Как называют способ вегетативного размножения у растений представленный на рисунке

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

1. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?

1) Капуста холодостойкая, влаголюбивая, светолюбивая.
2) Имеет высокие требования к плодородию почвы.
3) Капуста – двулетнее растение.

2. Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно?

1) в жаркий день транспирация усиливается, так как чем выше температура, тем интенсивнее испарение;
2) ветер усиливает транспирацию, так как препятствует скоплению паров воды у поверхности листа

3. За счет каких морфологических и физиологических особенностей многолетним травянистым растениям средней полосы России удается выживать при низких температурах зимой? Ответ обоснуйте.

1) зимовка в виде подземных органов (луковица, корневище и др.);
2) сохранение почек возобновления под землёй (на уровне земли);
3) избавление растения от излишков воды в период наступления холодов;
4) в клетках зимующих органов накапливаются углеводы (сахара), предотвращающие замерзание воды

4. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

1) Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигая до грунтовых вод, или широко располагается в поверхностном слое почвы для максимального запасания в период дождей.
2) Вода может запасаться в листьях или стеблях.
3) Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
4) Растения могут переживать засуху в виде подземных побегов (луковиц, корневищ, клубней).

5. В хлоропластах зерна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?

1) основная функция хлоропластов – фотосинтез;
2) крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы (не хранится), поэтому зерна крахмала мелкие;
3) основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зерна в них крупные;
4) лейкопластов много в корнях;
5) лейкопластов много в видоизмененных побегах (клубнях, луковицах и т.д.);
6) крахмал синтезируется из глюкозы;
7) глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам (лубу) от фотосинтезирующих клеток (листьев)

6. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

7. По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, за счет какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев?

1) годичные кольца – прирост древесины стебля за один вегетационный период (за сезон, год);
2) кольца образуются благодаря делению клеток образовательной ткани (камбия, меристемы);
3) весной образуются крупные клетки (сосуды);
4) осенью образуются мелкие клетки (сосуды);
5) в экваториальной зоне не выражены времена года

8. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением;
3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды – поглощение и транспорт воды



9. Рассмотрите предложенную схему классификации вегетативных органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.



10. Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?

1. Цифрой 1 обозначены замыкающие клетки устьиц.
2. Они регулируют интенсивность испарения воды и газообмена.
3. Они располагаются в эпидермисе (кожице листа).
4. Они отличаются от других клеток эпидермиса тем, что имеют хлоропласты.



11. Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?

1. На рисунке А изображена стержневая корневая система, на рисунке Б - мочковатая.
2. Цифрой 1 обозначены корнеплоды. Они являются утолщением главного корня и нижней части стебля. Функция - запасание веществ.
3. Цифрой 2 обозначены корневые клубни. Они являются утолщением корней. Функция - запасание веществ.

12. Поясните, почему при выращивании гороха посевного его высевают на полях совместно с овсом.

1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.

13. Укажите не менее 4 приспособлений в строении водных растений к обитанию в водоемах.

1) широкая листовая пластинка;
2) тонкий эпидермис;
3) большое количество устьиц на верхней стороне листа;
4) слабо развитые корни
5) хорошо развита аэренхима (ткань, проводящая воздух)

14. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми и безвкусными. Как объяснить это явление?

1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. Связь между клетками нарушается и яблоки становятся рыхлыми.
2) Сахара окисляются при дыхании, поэтому сладкость плодов уменьшается.

15. Почему с освоением наземно-воздушной среды у растений развились органы и ткани? Ответ поясните.

1) В водной среде каждой клетке водоросли доступны все необходиме ей ресурсы (вода, углекислый газ, свет). В наземно-воздушной среде у подземной части растения нет света, а у надземной – воды и минеральных солей. Необходимость ими обмениваться привела к возникновению проводящих тканей.
2) Вода более плотная, поэтому она удерживает водоросль, в наземно-воздушной среде для поддержания устойчивости понадобилась механическая ткань.
3) В наземно-воздушной среде количество воды, доступной для растения, ограничено, поэтому понадобилась покровная ткань, чтобы не испарять воду.
4) Корни развились для поглощения воды и удержания растения в почве, листья – для фотосинтеза, стебли – для проведения и механического удержания.

4 – Наружные сухие листья образованы мертвыми клетками
6 – От донца отходят придаточные корни
7 – С помощью луковицы происходит бесполое (вегетативное) размножение

17. Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.

1) растительные гормоны вызывают увеличение размера клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них);
2) разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.

18. Зачем рыхлят почву при выращивании растений?

1) в целях улучшения газообмена в почве и усиления дыхания корней
2) в целях сохранения влаги в почве

19. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.

1) семена мака и моркови мелкие, содержат небольшой запас питательных веществ; если их посеять глубоко, то развившиеся из них проростки не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ;
2) семена кукурузы и бобов крупные, содержат достаточное количество питательных веществ для появления проростков на поверхности почвы

2 – донце – видоизмененный стебель;
6 – из почек луковицы развиваются цветоносные побеги;
7 – луковица – это видоизмененный (укороченный) подземный побег



21. Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.

1) Луковица
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются вода и питательные вещества.
3) 2 – почки, обеспечивающие рост побега.
4) 3 – донце, видоизмененный укороченный стебель, обеспечивает транспортную функцию, перемещая от корней к листьям воду и минеральные вещества, а обратно – органические вещества.
5) 4 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ из почвы.



22. Рассмотрите рисунок и определите, какой тип листьев представлен на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Какую функцию выполняет структура под цифрой 1?

1) На рисунке изображен простой лист, так как у него одна листовая пластинка, черешковый лист, так как имеет черешок.
2) 1 – листовая пластинка, 2 – черешок, 3 – прилистники, 4 – основание листа.
3) Фотосинтез и транспирация (испарение воды).

23. Какие биологические особенности подсолнечника нужно учитывать при его выращивании?

1) Подсолнечник является светолюбивым и теплолюбивым растением.
2) Подсолнечник – крупное растение, нуждающееся в плодородных почвах с обилием минеральных веществ.

24. Докажите, что корневище растения является видоизмененным побегом. Приведите не менее трех доказательств.

1) На верхушке корневища имеется верхушечная почка, обеспечивающая рост побега в длину.
2) От корневища отходят придаточные корни.
3) Корневище имеет узлы, в которых находятся рудименты листьев и почек.
4) Внутреннее строение корневища сходно с анатомическим строением стебля.

25. Для улучшения роста растений (картофеля, томатов, капусты) и увеличения их продуктивности производится агротехнический прием – окучивание. Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.

1) При окучивании увеличивается рост придаточных корней, за счет этого улучшается минеральное питание растений, что стимулирует рост растений.
2) В процессе окучивания происходит рыхление почвы и уничтожение сорняков.
3) У картофеля присыпание почвы к стеблю увеличивает количество столонов, на которых образуются клубни.

26. Прежде чем засеять поле или засадить огород, почву вспахивают или перекапывают. Какое значение имеет вспашка и копка для жизни культурных растений?

1) Копка и вспашка уничтожают большинство сорняков, разрушая их корневые системы. Уничтожая сорняки, человек избавляет культурные растения от конкуренции с сорняками за воду, свет и минеральные вещества.
2) Копка и вспашка перемешивают почву и равномерно распределяют в ней перегной, поэтому корни культурных растений могут располагаться глубже.
3) Копка и вспашка разрыхляют почву и делают ее легко проницаемой для воздуха и воды.

27. Какие условия необходимы для прорастания семян? Дайте обоснованный ответ.

1) вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени;
2) тепло (температура) – активизирует работу ферментов и реакции обмена;
3) кислород – нужен для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания

28. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?

1) Минеральные вещества, растворенные в воде, передвигаются по ксилеме за счет корневого давления и транспирации.
2) Корневое давление возникает за счет того, что концентрация солей в клетках корня выше, чем в почве, и вода заходит в корень за счет осмоса.
3) Транспирация – испарение воды с поверхности листьев (на место испарившейся воды присасывается новая).

29. Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свеклы надо прореживать? Ответ поясните.

1) эти растения образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы;
2) прореживание растений ослабляет конкуренцию, способствует развитию корнеплода и приводит к повышению урожая

30. Для размножения белокочанной капусты высаживают в почву кочерыги (видоизмененные стебли) с сохраненными верхушечными почками и корневой системой. Объясните, с какой целью и почему используют такой способ размножения.

1) капусту высаживают таким образом для получения семян;
2) капуста – двулетнее растение, цветет и плодоносит на второй год;
3) в первый год жизни образуются только вегетативные органы (кочан)

31. При выращивании овощных культур в средней полосе России одни растения (свекла, морковь и др.) высеивают семенами ранней весной, а другие растения (томаты, баклажаны и др.) высаживают рассадой при наступлении устойчивого тепла. Объясните почему.

1) морковь и свекла – холодостойкие культуры (развиваются при низких температурах);
2) их семена прорастают ранней весной и могут дать урожай за вегетационный период;
3) томаты и баклажаны – теплолюбивые растения (развиваются при высоких температурах);
4) их высаживают рассадой, т.к. при высеивании семян после наступления тепла они не успеют дать урожай за вегетационный период



32. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3? Какими тканями они образованы и какие функции они выполняют?

1) 1 - кожица (эпидерма) – покровная ткань; функции – защитная, газообмен, испарение воды (транспирация);
2) 2 – мякоть (мезофилл) листа – фотосинтезирующая (основная) ткань; функция – фотосинтез;
3) 3 – сосудисто-волокнистый (проводящий) пучок (жилка): сосуды, ситовидные трубки и механические волокна; функции – транспорт органических и минеральных веществ, воды и опорная

Широко распространено во всех группах растений. В бесполом размножении принимает участие один организм. Собственно бесполое размножение происходит путем митотического деления или с помощью спор. Особой формой бесполого размножения является вегетативное.

Деление

Размножение путем деления характерно для одноклеточных водорослей. Деление происходит путем митоза. В результате деления образуются две идентичные родительской дочерние особи.

Размножение спорами

Споры — репродуктивные, одноклеточные образования, при прорастании которых развиваются новые особи. У наземных растений и грибов споры не имеют специальных приспособлений для активного передвижения. У большинства обитающих в воде водорослей споры подвижны, так как имеют жгутики. Такие споры называют зооспорами.

Споры образуются в органах бесполого размножения — спорангиях или зооспорангиях. У водорослей практически любая клетка может стать спорангием, у высших растений спорангий — многоклеточный орган. У растений споры всегда гаплоидны. Если они возникают на диплоидном растении, то их образованию предшествует мейоз, если на гаплоидном — митоз.

Растение, на котором образуются споры, называют спорофит. Различают равноспоровые и разноспоровые растения.

Ø Равноспоровые растения — растения, у которых все образующиеся споры имеют одинаковые размеры.

Ø Разноспоровые растения — растения, образующие споры, отличающиеся по величине и физиологическим особенностям:

· микроспоры — более мелкие споры, формирующиеся в микроспорангиях, из них вырастают мужские заростки (гаметофиты);

· мегаспоры — более крупные споры, формирующиеся в мегаспорангиях, из них вырастают женские заростки (гаметофиты).

Ø Разноспоровость чаще встречается среди высших растений (некоторые плауны, папоротники, все голосеменные и покрытосеменные).

Размножение спорами имеет большое приспособительное значение:

· в результате мейоза происходит рекомбинация генетического материала;

· обычно у растений споры образуются в огромных количествах, что обеспечивает высокую интенсивность размножения;

· благодаря малым размерам и легкости споры разносятся на большое расстояние, обеспечивая расселение растений и освоение ими новых территорий;

· плотная оболочка споры служит надежной защитой от неблагоприятных условий среды.

6 .2. Вегетативное размножение растений

Вегетативное размножение — это увеличение числа особей за счет отделения жизнеспособных частей вегетативного тела и их последующей регенерации (восстановления до целого организма). Данный способ размножения широко распространен в природе. Вегетативным способом размножаются водоросли, высшие растения. Особенно разнообразны способы вегетативного размножения у покрытосеменных растений.

Вегетативное размножение бывает естественным и искусственным.

Естественное вегетативное размножения является важной характерной особенностью многих видов. Благодаря этому способу размножения происходит быстрое увеличение числа особей вида, их расселение и как следствие — успех в борьбе за существование. Естественное вегетативное размножение происходит несколькими путями:

фрагментация материнской особи на две или более дочерних в результате перегнивания протонемы или слоевища (моховидные);

разрушение участков наземно-ползучих и полегающих побегов (плауны, голосеменные, цветковые);

с помощью особых структур (клубни, луковицы, корневища, клубнелуковицы, пазушные почки, придаточные почки на листьях или корнях, выводковые корзиночки моховидных и т.д.), специально предназначенных для вегетативного размножения.

Искусственное вегетативное размножение осуществляется при участии человека при выращивании культурных растений. В практике сельского хозяйства искусственное вегетативное размножение обладает рядом преимуществ над семенным:

обеспечивает получение потомков, повторяющих признаки родительского организма;

осуществляется быстрее, ускоряет получение продуктивных потомков;

позволяет получить большое количество потомков;

позволяет воспроизвести клоны, которые образуют нежизнеспособные семена или вообще их не образуют.

Существуют различные способы вегетативного размножения:

· специализированными вегетативными структурами;

· частями вегетативных органов, отделенных от материнского растения до или после их укоренения;

Фрагментация

Фрагментацией называют разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых регенерирует в новую особь (рис. 34). Такое размножение характерно для нитчатых и пластинчатых водорослей (обрывки нитей или части таллома), некоторых цветковых растений (например, элодея канадская). В Европу попали только женские экземпляры элодеи, не способные образовывать семена из-за отсутствия мужских растений и единственным способом размножения оказалась фрагментация.

Специальные вегетативные структуры

Специальные вегетативные структуры, используемые для вегетативного размножения, являются видоизменениями побега и корня. Эти структуры возобновляют растения и себя через образование придаточных корней и побегов и используются человеком для их размножения.

· Луковица . В природе луковицами размножаются многие растения: тюльпаны, гусиный лук, пролеска, подснежник и т.д. В сельскохозяйственной практике луковицами размножают лук, чеснок, декоративные растения: тюльпаны, нарциссы, гиацинты и другие.

· Вегетативное размножение луковичных растений осуществляют разросшимися взрослыми луковицами, детками, отдельными чешуями.

· Клубнелуковица . К клубнелуковичным растениям относятся гладиолус, крокус, водяной орех. Запасные питательные вещества клубнелуковицы расходуются на цветение, но к концу сезона формируется новая клубнелуковица. Кроме того, может образоваться одна или несколько клубнелуковичек — мясистых почек, развивающихся между старой и новой клубнелуковицами.

· Корневище . В лесах, степях, на лугах обитает большое количество корневищных растений, прежде всего злаков. К корневищным растениям относятся пырей, тимофеевка, белоус, купена, кислица, хвощ полевой и другие дикорастущие растения. У многих корневища ветвятся, и при отмирании старых частей происходит обособление новых растений.

В сельском хозяйстве корневищами размножают ревень, мяту, спаржу, бамбук, в декоративном садоводстве — ландыш, ирис и другие. Они легко размножаются делением корневища на части, каждая из которых должна содержать вегетативную почку.

Клубень . Клубни, как хранилище запаса питательных веществ, образуются у таких дикорастущих растений, как сыть, седмичник.

Из сельскохозяйственных растений, размножающихся клубнями, наиболее известны картофель и топинамбур. Их можно размножать, высаживая целые клубни. Но при посадке целого клубня верхушечная почка тормозит развитие остальных. Поэтому клубни рекомендуется резать на части, так как это нарушает доминирование верхушечной почки.

Усы . Усами размножаются такие растения, как лютик ползучий, камнеломка отпрысковая. В узлах усов образуются боковые почки и придаточные корни. После засыхания междоузлий растения обособляются. В сельскохозяйственной практике усами размножают клубнику и землянику.

Корневые клубни . Представляют собой утолщения боковых корней. Корневыми клубнями размножаются чистяк весенний, любка, из культурных — батат, в декоративном садоводстве — георгин. При размножении георгинов необходимо брать корневые клубни с основанием стебля, несущим почки, так как корнеклубни почек не образуют.

Данные приемы вегетативного размножения растений очень эффективны, так как развивающееся растения длительное время сохраняет связь с материнским, что способствует более быстрому и мощному развитию корневой системы.

Флоксы, дельфиниумы, примулы, лук-батун, ревень хорошо размножаются частями кустов. Кусты обычно делят весной или во второй половине лета.

Отводки — это участки побегов, которые специально прижимаются к земле, а после развития придаточных корней отделяются от материнского растения. Отводками размножаются крыжовник, виноград, из дикорастущих — пихта, черемуха.

При размножении отводками побеги пригибаются к земле и засыпаются. При достаточном увлажнении на засыпанном участке побега образуются придаточные корни. Уко-

ренившийся побег отделяют от материнского растения и пересаживают на постоянное место. Для лучшего укоренения побег можно надрезать. Это нарушает отток питательных веществ и их скопление в месте надреза, что создает благоприятные условия для образования придаточных корней.

Корневые отпрыски — побеги, возникающие из придаточных почек на корнях. Корневыми отпрысками размножается растения, легко образующие на корнях придаточные почки: вишня, слива, малина, сирень, осина, осот, бодяк полевой и др.

Корневые отпрыски обычно выкапывают и пересаживают в период покоя растения.

Существует целый ряд растений, способных размножаться с помощью черенков. Черенок — отрезок вегетативного органа.

В зависимости от происхождения различают стеблевые, корневые и листовые черенки.

Стеблевые черенки

Стеблевой черенок представляет собой участок надземного побега. Стеблевыми черенками размножают виноград, смородину, крыжовник, декоративные виды спиреи, красный перец, баклажан и другие. Для размножения берут черенки длиной от 2-3 до 6-8 см, состоящих из одного междоузлия и двух узлов. На верхнем узле листья оставляются (если листовые пластинки крупные, то их наполовину срезают). Черенки высаживают в специальные парнички, а после укоренения — в открытый грунт.

Листовые черенки

Листовой черенок представляет собой листовую пластинку с черешком или часть листовой пластинки. Листовыми черенками размножаются бегонии, узумбарская фиалка (сенполия), глоксиния, колеус. Листовые черенки могут воспроизводить придаточные корни и почки, из которых развиваются побеги.

Листовые черенки помещают в парничок нижней стороной на песок. Для предотвращения оттока питательных веществ крупные жилки перерезают. Иногда для образования придаточных корней и почек листовой черенок достаточно поместить в склянку с водой.

На листьях бриофиллума в углах зубчиков листовой пластинки образуются придаточные почки, развивающиеся в новые растения с придаточными корнями. Опадая, они закрепляются в почве.

Корневые черенки

Корневой черенок представляет собой часть корня. Ими размножаются виды, на корнях которых легко развиваются придаточные почки: хрен, малина, вишня, розы.

Корневые черенки заготавливают осенью, реже весной. Для этого используют боковые корни первого порядка в возрасте 2-3 лет. Длина черенка до 10-15 см, диаметр — 0,6-1,5 см. черенки высаживают в почву на глубину 2-3 см.

Черенками размножаются и многие дикорастущие растения: ива, тополь, осина, одуванчик.

Прививки

Прививка (или трансплантация) — искусственное сращивание части (черенка, почки) одного растения с побегом другого. Черенок или почка с прилегающим к ней участком коры и древесины (глазок), привитые на другое растение, называют привоем. Подвой — растение или его часть, на котором осуществлена прививка. Прививка позволяет использовать корневую систему подвоя для сохранения или размножения определенного сорта, замены сорта, получения новых сортов, ускорения плодоношения, получения морозоустойчивых растений, ремонта или омоложения старых взрослых деревьев.

Известно более 100 способов прививки, однако все их можно свести к двум основным типам:

Ø прививка сближением, когда привой и подвой остаются на своих корнях;

Ø прививка отделенным привоем, когда корни имеет только подвой.

Наиболее распространенными способами прививки являются следующие:

Ø Прививка в расщеп или в полурасщеп . Применяют в том случае, если привой тоньше подвоя. Поперечный срез подвоя полностью или частично разделяют и вставляют в него привой, косо срезанный с двух сторон.

Ø Прививка под кору . Привой также тоньше подвоя. На подвое делают горизонтальный срез под стеблевым узлом, кору надрезают в вертикальном направлении и осторожно отворачивают ее края. На привое делают срез в виде полуконуса, вставляют его под кору, зажимают отворотами коры и обвязывают.

Ø Копулировка . Применяется в том случае, если привой и подвой имеют одинаковую толщину. На привое и подвое делают косые срезы и совмещают их, обеспечив плотность соединения.

Ø Окулировка . Прививка почки-глазка. На подвое делается Т-образный разрез, края коры отгибаются, и за кору вставляют почку с небольшим участком древесины.

Культура тканей

Культура тканей представляет собой рост тканей или органов на искусственных средах. Метод культуры тканей позволяет получать клоны некоторых высших растений. Клонирование — получение совокупности особей из одной материнской вегетативным путем. Клонирование используется для размножения ценных сортов растений и для оздоровления посадочного материала.

6 .3. Половое размножение

Половое размножение связано с образованием растениями особого типа клеток — гамет. Растение, на котором происходит образование гамет, называют гаметофитом. Процесс формирования гамет называют гаметогенезом. Он происходит в особых органах — гаметангиях. У равноспоровых растений гаметофит обычно обоеполый: несет и женские, и мужские гаметангии. У разноспоровых растений из микроспор развивается гаметофит с мужскими гаметангиями, а из мегаспор — гаметофит с женскими гаметангиями.

Гаметы всегда гаплоидны. При слиянии мужской и женской гамет происходит образование зиготы, из которой развивается новый организм. Процесс слияния гамет называют оплодотворением.

Сущность полового процесса едина для всех живых организмов, а его формы разнообразны. Различают следующие типы полового процесса: хологамия, изогамия, гетерогамия и оогамия.

Хологамия

Хологамия — слияние гаплоидных одноклеточных, внешне неотличимых организмов друг с другом. Этот тип полового процесса характерен для некоторых примитивных водорослей. В данном случае сливаются не гаметы, а целые организмы, выступающие в роли гамет. Образовавшаяся диплоидная зигота обычно сразу же делится мейотически и образуется 4 дочерних гаплоидных одноклеточных организма.

Конъюгация

Особой формой полового процесса является конъюгация, характерная для некоторых нитчатых водорослей. Отдельные гаплоидные клетки нитевидных талломов, расположенных близко друг от друга, начинают образовывать выросты. Они растут навстречу друг другу, соединяются, перегородки в месте стыка растворяются, и содержимое одной клетки (мужской) переходит в другую (женскую). В результате конъюгации образуется диплоидная зигота.

Изогамия

При изогамии (равный брак) гаметы морфологически сходны между собой, то есть одинаковы по форме и размерам, но физиологически они разнокачественны. Данный половой процесс характерен для многих водорослей и некоторых грибов. Изогамия происходит только в воде, для передвижения в которой гаметы снабжены жгутиками. Они очень похожи на зооспоры, но имеют меньшие размеры.

Гетерогамия

При гетерогамии (разный брак) происходит слияние подвижных половых клеток, сходных по форме, но различающихся размерами. Женская гамета в несколько раз больше мужской и менее подвижна. Гетерогамия характерна для тех же групп организмов, что и изогамия, и также происходит в воде.

Оогамия

Характерна для некоторых водорослей и всех высших растений. Женская гамета — яйцеклетка — крупная и неподвижная. У низших растений образуется в одноклеточных гаметангиях — оогониях, у высших растений (исключая покрытосеменные) — в многоклеточных архегониях. Мужская гамета (сперматозоид) мала и подвижна, образуется у грибов и водорослей в одноклеточных, а у высших растений (исклю чая покрытосеменные) — в многоклеточных гаметангиях — антеридиях. Сперматозоиды способны передвигаться только в воде. Поэтому наличие воды — обязательное условие для оплодотворения у всех растений, за исключением семенных. У большинства семенных растений мужские гаметы утратили жгутики и называются спермиями.

Какие способы размножения растений существуют в природе? Есть два основных способа: вегетативное и генеративное.

Что такое вегетативное размножение?

Вегетативное размножение — это бесполое размножение семенных растений при помощи регенерации вегетативных органов или отдельных их частей: корня, побега, листка, группой соматических клеток этих органов.

Такой тип размножения основывается на склонности растений регенерировать — восстанавливать и возобновлять органы или части тела, которые были потеряны. У растений практически безграничные возможности регенерации. Новые растения легко получаются из цветоножки, тычинки, а в некоторых случаях — даже из одной клетки.

Вегетативным способом в естественных условиях не размножаются только некоторые семенные одно- и двухлетние растения.

Такой вид размножения растений — приспособление, используемое растением для образования потомства в случае отсутствия благоприятных условий для полового размножения.

Вегетативное размножение предполагает повторение набора генов родительской формы у потомства. Этот момент является крайне важным для сохранения признаков.

Совокупность этих особей называют клоном.

Клон — популяция клеток или особей, которые образуются в результате бесполого деления из одной клетки или особи.

Серьезные видоизменения органов растений — результат усиления функции вегетативного размножения.

Виды вегетативного размножения с примерами

Специализированные побеги вегетативного размножения — это надземные и подземные столоны, корневища, клубни, луковицы и др.

Размножение корнем

Корни очень часто участвуют в процессе вегетативного размножения. Некоторые растения образуют на корнях придаточные почки, из которых появляются придаточные ростки. Среди таких растений — вишня, ольха, слива, малина, калина, осина, осот, сирень.

Новые особи появляются, когда эти ростки укореняются с последующим отделением от материнского растения.

Очень много растений размножается при помощи корневых ростков, развивающихся из придаточных почек. Эти придаточные почки закладываются на корнях — как у вишни, осины, малины, сирени, ежевики, хрена, щавеля.

В естественных условиях также можно встретить вариант вегетативного размножения при помощи корневых отсадков. К примеру, у дикого винограда, смородины, крыжовника.

Размножение корневищем

Какие растения размножаются корневищами? Размножение корневищами присуще части многолетних травянистых растений, таких как пырей, ирис, мелисса, душица, мята, тысячелистник.

Виды вегетативного размножения с примерами

Размножение столонами

Столоны — вытянутые боковые побеги растений, у которых есть удлиненные междоузлия, недоразвитые листочки и пазушные почки.

На пазушных почках формируются укороченные побеги — такие как клубни картофеля, луковички тюльпана, розеточные побеги. Они характеризуются тем, что достаточно рано отмирают.

Размножение клубнями

Клубень является видоизмененным укороченным побегом растения, отличающимся примерно округлой формой.

Клубень образуется в результате разрастания одного или нескольких междоузлий с редуцированными листьями.

Клубень стеблевого происхождения — вариант размножения картофеля и топинамбура.

Примеры вегетативного размножения с помощью мясистых корневых клубней — георгины, чистец весенний и батат.

Размножение луковицами

Луковицы — видоизменные подземные побеги растений с утолщенным коротким плоским стеблем и мясистыми бесцветными пленчатыми основами листьев.

Такие листья запасают воду и питательные вещества, а также участвуют в вегетативном размножении.

Луковицы как орган вегетативного размножения характерны для травянистых растений, принадлежащих семейству Лилейных, Амариллисовых и некоторых других. К примеру, луковицами размножаются тюльпаны, гиацинты, лилии, нарциссы.

Виды вегетативного размножения с примерами

Размножение побегами

Отделенные части побегов — вариант вегетативного размножения у таких растений как ряска, верба, элодея, традесканция.

Еще есть надземные ползучие побеги (усы), которыми активно размножаются земляника, костяника, лапчатка, ястребинка.

Также встречается вариант размножения с помощью выводковых почек (бриофиллум, очиток) или луковичек (лилия, мятлик луговой), которые образуются у некоторых растений в пазухах листьев или в соцветиях.

Размножение листьями

С помощью листьев растения в природе размножаются не так активно и часто.

К примеру, таким способом размножается сердечник луговой. На листьях этого растения, расположенных у основания побега и прилегающих к субстрату, формируются придаточные почки. Вегетативное размножения растений осуществляется в результате прорастания почек и дальнейшего укоренения новых побегов.

Тест по биологии Вегетативное размножение растений 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 9 заданий.

Вариант 1

1. Различают два способа размножения растений

1) с помощью насекомых и ветра
2) усами и луковицами
3) с помощью птиц и ветра
4) вегетативное и семенное

2. Увеличение числа особей растений с помощью корня стебля, листа, побега

1) опыление
2) оплодотворение
3) вегетативное размножение
4) половое размножение

3. На рисунке изображен способ вегетативного размножения

1) самоопыление
2) прививка глазком
3) прививка черенком
4) семенами

4. Отрезок любого вегетативного органа

1) черенок
2) подвой
3) черешок
4) корневище

5. Листовыми черенками размножают

1) смородину
2) малину
3) фиалку
4) яблоню

6. Черенок культурного растения, взятого для прививки

1) подвой
2) отводок
3) привой
4) корневище

7. Чаще всего картофель размножают

1) клубнями
2) корневищами
3) луковицами
4) прививкой

8. На рисунке изображен процесс вегетативного размножения

Процесс вегетативного размножения

1) клубнями
2) прививкой
3) отводками
4) стеблевыми черенками

9. Наземные видоизмененные побеги, выполняющие функцию вегетативного размножения растения

1) колючки кактуса
2) усы земляники
3) клубни картофеля
4) луковицы чеснока

Вариант 2

1. Вегетативное размножение — это размножение

1) с помощью цветков и плодов
2) с помощью черенков и побегов
3) семенами
4) генеративными органами растений

2. Вегетативное размножение

1) способствует быстрому увеличению численности растений
2) приводит к большому разнообразию растений
3) способствует образованию большего числа плодов
4) приводит к снижению численности растений

3. Стеблевые черенки, усы, отводки — это части

1) корневища
2) корня
3) луковицы
4) надземного побега

4. Стеблевыми черенками размножают

1) чеснок
2) картофель
3) смородину
4) тюльпан

5. На рисунке изображен процесс вегетативного размножения земляники

1) клубнями
2) отводками
3) прививкой
4) стеблевыми черенками

6. Размножить клубнем можно

1) лук
2) картофель
3) морковь
4) тюльпан

7. Способ размножения растений из клеток образовательной ткани в питательной среде

1) половое размножение
2) культура ткани
3) семенное размножение
4) черенкование

8. На рисунке изображен

1) листовой черенок
2) отводок
3) корневой черенок
4) стеблевой черенок

9. На рисунке буквой б обозначен

Рисунок к заданию 9

1) привой
2) листовой черенок
3) подвой
4) ус

Читайте также: