Куйбышевский метод закаливания в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1 - дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2 - дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 - имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Общие требования:

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:

  • соблюдение санитарных и гигиенических требований;
  • сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
  • специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;
  • поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 о С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный режим.

Организованная двигательная деятельность

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
  2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю)
  3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
  4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
    1. утром
    2. после завтрака
    3. на прогулке
    4. после сна
    5. на второй прогулке

    Закаливание:

    • оздоровительные прогулки, ежедневно
    • умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
    • полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
    • воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
    • ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

    Оздоровительная работа

    1. Сквозное проветривание
    2. Санитарный режим
    3. t = 20-22 о С
    4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
    5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
    6. Утренняя гимнастика
    7. Физкультурные занятия
    8. Подвижные игры
    9. Закаливание:
      1. оздоровительные прогулки;
      2. умывание прохладной водой;
      3. воздушные ванны:
        а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
        б) дорожка здоровья;
        в) облегченная одежда;
        г) сон с открытой фрамугой.

      Основные принципы и средства закаливания

      С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

      Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее. При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

      1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

      2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

      3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

      Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

      1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
        После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
      2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
        Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
      3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24-26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19-20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
        Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

      Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

      Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

      • в младших группах до 20-25 мин.
      • в старших группах до 30-40 мин.

      Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды. В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей. Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

      В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) особое значение уделяют закаливанию организма.

      Микляева Н.М. отмечает, что одним из факторов воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня, который должен строго соблюдаться в дошкольных образовательных учреждениях. Для этого в дошкольных учреждениях разработаны разнообразные виды физической нагрузки, а также оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе и закаливающие мероприятия в режиме дня детей дошкольного возраста. [ 4 ; с.17].

      Э.Я. Степаненкова уделяет внимание одной из форм физического воспитания - это закаливающие процедуры, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей. В старшем возрасте процесс закаливания многообразен. Он включает в себя специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны) и определенные условия в связи с установленным режимом дня (проветривание, длительность прогулок, двигательная активность); по исследованиям А.В. Кенеман все это обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывает в нем благоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает положительно-эмоциональное состояние психики) [8; с.287].

      Одна из целей закаливания, которая прописывается в ФГОС дошкольной организации — это выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки [11].

      Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Закаливание – развитие наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, которые поступают из окружающей среды (изменение температуры, влажности, скорости движения воздуха, степени солнечного облучения и т.д.) [ 2 ].

      Закаливание укрепляет организм, делает работу всех органов более слаженной. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Крепкий организм становиться менее восприимчив к многим инфекциям. Закаливающие мероприятия укрепляют иммунную систему, а это очень важно для развития растущего организма ребёнка. Противопоказаний для закаливания нет. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают. После выздоровления, через 1-2 недели, его возобновляют с начального периода [2].

      Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними.
      Физиологическая сущность закаливания обуславливает определенные требования к организации работы с детьми:
      1. Закаливание нужно проводить систематически, в течении всего года, с учетом сезонных явлений.
      2. Постепенно увеличивать силу сезонных раздражителей.
      3. Учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения.
      4. Использовать природные факторы в связи с режимом, правильной организацией всей деятельности ребенка, так как общее укрепление здоровья способствует эффективности закаливания. Все закаливающие мероприятия должны проводиться в комплексе т. к. все они между собой взаимосвязаны.

      5. Закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций.

      В результате организм ребенка приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания [2].

      Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. В.Г. Фролов говорит, что прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Занятия на свежем воздухе расширяют знания детей о природных и погодных явлениях, помогают установить причинные связи между явлениями, а это влияет на развитие мышления и речи [13 с.3].

      Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.
      Систематичность проведения закаливающих процедур определяется их условно рефлекторной природой. При проведении мероприятий по закаливанию в одно и то же время и в одних и тех же условиях легко образуются условно рефлекторные связи. Физиологическая реакция появляется уже при подготовке ребенка к процедуре. Но связи эти не отличаются прочностью, поэтому закаливающие процедуры должны быть регулярными [3].

      Постепенность в изменении силы раздражителя – необходимое условие закаливания, так как организм не может перестраиваться сразу и соответствующим образом реагировать при резком понижении или повышении температуры. Слишком малая разница в раздражителях или их постоянная величина также не оказываются полезными, так как не вызывают перестройки в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обмене веществ, т.е. закаливание не оказывает глубокого влияния на организм. При определенной устойчивости организма к изменению температуры следует использовать контрастные кратковременные воздействия, что способствует совершенствованию физиологических реакций и более высокой приспособляемости к условиям среды.

      Показателями правильного выбора раздражителя служат кратковременное углубление и учащение дыхания, пульса, а также внешний вид кожи, общая положительная реакция ребенка: хорошее настроение, хорошее самочувствие.

      Учет индивидуальных особенностей необходим при закаливании. Дети с возбудимой нервной системой нуждаются в более осторожном изменении температуры, а также в успокаивающих процедурах перед сном (обтирание, теплая ванна). Заторможенным детям полезны бодрящие процедуры после сна (обливание, душ). Детей с ослабленным здоровьем обязательно нужно закаливать, но постепенность в изменении температуры выдерживать более тщательно: больше временные промежутки, при которых проводятся процедуры с одинаковой температурой. Необходимым является врачебный контроль.

      Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма.

      Таким образом, можно сделать вывод, что все процедуры, включающие в себя процесс закаливания, формируют полноценный день ребенка и создают здоровый образ его жизни. Но поскольку процесс закаливания тесно связан с обменом веществ и энерготратами детского организма, нельзя забывать о важности правильного питания и включения витаминов в рацион ребенка. Потому, что питание является важным компонентом полноценного физического развития детей является рационально организованное питание. Питание – один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное- значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей.
      Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма.

      Педагогам ДОУ и родителям стоит учитывать индивидуальные особенности здоровья дошкольника и грамотно подходить к его оздоровлению, придерживаясь следующих правил: Постепенность. Внедрять процедуры закаливания в жизнь ребёнка следует постепенно, ведь детский организм ещё не приучен к сильным раздражителям. Наилучший результат закаливания будет заметен при установлении строгой дозировки, с постепенным увеличением раздражения. Рекомендуется вводить процедуры закаливания в тёплое время года. Последовательность. Для начала следует внедрить воздушные ванны, и только после переходить к водным и солнечным. Воздушные ванны стоит начать практиковать в помещении и по мере закаливания переносить на открытый воздух. Систематичность. При постоянном закаливании реакция организма на внешние раздражители совершенствуется. Привыкание закладывается в течение долгого времени. Когда закаливающие процедуры проходят от случая к случаю, организм дошкольника не успевает выработать устойчивость к воздействию прохладного воздуха, воды или солнца. Эффект достигается только при регулярном закаливании. Комплекс мероприятий. Лучше всего закаливающие процедуры осуществлять вместе с двигательной активностью, гимнастикой, прогулками на свежем воздухе и соблюдением режима. Индивидуальность. У каждого ребёнка есть особенности, которые надо учитывать – его возраст, общее состояние здоровья, уровень закалённости [7].

      В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный сон. Наряду с различными оздоровительными мероприятиями с детьми старшего дошкольного возраста проводится гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

      В дошкольных учреждениях проводятся разные виды гимнастик.

      Э.Я. Степаненкова обращает внимание, что ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Гимнастика способствует развитию слуха, формирует чувство ритма, темпа, способствует развитию выразительности, грациозности, красоты, музыкальности и ритмичности движений. Часто используются элементы художественной гимнастики, отличающейся пластичностью, утонченностью движениями, танцевальным характером, склонным к импровизации. Зачастую используются гимнастические предметы (мяч, скакалка, обруч, лента). Используются и элементы спортивной гимнастики (растяжка и кувырки) [ 8 ; с.144-145].

      Уникальная методика дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает функцию легких, положительно влияет на обменные процессы. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная гимнастика или упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Дыхательная гимнастика может выполняться на протяжении всего дня и на каждых оздоравливающих мероприятиях [4; с.44].

      Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Т.С. Никанорова уточняет, что упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний [5; с.44].

      Е.Ю. Тимофеева говорит о пальчиковой гимнастике – это развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая пальцами формируются моторные функции, подготавливая руку к письму и происходит влияние на развитие речи, внимания и памяти, улучшает работу мозга [10; с.5].

      Особое внимание в режиме дня надо уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Поэтому надо соблюдать чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения, рациональную неперегревающую одежду детей, соблюдение режима прогулок во все времена года, занятия утренней гимнастикой и физкультурой, использовать в течение дня ходьбу босиком, обширное умывание, сон без маек, Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями). Два раза в неделю проводить занятия по плаванию [ 1 ].

      Когда речь идёт о закаливании, детей можно разделить на три группы по здоровью:

      1) Здоровые, закалённые (возможно интенсивное закаливание);

      2) Здоровые, начинающие закаляться или имеющие лёгкие отклонения в состоянии здоровья;

      3) С хроническими заболеваниями или выраженными отклонениями (щадящее закаливание).

      Закаливание должно быть в удовольствие, и, если ребёнок плачет или недоволен процедурами, не следует его принуждать. Нужно постараться создать благоприятную обстановку и привлечь к процедурам закаливания при помощи игровой деятельности, чтобы он получал удовольствие и чувствовал себя бодро и энергично.

      Процедуры закаливания противопоказаны, если: Не прошло пяти дней после перенесённой болезни или профилактической прививки; Не прошло двух недель после обострения хронического заболевания; У ребёнка повышенная температура.

      В тёплую погоду эффективная процедура закаливания – солнечные ванны. Такое закаливание проводится каждый день в виде пятиминутного пребывания на солнце. Самое благоприятное время для принятия солнечных ванн – раннее утро (с 8 до 9) и вечер (с 15 до 16), так как в это время в спектре солнечного света большее количество ультрафиолетовых лучей, а не инфракрасных, которые обжигают. Голову ребёнка следует покрывать головным убором, а также соблюдать питьевой режим.

      Важно помнить о том, что проведение закаливающих процедур в ДОУ контролируют медицинские работники. В течение лета при регулярном закаливании организм ребёнка вырабатывает устойчивость к прохладе и контрасту, и к наступлению холодов иммунитет к вирусным инфекциям повышается.

      Результативность оздоровительных процедур зависит от того, как к ним относятся дети. Насильственное проведение сеансов спровоцирует стресс и приведет к обратному результату, поэтому очень важно, как можно чаще беседовать с детьми о пользе закаливания, демонстрировать мотивирующие примеры, отмечать личностный и коллективный прогресс [9].

      Закаливающие процедуры в младшей группе:

      • Утренняя гимнастика;
      • Полоскание полости рта после каждого приёма пищи. Обучение чистке зубов;
      • Гимнастика в перерывах между занятиями;
      • Физкультурные занятия в носках или чешках и динамический час на прогулке один раз в неделю;
      • Фитонциды (лук, чеснок);
      • Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30;
      • Оптимальный двигательный режим;
      • Сон без маек;
      • Дыхательная гимнастика;
      • Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
      • Элементы обширного умывания;
      • После полдника полоскание полости рта.

      Закаливание в средней группе:

      • Утренняя гимнастика;
      • Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда;
      • Физкультурные занятия в зале в носках или чешках и динамический час на прогулке один раз в неделю;
      • Гимнастика в перерывах между занятиями;
      • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель);
      • Фитонциды (лук, чеснок);
      • Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30;
      • Оптимальный двигательный режим;
      • Сон без маек и подушек;
      • Дыхательная гимнастика;
      • Обширное умывание, ходьба босиком;
      • Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
      • После полдника полоскание полости рта.

      Закаливание в группе старшего дошкольного возраста:

      • Утренняя гимнастика;
      • Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда;
      • Физкультурные занятия в зале босиком и динамический час на прогулке один раз в неделю;
      • Гимнастика в перерывах между занятиями, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин;
      • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель);
      • Фитонциды (лук, чеснок);
      • Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30;
      • Оптимальный двигательный режим;
      • Сон без маек;
      • Дыхательная гимнастика;
      • Обширное умывание, ходьба босиком;
      • Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
      • Полоскание полости рта после полдника.

      Закаливание в ДОУ – это регулярное использование природных факторов для повышения устойчивости детского организма к изменениям погодных условий. Занятия гимнастикой и закаливание не дают мгновенный эффект, эффект вырабатывается месяцами, и даже годами. Потому так важно соблюдать систематичность проводимых процедур и вести график согласно возрастным категориям дошкольников. Поддерживать регулярность закаливания стоит и родителям, чтобы здоровый образ жизни прививался ребёнку на постоянной основе и вне детского сада.

      Закаливание детей в детском саду: методы, советы, рекомендации

      Честь и хвала тому детскому саду, в котором уделяется достаточное внимание физическому развитию детей, в частности — закаливанию. Привыкание детского организма к пониженным температурам, его адаптация к менее комфортным условиям сказывается и на иммунитете ребёнка, укрепляя его, и на здоровье. Если регулярно проводить закаливание детей, они станут гораздо реже болеть, а в будущем им не грозит букет хронических заболеваний, популярный среди школьников в наши дни.

      Закаливание детей в детском саду: общая методика

      Проводить в жизнь методику закаливания в детском саду должен весь дружный коллектив дошкольного учреждения: и руководство, и медсестра, и воспитатели, да и родители не должны этому противиться. Ничего сложного эта методика собой не представляет. Главное — придерживаться основных принципов закаливания:

      • постепенность: нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;
      • систематичность: только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;
      • учет индивидуальных особенностей, в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.

      Дружный тандем родителей и воспитателей в этом вопросе просто необходим. Закаливание в детском саду должно быть подхвачено и продолжено дома (читайте подробнее про закаливание детей в домашних условиях). Чтобы не был нарушен принцип систематичности, родители должны контролировать закаливание своего ребёнка на выходных, когда малыш находится не в саду, а дома. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, чтобы заинтересовать малыша своим личным примером, закаляясь вместе с ним. К основным процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и солнце.

      Водные процедуры

      Вода — отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:

      • обтирания;
      • обливания;
      • купания.

      Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших воспаление легких или плеврит.

      Воздушные процедуры

      Воздушные процедуры в детском саду

      Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

      • сон на открытом воздухе;
      • прогулки на свежем воздухе;
      • воздушные ванны.

      Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.

      Солнечные процедуры

      Солнечные процедуры в детском саду

      Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту, регулируют теплообмен. Наряду с такими положительными свойствами солнце нередко оказывает вредное действие. Поэтому в детских садах к таким процедурам необходимо подходить ответственно и осторожно. Для младших детей эффективными окажутся солнечные ванны, которые рекомендуется проводить в движении. Однако игры эти должны быть спокойного характера. Солнечные ванны детям нужно принимать:

      • утром (с 8 часов и до 9 часов);
      • после обеденного сна (с 15 часов и до 16 часов).

      Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не было солнечных перегревов.

      Процесс закаливания детей в детском саду потребует от воспитателей и медсестры немалых усилий, но они будут 100%-но оправданы. Мало того, что существенно уменьшится заболеваемость среди посетителей сада, у детей будет хороший сон, отличный аппетит и радостное настроение. Всего этого не смогут не заметить и благодарные родители.

      Специалисты советуют начинать с воздушных ванн, а уже после них переходить к водным процедурам. Рассмотрим несколько правил закаливания ребенка, которые помогут избежать ошибок и повысить иммунитет ребенка в кратчайшие сроки.

      Правила закаливания ребенка

      1. Чем раньше начнете, тем лучше – возраст не имеет значения.

      2. Процедуры должны проводиться систематически, и не важно, будет это контрастный душ, обливания, хождение по снегу или просто воздушные ванны.

      3. Продолжительность процедур увеличивайте постепенно, иначе закаливание может обернуться лечением простуды у ребенка и постельным режимом.

      4. Настроение имеет значение! Поверьте, те же обливания окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех, а не громкий плач.

      5. Станьте примером для подражания. Кроха намного охотнее будет закаляться, видя, что родители и сами с удовольствием принимают участие в водных процедурах.

      6. Повысьте эффективность водных процедур за счет сочетания их с физкультурой или массажем.

      7. Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.

      8. Не допускайте переохлаждения малыша.

      9. Следите, чтобы ребенок не перегрелся.

      10. Руки и ноги малютки перед началом процедур должны быть теплыми.

      Придерживаясь простых правил закаливания ребенка в домашних условиях, вы сможете защитить его не только от частых простуд и хронических заболеваний, но и от плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух.

      Осталось только выбрать подходящий именно вам способ закаливания и можно начинать. Это могут быть: обтирания, ножные ванночки, ванны с постепенным понижением температуры, контрастный душ или обливания холодной водой. Если не можете сделать выбор самостоятельно, посоветуйтесь с педиатром, он непременно поможет.







      Закаливание ребенка солнечными лучами

      Ультрафиолетовые лучи в меру полезны для человеческого организма, под действием ультрафиолета в коже вырабатывается витамин Д, который участвует в процессе усвоения кальция. Чувствительность к ультрафиолету тем выше, чем младше ребенок. Проводить закаливание прямыми солнечными лучами с ребенком до года нельзя. С грудничками нужно находиться в кружевной тени деревьев, прямой солнечный свет им показан только в осенне-зимний период, как профилактика рахита. Температура воздуха при летнем загаре должна быть не больше +30 градусов, лучше всего загорать на пляже возле реки или моря. Время приема солнечных ванн для детей не более 20 минут, количество таких процедур за год не должно превышать 20-30.


      Сейчас очень много говорят о вреде прямых ультрафиолетовых лучей на организм человека, так как они могут вызывать раковые заболевания кожи. Поэтому прислушивайтесь к советам и не появляйтесь с ребенком на улице и открытых пространствах, в том числе на пляже с 11 до 16 часов. Самое полезное время для пребывания на солнце – это утренние часы с 8 до 10 утра и вечер после 17-00.

      Теперь поговорим о правилах закаливания ребенка солнцем:


      1. Защищайте головку малыша от солнечного удара панамкой из легкого натурального светлого материала.

      2. На грудничке во время принятия солнечных ванн должна быть обязательно легкая кофточка или рубашечка, наилучший вариант – батистовая распашонка.

      3. Детей старше года выводите на солнышко сначала в рубашечке, затем в маечке, через несколько дней можно снять майку и совместить закаливание солнцем с закаливанием свежим воздухом. Температура воздуха при этом должна быть выше 20-22 градусов, а погода безветренной.

      4. Водные процедуры применяются после солнечных ванн, а не наоборот, чтобы не вызвать переохлаждение ребенка. После купания, хорошо вытирайте его.

      5. Продолжительность первой солнечной процедуры для грудничка – 3 минуты, у детей после года – 5 минут. Ежедневно увеличивайте время пребывания ребенка на солнышке до 30-40 минут в день.

      6. Противопоказаны солнечные процедуры при жаре выше 30 градусов, а также деткам с онкозаболеваниями.

      7. В рассеянных солнечных лучах (в кружевной тени) ультрафиолета остается практически столько же сколько и в прямых лучах, а вот инфракрасного излучения, которое ведет к перегреву организма летом, значительно меньше.

      8. Если у ребенка случился солнечный удар или перегрев, немедленно занесите его в прохладное помещение, напоите водой, можно искупать его в ванной. При повышении температуры и ознобе дайте жаропонижающее.

      9. Чтобы не допустить перегрева и обезвоживания во время солнечных процедур, увеличьте питьевой режим, не забывайте на прогулку бутылочку с чистой качественной водой.

      10. Лучше всего, если во время солнечных процедур ребенок будет находиться в движении. Сон на солнышке полезен только зимой.


      Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Летом лучше всего мыть ноги на воздухе-это усиливает закаливающее действие.


      Общее обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°,через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20°(2-4 года) и до 18° ( 6—7-лет).


      Прогулки на свежем воздухе — отличное закаливание ребенка. Приучитегулять его в любую погоду, ежедневно быватьна свежем воздухе. Не забывайте брать с собойна улицу игрушки, велосипед и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.

      Физические упражнения в комплексе повышают эффективность закаливающих процедур.


      В детском саду для этого используются:

      • Утренняя гимнастика
      • Физкультурные занятия
      • Ритмическая гимнастика
      • Дыхательная гимнастика (логоритмические упражнения)
      • Спортивные развлечения
      • Подвижные игры
      • Спортивные упражнения на прогулке

      Занимайтесь спортом всей семьей!


      Хождение босиком — широко практикуемый прием закаливания. Происходит тренировка мышц стопы, предохраняя от плоскостопия. Рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо сначала по 1 минуте и прибавляя каждые 5—7дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10минут ежедневно.


      Хождение по массажной дорожке. В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела. По массажной дорожке дети проходят босиком 3-5 кругов, выполняя специальные упражнения.


      Купание в реке, озере и море. Это из лучших способов закаливания, сочетаниевоздействия воздуха, солнечного света,воды и движений. Начинайте при установившейся температуре воды в водоеме не ниже 22—23°,воздуха —25—26°.Наилучшее время длякупания от 10 до 12 часов утра. Ребенкуразрешается купаться 1 раз в день.


      Солнечные ванны — оказывают общее укрепляющее действие. Ребенок ложится на сухую подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова покрыта панамой. 1я процедура- 4 мин. (ребенок постоянно меняет положение, подставляя солнцу спину) .

      Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте. Постепенно солнечною ванну можно довести до 25—30минут.

      Через 2—3минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28°и устроить на полчаса отдыхать в тени.

      Читайте также: