Можно ли курить перед посадкой в самолет

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Сейчас в ФБ с подачи одного известного писателя снова пошла волна про “за и против” 15-ФЗ в целом и о курении в аэропортах в частности. Здесь мое, крайне субъективное мнение, об этом.

Я пожил, в общем-то, уже очень немало. И в своей жизни я уже курю в два раза дольше, чем не курю. Курить раньше не бросал. Сейчас не бросаю. Про потом не знаю, случаи бывают разные, но пока не собираюсь.

В жизни в родном городе с введением закона о курении для меня изменилось мало. На остановках и детских площадках я и раньше не курил. В подъездах тоже. В рестораны стал меньше ходить, это да. Друзья, в основном, курящие. Дача в 50 километрах от квартиры. Цены на такси смешные. Поход в магазин - пакет мяса, алкоголь, овощи. Такси на троих-четверых и меньше, чем через час, на даче вовсю полыхает мангал. И так в любое время года. И удобнее в том смысле, что никто не мешает. И на круг дешевле выходит, чем поход в кабак. Ну, а ради официальной встречи в ресторане можно и потерпеть, если она действительно важна для тебя. Так что рестораны были без сожалений оставлены некурящим. Работа, больница, другие учреждения - всё тоже, в принципе, решаемо. Так что в городе от нового закона пострадали те мудаки, что любили курить на остановках (на которой стоит еще человек двадцать) или в подъездах (со своей площадки я таких и без всякого закона гонял).

Мои проблемы с 15-ФЗ заключаются в том, что я постоянно в дороге. Как по России, так и по миру. Ладно поезда. Там у проводника купишь какой-нибудь сувенирки и куришь спокойно в тамбуре. А проводник еще предупреждает, когда поездовая охрана обход делает. За многие десятки поездок в поездах я встретил ровно одного проводника, который не пошел навстречу. Ну и дурак. Всё одно все курили, как обычно. Только проводник норматив не выполнил по продаже своей ерунды. Ну, а если это какой-нибудь “Сапсан”, то там можно и перебиться эти четыре часа.

Другое дело аэропорты.

Поймите правильно. Я не курю в аэропортах перед рейсом. На улице покурил и пошел на регистрацию. Хотя раньше было приятно - пройти регистрацию, взять кофе и пойти в курилку. Но нет, так нет. Я не курю после рейса, пока жду багаж. Чего там еще подождать? Полчаса максимум и можно спокойно покурить на улице. Но. В этом мире (да и в этой стране тоже) уйма мест, куда нельзя добраться прямым рейсом. Только несколькими рейсами через промежуточные аэропорты. В нашей стране большая часть стыковок проходит через московские аэропорты. Так что бываю я там часто. И во время таких трансферов спокойно нарушаю 15-ФЗ.

Я всё понимаю, но если я летел из Хабаровска 8 часов, то я хочу курить. Вот прямо сейчас хочу курить. Потому как у меня еще пересадка два часа, после чего еще рейс до дома. А курить я хочу прямо сейчас. Нет, на улицу я не пойду. Хотя бы потому, что нет ни малейшего желания связываться со всеми возможными шмонами на пути обратно в зону вылета. Я пойду туда же, куда и все. В аэропортовский туалет. С исчезновением курилок в аэропортах, их функции приняли на себя туалеты. Во всяком случае, табачного дыма теперь в них не меньше.

Ну да, нарушаю. И что? За всё время меня только раз прихватил с сигаретой полицейский. Он быстренько оформил протокол. Я заплатил штраф прямо в аэропорту. 560 рублей. 500 рублей сам штраф. 60 за перевод почте, которая находилась всё в том же аэропорту. Полицейский любезно показал, как ее найти. 15 минут времени и 560 рублей. Вот во что мне обошлось мне мое курение. Вот это то время и те деньги, которых мне не жалко потратить ради своей привычки. Особенно если учесть, что это случилось лишь раз на пару сотен перекуров.

Я это к чему. После введения закона царь и свита получили свои медальки за неустанную борьбу за здоровье нации от Всемирного Фонда Здравоохранения. Всё, граждане ответственные, можете расслабить булки и возвращать всё на круги своя. Пора возвращать курилки. Сделайте их в дальних уголках аэропортов. Окружите их предупреждающими знаками. Да хоть знаками радиационной опасности. Нельзя в помещении - отведите один из гейтов первого этажа под благое дело. Сделать на улице загон и пустить объявление по трансляции “Все курящие проследуйте к гейту номер 18”. В том же Шереметьево, кстати, до сих пор помещения бывших курилок стоят пустыми - может отмашки ждут и вентиляцию пока не снимают.

Сделайте эти несчастные курилки платными. Я переживу. Отведите один ВИП-зал в аэропорту под зону для курения. У меня где-то валяется карточка Priority Pass - ее не так сложно оформить. По ней во многих аэропортах мира можно пожрать бесплатно. А кое-где можно при желании и от души набухаться. В российских аэропортах (и то, далеко не во всех) по этой карточке можно получить лишь черствый бутерброд и стаканчик кофе. Вот и сделайте ВИП-зал для курящих с доступом по Priority Pass. Проблема курения в туалетах сразу перейдет из разряда “мне негде курить” в разряд “я тупой дятел и не сделал ничего, чтобы мне было где курить”.

Еще одно кстати. Некоторые аэропорты в России положили орган на этот закон и свои курилки сохранили. Например, в Саратове еще пару лет назад была чудесная и никому не мешающая курилка в зоне вылета. Но это аэропорты на периферии. Витринные аэропорты в Москве, Питере и прочих крупных городах не могут себе позволить так открыто плевать на ФЗ.

Некурящий народ от души матерится на прокуренные туалеты аэропортов. Как в интернетах, так и в реале. Сам неоднократно слышал. Ну там, свобода индивидуума и всё такое. Не-а. Для меня ситуация в аэропортах сейчас такова - либо дискомфорт будет у некурящих из-за задымленных туалетов, либо дискомфорт будет у меня от того, что я отчаянно хочу курить, а негде. И мне моя совесть спокойно позволяет войти в персональную зону комфорта, то есть покурить. А все некурящие - ну, можете меня проклянуть, я переживу. Хотя логичнее было бы проклянуть этот идиотский “Закон о курении”.

Все российские и зарубежные авиаперевозчики запрещают пассажирам курить на борту самолета. За нарушение этого правила предусмотрен большой штраф.

В статье мы рассмотрим, по каким причинам курение на борту самолета было запрещено, когда это произошло, можно ли курить электронные сигареты, какие санкции ждут за курение в салоне авиалайнера.

Почему нельзя курить в самолетах

Запрет на курение в пассажирских самолетах был введен по трем основным причинам. Рассмотрим их.

Причины запрета:

  1. Пожароопасность. Выброшенный и до конца не потушенный окурок может стать причиной пожара на борту, что приведет к авиакатастрофе и гибели людей.
  2. Неудобства для некурящих пассажиров. В самолете могут лететь беременные женщины, дети, аллергики и т. д. Дым от сигарет проникает в пассажирский салон и ни одна система кондиционирования не сможет устранить этот неприятный и токсичный запах.
  3. Дым от сигарет сильно загрязняет воздушные фильтры, установленные в самолете. Если курить на борту, перевозчику придется регулярно выполнять очистку и замену оборудования. К тому же со временем от табачного дыма желтеют панели в салоне. Все это влечет дополнительные расходы для авиакомпании.

Конечно, самой главной причиной запрета курения в самолете являются высокие риски возгорания на борту. Если вы желаете безопасно добраться до места назначения, откажитесь на время полета от вредной привычки. Предлагаем также ознакомиться – правила поведения пассажиров в самолете для безопасного полета.


Когда запретили курить во время полета

Еще несколько десятков лет назад пассажирам не запрещалось курить на борту пассажирского лайнера. Авиакомпании только ограничивали режим курения при взлете, посадке, а также при входе в зону турбулентности. Но так как во время полета неоднократно случались различные инциденты по вине курильщиков, перевозчики изменили свои правила и ввели запрет на курение при перелете.

Россия

Первый запрет на курение в самолете ввела авиакомпания Аэрофлот в 2000 году. Пассажирам на борту предлагались специальные жвачки и другие субституты, заменяемые никотин.

В этот же период стали вводить запрет на курение в самолете и другие перевозчики, правда, изначально это правило распространялось только на коротких рейсах продолжительностью до 3-х часов.

С 2013 года в России был введен официальный закон, запрещающий курение в пассажирском самолете независимо от продолжительности рейса. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в приличном денежном эквиваленте.

Европа

В самолетах европейских перевозчиков запрет на курение был введен еще в 80-е годы прошлого века. На сегодняшний день покурить во время перелета можно только на специальных рейсах германской авиакомпании Smintair. Билеты на такие рейсы распродаются по тарифу бизнес и первого класса.

Америка

Авиакомпании США запретили пассажирам курить на борту авиалайнеров еще в 1988 году. До сих пор в самолетах американских перевозчиков висят таблички, напоминающие о запрете курения во время перелета.

Самые строгие запреты на курение в самолете введены в странах Азии. Нарушителя могут наказать не только штрафными санкциями. В некоторых азиатских странах за такой поступок предусмотрена уголовная ответственность.

Курили ли в самолете в СССР

До 1986 года на борту советских пассажирских самолетов курение было разрешено. В лайнерах создавались специальные места для курильщиков, включалась система кондиционирования, но даже такие меры не позволили исключить проникновение табачного дыма в салон. Из-за частых жалоб пассажиров с детьми и других некурящих путешественников авиакомпании решили ввести запрет на курение в самолете.

В 90-е годы после развала СССР запрет на курение во время перелета был отменен вплоть до 2002 года, когда многие компании стали запрещать пассажирам курить во время авиапутешествия.

На сегодняшний день все российские перевозчики придерживаются этого правила и карают нарушителей крупными штрафами. Курильщик в самолете быстро распознается, так как во всех авиалайнерах установлены специальные системы, реагирующие на табачный дым.

Можно ли курить в бизнес-классе самолета

Закон о запрете курения на борту пассажирского воздушного судна распространяется на все классы обслуживания, в том числе по тарифу бизнес. С вариантами классов обслуживания и бронирования билетов можно ознакомиться тут.

Можно ли во время перелета курить электронные сигареты

В самолете во время перелета пассажирам запрещено курить сигареты, в том числе электронные. Запрет на употребление данных аксессуаров был введен в 2014 году.

Можно ли курить IQOS (айкос) в самолете

Во время полета также нельзя курить айкос. За нарушение закона пассажиру придется заплатить штраф.

Штрафы за курение во время полета

В соответствии с действующими законами РФ за курение в самолете предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого может достигать 50 000 рублей.

Чтобы во время перелета курильщики не проявляли типичную раздражительность, что является характерным симптомом при длительном воздержании от сигарет, авиаперевозчики предлагают альтернативное решение – во время полета использовать субституты: жевательные резинки с содержанием никотина, мятные конфеты, таблетки, пластыри и ингаляторы, рекомендованные для тех, кто хочет бросить курить. Некоторые авиакомпании даже предлагают данные заменители на борту для всех курящих пассажиров.

Всем активным курильщикам мы все же рекомендуем не надеяться на бесплатную раздачу субститутов в самолете. Заранее купите для себя подходящие заменители никотина и возьмите их в ручную кладь. Это позволит провести перелет без стресса и раздражительности.

Еще совсем недавно курение на борту было обыденностью, курильщики воспринимали это как должное, а остальным людям приходилось страдать, вдыхая весь полет сигаретный дым. Но времена меняются, а с ними меняются законы и правила.

Первые, кто установил полный запрет на курение во время полета стали Соединенные Штаты Америки, они ввели данный закон еще в 1988 г. Беря с них пример, многие другие страны начали вводить такие же правила, но это оказалось не так просто и быстро, процессы запрета затягивались на длительное время. В РФ начали запрещать курить на борту с 1986 года, и то, только на тех рейсах, полет которых был коротким.

Что гласит закон и политика авиакомпаний?

Авиакомпании аргументируют наличие таких приспособлений как вынужденную меру безопасности, чтобы нарушитель не бросал окурок в бак, где хранятся бумажные отходы, тем самым обеспечивается дополнительная пожарная безопасность во время полета.

Перед началом каждого рейса авиакомпании убедительно просят пассажиров воздержаться от курения до конца полета, помимо этого салон оснащен дополнительными светящимися индикаторами в виде зачеркнутой сигареты. Ведь на кону стоят жизни сотен человек и любая неосторожность может привести к трагедии.

Безусловно, лайнер оснащен автоматическими датчиками пожаротушения, но в зависимости от очага и обширности возгорания они не всегда смогут помочь.

Разрешено ли курение электронных сигарет айкос (IQOS)?

Федерального Закона о запрете курения электронных сигарет и айкосов на борту самолета не существует и из-за своих технических особенностей е-сигареты не попадают под действие статьи 12 ФЗ № 15, так как в нем четко указано что под курением понимается вдыхание табачного дыма, который возникает при тлении. Поэтому приравнять электронную сигарету к обычной нельзя.

Кроме этого, Минздрав подтвердил, что iqos и прочие подобные устройства не расцениваются как табачные изделия, а значит и их использование не считается за курение и не попадает под запрет, следовательно, привлечь к ответственности за употребление электронной сигареты на основании статьи 6.24. КоАП РФ считается невозможным (письмо № 24-4-7000984).

Статья 6.24 КоАП РФ. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

  1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
  2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Айкос не подвергается процессу тления и горения, поэтому не попадает под действие Федерального Закона. Именно по этой причине, многие авиакомпании пошли дальше действующего законодательства и прописали в своих правилах о запрете использования любых электронных устройств, которые могут доставлять никотин в организм человека.

Почему нельзя и когда запретили?

Существует несколько основных причин, которые послужили поводом для запрета курения на борту:

  • Пожарная безопасность — является главным фактором запрета. Основные пожары обычно начинаются из-за непотушенного бычка, а на лайнере содержится огромное количество легковоспламеняющихся жидкостей, и при малейшей утечке самолет может вспыхнуть за считаные секунды. Кроме этого пассажирам не удастся оперативно покинуть самолет, а экипажу быстро его посадить, что приведет к ситуации, которую невозможно будет предотвратить.
  • Пассивное курение. Некурящие пассажиры получали канцерогены и прочие вещества, содержащиеся в сигарете, а кроме них в самолете могли лететь беременные женщины, дети или люди, не переносящие запах табака (астматики или аллергики), которые ни при каких условиях не хотели бы дышать вредным дымом.
  • Порча имущества компании и пассажиров. После каждого рейса самолету требовалась тщательная уборка, чистка, проветривание и замены воздушных фильтров, так как дым въедался в обивку сидений, а запах держался очень долго, кроме этого часто можно было обнаружить прожженную дырку в сидушке, поэтому компании каждый раз несли большие убытки.

В Российской Федерации запрет на курение вводился поэтапно:

  1. С 2000 года запретили курить тем пассажирам, чей полет составлял меньше 2 часов.
  2. С июля 2001 года ввели запрет на курение при длительных перелетах чартерные курортные рейсы.
  3. В ноябре 2001 года запрет действовал уже у 93 рейсов.
  4. На сегодняшний день курить в самолетах запрещено абсолютно на всех авиарейсах.

Можно ли понести ответственность за нарушение?

За нарушение закона, запрещающего курить на бортах самолетов (согласно статье 23 ФЗ 15) предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность возлагается на нарушителя в виде штрафа в размере от 500 до 1500 рублей (статья 6.24 КоАП) или арест на 15 суток.

Также в настоящее время разработан законопроект, который увеличивает штраф в 50 раз, то есть за курение в самолете будет выписываться штраф в размере 30-50 тыс. рублей или арест на 15 суток. Данный документ находится на исполнении поручения президента. Разработка таких новых правил и норм связана с частыми нарушениями общественного порядка на борту лайнера.

Не стоит забывать, что авиаперевозчики тоже не остались в стороне и могут взыскать штраф от 50000 и более, все зависит от установленных ими правил и понесенными расходами, которые возникли из-за курильщика.

В 2008 г. в России начал действовать Закон о курении, из которого следует, что в общественных местах, в том числе в зданиях аэропортов, поездах курить запрещено. А вот можно или нет употреблять табачные изделия на своем балконе или в подъезде — читайте на нашем интернет-портале.

Кто может выписать штраф?

Естественно, никто из членов экипажа не может выписать штраф за курение на борту. Для этого после посадки проводники передают нарушителя в участковый пункт полиции, который есть в каждом аэропорту, а те в свою очередь готовят постановление о штрафе.

Несмотря на множество запретов, наказаний и штрафов, остались люди, которые до сих пор пытаются покурить во время полета, надеясь, что их не заметят или просто промолчат, ну а если и поймают, то отдать штраф за сигарету не так уж и жалко, ведь он не такой большой.

Но это, что касается любителей обычных сигарет, а вот так называемых вейперов или любителей айкосов поймать еще сложнее. Ведь их устройства не оставляют запаха, их не нужно поджигать и датчики на них не срабатывают. Именно поэтому многие некурящие пассажиры надеются, что в скором времени штрафы и наказания для нарушителей ужесточат в несколько раз.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Можно ли курить в самолете

Особенно трудно воспринимается запрет курения в самолете. Почему существует такой запрет? — недоуменно спрашивают курильщики. На самом деле на это есть причины, и они достаточно серьезные.

Почему нельзя курить в самолете?

Авиакомпании официально называют две причины:

История запрета курения в самолете

Первым, кто ввел запрет на курение в самолете, был Рональд Рейган, американский президент. Произошло это событие в 1988 году. Был подписан акт, запрещающий курение на всех внутренних авиарейсах. Тогда же американскими авиакомпаниями был введен запрет на курение на бортах самолетов и рейсах международного уровня. Недовольных было немало, но большинство пассажиров одобрило эту идею. Позднее примеру американцев последовали и европейские авиакомпании.

Россия приняла аналогичный запрет в 2002 году. Как всё же покурить в самолете? Некоторым не страшны запреты, они ухитряются идти в туалет и нейтрализовать датчики, срабатывающие на задымленность. Чтобы наказывать таких людей, авиакомпании ввели большие штрафы за курение в самолете. Некоторые страны еще более сурово борются с курением в самолетах, для этого действуют правила привлечения к административной ответственности.

доп штраф за курение в самолете

Можно ли курить в самолете электронные сигареты?

Можно ли курить в самолете бизнесс-класса?

Размеры штрафа

Штрафы за курение в самолете определяет политика конкретной авиакомпании. Согласно действующему законодательству и предусмотренному ФЗ №15 выплаты могут составлять 50000 рублей.

Кто может штрафовать?

Такими полномочиями наделены полицейские. Если курящим пассажиром был нанесен к тому же ущерб авиакомпании, то денежно возмещение состоится в судебном порядке, при этом привлекаются представители прокуратуры.

Кому и куда жаловаться?

Некурящие пассажиры могут доложить о нарушениях требований ФЗ №15 в полицию или прокуратуру, при этом желательно подтвердить факт видеозаписями или показаниями других участников перелета. Обслуживающим персоналом дается сигнал о нарушениях на борту в Роспотребнадзор или Ространснадзор.

Что думают психологи и общественность?

 курение в самолете

Заглянем в историю

В далеком прошлом о пассивном курении почти не говорили. После исследований специалистов был доказан вред пассивного курения, и многие зарубежные страны приняли законопроект, запрещающий курить на внутренних рейсах. Вслед за ними потянулся и СССР. Изменения проводились в несколько этапов. То есть, первоначально запрет был для рейсов, путешествующих до 1,5 часа. Затем законопроект коснулся трехчасовых рейсов, а позднее и шестичасовых. В 80-х годах появляется запрет на курение для любых перелетов. Однако, ограничение табачной продукции на международные рейсы случилось несколько позже.

Америка

Европа

  • В 80-х годах в европейских компаниях существовали отдельные секции, которые были предусмотрены для курящих и некурящих;
  • 1988 год – появился запрет на курение в рейсах, продолжительность которых была до двух часов.
  • ОАЭ – страна, которая активно борется с курением на борту. Штрафы достигают 1 млн. дихрамов, что составляет порядка 270000 у.е. Другим вариантом наказания является тюремное заключение сроком до двух лет.
  • Турция также активно выступает за запрет курения в самолетах, а 19 мая 2008 года выпускает указ о курении, которое разрешено только на открытом воздухе.
  • Сирия также негативно отзывается о курении в самолете, штрафы для любителей покурить составляют 46 условных единиц. Действует запрет, в том числе и на кальяны.

Читайте также: