Первая весной распускается береза и теперь она первая пожелтела
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 19.09.2024
Оценить 900 0
УРОК в системно-деятельностном подходе по теме:
Правописание слов с приставками, оканчивающимися на .. з- …с-
Задание 1.Прочитайте слова, данные ниже. Подчеркните те слова, значение которых вы не знаете или затрудняетесь в их написании.
приставка С-
З-часть корня
Зги (ни зги не видно)
1) Орфоэпическая. Правильно произнесите слова. Подчеркните те слова, которые вы обычно произносите по-другому. Постарайтесь запомнить правильный вариант произношения.
Низве́ргнуть с пьедеста́ла, уничтожение чересполо́сицы, чере[щ]чур тихо, ро́злив сока, ро́ссыпь камней , ро́ссказни одноклассника, новые ро́звальни.
2) Словообразовательная.а) Соберите словообразовательную цепочку, расположив слова в необходимой последовательности. В каждом слове цепочки обозначьте графически ту морфему, с помощью которой было образовано данное слово от предыдущего. Попробуйте определить, какой компонент значения появляется в слове вместе с новой морфемой.
Бесшумный, шум, шумный.
б) постройте словообразовательную цепочку к данному слову.
безоблачный ← ____________________ ← _____________________
Болезнь → ____________________________ → _______________________________
РАБОТА С ПРАВИЛОМ
Задание 2. Работа в группах. Рассмотрите представленный ниже список слов. Определите, при каком условии приставка оканчивается на -з-, а при каком на – -с-. Вывод запишите.
Безграничное доверие
Возглавить группу
Безветренная погода
Измерить площадь
Чрезмерная забота
Безоблачный день
Безопасный маршрут
Испечь пирог
Бесстрашный друг
Вспомнить правило
Бесполезная игра
Расписание уроков
ПРАВИЛО(мой вариант). _ ________________________________________________
Проиллюстрируйте правило примерами из списка слов в начале занятия.
Буква зв приставках пишется перед звонкими и сонорными согласными и гласными.
Воз (вз-)
Чрез (через-)
Буквас в приставках пишется перед глухими согласными.
Вос (вс-)
Чрес ( черес-)
Образуйте от выделенных слов прилагательные с приставками на – з(-с). С двумя словосочетаниями составьте предложения. Проверьте себя по списку слов, данному в начале занятия. ( упр.67)
Небо без облаков
Погода без ветра
Гласная без ударения
Детство без забот
Жидкость без цвета
Походка без шума
Человек без страха
Разговор без цели
Старания без пользы
Есть ли приставки в словах здание, здоровье, здесь, не видно ни зги *?
Восстановите выражения по данным толкованиям.
1._______________________________так темно, что ничего нельзя разглядеть.
2._______________________________без всякого повода, причины, ни с того ни с сего.
3._______________________________приветствие при встрече и прощании (устар.).
4. ______________________________ доброе пожелание при угощении.
5. _____________________________. всюду, в разных местах.
Слова для справок: желаю здравствовать, ни зги не видно, на (доброе) здоровье, здесь и там, за здоро́во живешь.
*Зга – 1. Темь, потемки, темнота. На дворе зга згою. 2. Кроха, капля, искра, малость чего. Ни зги хлеба нет. ( Словарь В.И. Даля)
Домашнее задание.
Составьте предложение с выражением не видно ни зги.
Найдите в толковом словаре значения слов: чересполосица, безучастный, низвергнуть, россказни, розвальни, подпись, роспись.
УПРАЖНЕНИЯ В СЛОВЕСНОСТИ
Восстановите слова или выражения по данным ниже толкованиям (см. слова для справок)
Кто - либо не может остановиться, сосредоточиться на чем - либо одном - _____________________________________________________________
Внимательно, с полным доверием к рассказывающему, слушать что-либо _____________________________________________________________
Изнурять тяжёлой работой - _____________________________________
Работать, не прилагая должного энтузиазма, усилий, рвения - _____________________________________________________________
Откровенный человек, не умеющий ничего скрывать -_____________________________________________________________
Слова для справок: душа нараспашку, работать спустя рукава, глаза разбежались, сгонять семь потов, развесить уши.
Восстановите предложения, использую подходящие по смыслу слова с приставкой на …з- или …с-. (см. слова для справок)
Стали у меня исчезать вещи. То носок пропадет, то перчатки. Мама говорила, что я растяпа и всюду ……. свои вещи. Но пропадали и те вещи, которые я клал на место. Однажды исчезли мои тапочки и кроссовки. Я …… и долго искал их. Оказалось, что их наш щенок по разным укромным уголкам ….
Для справок: разбрасывать, беспокоиться, растаскивать.
Самостоятельная работа. Образуйте от данных слов новые с приставками без- или бес-. Объясните свой выбор. Приставки выделите. Какое значение привносит приставкабез- в слово? Составьте словосочетания с образованными словами.
Образец: платный – бесплатный проезд
Срочный, ударный, личный, ветреный, водный, болезненный, грамотный, контрольный, опасность, участие, примерный.
Образуйте от данных глаголов глаголы совершенного вида с приставкой с-.
Мастерить поделку, точить карандаш, бегать по полю, писать эссе, косить траву, шить платье, чистить туфли, молоть зерно, вязать шарф.
Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо от произношения.
Спишите словосочетания, обозначьте приставку. Сделайте вывод, когда в приставках раз – ( рас-) , роз ( рос-) пишется а, а когда о.
Распи́ска в получении
Развали́ться на диване
Ро́спись по дереву
Усесться в ро́звальни
ПРАВИЛО(мой вариант). _____________________________________________________________________________
Составьте три предложения, используя сочетания слов: время истекло, роспись по дереву, слушать россказни и запишите их в тетрадь.
Самоконтроль
Отличать слова с приставками на …з- и …с- и с приставкой с- от слов, в которых корень начинается с з- или с-?
Запишите номера слов, где есть:
Приставки на …з-/…с-______________________________
Приставкас- ________________________________________
Корень, начинающийся с буквы з _____________________
Корень, начинающийся с буквы с ______________________
Слишком расшалиться; 2) раззадорить собаку; 3) расплатиться за проезд; 4) рассчитать покупателя; 5) расшуметься на уроке; 6) рассказ В.П. Астафьева; 7) важно расхаживать; 8) разжалобить маму; 9) разбросать игрушки; 10) внести разлад; 11) не видно ни зги; 12) чересчур быстро; 13) сделать поделку; 14) удачный розыгрыш; 15) крепкое здоровье; 16) высокое здание; 17) спуститься вниз; 18) сказать что-то важное, 19) списать текст, 20) здравия желаю, 21) сдать тетрадь.
Могу: _______________
__________________________________________
Не могу: ____________
_________________________________________
Сомневаюсь: ________
_____________________
_____________________
Как пишутся приставки, заканчивающиеся на …з- …с-.
Когда пишется приставка с-?
От чего зависит написание гласных в приставках раз –(рас-) , роз (рос-)?
Перед ______________ согласными, ______________и __________в приставках на …з- и …с- пишется буква _______
Перед _____________ согласными в приставках на …з- и …с- пишется буква________
Приставка _______ не изменяется.
Знаю: _______________
_____________________
____________________
Не знаю: ____________
_________________________________________
Сомневаюсь: ________
_____________________
_____________________
Выбирать и записывать нужную букву в приставке?
Вставьте пропущенные буквы.
Бе_донный колодец; бе_численное войско; удачная _делка; _доровый ребенок; во_главить государство; приехать и_далека; бе_корыстный поступок; чре_мерная опека; желаю _дравствовать; _пуститься в метро; в_глянуть со стороны; бе_заботное время; получить _дачу; сильно и_пугаться; и_пытать восхищение; чере_чур громко.
Умею: _______________
__________________________________________
Не умею: ____________
_________________________________________
Сомневаюсь: ________
_____________________
_____________________
мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми чтобы не знать горя впереди надо возмещать всякую копейку без расписки взятую у природы
вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле защищайте зелёного друга
ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА
Задание 1. Текст испорчен. Посмотрите, в каких местах требуется изменить приставки. Выпишите исправленные вами слова в тетрадь.
Лисица увалилась в колодец и сидела там, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к колодцу, заметил лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лисица обрадовалась, начала похваливать воду - уж так-то она хороша! - и звать козла вниз. Подпрыгнул козел, напился воды и стал с лисицей подумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала: "Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я разбегу по твоей спине и тебя вытащу". И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица разбежала по спине, оперлась на рога и очутилась возле с колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить, а лисица сказала: "Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти!"
Задание 2. Восстановите правило.
Если после приставки на …з-/…с- стоит _________________________ согласный, то в приставке пишется буква ______ .
Например: издалека, разбросать.
Если после приставки на …з-/…с- стоит _________________________ согласный, то в приставке пишется буква ______ .
Например: бессонный, восстать.
В словах _______________, _______________, ________________, ______________ буква з является частью корня.
Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте, определите тип текста.
Выпишите слова с приставками на …з-/…с- и с приставкой с-. Обозначьте орфограммы.
С самого рассвета идет мелкий дождь. Это не летний, грозовой дождь, который шумит и низвергается, подобно водопаду. Он льет беспрестанно, тихими, тонкими струйками. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав.
Первая весной распускается береза, и теперь она первая пожелтела. А осина раскрасилась красными, багровыми, золотыми листьями. Но порывистый осенний ветер сбрасывает и это последнее убранство; крутя в воздухе легкие, иссохшие листья, он расстилает их по мокрой земле. Цветы исчезли: как будто мертвая рука осени сжала и измяла их. Измокшие заборы смотрят уныло из-под бесконечной сетки дождя.
Ответы на самоконтроль
Приставки на …з-/…с-: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 14.
Приставкас-: 12, 19, 21.
Корень, начинающийся с буквы з : 11, 15, 16, 20.
Корень, начинающийся с буквы с: 17, 18.
Бездонный колодец; бесчисленное войско; удачная сделка; здоровый ребенок; возглавить государство; приехать издалека; бескорыстный поступок; чрезмерная опека; желаю здравствовать; спуститься в метро; взглянуть со стороны; беззаботное время; получить сдачу; сильно испугаться; испытать восхищение; чересчур громко.
Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.
Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга!
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид
Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
- |
О инструменте
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
С самого рассвета (с чего? → р.п.) идёт мелкий дождь (что? →и.п.). Это не летний, грозовой дождь (что? → и.п.), который шумит и низвергается, подобно водопаду (чему? →д.п.). Он льёт беспрестанно, тихими, тонкими струйками (чем? → т.п.). Ветер (что? → и.п.) дует без устали, далеко разнося созревшие семена (что? → в.п.) деревьев (чего? →р.п.) и трав (чего? →р.п.). Первая весной распускается берёза (что? → и.п.), и теперь она первая пожелтела. А осина (что? → и.п.) расцветилась красными, багровыми, золотыми листьями (чем? →т.п.). Но порывистый осенний ветер (что? → и.п.) сбрасывает и это последнее убранство (что? → в.п.); крутя в воздухе (в чём? → п.п.) лёгкие, иссохшие листья (что? → в.п.), он расстилает их по мокрой земле (по чему? → д.п.). Цветы (что? → и.п.) исчезли: как будто мертвая рука (что? →и.п.) осени (чего? → р.п.) сжала и измяла их. Измокшие заборы (что? → и.п.) смотрят уныло из-под бесконечной сетки (чего? → р.п.) дождя (чего? → р.п.).
4: 20- twenty past four,7: 45- a quarter to eight, 11: 10 ten past eleven, 6: 05-five past six, 12: 00- 12 o 'clock,2: 30-half past two, 7: 15-a quarter past seven, 7: 20-twenty past seven, 6: 30-half past six, 5: 15- a quarter past five, 6: 45- a quarter to seven.
Вот так же певодится
Составное глагольное сказуемое:
1. Приятно было познакомиться.
2. Он был доволно мягкого и доброго характера.
3. Вчера я хотел посмотреть интересный фильм.
4. В одиночестве способен жить не всякий.
5. Он рад был отдохнуть.
6. Она хочет стать врачом.
7. Мы хотели написать сочинение.
У каждой страны есть своя национальная игрушка..В Россиии это " Матрешка".Это толстая бабенька ,красиво разукрашенная.Но внутри ее сюрприз.В ней еще одна матрешка,а той еще одна и так пока не появится последняя матрешка-самая маленькая.Матрешки часто разукрашивают не только как бабу ,но и как каких то политических деятелей.Она сделана из дерева,у неее красивые росписные глазки,платочек на голове, и платьице.В последнее время стали популлярны портретные матрешки,на таких деревянных игрушках изображен чей то портрет.Американская "Барби" проигрывает нашей Матрешке.
В детстве у меня была матрешка.Я очень любил с ней играть
Читайте также: