Клен платанолистный тип питания

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Воспетая многими песнями и стихами листопадная культура редкой привлекательности и живописности не даёт шансов отвести восхищённые взгляды от красочности фигурной листвы. Клён имеет множество достойных видов и сортов, включая разновидности для выращивания в открытом грунте и контейнерах.

Содержание статьи

По виду

На всей планете насчитывается более полутора сотен видов клёнов, растущих, в основном, в Северном полушарии: в Азии, Европе и Северной Америке. Только лавровый клён живёт в тропических широтах Южного полушария. Культура способна хорошо развиваться не только на равнинах, но и в горах, забираясь в Гималаях на высоту в 3 тысячи метров.

  • Считается одним из наиболее популярных видов в Европе, востребованных как для озеленения городской среды, так и для декорирования дачных участков. Культура может высаживаться отельными экземплярами и участвовать в групповых аллейных композициях. В естественной среде часто встречается в смешанных и лиственных лесах.
  • Вид обязан своему названию особенной форме листвы, напоминающей листву платана. Дерево способно вытягиваться до 25 – 30 метров в высоту и восхищать плотной округло- широкой кроной.
  • Крупные пятилопастные листья с острыми краями имеют диаметр около 18 – 20 см. Окрас листвы, обычно зелёный, с приходом осени сменяется на пунцовый, багряный, оранжевый, канареечный.

Веерный, или дланевидный клён-1

Веерный, или дланевидный клён-2

Веерный, или дланевидный клён-3

Веерный, или дланевидный клён-4

  • Ареалом естественного обитания вида можно назвать Японию, Корею, Восточный и Центральный Китай.
  • Представлен в виде медленнорастущего кустарника или деревца, способного дорастать до отметки от 8 до 15 метров в высоту и имеющего округлю крону, которая по мере роста дерева приобретает форму шатра. Глубоко изрезанные листья могут иметь от 5 до 9 лопастей, диаметр листа достигает дециметра.
  • Исключительная декоративность вида проявляется круглый год, а не только в тёплый сезон. Оголённая зимняя крона, лишённая листвы и похожая на огромный сказочный гриб, кажется сотканной из тонких веерных веток. Осенняя красота растений ошеломляет богатством багрянца, подсвеченного позолотой.

Японский клён-1

Японский клён-2

Японский клён-3

Японский клён-4

  • В Европе теплолюбивый вид способен чувствовать себя комфортно лишь в южных широтах. Название вида отсылает к его родине – островам Страны Восходящего Солнца, где культура наиболее полно демонстрирует уникальное великолепие, выраженное в богатой палитре расцветок листвы.
  • Осеннее убранство дерева славится сочностью окраски, представленной множеством неожиданных оттенков: алых, розовых, пурпурных, лиловых. Растения вида могут представлять собой как небольшие деревца, так и кустарники.
  • Компактная культура полноценно развивается, будучи высаженной в контейнер и представляя собой отличное украшение террас, беседок, парадных входов. В России этот вид занесён в Красную книгу.

Ясенелистный, или американский клён-1

Ясенелистный, или американский клён-2

Ясенелистный, или американский клён-3

Ясенелистный, или американский клён-4

  • Высокие деревья, дорастающие до 20 метров, знакомы всем и каждому: их взъерошенныелохматые кроны виднеются чуть ли не на каждом шагу, будучи непременным атрибутом парков, скверов и рощиц. Имея возможность отличного размножения самосевом, культура с лёгкостью заполоняет собой пространства улиц и проездов, во многих регионах считаясь чуть ли не сорняком.
  • Вид славится морозостойкостью и быстрым ростом, за один сезон прибавляя в высоте до полутора метров. Сложные листья с зубчатыми краями и заострёнными верхушками напоминают листья ясеня, что объясняет наименование вида. По осени зелень листвы сменяется на желтизну и багрянец.

Серебристый клён-1

Серебристый клён-2

Серебристый клён-3

Серебристый клён-4

  • Зимостойкие деревья-долгожители, имеющее родиной Атлантическое побережье Северной Америки, могут дорасти до 35 – 40 метров в высоту.
  • Особенностью вида, обусловившей его наименование, служит светло-серебристая или голубовато-серая окраска нижней стороны листвы, имеющей ярко-зелёный наружный окрас. Уникальность расцветки, определяющая декоративность культуры, особенно заметна в ветреную погоду, когда серебро дрожащей листвы купается в позолоте солнечного света.
  • Глубоко рассечённые пятипалые листья, имеющие диаметр от 8 до 14 см, держатся на удлинённых черешках. Быстрорастущие деревья обладают хорошей устойчивостью к пыли, дыму, загазованности воздуха.

Ложноплатановый, или белый клён-1

Ложноплатановый, или белый клён-2

Ложноплатановый, или белый клён-3

Ложноплатановый, или белый клён-4

  • Вид, в естественной среде произрастающий на склонах Карпат и Кавказа, южных регионах Западной Европы, будет комфортно чувствовать себя и в южных российских широтах, но при посадках в средней полосе потребует защиты в суровые зимы.
  • Стройное дерево-великан обладает живописной кроной в форме раскидистого шатра. У старых деревьев, как у платанов, может отслаиваться кора целыми кусками, и тогда на её месте проступает молодая светло-розовая или сероватая кора, придающая стволу дерева особенную декоративность.
  • Объёмные листья имеют от 3 до 5 лопастей, сверху они окрашены в глубокий болотно- малахитовый оттенок, а снизу более светлые, сизые или кремовые.

По цвету

Декоративность культуры во многом определяется роскошной резной листвой, способной к осени менять свой привычный зелёный наряд на восхитительное оранжевое, пунцовое, багровое, карминное одеяние. Кроме этого, современные селекционеры предлагают множество декоративнолистных сортов, готовых на протяжении всего тёплого сезона восхищать необычными сочными переливами своей листвы.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Введение в общую биологию. 9 класс.

(учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учредений/ А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник.)

Тема: Типы питания.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний.

Тема, которую мы начали изучать, по праву считается одной из самых сложных в школьном курсе биологии. Мы говорим об основных процессах жизнедеятельности клетки живого организма, обеспечивающих одно из базовых свойств жизни – обмен веществ и энергии. Давайте вспомним основные понятия темы

1) Что такое метаболизм?

2) Что такое пластический обмен? Для чего он нужен?

3) Что такое энергетический обмен? Для чего он нужен?

4) Какое химическое соединение непосредственно обеспечивает энергией все процессы жизнедеятельности клетки?

3. Постановка целей.

Мы подходим к основной цели сегодняшнего урока: узнать, как (какими способами) необходимые вещества поступают в живые организмы и научиться применять новые знания на практике.

4. Изучение новой темы.

Как думаете, как будет называться процесс поступления необходимых веществ в живой организм?


Задание: по ходу презентации основные определения фиксировать в тетради.

Примечание: Текст слайдов рекомендуется озвучивать, проговаривая определения несколько раз, чтобы работать с учащимися с разными типами восприятия (аудиалы, визуалы)

Слайд№3. Общая схема типов питания.


В природе существует 2 основных типа питания: автотрофный и гетеротрофный. Каждый тип подразделяется на группы. Так, автотрофы бывают фотоавтотрофами и хемоавтотрофами; гетеротрофы – сапротрофами, паразитами, симбионтами и голозоями (последние разделяются на растительноядных, плотоядных и всеядных).

Слайд №4. Автотрофы

Автотрофные организмы никого и ничего не едят, все необходимые органические вещества они вырабатывают самостоятельно, для этого из внешней среды им нужна энергия, которую они могут получить двумя способами…

Слайд №5. Фотоавтотрофы

Используют энергию света. Для этого им нужны светоулавливающие вещества – пигменты. Главный из них – хлорофилл. К фототрофам относятся зелёные растения, цианобактерии, окрашенные бактерии (зелёные, пурпурные)

Слайд №6. Хемоавтотрофы

В свете не нуждаются, используют энергию химических реакций окисления. Живут в почве, на рудах. Превращают одни минеральные вещества в другие при помощи атмосферного кислорода, а выделившуюся энергию используют на синтез питательных веществ. Серобактерии, железобактерии, нитробактерии.

Слайд №7. Гетеротрофы.

Получают готовые органические вещества (кого-то или что-то едят), но разными способами.

Слайд №8. Сапротрофы

Разлагают неживое. Питаются гниющим или разлагающимся органическим веществом. Плесени, бактерии гниения, брожения и т.д.

Слайд №9. Паразиты

Часто для подобных организмов характерно упрощение строения тела. Например, растения-паразиты не содержат хлорофилла, а бычий цепень не имеет даже пищеварительной системы, т.к. получает готовые питательные вещества через поверхность тела.

Слайд №10. Симбионты.

Иногда доходит до странного: например, термиты, основной пищей которых является древесина, эту самую древесину переваривать сами не могут. А помогают им в этом симбиотические жгутиконосцы, которые обитают в их кишечниках и выделяют необходимые для переваривания ферменты.

Слайды №11-12. Голозои.

Как думаете, человек относится к какой группе? (всеядные)

5. Закрепление нового материала.

Если все понятно и вопросов по содержанию презентации нет, то для закрепления изученного материала попробуем выполнить индивидуальные задания на карточках. В таблицах в первой графе даны названия организмов, во второй дана информация об их образе жизни. Необходимо определить тип питания и заполнить соответствующими терминами третью графу.

1. Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Плесневый грибок, часто поселяющийся на хлебе, овощах, непросушенном сене и т.д. в виде пушистого белого налёта. Размножается спорами.

Многолетнее растение отдела Папоротникообразных. Теневынослив, обитает на хорошо увлажненной почве. Молодые листья (вайи) спирально закручены

Крупное нежвачное парнокопытное. Питается корнями, орехами, желудями, упавшими плодами, охотно ест различных беспозвоночных и мелких позвоночных животных.

Другие варианты заданий см. в приложении №2.

По окончании работы карточки сдаются учителю. Далее можно обсудить спорные или непонятные моменты.

Какие два типа питания есть в природе?

Какие группы автотрофных организмов мы можем назвать?

Какие группы гетеротрофов вам известны?

Как думаете, какой тип питания появился раньше – автотрофный или гетеротрофный? (возможно, здесь придется пояснить).

Клён остроли́стный, или Клён платанови́дный, или Клён платаноли́стный (лат. Ácer platanoídes ) — широко распространённое в Европе и Юго-Западной Азии древесное растение, вид рода Клён ( Acer ) семейства Сапиндовые ( Sapindaceae ) (ранее этот род относили к семейству Клёновые). Обыкновенное растение во всех областях Средней России.

Часто культивируется в качестве декоративных насаждений в садах и вдоль дорог.

Ботаники и фенологи считают начало сокодвижения у клёна остролистного наступлением весны в растительном мире [3] [ где? ] .


Ранее было показано, что вытяжки из листьев американского инвазивного клена ясенелистного угнетающе воздействуют на рост и развитие аборигенных растений. Проведены эксперименты по проверке гипотезы непрямого влияния этого инвазивного вида на свойства почвы. Растения двух аборигенных видов выращивали на почве городских местообитаний, взятой в одновидовых зарослях клена, на участках без инвазивного дерева и на загородном лугу. Всхожесть семян, выживаемость и биомасса особей исследуемых видов трав не различались в зависимости от происхождения почвы. В почвах из-под клена у местных растений хуже развивалась микориза, но обнаружено больше корневых волосков.

Влияние на растение оценивали по всхожести семян модельных растений на 6-е и 10-е сутки, по доле подземных органов от массы особи, урожаю, сумме масс надземных органов, а также сравнивали характеристики развития арбускулярной микоризы (АМ) и корневых волосков. Для оценки непрямого воздействия зарослей инвазивного клена определяли некоторые параметры местообитаний, из которых были взяты почвы для эксперимента (число видов травянистых растений, наличие антропогенного мусора, степень проективного покрытия в разных ярусах).

Различия между опытными вариантами по всхожести и количеству модельных растений обнаружены не были ни для клевера, ни для овсяницы. Точно так же у выращенных на разных почвах клевера и овсяницы статистически не различались масса разных фракций растений, масса целых особей и урожай, за исключением удельной массы корней. Доля корней в общей массе особи овсяницы была наибольшей на почве из загородного луга, а наименьшей на городских почвах без клена.

Оказалось, что АМ более чем в 2 раза активнее формировалась у клевера по сравнению с овсяницей. У обоих видов структуры АМ – арбускулы и гифы – реже всего встречались на почве из зарослей инвазивного клена, несколько чаще – на почве из других городских местообитаний без клена. Активнее всего АМ формировалась на почве загородного луга. Напротив, корневые волоски в 2–3 раза чаще встречались у овсяницы, по сравнению с клевером, и в среднем немного чаще у растений, росших на почве из зарослей клена, по сравнению с другими вариантами. Измерения показали, что у тест-растений с большим количеством корневых волосков в среднем была также большая масса особей тест-растений. А вот развитие микоризы связано не с массой растения как таковой, а с перераспределением между надземной и подземной частями растений: развитие микоризы сочеталось с увеличением доли массы корней.

Читайте также: