Первая весной распускается береза и теперь она первая пожелтела

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Оценить 900 0

УРОК в системно-деятельностном подходе по теме:

Правописание слов с приставками, оканчивающимися на .. з- …с-

Задание 1.Прочитайте слова, данные ниже. Подчеркните те слова, значение которых вы не знаете или затрудняетесь в их написании.

приставка С-

З-часть корня

Зги (ни зги не видно)

1) Орфоэпическая. Правильно произнесите слова. Подчеркните те слова, которые вы обычно произносите по-другому. Постарайтесь запомнить правильный вариант произношения.

Низве́ргнуть с пьедеста́ла, уничтожение чересполо́сицы, чере[щ]чур тихо, ро́злив сока, ро́ссыпь камней , ро́ссказни одноклассника, новые ро́звальни.

2) Словообразовательная.а) Соберите словообразовательную цепочку, расположив слова в необходимой последовательности. В каждом слове цепочки обозначьте графически ту морфему, с помощью которой было образовано данное слово от предыдущего. Попробуйте определить, какой компонент значения появляется в слове вместе с новой морфемой.

Бесшумный, шум, шумный.

б) постройте словообразовательную цепочку к данному слову.

безоблачный ← ____________________ ← _____________________

Болезнь → ____________________________ → _______________________________

РАБОТА С ПРАВИЛОМ

Задание 2. Работа в группах. Рассмотрите представленный ниже список слов. Определите, при каком условии приставка оканчивается на -з-, а при каком на – -с-. Вывод запишите.

Безграничное доверие

Возглавить группу

Безветренная погода

Измерить площадь

Чрезмерная забота

Безоблачный день

Безопасный маршрут

Испечь пирог

Бесстрашный друг

Вспомнить правило

Бесполезная игра

Расписание уроков

ПРАВИЛО(мой вариант). _ ________________________________________________

Проиллюстрируйте правило примерами из списка слов в начале занятия.

Буква зв приставках пишется перед звонкими и сонорными согласными и гласными.

Воз (вз-)

Чрез (через-)

Буквас в приставках пишется перед глухими согласными.

Вос (вс-)

Чрес ( черес-)

Образуйте от выделенных слов прилагательные с приставками на – з(-с). С двумя словосочетаниями составьте предложения. Проверьте себя по списку слов, данному в начале занятия. ( упр.67)

Небо без облаков

Погода без ветра

Гласная без ударения

Детство без забот

Жидкость без цвета

Походка без шума

Человек без страха

Разговор без цели

Старания без пользы

Есть ли приставки в словах здание, здоровье, здесь, не видно ни зги *?

Восстановите выражения по данным толкованиям.

1._______________________________так темно, что ничего нельзя разглядеть.

2._______________________________без всякого повода, причины, ни с того ни с сего.

3._______________________________приветствие при встрече и прощании (устар.).

4. ______________________________ доброе пожелание при угощении.

5. _____________________________. всюду, в разных местах.

Слова для справок: желаю здравствовать, ни зги не видно, на (доброе) здоровье, здесь и там, за здоро́во живешь.

*Зга – 1. Темь, потемки, темнота. На дворе зга згою. 2. Кроха, капля, искра, малость чего. Ни зги хлеба нет. ( Словарь В.И. Даля)

Домашнее задание.

Составьте предложение с выражением не видно ни зги.

Найдите в толковом словаре значения слов: чересполосица, безучастный, низвергнуть, россказни, розвальни, подпись, роспись.

УПРАЖНЕНИЯ В СЛОВЕСНОСТИ

Восстановите слова или выражения по данным ниже толкованиям (см. слова для справок)

Кто - либо не может остановиться, сосредоточиться на чем - либо одном - _____________________________________________________________

Внимательно, с полным доверием к рассказывающему, слушать что-либо _____________________________________________________________

Изнурять тяжёлой работой - _____________________________________

Работать, не прилагая должного энтузиазма, усилий, рвения - _____________________________________________________________

Откровенный человек, не умеющий ничего скрывать -_____________________________________________________________

Слова для справок: душа нараспашку, работать спустя рукава, глаза разбежались, сгонять семь потов, развесить уши.

Восстановите предложения, использую подходящие по смыслу слова с приставкой на …з- или …с-. (см. слова для справок)

Стали у меня исчезать вещи. То носок пропадет, то перчатки. Мама говорила, что я растяпа и всюду ……. свои вещи. Но пропадали и те вещи, которые я клал на место. Однажды исчезли мои тапочки и кроссовки. Я …… и долго искал их. Оказалось, что их наш щенок по разным укромным уголкам ….

Для справок: разбрасывать, беспокоиться, растаскивать.

Самостоятельная работа. Образуйте от данных слов новые с приставками без- или бес-. Объясните свой выбор. Приставки выделите. Какое значение привносит приставкабез- в слово? Составьте словосочетания с образованными словами.

Образец: платный – бесплатный проезд

Срочный, ударный, личный, ветреный, водный, болезненный, грамотный, контрольный, опасность, участие, примерный.

Образуйте от данных глаголов глаголы совершенного вида с приставкой с-.

Мастерить поделку, точить карандаш, бегать по полю, писать эссе, косить траву, шить платье, чистить туфли, молоть зерно, вязать шарф.

Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо от произношения.

Спишите словосочетания, обозначьте приставку. Сделайте вывод, когда в приставках раз – ( рас-) , роз ( рос-) пишется а, а когда о.

Распи́ска в получении

Развали́ться на диване

Ро́спись по дереву

Усесться в ро́звальни

ПРАВИЛО(мой вариант). _____________________________________________________________________________

Составьте три предложения, используя сочетания слов: время истекло, роспись по дереву, слушать россказни и запишите их в тетрадь.

Самоконтроль

Отличать слова с приставками на …з- и …с- и с приставкой с- от слов, в которых корень начинается с з- или с-?

Запишите номера слов, где есть:

Приставки на …з-/…с-______________________________

Приставкас- ________________________________________

Корень, начинающийся с буквы з _____________________

Корень, начинающийся с буквы с ______________________

Слишком расшалиться; 2) раззадорить собаку; 3) расплатиться за проезд; 4) рассчитать покупателя; 5) расшуметься на уроке; 6) рассказ В.П. Астафьева; 7) важно расхаживать; 8) разжалобить маму; 9) разбросать игрушки; 10) внести разлад; 11) не видно ни зги; 12) чересчур быстро; 13) сделать поделку; 14) удачный розыгрыш; 15) крепкое здоровье; 16) высокое здание; 17) спуститься вниз; 18) сказать что-то важное, 19) списать текст, 20) здравия желаю, 21) сдать тетрадь.

Могу: _______________

__________________________________________

Не могу: ____________

_________________________________________

Сомневаюсь: ________

_____________________

_____________________

Как пишутся приставки, заканчивающиеся на …з- …с-.

Когда пишется приставка с-?

От чего зависит написание гласных в приставках раз –(рас-) , роз (рос-)?

Перед ______________ согласными, ______________и __________в приставках на …з- и …с- пишется буква _______

Перед _____________ согласными в приставках на …з- и …с- пишется буква________

Приставка _______ не изменяется.

Знаю: _______________

_____________________

____________________

Не знаю: ____________

_________________________________________

Сомневаюсь: ________

_____________________

_____________________

Выбирать и записывать нужную букву в приставке?

Вставьте пропущенные буквы.

Бе_донный колодец; бе_численное войско; удачная _делка; _доровый ребенок; во_главить государство; приехать и_далека; бе_корыстный поступок; чре_мерная опека; желаю _дравствовать; _пуститься в метро; в_глянуть со стороны; бе_заботное время; получить _дачу; сильно и_пугаться; и_пытать восхищение; чере_чур громко.

Умею: _______________

__________________________________________

Не умею: ____________

_________________________________________

Сомневаюсь: ________

_____________________

_____________________

мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми чтобы не знать горя впереди надо возмещать всякую копейку без расписки взятую у природы

вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле защищайте зелёного друга

ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

Задание 1. Текст испорчен. Посмотрите, в каких местах требуется изменить приставки. Выпишите исправленные вами слова в тетрадь.

Лисица увалилась в колодец и сидела там, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к колодцу, заметил лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лисица обрадовалась, начала похваливать воду - уж так-то она хороша! - и звать козла вниз. Подпрыгнул козел, напился воды и стал с лисицей подумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала: "Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я разбегу по твоей спине и тебя вытащу". И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица разбежала по спине, оперлась на рога и очутилась возле с колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить, а лисица сказала: "Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти!"

Задание 2. Восстановите правило.

Если после приставки на …з-/…с- стоит _________________________ согласный, то в приставке пишется буква ______ .

Например: издалека, разбросать.

Если после приставки на …з-/…с- стоит _________________________ согласный, то в приставке пишется буква ______ .

Например: бессонный, восстать.

В словах _______________, _______________, ________________, ______________ буква з является частью корня.

Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте, определите тип текста.

Выпишите слова с приставками на …з-/…с- и с приставкой с-. Обозначьте орфограммы.

С самого рассвета идет мелкий дождь. Это не летний, грозовой дождь, который шумит и низвергается, подобно водопаду. Он льет беспрестанно, тихими, тонкими струйками. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав.

Первая весной распускается береза, и теперь она первая пожелтела. А осина раскрасилась красными, багровыми, золотыми листьями. Но порывистый осенний ветер сбрасывает и это последнее убранство; крутя в воздухе легкие, иссохшие листья, он расстилает их по мокрой земле. Цветы исчезли: как будто мертвая рука осени сжала и измяла их. Измокшие заборы смотрят уныло из-под бесконечной сетки дождя.

Ответы на самоконтроль

Приставки на …з-/…с-: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 14.

Приставкас-: 12, 19, 21.

Корень, начинающийся с буквы з : 11, 15, 16, 20.

Корень, начинающийся с буквы с: 17, 18.

Бездонный колодец; бесчисленное войско; удачная сделка; здоровый ребенок; возглавить государство; приехать издалека; бескорыстный поступок; чрезмерная опека; желаю здравствовать; спуститься в метро; взглянуть со стороны; беззаботное время; получить сдачу; сильно испугаться; испытать восхищение; чересчур громко.

Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.

Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга!

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Ответ

С самого рассвета (с чего? → р.п.) идёт мелкий дождь (что? →и.п.). Это не летний, грозовой дождь (что? → и.п.), который шумит и низвергается, подобно водопаду (чему? →д.п.). Он льёт беспрестанно, тихими, тонкими струйками (чем? → т.п.). Ветер (что? → и.п.) дует без устали, далеко разнося созревшие семена (что? → в.п.) деревьев (чего? →р.п.) и трав (чего? →р.п.). Первая весной распускается берёза (что? → и.п.), и теперь она первая пожелтела. А осина (что? → и.п.) расцветилась красными, багровыми, золотыми листьями (чем? →т.п.). Но порывистый осенний ветер (что? → и.п.) сбрасывает и это последнее убранство (что? → в.п.); крутя в воздухе (в чём? → п.п.) лёгкие, иссохшие листья (что? → в.п.), он расстилает их по мокрой земле (по чему? → д.п.). Цветы (что? → и.п.) исчезли: как будто мертвая рука (что? →и.п.) осени (чего? → р.п.) сжала и измяла их. Измокшие заборы (что? → и.п.) смотрят уныло из-под бесконечной сетки (чего? → р.п.) дождя (чего? → р.п.).

Ответ


4: 20- twenty past four,7: 45- a quarter to eight, 11: 10 ten past eleven, 6: 05-five past six, 12: 00- 12 o 'clock,2: 30-half past two, 7: 15-a quarter past seven, 7: 20-twenty past seven, 6: 30-half past six, 5: 15- a quarter past five, 6: 45- a quarter to seven.

Ответ


Вот так же певодится

Ответ


Составное глагольное сказуемое:
1. Приятно было познакомиться.
2. Он был доволно мягкого и доброго характера.
3. Вчера я хотел посмотреть интересный фильм.
4. В одиночестве способен жить не всякий.
5. Он рад был отдохнуть.
6. Она хочет стать врачом.
7. Мы хотели написать сочинение.

Ответ


У каждой страны есть своя национальная игрушка..В Россиии это " Матрешка".Это толстая бабенька ,красиво разукрашенная.Но внутри ее сюрприз.В ней еще одна матрешка,а той еще одна и так пока не появится последняя матрешка-самая маленькая.Матрешки часто разукрашивают не только как бабу ,но и как каких то политических деятелей.Она сделана из дерева,у неее красивые росписные глазки,платочек на голове, и платьице.В последнее время стали популлярны портретные матрешки,на таких деревянных игрушках изображен чей то портрет.Американская "Барби" проигрывает нашей Матрешке.
В детстве у меня была матрешка.Я очень любил с ней играть

Читайте также: