Отличие крестово купольного храма от базилики

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

1. Как храм устроен внутри

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи


Успенский собор Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

3. Как устроен иконостас

4. Что находится за иконостасом


Престол Иллюстрация Галины Кребс

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей. , на котором стоят священные предметы для богослу­жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи


Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

6. Как возникла крестово-купольная система


Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском Иллюстрация Галины Кребс

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Античная культура — это культура государств, сформировавшихся с 3 тысячелетия до н. э. по 5 век нашей эры на территории Средиземноморского региона. Античная культура охватывает периоды архаической Греции, классической Греции, эллинизма и Римской республики. Обычно античную культуру делят на два этапа: культура Древней Греции и культура Древнего Рима.

Каков был вклад древних греков и римлян в сокровищницу мировой культуры?

Культура Древней Греции и Рима стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Древние греки и римляне сформировали общекультурные ценности во всех областях как духовной, так и материальной деятельности, а также создали образцы для подражания на тысячелетия вперед. Несмотря на жесткое, а подчас и жестокое противодействие христианства, до нас дошли не только культурные произведения и ценности поздней Античности христианского периода, но и часть ценностей ранней Античности эпохи язычества.

Обобщение информации параграфа

1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов?

В византийских школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Также ученики изучали церковные книги, труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей. Такой набор предметов был продиктован практическими целями и задачами сохранения и развития культурного наследия Античного мира. Практические цели подразумевали умение эффективно работать на государственной службе.

2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно?

Наибольшее развитие в Византии получили такие науки как математика, медицина, химия, география и история.

3. Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера – изнутри?

С принятием христианства изменились и традиции богослужения. Если в Древней Греции обряды проводились снаружи храма, то христиане для богослужения собирались внутри храма. Именно поэтому византийские мастера старались украсить христианские храмы в большей степени именно изнутри. Хотя и снаружи такие храмы тоже выглядят красиво.

4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа. Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа.

Для возведения храма Юстиниан не жалел средств. В Константинополь по распоряжению императора свозились архитектурные элементы древних построек, которые были использованы в новом храме. Так, из храма Солнца в Риме были взяты восемь порфировых колонн, а из храма Артемиды в Эфесе – восемь колонн из зеленого малахита. Для придания храму небывалой роскоши широко использовались золото, серебро, слоновая кость. Строительство собора обошлось в три годовых дохода Византийской империи.

По своей конструкции храм Святой Софии представляет собой практически квадратное трехнефное сооружение (75 на 68 метров). Два боковых нефа – узкие, а средний неф – широкий. Середина широкого нефа ограничена четырьмя огромными столбами, подпирающими гигантские арки, и покрыта довольно плоским куполом. Купол с диаметром 31 метр находится на высоте 51 метра и состоит из сорока арок с окнами. Благодаря такому решению создается ощущение сплошного светового пояса, кажется, что купол парит в воздухе. Эта купольная система стала шедевром архитектурной мысли того времени. Большой неф отделен от узких боковых большими арками с порфировыми и малахитовыми колоннами.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. Пол был покрыт мозаиками, стены храма представляли собой сплошной ряд из шикарнейших фресок и сюжетных мозаик. Что самое интересное, на стенах, колоннах, балюстрадах, парапетах и подоконниках найдены более 70 славянских надписей, включавших указание на происхождение писавшего. Так называемые славянские надписи-граффити в храме были не единственными, на мраморных парапетах собора встречаются надписи скандинавскими рунами. Вероятно, они были нацарапаны воинами из скандинавской гвардии императора.

Мозаика — декоративно-прикладное произведение, созданное посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности кусочков разноцветных камней, драгоценных металлов, матового стекла, керамических плиток и других материалов.

Фреска – живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую защитную пленку, делающую фреску долговечной.

И мозаики, и фрески, и иконы, и скульптуры широко использовались в византийских христианских храмах. Их создавали как для украшения, создания определенной эмоции, так и для просвещения – недаром мозаики, фрески, иконы и скульптуры называли Библией для неграмотных.

6. В чем состояла важность контактов других стран и народов с Византией?

Византия была богатым и просвещенным государством. Контакты с ней позволяли перенять знания и технологии для менее развитых народов. Именно благодаря контактам с Византией, например, на Руси появилась письменность и христианство. Русская архитектура и живопись долгое время ориентировались на византийские каноны и традиции. Страны Западной Европы не имели настолько сильной культурной зависимости от Византии как Древняя Русь, но и они считали возможным приглашать к себе врачей, архитекторов, математиков, философов из Византии.

1. Сделайте вывод: почему образование и наука в Византии в VI-XI веках были развиты лучше, чем в Западной Европе?

Образование и наука в Византии в VI-XI веках были действительно развиты лучше, чем в странах Западной Европы. В Византии, в отличие от Западной Европы, практиковались наряду с церковными школами еще и светские – государственные и даже частные. Это позволяло существенно расширить количество образованных людей не только в религиозных учреждениях и на государственных постах, но и среди торговцев, военных, строителей и т.д. Знания, которые получали в византийских школах, носили больше прикладной характер и использовались в реальной жизни. Школы же в Западной Европе были лишь для церковных служителей, чиновников и аристократов. Образование в средневековой Западной Европе было уделом избранных.

Строительством храма Святой Софии Юстиниан стремился превзойти библейского царя Соломона, который возвел одну из главных библейских святынь – храм Соломона. Этот храм был воздвигнут в период наивысшего проявления национального единства еврейского народа. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля. Считалось, что храм Соломона – это Дом Бога на земле. Примерно то же самое хотел видеть в соборе Святой Софии и Юстиниан – храм должен был стать самым главным символом христианского мира, а его создатель в истории должен был уподобиться легендарному царю Соломону.

3. Найдите в книгах или интернете изображение базилики (вытянутого прямоугольного здания церкви) или крестово-купольного храма, кроме упомянутой в параграфе церкви Святой Софии. Укажите на этом изображении те части здания, о которых вы узнали из текста.

Крестово-купольный храм — тип христианского храма, появившегося в Византии. Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами:

  • он прямоугольный или крестообразный в плане;
  • внутри храма установлены четыре, шесть или восемь столбов-опор;
  • столбы связаны арками;
  • арки с каждого столба перекинуты на стены;
  • система столбов-опор делит храм внутри на несколько продольных и несколько поперечных проходов, называемых нефами;
  • количество продольных нефов всегда нечетное;
  • количество поперечных нефов может быть любым;
  • из поперечных нефов самый широкий — чаще предалтарный, из продольных — всегда центральный, пересечение этих нефов определяет местонахождение купола;
  • нефы перекрыты системой цилиндрических сводов;
  • своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест;
  • на пересечении этих нефов расположен купол.

Базилика, в отличие от крестово-купольного храма, является строением прямоугольной формы и состоит из нечетного числа различных по высоте нефов. На плане базилики вы не увидите явного креста, образованного широкими продольными и поперечными нефами. В многонефной базилике нефы разделены рядами колонн. Центральный неф – самый высокий. Он освещается с помощью окон второго яруса.

Для выполнения задания нам нужно показать на изображении храма или базилики следующие элементы: апсида, барабан, притвор, алтарь, купол, неф.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Для примера мы возьмем Церковь Святой Ирины, одну из самых ранних из сохранившихся церквей Константинополя. По своему типу она представляет собой раннехристианскую базилику. Первая христианская базилика была возведена на этом месте в начале IV века при императоре Константине. Церковь была главным храмом Константинополя до постройки храма Святой Софии. Сегодня церковь расположена в историческом центре Стамбула.

4. Подготовьте презентацию (5-6 слайдов) о влиянии византийской культуры на культуру Древней Руси.

Славянский алфавит

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Глаголица. Алфавит, придуманный Кириллом и Мефодием

Славянская азбука была создана во второй половине IX века. Создателями первого славянского алфавита (глаголица) являются византийские монахи Кирилл и Мефодий. По мнению ученых, в основе азбуки Кирилла и Мефодия лежала азбука, существовавшая у славян еще до их крещения. В дальнейшем глаголица была преобразована в кириллицу, которая была более легкой и удобной и полностью вытеснила глаголицу. Некоторые исследователи считают, что более поздний и более привычный нам алфавит создал ученик Кирилла и Мефодия Климент Охридский в первом Болгарском царстве.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Кириллица . Алфавит, доработанный учениками Кирилла в Болгарии.

Этот алфавит был очень сложным и громоздким, поэтому учениками Кирилла в болгарских монастырях была создана новая версия славянской азбуки — кириллица, которая распространилась по всем славянским государствам.

Религия и церковное управление

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Принятие христианства на Руси, под влиянием Византии, предопределило дальнейшую судьбу государства. Русь встала в один ряд с крупнейшими государственными образованиями того времени. Крещение Руси укрепило государство, оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени, содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, архитектуры и искусства.

Русская церковь была построена по византийским принципам, а церковное служение велось по византийским канонам. Так было вплоть до XV века, когда русская православная церковь объявила автокефалию – независимость от Константинополя. Причиной этому стало подписание православной церковью Византии Флорентийской унии в 1439 году, по которой католическая и православная церкви объединялись под властью Папы римского. Поскольку согласие православных митрополитов на такое объединение было получено подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства, уния была отвергнута большинством восточных церквей.

Архитектура

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Влияние Византии на архитектуру Древней Руси очень велико. После принятия христианства на Руси началось масштабное каменное строительство, возводились храмы и монастыри, организовывались церковные школы. Естественно, первые каменные постройки возводились под руководством мастеров из Византии, поскольку на Руси в то время было распространено зодчество (строительство зданий из дерева) и своих мастеров-каменщиков просто не было. Так первая каменная церковь на Руси – Десятинная церковь в Киеве, строилась совместно с византийскими зодчими. Один из самых знаменитых древнерусских соборов – Софийский собор в Киеве (начало XI века) был полностью построен византийскими архитекторами, а вдохновением служил собор Святой Софии в Константинополе.

Именно Византии обязана Русь и канонам церковного строительства. На Руси был распространен крестово-купольный архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов. Если смотреть сверху, то эти два нефа образуют крест.

Живопись и литература

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Из Константинополя на Русь приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская живопись и литература стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.

На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. После его приезда в Новгород его искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

Третий Рим

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Иван III был правителем Русского государства и всячески стремился подчеркнуть свое особое положение. Он даже женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, чтобы продемонстрировать, что Русское государство является преемником византийской династии. В официальных документах того времени Русь стала именоваться на византийский манер – Россия. А на княжеской печати появился герб Палеологов – двуглавый орел, который считался символом императорской власти. Похожий двуглавый орел был и на гербе императоров Священной Римской Империи. После этого Иван III принял новый титул – государь всея Руси. На приемах Иван III стал появляться со скипетром, державой и в шапке Мономаха.

5. Напишите сочинение от имени путешественника-франка, который впервые увидел церковь Святой Софии. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?

Каждый раз удивляюсь, как много можно увидеть нового даже во время непродолжительного путешествия. Нельзя сказать, что я попал в Константинополь случайно. Я ехал сюда с одной целью, приобщиться к великому воплощению христианской мысли в камне – собору Святой Софии. Вести о возведении императором Юстинианом этого дома Божьего дошла и до Королевства Франков. И вот я здесь. Передо мной открылась восхитительная картина грандиозного сооружения. Мне даже не с чем сравнивать, у нас таких больших соборов просто нет – небольшие базилики и все, больше не строят. Все строительство сосредоточенно в монастырях. А они по своему внешнему виду – настоящие крепости, никакой красоты, изящества, архитектурного и художественного гения. А собор Святой Софии – не просто грандиозен, не только изумительно красив, он очень сложен по своей конструкции и в то же время гармоничен и изящен. В высоту он поднимается будто до самого неба, как бы склоняясь над всем городом и его постройками, которые кажутся совсем маленькими и незначительными.

Вот скажите мне, как византийцы умудрились возвести такой огромный купол на такой высоте? Когда я вошел в храм, я чуть было не потерял сознание от восхищения. Гигантский купол парит в небе, свет из десятков окон под куполом дарит нам благодать Божью. Вокруг все украшено золотом и серебром. За святым престолом в алтаре стоит огромный золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Золотые лампады, отделанные золотом и серебром мозаики, колонны из малахита и порфира, мраморная отделка. Храм – просто чудо, сотворенное в камне. Я никогда не видел ничего подобного и, боюсь, уже не увижу.

Архитектура раннего христианства и Визинтии

Основы архитектуры

Базилика

Христианство было официально признано в 313 г., когда римский император Константин, издал Миланский эдикт. К 326 г. оно стало официальной религией Римской империи. Византия, восточная часть Римской империи с новой столицей, Константинополем (ныне — Стамбул), протянулась от Милана и Кёльна на западе, до Сирии на востоке, Греции и Египта на юге. Христианство нуждалось в новых архитектурных формах, но первоначально была использована античная базилика с прямо-угольным залом для собраний, которая могла служить для различных общественных целей и не была связана с язычеством. Она прекрасно подходила для христианских богослужений.

Базилика была обычной прямоугольной в плане, с полукруглой апсидой с восточной стороны и входом — с западной. В апсиде располагался алтарь. Интерьер базилики делился двумя рядами колонн на три нефа.

Внешний облик раннехристианских базилик был чрезвычайно простым, например фасад базилики Св. Петра. Это также относится и к храмам Ближнего Востока, например, церкови V в. в Турманине. Она типична для Сирии, с широкой аркой входа и двумя соединенными колоннадой башнями над западным фасадом.

bazilika_san-vitale

Стены базилик обычно были из кирпича или перемежающихся кирпича и бетона с облицовкой из камня. Тип зданий в виде базилики оказался очень удобным для церковной архитектуры. Он использовался как в ранних христианских постройках, так и в поздних, как в римских, так и в византийских. Трансепт — поперечный неф между апсидой и пространством продольных нефов. В плане пересечение трансепта и нефа образует латинский крест.

Базилика Св. Петра. Рим (319- 322 гг.)

Базилика Св. Петра построена в Риме при Константине над могилой св. Петра. Этот пятинефный храм с большим трансептом и нартексом был ориентирован с запада (где находилась апсида) на восток. Атриум — это большой перистильный двор, расположенный перед входом. За ним находился широкий притвор, или нартекс, куда допускались верующие, еще не принявшие крещение.

Интерьеры храмов

Простой внешний облик ранних христианских церквей (III-V вв.) контрастировал с роскошью интерьера. Легкие арочные колоннады и тонкие, с большими окнами стены среднего нефа казались хрупкими, нематериальными. Это ощущение подчеркивал еще и свет, падающий из окон и из апсиды. Стены были покрыты полированным мрамором, мозаикой и фресками. Мраморные колонны завершались позолоченными капителями. Пол был покрыт мраморной мозаикой, перекрытия позолочены. На всем этом играли блики света, подчеркивая переход от освещенной средней части к затененным боковым нефам. Апсида была украшена мозаикой с изображением Христа. В Риме капители, колонны и антаблемент часто переносились из античных построек. Апсида — полукруглый выступ, который находится в восточной торцовой части храма. Ее перекрывает полукупол или сомкнутый полусвод (конха). В апсиде находится часть алтаря.

Центральный и боковые нефы были разделены рядами колонн с аркадами, опирающимися на них. Аркада могла быть двухъярусной. Перекрытие боковых нефов было ниже, чем центрального, позволяя окнам в верхней части стен центрального нефа — клерестория — освещать помещение сверху.
Боковые нефы иногда имели второй ярус, или хоры. Часто женщины во время службы стояли на хорах; если их не было, то мужчины и женщины находились вместе.

Алтарь в храме был приподнят на несколько ступеней и отделен от центрального нефа парапетом и алтарной преградой. Алтарная часть — вима, предназначалась только для священника. Отсюда он мог проследовать к амвону. Амвон в раннехристианских и византийских церквях — кафедры, расположенные по сторонам хора или под центральным куполом. Символизирует камень у Гроба Господня. Обычно он был вырезан из камня и богато декорирован. Стены и пол многих церквей были декорированы мозаикой из цветных мраморов, составляющих орнаментальный геометрический рисунок.

Базилика святого Димитрия в Салонниках

Базилика святого Димитрия в Салонниках

В центральном нефе базилики Св. Димитрия в Салониках были использованы античные колонны и капители.
Эта капитель украшена листьями аканта и орлами. Над ней расположен импост — верхний камень столба, служащий опорой арки. Здесь — в виде четырехгранной перевернутой пирамиды.

Центрический план

Раннехристианская архитектура заимствовала у римских построек центрический план, основывающийся на круге, кресте или многоугольнике. Эта форма была характерна для погребальных сооружений типа тумулусов. Идея храма- мавзолея (мартириума), воздвигнутого над могилой христианского мученика, возникла в первые века христианства. Развитие конструктивных возможностей таких храмов-мавзолеев привело к выделению купольной части со световым барабаном и развитию крестовокупольной системы во многих христианских храмах и баптистериях.

Мавзолеи

Раннехристианские гробницы следовали традиции римских мавзолеев, которые также были центричны. Они отличаются от своих римских прототипов тем, что строились обычно возле базилики. Большинство имело центральное пространство с колоннами и галереей.

Раннехристианские мавзолеи


Интерьеры мавзолеев были богато украшены, как, например, в мавзолее Констанции. Здесь мозаика покрывала стены. Ее сюжеты следовали четкой схеме: сначала геометрические орнаменты, затем виноградные лозы и путти и наконец ветхозаветные сцены в куполе.

Латеранский баптистерий. Рим (ок. 315 г.)

В эпоху раннего христианства строились специальные здания для крещения — баптистерии. Чаще всего они были центричны в плане, с куполом, опирающимся на цилиндр или восьмиугольник. Число 8 символизирует возрождение, потому что мир начался на восьмой день после Сотворения.

м

Мавзолей Констанции. Рим (350 г.)

Эта гробница, построенная для дочери Константина Констанции, — круглое, перекрытое куполом пространство. Прорезанный окнами барабан опирался на арки, которые поддерживал двойной ряд коринфских колонн, соединенных попарно импостами.

Мавзолей Констанции

Равенна

В 395 г. Римская империя была разделена. Пока на востоке Византийская империя процветала, запад был под угрозой постоянных вторжений.
В результате, в 402 г. западная столица была перенесена из Милана в Равенну, и в конце V в. остготский король Теодо- рих (495-526 гг.) перевел двор в Равенну, поддерживающую близкие связи с Константинополем. Когда в VI в. Италия была вновь завоевана Юстинианом, Равенна стала местом пребывания византийских вице-королей. Политически и географически она соединяла Запад и Восток, и многие постройки демонстрируют влияние зарождающегося византийского стиля.

Равенна

Сант-Аполлинаре-ин-Классе (532-549 гг.)

Хотя это всего лишь простая трехнефная базилика, Сан-Аполлинаре-ин-Классе сочетает множество восточных элементов: нартекс, с двумя башнями по бокам; центральная апсида, скорее многоугольная, чем полусферическая снаружи;
и две апсиды по бокам.

Мозаики создавались из маленьких кусочков камня или пекла. Стекло покрывалось с оборотной стороны золотом, что создавало особый эффект блеска и мерцания света. Мозаики покрывали большие поверхности, создавая монументальные композиции. Эта мозаика изображает императора Юстиниана в церкви Св. Виталия в Равенне.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Ранневизантийская архитектура

Эпохой наивысшего расцвета Византийской империи был VI век, время правления Юстиниана (527- 562 гг.). Константинополь доминировал как политический и культурный — если не религиозный — центр. Огромное строительство, которое велось в Византии, привело к тому, что раннехристианские формы развились в византийский стиль. Пока базилика оставалась доминирующей формой на западе, на востоке возрастала центричность, квадратное подкупольное пространство, барабан с окнами и купол. Такая схема храма частично была обусловлена особенностями литургии. Новый центрический план фокусировал внимание на центральном нефе и подкупольном пространстве.

Церковь Сергия и Вакха. Константинополь (527-536 гг.)

Построенная Юстинианом, церковь в плане представляет собой восьмиугольник, вписанный в квадрат. Переходом между ними служат угловые ниши. Восемь столбов несут купол. На первом этаже церкви капители несут следы античности в некоторой скульптурности объемов, но применение прорезного орнамента говорит о стремлении к легкости и ажурности форм.

Церковь Сергия и Вакха

Купол церкви Сергия и Вакха в диаметре — 16 м. Он опирается на восьмигранник. Купол не скрыт под деревянной крышей и виден снаружи.

Святая София. Константинополь (532-537 гг.)

Собор Св. Софии — самый грандиозный и выдающийся памятник византийской архитектуры. Он совершенно уникален — ничего похожего никогда больше не было построено. Он воздвигнут императором Юстинианом на месте разрушенной базилики с тем же названием. Строители Софии в Константинополе — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были не просто квалифицированными ремесленниками, но выдающимися инженерами и архитекторами, людьми, прекрасно образованными.

Святая София. Константинополь

В соборе Св. Софии учтены все основные достижения архитектуры прошлых веков, вое назначение, новые конструктивные приемы, новые художественные особенности. Св. София является памятником своей эпохи, обладающим необыкновенной силой воздействия. Основной строительный материал собора — кирпич, но также использован и камень для восьми столбов подкупольного пространства.
В 558 г., через 20 лет после завершения работ купол, видимо из-за землетрясения, упал. В 563 г. он был восстановлен.

Собор Св. Софии — купольная базилика в плане, Здесь сохраняется центральный и боковые нефы и большое полку мольное пространство. Купол в диаметре 32 м опирается на четыре арки, поддерживаемые четырьмя большими столбами.

Система полукуполов связывает купол Св. Софии с ее базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых, шестой полукупол заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса.

Различные купола и полукупола были покрыты свинцом и четко вырисовывались во внешнем облике собора. направляя взгляд к центральному куполу. Построенный из кирпича, без украшений снаружи, храм массивен и аскетичен.

Архитектура после Юстиниана

В Византии никогда больше уже не было построено столь грандиозного собора, как Св. София. После смерти Юстиниана в 562 г. империя потеряла часть своих территорий. В VIII в. на западе стало возрастать значение франков. Завоевания Карла Великого привели к созданию обширной империи, и в 800 г. папа провозгласил его императором. Веря в то, что упадок Византийской империи является результатом божественного гнева из-за почитания икон, император Лев III в 726 г. начал иконоборческое движение. Церкви рас-писывались теперь лиственными и геометрическими орнаментами, крестами. Аскетичность была характерна и для внешнего вида храмов. Церкви строились маленькие, доминировали купольные базилики и крестово-купольные храмы.

Крестово-купольная церковь Св. Софии в Салониках (780-е гг.)

Крестово-купольный тип церкви был очень распространен в течение долгого времени после смерти Юстиниана. Купол опирается на четыре столба, а перекрытые цилиндрическими сводами концы креста почти одинаковы. Этот центральный объем был окружен боковыми нефами и нартексом-галереей.

церковь Св. Софии в Салониках

Это типичная крестово-купольная церковь, ее крестообразная в плане центральная часть отделена от крайних боковых нефов аркадами, которые опираются на столбы и колонны. Такое чередование разных опор характерно для ранневизантийской архитектуры. В восточной части расположены три апсиды.

Архитектура средневизантийского периода

Период, начиная с 843 г, с конца иконоборчества до захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г., известен как средневизантийский период. Первые 180 лет правления Македонской династии были почти золотым веком: возвращены территории в Греции и Италии, завоеваны новые земли на Востоке, и культурное возрождение соеди-нилось с появлением множества новых типологий в церковной архитектуре.
В 1057 г. власть захватила династия Комнинов. Их правление было относительно стабильно. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на западную, римско-католическую, и восточную, греко-кафолическую (православную). К восточной церкви примкнули Сербия, Болгария и Россия.

Тромп — это свод в форме половины или четверти конуса, применяемый как переход от квадратного основания к многогранному или круглому куполу. Был особо распространен в армянской архитектуре VII в.

Купольный октагон. Неа Мони. Хиос (1042-1056 гг.)

Схема возведения купола при помощи тромпов на восьми опорах, которыми служат торцы стен и свободно стоящие столбы, является одной из наиболее распространенных в Греции. Таков собор монастыря Неа-Мони. Тромпы в углах центрального нефа образовывали октагон, поддерживающий круглый купол.

Неа Мони. Хиос

Церковь Успения Богоматери монастыря в Дафни близ Афин (ок. 1080 г.)

Храм крестово-купольный с использованием тромпов. От центрального подкупольного пространства отходят четыре цилиндрических свода, образующих крест. Небольшие пространства между рукавами креста и стенами были перекрыты сводами.

Церковь с обходом. Мечеть Фетие/церковь Паммакаристос (Богоматери Радующейся). Константинополь (XI в.)

Церковь Успения Богоматери монастыря в Дафни близ Афин

Церковь с обходом была похожа на более раннюю крестово-купольную церковь, но ее неф меньше, рукава креста редуцированны до арок в стене. Окружающее пространство было также более широким и одной ширины, в то время как галереи были устранены, создав простой обход вокруг подкупольного ядра.

Поздневизантийская архитектура

Церковь Св. Феодора. Константинополь

Церковь XI в. была расширена за смет пристроенных нартексов с тремя куполами в 1320 г. Тщательно разработанный фасад с высокими нишами, аркадами в первом и втором ярусах.

Церковь Св. Феодора. Константинополь

Храм Богородицы монастыря Константина Липса. Константинополь

Церковь Св. Иоанна Крестителя была пристроена к более раннему храму Богородицы монастыря Липса. Церкви были соединены нартексом. и к ним была пристроена погребальная капелла.

Храм Богородицы монастыря Константина Липса

Эта церковь имеет портики, возможно, это влияние грузинской архитектуры. Ее удлиненные нефы делают ее похожей на ранневизантийские постройки.


Перекрытием являются крестообразно установленные цилиндрические своды, а над центральной секцией располагается купол.

Проекты по теме:

Внутреннее устройство

Христианские храмы являются наследниками ветхозаветных сооружений. Сакральные постройки авраамической религиозной веры, в частности православной, и сегодня сооружаются с учетом трехчастной схемы, основа которой была скиния — храм Соломона и хранилище Завета, сделанное Моисеем по Божьему велению.

Конструкция протягивается от входа к алтарю, с запада на восток. Смысл этой композиции состоит в том, что она указывает путь, который обязан пройти человек, чтобы воссоединиться с Господом. Первая ячейка, притвор (в западных странах — нартекс), обозначает еще не обновленный мир, находящийся в грехе.

В процессе службы в этом помещении находятся верующие, которые были отстранены от причастия и оглашенные — готовящиеся к крещению. Затем расположен главный объем, неф, символизирующий святилище скинии и Ноев ковчег. Это место, в котором крещеные христиане после причастия получают спасение.

В конце находится основная часть храма, куда ограничен проход для многих верующих, — алтарь с престолом. Здесь начинается главное событие богослужения: вино и хлеб превращаются в кровь и тело Спасителя.

Базилика с куполом

Крестово-купольная система преимущественно была создана путем изменения внешнего вида базилики с существенным сохранением ее структуры. В 4-м столетии в Константинополе завершили строительство храма Апостолов в виде соединенных в форме креста базилик. Данное религиозное сооружение послужило образцом для последующего возведения многих европейских зданий 6-го столетия, например, эфесского храма Иоанна Богослова, у которого была удлинена западная часть. Внутри он состоял из квадратных ячеек, а над ними возвышались шесть куполов. Совместить базилику с куполом древние зодчие пытались с 5-го столетия. Подобными переходными сооружениями можно назвать:

  • базилику в греческом городе Филиппы;
  • храм в Мартирополе (современный Сильван, Турция);
  • несколько египетских монастырских церквей.

Строительство храма в монастыре Алахан завершилось в 5-м столетии. Это трехнефная базилика, которую покрывает деревянный купол в виде пирамиды. В западной части здания стояли разделительные каменные столбы, а бока от купола восточного помещения отделяли аркады на небольших колоннах. Подобные оригинальные конструкции сформировали поперечное движение внутри храмов, после чего был образован подкупольный крест. В 6-м столетии началось массовое строительство подобных сооружений.

Основные составляющие крестово-купольных храмов

Наиболее простым вариантом крестово-купольного храма является сооружение с одним ядром. С увеличением длины здания в западном направлении, что может потребовать удлинение и свода центрального нефа сооружения, создаются шести- и восьмистолпные варианты сооружений с крестово-купольной структурой. С увеличением длины здания в южную и северные стороны сооружение становится пятинефным и имеет уже более сложную композицию. В западной части крестово-купольных сооружений нередко предусматривают хоры, которые имеют опору в виде крайних западных столбов.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Организация пространства четырех- и шестистолпных крестово-купольных сооружений может быть изначально усложнена за счет пониженных притворов, расположенных по сторонам света. В результате таких модификаций сооружение в плане приобретает крестообразную форму. По такой схеме был построен Георгиевский собор (Юрьев-Польский) и собор Рождества богородицы (Суздаль).

Собор Антониева монастыря в Новгороде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Собор Антониева монастыря в Новгороде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как правило, крестово-купольные храмы оснащаются одним, тремя или пятью световыми барабанами. От их количества зависит интенсивность и качество воздухообмена всего крестово-купольного сооружения.

В связи с тем, что четырехстолпные крестово-купольные храмы имеют обычно небольшие размеры, пятиглавые встречаются среди них довольно редко. Первые шестистолпные храмы имели один либо три световых барабана, например:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Георгиевский собор Юрьева монастыря;
  • собор Антониева монастыря в Новгороде;
  • Борисоглебский собор в Чернигове.

Примечательно, что более поздние крестово-купольные сооружения имеют пять световых барабанов и по-прежнему являются шестистолпными (Софийский собор в Вологде, Архангельский собор Московского Кремля).

Надо сказать, что организация внутреннего пространства наиболее простого четырехстолпного крестово-купольного сооружения довольно сложна. В первую очередь обращает на себя внимание разница высотных отметок различных частей здания. Самым высоким является подкупольное пространство, самым низким – помещения под хорами. Во-вторых, внутренний объем такого здания подразумевает деление на несколько вертикальных ячеек. При этом крестообразное помещение в плане с куполом на световом барабане выделяется как центр композиции, а угловые части храма отделяются столбами и имеют второстепенное значение.

Важнейшую роль в воздухообмене играет центральное пространственное звено крестово-купольного храма, в то же время на пониженных объемах он является менее интенсивным. Надо сказать, что при малом притоке воздушных масс в пониженных частях сооружения (особенно в юго-западном и северо-западном углах здания) непременно образуются невентилируемые застойные зоны.

Крестово-купольные храмы Закавказья

В архитектуре Армении крестово-купольные сооружения получили распространение в VI-VII веках. В эти времена были построены соборы в Эчмиадзине, Мрене, Цроми и т.д. В этих зданиях произошли довольно важные видоизменения в сравнении с предыдущими постройками религиозного характера: стены рукавов креста стали преобразовываться в тонкие столбы. В этой связи исчезают угловые помещения крестово-купольных храмов. Они соединяются с подкупольным пространством. Таким образом получается уравновешенный и цельный интерьер сооружения, который состоит из трех нефов, отделенных друг от друга тонкими столбами. Трехчастный алтарь сливается с пространством храма, теперь он состоит из примыкающих к наосу апсид. Помимо прочего, собор Эчмиадзина имеет еще одну характерную особенность: к стенам сооружения со всех сторон примыкают апсиды, служащие полукруглыми в плане дополнениями ветвей креста.

Светицховели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Светицховели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Известно, что в Армении и Грузии получили широкое распространение крестово-купольные сооружения, напоминающие в плане трех- или четырехлистник. Специалисты позднее назовут из соответственно триконхами и тетраконхами. Примечательно, что интерьер таких храмов не разделяется на нефы и не расчленяется столбами. Цельное пространство в данном случае имеет форму креста в плане. Данный крест образуется при помощи четырех апсид, которые сходятся к подкупольному пространству. Угловые помещения полностью отделяются от основного внутреннего объема. Западная ветвь креста нередко остается прямоугольной (как в храмах триконхах). Внешне такие здания всё же сохраняют прямоугольную форму. Это происходит потому, что полукружья апсид входят в плоскости фасадов, которые завершаются треугольными фронтонами. Но благодаря глубоким нишам, которые прорезают фасад по бокам от апсид, их форма приобретает видимость отчасти и снаружи здания.

Среди крестово-купольных сооружений Грузии также есть уникальные образцы. Например, главный собор Грузии – Светицховели – был построен в 1029 году. Это сооружение представляет собой трехнефный храм с рядами столбов в интерьере. В отличие от собора Эчмиадзина данное здание имеет вытянутые пропорции в направлении с запада на восток, в нем также нет аллюзии на тетраконах. Также интересные особенности имеют столбы, воспринимающие нагрузку от купола. С внутренней стороны эти столбы имеют большее количество уступов, что создает впечатление обхода подкупольного квадрата.

Читайте также: