Клесты ели семена ели звуковая схема

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Звуко-буквенный разбор слова (его ещё называют фонетическим разбором слова) - это разбор определенного слова по звукам и буквам, включающий в себя:

  • Постановка ударения и определение слогов в слове.
  • Нахождение всех звуков в слове и составление их характеристик.
  • Определение количества букв и звуков в слове.

Звуки при таком разборе заключаются в квадратные скобки. Черточка справа вверху у согласного звука говорит о том, что звук является мягким (если после соответствующей буквы стоит мягкий знак или гласная смягчающая буква).
Чтобы выполнить фонетический разбор слова, сначала необходимо посчитать, сколько всего в слове слогов. Количество слогов не стоит путать с количеством возможного переноса слова. Слог определяется количеством гласных букв в слове: сколько гласных букв, столько и слогов. Слог также может состоять их одной гласной буквы.
После этого необходимо напротив каждой буквы указать соответствующий ей звук. Звуки делятся на согласные и гласные. При этом согласные звуки разделяются ещё на несколько групп: твердые / мягкие (парные или непарные), звонкие / глухие (парные или непарные). Если звук парный, это значит, что по соответствующему признаку можно подобрать ему противоположный звук (например, если звук [м] - парный твердый, то можно найти мягкий звук [м']). Гласные звуки разделяются на ударные или безударные.
В конце считают звуки и буквы в слове и записывают транскрипцию слова (то, как слово произносится). При этом, если гласная буква находится в начале слова или расположена после мягкого знака, то она может обозначать сразу два звука. Мягкий и твердый знак не обозначают никаких звуков.

Делаем звуко-буквенный разбор слова "ель"

Ель - один слог (так как одна гласная буква);
е - [й] - согласный, мягкий непарный, звонкий непарный;
[э] - гласный, ударный;
л - [л'] - согласный, мягкий парный, звонкий непарный;
ь - [-];
[йэл'] - транскрипция слова "ель";
3 буквы, 3 звука.
Таким образом, звуко-буквенный разбор слова "ель" выполнен.

ель — слово из 1 слога: ель. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.

Транскрипция слова: [й’эл’]

е — [ й’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
— [ э ] — гласный , ударный
л — [ л’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (парный)
ь — не обозначает звука

В слове 3 буквы и 3 звука.

При разборе слова используются правила:

  • Гласная е в начале слова является йотированной и обозначает два звука

Цветовая схема: е л ь

Морфологический разбор слова "ель"

Часть речи: Имя существительное

Грамматика: часть речи: имя существительное, одушевлённость: неодушевлённое, род: женский, число: единственное, падеж: именительный, винительный, отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?,

Начальная форма: ель

Звуко-буквенный разбор слова "ель"

Транскрипция: [йэ́л']

Количество слогов (1): ель

Переносы: ель

Значение слова "ель"

Ель

ель, ели, жен. Крупное, вечнозеленое хвойное дерево конусообразной формы с длинными чешуйчатыми шишками.

10.

11. Найди букву Л. Обведи её.


Занятие 2
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Проговори слоги и слова по 2 — 3 раза
ли-ли-ли — лимон ли-или-ли — листва
ли-ли-ли — лиса ли-или-ли — листопад
ли-ли-ли — лицо ли-или-ли — лимузин
ли-ли-ли — линейка ли-или-ли — лилипут
ли-ли-ли — лиана ли-или-ли — линять
4. Запомни, повтори
а) слоги
ля-ле-ли ле-ля-ли

(взрослый 4 раза меняет порядок слов)

5. Послушай и повтори предложения. Найди в них родственные слова.

Лена и Оля ездили в гости к тёте Вале в Полесье. Вблизи её дома маленький лесок и полянка. На полянке алели ягоды лесной земляники. Вместе с тётей Валей Лена и Оля ходили гулять в лес. В лесу они увидели домик лесника. Возле домика лесника стояли лесовозы. Они возят спиленный лес на лесозаготовках.

6.Образуй родственные слова.

7. Игра "1-2-5" - лист, линейка.

8. Подбери пропущенное начало слов

ЛЯ - с ЛЯ - нейка

9. Рассмотри и назови картинки со звуком Ль. Определи место звука Ль в слове. Нарисуй схему слова.


Занятие 3
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Проговори слоги и слова по 2-3 раз.

4. Игра "1-7-10" - олень, полено, улитка.

5. Запомни, повтори слова

(взрослый 4 раза меняет порядок слов).

6. Вспомни слова из упражнения 3, вставь их в предложения на место точек.

На лесной поляне паслись.

По улице на печке едет .

Вал и Оля купили билет на .

В саду поспели ягоды . и .

На листе калины сидели две .

На льдине отдыхали .

По аллее ходит с распущенным хвостом .

7. Отгадай, какой слог нужно добавить, чтобы получились имена детей.

8. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.

И снова полетели.

9. Спряжение в настоящем времени.

(я леплю лебедя, ты лепишь лебедя, он лепит лебедя, она лепит лебедя, мы лепим лебедя, вы лепите лебедя, они лепят лебедя).

10. Рассмотри и назови картинки:

а) найди картинки на звук Ль в начале слова;

б) найди картинки на звук Ль в конце слова.


Занятие 4
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Произнеси слоги

ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли
ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли
ля-ля-ля ле-ле-ле ли-ли-ли
4. Проговори слоги и слова
лю-лю-лю-люк лё-лё-лё-лёд

лю-лю-лю-люкс лё-лё-лё- Лёва

5. Запомни, повтори.

а) лю-лю-лё лё-лё-лю

(взрослый 4 раза меняет порядок слов).

6. Игра "2-3-5"-лютик, люк.

7. Спряжение в настоящем времени

(я. ты. он. она. мы. вы. они. )

8. Игра "Телеграф" - смотри упражнение 4.

10. Рассмотри и назови картинки:

а) найди картинки на звук Ль в начале слова;

б) найди картинки на звук Ль в конце слова.

Занятие 5
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.

4. Проговори слова по 2 - 3 раза.

василёк зелёный великан салют

самолёт далёкий улица малютка

мотылёк полёт лицо маленький

телёнок звездолёт пеликан валенки

5. Игра "10-7-2" - САМОЛЁТ, УЛИЦА, ТЕЛЁНОК.

6. Игра "У кого кто?"

У белки бельчонок.

7. Назови детей полными именами.

Валя - Валентина Эля

8. Выучи чистоговорку. Проговори 5 раз.

Подготовили в полёт,

Полетит он над полями,

Полетит он над лесами.

9. Назови слова со звуком Ль из этой чистоговорки.

10. Рассмотри и назови картинки


З анятие 6

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Произнеси слоги и слова.

4. Запомни, повтори.

(взрослый 4 раза меняет порядок слов)

5. Образуй от слов-действий слова предметы.

мечтать - мечтатель спасать -

6. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.

Аль-аль-аль-он согласен на медаль,

ель-ель-ель-на полях метёт метель,

ель-ель-ель-за окном звенит капель,

юль-юль-юль-на окно повесим тюль,

оль-оль-оль-в супе вкусная фасоль,

ыль-ыль-ыль-по улице вьётся пыль.

7. Игра "Закончи слово".

8. Игра "Один - много".

метель - соболь - фитиль-

пудель- цель- модель-

табель- туннель- медаль-

тополь- ель- капель-

9. Придумай начало слов.

. . ДАЛЬ (3 слова) . БЕЛЬ (3 слова)

10. Рассмотри и назови картинки.


Занятие 7
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.
3. Запомни, повтори.

4. Проговори слова по 2-3 раза.

бульдог пельмени полька

дельфин сельди только

бульон тюльпан больно

пальто килька вольный

пальма альбом долька

5. Игра "У кого кто?"

У белки бельчонок?

6. Образуй по 3 родственных слова.

8. Спряжение в настоящем времени.

ЛИТЬ ВОДУ ПОД ПАЛЬМУ

(я лью воду под пальму, ты. он. она. мы. вы. они. ).

9. Спряжение в будущем времени.

(я спилю пальму, ты спилишь пальму, он спилит пальму, она спилит пальму, мы спилим пальму, вы спилите пальму, они спилят пальму).

10. Рассмотри и назови картинки. Проговори предложения.

Занятие 8

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Повтори все чистоговорки на звук Ль.

5. Спряжение в настоящем времени.

ЛЕПИТЬ ИЗ ГЛИНЫ ЛЬВЁНКА (ОЛЕНЁНКА),

(я леплю. ты. он. она. мы. вы. они. ).

6. Игра "Зверята". Рассмотри картинки и обведи контуры.

7. Вставь пропущенные слова в предложения и выучи чистоговорку. Проговори 5 раз.

Мы ходили в зоосад

В клетке лев сидит со .

На ветке соболь с .

Подо льдом сопит тюлень,

Слова для всавки: ЛИСЯТА, ОЛЕНЯТА, ЛЬВЯТА, СОБОЛЯТА, ТЮЛЕНЯТА.

8. Измени предложения по образцу.

Олени с оленятами гуляют на лесной поляне. -Олени с оленятами гуляли на лесной поляне.

Лиса с лисятами охотятся за маленькими цыплятами.

Лев с львятами ходят на водопой.

Тюлени с тюленятами спят на льдине. -

Соболи с соболятами сидят на ели. -

Дельфины с дельфинятами купаются в воде. -

Лебеди с лебедятами летят над лесом. -

9. Прочитай слоги (повтори за взрослым).

10. Рассмотри картинку. Найди предметы со звуком Ль.

Занятие 9

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Запомни, повтори.

4. Проговори слова по 2-3 раза.

клён клей клякса

клин клетка клятва

клюв клип клеить

клюква климат клевать

ключ клёст наклейка

6. Спряжение в настоящем времени.

КЛЕИТЬ НАКЛЕЙКИ НА МЕБЕЛЬ.

ГУЛЯТЬ С БУЛЬДОГОМ В КЛЕНОВОЙ АЛЛЕЕ.

(я клею . ты. он. она. мы. вы. они..).

7. Игра "Посадим аллеи и назовём их".

аллея из пальм - пальмовая аллея

8. Игра "Чья ветка, чей лист, чьё полено? ( какая, какой,какое)".

у тополя - тополиная (ветка), тополиный (лист), тополиное (полено);

у клёна - . (ветка), . (лист), . (полено);

у липы - . (ветка), . (лист), . (полено);

у пальмы - . (ветка), . (лист), . (полено);

9. Заучи чистоговорку. Проговори 5 раз.

Ель мы обьехали

И домой поехали.

10 Назови предметы одним словом. Раскрась лишний предмет зелёным карандашом.

клён липа тополь ель





11. Найди букву Л и обведи её.

Занятие 10

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Закончи слова.

КЛЕ (3 слова) КЛЮ (3 слова) КЛИ (3 слова)

4. Запомни, повтори.

5. Проговори слова по 2-3 раза.

след слива следить слепить

слева сливки следопыт слить

слеза слякоть следовать слиток

слёт слюна слезть слизь

7. Спряжение в настоящем времени.

НАЛИВАТЬ СЛИВКИ В ГЛИНЯНЫЙ СОСУД.

(я наливаю. ты. он. она. мы. вы. они. ).

8. Спряжение в будущем времени.

СЛЕПИТЬ СИНЮЮ СЛИВУ ИЗ ГЛИНЫ.

(я слеплю. ты слепишь. он слепит . она слепит. мы слепим. вы слепите. они слепят. ).

9. Игра "Приготовим кисель, суфле, подливу. "

из слив - сливовый (кисель), сливовая (подлива), сливовое (суфле);

из малины - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

из калины - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

из апельсинов - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

из лимонов - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

из клюквы - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

из облепихи - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

из земляники - . (кисель), . (подлива), . (суфле);

10. Найди букву Л и обведи её.


Занятие 11

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2. Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Запомни, повтори.

4. Проговори слова по 2-3 раза.

фляга хлеб хлестать шляпа

флейта хлев хлюпать шлюпка

вафли хлястик шлёпать шлем

туфля хлебный шлейф шлюз

флигель хлебница шлем

5. Игра "1-2-7-10" - МОДЕЛЬНАЯ ТУФЛЯ, ЛЕТНЯЯ САНДАЛЯ, ЛЬНЯНАЯ ШЛЯПА.

6. Спряжение в настоящем времени.

ГУЛЯТЬ В МОДЕЛЬНЫХ ТУФЛЯХ.

(я. ты. он. она. мы. вы. они. ).

7. Игра "Эхо" - образуй признаки по образцу.

бал - бальный (костюм), бальные (туфли);

лён - . (пальто), . (бельё);

лето - . (пиджак), . (пальто), . (сандалии);

модель - . (туфли), . (одежда).

8. Рассмотри картинки. Проговори слова, предложения.

9. Разгадай кроссворд, ребус.

Занятие 12

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2.Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Запомни, повтори.

4. Проговри слова по 2-3 раза.

плед племянник блеск глина

плен пляска бледный глядеть

плеть плясать блины глюкоза

плести цапля блюдо взгляд

племя капля сабля кегли

пленный вопли зяблик гляец

6. Спряжение в настоящем времени.

СЛЕДИТЬ ЗА ПОЛЁТОМ ДЛИННОНОГОЙ ЦАПЛИ.

(я. ты. он. она. мы. вы. они. ).

НАБЛЮДАТЬ ЗА КЛИНОМ ЛЕБЕДЕЙ.

(я. ты. он. она. мы. вы. они. ).

7. Игра "Один - много".

8. Вставь пропущенные слова.

Пеликан глядел на водяные лилии. - Пеликаны . на водяные лилии.

Клёст сидел на ветке ели. - Клёсты . на ветке ели.

Цапля стояла на одной ноге. - Цапли . на одной ноге.

Лебедь летел высоко в небе. - Лебеди . высоко в небе.

Зяблик пел свою звонкую песенку. - Зяблики . свою звонкую песенку.

Павлин любовался своим хвостом. - Павлины . своими хвостами.

9. Выучи чистоговорку. Проговори 5 раз.

Мы летали высоко,

Мы летали низко,

Мы летали далеко,

Мы летали близко.

10. Найди букву Л и раскрась (обведи).

Занятие 13

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2.Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

3. Повтори чистоговорки со звуком Ль.

4. Игра "10-7-5-1" - КЛЮКВЕННЫЙ КИСЕЛЬ, АПЕЛЬСИНОВЫЙ КОКТЕЙЛЬ.

5. Спряжение в настоящем времени.

НАЛИВАТЬ В СТЕКЛЯННУЮ БУТЫЛЬ АПЕЛЬСИНОВЫЙ КОКТЕЙЛЬ.

(я. ты. он. она. мы. вы. они. ).

6. Игра "Придумай что это?" - образуй признаки по образцу.

хлеб-хлебный (квас), хлебное (поле);

фасоль - . (суп), . (пюре);

лимон - . (коктейль), . (вафли);

клюква - . (суфле), . (кисель);

апельсин - . (сок), . (вафли);

слива - . (запеканка), . (напиток);

малина - . (кисель), . (суфле).

7. Измени предложения по образцу.

Валя ела малиновое суфле. - Лена и Валя ели малиновое суфле

Валя пила клюквенный кисель. - Лена и Валя .

Валя обедала с маленькой Олей. - Лена и Валя .

Валя отведала сливового напитка. - Лена и Валя .

Валя купила лимонные вафли. - Лена и Валя .

Валя готовила котлеты с подливой. - Лена и Валя .

Валя ходила в магазин за земляникой. - Лена и Валя .

Валя сьела фасолевый суп. - Лена и Валя .

8. Найди букву Л - зачеркни её.

Занятие 14

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно — голосовая разминка.
2.Отрывисто и многократно произнеси звук Ль, Ль, Ль.

Как выполнить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова ЕЛЬ? На этом проекте полагается задавать вопросы.

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова ЕЛЬ

е́ль (в слове 1 слог) [й’э́л’]

е – [й’] – согласный, звонкий/непарный, мягкий/непарный
----[э́] – гласный, безударный
л – [л’] – согласный, звонкий/НЕПАРНЫЙ, мягкий/ПАРНЫЙ
ь – [–] – звука не обозначает
_______
3 б. 3 зв.

Указывать, что звук [л’] – согласный, не следует, так как ЗВОНКИЙ/НЕПАРНЫЙ – это и есть сонорный, а потому излишне писать одно и то же разными словами.


Памятка из Интернета Вам в помощь:
.

е→
[й']:согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[э]: гласный
л→
[л']:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь→

ель [j'эл'] - 3 буквы, 4 звука
й [j'] - согласный, мягкий, непарный, звонкий, парный;
[э] - гласный, ударный;
л [л']-согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный;
ь - звука не обозначает.

Ель -1 слог [й'э л']
е [[э] гласный, ударный.
л-[л] согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный
ь-[-]
______
3 буквы, 3 звука.

Читайте также: