Научные статьи по инновационным технологиям в детском саду

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

3. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2004. – С. 43.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

В литературе описаны типы нововведений, которые группируются по следующим основаниям.

  1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс: в содержании образования; в формах, методах образовательного процесса; в управлении ДОУ.
  2. По масштабам (объему) преобразований: частные, единичные, не связанные между собой; модульные (комплекс частных, связанных между собой); системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
  3. По инновационному потенциалу: усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения); новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения); радикальные инновации.
  4. По отношению к предшествующему: новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество); прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение); освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение); ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Одной из первых классификаций считается классификация Е.М. Роджерса. На основе ряда эмпирических исследований он разработал идеальные типы категорий субъектов-реализаторов новшеств:

1) новаторы - всегда открытые к новому, которым постоянно интересуются, извлекают новое из общения с локальными группами, из любых контактов и космополитически ориентированы;

2) ранние реализаторы - следуют за новаторами, но отличаются от них тем, что в большей степени интегрированы в свое местное объединение и тем самым сильно влияют на него;

3) предварительное большинство - субъекты этой группы свободно и интенсивно общаются с первыми группами, но редко выступают в роли лидеров;

4) позднее большинство - основной характеристикой этих субъектов является скепсис. Они осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды;

5) колеблющиеся - их основой характеристикой является ориентация на традиционные ценности, они последними осваивают новшества.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. Руководители ДОУ, педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного [1]. Г.К. Селевко дает классификацию педагогических технологий применительно к школе. Но эта классификация может представлять интерес и для системы дошкольного воспитания и образования. Приведем несколько типов технологий, характеризующихся отношением взрослых к ребенку.

Авторитарные технологии. Педагог - единоличный субъект учебно-воспитательного процесса. Технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Гуманно-личностные технологии исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

  1. считаю бесполезным;
  2. есть сомнения в необходимости использования;
  3. есть сомнения в возможности применения;
  4. есть интерес;
  5. есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;
  6. затрудняюсь ответить;
  7. свой ответ.

Важно, чтобы цели, которые ставит руководитель ДОУ, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Таким образом, инновационная деятельность является сложной, комплексной деятельностью по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств, направленных на достижение большей эффективности в сфере образования в дошкольных образовательных учреждениях.

Населенный пункт: г. Москва

1. Инновационные технологии в ДОУ: понятие, цель, содержание.

2. Проблемные занятия. Здоровьесбергающие технологии.

3. ИКТ. Познавательная и проектно-исследовательская деятельность.

1. Инновационные технологии в ДОУ: понятие, цель, содержание.

В современной России происходит глобальные преобразования в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Процесс реорганизации системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов. Новые подходы, новое время и новые требования определяют новые методы, формы, средства, технологии, используемые в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его индивидуальных способностей.

В настоящее время актуальной задачей для проведения реформ образования, направленных на повышение эффективности обучения дошкольников, является применение инновационных технологий в воспитательном и образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Инновационные процессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как первоначальную ступень развития потенциальных способностей ребёнка. Реорганизация дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) воспитатель должен создать условия социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Решать эти задачи и создавать соответствующие условия педагог должен, в том числе, с помощью инновационных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании:

  • • научные исследования и их результаты;
  • • социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;
  • • творческая вариативность педагогов;
  • • заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

Целью внедрения инновационных технологий в практику дошкольных учреждений является создание личностно-ориентированной образовательной среды в ДОУ, позволяющей формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

• воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; • развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

  • • научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Основным инструментом внедрения инновационных технологий выступает педагогическая технология – нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, поиск доступных активных методов и средств, для передачи информации, с целью повышения их эффективности.

Благодаря инновационным технологиям, методам и средствам воспитания и образования дошкольников достигается решение следующих задач:

  • • воспитание социально-личностных качеств дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
  • • развитие инициативности, любознательности, способности к творчеству, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • • развитие способности детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения;
  • • формирование у воспитанников основ исследовательского поведения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному проявлению у ребенка своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии.

Современная ситуация требует не фрагментального использования исследовательского метода, а его доминирования, преобладания над репродуктивными методами. Хотя исследовательский метод может дать образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами, особенно на начальных этапах обучения.

К формам воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий относят:

  • • непосредственная образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий;
  • • экскурсии;
  • • кружки и конкурсы;
  • • самостоятельная деятельность.

Необходимо отметить, что к одной и той же программе может быть разработано несколько технологий (как традиционных, так и инновационных), которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.

Наличие инновационной деятельности в практике конкретного дошкольного образовательного учреждения можно определить по следующим характеристикам:

  • • педагогический коллектив инновационных детских садов разрабатывает и применяет в деятельности по воспитанию детей и в организации образовательной среды модель, которая отличается от общепринятой в других дошкольных учреждениях;
  • • педагогический коллектив разрабатывает и применяет новые способы деятельности педагогов.

Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

2. Проблемные занятия. Здоровьесбергающие технологии.

Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить. Основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.

Характерные признаки проблемности на занятии:

  • • возникает состояние интеллектуального затруднения;
  • • возникает противоречивая ситуация;
  • • появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении (таблица 1).

Таблица 1 Уровни проблемности в обучении

Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми

Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод)

Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему

Ребенок сам ставит проблему, и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:

  • • подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
  • • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • • побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
  • • постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • • постановка проблемных задач.

Процесс решения проблемных ситуаций включает несколько этапов:

3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному, возникает противоречие. Создавая проблемные ситуации, педагог побуждает детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучает не бояться допускать ошибки, не читает нравоучений.

Проблемные ситуации используются не только на занятиях, связанных с познанием мира, но и на математике, развитии речи, грамоте, конструировании.

Еще одной инновационной технологий в обучении дошкольников признаны здровьесберегающие технологии, основная цель которых формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье. Достигнуть этих целей возможно путем решения следующих задач:

  • • воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • • развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;
  • • обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания. Для создания комплексной работы педагогам рекомендуется осуществлять работу по следующим направлениям (таблица 2).

Таблица 2 Направления здоровьесберегающих технологий

Прививки, кварцевание, точечный массаж, закаливание, прогулки, витаминизация

Зарядка, физические занятия, прогулки, подвижные игры

Социально-психологическое благополучие ребенка

Диагностика, консультация, коррекционная работа

Валеологическое просвещение родителей

Родительские собрания, консультации, совместные праздники, наглядный раздаточный материал

В зависимости от поставленных в учреждении целей здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы:

  • • направленность на сохранение здоровья – реализовывается медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
  • • направленность на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов (хатха-йога и др.);
  • • знакомство с культурой здоровья;
  • • обучение здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
  • • коррекция и реализация здоровьесберегающих технологий через арт-, сказко-, цветотерапию.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

3. ИКТ. Познавательная и проектно-исследовательская деятельность.

Согласно новым требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса

Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять.

Использование новых информационных технологий, и в первую очередь, компьютеров, является одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и моделей.

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые в условиях детского сада не удалось бы воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие. Воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике – компьютер, использование сети Интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа и аудиовизуальное оборудование. Воспитатель должен стать для воспитанников проводником в мир новых технологий. Поэтому важно выстроить в ДОУ такую систему использования ИКТ, которая будет способствовать решению следующих задач:

  • • создание единого информационного пространства, в котором задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ, педагоги, воспитанники и их родители;
  • • обобщение знаний требования ФГОС ДО, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ;
  • • разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного процесса;
  • • создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми мог бы пользоваться в своей практике весь педагогический состав ДОУ.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены следующие задачи познавательного развития:

  • • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • • развитие воображения и творческой активности;
  • • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из этих задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

  • • вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • • использование дидактических игр;
  • • применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Целью проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста выступает становление у воспитанников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности. Способствовать достижению цели будут следующие задачи:

  • • воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно-исследовательскую деятельность;
  • • развивать творческую активность познавательных процессов;
  • • учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

Типы проектов и их характеристика отражены в таблице 3.

Таблица 3 Типы проектов в проектно-исследовательской деятельности

Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна

Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений

С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы и ее дизайн, витражи и др.).

Таким образом, используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям в соответствии с ФГОС ДО.

Мои заявки
Диплом участника конкурса

Диплом участника конкурса

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании. Задачи: 1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему. 2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

Содержимое публикации

Инновационные процессы в современном дошкольном образовании.

В период социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, изменения происходят и в системе образования. Характерной особенностью в наше время является активизация инновационных процессов в образовании.

В данной работе рассмотрена сущность инновации как явления в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.

1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.

2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

1. 1. ДОУ как система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.

Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.

Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.

Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ – медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.

Открытость ДОУ как системы определяетсяпо пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверх активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится сильным средством социализации личности. Выделенные пространства необходимы сегодня и, как правило, достаточны для обеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ

Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы

Пространство развития ДОУ:

- кадровое, информационное обеспечение;

- материально-техническая база, ресурсы;

Пространство развития родителей:

- включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);

- преемственность и единство требований ДОУ и семьи;

- взаимоотношение родителей в семье;

- стиль воспитания в семье;

Пространство развития педагогов:

- система стимулирования и мотивации;

- мастерство и профессионализм;

- педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).

Пространство развития ребенка:

- дополнительное образовательное пространство;

- социальная ситуация развития;

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

1.3 ДОУ в режиме развития

Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

В таблице 1.3.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.

Автор: Мочалова Екатерина Анатольевна

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Аннотация: Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОУ.

Ключевые слова: образование, инновация, интерактивная доска.

Образование – одна из важнейших сфер общественной жизни.

В последние 20 лет проблема нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н.В.Горбуновой, В.И.Загвязинского, М.В.Кларина, В.С.Лазарева, В.Я.Ляудис, М.М.Поташника, С.Д.Полякова, В.А.Сластенина, В.И.Слободчикова, Т.И.Шамовой, Н.Р.Юсуфбековой и других.

А. А. Майер отмечает, что основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Вопросы осуществления инноваций в дошкольном образовании освещены в работах B.C. Лазарева, Н.Д. Малахова, A.M. Моисеева, М.М. Поташника и др. По мнению М. В. Кларина, педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым, А.И. Мищенко, Е.Н. Шияновым инновация рассматривается как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Инновация характеризует поиск, внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление идеальных методик и программ.[2,660]

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. [2,660]

Читайте также: