Как выбрать каток для уплотнения грунта

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

С приходом капиталистических отношений в XVII веке, когда более быстрое перемещение между городами стало залогом успешной торговли, появилась необходимость в более качественных дорогах. А для этого необходимо было уплотнять грунт. Для этих целей и предназначались первые дорожные катки. Поначалу они приводились в действие лошадьми. Вес рабочего механизма из чугуна, дерева, покрытого листовым металлом, либо камня мог достигать 3,5 т. На смену лошадям сначала пришла паровая машина, а затем – двигатель внутреннего сгорания.

Разновидности дорожных катков

Дорожный каток с одним гладким вальцом и пневмоколёсами

В современном мире уже невозможно представить себе дорожную индустрию без катка. Развитие этой техники привело к появлению множества моделей: от настоящих левиафанов до небольших машин для работы на тротуарах.

Основная классификация заключается в размере и в устройстве рабочей части катка или вальца. Наиболее привычные для обывателя гладкие катки выдают ровную поверхность и используются на укладе асфальта. Кулачковые катки используют для работы с рыхлым грунтом. Ещё есть пневмоколёсный каток, вальцы (или валец) которого разделены на отдельные колёса. Их особенные черты – универсальность и способность работать с вязкими смесями (например, битумом) при строительстве дорог.

Катки с рабочей частью в форме решётки нашли применение для работ с неоднородным грунтом. Отдельно стоит выделить виброкатки, валец которых дополнительно совершает колебательные воздействия - вибрирует. Использование различных видов катков позволяет уплотнять и выравнивать практически любую поверхность.

Импортные дорожные катки

Дорожные катки зарубежных производителей, как правило, оснащаются различными по названию, но схожими по принципу работы системами интеллектуального контроля процесса уплотнения. Учитывая плотность грунта, компьютер рассчитывает оптимальную амплитуду вибрации вальца.

В результате для достижения качественного результата нужно меньше проходов, а это экономия топлива и возможность обработать большую площадь за одно и то же время. Кроме того, такие системы, как правило, способны предотвратить сбои в вибрации вальца, сохраняя в целости машину и кошелёк владельца.

К плюсам импортной техники стоит отнести и гораздо более широкий выбор моделей и модификаций по сравнению с отечественными производителями. Компьютеризированные системы записывают все данные, в результате при проверке не нужно ходить и проводить экспертизу отдельных участков, можно просмотреть отчёт техники о проделанной работе.

Уплотнительная техника Bomag

Фото дорожного катка Bomag

Пневмоколёсные катки Bomag на российском рынке представлены тремя моделями, различающимися максимальной массой. Они применяются в основном для уплотнения асфальтового покрытия, включая его промежуточные слои. Трёхскоростная гидростатическая трансмиссия и контролируемая двумя гидромоторами задняя ось способствуют высокой эффективности и экономичности использования данного оборудования. В качестве опции пневмоколёсные катки Bomag могут оснащаться системой подкачки шин на ходу.

Для работ на грунте Bomag предлагает модели массой от 3 до 15 т, в том числе оснащённые системой Variocontrol, позволяющей автоматически регулировать амплитуду вибрации и глубину уплотнения. При работах в городских условиях энергию уплотнения можно наоборот ограничить, чтобы не повредить фундаменты зданий.

В качестве силовой установки Bomag использует двигатели Kubota и Deutz.

Вибрационные катки Hamm

Катки HAMM на выставке bauma China

Компания Hamm предлагает технику со своими оригинальными системами вибрации. Интеллектуальные системы максимизируют уплотнение там, где это необходимо, таким образом делая работу дорожного катка безопасной для уже обработанной поверхности и зданий. Безопасность виброкатков Hamm такова, что ими можно работать и на мостах. Принцип работы этих систем основан на показаниях датчиков, которые считывают информацию с поверхности, и в течение миллисекунд вибрация подстраивается под жёсткость грунта.

Модельный ряд уплотнительного оборудования Hamm очень широк. Можно подобрать именно то, что вам действительно нужно, исходя из параметров веса, силовой установки (производятся модели Tier 2, Tier 3 и Tier 4) и площади уплотнения.

Дорожная техника Dynapac

Ещё один из европейских лидеров в производстве уплотнительной техники – компания Dynapac – в своей маркетинговой стратегии делает упор не на низкую прямую цену продукции, а на общую стоимость владения с учётом топливной экономичности, затратам на ремонт и оптимизацию рабочего процесса. Для работ на грунте Dynapac предлагает линейку одновальцовых катков с шириной уплотняемой поверхности 2,13 м и массой от 10,2 до 12 тонн. На машинах используется плотномер, показывающий информацию о плотности поверхности и позволяющий понять, когда на данном участке достигнуты необходимые показатели, чтобы не делать лишних проходов. Анализатор качества уплотнения позволяет документировать ход работ и предоставляет оператору графическое отображение степени уплотнения. Система оптимизации уплотнения предотвращает ошибки оператора, беря на себя управление рабочим процессом.

Гладкие тандемные катки Dynapac представлены большим семейством моделей – от компактных машин массой 1,5 т до самого большого в мире серийного тандемного катка CC722 массой 17 т. Для работы на асфальтовом покрытии Dynapac предлагает систему контроля качества, выводящую на монитор все необходимые для оператора параметры работы, а также конвертирующую их в PDF-формат для последующего анализа. Система PaveComp представляет собой программу, в которую заносятся данные: тип смеси, необходимая толщина покрытия и другие параметры. На основании этих показателей программой выдаётся количество требуемых проходов, частота и амплитуда вибрации, а также скорость движения катка на участке.

Линейка пневмоколёсных катков представлена на российском рынке четырьмя моделями массой от 6 до 10,8 т. Ширина укатки составляет от 1,7 до 2,3 м.

В качестве силового агрегата для своих машин Dynapac отдаёт предпочтение дизельным двигателям Cummins.

Уплотнительное оборудование JCB

Техника для уплотнения грунта: обзор рынка катков

Компания JCB предлагает строителям уплотнительное оборудование под маркой Vibromax. В продуктовой линейке представлены ручные катки VMD70 и VMD100, одно- и двухбарабанные гладковальцовые катки серии VM и VMT. Практически все виброкатки имеют две частоты и две амплитуды колебания и предназначены для работы на различных грунтах.

В ряду последних JCB представляет две новинки – шарнирно-сочленённые вибрационные катки VMT380 и VMT430. Машины массой 3750 и 4200 кг имеют ширину вальца от 1300 до 1400 мм и оснащаются дизельными двигателями Kohler мощностью 45,7 л. с.

Кроме того, для уплотнения различных сыпучих грунтов, например в траншеях, компания предлагает кулачковый каток VM1500 с высокой импульсной силой. Каток имеет привод на все четыре вальца и два варианта управления – ручной и дистанционный. В качестве опций предлагается выбрать кулачковые вальца шириной 630 или 850 мм.

Китайское уплотнительное оборудование

Техника для уплотнения грунта: обзор рынка катков

Дорожные катки российских производителей

Раскат

Дорожный каток Раскат RV 7DS

Стоит также отметить 25-тонный шарнирно-сочленённый каток-уплотнитель РЭМ-25 с бульдозерным отвалом и двумя кулачковыми вальцами. Он предназначен для разравнивания и уплотнения отходов. Основными местами его работ являются полигоны и городские свалки. Машина обеспечивает уплотнение отходов до 3,6:1, что позволяет экономить площадь и снижает пожароопасность.

Дорожные машины

Тенденции рынка дорожных катков в России

Российский рынок катков, как и другой строительной техники, всё последнее десятилетие демонстрирует чёткую тенденцию на увеличение доли импортной техники. Технологическое отставание происходит не только по сравнению с европейской, но, в некоторых секторах, уже и в сравнении с китайской техникой при сопоставимой цене. Конечно, некоторые отечественные производители, идя по пути модернизации производственных мощностей, готовы предложить рынку современное оборудование. Но вот соотношение цена/качество сборки многих из предлагаемых образцов техники оставляет желать лучшего.


Дорожные (строительные) катки – спецтехника, использующаяся в дорожном строительстве для трамбования покрытия: асфальта и бетона. Для этого они оснащаются барабанами, заменяющими колёса. При движении каток за счёт своей огромной массы утрамбовывает слой насыпанных строительных материалов, увеличивая связность между отдельными частями и выталкивая воздух из структуры.

Сфера применения катков не ограничивается дорожным строительством. Они также применяются при возведении гидротехнических сооружений (дамб, насыпей), прокладывании аэродромов в остальных сферах, где требуется уплотнение несвязных либо малосвязных грунтов или материалов.


Виды дорожных катков

Существует несколько способов классификации дорожных катков. Целесообразно рассмотреть два типа – по виду воздействия и по виду цилиндра (вальца). Первый способ подразумевает разделение катков на статические и вибрационные, второй – на гладкие, кулачковые, решётчатые, пневмоколесные и комбинированные.

Классификация дорожных катков по виду воздействия

Статические катки

Статические дорожные катки – одна из наиболее конструкционно простых разновидностей данной спецтехники. Благодаря этому они и получили своё распространение. Принцип работы статического катка прост – он имеет огромную массу, за счёт чего и происходит уплотнение грунта или стройматериала.


Основная часть массы статического катка приходится на передний валец. При движении он трамбует насыпанные материалы. Чтобы трамбуемая поверхность оставалась ровной и не имела уклона, скорость катка обычно ограничивается 5-7 км/ч.

В настоящее время статические дорожные катки используются в основном в особых случаях – когда требуется обеспечить ровную и прямую поверхность, когда строительство производится на опорах (эстакадах и мостах), когда к качеству покрытия предъявляются особые требования (на взлётно-посадочных полосах аэропортов). В остальных сферах они были вытеснены вибрационными.

Вибрационные катки


Классификация дорожных катков по виду вальцов

Катки с гладкими вальцами

Наиболее традиционный и распространённый вариант, использующийся в дорожном строительстве и смежных сферах. Валец такого катка представляет собой гладкий металлический цилиндр. Это позволяет ему равномерно уплотнять грунт или стройматериал.


Катки с гладкими вальцами могут быть как статическими, так и вибрационными. Могут использоваться на несвязных, малосвязных и связных грунтах.

Катки с кулачковыми вальцами

Как правило, такие катки используются при строительстве гидротехнических сооружений, в том числе насыпей из прибрежного грунта. При движении выступы вальца разрушают комья и крупную фракцию материала, одновременно трамбуя нижний слой. Используются на рыхлых грунтах, эффективно разрушают их структуру и выталкивают содержащийся внутри воздух.

Катки с решётчатыми вальцами

Как и машины предыдущего типа, используются для дробления грунтов. Цилиндр покрыт не гладким металлом, а решёткой. Её ячеистая структура проникает в рыхлый грунт, обеспечивая как дробление крупных комьев, так и перемешивание материала.

Обычно катки с решётчатыми вальцами применяются в строительстве гидротехнических сооружений. Они особенно эффективны на рыхлых грунтах с малой связностью и неоднородной фракцией. После прохождения такого катка верхний слой насыпи разрушается и перемешивается, а нижний – уплотняется.

Катки с пневмоколесными вальцами

Один из вариантов катков, использующихся в дорожном покрытии. Его вальцы – не металлические цилиндры, а просто пакеты колёс с пневматическими (накачиваемыми воздухом) шинами. Такая конструкция снижает массу машины, зато увеличивает проходимость, простоту эксплуатации и даже доставки техники на место проведения работ.

Обычно катки с пневмоколесными вальцами оснащаются двумя вальцами – передним и задним. Дело в том, что между шинами есть промежутки. Поэтому при движении на покрытии остаются выпуклые полосы из неуплотнённого материала. Чтобы этих дефектов не было, шины на заднем вальце устанавливаются особым образом – перекрывая промежутки на переднем.


Катки с пневматическими вальцами используются для трамбования малосвязных и несвязных грунтов. Из-за этого, что колеса не оказывают столь же интенсивного давления на покрытие, как металлический цилиндр, эта спецтехника редко применяется для уплотнения асфальта или бетона. А вот для гравийного или песчаного основания дорожного полотна она вполне может использоваться.

Катки комбинированного типа

Как понятно из названия, они оснащаются вальцами двух или большего количества типов. Например, распространены варианты, когда спереди устанавливается гладкий металлический барабан, а сзади – пневмоколесный пакет.

Менее часто встречаются варианты, когда передний валец – кулачковый или решётчатый, а задний – пневмоколесный. Сфера применения таких катков определяется конструкцией цилиндров. Например, гладко-пневмоколесный может использоваться в дорожном строительстве. А кулачково-пневмоколесный подойдёт уже для трамбования рыхлых грунтов на насыпях или иных гидротехнических сооружениях.

При выполнении различных работ, связанных с необходимостью уплотнения асфальтового или грунтового покрытия, обойтись без использования спецтехники не представляется возможным. Приобретать новую технику не всегда целесообразно, гораздо выгоднее воспользоваться услугой аренды катков. Арендовать грунтовый каток по доступной стоимости вы можете в компании Каток555. Мы предлагаем современные дорожные катки оригинального производства (Bomag, Dynapac и другие), которые вы сможете заказать сразу с машинистом.


Самоходные дорожные катки и их классификация

Что такое дорожный каток

Дорожный каток – это вид спецтехники, который используется при проведении строительных и ремонтных работ на дороге. Он позволяет качественно подготовить основание под дальнейшую укладку дорожного покрытия. Создаваемый катком плотный слой обеспечит длительную службу дорожного полотна и исключит его проседание в течение всего срока эксплуатации.

Классификация по массе

В зависимости от массы выделяют несколько видов дорожных катков. Среди них:

  • легкие – весом не более 6 тонн;
  • средние – весом от 6 до 10 тонн;
  • тяжелые – вес превышает 10 тонн.

С учетом веса катки способны распределить разную нагрузку. Нагрузка легкой техники составляет до 40 кН/м, средней – в диапазоне от 40 до 60 кН/м, тяжелые – оснащены мощными двигателями и способны распределить нагрузку более 60 кН/м.

Классификация по типу уплотнения покрытия

По типу уплотнения катки делятся на два вида:

  • Статические. Во время работы на таких катках слой под ними уплотняется за счет их веса. Чем большей плотности требуется поверхность, тем больше должна быть масса статического катка.
  • Вибрационные. Уплотнение осуществляется не только за счет веса, но и за счет вибрационных движений вальцов. На скорость работы влияет амплитуда и периодичность вибрационных движений.

ВАЖНО! Валец – это сварной или цельнометаллический цилиндр, является главным элементом катка.

Классификация по типу вальцов

По типу вальцов техника бывает нескольких видов:

  • решетчатые;
  • гладкие;
  • кулачковые;
  • пневматические;
  • сегментные;
  • компакторные;
  • комбинированные.


Все они отличаются поверхностью цилиндра и применяются для различных целей уплотнения.

По типу воздействия на уплотняемый материал

Существует также еще две разновидности катков, которые отличаются воздействием на уплотняемый материал. Самоходные катки способны перемещаться самостоятельно и имеют собственный двигатель. Прицепная техника передвигается при помощи постороннего механизма.

Вес дорожного катка: на что влияет?

Вес дорожного катка напрямую влияет на конечную плотность слоя. Техника до 4 тонн используется на небольших участках и при ямочном ремонте. Для достижения равномерности уплотняемого слоя при строительстве или капитальном ремонте дорог целесообразнее использовать вибрационные катки весом более 4 тонн. Они позволяют эффективно избавить дорожное полотно от неровностей.

Как определить какой каток подойдет для аренды

Определение по площади работы

При выборе спецтехники стоит ориентироваться на площадь и объем работ. Легкие и средние типы катков подойдут для асфальтирования тротуаров, спортивных площадок, паркингов при создании уплотняемого слоя заданной толщины. Они гораздо надежнее моделей ручного типа. При повышенных требованиях к степени уплотнения смеси следует выбирать тяжелые дорожные катки.


По качеству уплотняемого покрытия

Если работы проводятся на площадке большого размера, а поверхность необходимо получить максимально плотной, стоит отдать предпочтение вибрационным каткам. Они создают не только давление на слои, но воздействует на материал на гораздо большую глубину, создавая динамические удары.

По типу дорожного покрытия

Заключение

Разнообразие катков настолько велико, что при выборе оптимальной модели следует учесть все условия на объекте. В нашей компании вы сможете взять в аренду все основные типы спецтехники от известных производителей: Hamm, Ammann и многих других. Если у вас возникли трудности с выбором, обязательно позвоните нам. Мы подберем оптимальную модель катка для ваших целей, оформим договор и доставим технику на участок. В автопарке имеется большой выбор спецтехники, которая регулярно проходит ТО и всегда подается в исправном состоянии.

Классификация грунтовых катков

Грунтовый каток – отдельный вид спецтехники, который предназначается для уплотнения грунтов разных типов. Уплотнение грунта, с помощью грунтового катка происходит за счет достижения высокого давления на этот грунт. Все грунтовые катки можно классифицировать по нескольким параметрам.

Виды грунтовых катков по типу рабочего органа

Рабочий орган любого катка – цилиндрические вальцы. В зависимости от типа этих вальцов, грунтовые катки можно разделить на несколько видов:

  • Кулачковый каток – оснащается цилиндрическим вальцом с небольшими выступами. Данные выступы по внешнему виду напоминают большие тупые шипы. Если у классического асфальтного катка валец имеет гладкую форму, то кулачковый каток имеет валец с цилиндрическими или призмообразными выступами (шипами). Предназначаются такие катки для уплотнения большинства типов грунтов, в том числе и мерзлых.
  • Решетчатый каток – у которого поверхность вальца имеет форму решетки. Данная решетка делается из литых металлических элементов. Используется такой каток уплотнения большинства типов грунтов и для дробления больших твердых элементов на грунтовом покрытии.
  • Пневмоколесный каток – который вместо цилиндрического вальца имеет несколько резиновых колес. Данный тип катка, чаще всего используется при укладке асфальтных покрытий, но в некоторых случаях его используют и для дополнительного уплотнения грунта и основы под асфальтным покрытием. Поэтому, данный каток можно отнести как к асфальтному типу, так и к грунтовому.

Классификация грунтовых катков

По массе все грунтовые катки можно разделить на следующие типы:

  • Легкие катки – масса которых не превышает 4 тонн. Данный тип грунтовых катков используется на небольших площадках и территориях. Кроме этого, легкие катки очень часто используются для уплотнения грунта на придомовых территориях, а иногда, даже в закрытых помещениях.
  • Тяжелые катки – большие и довольно-таки крупногабаритные катки, которые используются во время строительства больших дорог и автомагистралей. Вес таких катков превышает 4 тонны и в некоторых случаях может достигать 16 тонн. Данные катки способны уплотнять любой насыпной грунт слоем до полуметра. Используются такие катки только на больших по объему работах.

По количеству вальцов грунтовые катки можно классифицировать на следующие типы:

  • Одновальцовый – имеет всего один рабочий орган – валец. Данная спецтехника оснащается с одной стороны обычными колесами, с другой – цилиндрическим вальцом.
  • Двухвальцовый – оснащается двумя вальцами. Один валец размещается спереди, другой – сзади. Колеса у такого катка отсутствуют. Эффективность такого катка гораздо выше, чем у одновальцевого.
  • Трехвальцовый – самый эффективный и максимально производительный грунтовый каток. Он имеет сразу три вальца. Два вальца располагаются рядом, один за другим, третий – в противоположной стороне. Трехвальцовые катки имеют очень большой вес и огромные размеры.

Классификация грунтовых катков

Классификация грунтовых катков по принципу действия:

  • Статический каток – осуществляет давление на грунт исключительно за счет собственного веса. К данному типу относиться большинство грунтовых катков. Стоит отметить, что в некоторых случаях производительность катков можно увеличить путем дополнительной нагрузки. Для этого, на обычные катки грузят большие бетонные элементы, которые выполняют функцию дополнительного давления. Таким способом можно увеличить производительность катка на 10-20%.
  • Вибрационный каток – очень редкий вид грунтовых катков, который уплотняет грунт не только за счет собственного веса, но и за счет систематических толчков. Вальцы таких катков осуществляют вибрационные движения. За счет таких движений можно увеличить производительность такого же по весу катка в 1,5-2 раза. Это самые эффективные катки для уплотнения грунта, однако используются они только в очень редких случаях.

Где применяются грунтовые катки?

  • Грунтовые катки наиболее часто используются в процессе строительства дорог. Используются они для уплотнения основания дороги. Большинство дорог, при строительстве, стараются поднять повыше, чтобы вода уходила как можно быстрее. Для поднятия уровня дороги, используется самый обычный грунт (глина, суглинок и т. д.), который после выравнивания необходимо обязательно уплотнить. Стоит отметить, что грунт необходимо уплотнять послойно. Толщина каждого слоя для уплотнения не должна превышать, в большинстве случаев, 30 сантиметров. Кроме этого, данные катки способны уплотнять и песок, и отсев, который используется для нижнего подстилающего слоя.
  • Кроме строительства дорог, грунтовые катки очень часто можно встретить во время благоустройства придомовых территорий. Уплотняется грунт и перед строительством парковок и строительных площадок. Кроме этого, используется данная техника и для уплотнения грунта под тротуарной плиткой.
  • В последнее время, легкие грунтовые катки все чаще можно встретить даже в закрытых помещениях. Их активно начали использовать в больших ангарах и промышленных помещениях. С помощью данных катков уплотняют все тот же грунт. Только в зданиях грунт уплотняется под стяжку. Для больших помещений грунтовые катки являются самым простым и быстрым способом уплотнения грунта.

Где можно заказать услуги по уплотнению грунта?

На сегодняшний день существует большое количество компаний, которые сдают в аренду грунтовые катки. Однако большинство таких компаний владеют лишь одним катком. В связи с тем, что уплотнение грунта – не очень популярная услуга, подобные компании не покупают грунтовые катки разной конфигурации.

Наша компания тоже сдает в аренду грунтовые катки. Но у нас всегда есть в наличии несколько катков, которые совершенно различаются между собой по всем параметрам. А для каждой отдельно взятой задачи необходимо подбирать отдельную конфигурацию. Если Вас заинтересовали услуги по уплотнению грунта, звоните нам. Мы всегда готовы подобрать оптимальную конфигурацию катка под конкретно заказанную услугу.

Читайте также: