Консультация подготовка к школе в условиях семьи и детского сада

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 18.09.2024

Вот и стали ваши дети взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу. Как сложиться обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий.

Когда начинать готовить ребенка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Самое главное – не пускать все на самотек, надеясь только на воспитателей детского сада.

Существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Педагогическая – это и есть первоначальные навыки чтения, письма, счета.

А психологическая готовность в свою очередь включает в себя:

  • интеллектуальную: это багаж знаний ребенка – умение сравнивать, обобщать, анализировать, т.е. развитие познавательных процессов. К 6 – 7 годам ребенок должен знать: свой адрес, имена и отчества своих родителей, их место работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дни недели;
  • социально – личностная готовность: настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми;
  • мотивационная готовность: желание идти в школу.

В психологии различают разные мотивы:

  • игровой– там много детей, есть с кем поиграть;
  • познавательный – ребенок хочет узнать что то новое, интересное;
  • социальный- ребенок желает приобрести новый социальный статус – стать школьником, иметь портфель, учебники, свое рабочее место.

Родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учеба – это труд, что дети ходят в школу учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.

Развитию волевой готовности способствуют также изобразительная деятельность и конструирование, так как они побуждают длительное время сосредотачиваться на постройке или рисовании. Также хороши настольные игры, где нужно соблюдать правила.

Чтобы ребенок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Ребенок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно одеваться и раздеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене. Научите ребенка убирать свое рабочее место бережно относиться к вещам. Постарайтесь не опекать его, поручите ему какие - нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых, например, накрывать на стол, помыть за собой кружку, греть еду в микроволновке, чистить свою обувь, поливать цветы, кормить котенка.

Также важны внешкольные кружки. Но! Кружок должен быть интересен ребенку, а не родителю! Не надо строить из ребенка не состоявшую модель себя. Если вы в детстве мечтали стать великим художником, это не значит, что ваш ребенок хочет того же.

Дети ничего не должны родителям! Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Любите его таким, какой он есть, просто за то, что он есть.


Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в ДОУ, так как с каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных образовательных учреждениях. Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, мы в своей группе стараемся создать условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка, готовой к принятию новой социальной роли, статуса ученика. Но успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.

Сегодня перед нашим ДОО, как и перед большинством детских садов, стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. И при этом избежать заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником в преддверии школы. Папам и мамам необходимо объяснить, что детский сад – помощник в воспитании и развитии ребёнка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Мы же со своей стороны делаем всё необходимое, чтобы учитывать интересы семьи в вопросах подготовки детей к школе. Неформальное, тесное взаимодействие родителей и воспитателей обеспечивают нашим малышам двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома.

Осуществление полноценного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях:

  • готовности педагогов к взаимодействию с родителями;
  • настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;
  • определение значимых для педагогов и родителей целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие;
  • разработки этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;
  • создание материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.

При взаимодействии с родителями, следует учитывать, что современные родители дошкольников испытывают целый ряд социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на их заинтересованность и активность в воспитании детей. Социально-психологические проблемы усугубляются личностными трудностями современных родителей – усталостью, психическим и физическим переутомлением, возникающим чувства одиночества, отсутствием взаимопонимания и пр. Эти проблемы приводят к тому, что многие родители чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряют интерес к особенностям их развития, неохотно идут на контакт с педагогами.

Основной задачей педагогического коллектива при взаимодействии с родителями должно быть создание условий для делового, личностно – ориентированного общения на основе общего интересного дела, объединяющего взрослых и детей. Соответственно с решением данной задачи, с учетом типов семей и проблем воспитания, выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, узнали, о такой интересной форме работы, как театральная пятница, встреча с интересным человеком, совместные праздники, защита семейных проектов, планируем ведение домашних читательских дневников и др.

Но немаловажным является тот факт, что воспитатели не всегда будут рядом с малышом. На пороге школы они с грустью попрощаются с ними и следующий, ответственный отрезок пути своего детства ребёнок пройдёт со своими родителями и учителем начальной школы. Поступление ребёнка в школу внесёт в его жизнь много перемен. Вместо семьи, близких людей и друзей – толпа чужих, с которыми пока ничто не связывает. Вместо ласки, участия, снисхождения и общих интересов – дисциплина. Появится круг обязанностей и личная ответственность за всякие упущения: неисполнительность, невнимание, рассеянность и пр.

Каждый из родителей, готовя своего ребёнка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.

В нашей группе ведется работа, направленная на формирование у детей положительного отношения к предстоящему обучению, которая осуществляется через разные виды организации детской деятельности:

Повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению стало возможным при решении следующих задач:

  • обогащение детско-родительских отношений опытом игрового партнёрства и совместной познавательно-исследовательской деятельности;
  • развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;
  • развитие положительной самооценки детей;
  • повышение уровня коммуникативной компетентности детей;

Мы стараемся подбирать материал и разнообразить формы работы с родителями:

Информирование родителей об особенностях воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ.

Благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.

Автор: Валиева Анна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Росинка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Совместная работа детского сада и семьи в подготовке детей к школе
Раздел: дошкольное образование

Совместная работа детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Выполнила: Абдуллина Р.Р., Валиева А.В..

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в

процесс подготовки ребенка к школе.

Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.

адаптации к школе) их причинах.

ребенка к школе.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к

школе– одно из важнейших направлений работы в ДОУ. Играет важную роль в

развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней

актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей

школьной жизни. В результате таких контактов педагогов детских садов и школ

достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы,

задачи подготовки детей к учёбе и успешнее их решают. Однако в нашем детском

протяжении всего учебного года, строится поэтапно: анкетирование родителей (цель:

определить ожидания, опасения); разработка информационных стендов и буклетов,

конференции; семинары-практикумы и т. д.

Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с

вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того,

какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.

Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на

стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться,

отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои

мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего

дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности

искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с

проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный

ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной

деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.

Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности

ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы

дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности.

Критерии готовности:

Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при

котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него

чрезмерного напряжения и переутомления.

Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него

специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать,

классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень

развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные

умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже

Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и

Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с

другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-

наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен

демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу.

В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой,

В нашем детском саду налажен тесный контакт с родителями. Работа с

родителями ведётся на протяжении всего учебного года, строится поэтапно:

анкетирование родителей (цель: определить ожидания, опасения); разработка

информационных стендов и буклетов, папок-передвижек, памяток (цель:

просвещения родителей); консультации; проведение открытых занятий;

родительских собраний; встреча с учителями; конференции; семинары-практикумы


Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовности к школе:

Физическая готовность:

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

Умение строить отношения с взрослым человеком.

Умение общаться со сверстниками.

Вежливость, сдержанность, послушание.

Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Психологическая готовность:

Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

1.Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

3.Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

4.Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

1.Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

2.Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

3.Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

4.Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

5.Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

6.Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

8.Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.

Уметь доброжелательно общаться с другими детьми

Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.


-80%

Читайте также: