Картотека здоровьесберегающих технологий в детском саду во второй младшей группе

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Цель: создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством использования пальчиковых игр, гимнастики для глаз, физических упражнений.

Содержимое публикации

Управление образования Администрации города Новочеркасска

Методический кабинет

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9

Тематическая неделя для педагогов г. Новочеркасска

совместной деятельности

с использованием здоровьесберегающих технологий

для детей второй младшей группы (3-4 года)

оздоровительной направленности

Разработала: Корниенко А.В.,

воспитатель первой

квалификационной категории

МБДОУ детского сада №9

г. Новочеркасск

2017-2018 учебный год

Дата проведения: 20 марта 2018 г.

Время проведения: 9.00

Место проведения: групповая комната.

Форма деятельности: совместная деятельность.

Продолжительность деятельности: 20-25 минут

Количество воспитанников: подгруппа – подгруппа(6-8 человек).

Предполагаемый результат:

выполнят комплекс упражнений, направленный на развитие и укрепление зоны руки, с использованием бросового (прищепка) и природного (сосновая шишка) материалов, пальчиковую гимнастику, используя художественное слово;

выполнят гимнастику для глаз с использованием ИКТ (мультимедийная презентация);

при выполнении физических упражнений проявят интерес, инициативу и самостоятельность; активно будут участвовать в подвижной игре;

будут высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;

будут стремиться к общению с взрослыми и активно подражать им в движениях и действиях, во время выполнения упражнений будут дышать носом, а не ртом, медленно и плавно; выполнять упражнения на поддувание;

проявят эмпатию по отношению к персонажу, готовность прийти на помощь тем, кто нуждается;

проявят инициативу при уборке своего рабочего места после продуктивной деятельности;

Цель: создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством использования пальчиковых игр, гимнастики для глаз, физических упражнений.

учить детей выполнять упражнения с речевым сопровождением, используя сосновую шишку, предмет созданный природой, который ребенок может использовать в оздоровительных целях (самомассаж);

учить детей выполнять гимнастику, способствующую укреплению органов зрения – глаз, используя ИКТ;

дать представление о пользе для здоровья человека прогулок в любую погоду; продолжать учить дышать носом, а не ртом, дышать медленно и плавно. Чем медленнее воздух идет через дыхательные пути на вдохе, тем лучше он нагревается;

продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (пшеном); умение создавать модель солнца используя бросовый материал (бельевая прищепка) и нетрадиционной техники рисования (пшеном).

Развивающие:

развивать мелкую моторику рук, используя бросовый материал (прищепки), природный материал (сосновая шишка), пальчиковую гимнастику;

развивать творческое мышление, фантазию и воображение посредством нетрадиционной техники рисования (пшеном).

Воспитательные:

воспитывать заботливое отношение к персонажу, учить помогать им, формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, инициативность, самостоятельность;

продолжать учить детей убирать на место после работы материал для продуктивной деятельности;

Взаимодополняющиеобразовательные области:

Содержание занятия способствует формированию ключевых компетентностей – социальных, коммуникативных, интеллектуальных.

Используемые здоровьесберегающие технологии:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Гимнастика для глаз;

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

3. Технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка:

обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

обеспечение социально - эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

4. Коррекционные технологии:

Методы и приемы:

словесная инструкция; пояснение, которое сопровождает конкретный показ движений;

показ педагогом выполнения самомассажа ладони;

показ педагогом способа нетрадиционного рисования пшеном;

гимнастика для глаз (ИКТ);

использование зрительных ориентиров при преодолении пространства;

слуховая наглядность (звуковая регуляция движений) - музыка (песня), которая вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.

Практические:

смена способов выполнения упражнений;

использование в упражнениях предметов различной формы, объема (содействует развитию умения распределять движения в пространстве, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений);

совместные действия взрослых и детей;

самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

создание воображаемой ситуации;

перевоплощение в образ (ветерка) с использованием нетрадиционного оборудования (султанчик);

Словарная работа: бельчонок, пасмурная, не весенняя погода, массаж ладошек, ласковое, лучистое солнышко.

Учебно-методический комплект:

В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". (3-4 года). Вторая младшая группа.- М.: Мозаика – Синтез 2016г. -160с.

Л.И. Пензулаева. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.

И.Е. Аверина. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

Ресурсы Интернет:

Ход совместной деятельности:

обращается к детям:

Воспитатель: А какая погода на улице?

Дети: Холодная, пасмурная, дует ветер, идёт снег.

Воспитатель:Погода как зимой, а ведь на дворе не зима! Ребята, какое время года наступило?

Дети: Наступила весна.

Воспитатель:Весной солнышко ярко светит и греет, а сегодня - нет.Надо его поискать и вернуть на небо.

Воспитатель: Ребята, позовём солнышко, чтобы нам было теплее и веселее гулять.


Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошко
Согрей, обогрей
Телят, ягнят
И нас - маленьких ребят!

Воспитатель: Не слышит нас солнышко. Позовём его ещё раз.

Дети вместе с воспитателем еще раз повторяют закличку.

Дети: Да, хотим в гости к солнышку.

Воспитатель: Отлично, гулять полезно для нашего организма в любую погоду и в любое время года.

Все собрались? Все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда подтянись,
Не зевай и не ленись!

Воспитатель: Живёт оно за лесом. По пути будем выполнять разные упражнения, которые помогут нам укрепить здоровье. Согласны?

Дети: Согласны.

Воспитатель с детьми отправляются в гости к солнышку, выполняя под музыку физические упражнения.

Воспитатель: Теперь пойдём по узкой извилистой тропинке. Ступайте осторожно, чтобы не оступиться.

Воспитатель: А теперь перепрыгнем с кочки на кочку.

Перепрыгивание с кочки на кочку

Воспитатель: Вот мы и добрались до лесной полянки. Подул весенний ветерок.

Воспитатель:А мы с вами можем стать ветерком. Хотите попробовать?

Воспитатель: Возьмем в руки султанчик, наберем носиком воздух, а выпустим воздух через рот, сложив губы трубочкой. Вот так!

Воспитатель показывает детям артикуляционное упражнение

Воспитатель:Вот так нужно дышать на улице, чтобы не заболеть, особенно в холодное время года.

Дышать носом, а не ртом, дышать медленно и плавно. Чем медленнее воздух идет через дыхательные пути на вдохе, тем лучше он нагревается. Делать вдох через нос, чтобы холодный воздух с улицы согрелся и попал к нам в горлышко теплым, а выдыхать через нос.

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто-то притаился под ёлочкой? Вы узнали, что это за зверёк?

Дети: Это белочка, белка, бельчонок.
Воспитатель:Конечно же - это бельчонок. Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй, бельчонок. Доброе утро!
Воспитатель: Что случилось, бельчонок? Почему ты грустишь?
Бельчонок : Я жду маму. Очень замёрз и проголодался.
Воспитатель: Ребята, что же делать, как помочь бельчонку?

Дети: Поиграть с ним, чтоб он согрелся, покормить его.
Воспитатель: Надо что-то придумать. Посмотрите под ёлочкой лежат шишки. Как бы научить бельчонка греть лапки с помощью шишек?

Дети вместе с воспитателем выполняют самомассаж ладоней с использованием шишек:

Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Сосновая шишка нам колет ладошки.
Мы покатаем шишку немножко.

Дети берут в руки по шишке и начинают движением вперёд-назад двигать её между ладошками, затем вращать круговыми движениями и в последнюю очередь одной рукой берут шишку и начинают ритмичными движениями дотрагиваться ею до другой ладошки.


Воспитатель: Ну, что согрелись ручки у ребят, а у бельчонка лапки? Дотроньтесь ладошками до щёчек. Какие ладошки стали после полезного массажа?

Дети: Тёплые, сильные.
Воспитатель: Значит, порядок. Чем крепче будут наши ручки, тем лучше будет наш язычок говорить.
Воспитатель: Ребята, теперь бельчонка надо накормить. Чем питаются бельчата?

Дети: Орехами, грибами.
Воспитатель: Покормим бельчонка орехами?
Дети: Конечно.


На столе стоят ведёрки с изображением бельчат, лежат орехи фундук. Дети берут орехи по одному и кладут в рот бельчатам (в ведерки)

Бельчонок: Спасибо, ребята. А куда вы идёте?

Воспитатель и дети: В гости к солнышку спешим и здоровье укрепим!
Бельчонок: А зачем оно вам?

Воспитатель и дети: Солнышко нужно всем и ребятам и зверятам, чтоб было тепло и светло.
Воспитатель: Ребята, а давайте для бельчонка нарисуем солнышко. А чтобы наши ручки красиво рисовали надо их размять.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Воспитатель: Теперь можем приступать к рисованию.


Воспитатель: Какого цвета солнышко?

Дети: Желтое.
Воспитатель: Какой оно формы?

Дети: Круглое.

Дети сгребают пшено ребром ладоней в кучу, придавая круглую форму, разравнивают ладошками.


Воспитатель: Лучики какие должны быть?

Дети: Прямые и длинные.
Воспитатель: Каждый из вас нарисует по лучику (рисуют).

Воспитатель: Вот, бельчонок, посмотри какое лучистое солнышко - колоколнышко получилось у ребят. Ребята, пока мы с вами гуляли по лесу, на небе выглянуло солнце. Оно, оказывается, пряталось за тучами.


Воспитатель показывает детям макет - солнце без лучиков


Воспитатель: Ребята, но что-то с солнышком не так? Вы заметили ошибку?

Дети: Сделать лучики.

На столе приготовлен контейнер с прищепками


Воспитатель: Из чего же мы сможем сделать лучики?

Дети: Из прищепок
Воспитатель: Какого цвета прищепки можем использовать?

Дети: Жёлтого, красного, оранжевого.

Дети прикрепляют прищепки к модели солнца.

На телевизоре появляется заставка сияющего солнышка.

Воспитатель: Вот и солнышко появилось, мы столько добрых дел сделали для бельчонка. И солнышко приглашает нас на гимнастику для глаз. И бельчонка научим.


Воспитатель:Апоиграть с солнышком хотите?

Дети: Конечно

Светит солнышко в окошко, У детей руки на поясе,

греет нашу комнату Делают полуприседания

Мы захлопаем в ладоши Хлопают в ладоши

Очень рады солнышку Покружились

Солнышко, солнышко, Одну руку отводят плавно в сторону

Ласковое, солнышко Другую руку отводят в сторону.

Вот и капли - капитошки, Воспитатель раскрывает зонт

Застучали по дорожке и дети прячутся под него

Воспитатель: Вот и закончился весенний дождик и ласковое солнышко - колоколнышко выглянуло из-за тучки. Игра повторяется.

Воспитатель: Ребята, нам нужно возвращаться с прогулки. Давайте попрощаемся с бельчонком

Дети: До свидания.

Бельчонка : Спасибо ребята согрели меня, развеселили, угощу я вас своими запасами- вкусными и полезными орешками

Дети : Спасибо, до новых встреч.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Во время прогулки мы получили заряд бодрости, хорошее настроение, помогли нашему другу бельчонку и конечно укрепили своё здоровье. Ведь солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
А сейчас вернемся в детский сад.

Под музыку дети идут тем же путем, выполняя физические упражнения.

Воспитатель: Перед тем как мы с вами угостимся вкусными орешками, что надо сделать?

Дети: Вымыть руки с мылом.

здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте.

Воспитание у дошкольников осознанного стремления к здоровому образу жизни

способствует сохранению здоровья, данного ему природой.

В последнее время наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья населения.

Здоровье ребенка зачастую находится в опасности в связи с образом жизни, который ведется в

семье, под влиян ием неблагоприятных экологи ческих факторов, из - за недостаточной

двигательной активности, из - за отсутствия понимания важности сохранения здоровья и мотивации

Поэтому я считаю необходимым развивать у дошк ольников элементарные представлени я о

здоровом образе жизни. Формирова ть поведение, а даптированное к социальным и природным

условиям окружающей среды, с ц елью сохранения и укрепления зд оровья, достижения

2 Цель презентации: познакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями ДОУ; показать применение технологий в ходе работы с детьми; дать соответствующие рекомендации по данному вопросу.

3 Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

4 Виды физкультурно- оздоровительной деятельности Время проведения в режиме дня Особенности проведения Подвижные и спортивные игры Как часть непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулке. Ежедневно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр. РелаксацияВ зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную музыку, звуки природы. Гимнастика утренняя Ежедневно, утром, перед завтраком. В групповой комнате, в музыкальном зале физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др. Гимнастика-побудка (после сна) Ежедневно после дневного сна, мин во всех группах Различные варианты проведения (упражнения в кроватях и возле них). Сон с доступом свежего воздуха Ежедневно во время дневного сна, если позволяет температура в помещении, направление и сила ветра. Температура в спальне не должна быть ниже 18 градусов. Солнечные ванны Проводятся в теплое время года, на прогулке. Начало от 5 минут до 20 минут. При температуре воздуха от 24 до 30 градусов. Подвижные игры при этом не проводятся.

5 Гимнастика пальчиковаяС младшего возраста в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно- оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Гимнастика дыхательнаяВ различных формах физкультурно- оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Гимнастика корригирующаяВ различных формах физкультурно- оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Образовательная деятельность по физической культуре 2 раза в неделю в спортивном зале и на 1 раз на улице младший возраст – 15 – 20 мин. Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ Плавание 1 раз в неделю. 20 минут.При боязни ребенком воды следует на время отменить деятельность.

6 Прогулка Ежедневно, (если не позволяет погода, то прогулка проводится в прогулочной веранде ДОУ). Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Криомассаж Понедельник, среда, пятница – перед сном. Время воздействия крио пакета на стопы ребенка от 7 до 10 секунд. Необходимо объяснить ребенку необходимость процедуры. При негативной реакции на время отменить процедуру. Витаминизация третьего блюда Ежедневная витаминизация в обед третьего блюда. При наличии аллергической реакции – отменить. Воздушные ванны Ежедневно, после дневного сна, во время гимнастики после сна. Температура воздуха в помещении не должна быть ниже 18 градусов. Босохождение Ежедневно, после дневного сна, во время гимнастики после сна. Температура воздуха в помещении не должна быть ниже 18 градусов. Динамический час Раз в неделю, во вторник – минут. Во вторую половину дня. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр. Динамические паузы Ежедневно, во время образовательной деятельности, в качестве профилактики переутомления.



Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: