Описание экологической тропы в детском саду

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Характеристика тропы

Вид тропы: экологическая

Год закладки: 2017

Состояние тропы: хорошее

Режим пользования : познавательные экскурсии, исследования

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Экологическая тропа располагается на территории детского сада, открытого в 1963 году.

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

И тогда я понял,

можно только сердцем.

1. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

2. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

5. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.

Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление паспорта экологической тропы.

3. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

4.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

Экологические конкурсы, викторины;

Решение экологических ситуативных задач;

Чтение художественной литературы;

Экологические досуги, развлечения, праздники;

Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

Изготовление рисунков, поделок;

Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

Участие в конкурсах

Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

5. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

6. Разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на маршруте экологической тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).

Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога

Объекты экологической тропы


1. Сосновый бор

Информация об объекте

Сосновый бор – это лес в котором растут преимущественно хвойные породы деревьев.


2. Фруктовый сад

Информация об объекте

Фруктовый сад – сад в котором растут фруктовые деревья и ягодные кустарники. Яблоня, Груша, Рябина, Абрикос, Вишня, Смородина, Крыжовник, Калина


3. Цветник

Информация об объекте

На территории детского сада нами разбита клумба с различными цветами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.


4. Аптекарский огород

Информация об объекте

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу

— Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Объекты для наблюдений:

2. Перечная мята (мелиса)


5. Следы зверей

Информация об объекте.

В наших лесах обитают лоси, кабаны, зайцы, косули, волки, лисы, ежи. Оформленный стенд знакомит детей со следами этих животных


6. Музей леса

Информация об объекте

На стенде размещены спилы деревьев, которые растут на территории нашего района. Это – береза, клен, тополь, сосна, груша, яблоня, ясень


7. Муравьишкин дом

Муравейник - гнездо муравьёв, которое, как правило, заметно своей надземной частью, представляющей собой кучу из кусочков листьев, хвои, веточек и земли (является надземной частью муравьиного гнезда, которое состоит из сложной системы ходов и миниатюрных сооружений)


8. Птичий дом

Объекты для наблюдений : голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.


9.Пасека

Па́сека — специально оборудованное место, где содержатся медоносные пчёлы

На нашем объекте экологической тропы размещены ульи и макеты пчел.

Цель: Познакомить детей с устройством пасеки, для чего она нужна и чем полезны пчелы для людей.


10. Санитарная зона

В специально отведенном месте на территории детского сада расположена санитарная зона, на которой установлен контейнер для сбора сухого мусора


11. Метеостанция

Информация об объекте

При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Оборудование детской метеостанции включает в себя:

Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.


12. Зона отдыха

Информация об объекте

При входе на территорию детского сада расположена зона, на которой находятся удобные скамеечки, искусственный водоем, декоративные колодец, мельница и мостик; вазоны с цветами. Созданы условия для отдыха родителей и детей.

Список источников

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

4. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.

5. Пенькова, Л.А. Безгина Е.Н., Евфратова Т.Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М.: Творческий центр, 2008 – 103 с.

Экологическая тропинка

– как средство формирования экологической культуры

и любви к родному краю у детей дошкольного возраста.

Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский

«Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.

В наше время проблемы экологи­ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи­тельная, ведущая к нарушению эколо­гического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание изменить уже сложившуюся среду, придать индивидуальный облик территории детского сада за счёт создания экологической тропинки.

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах.

Экологическая тропа – специально оборудованный учебный маршрут на природе, где открываются возможности использования интересных и разнообразных форм работы с дошкольниками, позволяющими решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.

Обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям:

  • познавательному,
  • речевому,
  • физическому,
  • социально-личностному,
  • художественно-эстетическому.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Значение тропинки разнообразно:

Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Просветительская работа с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

Выделяют три основных типа экологических тропинок:

  • на территории дошкольного учреждения
  • в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.)
  • в здании детского сада (уголок природы, экологическая комната, зимний сад, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, мини-огороды на окнах, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах).

Целью создания нашей экологической тропинки стало:

Приобщение детей к природе родного края, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умение образно воспринимать и любить окружающим мир, оздоровление дошкольников.

Задачи:

- учить детей оценивать воздействие человека на природу;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;

- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края

- воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины;

- способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения работы по объектам экологической тропы;

- повысить экологическое просвещение родителей;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.


Основные критерии выбора маршрута и точек экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
Перед самым началом создания работы, мы изучили литературу по созданию тропинки, провели консультации и семинар.

Этапы создания и оформления тропинки:

Вашему вниманию мы предлагаем рекомендации по организации экологической тропинки ДОУ. Рыжова Н. А. определила следующие этапы создания экологической тропы:
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Создавая экологическую тропинку на территории сада, мы помнили правило, что экологическая тропинка — это не ухоженная клумба. Для создания тропинки можно использовать старые деревья, пни, замысловатые коряги, которые будут служить точками для интереснейших наблюдений.

На первом этапе создания тропинки мы провели обследование территории и выделили будущие видовые точки.

На территории, мы разместили фито – грядку с лекарственными растениями: с такими распространенными как: мать – и мачеха, подорожник, одуванчик, крапива, лопух, ромашка аптечная, мята, валерьяна, душица, зверобой и др. На этой видовой точке у воспитателя имеется возможность показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности.

На территории детского сада уже был искусственный водоем, для наблюдений этим летом мы запустили рыб (ротаны). Дети с удовольствием кормили их, наблюдали за ними.

Старые пни, которые есть на всех участках детского сада, покрытые мхами, лишайниками, на которых время от времени растут грибы, расположенные в затененном месте, по которым можно определить стороны света, а также через лупу рассмотреть насекомых и посчитать кольца на дереве.

В качестве видовых то­чек, прежде всего, выбирали деревья, кустар­ники разных пород, разного возраста, причудливой формы, которых очень много на территории детского сада. Это и клен, береза, вяз, осина, черемуха, рябина, ель, сосна. Обращали внимание на места, на которых рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи, сравни­вая их, можно наглядно показать отличия раз­ных жизненных форм растений.

Экологическую тропинку со­здавали без осо­бых дополнительных затрат. В состав видовых точек экологической тропинки мы включили те объ­екты, которые уже были на нашей территории, а в дальнейшем, когда появлялась возможность, дополняли тропинку новыми точками. Эта работа продолжается и в настоящее время. Так, например, площадка для наблюдения за ветром, выпадением осадков, состоянием погоды в будущем будет дополнена дополнительными материалами (флюгер, рукава – для определения ветра).
2. Составление карты - схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.


4. Описание и фотографирование всех точек, объектов тропинки.

Работа ведется постепенно. Вся информация собирается в папки, отдельно по каждой точке. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Родители также принимают участие в сборе материала по объектам (создание тематических альбомов).


5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения.

ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:

Для организации работы на экологической тропинке был оформлен

Паспорт со­держит:

1. Характеристика территории детского сада (площадь территории и детского сада).

2. Растительный мир и животный мир (растения, деревья, кустарники, насекомые, которые можно встретить на территории).

3. Загрязнение территории (удаленность от магистралей, предприятий)

4. Влияние учреждения на окружающую среду.

5. Характеристика здания (помещений детского сада).

6. Картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов.

7. Фотоматериал (фотографии или рисунки объектов в разное время года, с необходи­мой для воспитателя информацией (описание видовых точек экологической тропинки).

Были оформлены выносные таблички с уловными обозначениями точек и объектов. Созданы папки с методическими рекомендациями по точкам экологической тропинки.

ОГРАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем возду­хе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время можно по­сещать разные точки, даже одну точку за про­гулку. Одни и те же объекты изучаются много раз, особенно в разные сезоны года. Если проходит ознакомительная прогулка можно посетить разные точки, если же преследуется кон­кретную цель, (например, при помощи луп ис­следовать пень), то необходимо ограничиться одним объ­ектом.

Мы составили общие рекомендации по работе с детьми на каждой точке экологической тропинки (Наталья Александровна Рыжова)


- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

На тропинке проводятся:

- Наблюдения в разные времена года.

Например, с детьми младшего возраста организовываются наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (лопухом, ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы наблюдают за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах лис­тьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

- элементарные опыты

На протяжении всего лета выращивали овощи. Посадили семечко, а выросли помидоры и морковь.

Опыты с песком и водой (мокрый, сухой), постройки из песка, рисуем на песке.

Игры с вертушками, мыльными пузырями - определяем есть ли ветер, какой он? Наблюдаем за осадками, солнышком – работа на метеостанции.

Зимой исследуем лёд, снег. Строим, лепим постройки. Весной выясняем, что произошло со снегом.

- игры (подвижные, дидактические)

- трудовая деятельность. Наши дети ухаживали за огородом и цветниками, участвовали в сборе урожая и семян цветов

- театрализованные занятия и развлечения

В течение года проводим праздники и развлечения, инсценировки, где героем является Дед. Он проводит игры, дает задания детям, которые они выполняют.

- экскурсии

Экскурсии, прогулки проводятся с целью наблюдения объектов на территории экологической тропинки и на территории парка, улицах поселка, в разные времена года.

Важно использовать интегрированный подход при организации работы с детьми: свои впе­чатления об увиденном на тропинке, дети выражают на за­нятиях музыкой, изобразительной, театрали­зованной деятельностью, в подвижных играх.

Работа с родителями.

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми:

  • изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок,

1-3.jpg

Развитие познавательного отношения детей 3-7 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Задачи:

  • Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
  • Формирование системы экологических знаний и представлений.
  • Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Механизм выполнения

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Сроки реализации проекта: один год

Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.

Ожидаемые результаты

  • создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
  • повышение уровня знаний по экологии у детей;
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
  • сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями;интерес к познанию живого;
  • сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей;стремление удовлетворить потребности живого организма;проявление гуманных чувств к живому.

Значение экологической тропы:

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (август)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап – итоговый, диагностический (апрель-май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Описание проекта

Принципы положенные в основу работы:

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

  • формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при соблюдении принципаприродосообразности.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

  • правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
  • Участие в конкурсах
  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • Фотовыставки;
  • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
  1. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями.

Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение нескольких лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи.

Экологическая тропинка

– как средство формирования экологической культуры

и любви к родному краю у детей дошкольного возраста.

Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский

«Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.

В наше время проблемы экологи­ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи­тельная, ведущая к нарушению эколо­гического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание изменить уже сложившуюся среду, придать индивидуальный облик территории детского сада за счёт создания экологической тропинки.

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах.

Экологическая тропа – специально оборудованный учебный маршрут на природе, где открываются возможности использования интересных и разнообразных форм работы с дошкольниками, позволяющими решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.

Обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям:

  • познавательному,
  • речевому,
  • физическому,
  • социально-личностному,
  • художественно-эстетическому.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Значение тропинки разнообразно:

Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Просветительская работа с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

Выделяют три основных типа экологических тропинок:

  • на территории дошкольного учреждения
  • в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.)
  • в здании детского сада (уголок природы, экологическая комната, зимний сад, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, мини-огороды на окнах, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах).

Целью создания нашей экологической тропинки стало:

Приобщение детей к природе родного края, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умение образно воспринимать и любить окружающим мир, оздоровление дошкольников.

Задачи:

- учить детей оценивать воздействие человека на природу;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;

- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края

- воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины;

- способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения работы по объектам экологической тропы;

- повысить экологическое просвещение родителей;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.


Основные критерии выбора маршрута и точек экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
Перед самым началом создания работы, мы изучили литературу по созданию тропинки, провели консультации и семинар.

Этапы создания и оформления тропинки:

Вашему вниманию мы предлагаем рекомендации по организации экологической тропинки ДОУ. Рыжова Н. А. определила следующие этапы создания экологической тропы:
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Создавая экологическую тропинку на территории сада, мы помнили правило, что экологическая тропинка — это не ухоженная клумба. Для создания тропинки можно использовать старые деревья, пни, замысловатые коряги, которые будут служить точками для интереснейших наблюдений.

На первом этапе создания тропинки мы провели обследование территории и выделили будущие видовые точки.

На территории, мы разместили фито – грядку с лекарственными растениями: с такими распространенными как: мать – и мачеха, подорожник, одуванчик, крапива, лопух, ромашка аптечная, мята, валерьяна, душица, зверобой и др. На этой видовой точке у воспитателя имеется возможность показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности.

На территории детского сада уже был искусственный водоем, для наблюдений этим летом мы запустили рыб (ротаны). Дети с удовольствием кормили их, наблюдали за ними.

Старые пни, которые есть на всех участках детского сада, покрытые мхами, лишайниками, на которых время от времени растут грибы, расположенные в затененном месте, по которым можно определить стороны света, а также через лупу рассмотреть насекомых и посчитать кольца на дереве.

В качестве видовых то­чек, прежде всего, выбирали деревья, кустар­ники разных пород, разного возраста, причудливой формы, которых очень много на территории детского сада. Это и клен, береза, вяз, осина, черемуха, рябина, ель, сосна. Обращали внимание на места, на которых рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи, сравни­вая их, можно наглядно показать отличия раз­ных жизненных форм растений.

Экологическую тропинку со­здавали без осо­бых дополнительных затрат. В состав видовых точек экологической тропинки мы включили те объ­екты, которые уже были на нашей территории, а в дальнейшем, когда появлялась возможность, дополняли тропинку новыми точками. Эта работа продолжается и в настоящее время. Так, например, площадка для наблюдения за ветром, выпадением осадков, состоянием погоды в будущем будет дополнена дополнительными материалами (флюгер, рукава – для определения ветра).
2. Составление карты - схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.


4. Описание и фотографирование всех точек, объектов тропинки.

Работа ведется постепенно. Вся информация собирается в папки, отдельно по каждой точке. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Родители также принимают участие в сборе материала по объектам (создание тематических альбомов).


5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения.

ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:

Для организации работы на экологической тропинке был оформлен

Паспорт со­держит:

1. Характеристика территории детского сада (площадь территории и детского сада).

2. Растительный мир и животный мир (растения, деревья, кустарники, насекомые, которые можно встретить на территории).

3. Загрязнение территории (удаленность от магистралей, предприятий)

4. Влияние учреждения на окружающую среду.

5. Характеристика здания (помещений детского сада).

6. Картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов.

7. Фотоматериал (фотографии или рисунки объектов в разное время года, с необходи­мой для воспитателя информацией (описание видовых точек экологической тропинки).

Были оформлены выносные таблички с уловными обозначениями точек и объектов. Созданы папки с методическими рекомендациями по точкам экологической тропинки.

ОГРАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем возду­хе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время можно по­сещать разные точки, даже одну точку за про­гулку. Одни и те же объекты изучаются много раз, особенно в разные сезоны года. Если проходит ознакомительная прогулка можно посетить разные точки, если же преследуется кон­кретную цель, (например, при помощи луп ис­следовать пень), то необходимо ограничиться одним объ­ектом.

Мы составили общие рекомендации по работе с детьми на каждой точке экологической тропинки (Наталья Александровна Рыжова)


- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

На тропинке проводятся:

- Наблюдения в разные времена года.

Например, с детьми младшего возраста организовываются наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (лопухом, ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы наблюдают за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах лис­тьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

- элементарные опыты

На протяжении всего лета выращивали овощи. Посадили семечко, а выросли помидоры и морковь.

Опыты с песком и водой (мокрый, сухой), постройки из песка, рисуем на песке.

Игры с вертушками, мыльными пузырями - определяем есть ли ветер, какой он? Наблюдаем за осадками, солнышком – работа на метеостанции.

Зимой исследуем лёд, снег. Строим, лепим постройки. Весной выясняем, что произошло со снегом.

- игры (подвижные, дидактические)

- трудовая деятельность. Наши дети ухаживали за огородом и цветниками, участвовали в сборе урожая и семян цветов

- театрализованные занятия и развлечения

В течение года проводим праздники и развлечения, инсценировки, где героем является Дед. Он проводит игры, дает задания детям, которые они выполняют.

- экскурсии

Экскурсии, прогулки проводятся с целью наблюдения объектов на территории экологической тропинки и на территории парка, улицах поселка, в разные времена года.

Важно использовать интегрированный подход при организации работы с детьми: свои впе­чатления об увиденном на тропинке, дети выражают на за­нятиях музыкой, изобразительной, театрали­зованной деятельностью, в подвижных играх.

Работа с родителями.

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми:

  • изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок,

Читайте также: