Лопата для посадки хлеба

Обновлено: 04.07.2024

Это плоская деревянная лопата с длинной ручкой. На нее клали приготовленный для выпечки хлеб, чтобы поместить на под, в печь. А так как хлеб считался особой ценностью, все предметы, с которыми он соприкасался, непременно обозначались этим словом: хлебный нож, хлебница, хлебная лопата. Хлебная лопата вместе с ухватами стояла у печи, и ее, как и ухват, обычно не полагалось выносить из дома.

Хлебная лопата, которая постоянно соприкасается с огнем, обладающим очистительной и омолаживающей силой, конечно же, не могла не стать магическим орудием. Так, ее использовали в борьбе с небесной водой – дождем и градом. При приближении градовой тучи хлебную лопату выносили из дома, а иногда просто выбрасывали во двор.

Печная утварь с древних времен связывалась с символикой огня. Стихию огня воплощали кочерга для разгребания углей в печи и ухват – железные вилы, которыми ставят в печь и достают горшки и чугуны (на юге России такие вилы называют рогачом). Чтобы град не побил посевы, ухват ставили на порог или возле порога, забрасывали на крышу, перебрасывали через дом, выкидывали через окно на улицу. Если семья на длительное время покидала дом, ухватом загораживали печь, чтобы не ушел домовой, который, как считалось, жил в подпечье.

Ухват, хлебная лопата.

Известны и другие способы использования дежи, например при лечении детей и даже взрослых. Мать сажала больного ребенка в дежу, изображая замешивание теста, разминала его тельце. Происходило ритуальное повторное рождение ребенка, наделение его новой долей.

Вот и дом построен, и печь сложена. Но ведь в голых стенах жить не будешь, нужна какая-никакая мебель, или, как говорили в старину, хоромный наряд. В повседневном обиходе не обойтись без домашней утвари, посуды, освещения. Что-то приходилось покупать, но многое крестьянин умел делать сам, своими руками. Пусть это было порой и неказисто на вид, зато сработано из подручного материала, прочно, служило долгие годы.

В русской избе почти не было передвижной мебели. Неподвижными делали и столы , которые следует отнести к наиболее древнему виду домашней обстановке. Они были глинобитными или с врытыми в землю ножками. Подобные столы сейчас можно увидеть в лесу на туристских стоянках, в садах и т. п. Самые старинные передвижные столы, дошедшие до нас, относятся к XVII – XVIII векам. Но и передвижной стол в избе имел свое постоянное место. У восточных славян он непременно стоял в красном углу. На севере его ставили обязательно вдоль половиц. Размеры стола соответствовали количеству едоков в семье.

Старинный стол с большой столешницей

В лесной полосе России выработалась весьма самобытная форма стола плотничной работы. Он имеет забранное досками подстолье и толстые коротенькие ножки; массивная столешница делается всегда съемной и значительно выступает за подстолье, где размещался шкафчик с двустворчатыми дверцами. Со временем плотничная работа сменилась столярной, а вместо прежнего шкафчика появился плоский выдвижной ящик.

Не полагалось на столе оставлять нож на ночь, не то им воспользуется нечистая сила.

Особая роль столу отводилась в обрядах. Именно за столом происходила смена одного статуса человека на другой, его утверждение в новой роли и признание этого другими членами семьи.

Выше окон располагались полки, где хранилась посуда и различная утварь. От печи на половину длины избы настилались полати – деревянная лежанка, на которой спали хозяева. У стен стояли сундуки, где сберегалось хозяйское добро.

Числом сундуков измерялось богатство владельца дома: чем больше сундуков, тем зажиточнее считалась крестьянская семья.

Хороший сундук – это уже работа мастера, в крестьянском доме сундук – вещь покупная. Древняя форма сундука – простой деревянный ящик с плоской крышкой, всегда с замком, часто окованный для прочности полосами железа. Позднее стали делать сундуки с выпуклой крышкой и рамной обвязкой.

Крупные Центры сундучного промысла находились в пределах Нижегородской, Пермской, Владимирской, Вятской, Воронежской и Курской губерний. В XVIII веке особенно славились сундуки Нижнего Тагила на Урале. Их делали из сибирского кедра, обивали листовым железом, расписывали яркими красками, покрывали прочным и красивым лаком.

Коробья и укладки

Так еще в глубокой древности назывались различные емкости для хранения праздничной одежды и наиболее ценных вещей.

Известен и еще один старинный вид утвари для хранения одежды. Это кубелъ . В древности его делали из отрезка древесного ствола с дуплом, с вставными днищами и боковой вырезкой веком, или вечком (крышкой на ремешках). Со временем форма кубеля менялась, это была высокая, узкая, почти цилиндрическая долбленая кадка с ушками, отдельной крышкой и накладкой с проушиной для заклинивания. Еще более поздняя форма кубеля – широкая низкая кадка с накладкой и висячим замком.

На смену коробам и кубелям пришли сундуки, без которых в XVIII – XIX веках не обходилась ни одна семья.

Кубель из обрубка древесного ствола

ТЫ ГОРИ, МОЯ ЛУЧИНА.

Следовало подумать и об освещении жилища. В светлое время года, начиная с Благовещения (7 апреля) и до Ильина дня (2 августа), а в некоторых местах и до Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), огонь в крестьянских избах уже не зажигали.

Обычай зажигать по вечерам огонь в избе после Ильина дня сохранялся и с появлением керосиновых ламп . Такие лампы, которые и сегодня можно увидеть в хозяйственных магазинах, давали больше света и были более удобными в употреблении но их уже следовало покупать, так же как и керосин, служивший горючим в этих светильниках. Лампы подразделялись на семилинейные и десятилинейные, по ширине фитиля. Линия — старинная мера длины, равная 1/10 дюйма, 2,54 мм. Таким образом, в семилинейной лампе фитиль был шириной 17,78 мм, а в десятилинейной – 24,4 мм, и, соответственно, такая лампа света давала больше.

ИЗ БОЛЬШОЙ ПОСУДЫ НЕ ВЫЛЬЕТСЯ

Из дерева изготавливались ложки, тарелки, миски, солонки, черпаки, ковши в форме плывущей уточки, а также большие емкости для воды – от ведер до бочек. Дерево легко поддается обработке, поэтому деревянную посуду часто украшали резьбой, красочной росписью.

При выделке посуды крестьянин проявлял необычайную изобретательность и смекалку. Искусство изготовления посуды из дерева и ныне сохраняется во многих местах, особенно на севере России. Из липовой и березовой коры, из дубовых и сосновых дощечек гнут всевозможные шкатулки и короба. Берестяные бураки и туеса используются нередко для хранения жидкостей – они надежно удерживают влагу. Из веток, древесных корней, соломы плетут различные корзины: кошели, кошелки, севалки (для сева). В северных русских деревнях в корзинах из древесных корней – чарушах – даже замешивают тесто для хлеба и пирогов. Узкие полоски бересты идут на изготовление огромных плетеней с маленьким горлышком, похожим на бутылочное, и хранят в них конопляное и льняное семя от мышей. Берестяные пестери , напоминающие заплечные ранцы с крышкой, удобны для переноски вещей, сбора грибов, они легки и не промокают под дождем.

На севере России типичной формой солонок была плывущая птица, с головой уточки коня или змеи, выдолбленная из одного куска Дерева со сдвижной крышкой на спинке крышки некоторых солонок украшали одна или две птицы (выводок). Поверхность таких солонок украшали резьбой или росписью. В центральных губерниях и в Поволжье получили распространение солонки в виде ящичка с откидной крышкой и высокой задней стенкой. В районах, где изготавливалась точеная деревянная посуда, солонки имели вид простой чаши с крышкой или чаши на невысокой точеной ножке и поддоне.

Солонка всегда должна быть полной, как и дом полон добра, благополучия. Часто солонка входила в состав девичьего приданого. Солонку покупал отец невесты, которая привозила ее в дом будущего мужа, где эта солонка считалась ее собственностью, частью ее родительского дома, ее девичьей жизни.

Из всей берестяной утвари только Северорусские туеса или бураки использовали для хранения жидкостей. Стенки сшивали из двух кусков бересты, дно, крышку и ручку делали из дерева

Солонка из дерева

На Русском Севере типичной формой солонок была плывущая птица с головой уточки, коня или змеи, выдолбленная из одного куска дерева со сдвижной крышкой на спинке. Крышка солонки крепилась в хвостовой части с помощью деревянного гвоздя. Крышки некоторых солонок украшают одна или даже несколько птиц

Солонки из бересты

Солонки, сплетенные из легкой бересты, крестьянин брал с собой,

отправляясь на промысел или на полевые работы

Точеные деревянные солонки

В крестьянском хозяйстве было никак не обойтись без бондарных изделий. Под этим названием объединялись большие емкости для воды и вообще всяких жидкостей. Такие сосуды собирали из специально выделанных дощечек-клепок, охваченных обручами. Если этими емкостями долго не пользовались, доски высыхали и между ними появлялись щели. Но стоило такую рассохшуюся бочку подержать некоторое время в воде, и дощечки-клепки разбухали, щели закрывались и не пропускали ни капли влаги.

Мужик с коромыслом. Орловская губерния. Начало XX в.

Бондарное дело требовало большого искусства, и хорошие мастера высоко ценились, их изделия долго и верно служили своим хозяевам, а сама профессия дала начало многим фамилиям, живущим и доныне: Бондарь, Бондарев, Бондаренко и т. п.

Немало посуды в крестьянской избе было сделано из глины. Крынки с круглым, похожим на шар корпусом, плоским дном и вытянутым горлом, корчаги, ендовы (с вытянутым носиком для слива на верх нем срезе), братины для пива, кваса, браги. Самый распространенный универсальный сосуд для приготовления на огне различной пищи – горшок (кашник, штенйк, махотка). В нем и щи можно было сварить, и кашу, и репы напарить и кисель приготовить. Из глины делались и миски, в которых подавали на стол разные блюда: латка, плошка, жаровня.

Глиняные изделия покрывали глазурью, нехитрым выдавленным узором. Хорошая посудина при легком ударе издавала звон, который говорил, что мастер не пережег глину и горшок или крынка прослужат долго.

Стеклянной посудой пользовались редко, ее нужно было покупать, а откуда лишние деньги в крестьянском хозяйстве. Да и слишком хрупкой она казалась для загрубевших от трудной работы рук. А вот металлическая, главным образом медная, реже чугунная, встречалась довольно широко, хотя она была распространена гораздо меньше, чем глиняная и деревянная, В северных деревнях на стол выставлялись медные кружки, ковши, сковороды ендовы – огромные чаши для пива, вина и браги, а в объемистых медяниках , напоминавших глиняные горшки, грели в печи воду. Позже их заменили чугунные горшки – чугуны.

У заботливой хозяйки на полках в куте и чулане все расставлено по своим местам: глиняные горшки и круглые берестяные туеса для хранения круп, соли и других сыпучих продуктов, большой горшок с мукой и маленький – с маслом, на стене висит решето, всегда под рукой чистое полотенце (рукотер), в рукомойнике – свежая вода. Кстати, тот старинный рукомойник совсем не похож на современный. Это глиняный или чугунный горшок, подвешенный на бечевке или цепях, снабженный с двух сторон носиками. Достаточно было нажать на носик, горшок наклонялся, и вода вытекала в подставленные ладони, а затем в лохань, стоявшую под рукомойником . Летом умывальник выносили из дома и вешали снаружи у входа в дом, так что вода стекала прямо на землю.

Чтобы попотчевать гостя на скорую руку, в верхнюю часть самоварного корпуса, между наружной стенкой и жаровочной трубой, в чистой тряпице укладывали варить яйца, на его бока вешали связку сушек (подсушенные, горячие, они аппетитно хрустели на зубах) на конфорку ставили заварной чайник или тарелку с пирожками, и начиналась задушевная беседа под уютное пение пузатого самовара.

Бочки, ведра, ушаты, кадки выдалбливались из куска дерева, но чаще делали из отдельных дощечек, охваченных обручами. Обручи обычно изготавливали из орехового, елового и дубового дерева, бывали и железные

Из такой широкой чаши – братины, все гости по очереди пили пиво: каждый из присутствующих, отпив из братины, передавал ее соседу. Нередко и чаши ручки имели форму утиного клюва

Ендова – огромная медная чаша для пива и вина

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Поэтому-то с ложкой было связано много поверий. Особое место отводилось ложке хозяина. Например, мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Особой силой наделялась мужская ложка после смерти хозяина, и ее использовали при лечении. Полагали, что с помощью такой ложки можно избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва и т.п.

Парни и девушки свои ложки применяли в любовной магии. На вечеринках девушка, которая задумала приворожить парня, кормила его из своей ложки. Потом она эту ложку прижигала и никому уже ее не давала.

Похожие документы:

Аннотированный список литературы поступившей в библиотеку с 2002 года словари энциклопедии справочники

. поколений, трудовые достижения. 251 Лаврентьева Л.С. Культура русского народа.: Обычаи, обряды, занятия, фольклор. / Рисунки М.В.Марковой, Е.Г. Светозаровой. . энциклопедию, в которой представлена культура русского народа второй половины XIX - начала .

Бюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу с 28 12 07 по 31 03 08 содержание библиография

. . 392(47) Л13 Лаврентьева Л.С.Лаврентьева Л.С. Культура русского народа. Обычаи. Обряды. Занятия. Фольклор/ Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. -СПб.: . своеобразную энциклопедию, в которой представлена культура русского народа второй половины XIX - начала .

2011-12 уч год содержание

. в честь В.Ф. Миллера. М., 1900 9. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор

2011 год содержание

. в честь В.Ф. Миллера. М., 1900 9. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор

Лопатка для выпечки - фото 4585

Шикарнейшая деревянная лопатка российского производства с размерами рабочей поверхности 30х30 см для загрузки и извлечения хлеба, пиццы и другой выпечки из духового шкафа.

Материалом изготовления является Бук (не фанера, как у многих аналогов). Лопатка пропитана льняным маслом, что увеличивает долговечность и улучшает эстетический вид изделия.

Рабочая поверхность изготовлена конусом с плавным сужением от ручки к краю изделия, что позволяет легко загружать и извлекать готовую выпечку из духовки.

Инструмент будет в частности отличным дополнением к вашему камню для выпечки!

ПОДОВЫЙ

ПОДОВЫЙ


Будьте в курсе новинок и секретных распродаж. Один раз в неделю — о важном и полезном из жизни нашего проекта.

После получения родительского благословения на изготовление каравая замешивалось тесто, делался каравай, который на хлебной лопате сажался в печь под пение песни:


Заюшка по полю рыщет,

Свашенька кочергу ищет,

Чем жар нагребать и каравай сажать.


После выпивания принесенного отцом жениха стакана вина, троекратного целования дружки и свахи и угощения гостей большим обедом из двадцати блюд бояре просили дружку:


Наш дружка неученый, каравай неиспеченный,
Зажги, дружка, свечку, загляни, дружка, в печку.


И под пение:


У Александра во дворе свои кузни новые

И ковали молодые.


Вы берите молоты, разбивайте печеньку,

Доставайте каравай, доставайте яровой. —

Макс Фасмер

Рис. Из энциклопедии "Русская изба"


Лопата № У/006 117*27,5 см. конец XIX начало XX века

Из фондов музея


Лопата № У/007 112*21,5 см. конец XIX начало XX века

&nb bsp; Сайт музея мифов и суеверий русского народа

Причастность лопаты к сакральному процессу печения хлеба, ее постоянный контакт с домашним огнем и печью, а через нее с иным миром придают этому предмету домашней утвари магические свойства защитные и продуцирующие. В Полесье на свадьбе хлебной лопатой крестят стены дома, чтобы обезопасить молодых в их будущей жизни, ею же иногда благословляют молодых. В Каргополье при въезде в новый дом лопату и прочие печные приборы вносят в первую очередь.

В своих символических значениях лопата составляет пару с хлебной дежой. По полес. обычаям, дежу всегда покупали вместе с лопатой; их вместе мыли в Чистый четверг (житомир.); для защити от грозы оставляли под крышей лопату и хлебную дежу (гомел., Золотуха) и т. п.

Инструменты-помощники

IMGP007862

Сегодня мы поговорим об инструментах — какие инструменты нужны хлебопеку, чтобы печь хлеб дома было просто, удобно и правильно, согласно существующим технологиям. Про технологии и правила скажу отдельно. Они могут кому-то казаться лишними, ненужными, что и без них получается, а придумали их, чтобы поумничать. Поверьте, с ними лучше и проще, правила, которые некоторым только предстоит узнать, очень упрощают и делают гораздо эффективнее работу с тестом, что и на результате сказывается наилучшим образом. Это касается и инструментов, они оптимизируют, делают эффективнее, они качественно повышают уровень наших стараний и усилий. Я просто перечислю, что у меня есть и что я с этим добром делаю.

Сита.

7680098
IMGP002551

С чего начинается выпечка хлеба? с репта Со замешивания теста: взвешивания и просеивания муки идругих ингредиентов. Муку нужно обязательно просеивать, во-первых, всякий мусор убрать, во-вторых, насытить ее кислородом. Для этого у меня есть сита, их немного, всего три штуки: одно деревянное с мелкой сеткой (подобные есть и в магазине), дно в виде кружки и небольшое пластиковое сито с ручкой. Последним, кстати, пользовалась долго и успешно, пока не появилась кружка, она компактнее и меньше муки рассеивается по кухне в процессе просеивания.

Весы

IMGP999041

Если вы еще не решились ими обзавестись, обязательно это сделайте, вещь незаменимая, особенно в хлебопечении, да и вообще, в любой выпечке. Мои с функцией тары, это когда вес тары можно обнулять, и взвешивать только ее содержимое, это очень удобно. В качестве тары можно использовать чашу миксера/комбайна или ведерко хлебопечки, чтобы меньше пачкать посуды.

Скребки.

PIC00000018
6785647

У меня есть набор скребков, с помощью которых можно замешивать, смешивать, разделять на куски. Один металлический, прочный, с пластиковой ручкой, очень удобный. Им здорово разделывать тесто на куски и подчищать рабочую поверхность от прилипшего или присохшего теста и замешивать влажное липкое тесто. Пластиковыми хорошо выскребать тесто из миски на рабочую поверхность, они гнуться, поэтому позволяют очень чисто выскрести миску, это особенно хорошо для влажного теста, которое во время брожения иногда сильно прилипает ко дну и стенкам миски.

Корзинки.

IMGP11045
IMGP11846

Пакеты, пленка или банные шапочки для накрывания теста во время ферментации и расстойки.

IMGP58975
78654567

Формы.

IMGP18865
IMGP118059

Камень

99099948888

Если кратко, то пекарский камень — это не кирпич и не булыжник, это такая плитка, обычно керамическая или терракотовая, круглая или прямоугольная, толщиной 1-3 см., которую используют, как противень, на него перекладывают расстоявшуюся заготовку. Иными словами, пекарский камень имитирует то, что называется подом в профессиональный печах, отсюда и хлеб, который печется на поду, без формы, называется подовым. Размерами эта плитка примерно с противень духовки, может, чуть меньше, его кладут на решетку и разогревают вместе с духовкой. Чтобы хорошо раскалить камень и прогреть духовку, нужно около 40-50 минут. Камень равномерно нагревается и равномерно отдает тепло независимо от того, как греет духовка. Она может жарить в левом дальнем углу и еще гореть в ближнем правом, если в духовке стоит камень, это уже не имеет значения, он выступает как бы буфером, накапливая в себе тепло и потом отдавая его хлебу. В итоге тесто получает очень мощную порцию жара, быстро схватывается тонкой корочкой, растет вверх, и это видно прежде всего по форме самого хлеба и направлению пор внутри него. Вот для сравнения хлеб на камне и хлеб на неразогретом противне.

567876054
PIC02009745

Колпак.

IMGP083196

Лопата.

7896054
IMGP0074699

Кулинарный термометр.

IMGP068952

Лезвие.

IMGP1800003
IMGP400003

Рукавицы.

IMGP5555150
IMGP78888

Читайте также: