В любой казачьей хате за иконой хранилась вязанка сухой целебной травы

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Мероприятие посвящено традициям и обычаям казаков, живущих на Кубани. Здесь уделено внимание традиции выпекания каравая на праздники, проводов казака на воинскую службу. В сценарии присутствуют казачьи игры и потехи, песни, частушки.

Оценить 612 0

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска

Общешкольное мероприятие

Подготовила и провела:

Воспитатель 9 класса

Дмитриенко О.С.

учебный год

Цель:формирование у учащихся знаний об обычаях и традициях казаков, живущих на Кубани.

Задачи: 1.Образовательные- познакомить детей с историческим прошлым родного края; традициями и обычаями казаков.

2.К.- развивающие –развивать уровень гражданского и патриотического воспитания через организацию и проведение встречи с казаками г.Лабинска, развивать речь учащихся, словарный запас.

3.Воспитательные-прививать любовь к малой родине, уважение к людям, проживающим на ней, интерес к родным традициям.

Оборудование:видеоролик, презентация,каравай, рушник, стакан с водой, кубанская утварь, крупы (гречка, пшено, рис, пшеница, кукуруза), мешочки, скатерть, иголки, нитки, лоскуток, кружева, колосья пшеницы,

Ход мероприятия

Так же на празднике присутствует администрация нашей школы ФИО.

Вступительное слово Слайд 2

Казачка 1: Здравствуйте гости жданные,

званные и желанные!

По обычаям кубанским

Всем гостям поклон наш низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

Казак: Приветствуем вас, добрые люди!

Казак: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.

Казачка: Он на блюде расписном
С разноцветным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим

(Казак и казачка подносят каравай к столу и просят отведать с солью)

Казачка:Отведайте, гости дорогие хлеб с солью.

Ведущая: Издавна повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия.

Караваем встречали и провожали дорогих гостей, а самые пышные и искусно украшенные караваи были главным угощением на свадьбах. Выпекание каравая сопровождалось определенной последовательностью обрядов. Для изготовления праздничного хлеба приглашались каравайницы - женщины, которые счастливы в браке и имеют здоровых послушных детей. Занимаясь приготовлением праздничного хлеба, каравайницы передавали молодым свой опыт и делились семейным счастьем. А сажать хлеб в печь обязательно должен был женатый мужчина. Во время всех этих ритуалов звучали специальные песни и молитвы.

3.Вступительная часть

Кубань – России уголок,

Здесь каждый кустик дорог!
Ты обойди хоть сто дорог,
Пройди село и город,
Но не найдешь прекрасней мест
И красоты прекрасней здесь!

2-й уч-ся: Велика и необъятна
Вся кубанская земля
Урожаями богаты
Наши нивы и поля.
Широки её озера,
Бесконечна даль степей,
И стоят, как стражи, горы
Над просторами полей.

3-й уч-ся: Трудом и дружбой край богат,
Богат казачьей славой

Здесь песни вольные звучат
Над полем, над дубравой.

4.Беседа с казаками г. Лабинска

Ведущий:Это наш край! Это наша Кубань! Краснодарский край – жемчужина нашей любимой Родины – России.Здесь живут и трудятся хлеборобы, которые выращивают главное богатство нашей страны – хлеб, а хлеб – всему голова.

Жители нашего края могут и любят трудиться. А ещё они бережно хранят традиции наших предков. Помнят и поют прекрасные казачьи песни. Душа народа живёт в его песнях. В будни и в праздники, в счастье и в беде песня всегда рядом с казаком. Песня- его связь с Родиной: с той землёй, что полита кровью предков и на которой выпало счастье родиться, с теми людьми, что рядом жили.

4-ученик

На земле кубанской,

Средь полей бескрайних

Живёт народ - казаки,

Их роду нет конца.

Ведущий:Ребята, кто такие казаки? Когда они поселились на Кубани? О традициях и обычаях казаков нам расскажет ФИО …………………………

Ведущий:вы живете на Кубани и может быть у кого- то из вас деды или прадеды были потомственными казаками. Так давайте сейчас проверим вас на ловкость, смекалку, сноровку. Я буду задавать вопросы, а вы хором на них отвечайте (казаки или казачки).

- Кто на Кубани помогает охранять нашу любимую Родину?

- Кто ведет домашнее хозяйство?

- Кто пашет и засевает широкие кубанские поля?

- Кто печет вкусный кубанский каравай?

- Кто поет своим детям колыбельные песни?

- Кто ухаживает за лошадьми?

- Кто поет кубанские шутливые частушки?

- Кто варит вкусный кубанский борщ и кашу?

Ведущий:Большое значение в пище казаков играли крупы. Особенно любили гречневую кашу, пшеничную, мамалыгу. Были и обрядовые каши, такие как кутья. Давайте мы с вами поиграем в игру.

Задание:определить на ощупь, какие крупы лежат в мешочках. (3-4 человека)

Ведущий: А дом был на хозяйке — казачке. Кроме домашних дел любимым занятием казачек было украшать свою одежду вышивкой, кружевом, вышивать скатерти и рушники. А какие узоры подбирали! Это были цветы, животные, птицы. Рушники имели свое специальное предназначение. Ими украшали дом, вешали в угол над иконами. (Демонстрация костюмов, платьев казаков и казачек)

Сейчас мы проверим, умеют ли наши казачки шить, пришивать, вязать.

Вызываются девочки по 1-2 из класса. Им дается задание: пришить кружево вручную к кусочку ткани.

Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.Итог конкурса

Игра со зрителями
Доскажи словечко

Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/

Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/

Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/


Ну, а если командир,
полагается … /мундир/

Между делом, тары-бары,
Носит батько … /шаровары/
А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/

В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра.
/шашка, сабля/

Чуть поменьше, ловкий брат,
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал,
под рукой всегда… /кинжал/

Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
/конь/


Величава и красива
у коня бывает… /грива/

Чтобы очень не трясло,
надо к лошади … /седло/

Если будет та сердита –
то пускает в ход… /копыта/

Кони взрослые готовы
поменять свои… /подковы/

Вымыл руки и лицо,
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок
вышиванный… /рушничок-полотенце/

Ведущий:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.

1.Я сидела на окошке, -

Ехал милый мой на кошке.

Стал к окошку подъезжать,

Не смог кошку удержать.

Казак Миша утонул!

Не в болоте, не в реке,

Просто в кислом молоке!

3.На окошке два цветочка

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

4.Мы с веселой песней дружим,

По- казачьи говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим!

5.Вот мы вырастем большими

И в Кубанский хор пойдем

Мы с такими казаками

Ни за что не пропадем.

Казаки несли воинскую службу. В казачьей семье и отец, и дед и прадед все были воинами. Главной задачей для казачьей семьи было воспитание сына к службе. Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое.

Перед уходом на службу отец и мать благословляли сына. Отец дарил саблю, а мать утирач – домотканое полотенце. Провожали казака его крестные родители, друзья, соседи и давали ему наставления и наказы.

Сейчас представляем вашему вниманию инсценировку проводов казака на воинскую службу. Давайте заглянем в одну казачью хату и всё увидим сами.

Инсценировка
ПРОВОДЫ КАЗАКА – ЛИНЕЙЦА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

1-я казачка: По станице разговоры:

Скоро казакам на сборы!

2-я казачка: Кто из молодых ребят

Едет в этот раз в отряд?

3-я казачка: Да Громовых сын – Андрюшка!

4-я казачка: Ой, пошли к нему, подружка!

Едет в дальнюю станицу,

Надобно нам с ним проститься!

За прялкой сидит младшая сестра Андрея, бабушка сидит на сундуке, вяжет носки, мать собирает на стол, отец с Андреем чинят портупею.

Раздаётся стук в дверь, входит урядник (поклон).

Урядник: Бог вам в помощь, добрый день!

Это Громовых курень?

Мабуть не ждали Вы гостей,

Да серьёзных новостей?

Атаман меня прислал,

Да наказ свой передал:

Казаку уже шестнадцать,

Пора службой заниматься!

Завтра двинемся в дорогу,

До станицы Верхполисской

Ехать степью нам не близко!

Прощевайте, я пошёл!

Мать: Может сядете за стол? (с поклоном)

Урядник: Это как ни - будь потом.

Много дел у нас в Управе.

Ну, до встрече на заставе!

Мать (причитает): Ой, Андрюшечка, сыночек!

Не хочу тебя пускать,

Саблей вострою махать!

Отец (строго): Полно, мать, уже не птенчик,

А орлом пора взлетать,

Саблей вострою махать!

Сестра (ласково): Ой, ты, родненький мой братка!

Будет там тебе не сладко!

Потемнеет белый день,

Опустеет наш курень! (обнимает брата)

Бабушка (нарочито сердито): Ишь, коза, разголосилась!

Ничего ведь не случилось!

(задумчиво, вспоминает): Я, вон, деда провожала (крестится),

До Кубани добежала.

Не велел мне горевать, говорил:

(вздыхает): За Кубань погиб родную,

За станицу дорогую!

Внучка, вот уже невеста (вздыхает),

(бабушка открывает сундук):

Тут лежит его Черкесска,

Как вчерась её положил,

Жаль, до ныне он не дожил!

Вот, внучок, его папаха!

Надевай, не ведай страха!

Дай, тебя благословлю!

(Бабушка берёт икону, благословляет, затем обнимает внука и целует):

Дюже я тебя люблю!

А ндрей (обнимает бабушку):

Ты, бабуня, не печалься,

Обо мне не огорчайся!

Ведь сегодня ж не война –

Ростить воинов страна!

Раздаётся стук в дверь (крестятся):

Крёстная мать: Подросли уж сыновья!

Крёстный отец: Сына мы благословляем,

Да наказом наставляем:

Не позорь родителей,

Да всегда будь бдительным:

Дюже сну не доверяй,

Саблю чаще навостряй!

(крёстный отец с поклоном вручает Андрею подарок – саблю):

С саблей ты казак, Андрей!

Пред врагами не робей!

Отец: Ну, а я вручу Андрею

Свою личну портупею!

(надевает на сына портупею):

Вот теперя ты – казак!

Что-то застит глаз слеза!

(смахивает слезу, обнимает сына).

Крёстная мать: Рушничок я вышивала,

Про Андрейку вспоминала!

В добрый час, тебе, сынок,

Не оставит тебя Бог!

(отдаёт Андрею рушник).

Андрей: Благодарствую на том!

(по очереди кляняется всем):

Поклонюсь перед отцом,

Перед матерью, сестрою,

Перед бабушкой седою.

Честь семьи я соблюду,

Дедушку не подведу!

(Под музыку в курень вбегают девчата).

Первая: Отчего, Андрюш, не весел?

Отчего ты нос повесил?

Вторая: Он за нами заскучал,

Да чуть плакать не начал!

Андрей (смеётся): Эх, вы, девки – тарахтелки!

Расставляйте – ка тарелки,

Девчата хором: Да уж это мы смогём!

Первая: А пока готовим стол,

Мы чего-нибудь споём!

(Раздаётся стук в дверь, входят хлопцы, друзья Андрея).

Первый: Кто тут гарно так спевает,

На веселье приглашает?

Второй: Слышно всем, издалека!

(обращается к Андрею):

Ты, Андрюха, не журись,

Да домой скорей вернись!

Третий: Мы тебе кинжал вручаем,

И наказ напоминаем:

Такая доля казака –

Разить врага наверняка!

Первый: Чтобы дом свой защитить,

Сильным должен казак быть!

Чтоб станицы охранять,

Должен на коне скакать

Лихо, как стрела в полёте!

Маленький казачёк обращается к Андрею:

Может, и меня возьмёте?

Первая казачка: Ты до сборов не дорос,

На коня тебя сажать

Отец Андрея : Ну-ка, цыц, мне, хохотушки!

Вам бы только всё игрушки!

Незаметно год пройдёт,

И казак наш подрастёт!

(гладит по голове маленького казачёнка).

Отец (обращается к Андрею):

Что ж, сынок, сбирайся в путь!

Всё, что слышал – не забудь!

На прощание, гуртом,

Песню для тебя споём!

Все выходят кланяются

Ученик.
Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

Рома Шишкин И пускай пока немного
велика папаха,
Но в седле казачьем старом
я уже держусь.
Подрастают казачата
песня раздаётся.
Скажет атаман довольно:
«Сменой я горжусь!
И опять казачья песня
над рекой польётся.
Закружится дым над трубкой,
вспыхнули костры,
Вам лихие казачата
Бурка достаётся,
Если с шашкой передали
Вам её отцы!

Желаем вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину!

Казачка:(обращается к мальчикам) Ну казаки… Желаю вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину! Пусть будут у вас горячие сердца, холодный ум и добрые души! Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!

Казак:А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками. А всем вам Мира и счастья.

Ведущая: Спасибо гости, дорогие, за то, что нашли время и посетили нашу школу, за интересный рассказ о традициях и обычаях на Кубани.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

1

1 В нашей школе в этом году оборудована Казачья горница, для того, чтобы знак.

1 В нашей школе в этом году оборудована Казачья горница, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов, поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то мы постарались воссоздать ту далёкую старину, казачью атмосферу. Ведь они не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Вместе с казаками- сельчанами мы собрали подлинные предметы жития и быта далёких лет. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Куме. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты . Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали плетнём.

2

2 Вы находитесь в казачьей горнице, главной комнате станичной хаты. Так она в.

2 Вы находитесь в казачьей горнице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200 лет назад, но и сейчас многое из того, что вы видите, ещё живёт в домах станичников и сельчан. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом .

3

3 Самым главным местом в горнице считался Святой угол .Православные казачьи с.

3 Самым главным местом в горнице считался Святой угол .Православные казачьи семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Вы видите икону Николая Чудотворца, которую подарил для горницы – бывший атаман с.Обильного – Родионов Виктор Фёдорович.

4

4 Важным предметом в казачьем быту была кровать изготовленная из дерева своим.

4 Важным предметом в казачьем быту была кровать изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха и всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала.

5

5 В каждой хате была русская печь . Она являлась не только вместилищем пищи.

5 В каждой хате была русская печь . Она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла. Печь сделали своими руками наши сельские казаки.

 6

6 Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол.

6 Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол. “Стол в семье казака – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия. Стол подарил Парфёнов Виктор Иванович , уроженец с. Обильного, а ему он достался от соседки-старушки, Анфиногеновой Марии Дорофеевны, которая умерла почти 20 лет назад в возрасте 89 лет.

7

7 Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение.

7 Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно. Вот это изделие называется рубель. Его вместе со скалкой использовали в быту как утюг для глажки белья. Рубель вырезался чаще всего вручную. Выглядел он в виде продолговатой биты с широкими и глубокими, острыми зубцами. Как им пользовались? На скалку наматывали постиранную вещь, предварительно тщательно её расправив. Затем рубелем с усилием водили по скалке с завёрнутой вещью. Рубель подарен Титовым Ф.П.

8

8 Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой.

8 Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг. Принцип его работы- внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить. Утюг подарил Титов Ф.П. Рядом утюг, который нагревали на углях. Им гладили, но он остывал очень быстро. Этот утюг подарила Заболотина Т.Г. Ей он достался от свекрови – Заболотиной Марфы.

9

9 Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать на заглядень.

9 Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать на загляденье, скатерти и рушники вышивать, прясть пряжу вот на такой прялке. Особое слово хочется сказать о рушниках. Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы. Прялки подарили – Титов Ф.П. и Заболотина Т.Г.

10

10 А вот изделия мастеров плетения корзин и кошёлок! В магазине таких вещей.

10 А вот изделия мастеров плетения корзин и кошёлок! В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из гибких прутьев ивы и лозы. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей. Корзины подарил в горницу Титов Ф.П.

11

11 Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках . Сундуки бы.

11 Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках . Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. Сундук подарила – Заболотина Т.Г.

12

12 Такие кувшины разных размеров делали почти в каждом подворье, у кого имелс.

12 Такие кувшины разных размеров делали почти в каждом подворье, у кого имелся гончарный круг. Глину брали вдоль берега р.Кумы. Кувшины подарены – Титовым Ф. и Кочетовой В.

13

13 А вот какие чугуны стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши ког.

13 А вот какие чугуны стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует. Чугуны подарили для выставки – Титов Ф.П и Заболотина Т.Г.

14

14 А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не толь.

14 А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль? Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла! Вот в таких деревянных корытах ставили казачки тесто на хлеб. А рядом большой кувшин для опары. Подарил – Титов Ф.П.

15

15 Стирать бельё казачки ходили на речку, но вскоре ей на помощь пришла вот т.

15 Стирать бельё казачки ходили на речку, но вскоре ей на помощь пришла вот такая доска, которая намного экономила время и улучшила качество стирки. Стиральную доску подарил Титов Ф.П.

16

16 Коромысло – предмет домашнего обихода, которым до сих пор пользуются в нек.

16 Коромысло – предмет домашнего обихода, которым до сих пор пользуются в некоторых станицах и хуторах. Оно предназначено для принесения воды в дом из колодца. Изготавливалось в виде небольшой дуги. Коромысло с вёдрами носили на плечах.

17

17 К серии кухонных предметов быта относится и чаплейка, так её называют греб.

17 К серии кухонных предметов быта относится и чаплейка, так её называют гребенские и терские казаки, а донские – чапельник. На Руси – это сковородник, и предназначен для вытаскивания сковороды из печи. Металлическая часть представляет собой широкий (2 см) крючок. Ручка деревянная – 30-40 см.

18

18 Повсеместно на казачьих землях в доме применялся рогач. На Руси его называ.

18 Повсеместно на казачьих землях в доме применялся рогач. На Руси его называли ухват. Его изготавливали из металла с длинной деревянной ручкой. Металлическая часть действительно похожа на полукруглые рога, отсюда и название. Рогачом казачки вытаскивали чугунки с борщом или кашей из печи.

Наши экскурсоводы, учащиеся 2 казачьего класса.

Наши экскурсоводы, учащиеся 2 казачьего класса.

15

15 Фотография подарена в Казачью горницу атаманом казаков с. Обильного - Тито.

15 Фотография подарена в Казачью горницу атаманом казаков с. Обильного - Титовым Фёдором Петровичем. Справа первая – совсем юная - прабабушка атамана.

16

16 На этой фотографии - справа первый , мы видим прадеда Титова Ф.П. – атаман.

16 На этой фотографии - справа первый , мы видим прадеда Титова Ф.П. – атамана с. Обильного

17

17 Эту фотографию подарил нам потомственный казак, уроженец с. Обильного - Мя.

17 Эту фотографию подарил нам потомственный казак, уроженец с. Обильного - Мячин Пётр Васильевич. Слева на снимке – его прадед Мячин Артемий.

18

18 Эту фотографию принесла в горницу Миненкова Л.И. На снимке её прадед-казак.

18 Эту фотографию принесла в горницу Миненкова Л.И. На снимке её прадед-казак. К сожалению, имени она его не знает, но знает точно, что в её роду были казачьи корни. (обязательно постараемся найти информацию)


Литература Истоки. Опыт работы детских казачьих организаций и объединений.Ста.

Литература Истоки. Опыт работы детских казачьих организаций и объединений.Ставрополь,2001 Ашеулов В. По следу памяти. Ставрополь,1999 Н.Козырев. Казачий семейный альбом. Краснодар,1994 Интернет

Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

бухгАлтеров, род.п. мн.н

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

Искра знания и искрА зажигания

Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов! Русский язык, Грамотность, Длиннопост

Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕстностей род.п. мн.ч

стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

твОрОг (двойное ударение)

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

языкОвая колбаса, языковАя система

Большинство материала взято с этого источника

Всем спасибо за внимание!

Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

@sarth, не спи, ты - почти нео!))))

Вас теперь двое.

Немного русской филологии)))

Немного русской филологии)))


Просвещение

Вчера сестра пришла с работы. Мама приготовила ужин, накладывает и начался разговор:

М: Вот Маша, учись грамотности у своего начальника. Смотри какие деньги зарабатывает!

С: ага. Грамота - это точно то что у неё не стоит перенимать. Удивляюсь, да как она работает. Письмо и то толком написать не может, окончания путает просто жесть. Будто чуречка какая-то.

С: а сегодня ещё случай был. Скажи мне мам, как пишется количество?

М по буквам: количество.

С: верно, а вот коллега всегда писала с 2-я "л". Сказала ей об этом, а она такая: "да ты че, не может быть. Я всю жизнь так пишу". Просветила её понимаешь. 😂

Признаться, у меня у самого часто возникает желание написать 2е "л", но держусь. Держу себя в руках 😂



Мускулатура, подмышки и мыши: этимология

Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.

Во-первых, слитно или раздельно она пишется?

Во-вторых, при чём тут вообще мыши?

Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.

Слово "мышка" (под которой подмышка) действительно происходит от слова "мышь". А ещё от слова мышь происходит слово "мышца" (в древнерусском произносилось как "мышица", а писалось до падения редуцированных "мъшьца").

Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали "подмышкой".

Кстати, слово "мускулы" произошло точно так же. На латыни "мышь" - будет "mus", а "мышонок", с уменьшительным суффиксом - "musculus". Но уже в Древней Греции слово "μῦς" означало и мышь, и мышцу.

Ну а теперь первый вопрос - как правильно написать? Это зависит от того, какой частью речи является это слово в каждом конкретном случае - существительным или наречием.

Существительное отвечает на вопрос "что?" и его производные, в этом случае пишем слитно:

Оборудование: экспонаты музея “Казачья горница”, магнитофон, кассеты с фонограммами песен.

Место проведения урока – этнический музей “Казачья горница” МОУСОШ №7 с. Кабардинки

1. Организация урока.

В нашей школе 2003 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.

2. Основная часть.

- Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты (фото 1). Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

- Как вы думаете, для чего?


Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.

Вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

Самым главным местом в горнице считался Святой угол (фото 2). Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Наш музей имеет замечательный иконостас усилиями атамана Мешкова В.А., Капинос В.Н., а также учащихся и жителей. В дни открытия музея произошло примечательное событие. Снимая грязь специальным раствором с одной из картин, Капинос В.Н., обнаружил отчётливую запись 1903 год художник Дьяченко Григорий. Картина называется “Кончина Серафима Саровского”. (Серафим Саровский при жизни имел дар исцелять людей. Каждого, кто приходил к нему, он приветствовал: “Радость моя” и исцелял.) Казаки брали эту икону в поездки. Несколько дней спустя учитель физики А.Е. Казанджи подарила музею книгу “Духовные посевы”, автором которой являлся магистр богословия Дьяченко Григорий. Так в нашем молодом музее встретились два произведения одного автора. В нашем иконостасе имеются и подарки учащихся: из Санкт-Петербурка ребята старших классов привезли икону Божьей матери, особо почитаемую в народе. Вы видите икону Сергия Радонежского покровителя просвящения и образования. Её в дар музею принёс ученик Гордюшкин Владимир.


Важным предметом в казачьем быту была кровать (фото 3), изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала. Обратите внимание на наволочки: они своеобразно изготовлены, это тонкая и кропотливая работа обычных крестьянок. Конечно это изделие не на каждый день, а праздничная, либо для гостя. Детям и взрослым залезать на кровать, сидеть на такой постели категорически запрещалось. Застелена кровать ярким лоскутным одеялом, опять много красного цвета, цвета жизни. В жизни людей всё было так разумно устроено, что чем больше узнаёшь, тем больше изумляешься! Маленькие остатки от шитья не выбрасывали, а собирали вот в такой весёлый узор. Одеяло тоже сшито самой хозяйкой. Девочки рано приобщались к такой работе, в 4 года девочка уже умела шить.


На стене вы видите ковёр (фото 4). Он трофейный. Его принёс с поля боя казак родом из Чернигова. Это было очень интересный человек, он очень любил сады, деревья. Куда бы он не поехал, отовсюду привозил саженцы различных деревьев. Его сад и сейчас цветёт прямо над рекой Псекупс. Однажды он нашёл коврик, им он укрывал коня, чтобы добраться до дому. Вот и добрался, ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём деде.


Возле кровати родителей находится колыбель (фото5). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Такую мы не нашли. Но Владимир Николаевич казак нашего общества, предложил сделать такую колыбель, в которой спал сам, его брат, сёстры. Так появилась эта колыбель, а Татьяна Анатольевна Хлыповка, казачка, украсила её вот такими ромашками. Колыбель покрыта пологом. Для чего? Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.


В каждой хате была русская печь (фото 6), она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.


Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол (фото 7). Вот этот стол, что перед вами, изготовлен в 1900 году, он сделан руками мастера. За свою долгую жизнь он не знал ни краски, ни лака. За это время стол почернел, однако, ещё может долго служить людям. “Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.


- А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?

- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Как хлеб дошёл, там пирог пошёл,
А пирог дошёл, там блин пошёл,
А блин дошёл, так в мир пошёл.

– У нас на Кубани угощались не только блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар (фото 8, а). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.


- А вот какие чуваны, чугуны (фото 8 (б, в)) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.



-А как называлось вот это приспособление? (Учитель показывает ухват). Для чего он служил?

-Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

- А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга.

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    • Вот это изделие называется рубель (фото 9), а использовали его для глажки белья.


    • Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг(фото 10).


    - Кто знает, каков принцип его работы? (внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить)

    – Человек во все времена стремится украсить свой быт. “Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства” - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

    Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать (фото11) на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице (фото12). Особое слово хочется сказать о рушниках. Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы.



    В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки.

    Перед вами одежда (фото13) казака, мальчика – подростка, женская одежда и детский костюмчик. Нет ни одной из них, чтоб она не была украшена. Кофта женская изготовлена на домашнем верстаке, что имела каждая семья, полотно соткано из льна-прядива, отбелено в проруби, а затем вышито. Такая одежда имелась у каждой женщины, она умела это делать, причём вышивка у каждой была своя, неповторимая. Этой кофте уже 230 лет. Её нам подарила Малинина Нина Яковлевна.


    А вот праздничный костюм маленькой девочки из Ярославской губернии. Ему уже 50 лет, принесла его в наш музей завуч Лупова Т.И. Это подарок её бабушки. Сколько же времени надо было затратить этой труженице, чтобы и кружевами оплести, и расшить цветами такую одежду?! Татьяна Ивановна убеждена, что такой подарок – единственный. Вот фото (фото14), на котором ей 5 лет и Татьяна Ивановна одета в этот костюмчик.


    Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках (фото15). Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. У нас не большой сундук, но с большой исторической судьбой. Сегодня нет уже прямых его хозяев, а внукам хозяев уже 80 лет. Внучка Снегирёва Вера Ивановна в 20 годах 20-го века из Геленджика переехала на Крайний Север, в Дудинку. Через 20 лет семья вернулась в Геленджик и привезла с собой сундук. Они не смогли его там оставить, это часть их истории, их судьбы. В. И. Снигерёва решила подарить его нашему музею.


    А вот изделие мастеров плетения корзин (сапеток) и кошёлок! (фото16) В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из прутьев. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.


    Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

    А какой весёлой была бытовая песня. Игровые и хороводные песни показывали размах, удаль, весёлость и широту русской натуры.

    А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко “Мы с тобой казаки” (фото17).


    Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?


    Ответы на Всероссийский казачий диктант 2021

    Какой из атаманов избирался на казачьем круге?

    1) Казачий круг – общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. На нём всегда решались вопросы военного, экономического, административного, общественно-политического, юридического, социально-бытового и другого характера (как-то, ведение войны и заключение мира, раздел между куренями угодий и другие. Какой из атаманов избирался на казачьем круге?

    • Наталья Малышева
    • Пелагея Шайн
    • Зинаида Ермольева
    • Ольга Ладыженская

    Про казаков говорили, что они рождаются… где?

    3) Самым главным событием в казачьей семье было рождение ребенка. Если рождался сын, то этому радовался и отец, и вся его родня.Появление на свет младенца приветствовалось выстрелами из ружей. Казаку, у которого родился сын, добавляли надел земли. Ведь казаки за собственные средства покупали форму, оружие и коня. Справу покупал сыну отец. Единственное, что не покупалось, — кинжал. Он либо передавался по наследству, либо добывался в бою. Стоило все это не дешево. В 70-80-е годы XIX века снаряжение, включая строевого коня, обходилось в 120-130 рублей. По тем временам это были большие деньги. Про казаков говорили, что они рождаются…

    По традиции провожая мужа на войну, казачка кланялась в ноги… кому?

    4) В казачьем обществе женщинам всегда отдавалась своя особая роль – роль матери, жены и сестры. Казачка в древние времена объединяла в себе неукротимый нрав и преданность семейному очагу. Женщина-казачка являлась верной женой, заботливой матерью, хорошей хозяйкой и образцом женственности. В нелегкое время войн и захвата территорий казачка могла встать рядом с мужчинами из своей общины с оружием в руках на защиту своего домашнего очага и семьи. По традиции провожая мужа на войну, казачка кланялась в ноги…

    • самому казаку
    • атаману
    • коню
    • свёкру и свекрови (родителям мужа)

    Какой высший государственный совещательный и консультативный орган России по делам казачества создан в 2009 году?

    5) Высший государственный совещательный и консультативный орган России по делам казачества, созданный в 2009 году:

    • Союз казаков России
    • Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества
    • Всероссийское казачье общество
    • Федеральное агентство по делам национальностей

    6) Старинный возглас, которым казаки выражают одобрение:

    8) Литературное произведение XV в. о Куликовской битве, в которой по преданию приняли участие казаки, называется:

    • Куликовская летопись
    • Сказание о битве на поле Куликовом
    • Сказание о Мамаевом побоище
    • Илья Муромец, Ермак и Калин-царь

    Как называлось жилище казачьей семьи?

    Как называлось жилище казачьей семьи?

    Какой ученый казак создал свыше 150 образцов стрелкового вооружения?

    10) Великий ученый, конструктор, потомственный донской казак родился 14 июня 1871 года в станице Мечетинской черкасского округа области Войска Донского. С 1921 по 1941 год в течение 20 лет жил и работал на Тульском оружейном заводе конструктором-оружейником и начальником опытной оружейной мастерской. Это были годы расцвета его творчества, именно тогда он стал выдающимся конструктором и создал свои лучшие образцы стрелкового оружия. Владея в совершенстве знаниями и навыками во всех видах металлообработки, он все создаваемые им образцы стрелкового оружия изготавливал собственными руками – на различных металлорежущих станках и за слесарным верстаком. Оружие, созданное конструктором, широко применялось советскими воинами в боевых действиях у озера Хасан, на Халхин-Голе, в финской войне 1939—1940 годов и в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Только одних винтовок было изготовлено свыше 4 миллионов, а пистолетов свыше 3 миллионов. Всего за годы конструкторской деятельности ученый создал свыше 150 образцов стрелкового вооружения.

    • Федор Токарев
    • Михаил Калашников
    • Сергей Мосин
    • Игорь Стечкин

    Что согласно первой заповеди, дороже жизни казака?

    11) Базовые казачьи ценности сформулированы в 10 казачьих заповедях – трудолюбие, любовь к Родине, семья, честь, мужество, уважение и почитание старших, вера. Что согласно первой заповеди, дороже жизни казака?

    • Честь и доброе имя
    • Семья
    • Казачье войско
    • Жизнь атамана

    Как проявили себя казаки Матвея Платова в Бородинском сражении?

    12) К началу 19-века казачьи войска составляли серьезный резерв для русской армии. Казаки в мирное время занимавшиеся земледелием, рыболовством и охотой, практически жившие за свой счет, в случае начала войны собирались по тревоге в полки и отправлялись в район боевых действий, пополняя русскую кавалерию значительным количеством умелых и отважных бойцов. Казаки принимали участие во всех войнах, которые вела Российская империя. Сыграли большую роль казачьи части и в Отечественной войне 1812 года. В войсках Барклая де Толли числилось 10 полков казаков, в армии Багратиона – 8 полков, а в других русских армиях еще 10 казачьих полков. Всего же в 1812 году выступило 74 воинских формирований казаков против наполеона и его солдат. Переломным моментом войны стало Бородинское сражение, которое считается одним из самых великих и кровопролитных в истории 19 века.

    Как проявили себя казаки Матвея Платова в Бородинском сражении?

    • Нападали в авангарде русской армии
    • Совершали рейды в тыл французов, отвлекая на себя значительные силы неприятеля
    • Взяли в плен французского генерала
    • Казаки под руководством Матвея Платова в этом сражении не участвовали

    Всего за один день родилась песня с залихватским припевом:

    Едут, едут по Берлину

    • Заграничному походу русской армии в 1813-1814 годах
    • Победе в Великой Отечественной войне
    • Победе в Отечественной войне 1812 года
    • Жизни казаков в эмиграции
    • Василий Перов
    • Василий Суриков
    • Илья Репин
    • Геннадий Квашура

    15) Какой казачий чин в казачьем войске является наивысшим в современной истории России?

    • Верховный атаман
    • Казачий генерал
    • Войсковой атаман
    • Казачий генерал-лейтенант

    16) Какое знаменательное событие для современной истории России произошло 24 июня 1945 года?

    • Казаки начали участие в войне с милитаристской Японией
    • Казаки приняли участие в Параде Победы на Красной площади
    • Казачеству была объявлена благодарность И.В. Сталина
    • Массовые аресты казаков

    Как звали известного казака-землепроходца, первооткрывателя Нижнего и Среднего Амура?

    17) Донской казак, землепроходец, первооткрыватель Нижнего и Среднего Амура. Служил правителем канцелярии при якутском воеводе. С отрядом в 130 человек в июле 1643 года отплыл на стругах из Якутска и по Алдану и Учуру к осени добрался до реки Гонам. Здесь он оставил 40 человек с грузами зимовать, а с остальными пустился через Становой хребет. После множества приключений казаки, которых оставалось не более 65 человек, добрались до устьев Амура, где они “объясачили и привели под цареву руку” гиляков. Плавание продолжалось около 12 недель. В устье реки Ульи он построил острожек и снова зазимовал. Весною, оставив 20 человек в острожке для более прочного утверждения здесь русского владычества, землепроходец двинулся сначала по реке Улье, потом волоком перетащил лодки на реку Маю, и в июле 1646 года вернулся в Якутск. Он привёз богатый ясак, заложников и разные трофеи (ясак – дань, налагаемая казаками на народы, признавшие себя подвластными России). Он привез также обстоятельное описание своего пути. Как звали известного казака-землепроходца?

    • Семен Дежнев
    • Ерофей Хабаров
    • Иван Москвитин
    • Василий Поярков

    Сколько казаков было удостоено высокого звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны?

    Казаки неоднократно являли примеры высокого героизма, самопожертвования, верности Родине и воинскому долгу. Сколько казаков было удостоено высокого звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны?

    Назовите имя первого космонавта-казака?

    • Герман Титов
    • Юрий Гагарин
    • Виктор Горбатко
    • Георгий Гречко

    Выберите верные суждения о деятельности Всероссийского казачьего общества (из Устава Всероссийского казачьего общества).

    Атаманом Всероссийского казачьего общества Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2019 г. №544 назначен Долуда Николай Александрович сроком на 6 лет.

    Выберите верные суждения о деятельности Всероссийского казачьего общества (из Устава Всероссийского казачьего общества):

    Читайте также: