Кто питается семенами ели

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Семена лесных деревьев и кустарников обычно употребляют около 50 видов птиц: голуби, большой пестрый дятел, свиристель, дрозды, зарянка, славки, синицы, пищуха, поползень, чечетка, снегирь, щур, клесты, зяблик и некоторые другие вьюрковые, сойка, кедровка, кукша.

Кто ест семена клена?

Какие птицы едят шишки зимой?

Зимой же семена хвойных деревьев являются ценным кормом для многих обитателей леса: белок, соек, дятлов, клестов, бурундуков, мышей и других. Эти животные и птицы не только поедают семена, но и помогают их распространять по лесу.

Кто разносит семена сосны?

Семена сосны обыкновенной и ольхи серой созревают к осени, а вылетают из шишек только весной. Семена древесных растений распространяются различными агентами. Крупные, тяжелые плоды (желуди, орехи) и семена (сосна сибирская), опадая, остаются тут же под материнским пологом.

Какие семена распространяет Сойка?

На юге сойки распространяют грецкие орехи и плоды бука, а в Сибири питаются семенами кедра и, вероятно, также способствуют его расселению. Сойка является хотя и очень важным, но не единственным агентом распространения дуба.

Кто ест траву?

Зебры, жирафы, гну, антилопы и газели — все едоки травы. Птицы, такие как курица и индейки, тоже едят траву. Однако не все травоядные животные питаются травой. Некоторые едят фрукты и овощи.

Кто ест шишки из птиц?

Клесты — это птицы, вся жизнь которых теснейшим образом связана с хвойными деревьями. На елях и соснах они гнездятся; семенами ели и сосны питаются сами и выкармливают своих птенцов.

Какие шишки едят белки?

Шишки – сосновые и еловые – любимая беличья еда. Вернее, не сами шишки, а семена деревьев, спрятанные под чешуйками.

Для чего шишки на елке?

Шишки имеют ряд приспособлений для распространения созревших семян. Так, созревшие шишки сосен, лиственниц и елей поникают, и реагируют на изменение влажности окружающего воздуха, сжимаясь при повышенной влажности (для защиты семян) и раскрываясь при малой (для их распространения).

Как распространяются семена шишки сосны?

Семена значительной части древесных пород, формирующий верхний полог, распространяются ветром. Для этого семена имеют приспособления для разлета - крылышки (ель, сосна, лиственница, клен, береза и др.) . Ветер способен распространять семена и по насту ("снегобежцы" - ель, сосна).

Какие птицы разносят семена?

Орнитохория (от греч. órnithos — птица и chōréō — иду, распространяюсь) — распространение семян и плодов растений птицами. Является наиболее частой формой зоохории. Птицы разносят плоды и семена в клювах, лапках, или защёчных мешках, делая запасы.

Кто и как разносит семена бузины?

Семена многих сорных растений иногда невольно разносят животные и люди. . Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша — распространяют птицы. Они поедают эти плоды и, перелетая с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов.

Кто распространяет желуди?

На фото — сойка (Garrulus glandarius) держит в клюве желудь, намереваясь спрятать его в надежное укрытие, засунув под кору дерева. Чтобы не остаться зимой голодной, птица с сентября по декабрь собирает желуди и прячет их в тайники, делая запасы.

Какие птицы распространяют семена растений в природе?

Растительноядные птицы распространяют семена растений в природе.

Какие птицы считаются распространителями семян деревьев?

[ . ] Главными распространителями семян являются птицы, роже млекопитающие. Воробьи, скворцы, галки, грачи, дрозды, сойки, щуры вмиг опустошают плодоносящие деревья.

Формирование первоначального представления о пищевых связках, взаимодействия живых существ друг на друга.

ВложениеРазмер
s_kem_druzhit_el.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : 1. Сформировать первоначальное представление о пищевых связках, взаимодействие живых существ друг на друга. Обобщить и расширить знания детей о животных елового леса.

2. Развивать устную речь, память, мышление, воображение, внимание, артистичность.

3. Прививать бережное отношение к природе, к деревьям, животным. Показать отрицательное влияние на человека на природу и пути решения этой проблемы. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: - еловый лес их искусственных елок

- сугробы со следами животных (заяц, мышь, лиса)

- костюмы лесовичка, белки, мышки, лисы, зайца (соответствующие мягкие игрушки)

- рисунки (клест, королек, дятел)

Лесовичок : (под музыку)

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

Нас ждут в лесу рябина,

На кустиках густых.

Лес очень любит пеших

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность лес шумит.

- Познакомьтесь, ребята, это – Лесовичок. Давайте с ним поздороваемся, чтобы было идти веселее, споем песенку про елочку.

- Пробираемся через сугробы, поэтому высоко поднимаем ноги, идем медленно наклоняемся, проходя под ветками, ниже-ниже. А теперь на пути берлога медведя- идем тихо-тихо, на носочка, чтобы его не разбудить. Вот мы и пришли.

- Куда мы попали? (в еловый лес)

- Правильно , Лесовичок? (да)

- Рассаживаемся на свои пенечки.

Лесовичок: - Я не случайно спел вам сейчас песенку про елочку. Я хочу познакомить вас сегодня с ее друзьями. Все о них рассказать и вас послушать.

3. Изложение нового материала :

а) У людей ель пользуется особой любовью. Недаром в новогоднюю ночь, в новогодние зимние дни для детей устраивают праздничные елки, украшают их красивыми игрушками. Но особенно хороша ель в лесу на свободе зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвистых лапах. Ель растет всю жизнь. И каждый год отрастает прямой однолетний побег. Он словно ведет ель, указывая путь ввысь. Если у ели повредить верхушку, то дерево будет искалечено на всю жизнь. Оно уже не вырастет высоким и стройным. Рост ствола прекратится, боковые ветви через некоторое время станут толстыми, изогнутыми. Так люди испортили елочки вдоль дорог по Ленинградскому проспекту только для того, чтобы раз бесплатно поставить ее дома. И совсем не подумали о других людях, которые не смогут больше любоваться их красотой.

А почему елочки еще плохо себя чувствуют в городе? (они не сбрасывают всю хвою и весь яд от машин, заводов, дорог держат, травят сами себя.)

Только желтые иголочки на земле выдают тайну ели. А что могут делать люди в данном случае для елочки? (поливать дороги, чтобы меньше были пыли, устанавливать очистительные сооружения на предприятиях).

4. Физминутка: Лисоньки и зайчики, приготовьте пальчики.

Разотрем свои ладони

И разбудим пальчики.

Надо делать каждый день,

Девочки и мальчики.

Стали руки теплыми,

Руки вместе все подняли

И Лесовичку дружно помахали.

- Лесовичок пришел пригласить нас к себе в гости.

-Но он будет не только нас сопровождать, но и следить за вашими ответами.

- Но помним, что в лесу себя надо вести очень тихо. Почему?

- Приход Лесовичка сопровождала музыка, кто ее написал?

5. Работа по теме:

- Какое время года было отражено?

- Что можно представить?

- Какой зимний месяц у нас идет? (февраль)

- Как февраль называли в Древней Руси?

- Почему? (в феврале крепкие морозы и сильные метели)

Обратимся к нашему Дереву и откроем Дневники наблюдений.

- А о чем конкретно пойдет речь, вы узнаете, отгадав наши с Лесовичком загадки.

а)Синенькая шубка покрыла весь мир. (небо)

- Как сегодня : ясно или пасмурно?

б) Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

в) Зимой в поле лежал,

А весной в реку побежал? (снег)

Людей с ног сбивает (ветер)

- Какой сегодня ветер?

- Погода хорошая, поэтому давайте совершим экологическую прогулку в тайгу Кузбасса. Встали, вышли из-за парт. Пошли вместе с Лесовичком.

- Дети, а почему ели любой снегопад нипочем? (ветви ели не ломаются под тяжестью снега, широкие ветви-лапы пружинистые. Снег гнет лапу к земле – гнет, но не ломает. И снег сползает с нее. А она, стряхнув его, вновь поднимается.)

- Ребята, Лесовичок сказал, что познакомит нас с друзьями ели. Но я думаю, что среди растений их мало. Почему? (еловые леса густые, света в них мало. Лучи солнца с трудом достигают поверхности почвы.)

- Темень тут вечная, тайная великая, солнце сюда не доносит лучей.

Но так ли это на самом деле?! Давайте елочку разбудим.

6. Физминутка : Ель спала и вдруг проснулась,

Надоело долго спать.

Время птичек нам встречать.

б) – Посмотрите, кто это на елочке? (клесты)

Нос- наперекос, птица шишки потрошит, только шелуха летит.

- Зачем клесты прилетели к ели?

- Как клесты ухитряются зиму обмануть? ( мороз трещит, вьюги воет, а клесты зимой теплые гнезда вьют их еловых веточек и птенцов выводят. Дно гнезда устлано сухим мхом, заячьей, беличьей и лосиной шерстью.)

- А почему клесты выводят птенцов зимой? (дело в том, что эти птички очень разборчивы в еде. Стоит взглянуть на причудливые клювы, чтобы убедиться в их не пригодности для добывания корма обычно для пернатых способом. Зимой есть корм для птенцов, весной семена из шишек выпадают на землю.)

- А почему в неурожайные годы меньше выводиться птенцов, гибнут птицы?

- Гнезда находятся на высоких елях. Птицы (мать) в сильные морозы почти не слетает с гнезда и своим теплом согревает голых птенцов. Клест- отец, кормит малышей и мать отрыжкой хвойных семян. Когда птенцы оперились , мать все чаще и чаще слетает с гнезда и тоже принимает участие в кормлении птенцов. Нередко случается, что сорванная птицей шишка, падает на землю, а срывает новую. Упавшие в снег шишки становятся добычей уже других обитателей леса.

в) – Кто оставил свой след на снегу, прибегал за этими шишками? (мышь)

Мышка обгрызает наружные чешуйки, превращая их в труху.

- А вот она и сама.

- Где мышка зимой укрывается от врагов и морозов? (под снегом, роет длинные коридоры)

Мышка: Хуже нет для меня малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже, становится твердой, как камень. Холодно в норке. Но вот наконец появился снег. Сухое снежное море покрывает землю. Я выхожу из своей норки и бегаю по дну снежного моря. Там, куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достает леденящий ветер. Я даже строю себе зимнее гнездо на земле под снегом- вроде как выезжаю на дачу.

- А чем еще питается мышка? (плоды и семена. Обгрызают под снегом кору молоденьких деревьев, а на веточках почки)

Мышка: - Ой, кто-то идет! (убегает) (выбегает заяц)

Заяц: Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушки.

Я боюсь, я боюсь

Я боюсь, я боюсь

Поглядите, как дрожат

Ушки на макушке.

- Успокойся, зайчик, мы тебя не обидим. А что ушки дрожат – не страшно. Они, наверное, замерзли, а ты устал. Мы сейчас их согреем и отдохнем все вместе.

Лисоньки и зайчики,

Ну- ка зайка, ушко дай-ка,

Да не бойся, мой дружок,

Будешь ты здоровым, зайка,

Если сделаешь со мной…

- Почему следы зайца ведут к ели? (прячется здесь, спит) – Лежка.

- Чем питается заяц зимой? (корою деревьев. Заяц возле дерева часто поднимается на задние лапы, чтобы достать кору по нежнее. Чаще всего грызет молодые осинки. Грызет кочерыжки, скачет к стогам сена.)

Заяц: - Что вы еще знаете о зайцах?

(Днем заяц спит в ямке. Иногда в сильные морозы, в сильную вьюгу зайца заносит совсем. Над ним образуется снежный свод, из под которого ему приходится выкапываться, чтобы выйти на свет.)

- Какой вред приносят зайцы? (обгрызают кору яблонь)

Не грызет кору черемухи, она для него ядовита.

Заяц: - А чем полезны зайцы? (шкурка и мясо, ими питаются другие животные)

- Ой! (ученик садится на место, а под елочку ставит мягкую игрушку зайца) (появляется лиса)

Лиса: - Чую, чую добычу! Наверное , зайчик где-то здесь спрятался?!

- Да нет, лиса, это мы шумели, про тебя говорили.

Лиса: - А что вы про меня говорили?

У кукушки – лисы зубки острые, рыльце тоненькое, шубка тепленькая. Ходит лиса тихонько, к земле пригибается, будто кланяется.

Заговорили зубы мне, ребята, чтобы я про зайца забыла. Что вы еще о ней знаете?( ноги лисицы к зиме обрастают густой шерстью, наружу торчат только кончики пальцев. Лисицы зимой, как бы в валенках. След у лисицы ровный, лапка в лапку, словно выведенный по нитке. Лиса охотится за живой добычей, но не отказывается от падали. Но в голодные годы этих зверей не узнать. Они могут стать воришками.

Лисицу считают ярым врагом зайцев. Но здорового зайца она не выследит и не поймает. Берет она раненых, больных.

Лиса: - А я однажды зашла в палатку к туристам. Там был один человек- он спал. Я попыталась устроиться в ногах спящего, но разбудила его. Пришлось убежать. На следующее утро, в то же время, я зашла в ту же палатку, но уже легла на свободное место, на свободную кровать. Но почему после моего ухода, они целую неделю проветривали палатку?

- Действительно, лисы после себя оставляют сильный неприятный запах.

Лиса: - Подумаешь! (уходит, мягкую игрушку оставляет)

- Ребята, а причем же здесь ель? Какая взаимосвязь между лисой и елью? (чем больше шишек, тем больше мышей, у лисы много корма. А если в этом году не урожай на еловые шишки? (меньше мышей, охотиться больше приходится на зайцев, которых трудно поймать, уменьшается от недостатка корма численность лис)

е) Белка: (вбегает, кружится, держа шишку)

Поспеши, не мешкай,

Сбегай за орешком.

Ох, орешки хороши,

Ты не мешкай, поспеши.

- Как по шишке можно узнать, что ее грызла белка? (огрызена полностью)

Белка: - А что вы еще обо мне знаете?

(белка очень любит грибы, особенно подберезовики. Запасает их на зиму, сушит, нанизывая на сучки. Охотно съест птичьи яйца, улитку, гусениц, старые вороньи гнезда для нее находка : подновит, надстроит крышу. Внутри дома отделка стен из мха, травы, шерсти, даже из бумаги. Кроме основного входа оставлен на всякий случай небольшой вход запасной в строну ствола. Разных гнёзд - для сна, для потомства или укрытия от непогоды- у белки обычно несколько: до пяти, следовательно спасается от паразитов)

-А наша белочка уже на елочке!

- Как ель ей помогает? (из веток и прутиков она строит гнездо в виде шара, выстилает его мхом сухой травой. Питается шишками)

- Какую пользу ели приносит? (разносит семена)

ж) – Но на ели живут не только белки.

- Кто знает этих маленьких птичек Сибирской Тайги?

- Лесовичок, расскажите нам о них, ты ведь их хорошо знаешь!

Лесовичок: - Они самые-самые маленькие птички, живущие у нас. Издали их разглядеть трудно, а вот вблизи хорошо видны их яркие хохолки. За эти хохолки , которые птички то поднимают , то отпускают, и дали им имя. Когда птички поднимают хохолки, похоже, что на голове у них появляется короны. Короны, как известно, бывают у королей. Но птички очень маленькие, на королей никак не похожи. Какие уж тут короли, если размеры малы, размером они со шмелей? Значит корольки.

Лесовичок: Целые дни шныряют там корольки, обследуя каждую щелочку. Зимой дни короткие, и надо успеть поесть, а чтоб поесть надо найти притаившихся где-то личинок насекомых, зимующие яички. За день королек съедает 6-7 граммов насекомых и их личинок- столько, сколько весит сам.

- Летом тоже много хлопот. В кругленьком гнездышке, висящем на конце еловой ветки, лапы на высоте 4, чаще 10-12 метров, появляются птенчики. Как и все птенцы, есть они хотят постоянно.

- Итак, зачем корольки прилетели к ели?

- Что получает ель взамен? (защита от вредителей)

- Посмотрите сколько у ели друзей. Всем она нужна, да и ей они нужны. Не могут ели и друзья друг без друга.

- А как человек пользуется елью?

Древесина-искусственный мех, скипидар, строительные материалы, витамины, медикаменты, спирт., канифоль (смола), спирт, бумага.

Люди пользуются щедростью этого дерева. Ель дает строевой лес, бумагу, шелк, спирт, лекарства. Из ели делают музыкальные инструменты, искусственную кожу.

- О какой беде идет речь в загадке?

Жду в лесу я вас в любой день и час, К вам сама приду только раз в году:

На свою беду, а вам на радость.

С 1 января 1700 г. Петр 1 издал указ украшать зелеными ветками елок свои дома. Поздравлять друг друга с Новым годом.

- Представьте, сколько елок погибает перед новогодними праздниками. А гибель каждой елки отражается на ее друзьях. Как?

- Наша экологическая прогулка подходит к концу, и Лесовичок хочет вам задать вопрос:

Лесовичок: Какую пользу приносит ель для зимующих птиц и зверей, не впадающих в спячку?

(ель дает пищу – семена еловых шишек очень питательны, в них много жира. Еловые лапы укрывают зверей от врагов и трескучего мороза.)

- Ты, Лесовичок, не волнуйся за свой еловый лес . Мы знаем, что все в природе взаимосвязано, и что от елочки зависит жизнь многих животных.

Возле леса жить- голодному не быть.

- Ведь даже сейчас мы делаем доброе дело для природы. Какое?

- Посмотрите, вы хорошо отвечали. Оцените сама себя, на перемене я поставлю эту оценку в дневник. Но Лесовичок хочет подарить на память всем эти шишки.

(Лесовичок из под сугроба достает корзину с шишками)

-На уроке труда мы сделаем всех друзей елочки.

Еще раз посмотрите на наш еловый лес – одно задания я вам задам позже.

Тамара Галасьева, кандидат сельскохозяйственных наук и Элла Соколова, кандидат сельскохозяйственных наук. Фото Марины Мерзликиной, Сергея Карепанова, Вячеслава Кондакова, Екатерины Мозолевской, Татьян Шарапы, Михаила Еремина, Алексея Щербакова

болезни ели

Н а территории таежной части России распространены в основном два вида ели: ель обыкновенная, или европейская (Picea abies, Picea excelsa), и ель сибирская (Picea obovata). В озеленении городов и приусадебных участков часто используются виды елей, родиной которых являются Северная Америка и Западная Европа: ели колючая (Picea pungens), Энгельмана (Picea engelmannii), сербская (Picea omorika) и др. Все деревья этого рода подвержены нападению нескольких сотен видов насекомых и растительноядных клещей, многие из которых являются монофагами, т. е. питаются только на елях. Вредители заселяют все органы дерева: почки, побеги, хвою, ветви, стволы, корни и семена (шишки).

Вместе с этим ель подвержена многим инфекционным болезням, но среди них наиболее распространенными и опасными являются грибные, поражающие хвою, стволы, ветви и корни. Эти болезни приводят к ослаблению, а иногда и гибели деревьев. Инфекция передается с воздушным потоком, водой, птицами, человеком.

Вредители Ели

Хвоегрызущие насекомые

Насекомых, повреждающих почки и хвою, называют хвоегрызущими вредителями. Они довольно многочисленны и представлены видами из различных семейств бабочек, пилильщиков и жуков.

Питание хвоегрызущих насекомых начинается рано весной с почек и молодых побегов. Почки ели выедают изнутри личинки елового почкового долгоносика, елового почкового пилильщика и гусеницы еловой почковой моли. Объедают почки с краев жуки-долгоносики родов Brachyderes и Strophosoma.

вредители ели

вредители ели

В центре молодых растущих побегов заселяются гусеницы побеговых молей и мух-галлиц. Поврежденные насекомыми побеги приостанавливаются в росте, утолщаются, искривляются или обламываются.

вредители ели

Повреждение хвои обыкновенным еловым пилильщиком

Хвоей питаются несколько видов пилильщиков, гусеницы бабочек из семейства листоверток, волнянок, пядениц и жуки-долгоносики. Молодую хвою на верхушечных и боковых побегах сначала минируют, а потом съедают целиком личинки обыкновенного елового пилильщика. Минированная хвоя приобретает красно-бурый цвет и долго не опадает.

вредители ели

Ложногусеница пилильщика елового обыкновенного

Прошлогоднюю хвою молодых елей поедают два вида ткачей-пилильщиков: одиночный и гнездовой. Личинки этих пилильщиков живут в неопрятных паутинных гнездах, состоящих из кусочков хвоинок и экскрементов. Численность пилильщиков на елях чаще всего бывает невысокой, и степень объедания не превышает 30%.

вредители ели

Значительное объедание хвои в отдельные годы в разных регионах страны вызывают гусеницы бабочки -монашенки, елового желтохвоста и некоторых видов листоверток.

Сосущие вредители

Сосущие вредители высасывают соки из хвои, побегов, ветвей, стволов с гладкой корой и даже корней. На елях известно несколько десятков такого рода насекомых, в том числе кокциды (щитовки, ложные щитовки, мучнистые червецы), тли, хермесы и растительноядные клещи.

Большинство сосущих вредителей имеют небольшие размеры и малозаметны. Их можно обнаружить по сахаристым (липким) выделениям, которые покрывают поверхность хвои и ветвей, или наличию галлов. Эти вредители при массовом размножении сильно ослабляют молодые деревья.

вредители ели

Галл елового пихтового хермеса

На концах растущих побегов, в галлах различного размера и цвета, живут хермесы, имеющие сложный цикл развития. Некоторые виды хермесов часть жизни проводят на ели, а другую часть – на лиственнице или пихте. Развитие одного поколения хермесов происходит в галлах, которые похожи на небольшие шишечки светло-зеленого или розовато-зеленого цвета.


На молодых елях соки из хвои и побегов высасывает еловый паутинный клещ. Поврежденные им деревья покрываются тончайшей паутиной, особенно хорошо заметной с нижней стороны ветвей. Хвоя буреет и осыпается. Декоративность елей резко снижается. За вегетационный период клещи образуют от четырех до шести поколений, поэтому степень повреждения увеличивается к концу лета.

вредители ели

Еловый паутинный клещ

Многие виды тлей, питающихся на хвое и побегах, покрыты легкими беловатыми или сероватыми восковыми выделениями, позволяющими их обнаружить при осмотре ветвей. Из тонких корней молодых елочек высасывают соки два вида тлей: еловая жимолостная и еловая корневая. Вредят корневые тли в основном сеянцам и саженцам.

Стволовые вредители

Многочисленную группу вредителей древесины и коры стволов, ветвей и корней составляют насекомые ксилофаги – это десятки видов из следующих семейств: короеды, усачи, златки, долгоносики, точильщики, сверлильщики, рогохвосты и некоторые другие. Все они поселяются в основном на сильно ослабленных, усыхающих и мертвых деревьях (сухостое, валеже, пнях, спиленном лесе). Многие являются техническими вредителями, прогрызая глубокие ходы в древесине, снижая ее сортность или приводя в негодность.

вредители ели

Смоляные воронки большого елового лубоеда (дендроктона)


Сухую древесину ели в деревянных домах повреждают точильщики, муравьи древоточцы и попавшие вместе с древесиной (доски, брус и др.) усачи, например плоский фиолетовый усач.

На сухобочинах живых деревьев поселяются рогохвосты, которые способствуют развитию гнили в древесине и образованию дупел.


В толще коры крупных растущих деревьев питается коровой точильщик, личиночные ходы которого не затрагивают заболонь и практически не вредят деревьям.

В коре молодых, реже средневозрастных елей поселяется поздняя лубоедная листовертка, которая изредка наносит вред.

Шишки и семена

В шишках ели развиваются 19 видов насекомых – конобионтов. Это гусеницы бабочек-листоверток, огневок, пядениц, личинки семяедов, мух-галлиц, и жуков точильщиков.

Поврежденные насекомыми шишки часто искривляются, из них вытекают капли смолы и высыпаются экскременты, скрепленные паутиной. Чаще других в молодых шишках ели развиваются гусеницы еловой огневки и еловой листовертки. В опавших шишках можно обнаружить елового шишкового точильщика. Созревающими семенами ели питаются белки, клесты и дятлы.

Болезни ели

Болезни хвои

Обыкновенное шютте (возбудитель – гриб Lirula macrospora). Поражаются разные виды ели. Летом хвоя приобретает бурый или красно-бурый цвет, на ее нижней стороне образуются плодовые тела гриба, имеющие вид черных удлиненных, плоских или выпуклых подушечек, вытянутых до половины длины хвои и больше.

болезней в городских насаждениях

Обыкновенное шютте ели

Низинное шютте (возбудитель – гриб Lophodermium piceae). Летом пораженная хвоя приобретает красно-бурую окраску, на ее обеих сторонах образуются плодовые тела гриба в виде округло-овальных, черных, выпуклых подушечек длиной до 1,5 мм, отделенных друг от друга тонкими черными поперечными линиями.

Побурение (возбудитель – гриб Rhizosphaera kaekhoffii). Осенью пораженная хвоя приобретает светло-коричневую или ржаво-красную окраску. Весной с нижней стороны хвои образуется спороношение гриба, имеющее вид мелких черных точек, расположенных цепочками вдоль средней линии.

Побурение (ризосфериоз) хвои ели

Северная ржавчина (возбудитель – гриб Chrysomyxa ledi). В начале лета на нижней стороне хвои появляется спороношение гриба в виде оранжевых цилиндрических мелких пузырьков, часто сплошь покрывающих хвою.

болезни ели

Северная ржавчина хвои ели

Золотистая ржавчина (возбудитель – гриб Chrysomyxa abietis). Во второй половине лета на нижней стороне хвои развивается спороношение гриба в виде ярко-оранжевых плоских восковидно-бархатистых подушечек длиной до 1 см.


Болезни стволов, ветвей, корней

Бактериальная водянка (возбудитель – бактерия Erwinia multivora). На стволах наблюдается обильное смолотечение. Позже образуются продольные, прямые или слегка извилистые трещины в коре и древесине, из которых в виде черных потеков выступает жидкость. Пораженная древесина стволов и ветвей пропитана жидкостью и издает характерный кислый запах. Хвоя буреет и быстро опадает.

Пестрая ядровая гниль корней и стволов (возбудитель – корневая губка – Heterobasidion annosum). Гниль ядровая, пестрая, ямчато-волокнистая, развивается в корнях и на стволах, поднимаясь на высоту до 3–4 м и более. Пораженная древесина отделяется от здоровой серо-фиолетовым кольцом. Плодовые тела гриба многолетние, деревянистые, преимущественно распростертые, сверху коричневые или бурые, снизу светло-желтые. Их можно обнаружить на корнях, у основания стволов, на пнях.

болезни ели

Плодовое тело трутовика Швейница

Бурая ядровая гниль корней и стволов (возбудитель – трутовик Швейница – Phaeolus schweinitzii). Гниль ядровая бурая призматическая развивается в корнях и комлевой части стволов, поднимаясь на высоту 2–3 м. Плодовые тела однолетние, в виде желто- или темно-коричневых, воронковидных крупных шляпок на центральных ножках. Они образуются у основания стволов, на корневых лапах, на пнях.

Белая заболонная гниль корней и стволов (возбудитель – опенок осенний – Armillaria mellea). Гниль белая волокнистая с тонкими черными извилистыми линиями, развивается в корнях и на стволах, поднимаясь на высоту 2–3 м и более. Под корой образуются белые веерообразные пленки грибницы и темно-бурые, почти черные, ветвящиеся шнуры (ризоморфы), которые служат характерными признаками болезни. Главным признаком поражения опенком являются плодовые тела гриба, которые образуются большими группами на корнях, стволах и пнях. Они имеют вид однолетних желтовато-бурых шляпок на длинных ножках.

болезни ели

Пленки грибницы опенка


Корневые гнили приводят к ослаблению и усыханию деревьев и целых насаждений, способствуют ветровалу и заселению стволовыми вредителями.

Пестрая ядровая гниль стволов и ветвей (возбудитель – еловая губка – Porodaedalea chrysoloma). Гниль бурая с белыми продолговатыми пятнами, ямчато-волокнистая, отделяющаяся от здоровой древесины бурым или темно-коричневым кольцом, заметным на поперечном срезе. Плодовые тела многолетние, деревянистые, распростертые или распростерто-отогнутые, коричневые или желтовато-коричневые, трещиноватые. Образуются на стволиках и с нижней стороны ветвей.

Пестрая ямчатая гниль стволов (возбудитель – еловый комлевой трутовик – Onnia triqueter). Гниль желтоватого цвета с овальными белыми пятнами, развивается в комлевой части стволов и в корнях. Плодовые тела однолетние, в виде коричневых тонких шляпок, расположенных черепитчатыми группами.

Бурая ядрово-заболонная гниль стволов (возбудитель – окаймленный трутовик – Fomitopsis pinicola). Гниль рыжевато-бурая, с трещинами, заполненными беловатыми пленками грибницы, распадается на мелкие призмы и легко растирается в порошок. Плодовые тела многолетние, крупные, деревянистые, подушковидные, копытообразные, от светло-желтого до буровато-серого, почти черного цвета с характерным широким оранжевым или красным краем.

Бурая мелко-трещиноватая гниль стволов (возбудитель – северный трутовик – Clymacocystis borealis). Гниль ядровая, развивается в нижней части ствола, на высоте до 3 м. Пораженная древесина буровато-желтая, с многочисленными трещинами, заполненными белой грибницей, распадается на мелкие призмы и кубики. Плодовые тела однолетние, в виде светлых подушковидных шляпок, расположенных черепитчатыми группами.


Стволовые гнили приводят к постепенному ослаблению деревьев, снижению их устойчивости к бурелому, заселению стволовыми вредителями.

Рекомендуем прочитать:

Целебные свойства ели


В отличие от своих хвойных собратьев – сосны, можжевельника и пихты – ель обыкновенная пока не относится к растениям, используемым официальной медициной.

Виды и сорта елей в ландшафтном дизайне

ели в ландшафтном дизайне

Ель обыкновенная ‘Compacta’

Чаще всего сады и парки украшают ель колючая, ель европейская и ель сербская, несколько реже можно увидеть ель канадскую, черную и Энгельмана.

Ель и её виды

виды елей

В нашей стране это дерево ― символ Нового года и главное украшение зимнего пейзажа. Однако далеко не все знают, насколько многочисленны виды елей.

Белки предпочитают еловые шишки: они проворачивают ее вокруг оси, обгрызая чешуйки и выбирая из-под них семена. Зверек начинает отделять чешуйки всегда с толстого конца шишки — с черешка. Главные помощники белки — клесты-еловики.

Кто питается семенами растений?

Растительноядными называют животных, которые питаются растительной пищей. Среди домашних животных это корова, лошадь, коза, овца, кролик. Среди диких — бабочки, некоторые жуки, наземные моллюски, многие звери (зайцы, мыши, кенгуру, хомяки, жирафы, слоны, лоси).

Как Клест ест шишки?

Чаще всего удается увидеть этих птиц зимой в ельниках. Небольшие стайки клестов, облепив вершину плодоносящей ели, срывают шишки и, зажав их лапами на конце еловой ветви, ловко выклевывают семена. Выбрав небольшую часть семян, птица бросает шишку и летит за другой.

Кто собирает шишки в кучу?

Чтобы добраться до орехов, медведь собирает шишки в кучу и раздавливает их лапами, откуда потом, лежа на земле, выбирает языком орешки вместе со скорлупой. Скорлупа частично выбрасывается во время трапезы, а частично съедается. Часто внимание мишек привлекают запасы орехов, сделанные бурундуками.

Кто ест плоды и семена?

Семена лесных деревьев и кустарников обычно употребляют около 50 видов птиц: голуби, большой пестрый дятел, свиристель, дрозды, зарянка, славки, синицы, пищуха, поползень, чечетка, снегирь, щур, клесты, зяблик и некоторые другие вьюрковые, сойка, кедровка, кукша.

Какие животные едят гусениц?

Кукушка — птица насекомоядная и к тому же большая обжора. И главное — она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы.

Что относится к всеядным животным?

К всеядным животным относятся, например, тараканы, страусы, крысы, свиньи, большинство видов медведей, а также шимпанзе и, конечно же, человек. Их система пищеварения не столь узко специализирована, как у плотоядных или растительноядных, поскольку она может переваривать как растительную, так и животную пищу.

Чем питается птица Клест?

В любое время года клесты совершают перекочёвки, покидая области с неурожаем шишек и скопляясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов. Помимо хвойных семян клесты питаются сорняками и семенами подсолнуха, иногда насекомыми.

Кто из птиц ест шишки?

Любителями семян сосны и ели являются дятлы. Сорвав с дерева шишку, большой пестрый дятел втискивает ее в щель на дереве верхушкой вверх, а затем ударами клюва отгибает чешуйки и вынимает семена. Такие пустые шишки можно часто увидеть под деревьями зимой.

Чем питается птица дубонос?

Питается косточками черёмухи и вишни, менее охотно поедает рябину и бузину, а также семена граба, клена, чертополоха, подсолнуха, буковые орешки.

Какое животное собирает шишки?

Когда белка — этот красивый зверек — ищет шишки, бегая по снегу, ее легче находит по следу собака. Охотники Севера знают, что так называемая белка-низовка обычна в тех лесах, куда прилетает много клестов.

Какие виды шишек бывают?

  • Следующая на очереди Сосна горная (Pinus montana)
  • Крым наш, поэтому Сосна крымская и Сосна черная. …
  • Сосна Веймутова (Pinus strobus) прекрасна во всем и нежно любима мной лично. …
  • Сосна кедровая сибирская или сибирский кедр (Pinus sibirica). …
  • Теперь Сосна кедровая корейская(Pinus koraiensis).

Кто спит в берлоге?

В выбранное логово медведь натаскивает ветошь, мох и сухие листья, а сверху застилает берлогу хворостом и ельником. Медведь ложится в берлогу один, медведица же иногда с прошлогодними медвежатами и пестуном, причем всегда лежит впереди них.

Какие процессы нужны для образования плода?

1. Процессы, необходимые для образования плода: — Образование цветка — Опыление — Оплодотворение — Образование плода. Подсказки : Лепестки; Тычинки; Цветоложе; Пестик; Цветоножка; Чашелистики.

Какие животные распространяют семена растений?

Как и муравьи, очень многие птицы, грызуны и другие животные растаскивают семена и плоды, создавая для себя запасы. Но довольно часто об этих запасах забывают или отказываются от них, если они повреждены. Наиболее активные собиратели запасов среди птиц — сойки, дятлы и вороны.

Как образуются семена и плод?

Так, после оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры и зародыша. После опыления и оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. … Если в завязи одна семяпочка — образуется односемянный плод, а если много, то плод будет многосемянный.

Читайте также: