листья с верхушечной почкой, из которой образуется кочан. Он состоит из короткого утолщенного стебля (кочерыги) и множества прижатых к нему больших, гладких, без опушения листьев. Они испаряют много влаги, поэтому растение требует боль­шого количества воды в почве. Капусту убирают, когда кочан станет твердым.

Капуста интересна как растение, выращиваемое из рассады, Выращивание капусты можно поручить детям старшей группы

Сеять репу могут дети только старшей группы (так как семена ее очень мелкие).

Салат имеет нежные и сочные листья; растут быстро. Растение снимают пос­ле образования 5-6 листьев. Семена очень мелкие, круглые. Посев семян можно заменить высадкой рассады с 4-5 листочками. Выращивать салат могут дети старших групп.

Помидоры (томаты) имеют стебель твердый, стоячий или тонкий стелющийся. Форма листьев меняется с ростом, появля­ется все большая рассеченность листовой пластинки. Растение покрыто волосками, выделяющими жидкость с особым запахом. Цветки желтые. Плоды мясистые, с тонкой кожицей, по форме – продол­говатые, овальные, грушевидные или круглые, с гладкой или реб­ристой поверхностью, по цвету – красные, розовые, оранже­вые, бледно-желтые. Содержат много витаминов. Убирают пло­ды по мере их созревания. При съеме резко срывать плоды не рекомендуется, лучше их аккуратно поворачивать, пока не отде­лятся от плодоножки. Семена желтовато-серого цвета, округ­лые, опушенные.

Помидор – лучший объект для выращивания рассады с де­тьми старшей группы. Может служить для на­блюдения за ростом листьев, за изменением величины и окрас­ки плодов.

Для детей выращивание растений — не менее увлекательное (а главное, полезное) занятие, чем для их мам.

Оно поможет развить мелкую моторику, наблюдательность и терпение, научит ребенка быть ответственным, анализировать, планировать и к тому же познакомит с занимательным миром ботаники.

Вопрос лишь один: как этим созидательным процессом заинтересовать ребенка?

Мультогород

Дети обожают сказки. Предложите создать свою историю, превратив горшочки с рассадой в живых персонажей.

Различных животных, как, например, свинку, гусеницу, мишку или зайчика, вполне реально сделать из обычной пластиковой бутылки. А кашпо белого цвета можно превратить в смешные садовые головы.

Пусть малыш нарисует на них мордочки, а вы подберите к ним такие растения, которые при созревании будут напоминать прическу или шапку.

Каждый раз, возвращаясь домой, ребенок будет с улыбкой осматривать своих изменившихся героев.

А имея под рукой миниатюрные садовые ножницы, лейку или пульверизатор, юный садовод может переквалифицироваться в начинающего стилиста — подрезая и формируя шевелюру каждого из растений.

Только не забудьте про поддон — он спасет подоконник и пол от мусора и воды, а ваши нервы — от напряжения, так как не придется затевать генеральную уборку каждый раз после набега ребенка в собственный мини-огород. К тому же поддоны помогут обеспечить правильную схему полива и защитят от протечек и выпавшего грунта.

Мини-лаборатория

Первый ряд пусть займут съедобные растения: укроп, шпинат, базилик, майоран. Во втором ряду попробуйте вырастить овощи: тыкву, морковку, редис. В третьем — цветы, а в четвертом — что-нибудь экзотическое: лимон, артишок. Вряд ли, конечно, у вас будет много плодов, но в том и суть эксперимента — процесс важнее.

Грядки для детей: огород и садик на подоконнике в детском саду

Сделать весьма неплохой огород на подоконнике для детей можно самому вне зависимости от времени года. Важно грамотно подобрать растения. Для круглогодичного ухода за садом на подоконнике, следует продумать то, как будут сочетаться друг с другом различные культуры. Нужно подумать и об очередности созревания, так как иногда приходится время от времени добавлять новые саженцы.

Где и как выращивать комнатные овощи и травы?

Вначале следует подумать о таре, в которую растения будут посажены. Для декоративного садика на подоконнике подойдет дизайнерская тара, а для того, чтобы осуществлять хороший сбор урожая, следует подготовить пластиковые горшки или подносы с глубоким дном. Может пригодиться одноразовая посуда. Также, следует подготовить лейки для регулярного полива грядки с овощами для детей. Посадка должна осуществляться в теплых комнатах или помещениях.

Грядки для детей: огород и садик на подоконнике в детском саду

Какую зелень можно посадить?

В таком огороде можно выращивать некоторые растения, у которых корневая система достаточно компактная. К списку данных растений можно отнести помидоры, огурцы, перец и многое другое.

Можно посадить цветы в детском саду. Причем зелень для выращивания продается в магазинах (специализированных). Нужно при покупке в данных магазинах, следовать инструкциям по посадке растений. Например, можно заняться посадкой декоративных цветущих растений или полезного кресс-салата. По вкусу данное растение походит на редьку. Через несколько недель можно заняться сбором урожая.

Петрушка и укроп также могут быть посажены на оконном огороде. Почти все виды петрушки могут быть высажены на подоконнике. Сажая укроп, лучше отдавать предпочтение среднеспелым видам, потому что скороспелый укроп быстро становится не привлекательным.

Сажают базилик. Благодаря сильному пряному аромату и оригинальному вкусу, данная трава нравится многим людям.

Лук. Он может быть посажен в банке с водой. Можно выращивать из семян. При этом лучше выбирать сорта, которые созревают быстро.

Можно посадить мяту. Мята обладает нежным ароматом. Данное растение является многолетним. Ее листья могут быть добавлены в чай, делая его ароматным и полезным.

Помимо вышеуказанных растений, могут быть посажены такие травы, как душица, кинза, тимьян и многое другое.

Грядки для детей: огород и садик на подоконнике в детском саду

Какие овощи лучше сажать?

Несмотря на то, что с подоконника собрать много урожая не получится, можно создать красивые и уютные грядки для детей в теплой комнате. Сажать можно следующие овощные культуры:

  1. Можно заняться посадкой огурцов. Данная культура любит просторные горшки, поэтому стоит учесть данный факт, и выбирать большие и свободные тары. Также, огурцы теплолюбивы, и хорошо растут на освещенных территориях. Для красивого оформления огорода, нужно подобрать высокие опоры. Время от времени нужно заниматься удалением лишних стеблей.
  2. Томаты. Данное растение является идеальным вариантом для посадки. Помидоры любят освещенные места. Можно использовать дополнительную подсветку. Культура не терпит сквозняков и холодную воду (при поливе).
  3. Многие сажают перец. При этом, если речь идет о посадке растений в детском саду, лучше избегать высадки горького перца. Сладкие сорта хорошо приживаются на подоконнике.

Какие цветы посадить в детском саду

Сажая растения на подоконнике, важно соблюдать следующие меры предосторожности:

  1. Выбирать стоит надежные комнаты и места, чтобы дети не могли получить травму.
  2. Грядка должна полностью войти в зону подоконника.
  3. Добавлять удобрения в грядку не стоит.

Также, важно продумать и освещение в комнате. Можно установить специальные дополнительные лампы для создания лучшей освещенности. Следует поддерживать комфортный температурный режим. Например, температура в 20-25 градусов – допустима для растений. Главное, чтобы она была не ниже 16-17 градусов.

Сажать растения на подоконнике в детском саду – весьма интересная, и крайне необычная идея. С помощью данного занятия, можно приучать детей к работе в саду и огороде. А потом они с удовольствием будут сажать растения для детского сада на улице. Также, можно объяснять и рассказывать об особенностях каждых культур. Важно соблюдать меры предосторожности и безопасности при организации сада на окне. Также, не стоит забывать о поливе растений и уходе за ними. Тогда, данное мероприятие понравится как детям, так и их родителям.


Итак, мы уже посеяли семена на рассаду, соблюдая все правила, она дала всходы, мы ее регулярно поливаем, холим и лелеем. Для того чтобы вырастить крепкую и мощную рассаду, ей нужны удобрения. Всем известно, что даже грамотно подобранный по своему составу грунт (для рассады он готовится отдельно) не сможет полностью обеспечить ее питательными веществами в течение всего периода роста.

Подкормка

При выборе удобрений для рассады (выбор огромный и это тема для отдельной статьи), нужно обратить внимание на то, чтобы удобрение предназначалось именно для рассады. Другими словами смотрим на концентрацию вещества. Подкормка для взрослого растения и для рассады – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Отличаться может на порядок. Самое первое удобрение растению можно дать, после укоренения. В идеале – после пикировки. Несмотря на отличия в удобрениях (органические, минеральные или комплексные) интервал между подкормками – минимум неделя.

Для правильного развития рассады нужно чередовать минеральные и органические подкормки.

Лучше всего делать их утром. В пасмурную (облачную) погоду. Раствор с удобрениями всегда вносим под корень. Главное не попасть на нежные листики и стебельки молодого растения. Ожоги – нередкое явление при такой процедуре.

Пикировка.

Следующий важный процесс в жизни юной рассады – пикировка. Есть культуры, которым такая процедура жизненно необходима, например томаты. А другие, напротив, прекрасно обходятся без этого стресса и даже могут не выжить от таких манипуляций (перец и практически все бахчевые).

Рассада томатов, которую пора пикировать

Суть процесса – рассаживание. Но не просто каждое растение в отдельную жилплощадь, а главное – усилить и даже ускорить образование корневой системы, получить дополнительные корешки.

Сам процесс выглядит так:

  • корешки очищаются от рассадного грунта или субстрата, основной корень подрезают (удаляют до трети длины);
  • рост растения на какой-то период останавливается, происходит адаптация, а потом начинается бурный рост корневой системы.

Пикировку рассады в отдельные емкости лучше всего делать на стадии двух настоящих листочков. Чем взрослее растение – тем хуже переносит эту процедуру. На этом этапе проводится естественный отбор. Все, что выросло слабым, бледным, кривым – за борт. Остаются богатыри.

Для лучшего укоренения рассаду поливать не нужно. Корешки должны вытянутся и разрастись.

Рассада томатов особенно склонна к вытягиванию

Как не допустить вытягивания рассады.

Если растение вытянется (недостаток света, ранний посев, даже переизбыток влаги и удобрения) – оно станет слабым и хрупким. Даже если потом оно не погибнет, хорошего урожая от него можно и не дождаться. Также причиной вытягивания может быть и неправильный температурный режим.

Если все делать правильно, тяжких последствий не будет. Но если уж такое произошло, ситуацию надо исправлять.

Таблица средних параметров крепкой рассады, толщина стебля в мм.

Что можно сделать:

  • недостаток освещения. Нужно увеличить время на досвечивание, учитывая тот факт, что каждой культуре нужна своя продолжительность светового дня;
  • высокая температура (больше+23 °С). Растение наращивает надземную часть в ущерб развитию корневой системы, при понижении температуры замедляется рост рассады.
  • регулируем полив и подкормки в сторону уменьшения. Избыток влаги, помимо вытягивания, может привести к загниванию корней и появлению плесени. В сочетании с высокой температурой избыток влаги не дает рассаде стимула наращивать корни. Они не ищут влагу, а ее избыток и избыток питания растение направляет на рост надземной части.

Вытянутую рассаду томатов можно пересаживает в стаканчики не дожидаясь настоящих листиков, при этом ее нужно заглубить в грунт до семядольных листочков.

Для остановки вытягивания можно использовать специальные препараты регуляторы роста, если у рассады уже более четырех настоящих листочков. Их действие направлено на стимуляцию роста корней и задержание роста надземной части. Но это уже в крайнем случае.

Есть еще один способ. Удаляем нижние семядольные листочки. Это вызовет стресс у растения и оно начнет наращивать корневую систему. Но в любом случае нужно откорректировать освещение и температуру, сократить полив и на какое-то время отказаться от подкормок. А рассаду томатов можно подсыпать грунтом до семядольных листочков, ей это пойдет только на пользу.

Закаливание рассады.

На финише выращивания рассады делаем ее закаливание. Процедура нужна перед высаживанием на грядки. За неделю-полторы до высадки в грунт каждый день открываем в комнате с рассадой форточки начиная с двух часов и доводя до восьми. Дня за три до посадки выносим рассаду на улицу. Происходит адаптация молодого растения к перепаду дневных и ночных температур.

Таблица оптимального возраста рассады для пересадки в грунт

Не забудьте, что у разных культур время закаливания разное. Есть теплолюбивые, а есть холодостойкие растения. Тут нужен индивидуальный подход.

Читайте также: