Клесты ели семена ели звуковая схема
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 19.09.2024
Звуко-буквенный разбор слова (его ещё называют фонетическим разбором слова) - это разбор определенного слова по звукам и буквам, включающий в себя:
- Постановка ударения и определение слогов в слове.
- Нахождение всех звуков в слове и составление их характеристик.
- Определение количества букв и звуков в слове.
Звуки при таком разборе заключаются в квадратные скобки. Черточка справа вверху у согласного звука говорит о том, что звук является мягким (если после соответствующей буквы стоит мягкий знак или гласная смягчающая буква).
Чтобы выполнить фонетический разбор слова, сначала необходимо посчитать, сколько всего в слове слогов. Количество слогов не стоит путать с количеством возможного переноса слова. Слог определяется количеством гласных букв в слове: сколько гласных букв, столько и слогов. Слог также может состоять их одной гласной буквы.
После этого необходимо напротив каждой буквы указать соответствующий ей звук. Звуки делятся на согласные и гласные. При этом согласные звуки разделяются ещё на несколько групп: твердые / мягкие (парные или непарные), звонкие / глухие (парные или непарные). Если звук парный, это значит, что по соответствующему признаку можно подобрать ему противоположный звук (например, если звук [м] - парный твердый, то можно найти мягкий звук [м']). Гласные звуки разделяются на ударные или безударные.
В конце считают звуки и буквы в слове и записывают транскрипцию слова (то, как слово произносится). При этом, если гласная буква находится в начале слова или расположена после мягкого знака, то она может обозначать сразу два звука. Мягкий и твердый знак не обозначают никаких звуков.
Делаем звуко-буквенный разбор слова "ель"
Ель - один слог (так как одна гласная буква);
е - [й] - согласный, мягкий непарный, звонкий непарный;
[э] - гласный, ударный;
л - [л'] - согласный, мягкий парный, звонкий непарный;
ь - [-];
[йэл'] - транскрипция слова "ель";
3 буквы, 3 звука.
Таким образом, звуко-буквенный разбор слова "ель" выполнен.
ель — слово из 1 слога: ель. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.
Транскрипция слова: [й’эл’]
е — [ й’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
— [ э ] — гласный , ударный
л — [ л’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (парный)
ь — не обозначает звука
В слове 3 буквы и 3 звука.
При разборе слова используются правила:
- Гласная е в начале слова является йотированной и обозначает два звука
Цветовая схема: е л ь
Морфологический разбор слова "ель"
Часть речи: Имя существительное
Грамматика: часть речи: имя существительное, одушевлённость: неодушевлённое, род: женский, число: единственное, падеж: именительный, винительный, отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?,
Начальная форма: ель
Звуко-буквенный разбор слова "ель"
Транскрипция: [йэ́л']
Количество слогов (1): ель
Переносы: ель
Значение слова "ель"
Ель
ель, ели, жен. Крупное, вечнозеленое хвойное дерево конусообразной формы с длинными чешуйчатыми шишками.
10.
11. Найди букву Л. Обведи её.
Занятие 2
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Проговори слоги и слова по 2 — 3 раза
ли-ли-ли — лимон ли-или-ли — листва
ли-ли-ли — лиса ли-или-ли — листопад
ли-ли-ли — лицо ли-или-ли — лимузин
ли-ли-ли — линейка ли-или-ли — лилипут
ли-ли-ли — лиана ли-или-ли — линять
4. Запомни, повтори
а) слоги
ля-ле-ли ле-ля-ли
(взрослый 4 раза меняет порядок слов)
5. Послушай и повтори предложения. Найди в них родственные слова.
Лена и Оля ездили в гости к тёте Вале в Полесье. Вблизи её дома маленький лесок и полянка. На полянке алели ягоды лесной земляники. Вместе с тётей Валей Лена и Оля ходили гулять в лес. В лесу они увидели домик лесника. Возле домика лесника стояли лесовозы. Они возят спиленный лес на лесозаготовках.
6.Образуй родственные слова.
7. Игра "1-2-5" - лист, линейка.
8. Подбери пропущенное начало слов
ЛЯ - с ЛЯ - нейка
9. Рассмотри и назови картинки со звуком Ль. Определи место звука Ль в слове. Нарисуй схему слова.
Занятие 3
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Проговори слоги и слова по 2-3 раз.
4. Игра "1-7-10" - олень, полено, улитка.
5. Запомни, повтори слова
(взрослый 4 раза меняет порядок слов).
6. Вспомни слова из упражнения 3, вставь их в предложения на место точек.
На лесной поляне паслись.
По улице на печке едет .
Вал и Оля купили билет на .
В саду поспели ягоды . и .
На листе калины сидели две .
На льдине отдыхали .
По аллее ходит с распущенным хвостом .
7. Отгадай, какой слог нужно добавить, чтобы получились имена детей.
8. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
И снова полетели.
9. Спряжение в настоящем времени.
(я леплю лебедя, ты лепишь лебедя, он лепит лебедя, она лепит лебедя, мы лепим лебедя, вы лепите лебедя, они лепят лебедя).
10. Рассмотри и назови картинки:
а) найди картинки на звук Ль в начале слова;
б) найди картинки на звук Ль в конце слова.
Занятие 4
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Произнеси слоги
ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли
ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли
ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли
4. Проговори слоги и слова
лю-лю-лю-люк лё-лё-лё-лёд
лю-лю-лю-люкс лё-лё-лё- Лёва
5. Запомни, повтори.
а) лю-лю-лё лё-лё-лю
(взрослый 4 раза меняет порядок слов).
6. Игра "2-3-5"-лютик, люк.
7. Спряжение в настоящем времени
(я. ты. он. она. мы. вы. они. )
8. Игра "Телеграф" - смотри упражнение 4.
10. Рассмотри и назови картинки:
а) найди картинки на звук Ль в начале слова;
б) найди картинки на звук Ль в конце слова.
Занятие 5
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.
4. Проговори слова по 2 - 3 раза.
василёк зелёный великан салют
самолёт далёкий улица малютка
мотылёк полёт лицо маленький
телёнок звездолёт пеликан валенки
5. Игра "10-7-2" - САМОЛЁТ, УЛИЦА, ТЕЛЁНОК.
6. Игра "У кого кто?"
У белки бельчонок.
7. Назови детей полными именами.
Валя - Валентина Эля
8. Выучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Подготовили в полёт,
Полетит он над полями,
Полетит он над лесами.
9. Назови слова со звуком Ль из этой чистоговорки.
10. Рассмотри и назови картинки
З анятие 6
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Произнеси слоги и слова.
4. Запомни, повтори.
(взрослый 4 раза меняет порядок слов)
5. Образуй от слов-действий слова предметы.
мечтать - мечтатель спасать -
6. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Аль-аль-аль-он согласен на медаль,
ель-ель-ель-на полях метёт метель,
ель-ель-ель-за окном звенит капель,
юль-юль-юль-на окно повесим тюль,
оль-оль-оль-в супе вкусная фасоль,
ыль-ыль-ыль-по улице вьётся пыль.
7. Игра "Закончи слово".
8. Игра "Один - много".
метель - соболь - фитиль-
пудель- цель- модель-
табель- туннель- медаль-
тополь- ель- капель-
9. Придумай начало слов.
. . ДАЛЬ (3 слова) . БЕЛЬ (3 слова)
10. Рассмотри и назови картинки.
Занятие 7
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.
4. Проговори слова по 2-3 раза.
бульдог пельмени полька
дельфин сельди только
бульон тюльпан больно
пальто килька вольный
пальма альбом долька
5. Игра "У кого кто?"
У белки бельчонок?
6. Образуй по 3 родственных слова.
8. Спряжение в настоящем времени.
ЛИТЬ ВОДУ ПОД ПАЛЬМУ
(я лью воду под пальму, ты. он. она. мы. вы. они. ).
9. Спряжение в будущем времени.
(я спилю пальму, ты спилишь пальму, он спилит пальму, она спилит пальму, мы спилим пальму, вы спилите пальму, они спилят пальму).
10. Рассмотри и назови картинки. Проговори предложения.
Занятие 8
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Повтори все чистоговорки на звук Ль.
5. Спряжение в настоящем времени.
ЛЕПИТЬ ИЗ ГЛИНЫ ЛЬВЁНКА (ОЛЕНЁНКА),
(я леплю. ты. он. она. мы. вы. они. ).
6. Игра "Зверята". Рассмотри картинки и обведи контуры.
7. Вставь пропущенные слова в предложения и выучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Мы ходили в зоосад
В клетке лев сидит со .
На ветке соболь с .
Подо льдом сопит тюлень,
Слова для всавки: ЛИСЯТА, ОЛЕНЯТА, ЛЬВЯТА, СОБОЛЯТА, ТЮЛЕНЯТА.
8. Измени предложения по образцу.
Олени с оленятами гуляют на лесной поляне. -Олени с оленятами гуляли на лесной поляне.
Лиса с лисятами охотятся за маленькими цыплятами.
Лев с львятами ходят на водопой.
Тюлени с тюленятами спят на льдине. -
Соболи с соболятами сидят на ели. -
Дельфины с дельфинятами купаются в воде. -
Лебеди с лебедятами летят над лесом. -
9. Прочитай слоги (повтори за взрослым).
10. Рассмотри картинку. Найди предметы со звуком Ль.
Занятие 9
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.
4. Проговори слова по 2-3 раза.
клён клей клякса
клин клетка клятва
клюв клип клеить
клюква климат клевать
ключ клёст наклейка
6. Спряжение в настоящем времени.
КЛЕИТЬ НАКЛЕЙКИ НА МЕБЕЛЬ.
ГУЛЯТЬ С БУЛЬДОГОМ В КЛЕНОВОЙ АЛЛЕЕ.
(я клею . ты. он. она. мы. вы. они..).
7. Игра "Посадим аллеи и назовём их".
аллея из пальм - пальмовая аллея
8. Игра "Чья ветка, чей лист, чьё полено? ( какая, какой,какое)".
у тополя - тополиная (ветка), тополиный (лист), тополиное (полено);
у клёна - . (ветка), . (лист), . (полено);
у липы - . (ветка), . (лист), . (полено);
у пальмы - . (ветка), . (лист), . (полено);
9. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Ель мы обьехали
И домой поехали.
10 Назови предметы одним словом. Раскрась лишний предмет зелёным карандашом.
клён липа тополь ель
11. Найди букву Л и обведи её.
Занятие 10
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Закончи слова.
КЛЕ (3 слова) КЛЮ (3 слова) КЛИ (3 слова)
4. Запомни, повтори.
5. Проговори слова по 2-3 раза.
след слива следить слепить
слева сливки следопыт слить
слеза слякоть следовать слиток
слёт слюна слезть слизь
7. Спряжение в настоящем времени.
НАЛИВАТЬ СЛИВКИ В ГЛИНЯНЫЙ СОСУД.
(я наливаю. ты. он. она. мы. вы. они. ).
8. Спряжение в будущем времени.
СЛЕПИТЬ СИНЮЮ СЛИВУ ИЗ ГЛИНЫ.
(я слеплю. ты слепишь. он слепит . она слепит. мы слепим. вы слепите. они слепят. ).
9. Игра "Приготовим кисель, суфле, подливу. "
из слив - сливовый (кисель), сливовая (подлива), сливовое (суфле);
из малины - . (кисель), . (подлива), . (суфле);
из калины - . (кисель), . (подлива), . (суфле);
из апельсинов - . (кисель), . (подлива), . (суфле);
из лимонов - . (кисель), . (подлива), . (суфле);
из клюквы - . (кисель), . (подлива), . (суфле);
из облепихи - . (кисель), . (подлива), . (суфле);
из земляники - . (кисель), . (подлива), . (суфле);
10. Найди букву Л и обведи её.
Занятие 11
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.
4. Проговори слова по 2-3 раза.
фляга хлеб хлестать шляпа
флейта хлев хлюпать шлюпка
вафли хлястик шлёпать шлем
туфля хлебный шлейф шлюз
флигель хлебница шлем
5. Игра "1-2-7-10" - МОДЕЛЬНАЯ ТУФЛЯ, ЛЕТНЯЯ САНДАЛЯ, ЛЬНЯНАЯ ШЛЯПА.
6. Спряжение в настоящем времени.
ГУЛЯТЬ В МОДЕЛЬНЫХ ТУФЛЯХ.
(я. ты. он. она. мы. вы. они. ).
7. Игра "Эхо" - образуй признаки по образцу.
бал - бальный (костюм), бальные (туфли);
лён - . (пальто), . (бельё);
лето - . (пиджак), . (пальто), . (сандалии);
модель - . (туфли), . (одежда).
8. Рассмотри картинки. Проговори слова, предложения.
9. Разгадай кроссворд, ребус.
Занятие 12
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2.Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.
4. Проговри слова по 2-3 раза.
плед племянник блеск глина
плен пляска бледный глядеть
плеть плясать блины глюкоза
плести цапля блюдо взгляд
племя капля сабля кегли
пленный вопли зяблик гляец
6. Спряжение в настоящем времени.
СЛЕДИТЬ ЗА ПОЛЁТОМ ДЛИННОНОГОЙ ЦАПЛИ.
(я. ты. он. она. мы. вы. они. ).
НАБЛЮДАТЬ ЗА КЛИНОМ ЛЕБЕДЕЙ.
(я. ты. он. она. мы. вы. они. ).
7. Игра "Один - много".
8. Вставь пропущенные слова.
Пеликан глядел на водяные лилии. - Пеликаны . на водяные лилии.
Клёст сидел на ветке ели. - Клёсты . на ветке ели.
Цапля стояла на одной ноге. - Цапли . на одной ноге.
Лебедь летел высоко в небе. - Лебеди . высоко в небе.
Зяблик пел свою звонкую песенку. - Зяблики . свою звонкую песенку.
Павлин любовался своим хвостом. - Павлины . своими хвостами.
9. Выучи чистоговорку. Проговори 5 раз.
Мы летали высоко,
Мы летали низко,
Мы летали далеко,
Мы летали близко.
10. Найди букву Л и раскрась (обведи).
Занятие 13
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2.Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Повтори чистоговорки со звуком Ль.
4. Игра "10-7-5-1" - КЛЮКВЕННЫЙ КИСЕЛЬ, АПЕЛЬСИНОВЫЙ КОКТЕЙЛЬ.
5. Спряжение в настоящем времени.
НАЛИВАТЬ В СТЕКЛЯННУЮ БУТЫЛЬ АПЕЛЬСИНОВЫЙ КОКТЕЙЛЬ.
(я. ты. он. она. мы. вы. они. ).
6. Игра "Придумай что это?" - образуй признаки по образцу.
хлеб-хлебный (квас), хлебное (поле);
фасоль - . (суп), . (пюре);
лимон - . (коктейль), . (вафли);
клюква - . (суфле), . (кисель);
апельсин - . (сок), . (вафли);
слива - . (запеканка), . (напиток);
малина - . (кисель), . (суфле).
7. Измени предложения по образцу.
Валя ела малиновое суфле. - Лена и Валя ели малиновое суфле
Валя пила клюквенный кисель. - Лена и Валя .
Валя обедала с маленькой Олей. - Лена и Валя .
Валя отведала сливового напитка. - Лена и Валя .
Валя купила лимонные вафли. - Лена и Валя .
Валя готовила котлеты с подливой. - Лена и Валя .
Валя ходила в магазин за земляникой. - Лена и Валя .
Валя сьела фасолевый суп. - Лена и Валя .
8. Найди букву Л - зачеркни её.
Занятие 14
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2.Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
Как выполнить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова ЕЛЬ? На этом проекте полагается задавать вопросы.
Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова ЕЛЬ
е́ль (в слове 1 слог) [й’э́л’]
е – [й’] – согласный, звонкий/непарный, мягкий/непарный
----[э́] – гласный, безударный
л – [л’] – согласный, звонкий/НЕПАРНЫЙ, мягкий/ПАРНЫЙ
ь – [–] – звука не обозначает
_______
3 б. 3 зв.
Указывать, что звук [л’] – согласный, не следует, так как ЗВОНКИЙ/НЕПАРНЫЙ – это и есть сонорный, а потому излишне писать одно и то же разными словами.
Памятка из Интернета Вам в помощь:
.
е→
[й']:согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[э]: гласный
л→
[л']:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь→
ель [j'эл'] - 3 буквы, 4 звука
й [j'] - согласный, мягкий, непарный, звонкий, парный;
[э] - гласный, ударный;
л [л']-согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный;
ь - звука не обозначает.
Ель -1 слог [й'э л']
е [[э] гласный, ударный.
л-[л] согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный
ь-[-]
______
3 буквы, 3 звука.
Читайте также: