Лишайник это комплексный организм состоящий из

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект урока по биологии

Учителя биологии

Швец Светланы Леонидовны .

Джанкойский район 2017г.

Конспект урока по биологии.

Ц е л и : п озна к омит ь уч ащихся с особ енно стями строения , процес с ами жи знедеятельности лишайник о в, выяснить ун и кальн о сть лишайник о в , к ак симб и отич ески х организм о в, сочетающих в себе при знаки гриб о в и водорос л ей.

Задач и :

1. О бразовательные :

- Изучить особ енности форм тал л ом ов лишайник о в;

- познакомить уч ащихся с особ енностями процес со в жи зне д е яльност и лишайник о в.

2. Р а звив ающие :

- р азвитие лог и ч еск ого и критич еск ого м ышления об уч ающихся ;

- разви тие п о знава те льного и нтерес а ;

- развит ие умений анал и з ировать полученную и нформац и ю и форм иро ва ть в ыводы ;

3. В оспитательные :

- розвит ие нау чного мировоззрения ;

- эколог и ч еское в оспитание ;

- в оспитание толерантност и через р а боту в мал ы х гру п пах.

Регулятивные УУД : умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Называть разнообраз ие лишайников.

Описывать строение лишайников

Приводить примеры разнообразия лишайников

Делать выводы о значении этих организмов в природе

Тип урока . Изучение нового материла
Форма урока . Синтетическая

Место урока в теме - текущий
Методы и методические приемы:
1. Информационно- рецептивный:
а) словесный: рассказ -объяснение, описание, беседа, работа с учебником.
б) наглядный: иллюстрация, демонстрация.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.
3. Проблемно – поисковый - постановка проблемного вопроса.
4. Визуальный: составление схем.
5. Релаксопедический: психологическая разгрузка
Межпредметные связи: история, медицина, мифология.
Основные понятия и термины: симбиоз, симбиотические организмы, лихенология, накипные, листоватые, кустистые лишайники, ягель.

Эпиграф к уроку:

1. Организационный этап :

Почему грибы определили в отдельное царство?

Почему водоросли приналежат к низшим растениям?

Тип питания грибов?

Что грибы сближает с животными?

Перечислить ядовитые грибы.

Как называется гриб, который паразитирует на деревьях?

Строение клетки гриба.

Что такое симбиоз?

Что входит в состав клеточной оболочки грибов?

Строение шляпочного гриба

Советы начинающему грибнику

Молодцы! Все справились с заданием!

4. Новый материал:

Учитель: Лишайники это организмы, которые состоят из двух организмов: гриба и водоросли, это результат симбиоза. Давайте вспомним, что такое симбиоз? Лишайников существует 25 тыс. видов, встречаются они везде: и в холодной Арктике, и в жарких пустынях, поселяются на деревьях, скалах, камнях. Что же позволяет лишайникам заселять такие разнообразные условия? Лишайники очень любят влажные места, туманную владную погоду, но ни в холоде, ни в тепле, они не могут жить без чистого воздуха, если атмосфера загрязнена, они погибнут. Рост у них очень медленный, за год выростают на 1 мм, а живут до 4 000 лет. Наука которая изучает лишайники називается - лихенология. Изучить строение лишайников удалось в 1867 г российским ученым А. Н. Бекетовым .

Учитель: Лишайников страна вас встречает, интересные знания для вас открывает.

Лишайники — это особая биологическая группа организмов, которая включает до 20 тыс. видов, распространенных на всем земном шаре, особенно в местностях с умеренным климатом. Лишайники — это комплексные симбиотические организмы, в состав которых входят сумчастые грибы, редко базидийные грибы, водоросли. Слань лишайника может иметь разную форму и окраску: серая, бурая, зеленая, оранжевая. Окраска слани зависти от специфических пигментов, солей железа, состава и концентрации разнообразных кислот. Характерной особенностью лишайников является то, что у них образуюются лишайниковые кислоты, которые окрашивают слань. Запасным веществом у лишайников является лихенин, жиров и белков образуется мало. Некоторые лишайники синтезируют ценные эфирные масла.

Строение лишайников: Схема

Верхняя кожица Клетки в середине Нижняя кожица

Защита поглощение зеленые, фотосинтезирующие имеет

Гриб + водоросль

Лишайник ( таллом, слань)

Разнообразие

Кустистые 5% Накипные 80% Листоватые 15%

1 ученик выводит схему на доске.

Учитель: работа в группах : 5 минут при помощи раздаточного материала найти информацю о разных видах лишайников

Выступление учащегося. Значен ие лишайник ов в э коси с темах.

Благодаря своей выдержанности лишайники поселяются там, где не могут существовать другие организмы. Своей деятельностью они создают условия для формирования растительных группировок в тех местах, где их раньше не существовало. Так, поселяясь на скалах, лишайники способствуют измельчению скальних пород и формированию первичных почв, на которых потом заселяются высшие растения.

Лишайники содержат сахара и белки. Они служат пищей для многих видов животных. Например, олений мох или ягель, - любимая пища для оленей. Некоторые види лишайников, например цетрарию иссландскую, может употреблять в пищу человек. Кроме того, определенные виды лишайников человек использует промышленности, для получения сахаров, красителей, в производстве лакмуса, в парфумерной и медицинской промышленности. Неисключение, что лишайникам в лесных биогеоценозах принадлежит роль защитников деревьев. Известны факты, что деревья, покрытые лишайниками, менше подверженык разрушительной деятельности грибов, которые повреждают древесину.

5. Итог урока:

Лишайники - особые комплексные организмы. Они состоят из клеток грибов и – водорослей. По внешнему строению лишайники делят на накипные, листоватые и кустистые.

Метод “Микрофон”- закончите предложение :

1. Лишайники делятся на такие группы: … ……. (Кустистые, листоватые, накипные.)

2. На камнях поселяются лишайники………. (Накипные)

3. Ксантория принадлежит к … . (Листоватым лишайникам.)

4. Ягель принадлежит к … . (Кустистым лишайникам.)

5. Тело лишайников – слань или таллом, состоит из двух организмов: … . (Гриба и водоросли.)

6. Лишайники поглощают воду … . (Всей поверхностью тела.)

6 Рефлексия: составление Т- схемы ( я знал, я узнал)

7.Домашнее задание: прочитать параграф……, составить письменно вопросы 1 группе, составить кроссворд 2 группе.

Лишайники – что это такое

Лишайники – это интереснейший живой организм. Хотя с первого взгляда о нем так не скажешь. Лишайник – это симбиоз гриба и водоросли. Гриб с водорослью вступили в симбиоз, то есть стали жить вместе и помогать друг другу. Давайте разберемся, как это происходит.

Как устроены лишайники

Грибы – гетеротрофы, то есть они не умеют самостоятельно создавать органические вещества. Им нужна органика в готовом виде. А водоросль (как и большинство растений) – автотроф, то есть она на свету образует органические вещества из неорганических.

Гриб и водоросль поделили свои обязанности таким образом. Гриб добывает воду и минеральные вещества и дает их водоросли. А водоросль производит из них органику – и для себя, чтобы не умереть с голоду, и для гриба.

Обычные грибы типа подосиновиков и подберезовиков живут примерно так же. Они растут рядом с деревьями, с помощью своей разветвленной грибницы добывают много минеральных солей для дерева, а деревья взамен делятся с грибами органическими веществами.

В лишайнике вместо водоросли может быть цианобактерия. Бывает так, что в одном слоевище живут и водоросль, и бактерия. Но две водоросли или две бактерии там никогда не живут.

Какие бывают лишайники

Их очень сложно классифицировать, однако сегодня выделяется целых 26 000 видов лишайников. Они все для удобства распределены на три группы:

3 типа лишайников

Опасны ли лишайники для человека

Опасны ли лишайники для плодовых деревьев

Единой точки зрения нет. Некоторые садоводы считают, что лишайники лучше соскабливать с деревьев, потому что они не дают влаге испаряться с коры, а это может привести к появлению плесени или другим неблагоприятным последствиям.

Еще один момент – в сильно разросшихся лишайниках могут укрываться паразиты плодовых деревьев и их личинки.

Однако какой-то очень серьезной угрозы лишайники для вашего сада не представляют.

Зачем нужны лишайники

В глобальном плане с них начинается зарождение биогеоценозов, создание экосистем. Смотрите, как это происходит.

Поэтому, если появляется какая-то малопригодная для большинства организмов территория, лишайники первыми начинают ее осваивать. Они там селятся, размножаются, умирают и перегнивают, потом снова растут, размножаются, опять перегнивают. Через много-много лет образуется небольшой слой перегноя. А перегной – это уже неплохая среда для растений.

В итоге получится полноценная экосистема: продуценты (лишайники и растения) – консументы (животные) – редуценты (бактерии и грибы, которые разлагают животных и растения).

Заключение

Подписывайтесь на обновления нашего сайта. Вам на почту каждую неделю будут приходить лучшие статьи из рубрики Образование.

Я хочу, чтобы все статьи в этой рубрике были понятны каждому читателю. Чтобы можно было зайти, любой текст открыть, прочитать и все понять.

Справился ли я этой задачей в данной статье? Сумел ли я вам объяснить, что такое лишайники?

Под статьей есть форма для комментариев. Покритикуйте там статью, если он вам не нравится. Ваше мнение поможет мне сделать рубрику лучше и полезнее.

ЛИША́ЙНИКИ (Lichenes), сим­био­троф­ные ор­га­низ­мы, пред­став­ляю­щие со­бой со­жи­тель­ст­во гри­ба, во­до­рос­лей и/или циа­но­бак­те­рий; ком­плекс­ная сис­те­ма взаи­мо­дей­ст­вия сим­би­онт­ных парт­нё­ров, раз­вив­шая­ся в про­цес­се ко­эво­лю­ции . Гриб (ми­ко­би­онт – ге­те­ро­троф­ный ком­по­нент Л.) ути­ли­зи­ру­ет (у боль­шин­ст­ва Л.) мёрт­вые клет­ки во­до­рос­ли, по­лу­ча­ет от неё про­дук­ты фо­то­син­те­за, а от циа­но­бак­те­рий ещё и азо­ти­стые со­еди­не­ния, а во­до­рос­ли и циа­но­бак­те­рии (фо­то­би­он­ты – ав­то­троф­ные ком­по­нен­ты Л.) по­лу­ча­ют от гри­ба во­ду и ми­нер. ве­ще­ст­ва. Двой­ст­вен­ная при­ро­да Л. от­кры­та в 1860-х гг. нем. бо­та­ни­ком С. Швен­де­не­ром. До­ка­за­тель­ст­вом та­кой при­ро­ды слу­жат: мор­фо­ло­го-ана­то­мич. строе­ние Л.; от­сут­ст­вие ге­не­тич. свя­зей ме­ж­ду ми­ко­би­он­том и фо­то­био­нтом; воз­мож­ность изо­ли­ров. по­лу­че­ния чис­той куль­ту­ры как ми­ко­би­он­та, так и фо­то­био­нта; ре­син­тез Л. из спор ми­ко­би­он­та и со­от­вет­ст­вую­щей куль­ту­ры фо­то­био­нта на син­те­тич. сре­дах. Еди­но­го мне­ния о по­ло­же­нии Л. в сис­те­ме ор­га­нич. ми­ра нет, од­на­ко боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей рас­смат­ри­ва­ют их в цар­ст­ве гри­бов, от­но­ся к от­де­лам Ascomycota и Basidiomycota. Наи­бо­лее ран­ние на­ход­ки ис­ко­пае­мых Л. от­но­сят­ся ори­ен­ти­ро­воч­но к кон­цу ме­ло­во­го пе­рио­да. Из­вест­но 15–20 тыс. ви­дов Л. Не­ко­то­рые из Л. на­столь­ко ма­лы, что поч­ти не вид­ны не­воо­ру­жён­ным гла­зом, дли­на дру­гих, напр. ус­неи длин­ней­шей ( Usnea longissima ), мо­жет дос­ти­гать 1 м и бо­лее. Рас­тут Л. край­не мед­лен­но (ср. ско­рость рос­та 0,5–10 мм в год); жи­вут, ве­ро­ят­но, дол­го: воз­раст не­ко­то­рых из них (напр., Rhizocarpon geographi­cum ) мо­жет до­сти­гать бо­лее 4000 лет.

Лишайники представляют собой симбиоз гриба и водоросли, т. е. не могут считаться единым организмом, так как его отдельные части имеют разные геномы.

Строение лишайника

Вегетативное тело лишайника называется талломом.

Гифы гриба образуют основу таллома, формируя нижнюю кору, прикреплённую к субстрату, и поверхностный коровый слой, обуславливая форму и окраску лишайника.

Водоросли , занимая полости между гифами, образуют гонидиальный слой.

Под слоем водорослей грибные гифы расположены рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевины проходят пучки гиф (ризоиды), которые прикрепляют лишайник к субстрату.

У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом.


Рис. Строение лишайника

  • защитная;
  • опорная;
  • прикрепляющая (н а нижнем коровом слое образуются ризоиды);
  • газообмен (через перфорации (отмершие участки корового слоя), трещины и разрывы в коровом слое).

Функция зоны водорослей:

  • фотосинтез;
  • накопление органических веществ.
  • проведение воздуха к клеткам водорослей;
  • опорная функция (у некоторых кустистых лишайников).

Лишайники образуют в основном:

  • грибы — аскомицеты и базидиомицеты;
  • водоросли — чаще всего зелёные (реже встречаются цианобактерии).
  • Водоросль отдаёт грибу органические вещества, полученные в процессе фотосинтеза.
  • Гриб, имея обширный мицелий, обеспечивает водоросль водой и минеральными веществами.

Такие симбиозы определённых видов гриба и водоросли настолько устойчивы, что воспринимаются как определённый вид организмов.

Классификация лишайников

По форме таллома лишайники делятся на:



Рис. Накипной лишайник Рис. Листоватый лишайник


Рис. Кустистый лишайник

Размножение лишайников

У лишайников встречается вегетативное, половое и бесполое размножение.

Бесполое размножение:

  • фрагментация;
  • соредии — микроскопические клубочки, состоящие из одной или нескольких клеток водорослей, окружённых гифами гриба; образуются внутри таллома, а после созревания выходят на поверхность и лопаются, разбрасывая диаспоры;
  • изидии — маленькие разнообразной формы выросты верхней поверхности слоевища, отламывающиеся при созревании.

В обоих случаях в состав отделяемой структуры входит и грибной, и водорослевый компонент.

Половое размножение:

  • образование плодовых тел различной формы, где созревают споры полового размножения. Развитие и созревание плодового тела может длиться до 10 лет, а затем в течение ряда лет плодовое тело способно продуцировать споры. Спор образуется очень много, но прорастают они не все. Для прорастания нужны условия, прежде всего определённые температура и влажность.

Особенности экологии лишайников

Лишайники характеризуются очень медленным ростом: от долей миллиметра до нескольких сантиметров в год. Скорее всего, это связано с небольшим относительным объёмом автотрофных водорослей, синтезирующих органические вещества.

Наибольшей скоростью роста обладают лишайники тропических лесов, наименьшей — обитатели скал и тундры.

Низкая скорость роста приводит к тому, что лишайники в основном растут в тех местах, где не встречают конкуренции со стороны растений. Прежде всего это горные области, где они являются первопроходцами на камнях и скалах, создавая первичные почвы. Не встречают лишайники конкурентов и в тундре, где из-за мёрзлых грунтов не могут развиваться корни растений. Часто лишайники растут как эпифиты в кронах деревьев.

Способность гриба поглощать и удерживать воду позволяет лишайникам существовать в крайне сухих условиях. Они могут поглощать воду не только во время дождей, но и из тумана, и насыщенного водяным паром воздуха.

Интересно, что возраст слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет.

Читайте также: