Какие знаки должно выставить маломерное судно длиной менее 12 м при посадке на мель

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Каждое судно, в т.ч. и маломерное, должно оснащаться ходовыми и отличительными огнями в соответствии с МППСС-72 (Международные правила предупреждения столкновений судов на море). Правила требуют для одиночных судов длиной более 7 м, а при нахождении во внутренних водах – с мотором больше 25 л.с. иметь на борту:

  • правый отличительный бортовой огонь зеленого цвета с сектором освещения по правому борту 112,5 градусов (от ДП судна по носу и заходя на 22,5 градуса за траверз);
  • левый отличительный бортовой огонь красного цвета с теми же показателями, что и правый, но с сектором освещения по левому борту. (Отличительные огни должны устанавливаться на уровне мостика или планширя с таким расчетом, чтобы свет огня не был виден с противоположного борта, т. е. огонь не пересекал линию ДП по носу судна.);
  • топовый белый огонь с сектором освещения 225 градусов (по 112,5 градусов на каждый борт) с носовой части судна. (Суда длиной менее 20 м. топовый огонь несут на высоте 2,74 м. над планширем, но не менее чем на 1,0 м. выше отличительных бортовых огней; для судов длиной менее 12 м. должно сохраняться второе из этих требований);
  • гаковый огонь – белый с сектором освещения 135 градусов в корму (по 67,5 градусов на каждый борт).

В морских условиях такие же ходовые огни должны иметь и все малые суда с длиной до 7 м. оснащенные механическим двигателем, скорость перемещения которых превышает 7 узлов (13 км/ч), (см. рисунок № 4). В правилах так же указано, какое судно считается “на ходу” – если оно не стоит на якоре или на мели и не пришвартовано у берега.

Требования, указанные в правилах должны соблюдаться при любой погоде во временной промежуток от заката до восхода солнца. Ходовые огни так же необходимо включать при условиях плохой видимости, а так же при других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

Но и на стоянке без огней не обойтись, у вас должен быть стояночный (клотиковый) огонь с круговым сектором освещения.

Видимость ходовых огней на лодке должна составлять 2 мили для топового, кормового и стояночного огней и 1 миля для бортовых (зеленый и красный) огней.

Парусные суда также должны иметь на борту ходовые огни, но размещение их на яхтах представляет известные трудности. Рубки у них не высокие и огни часто закрываются волнами. Если ставить огни на вантах, то их закрывают паруса. Идеальным местом для установки отличительных бортовых огней считается носовой рейлинг. На него ставят совмещенный красно-зеленый свет в ДП судна. На рисунке №1 как раз и показн такой способ размещения.

Для парусных яхт выходящих в открытое море, кроме боровых огней и гакового, международные правила рекомендуют иметь на верху мачты два огня с круговым освещением, красный и под ним зеленый (см. рисунок №1а). Такой свет поможет обнаружить парусник за несколько миль, т.к. стандартные бортовые огни имеют очень ограниченную видимость в море и заметны зачастую только вблизи.

Для парусных судов длиной 7-12 метров можно совмещать отличительные и гаковый огни и устанавливать всё это на топе мечты (см. рисунок №2).

Маломерные суда до 7 метров (сюда попадают большинство надувных лодок) но на гребной тяге могут обходится одним белым ходовым огнем с круговым освещением. Такой огонь не обязательно устанавливать стационарно, достаточно иметь на готове переносной фонарь, который должен быть всегда на готове, его нужно выставлять в сторону опасности при необходимости.

На маломерных судах и яхтах с механическим двигателем бортовые огни можно устанавливать на носу лодки в ДП (буксирующее судно на рисунке №3). Гаковый огонь можно устанавливать не на транец, а на стенку кормовой рубки.

Лодки и катера до 7 м в морских условиях могут нести один белый круговой огонь (см. рисунок №5) (при невозможности установки отличительных бортовых огней зеленого и красного цвета). На внутренних водах один круговой бортовой огонь можно ставить на суда с мощностью мотора до 25 л.с.

В случае буксировки одного судна другим, буксирующее должно иметь дополнительный ходовой огонь, расположенный ниже первого на 1 м. (см. рисунок №3). Для судов до 12 м длинной, расстояние между такими огнями можно сократить до 0,5 м. Гаковый огонь можно перенести на кормовую рубку для облегчения управления. Буксируемое судно обязано иметь бортовые отличительные огни и гаковый огонь.

На судах, которые лишились возможности управления нужно выставлять два круговых красных огня один под другим по вертикале на максимально видимом месте на борту. А если такое судно имеет ход относительно воды, должны быть включены и все основные ходовые огни, предусмотренные МППСС-72 для такого типа судна.

На судне, стоящем на мели, должны нестись установленные для него стояночные огни и, кроме того, на уровне плавучего знака:
- со стороны или сторон, с которых судовой ход свободен, - белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход;
- со стороны, с которой проход невозможен, - три красных круговых огня, днем - три черных шара, расположенных по вертикали на видном месте.(Правила плавания по внутренним водным путям п.88)

3. Чем занято судно, у которого поднят этот сигнал?
4. Какое из этих судов занято водолазными работами?
5. Какой из этих сигналов несет днем судно, занятое водолазными работами?

5. Какой из этих сигналов несет днем судно, занятое водолазными работами?

Судно, занятое водолазными работами, ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенных по вертикали, днем - два сигнальных флага "А".(Правила плавания по внутренним водным путям п.101)

6. Какие из перечисленных сигналов может подавать терпящее бедствие судно, которое просит помощи?
7. Какой из этих сигналов поднимается на судне, которое терпит бедствие?
8. Что означает поднятый на судне сигнал?

Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать:
- флаг с находящимся над ним или под ним шаром или
аналогичным предметом;
- частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное
перемещение огня;
- ракеты красного цвета;
- медленное повторяемое поднятие и опускание вытянутыми в сторону руками.(Правила плавания по внутренним водным путям п.96)

9. Какое из этих судов занято ловом рыбы тралением?
10. Какое из этих судов занято ловом рыбы?

Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:
- ночью - два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый, на расстоянии не менее 1м впереди и ниже топового огня);
- днем - два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.(Правила плавания по внутренним водным путям п.105)

11. Через сколько метров должны обозначаться круговыми огнями (красными - у правого берега, белыми или желтыми, или зелеными - у левого берега) сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода?

11. Через сколько метров должны обозначаться круговыми огнями (красными - у правого берега, белыми или желтыми, или зелеными - у левого берега) сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода?

Сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода или на его части, должны обозначаться через каждые 100м на лодках или других приспособлениях круговыми огнями того же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.(Правила плавания по внутренним водным путям п.87)

12. Какие из этих сигналов днем должно нести самоходное судно с ядовитыми или взрывчатыми веществами на мели?

Самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз. На судне, стоящем на мели, должны нестись днем - три черных шара.(Правила плавания по внутренним водным путям п.91, 88)

13. Какое из этих судов является пассажирским и работает на переправе?

Пассажирские водоизмещающие самоходные суда, работающие на переправе или на внутригородских линиях в границах портовых вод, а также самоходный паром на ходу должны нести желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топового. (Правила плавания по внутренним водным путям п.58)

14. Укажите огни судна на ходу, буксирующего смешанный состав?

Буксирующее судно должно нести:
- два топовых огня, расположенные по вертикали; при буксировке плота - три топовых огня, расположенные по вертикали;
- бортовые огни;
- кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости, и буксировочный огонь над ним.(Правила плавания по внутренним водным путям п.61)

15. Укажите огни одиночного самоходного судна, которое следует на нас?
16. Какое это судно и в каком состоянии оно находится?
17. Какое судно должно нести ночью эти огни на ходу?
18. Что это за судно?

В соответствии с требованиями Правил указанные огни несут - парусное судно под мотором, маломерное моторное судно, одиночное самоходное судно длиной менее 50м. Эти огни видны когда судно находится на ходу и следует на наблюдателя.
Самоходное маломерное судно должно нести:
- топовый огонь;
- бортовые огни;
- кормовой огонь.
(Правила плавания по внутренним водным путям п.69)

19. Что это за судно?
20. Ч то делает это моторное маломерное судно за пределами судового хода?

Гребная лодка на ходу
Моторное маломерное судно стоит на якоре
Одиночное судно на стоянке должно нести:
- самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м - один белый круговой огонь на мачте
(Правила плавания по внутренним водным путям п.78)

21. Как движется это моторное маломерное судно по отношению к наблюдателю?
22. Что это за судно?

Самоходное судно идет влево от наблюдателя или проходит мимо него левым бортом

23. Определите какому виду (типу) плавсредств принадлежит эта ночная сигнализация?

23. Определите какому виду (типу) плавсредств принадлежит эта ночная сигнализация?

Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода - два красных круговых огня (тентовых), расположенных на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне - два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.
(Правила плавания по внутренним водным путям п.97)

24. Что это за судно?

Парусное судно идет под мотором

25. Что означает это знак на парусном судне?

25. Что означает это знак на парусном судне?

Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку, должно нести черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.(Правила плавания по внутренним водным путям п.90)

26. Что это за судно?

Парусное судно длиной более 20м. Идет на нас

27. Какую длину имеет парусное судно?

27. Какую длину имеет парусное судно?

28. Что делает это парусное маломерное судно?

Идет на нас
Парусные суда должны нести - суда длиной 20 и более метров - бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний - зеленым
(Правила плавания по внутренним водным путям п.71)

29. Какие пиротехнические средства обязательно должны находиться на борту маломерного судна 4 и 5 классов?

29. Какие пиротехнические средства обязательно должны находиться на борту маломерного судна 4 и 5 классов?

Фальшфейеры красного огня не менее 3-х штук

30. Какое движение флага-отмашки днем означает сигнал "Прошу остановиться"?

30. Какое движение флага-отмашки днем означает сигнал

Горизонтальное движение флага-отмашки

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.

1. Огни и знаки судов на ходу, на якоре, на мели - 85 мин.

Приложение №1 Структурная схема огней и знаков судов на ходу, на якоре, на мели.

Выводы и ответы на вопросы: - 5 мин.

Учебно-материальное обеспечение: ____плакаты, слайды, полилюкс, экран__________

(наглядные пособия, демонстрации, технические средства обучения)

Учебная литература: ________________________________________________________

(с указанием разделов и страниц)

1. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения - МКУБ-93. Резолюция А.741 (18) ИМО. 04.11.93г.

2. Международная конвенция по предупреждению столкновения судов в море (МППСС-72)

3. Международный свод сигналов (МСС-2005).

4. Рекомендации по организации штурманской службы на судах Украины (РШСУ-98);

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ И МЕТОДИКА ЕЁ ИЗЛОЖЕНИЯ

Последовательное и полное изложение всех вопросов лекции с использованием наглядных пособий, технических средств обучения и методических приёмов преподавания материала. Добиваться активизации работы студентов для достижения учебных и воспитательных целей.

Разработал: ___Старший преподаватель кафедры СиМБ: С.Новицкий

(должность, учёная степень, учёное звание, инициалы, фамилия)

Лекцию обсудили и одобрили на заседании кафедры СиМБ.

ОГНИ И ЗНАКИ СУДОВ НА ХОДУ, НА ЯКОРЕ И НА МЕЛИ

Огни на судах должны быть выставлены от захода до вос­хода солнца, а при ограниченной видимости — также и в период от восхода до захода. Знаки выставляют днем независимо от условий видимости. Таким образом, при ограниченной видимости в дневное время судно должно нести одновременно навигацион­ные огни и знаки.

Судно с механическим двигателем на ходу (СМД)представляет собой любое судно, приводимое в движение механической установкой, несет:

- топовый огонь впереди, а если длина судна более 50м, — то дополни­тельно второй топовый огонь позади и выше переднего топового по меньшей мере на 4,5м;

- бортовые и кормовой огни.

СМД длиной менее 50м. не обязаны, но могут выстав­лять второй топовый огонь.

СМД длиной менее 12м. может вместо указанных огней выставлять:

- топовый огонь (или вместо него белый круговой огонь);

- бортовые огни, скомбинированные в одном фонаре и установленные в ДП судна.

СМД длиной менее 7м, имеющее максимальную скорость не больше 7 узлов, согласно правила 23 МППСС-72 может выставлять белый круговой огонь. Такое судно, если это практически возможно, выставляет также бортовые огни.

Белый круговой огонь может быть смещён относительно диаметральной плоскости судна, если его установка в диаметральной плоскости практически невозможна; при этом бортовые огни должны быть скомбинированы в одном фонаре, установленном в диаметральной плоскости судна или насколько это практически возможно близко к продольной плоскости, в которой установлен белый круговой огонь.

Согласно правила 22 МППСС-72 дальность видимости ходовых огней для таких судов должна быть:

- белый круговой огонь - 2 мили;

- бортовые огони - 1 миля;

Судно на воздушной подушкев дополнение к топовым, бортовым и кормовому огням судна с механическим двигателем, выставляет желтый круговой проблесковый огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.

Парусное судноозначает любое судно под парусом, включая имеющее механическую установку, при условии, если она не используется. На ходу несет:

- в дополнение к ним может нести на топе или около топа мачты два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых красный, а нижний зеленый.

Если длина судна менее 20 м, то бортовые и кормовой огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, который выставляют на топе или около топа мачты. В этом случае круговые красный и зеленый огни не выставляют.

На парусном судне длиной менее 7 м, если установка на нем предписанных огней практически невозможна, следует иметь нагото­ве электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, ко­торый заблаговременно выставляют для предупреждения столкновения. Аналогичные требования предъявляют к судну, идущему на веслах.

Если судно идет под парусом и в то же время приводится в движение механической установкой, оно несет огни судна с меха­ническим двигателем, а днем — знак в виде конуса вершиной вниз.

Судно с механическим двигателем, занятое буксировкойдру­гого судна или объекта на буксирном тросе, выставляет:

- два топовых огня впереди, расположенных по вертикальной линии;

- если длина буксира, измеренная от кормы буксирующегo судна до кормы буксируемого, превышает 200 м, — три таких огня;

- дополнительный топовый огонь позади, и выше передних топовых, если длина буксирующего судна 50 м и более;

- бортовые и кормовой огни;

- желтый буксировочный огонь, расположенный по вертикали над кормо­вым огнем.

Буксируемое судно выставляет бортовые и кормовой огни. В дневное время, если длина буксира более 200м, обасудна выставляют ромбы.

При буксировке методом толкания и при этом толкающее и толкаемое суда жестко соединены в одно сочлененное судно, буксирующее судно выставляет те же огни, что и судно с механическим двигателем. Толкаемое судно выставляет бортовые огни.

При буксировке лагом, если другое судно, не является частью жестко сочлененного судна, оно выставляет:

- два топовых огня впереди, расположенных по вертикальной линии;

- топовый огонь позади и выше передних топовых, если буксирующее судно имеет длину более 50 м;

- бортовые и кормовой огни.

Буксировочный огонь ночью и ромбовидный знак днем не выставляют. Судно, буксируемое лагом, в дополнение к бортовым огням выставляет кормовой огонь.

Малозаметное полупогруженное буксируемое судно,объект либо комбинация таких судов или объектов должны выставлять:

- при ширине менее 25 м — один белый круговой огонь в передней части и другой такой же огонь в кормовой части, а при ширине 25 м и более — два дополнительных белых круговых огня на бортовых оконечностях или вблизи них;

- при длине более 100 м — дополнительные белые круговые огни между указанными выше огнями, установленные таким образом, чтобы расстояние между соседними огнями не превышало 100 м;

- днем — ромбовидный знак на кормовой оконечности последнего буксируемого судна или объекта, а если длина буксира более 200 м, — дополнительный ромбовидный знак впереди на наи­более видном месте.

Судно с механическим двигателем, занятое сложной буксировкой, которая делает для него невозможным от­клонение от своего курса выставляет:

- три круговых огня или три знакам днём, предписанным для судов, ограниченных в воз­можности маневрировать;

- огни или знаки судов с механическим двигателем, занятых буксировкой с соответствую­щей длиной буксира, т. е. топовые, бортовые, кормовой и буксировочный огни, а днем — ромбовидный знак.

При стоянке на якоре судно выставляет только якорные огни или шар. При передаче людей, снабжения или груза с одного судна на другое на ходу огни и знаки, предписанные для судна, ограниченного в возможности маневрировать, выставляют на обоих судах.

Рыболовное судно,означает любое судно, проводящее лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность, но не относится к судну, производящему лов рыбы буксируемыми крючковыми снастями или другими орудиями лова, не ограничивающими маневренность судна.

Судно, занятое ловом рыбы тралением,т. е. протаскиванием драги или другого орудия лова, выставляет:

· два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых зеленый, а нижний белый;

· топовый огонь позади и выше кругового зеленого (суда длиной менее 50 м не обязаны, но могут выставлять такой огонь);

· бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Согласно Приложения №3 МППСС-72 суда, занятые тралением вблизи одно от другого, могут по­казать характер своей деятельности выставлением дополнительных сигналов, а именно круговых огней, расположенных по вертикальной линии:

- когда они выметывают снасти, — двух белых;

- когда они выбирают снасти, — белого огня над красным;

- когда снасть зацепилась за препятствие, — двух красных огней.

При парном тралении каждое судно направляет луч прожектора вперед и в сторону другого судна этой пары.

Если судно ловит рыбу кошельковым неводом и его движение затруднено снастью, оно может указать на это выставлением по вертикальной линии двух желтых огней, дающих попеременно каж­дую секунду проблески с одинаковой продолжительностью света и затмения.

Судно, занятое ловом рыбы нетраловыми снастями (сетями, ярусными крючковыми снастями и др.), несет такие же огни, как и судно, занятое тралением, с той лишь разницей, что вместо верхнего кругового зеленого огня оно несет круговой красный огонь.

Если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то дополнительно выставляют в направлении этих снастей круговой белый огонь, расположенный ниже рыболовных и выше бортовых огней, а днем — знак в виде кону­са вершиной вверх.

Днем все рыболовные суда выставляют на наиболее видном месте по вертикальной линии знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, а если длина судна менее 20 м, то вместо этого знака — корзину.

Суда, занятые ловом рыбы, несут только указанные огни и знаки независимо от того, находятся ли они на ходу или стоят на якоре. Если рыболовное судно не занято ловом рыбы, то оно несет огни, предписанные судам соответствующей длины.

Судно, лишенное возможности управлятьсяозначает судно, которое в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну, должно выставлять ночью:

- два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наи­более видном месте;

- бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Днем — два черных шара диаметром 0,6м расположен­ных аналогично круговым огням по вертикальной линии на наиболее видном месте. Вертикальное рас­стояние между огнями должно быть не менее 2м, между знаками не менее 1—1,5м.

При стоянке на якоре такое судно выставляет только якорные огни или шар.

Судно, ограниченное в возможности маневрироватьозначает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется этими Правилами, и потому не может уступить дорогу другому судну. Судно ОВМ, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно ночью нести на наиболее видном месте:

- три круговых огня, расположенных по вертикальной линии (верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний — белым).

- топовые, бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Днем судно несет три знака, также расположенных по вертикальной линии (верхний и нижний из этих знаков должны быть черными шарами, а средний — чер­ным ромбом).

При стоянке на якоре в дополнение к указанным круговым огням или знакам судно выставляет якорные огни, а днем — черный шар.

Термин "судно, ограниченное в возможности маневрировать" охватывает, (но не исчерпывает) следующие суда:

- судно, занятое постановкой, обслуживанием или снятием навигационного знака, прокладкой, осмотром или поднятием подводного кабеля или трубопровода;

- судно, занятое дноуглубительными, океанографическими, гидрографическими или подводными работами;

- судно, занятое на ходу пополнением снабжения или передачей людей, продовольствия или груза;

- судно, занятое обеспечением взлета или приема летательных аппаратов;

- судно, занятое работами по устранению минной опасности;

- судно, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса.

Судно, занятое дноуглубительными или другими работами, не позволяющими ему уступить дорогу другому судну, выставляет огни и знаки, предписанные судам, ограниченным в возможности маневрировать, а если существует препятствие для прохода дру­гого судна, то дополнительно расположенные по вертикальной линии:

- ночью два красных круговых огня, днем два черных шара, расположен­ных по вертикальной линии для указания стороны, на которой существует препятствие;

- ночью два зеленых круговых огня, днем два ромба, располо­женных по вертикальной линии для указания стороны, с которой может пройти другое судно;

- топовые, бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Когда такое судно стоит на якоре, оно несет только предписанные ему огни или знаки и не выставляет якорные.

Суда, следующие вдоль узкого прохода или фарватера, при приближении к судам, ограниченным в возможности маневрировать, должны заблаговре­менно уменьшить ход и в расстоянии от них не менее 0,5 мили дать один продолжительный звуковой сигнал.

По этому сигналу суда, занятые специальными работами, должны пре­кратить работу и спустить огни (знаки), предписанные для судов, ограни­ченных в возможности маневрировать. Спуск указанных огней (знаков) озна­чает освобождение прохода. В узком проходе или фарватере проходить мимо судов, производящих специальные работы и ограниченных в возможности ма­неврировать, до спуска на них огней (знаков) запрещается.

При приблжениии судна, стесненного своей осадкой, к судам, ограни­ченным в возможности свободно маневрировать, последние обязаны не толь­ко прекратить работы, но и освободить проход, выйдя по возможности за бровку фарватера.

Если размеры судна, занятого водолазными работами, практи­чески не позволяют выставлять указанные огни и знаки, то на нем должны быть по вертикальной линии три круговых огня, верхний и нижний из которых красные, а средний белый.

А Алфа
• —
У меня спущен водолаз, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом.

Судно, занятое работами по устранению минной опасности, в дополнение к огням, предписанным судам с механическими двигателями на ходу, несет три зеленых круговых огня, а днем — три шара. Один из этих огней или шаров находится вблизи топа фок-мачты, а два других — на ноках фока-рея. Эти огни или знаки указывают, что другому судну опасно подходить ближе чем на 1000 м к этому судну. При этом топовые, бортовые и кормовой огни выставляют независимо от того, имеет судно ход отно­сительно воды или нет.

При выполнении судном работ на якоре в дополнение к указанным огням и знакам должны быть якорные огни или шар.

Судно, стесненное своей осадкойозначает судно с механическим двигателем, которое из-за соотношения между его осадкой и имеющимися глубинами существенно ограничено в возможности отклониться от курса, которым оно следует. В дополнение к сигналам, предписан­ным для судов с механическим двигателем, может в условиях ограниченной видимости и при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено не­обходимым, выставлять на наиболее видном месте:

- ночью три красных кру­говых огня, расположенных по вертикальной линии, с расстоянием между ними не менее 2 м;

- в дневное время — черный цилиндр диаметром не менее 0,6 м и вы­сотой, равной его двойному диаметру.

При стоянке на якоре судно выставляет якорные огни, а днем — черный шар.

Лоцманское суднопри исполнении лоцманских обязанностей выставляет на топе мачты или вблизи него:

- два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых белый, а нижний красный;

- бортовые и кормовой огни, если судно на ходу.

Если судно стоит на якоре, то в дополнение к указанным круговым огням на нем должен быть якорный огонь (огни), а днем — чёрный шар. Лоцманское судно, не занятое выполнением лоцманских обязан­ностей, выставляет огни и знаки, предписанные аналогичным судам такой же длины.

Судно на мелив дополнение к якорным огням выставляет по вертикальной линии два красных круговых огня, а днем — три чёрных шара, расположенных аналогично огням. От обязанности выставлять якорный огонь освобождены суда длиной менее 7 м, если они находятся за пределами узкости, мест якорной стоянки, а также районов обычного движения судов. Судно длиной менее 12 м, сидящее на мели, может выставлять только якорный огонь или шар.

Судно на якоре длиной 50м. и более должно выставлять на наиболее видном месте в носовой части судна белый круговой огонь (ночью) или шар (днём); на корме или вблизи нее и ниже огня, выставленного в носовой части судна - белый круговой огонь.

Судно длиной менее 50м. может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь, вместо огней предписанных для судна длиной 50м. и более.

Судно на якоре может, а судно длиной больше 100 м. должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.

1. Огни и знаки судов на ходу, на якоре, на мели - 85 мин.

Приложение №1 Структурная схема огней и знаков судов на ходу, на якоре, на мели.

Выводы и ответы на вопросы: - 5 мин.

Учебно-материальное обеспечение: ____плакаты, слайды, полилюкс, экран__________

(наглядные пособия, демонстрации, технические средства обучения)

Учебная литература: ________________________________________________________

(с указанием разделов и страниц)

1. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения - МКУБ-93. Резолюция А.741 (18) ИМО. 04.11.93г.

2. Международная конвенция по предупреждению столкновения судов в море (МППСС-72)

3. Международный свод сигналов (МСС-2005).

4. Рекомендации по организации штурманской службы на судах Украины (РШСУ-98);

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ И МЕТОДИКА ЕЁ ИЗЛОЖЕНИЯ

Последовательное и полное изложение всех вопросов лекции с использованием наглядных пособий, технических средств обучения и методических приёмов преподавания материала. Добиваться активизации работы студентов для достижения учебных и воспитательных целей.

Разработал: ___Старший преподаватель кафедры СиМБ: С.Новицкий

(должность, учёная степень, учёное звание, инициалы, фамилия)

Лекцию обсудили и одобрили на заседании кафедры СиМБ.

ОГНИ И ЗНАКИ СУДОВ НА ХОДУ, НА ЯКОРЕ И НА МЕЛИ

Огни на судах должны быть выставлены от захода до вос­хода солнца, а при ограниченной видимости — также и в период от восхода до захода. Знаки выставляют днем независимо от условий видимости. Таким образом, при ограниченной видимости в дневное время судно должно нести одновременно навигацион­ные огни и знаки.

Судно с механическим двигателем на ходу (СМД)представляет собой любое судно, приводимое в движение механической установкой, несет:

- топовый огонь впереди, а если длина судна более 50м, — то дополни­тельно второй топовый огонь позади и выше переднего топового по меньшей мере на 4,5м;

- бортовые и кормовой огни.

СМД длиной менее 50м. не обязаны, но могут выстав­лять второй топовый огонь.

СМД длиной менее 12м. может вместо указанных огней выставлять:

- топовый огонь (или вместо него белый круговой огонь);

- бортовые огни, скомбинированные в одном фонаре и установленные в ДП судна.

СМД длиной менее 7м, имеющее максимальную скорость не больше 7 узлов, согласно правила 23 МППСС-72 может выставлять белый круговой огонь. Такое судно, если это практически возможно, выставляет также бортовые огни.

Белый круговой огонь может быть смещён относительно диаметральной плоскости судна, если его установка в диаметральной плоскости практически невозможна; при этом бортовые огни должны быть скомбинированы в одном фонаре, установленном в диаметральной плоскости судна или насколько это практически возможно близко к продольной плоскости, в которой установлен белый круговой огонь.

Согласно правила 22 МППСС-72 дальность видимости ходовых огней для таких судов должна быть:

- белый круговой огонь - 2 мили;

- бортовые огони - 1 миля;

Судно на воздушной подушкев дополнение к топовым, бортовым и кормовому огням судна с механическим двигателем, выставляет желтый круговой проблесковый огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.

Парусное судноозначает любое судно под парусом, включая имеющее механическую установку, при условии, если она не используется. На ходу несет:

- в дополнение к ним может нести на топе или около топа мачты два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых красный, а нижний зеленый.

Если длина судна менее 20 м, то бортовые и кормовой огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, который выставляют на топе или около топа мачты. В этом случае круговые красный и зеленый огни не выставляют.

На парусном судне длиной менее 7 м, если установка на нем предписанных огней практически невозможна, следует иметь нагото­ве электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, ко­торый заблаговременно выставляют для предупреждения столкновения. Аналогичные требования предъявляют к судну, идущему на веслах.

Если судно идет под парусом и в то же время приводится в движение механической установкой, оно несет огни судна с меха­ническим двигателем, а днем — знак в виде конуса вершиной вниз.

Судно с механическим двигателем, занятое буксировкойдру­гого судна или объекта на буксирном тросе, выставляет:

- два топовых огня впереди, расположенных по вертикальной линии;

- если длина буксира, измеренная от кормы буксирующегo судна до кормы буксируемого, превышает 200 м, — три таких огня;

- дополнительный топовый огонь позади, и выше передних топовых, если длина буксирующего судна 50 м и более;

- бортовые и кормовой огни;

- желтый буксировочный огонь, расположенный по вертикали над кормо­вым огнем.

Буксируемое судно выставляет бортовые и кормовой огни. В дневное время, если длина буксира более 200м, обасудна выставляют ромбы.

При буксировке методом толкания и при этом толкающее и толкаемое суда жестко соединены в одно сочлененное судно, буксирующее судно выставляет те же огни, что и судно с механическим двигателем. Толкаемое судно выставляет бортовые огни.

При буксировке лагом, если другое судно, не является частью жестко сочлененного судна, оно выставляет:

- два топовых огня впереди, расположенных по вертикальной линии;

- топовый огонь позади и выше передних топовых, если буксирующее судно имеет длину более 50 м;

- бортовые и кормовой огни.

Буксировочный огонь ночью и ромбовидный знак днем не выставляют. Судно, буксируемое лагом, в дополнение к бортовым огням выставляет кормовой огонь.

Малозаметное полупогруженное буксируемое судно,объект либо комбинация таких судов или объектов должны выставлять:

- при ширине менее 25 м — один белый круговой огонь в передней части и другой такой же огонь в кормовой части, а при ширине 25 м и более — два дополнительных белых круговых огня на бортовых оконечностях или вблизи них;

- при длине более 100 м — дополнительные белые круговые огни между указанными выше огнями, установленные таким образом, чтобы расстояние между соседними огнями не превышало 100 м;

- днем — ромбовидный знак на кормовой оконечности последнего буксируемого судна или объекта, а если длина буксира более 200 м, — дополнительный ромбовидный знак впереди на наи­более видном месте.

Судно с механическим двигателем, занятое сложной буксировкой, которая делает для него невозможным от­клонение от своего курса выставляет:

- три круговых огня или три знакам днём, предписанным для судов, ограниченных в воз­можности маневрировать;

- огни или знаки судов с механическим двигателем, занятых буксировкой с соответствую­щей длиной буксира, т. е. топовые, бортовые, кормовой и буксировочный огни, а днем — ромбовидный знак.

При стоянке на якоре судно выставляет только якорные огни или шар. При передаче людей, снабжения или груза с одного судна на другое на ходу огни и знаки, предписанные для судна, ограниченного в возможности маневрировать, выставляют на обоих судах.

Рыболовное судно,означает любое судно, проводящее лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность, но не относится к судну, производящему лов рыбы буксируемыми крючковыми снастями или другими орудиями лова, не ограничивающими маневренность судна.

Судно, занятое ловом рыбы тралением,т. е. протаскиванием драги или другого орудия лова, выставляет:

· два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых зеленый, а нижний белый;

· топовый огонь позади и выше кругового зеленого (суда длиной менее 50 м не обязаны, но могут выставлять такой огонь);

· бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Согласно Приложения №3 МППСС-72 суда, занятые тралением вблизи одно от другого, могут по­казать характер своей деятельности выставлением дополнительных сигналов, а именно круговых огней, расположенных по вертикальной линии:

- когда они выметывают снасти, — двух белых;

- когда они выбирают снасти, — белого огня над красным;

- когда снасть зацепилась за препятствие, — двух красных огней.

При парном тралении каждое судно направляет луч прожектора вперед и в сторону другого судна этой пары.

Если судно ловит рыбу кошельковым неводом и его движение затруднено снастью, оно может указать на это выставлением по вертикальной линии двух желтых огней, дающих попеременно каж­дую секунду проблески с одинаковой продолжительностью света и затмения.

Судно, занятое ловом рыбы нетраловыми снастями (сетями, ярусными крючковыми снастями и др.), несет такие же огни, как и судно, занятое тралением, с той лишь разницей, что вместо верхнего кругового зеленого огня оно несет круговой красный огонь.

Если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то дополнительно выставляют в направлении этих снастей круговой белый огонь, расположенный ниже рыболовных и выше бортовых огней, а днем — знак в виде кону­са вершиной вверх.

Днем все рыболовные суда выставляют на наиболее видном месте по вертикальной линии знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, а если длина судна менее 20 м, то вместо этого знака — корзину.

Суда, занятые ловом рыбы, несут только указанные огни и знаки независимо от того, находятся ли они на ходу или стоят на якоре. Если рыболовное судно не занято ловом рыбы, то оно несет огни, предписанные судам соответствующей длины.

Судно, лишенное возможности управлятьсяозначает судно, которое в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну, должно выставлять ночью:

- два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наи­более видном месте;

- бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Днем — два черных шара диаметром 0,6м расположен­ных аналогично круговым огням по вертикальной линии на наиболее видном месте. Вертикальное рас­стояние между огнями должно быть не менее 2м, между знаками не менее 1—1,5м.

При стоянке на якоре такое судно выставляет только якорные огни или шар.

Судно, ограниченное в возможности маневрироватьозначает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется этими Правилами, и потому не может уступить дорогу другому судну. Судно ОВМ, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно ночью нести на наиболее видном месте:

- три круговых огня, расположенных по вертикальной линии (верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний — белым).

- топовые, бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Днем судно несет три знака, также расположенных по вертикальной линии (верхний и нижний из этих знаков должны быть черными шарами, а средний — чер­ным ромбом).

При стоянке на якоре в дополнение к указанным круговым огням или знакам судно выставляет якорные огни, а днем — черный шар.

Термин "судно, ограниченное в возможности маневрировать" охватывает, (но не исчерпывает) следующие суда:

- судно, занятое постановкой, обслуживанием или снятием навигационного знака, прокладкой, осмотром или поднятием подводного кабеля или трубопровода;

- судно, занятое дноуглубительными, океанографическими, гидрографическими или подводными работами;

- судно, занятое на ходу пополнением снабжения или передачей людей, продовольствия или груза;

- судно, занятое обеспечением взлета или приема летательных аппаратов;

- судно, занятое работами по устранению минной опасности;

- судно, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса.

Судно, занятое дноуглубительными или другими работами, не позволяющими ему уступить дорогу другому судну, выставляет огни и знаки, предписанные судам, ограниченным в возможности маневрировать, а если существует препятствие для прохода дру­гого судна, то дополнительно расположенные по вертикальной линии:

- ночью два красных круговых огня, днем два черных шара, расположен­ных по вертикальной линии для указания стороны, на которой существует препятствие;

- ночью два зеленых круговых огня, днем два ромба, располо­женных по вертикальной линии для указания стороны, с которой может пройти другое судно;

- топовые, бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Когда такое судно стоит на якоре, оно несет только предписанные ему огни или знаки и не выставляет якорные.

Суда, следующие вдоль узкого прохода или фарватера, при приближении к судам, ограниченным в возможности маневрировать, должны заблаговре­менно уменьшить ход и в расстоянии от них не менее 0,5 мили дать один продолжительный звуковой сигнал.

По этому сигналу суда, занятые специальными работами, должны пре­кратить работу и спустить огни (знаки), предписанные для судов, ограни­ченных в возможности маневрировать. Спуск указанных огней (знаков) озна­чает освобождение прохода. В узком проходе или фарватере проходить мимо судов, производящих специальные работы и ограниченных в возможности ма­неврировать, до спуска на них огней (знаков) запрещается.

При приблжениии судна, стесненного своей осадкой, к судам, ограни­ченным в возможности свободно маневрировать, последние обязаны не толь­ко прекратить работы, но и освободить проход, выйдя по возможности за бровку фарватера.

Если размеры судна, занятого водолазными работами, практи­чески не позволяют выставлять указанные огни и знаки, то на нем должны быть по вертикальной линии три круговых огня, верхний и нижний из которых красные, а средний белый.

А Алфа
• —
У меня спущен водолаз, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом.

Судно, занятое работами по устранению минной опасности, в дополнение к огням, предписанным судам с механическими двигателями на ходу, несет три зеленых круговых огня, а днем — три шара. Один из этих огней или шаров находится вблизи топа фок-мачты, а два других — на ноках фока-рея. Эти огни или знаки указывают, что другому судну опасно подходить ближе чем на 1000 м к этому судну. При этом топовые, бортовые и кормовой огни выставляют независимо от того, имеет судно ход отно­сительно воды или нет.

При выполнении судном работ на якоре в дополнение к указанным огням и знакам должны быть якорные огни или шар.

Судно, стесненное своей осадкойозначает судно с механическим двигателем, которое из-за соотношения между его осадкой и имеющимися глубинами существенно ограничено в возможности отклониться от курса, которым оно следует. В дополнение к сигналам, предписан­ным для судов с механическим двигателем, может в условиях ограниченной видимости и при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено не­обходимым, выставлять на наиболее видном месте:

- ночью три красных кру­говых огня, расположенных по вертикальной линии, с расстоянием между ними не менее 2 м;

- в дневное время — черный цилиндр диаметром не менее 0,6 м и вы­сотой, равной его двойному диаметру.

При стоянке на якоре судно выставляет якорные огни, а днем — черный шар.

Лоцманское суднопри исполнении лоцманских обязанностей выставляет на топе мачты или вблизи него:

- два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых белый, а нижний красный;

- бортовые и кормовой огни, если судно на ходу.

Если судно стоит на якоре, то в дополнение к указанным круговым огням на нем должен быть якорный огонь (огни), а днем — чёрный шар. Лоцманское судно, не занятое выполнением лоцманских обязан­ностей, выставляет огни и знаки, предписанные аналогичным судам такой же длины.

Судно на мелив дополнение к якорным огням выставляет по вертикальной линии два красных круговых огня, а днем — три чёрных шара, расположенных аналогично огням. От обязанности выставлять якорный огонь освобождены суда длиной менее 7 м, если они находятся за пределами узкости, мест якорной стоянки, а также районов обычного движения судов. Судно длиной менее 12 м, сидящее на мели, может выставлять только якорный огонь или шар.

Судно на якоре длиной 50м. и более должно выставлять на наиболее видном месте в носовой части судна белый круговой огонь (ночью) или шар (днём); на корме или вблизи нее и ниже огня, выставленного в носовой части судна - белый круговой огонь.

Судно длиной менее 50м. может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь, вместо огней предписанных для судна длиной 50м. и более.

Судно на якоре может, а судно длиной больше 100 м. должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.

Читайте также: