Организация ландшафтно рекреационных территорий и системы озеленения города
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 15.09.2024
Зеленые насаждения селитебной, промышленной территорий и зон массового отдыха должны проектироваться в виде единой системы. Удельный вес озеленения территорий различного назначения в пределах застройки городов должен быть не менее 40 %, а в границах жилых районов – не менее 25 %.
Зеленые насаждения общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары) рекомендуется равномерно размещать на селитебной территории вблизи общественных центров и спортивных комплексов. При этом необходимо обеспечить непосредственный контакт всех жилых районов города с его парковой системой, что определяется оздоровительными и рекреационными требованиями.
Площадь общегородских парков целесообразно принимать не менее 15 га, садов, жилых районов – 3 га, скверов – 0,5 га.
Последовательность проектирования системы озеленения города включает ряд этапов – от выбора территории под зеленые насаждения до дифференциации зеленых насаждений по назначению.
Площадь озелененных территорий общего пользования – парков, садов, скверов, бульваров, размещаемых на селитебной территории городских и сельских поселений, следует принимать по таблице 5.
В крупнейших, крупных и больших городах существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их дополнительно к указанным в таблице 5 озелененным территориям общего пользования, исходя из расчета не более 5 м 2 /чел.
Таблица 5 – Площади озеленения территорий общего пользования
Озелененные территории общего пользования | Площадь озелененных территорий, м 2 /чел. | ||
крупнейших, крупных и больших городов | средних городов | малых городов | сельских поселений |
Общегородские | 8 (10)* | ||
Жилых районов | – | – | |
Примечания: * В скобках приведены размеры для малых городов с численностью населения до 20 тыс. чел. 1. Для городов–курортов приведенные нормы общегородских озелененных территорий общего пользования следует увеличивать, но не более чем на 50 %. 2. В средних, малых городах и сельских поселениях, расположенных в окружении лесов, в прибрежных зонах крупных рек и водоемов площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20 %. 3. Площадь озелененных территорий общего пользования в поселениях степных и лесостепных районов допускается увеличивать, но не более чем на 20 %. |
В структуре озелененных территорий общего пользования крупные парки и лесопарки шириной 0,5 км и более должны составлять не менее 10 %. Время движения до городских парков должно быть не более 20 мин, а до парков планировочных районов – не более 15 мин. В сейсмических районах необходимо обеспечивать свободный доступ к паркам, садам и другим озелененным территориям общего пользования, не допуская устройств оград со стороны жилых районов.
В крупнейших, крупных и больших городах, наряду с парками городского и районного значения, необходимо предусматривать специализированные – детские, спортивные, выставочные, зоологические и другие парки, ботанические сады, размеры которых следует принимать по заданию на проектирование.
Ориентировочные размеры детских парков допускается принимать из расчета 0,5 м 2 /чел., спортивных парков 12 м 2 /чел., включая площадки и спортивные сооружения, нормы расчета, которых приведены в СП [11].
В общем балансе территории парков и садов площадь озелененных территорий следует принимать не менее 70 %.
Транспортно-планировочная организация города
Частота пользования транспортом для трудовых и культурно-бытовых поездок зависит от величины и планировочной структуры городов. Коэффициент пользования транспортом для малых городов с компактным планом составляет 0,5, для крупных городов с расчлененной структурой – 0,8.
В соответствии с рекомендациями СП [11] затраты времени на передвижение от мест проживания до мест работы для 90 % трудящихся (в один конец) в городах до 250 тыс. чел. не должны превышать 35 мин. При этом пешеходная доступность мест приложении труда до 2 км требует удобных пешеходных путей в стороне от транспортных магистралей (человек, по рекомендациям специалистов, должен в течение дня пройти – 5 км). Выполнение этих важных социальных критериев жизнедеятельности требует соответствия планировочной структуры системе транспортно-пешеходных связей и прогрессу транспортных средств.
Улично-дорожную сеть городов необходимо проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движений, архитектурно-планировочной организации территории и характера рельефа и застройки.
В практике градостроительства сложилось шесть основных схем уличных сетей города: радиальная, радиально-кольцевая, лучевая, прямоугольная, комбинированная и свободная.
Категории улиц и дорог проектируемого города определяются в соответствии с СП [11].
Система магистральных улиц и дорог является каркасом всей транспортно-планировочной организации города. Плотность их сети принимается 1,5–2 км/м 2 , что соответствует шагу магистралей 800–1000 м.
Магистральные улицы городского значения, связывая основные, делят селитебную территорию на жилые районы. Магистральные улицы районного значения проходят по территории жилых районов и служат для быстрейшего вывода движения на магистральные улицы городского значения. Жилые улицы проектируются для организации местного движения.
Общая ширина улиц зависит от интенсивности транспортного и пешеходного движения и составляет (в пределах красных линий) для магистральных улиц городского значения – 60 м, районного значения – 35 м, жилых улиц – 25 м (приложение 5).
Продольные уклоны проезжей части для магистральных улиц городского значения – 5 %, районного значения – 6 %.
Ширина тротуаров принимается кратной ширине 0,75 м, для городских магистралей – 4,5 м, районных – 3 м.
Целесообразно выделить главную улицу, связанную с главной площадью города, где исключается транзитное движение транспорта.
Площади, как основные транспортные и композиционные узлы города, подразделяются на следующие типы: главная площадь (2–4 га), площади перед крупными общественными зданиями (0,5–1,8 га), транспортные площади (1–1,5 га), вокзальные площади (0,5–1,5 га), площади многофункциональных транспортных узлов (1–2 га), предзаводские площади (0,5–1 га). Продольные и поперечные уклоны площадей следует принимать не более 3 %, соотношение сторон площади составляет от 1:1 до 1:3.
Читайте также: