Клод моне завтрак на траве описание картины

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Замысел этого знаменитого произведения родился во время одной из поездок художника на этюды в Фонтенбло. Моне задумал огромное полотно шириной более шести метров, для участия в Салоне 1866 года. Однако неудовлетворенный почти законченной работой, художник отказался показывать ее публике, а впоследствии разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже). Одновременно с грандиозным полотном Моне пишет и уменьшенный вариант композиции, оказавшийся в собрании ГМИИ. Именно он сегодня позволяет с максимальной точностью восстановить первоначальный замысел картины. Вслед за Эдуаром Мане, автором одноименного произведения (1863, Музей Орсэ, Париж), художник делает героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. Мастера интересует не столько изображение бытовых деталей, сколько игра рефлексов солнечного света на платьях дам и расстеленной на траве скатерти.

“Завтрак на траве”(1866) в Пушкинском музее – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него. Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль. Когда понятия “импрессионизм” не существовало. Когда до его знаменитых серий картин со стогами сена и лондонским парламентом ещё было далеко.

Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.

Вторая картина хранится в музее д’Орсе в Париже. Правда картина сохранилась не полностью. Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.

Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.

Вдохновение. “Завтрак на траве” Эдуарда Мане

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.

Нам она может показаться обычной. Обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами. Снятая одежда небрежно лежит рядом. Фигура и лицо женщины ярко освещены. Она уверенно смотрит на нас.

Однако картина произвела невообразимый скандал. В то время обнаженными изображали только нереальных, мифических женщин. Здесь же Мане изобразил пикник обычных буржуа. Обнаженная женщина – не мифическая богиня. Это самая настоящая куртизанка. Рядом с ней молодые щеголи наслаждаются природой, философскими беседами и наготой доступной женщины. Именно так некоторые мужчины и отдыхали. Тем временем их жены в неведении сидели дома и вышивали.

Публика не хотела такой правды о своём досуге. Картину освистывали. Мужчины не разрешали своим жёнам на неё смотреть. Беременных и слабонервных и вовсе остерегали к ней приближаться.

Такая же реакция была у современников Мане и на его знаменитую “Олимпию”. Об этом читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.

Клод Моне готовится к Парижскому салону.

Клод Моне был восхищён скандальной картиной Эдуарда Мане. Тем, как его коллега передал свет на картине. В этом плане Мане был революционером. Он отказался от мягкой светотени. От этого его героиня выглядит плоской. Она чётко выделяется на тёмном фоне.

Мане сознательно к этому стремился. Ведь при ярком свете тело становится однородного цвета. Это лишает его объема. Однако делает более реалистичным. На самом деле, героиня Мане выглядит более живой, чем Венера Кабанеля или Большая Одалиска Энгра.

Сверху: Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. Музей д

Сверху: Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. Музей д’Орсе, Париж. Посередине: Эдуард Мане. Олимпия. 1963 г. Там же. Внизу: Жан-Огюст-Доминик Энгр. Большая Одалиска. 1814 г. Лувр, Париж

Моне был в восторге от таких экспериментов Мане. К тому же он сам придавал большое значение влиянию света на изображаемые объекты.

Он задумал по-своему эпатировать публику и привлечь к себе внимание на Парижском салоне. Ведь он был амбициозен и хотел славы. Так в его голове родилась идея создать свой “Завтрак на траве”.

Картина была задумана по истине огромной. 4 на 6 метров. Обнаженных фигур на нем не было. Зато было много солнечного света, бликов, теней.

Сравнить картину музея д’Орсе с “Завтраком на траве” Пушкинского музея вы можете в статье “Завтрак на траве Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”.

Работа шла тяжело. Слишком большое полотно. Слишком много этюдов. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно.

Моне не рассчитал своих сил. До выставки оставалось всего 3 дня. Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Он решил её не показывать публике. Но на выставку попасть очень хотелось.

И вот за оставшиеся 3 дня Моне пишет картину “Камилла”. Известная ещё, как “Дама в зеленом платье”. Она выполнена в классической манере. Без экспериментов. Реалистичное изображение. Переливы атласного платья в искусственном освещении.

Публике “Камилла” понравилась. Правда критики недоумевали, почему часть платья не уместилась в “кадр”. На самом деле Моне сделал это намеренно. Чтобы смягчить ощущение постановочного позирования.

Ещё одна попытка попасть на Парижский салон

“Дама в зеленом платье” не принесла той славы, на которую расчитывал Моне. К тому же он хотел писать по-другому. Хотел, как и Эдуард Мане, нарушать классические каноны живописи.

На следующий год он задумал ещё одну крупную картину “Женщины в саду”. Картина также была большой (2 на 2,5 м), но все же уже не такой огромной, как “Завтрак на траве”.

Зато Моне почти полностью написал её на открытом воздухе. Как и подобает истинному импрессионисту . Слишком ему хотелось передать, как ветер циркулирует между фигур. Как воздух вибрирует от жары. Как свет становится главным действующим лицом.

Картину в Парижском салоне не приняли. Её сочли небрежной и незаконченной. Как сказал один из членов жюри Салона “Слишком много сейчас молодых людей движутся в непозволительном направлении! Пора их остановить и спасти искусство!”

Удивительно, что государство приобрело работу художника в 1920 году, ещё при жизни художника, за 200 тыс. франков. Будем считать, что его критики таким образом взяли свои слова обратно.

История спасения “Завтрака на траве”

Публика картину “Завтрак на траве” так и не увидела. Она осталась у Моне, как напоминание о неудавшемся эксперименте.

Через 12 лет художник по-прежнему сталкивался с финансовыми трудностями. 1878 год был особенно трудным. Пришлось выехать с семьёй из очередного отеля. Денег на уплату не было. Моне оставил владельцу отеля в залог свой “Завтрак на траве”. Тот картину не оценил и забросил на чердак.

Через 6 лет финансовое положение Моне выправилось. В 1884 году он вернулся за картиной. Однако она уже была в плачевном состоянии. Часть картины покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. И порезал картину на три части. Одна из них была утеряна. Две оставшиеся части сейчас и висят в музее д’Орсе.

Ссылка на бесплатный курс

После “Завтрака на траве” и “Женщин в саду” Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Это было слишком неудобно для работы на открытом воздухе.

Да и людей он стал писать все меньше и меньше. Разве что членов своей семьи. Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Они уже не главные герои его картин.

Картины Клода Моне. Слева:

Картины Клода Моне. Слева: “Сирень на солнце”. 1872 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Справа. Мороз в Живерни. 1885 г. Частная коллекция.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Клод Моне. Завтрак на траве. 1866. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв.), Москва.

Работа выглядит потрясающе как с точки зрения обычного зрителя, так и сточки зрения профессиональной живописи. В картине чувствуется гигантская работа. Клод Моне немало потрудился над тем, чтобы придать пейзажу и жанровой сцене естественный вид, ощущение солнечного тёплого дня, спокойной обстановки, лиричности сцены. Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме. Реалистичность света и чуть размытые цвета указывают на его внимание не к деталям, а к самой атмосфере сцены, первому впечатлению от увиденного. Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет. Как известно, в последующем импрессионисты отказались от изображения чёрного цвета на картинах, так как считали, что он не существует в природе в чистом виде.

Завтрак на траве - Моне

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все интересное в искусстве и не только.

Новое или ничего своего? Завтрак на траве

Суд Париса (гравюра по утраченному оригиналу Рафаэля, 1515-1516), фрагмент (1).jpg

Как много людей, увидевших новые прочтения знаменитых произведений, возмущаются! Вот, мол, своего ничего не могут придумать, бездари! Они только и способны просто перепеть уже созданное до них!
Так вот, эта практика заимствования, создание своего на основе творчества под влиянием, - известна со времен Возрождения. И,пожалуй, один пример.

Джорджона.jpg


Джорджоне
Пасторальный концерт
Теперь "Сельский концерт" считают ранней работой Тициана

И Мане со своим шедевром, как ныне понимает каждый – это, да, шедевр, стал первым создателем в истории современного искусства полотна, над которым толпы зрителей смеялись и стыдливо перешептывались.
Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа.

Жюри в салонах в 1863 году было беспощадным.
Оно сильно терзало молодых художников, а впрочем, это вечная история – все эти приемные комиссии, худсоветы так всегда и поступали.

Но тогда даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ, и поэтому он одновременно решил устроить свой Салон отверженных, куда и попала картина.
И вот оно – ура! Событие, перевернувшее искусство.

Первая вдохновила Мане писать двух обнаженных женщин - совсем не нимф и богинь рядом с одетыми мужчинами, вторая – расположить фигуры в пространстве.
Обнаженная женщина - любимая модель Мане Викторина Луиза Мёран.
Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов.
Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос.

Суд Париса (гравюра по утраченному оригиналу Рафаэля, 1515-1516), фрагмент (2).jpg


"Суд Париса" (гравюра по утраченному оригиналу Рафаэля, 1515-1516), фрагмент

Клод-Оскар Моне.jpg

Для Моне люди и живописный пейзаж – равнозначные, равноценные составляющие будущей картины, поэтому он делает наброски по отдельности: выезжает на пленер для написания леса, и рисует будущих героев в своей мастерской.

Моне задумал картину очень большого формата, и как не спешил закончить её к Салону 1866 года, задача оказалась ему непосильной.
В итоге картину Моне оставляет в Аржантес, расплачиваясь ею за жильё.
Новый хозяин-кредитор небрежно хранит работу в подвале, в результате чего часть работы была безвозвратно потеряна.
После шести лет забвения Моне выкупает свою работу и заканчивает её, восстановив утерянные фрагменты и переписав иные заново.

Поль Сезан.jpg


Поль Сезанн
"Завтрак на траве", 1869

Пабло Пикассо.jpg

Пабло Пикассо
"Завтрак на траве" (по Э.Мане), 1960

И вот великолепнейшее полотно. Этот Завтрак, понятно, что тоже не на пустом месте возник. Но так необыкновенно хорош …
Между 1959 и 1962 годами Пикассо выполняет серию работ в живописи, графике, литографии, скульптуре и керамике, вдохновившись картиной Эдуарда Мане 1863 года "Завтрак на траве" (Le Déjeuner Sur l'Herbe, сегодня в Musée d'Orsay).

Впервые Пикассо познакомился ней в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, а в 1907-м она вдохновляла его, когда он писал своих Авиньонских девиц.
Он был под большим впечатлением от новаторства Мане.

Как-то в 1929 году Пикассо заметил: "Когда я вижу Déjeuner Sur l'Herbe, я говорю себе, это моя проблема на будущее." И в самом деле, полвека спустя он сделает десятки вариаций картины.

Мане, в свою очередь, написал "Завтрак на траве" как стилизацию на работу Джорджоне "Сельский концерт", 1509 (Giorgione, Pastoral Concert, Louvre), и частично, на гравюру Раймонди (Raimondi) по рисунку Рафаэля.
Таким образом, Пикассо своей серией ведет свой "диалог сквозь века" сразу с несколькими великими мастерами европейского искусства.

Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.






Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.

В образе жен­щины худож­ник соеди­нил черты посто­ян­ной натур­щицы Вик­то­рины Мёран и соб­ствен­ной жены Сюзанны (тело). Вик­то­рина была люби­мой натур­щи­цей Мане и запе­чат­лена во мно­гих его рабо­тах, в част­но­сти в зна­ме­ни­той “Олим­пии”. Она сама писала непло­хие кар­тины, мно­гие из кото­рых позд­нее были уте­ряны. Стра­дала алко­го­лиз­мом и в пре­клон­ные годы про­сила пода­я­ние на улице, играя на гитаре. Известна сво­ими любов­ными отно­ше­ни­ями с жен­щи­нами.



Сам сюжет картины оскорблял чувства зрителей, не понимавших и не принимавших изображенную сцену. К тому времени проституция в Булонском лесу Парижа получила широкую известность, однако отражение этой темы в живописи было под запретом. Открыто показав сексуальность, нарушавшую этические и эстетические нормы общества, Мане оказался в центре внимания возмущенной общественности. Отсутствие связей между персонажами, абсурдность сюжета и контрастная цветовая палитра шокировали критиков.

Идея написания этой работы возникла у Мане в ходе поездки по берегу Сены.


Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.


Работа создавалась под впечатлением рисунков Рафаеля и Джорджоне. Как признался автор перед началом работы, он собирается изобразить такой же сюжет, но перенеся сцену на воздух, запечатлеть образы людей своего времени, а также окружить все атмосферой прозрачности.

Эдуард Мане родился в Париже в 1832 году. Отец – высокопоставленный чиновник Министерства юстиции, мать – дочь видного дипломата. Ему были предоставлены все возможности для получения образования и начала солидной карьеры. Но учеба в престижных пансионах и колледжах – не для него. Пятнадцатилетний Эдуард пытается поступить в мореходку, терпит неудачу и уходит в плаванье юнгой, чтобы пробоваться на следующий год. Во время плавания он много рисует, с тех пор картины Мане часто содержат морские мотивы.


"В 1862 году кто-то внушил Мане, что имеет смысл рискнуть и показать в Салоне следующего года изображение обнаженной натуры. Хотя мысль эта и не слишком его прельщает, но мало-помалу она завладевает им. Обнаженная натура - что ж, тут спорить не приходится, и Мане по обыкновению прищелкивает языком, изображение обнаженной натуры на выставке Салона заставит окончательно признать художника. Но какое "nu" написать - "nu" вроде Венеры Урбинской Тициана? Или, быть может, какое-то другое. " Как-то летним воскресеньем того же года, прогуливаясь вместе с Антоненом Прустом по Аржантейю, он разглядывает с берега плавающие по Сене ялики, смотрит, как плещутся в воде женщины, и внезапно ему на память приходит луврская картина - "Сельский концерт" Джорджоне.

Ярко освещенное нагое тело — тоже насмешка над общественной моралью, олицетворенной для Эдуарда фигурой отца: Огюст Мане был судьей и рассматривал дела о нарушении правил общественной нравственности. Позировала Мане продавщица галантерейного магазина Викторина Мёран. Они познакомились в 1862 году. Вскоре знакомство переросло в страстный роман. Мёран сама неплохо рисовала.


Это смелое начинание, предпрнятое 25-летним юношей, заинтересовало всех, и Курбе, в то время живший в Марлотт, навестил Моне в Шайи, дабы щедро помочь ему советами и приободрить юного коллегу, к которому всегда благоволил. Курбе повел себя неожиданно: он посоветовал юноше умерить свой пыл. В результате картина так и не была завершена: то ли духу не хватило, то ли Моне осознал, что еще не созрел для осуществления своего замысла, но он прекратил работу и более к этой картине не возвращался.


Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой
парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за
миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только
для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная
певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем",
"Гитарист" и "Железная дорога".

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.


Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.

Он берет несколько пробных аккордов - пишет этюды деревьев, вид острова Сент-Уэн. Но как расположить персонажей? Он признается Прусту, что идет от картины Джорджоне. Ему все же не хочется просто переносить композицию "Сельского концерта" на собственное полотно - ну нет, это его не устраивает. Его стесняет не сама идея заимствования. Он-то свои слабости знает. Но знает и свою силу и хочет, чтобы именно ее оценили, оценили бы вне зависимости от старых мастеров, у которых он ищет поддержки и опоры. И вот, просматривая однажды альбом старых эстампов.


Заключительные штрих отобрали у Мане не менее времени, чем вся его предыдущая работа. Например, обнаженная рука, вроде неплохо изложена уже на переднем плане, на самом деле, может показаться, что не совпадает с картиной Мане по цвету, фактуре и распределением теней. Ему пришлось тщательно сверить свою работу с оригиналом, а не продвигаясь вперед до тех пор, пока каждая деталь его имитации не будет соответствующей оригиналу.

..Гравюра Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции "Суд Париса" заставляет Мане насторожиться. Здесь представлены три фигуры - морские божества, одно женское, два других мужские, - их позы как нельзя лучше подходят к задуманной им "Загородной прогулке". Наконец-то "архитектура" картины найдена: надо только одеть эти морские божества, одеть в куртки и панталоны; заменить вот этот трезубец тросточкой; да еще добавить вот там, в глубине, четвертую фигуру (это будет полуобнаженная женщина, пробующая рукой воду), и дело сделано. Все в порядке!


. С первых же дней, даже с первых часов "Завтрак на траве" собирает толпу. "Завтрак" выделяется на фоне остальных холстов своим новаторством, живостью колорита и затмевает все, что его окружает. Преобладающее число выставленных произведений, выполненных с большей или меньшей ловкостью, по сути дела, мало чем отличается от работ официальных мастеров. И в Салоне и в Контрсалоне царит битюм; и там и тут господствует анекдот. В таком окружении и даже невзирая на сравнительно многочисленные работы, отмеченные печатью новизны и творческих сил, такие, например, как "Девушка в белом" Уистлера, "Завтрак" Мане приобретает значительность исключительную. Его новизна потрясающа.


На самом деле: если приглядеться, в картине можно заметить немало странностей. Почему, например, у одного из мужчин на голове домашняя ермолка с кисточкой, а другой одет в давно вышедшие из моды светлые панталоны? Почему фигура на заднем плане кажется слишком близкой к зрителю, вопреки всем законам перспективы, а фон больше похож на театральный задник?


Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

Читайте также: