Какой способ размножения растений изображен на рисунке

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

1. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?

1) Капуста холодостойкая, влаголюбивая, светолюбивая.
2) Имеет высокие требования к плодородию почвы.
3) Капуста – двулетнее растение.

2. Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно?

1) в жаркий день транспирация усиливается, так как чем выше температура, тем интенсивнее испарение;
2) ветер усиливает транспирацию, так как препятствует скоплению паров воды у поверхности листа

3. За счет каких морфологических и физиологических особенностей многолетним травянистым растениям средней полосы России удается выживать при низких температурах зимой? Ответ обоснуйте.

1) зимовка в виде подземных органов (луковица, корневище и др.);
2) сохранение почек возобновления под землёй (на уровне земли);
3) избавление растения от излишков воды в период наступления холодов;
4) в клетках зимующих органов накапливаются углеводы (сахара), предотвращающие замерзание воды

4. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

1) Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигая до грунтовых вод, или широко располагается в поверхностном слое почвы для максимального запасания в период дождей.
2) Вода может запасаться в листьях или стеблях.
3) Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
4) Растения могут переживать засуху в виде подземных побегов (луковиц, корневищ, клубней).

5. В хлоропластах зерна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?

1) основная функция хлоропластов – фотосинтез;
2) крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы (не хранится), поэтому зерна крахмала мелкие;
3) основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зерна в них крупные;
4) лейкопластов много в корнях;
5) лейкопластов много в видоизмененных побегах (клубнях, луковицах и т.д.);
6) крахмал синтезируется из глюкозы;
7) глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам (лубу) от фотосинтезирующих клеток (листьев)

6. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

7. По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, за счет какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев?

1) годичные кольца – прирост древесины стебля за один вегетационный период (за сезон, год);
2) кольца образуются благодаря делению клеток образовательной ткани (камбия, меристемы);
3) весной образуются крупные клетки (сосуды);
4) осенью образуются мелкие клетки (сосуды);
5) в экваториальной зоне не выражены времена года

8. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением;
3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды – поглощение и транспорт воды



9. Рассмотрите предложенную схему классификации вегетативных органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.



10. Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?

1. Цифрой 1 обозначены замыкающие клетки устьиц.
2. Они регулируют интенсивность испарения воды и газообмена.
3. Они располагаются в эпидермисе (кожице листа).
4. Они отличаются от других клеток эпидермиса тем, что имеют хлоропласты.



11. Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?

1. На рисунке А изображена стержневая корневая система, на рисунке Б - мочковатая.
2. Цифрой 1 обозначены корнеплоды. Они являются утолщением главного корня и нижней части стебля. Функция - запасание веществ.
3. Цифрой 2 обозначены корневые клубни. Они являются утолщением корней. Функция - запасание веществ.

12. Поясните, почему при выращивании гороха посевного его высевают на полях совместно с овсом.

1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.

13. Укажите не менее 4 приспособлений в строении водных растений к обитанию в водоемах.

1) широкая листовая пластинка;
2) тонкий эпидермис;
3) большое количество устьиц на верхней стороне листа;
4) слабо развитые корни
5) хорошо развита аэренхима (ткань, проводящая воздух)

14. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми и безвкусными. Как объяснить это явление?

1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. Связь между клетками нарушается и яблоки становятся рыхлыми.
2) Сахара окисляются при дыхании, поэтому сладкость плодов уменьшается.

15. Почему с освоением наземно-воздушной среды у растений развились органы и ткани? Ответ поясните.

1) В водной среде каждой клетке водоросли доступны все необходиме ей ресурсы (вода, углекислый газ, свет). В наземно-воздушной среде у подземной части растения нет света, а у надземной – воды и минеральных солей. Необходимость ими обмениваться привела к возникновению проводящих тканей.
2) Вода более плотная, поэтому она удерживает водоросль, в наземно-воздушной среде для поддержания устойчивости понадобилась механическая ткань.
3) В наземно-воздушной среде количество воды, доступной для растения, ограничено, поэтому понадобилась покровная ткань, чтобы не испарять воду.
4) Корни развились для поглощения воды и удержания растения в почве, листья – для фотосинтеза, стебли – для проведения и механического удержания.

4 – Наружные сухие листья образованы мертвыми клетками
6 – От донца отходят придаточные корни
7 – С помощью луковицы происходит бесполое (вегетативное) размножение

17. Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.

1) растительные гормоны вызывают увеличение размера клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них);
2) разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.

18. Зачем рыхлят почву при выращивании растений?

1) в целях улучшения газообмена в почве и усиления дыхания корней
2) в целях сохранения влаги в почве

19. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.

1) семена мака и моркови мелкие, содержат небольшой запас питательных веществ; если их посеять глубоко, то развившиеся из них проростки не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ;
2) семена кукурузы и бобов крупные, содержат достаточное количество питательных веществ для появления проростков на поверхности почвы

2 – донце – видоизмененный стебель;
6 – из почек луковицы развиваются цветоносные побеги;
7 – луковица – это видоизмененный (укороченный) подземный побег



21. Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.

1) Луковица
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются вода и питательные вещества.
3) 2 – почки, обеспечивающие рост побега.
4) 3 – донце, видоизмененный укороченный стебель, обеспечивает транспортную функцию, перемещая от корней к листьям воду и минеральные вещества, а обратно – органические вещества.
5) 4 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ из почвы.



22. Рассмотрите рисунок и определите, какой тип листьев представлен на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Какую функцию выполняет структура под цифрой 1?

1) На рисунке изображен простой лист, так как у него одна листовая пластинка, черешковый лист, так как имеет черешок.
2) 1 – листовая пластинка, 2 – черешок, 3 – прилистники, 4 – основание листа.
3) Фотосинтез и транспирация (испарение воды).

23. Какие биологические особенности подсолнечника нужно учитывать при его выращивании?

1) Подсолнечник является светолюбивым и теплолюбивым растением.
2) Подсолнечник – крупное растение, нуждающееся в плодородных почвах с обилием минеральных веществ.

24. Докажите, что корневище растения является видоизмененным побегом. Приведите не менее трех доказательств.

1) На верхушке корневища имеется верхушечная почка, обеспечивающая рост побега в длину.
2) От корневища отходят придаточные корни.
3) Корневище имеет узлы, в которых находятся рудименты листьев и почек.
4) Внутреннее строение корневища сходно с анатомическим строением стебля.

25. Для улучшения роста растений (картофеля, томатов, капусты) и увеличения их продуктивности производится агротехнический прием – окучивание. Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.

1) При окучивании увеличивается рост придаточных корней, за счет этого улучшается минеральное питание растений, что стимулирует рост растений.
2) В процессе окучивания происходит рыхление почвы и уничтожение сорняков.
3) У картофеля присыпание почвы к стеблю увеличивает количество столонов, на которых образуются клубни.

26. Прежде чем засеять поле или засадить огород, почву вспахивают или перекапывают. Какое значение имеет вспашка и копка для жизни культурных растений?

1) Копка и вспашка уничтожают большинство сорняков, разрушая их корневые системы. Уничтожая сорняки, человек избавляет культурные растения от конкуренции с сорняками за воду, свет и минеральные вещества.
2) Копка и вспашка перемешивают почву и равномерно распределяют в ней перегной, поэтому корни культурных растений могут располагаться глубже.
3) Копка и вспашка разрыхляют почву и делают ее легко проницаемой для воздуха и воды.

27. Какие условия необходимы для прорастания семян? Дайте обоснованный ответ.

1) вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени;
2) тепло (температура) – активизирует работу ферментов и реакции обмена;
3) кислород – нужен для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания

28. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?

1) Минеральные вещества, растворенные в воде, передвигаются по ксилеме за счет корневого давления и транспирации.
2) Корневое давление возникает за счет того, что концентрация солей в клетках корня выше, чем в почве, и вода заходит в корень за счет осмоса.
3) Транспирация – испарение воды с поверхности листьев (на место испарившейся воды присасывается новая).

29. Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свеклы надо прореживать? Ответ поясните.

1) эти растения образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы;
2) прореживание растений ослабляет конкуренцию, способствует развитию корнеплода и приводит к повышению урожая

30. Для размножения белокочанной капусты высаживают в почву кочерыги (видоизмененные стебли) с сохраненными верхушечными почками и корневой системой. Объясните, с какой целью и почему используют такой способ размножения.

1) капусту высаживают таким образом для получения семян;
2) капуста – двулетнее растение, цветет и плодоносит на второй год;
3) в первый год жизни образуются только вегетативные органы (кочан)

31. При выращивании овощных культур в средней полосе России одни растения (свекла, морковь и др.) высеивают семенами ранней весной, а другие растения (томаты, баклажаны и др.) высаживают рассадой при наступлении устойчивого тепла. Объясните почему.

1) морковь и свекла – холодостойкие культуры (развиваются при низких температурах);
2) их семена прорастают ранней весной и могут дать урожай за вегетационный период;
3) томаты и баклажаны – теплолюбивые растения (развиваются при высоких температурах);
4) их высаживают рассадой, т.к. при высеивании семян после наступления тепла они не успеют дать урожай за вегетационный период



32. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3? Какими тканями они образованы и какие функции они выполняют?

1) 1 - кожица (эпидерма) – покровная ткань; функции – защитная, газообмен, испарение воды (транспирация);
2) 2 – мякоть (мезофилл) листа – фотосинтезирующая (основная) ткань; функция – фотосинтез;
3) 3 – сосудисто-волокнистый (проводящий) пучок (жилка): сосуды, ситовидные трубки и механические волокна; функции – транспорт органических и минеральных веществ, воды и опорная

В Задании №5 сделан упор на принадлежность растения к таксономической единице, а также на признаки, по которым растение можно отнести к выбранному таксону. Тематика заданий: растения Бал: 1 Сложность задания: ♦ ◊◊ Примерное время выполнения: 1,5 мин.

Разбор типовых вариантов заданий №5 ОГЭ по биологии

Характеристика отдела

Вариант 5ОБ1

Самыми типичными представителями отдела голосеменные являются хвойные растения, семена у которых располагаются открыто, на поверхности чешуй шишек. У этих растений нет плодов. Ответ: 2.

Вариант 5ОБ2

  1. папоротниковидных
  2. голосеменных
  3. плауновидных
  4. покрытосеменных

Характеристика класса

Вариант 5ОБ3

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file.jpg

На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?

C:\Users\Ксенья\Desktop\признаки двудольных и однодольных.jpg

Двудольные и однодольные растения отличается по ряду признаков, которые необходимо выучить. Это легко запомнить, если проанализировать одно хорошо знакомое однодольное растение и одно хорошо знакомое двудольное растение. Как видно из схемы, число лепестков, кратное пяти, — признак двудольных растений. Ответ: 2.

Вариант 5ОБ4

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file (1).jpg

На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?

Вариант 5ОБ5

  1. число семядолей в семени
  2. дуговое или параллельное жилкование
  3. тип корневой системы
  4. формула цветка

Главный признак, по которому растение относят к тому или иному семейству – строение цветка и плода . Ответ: 4.

Вариант 5ОБ6

  1. деревья
  2. кустарнички
  3. кустарники
  4. травы

При упоминании про однодольные сразу вспоминаются злаки. Они составляют подавляющее большинство однодольных растений. По жизненной форме они являются травами. Ответ: 4.

Вариант 5ОБ7

  1. класс Двудольные
  2. отдел Моховидные
  3. отдел Голосеменные
  4. класс Однодольные

Характеристика семейства

Вариант 5ОБ8

  1. листьев
  2. семени
  3. цветка
  4. корней

Признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства – строение цветка и плода. Ответ: 3.

Вариант 5ОБ9

  1. Розоцветные
  2. Лилейные
  3. Злаковые
  4. Сложноцветные

C:\Users\Ксенья\Desktop\вставочный рост.jpg

Вставочный рост характерен для представителей семейства злаковые: Ответ: 3.

Вариант 5ОБ10

  1. коробочка
  2. стручок
  3. зерновка
  4. семянка

Вариант 5ОБ11

  1. орех
  2. семянка
  3. боб
  4. стручок

Вариант 5ОБ12

  1. зерновка
  2. семянка
  3. ягода
  4. орех

Растения различных биотопов

Вариант 5ОБ13

  1. бодяк полевой
  2. подорожник большой
  3. пырей ползучий
  4. рогоз широколистный

C:\Users\Ксенья\Desktop\jIhgPRpbICI.jpg

По берегам пресных водоемов обитают такие растения как камыш, рогоз и тростник. Ответ: 4.

Задания про мох

Вариант 5ОБ14

  1. имеют листья , стебель и ризоиды
  2. способны к фотосинтезу
  3. размножаются спорами
  4. в процессе их развития происходит чередование поколений

C:\Users\Ксенья\Desktop\527efb8458be2f55447cd9c115c5891b.jpg

Мох можно отличить по наличию таких составных частей как стебель, лист и ризоиды (аналог корней). Ответ: 1.

Вариант 5ОБ15

  1. заросток в виде зелёной пластины
  2. предросток в виде зелёных нитей
  3. растения с листьями
  4. семена будущего растения

C:\Users\Ксенья\Desktop\жц кукшкиного льна.jpg

Жизненный цикл мха кукушкин лен: Из споры развивается предросток. Ответ: 2.

Вариант 5ОБ16

  1. Покрытосеменные
  2. Моховидные
  3. Голосеменные
  4. Папоротниковидные

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file (4).jpg

На картинке изображен мох. Ответ: 2.

Задания про папоротники

Вариант 5ОБ17

  1. слоевищных мхов
  2. нитчатых зелёных водорослей
  3. листостебельных мхов
  4. папоротникообразных

Корневая система отсутствует у водорослей и мхов. В первые она появляется у папоротникообразных. Ответ: 4.

Вариант 5ОБ18

  1. заростки
  2. половые клетки
  3. споры
  4. предростки

C:\Users\Ксенья\Desktop\огэ материалы\slide-3.jpg

На листостебельном растении образуются споры. Ответ: 3.

Задания про водоросли

Вариант 5ОБ19

  1. ядре
  2. хроматофоре
  3. светочувствительном глазке
  4. пульсирующей вакуоли

Способы размножения растений

Вариант 5ОБ20

На рисунке представлено размножение листовым черенком. Очень популярный способ для размножения фиалок. Ответ: 4.

Вариант 5ОБ21

  1. тюльпан
  2. картофель
  3. морковь
  4. земляника

Единственным луковичным растениям из вышеперечисленных является тюльпан. Он и размножается луковицами. Ответ: 1.

Вариант 5ОБ22

На изображении представлено размножение прививкой. Так размножают плодовые деревья. Берется молодая ветка желаемого дерева, а на другом дереве делается надрез в коре. Ветку помещают в свежий разрез и прочно приматывают. Ответ: 3.

Ну и задачку вы задали! Этож в каком классе такие задачки задают?

вегетативное безполое размножение растений


Вегетати́вное размноже́ние — образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи
У высших растений происходит либо как распадение материнской особи на две и более дочерние особи (например, при отмирании ползучих побегов или корневищ, отделении корневых отпрысков) , либо как отделение от материнской особи зачатков дочерних (например, клубни, луковицы, выводковые почки) .

У некоторых растений могут укореняться отделившиеся от материнского растения побеги (у ивовых) или листья


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Различают два способа размножения растений

  • с помощью насекомых и ветра
  • вегетативное и семенное
  • с помощью птиц и ветра
  • усами и луковицами
Вопрос 2

Увеличение числа особей растений с помощью корня стебля, листа, побега

  • опыление
  • половое размножение
  • вегетативное размножение
  • оплодотворение
Вопрос 3

На рисунке изображен способ вегетативного размножения


  • самоопыление
  • семенами
  • прививка черенком
  • прививка глазком
Вопрос 4

Отрезок любого вегетативного органа

  • черенок
  • корневище
  • черешок
  • подвой
Вопрос 5

Листовыми черенками размножают

Вопрос 6

Черенок культурного растения, взятого для прививки

  • подвой
  • корневище
  • привой
  • отводок
Вопрос 7

На рисунке изображен процесс вегетативного размножения


  • клубнями
  • стеблевыми черенками
  • отводками
  • прививкой
Вопрос 8

На рисунке изображен процесс вегетативного размножения земляники


  • клубнями
  • стеблевыми черенками
  • прививкой
  • отводками
Вопрос 9

На рисунке изображен


  • листовой черенок
  • стеблевой черенок
  • корневой черенок
  • отводок
Вопрос 10

Какой из перечисленных органов растения не является органом вегетативного размножения:

Читайте также: