По радио объявили о посадке самолета грамматическая основа
Добавил пользователь Morpheus Обновлено: 18.09.2024
Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.
Узнаем, как правильно выполнить синтаксический разбор предложения в зависимости от наличия в нём одной или двух и более грамматических основ. С этой точки зрения различают синтаксический разбор простого и сложного предложения.
Синтаксический разбор простого предложения
Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).
Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:
- Определить вид предложения по цели высказывания
- Характеристика предложения по эмоциональной окраске
- Выяснить грамматическую основу
- Указать вид простого предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное)
- Определить тип односоставного предложения
- Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое
- Определить, полное предложение или неполное
- Указать, осложнённое предложение или неосложнённое
- Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией
- Составить схему предложения
Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.
Характеристика простого предложения
1. По цели высказывания различают предложения:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.
На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.
Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.
Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.
2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на
Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.
Дети с интересом слушают бабушкину сказку.
Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.
3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.
4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.
Осеннее небо заплакало мелким дождем.
Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.
5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.
Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:
-
(Надеюсь на твою помощь); (Новобранцев провожали с музыкой); (Быстро стемнело); ( По телефону отвечают вежливо).
6. Выясним, есть ли в предложении второстепенные члены, по наличию которых или отсутствию предложение характеризуется как распространённое или нераспространённое .
7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.
Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).
8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются
- однородные члены;
- обращения
- вводные слова
- вставные конструкции
- обособленные члены предложения.
Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.
9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:
- подлежащее — одной прямой линией ( );
- сказуемое — двумя прямыми линиями ( );
- определение — волнистой линией ( );
- дополнение — штриховой линией ( );
- обстоятельство — линией, в которой чередуются штрих и точка ( ).
Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.
Примеры синтаксического разбора простого предложения
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга .
Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?
Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.
Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.
Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.
Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.
Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.
Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.
Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.
Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:
- Вид предложения по цели высказывания.
- Вид предложения по эмоциональной окраске.
- Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
- Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
- Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
- Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
- Разобрать каждое простое предложение.
- Составить схему предложения.
Выполним синтаксический разбор сложных предложений.
Примеры синтаксического разбора сложного предложения
На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.
На темном небе сверкнула яркая молния , и раздался оглушительный гром .
Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.
Городская площадь , на которой шумела ярмарка , была украшена шарами , флагами и яркими транспарантами .
Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.
Девушка огорчилась : она забыла вернуть подруге журнал .
(1)У некоторых слушателей возникает ошибочное мнение: если инструмент большой, то звучать он должен обязательно грубо и громко. (2)Однако сила звука контрабаса небольшая, но тембр очень красив и обладает специфической и неповторимой окраской. (3)Густой, богатый, сочный, бархатный, мягкий – так можно описать характер контрабасового тона, который порой может звучать как человеческий голос. (4)Звук контрабаса самый низкий в струнной группе симфонического оркестра, совместно с фаготами и тубой он выстраивает гармонический фундамент в произведениях, которые исполняются музыкальным коллективом. (5)Диапазон контрабаса не превышает четырёх октав и зависит от мастерства исполнителя, а также его возможностей качественно извлекать не только низкие, но и весьма высокие звуки.
1) Грамматическая основа одной из частей предложения (1) – он должен звучать.
2) Предложение (2) сложное бессоюзное.
3) Грамматическая основа одной из частей сложного предложения (3) – можно описать.
4) Предложение (4) сложное, с бессоюзной и подчинительной связью, состоит из трёх грамматических основ.
5) Предложение (5) сложное, состоит из двух грамматических основ.
3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
1) ПРОГЛОТИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
2) НЕ РЕШЁН (вопрос) – краткое страдательное причастие прошедшего времени с частицей НЕ пишется с раздельно.
3) РАСТАЯВШИЙ (лёд) – правописание гласной в суффиксе действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
4) ВСКРИКНУТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) КАМЕННЫЙ – в прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН.
Прочитайте текст и выполните задания 6-9.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
*Л. Овчинникова – современная российская писательница.
1) Рая Иванова поступила в ремесленное училище.
2) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
3) Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.
4) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р.А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров.
5) Во время войны, в мае 1942 года, во Дворце пионеров работал только кружок рисования.
1) 3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами.
2) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда.
3) Моряки знали цену мужеству.
4) Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы.
5) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б.Н. Головина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Грамматическая основа: береза – подлежащее, выражено существительным; росла – простое глагольное сказуемое, выражено глаголом прошедшего времени.
Грамматическая основа: пилот – подлежащее, выражено существительным; посадил – простое глагольное сказуемое, выражено глаголом прошедшего времени.
Грамматическая основа: холод – подлежащее, выражено существительным; приходит – простое глагольное сказуемое, выражено глаголом настоящего времени.
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Задание 6 № 3533
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) Поблагодарив зрителей, артисты раздали автографы.
2) Разрабатывая проект, нами был составлен план.
3) Неотложные дела заставили нас вернуться в столицу.
4) По приезду в аэропорт я купил билет до Новосибирска.
Разрабатывая проект, мы составили план. По приезде в аэропорт я купил билет до Новосибирска.
Когда мы разрабатывали проект, нами был составлен план. По приезде в аэропорт я купил билет до Новосибирска.
Читайте также: