Как называется среды для первичного посева на стафилококк стрептококк менингококк гонококк

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

В этой статье мы поговорим о более сложных темах на примерах тех представителей микробного мира, которые в большинстве случаев являются нашими добрыми соседями и очень редко, при очень специфических условиях, вызывают заболевания. Но так как лаборатории, особенно оснащенные автоматизированными системами детекции, все это определяют и буквально вываливают на врачей, ориентироваться и в этом море информации все-таки необходимо.

Автор: Трубачева Е.С., врач – клинический фармаколог

Почему за исключением S. pyogenes? Да потому что данного возбудителя мы рассмотрели в отдельной статье. Кроме того, мы уже говорим практически на одном языке, а потому можем себе позволить поговорить о более сложных темах на примерах тех представителей микробного мира, которые в большинстве случаев являются нашими добрыми соседями и очень редко, при очень специфических условиях, вызывают заболевания. Но так как лаборатории, особенно оснащенные автоматизированными системами детекции, все это определяют и буквально вываливают на врачей, ориентироваться и в этом море информации все-таки необходимо.

Микробиологические аспекты

Для начала разберемся с классификациями, чтобы понимать принципы разнесения стрептококков по группам. Так сложилось, что для классификации стрептококков используются их фенотипические характеристики, а именно характеристики по гемолитическим свойствам:

  • β-гемолитические стрептококки вызывают полный гемолиз эритроцитов питательной среды с формированием прозрачной зоны вокруг колоний на кровяном агаре

Стрептококки 1

  • α-гемолитические (зеленящие) образуют зеленоватый ореол вокруг колоний в результате неполного разложения гемоглобина


  • γ-гемолитические по-другому именуются негемолитическими, то есть ничего никуда из крови не разлагают.

Собственно, почему кровь? Дело в том, что стрептококки крайне требовательны к питательным средам и к условиям, в которых их растят. И чтобы они выросли, в питательные среды (в основном, жидкие) необходимо или добавлять мясной экстракт, или использовать коммерческие питательные среды с добавлением крови барана, или 5%-й кровяной агар – и все это с большим количеством дополнительных компонентов. Для определения характера гемолиза традиционно используется среда с 5%-й дефибринированной кровью барана.

Подобное разделение по группам и типам гемолиза является решающим для деления стрептококков, имеющих медицинское значение, позволяя разделить патогенные и условно-патогенные микроорганизмы. Про патогенные мы уже поговорили ранее, теперь будем вести разговор о более обширной группе условно-патогенных представителей и начнем со стрептококков групп A, C, D и F, оставив для отдельного разговора группу В и единственного ее представителя – S. agalactiae.

Основными характеристиками представителей этих групп является то, что все они:

  • Обладают β-гемолитической активностью
  • Относятся к нормальной микрофлоре человека и животных
  • Могут вызывать оппортунистические инфекции в различных локализациях
  • Fc-антиген, способный взаимодействовать с Fc-фрагментом IgG, тем самым угнетая систему комплемента и подавляя активность фагоцитов. Кроме того, он же активирует выработку аутоиммунных антител, которые в дальнейшем участвуют в развитии иммунного воспаления;
  • Р-антиген, обладающий иммуносупрессивной активностью и являющийся общим для всех стрептококков. Он подавляет выработку антител и усиливает реакции гиперчувствительности замедленного типа.

Кроме того, стрептококки имеют такой фактор патогенности, как М-протеин, который нарушает фагоцитарную активность путем маскировки рецепторов для комплемента, что очень затрудняет борьбу с этими возбудителями.

Клинические аспекты

1. Streptococcus dysgalactiae – объединяет двух представителей Streptococcus dysgalactiae subsp. dysgalactiae и Streptococcus dysgalactiae subsp. equisimilis. Первый живет на животных (и вызывает маститы у коров, на человеке в качестве возбудителя пока не ловили), второй на человеке – в верхних дыхательных путях и влагалище – и может быть причиной менингита, септических артритов и инфекций кожи (при условии наличия соответствующей симптоматики и в отсутствии других вероятных возбудителей).

2. Стрептококки группы Anginosus (S. anginosus, S. constellatus, S. intermedius) относятся к представителям нормальной флоры человека. Обрести зубы и стать возбудителями инфекции их могут заставить травмы, оперативные вмешательства, сахарный диабет, онкологические заболевания и иммунодефициты различной этиологии. Сами по себе на человека не бросаются и обнаружение оных вне клинической картины истребления не требует.

  • S.anginosus – в норме обитает в полости рта, верхних дыхательных путях и влагалище. При патологии может быть высеян из урогенитальной и желудочно-кишечной локализаций.
  • S. constellatus – в норме живет в верхних дыхательных путях и ЖКТ. При патологических процессах могут быть обнаружены где угодно.
  • S. intermedius – в норме обитает в полости рта и верхних дыхательных путях. При патологических процессах в основном высевается из мозга, из крови при эндокардитах и из печеночных абсцессов (проще говоря оттуда, где в норме все должно быть стерильно).

3. S. equi клинического значения не имеет, так как является зоонозом и вызывает ветеринарные проблемы у коров, лошадей, морских свинок, овец и коз. Иногда – при употреблении зараженных молочных продуктов – может быть обнаружен у людей, больных нефритом.

4. S. canis, как понятно из названия, выделяют от собак. У людей могут вызывать инфекции мягких тканей, пневмонии, сепсис, остеомиелит.

5. S. iniae – обнаруживается у дельфинов и рыб. А также у людей, занятых на обработке замороженной рыбы. Крайне редко вызывает заболевание (описаны всего несколько случаев), хорошо лечится бета-лактамами и макролидами.

6. И несколько чисто зоонозных представителей, не имеющих медицинского значения, но иногда сеющихся с людей, которые за этими животными ухаживают или лечат:

  • S. porcinus – вызывает абсцессы глотки свиней, пневмонию и аборты;
  • S. didelphis – вызывает инфекции кожи, печени, легких и селезенки у опоссумов;
  • S. phocae – выделяется у морских котиков при пневмонии у оных.

Как мы увидели, в большинстве своем перечисленные возбудители относятся к нормальной микрофлоре верхних дыхательных путей, кожи, ЖКТ и урогенитального тракта, а чтобы они вызвали заболевание, во внутреннюю среду организма должно проникнуть очень большое количество оных, при этом иммунная система должна быть подавлена тем или иным образом. Чаще всего такую роль играют медицинские вмешательства (инъекции, операции, катетеризация сосудов, гемодиализ и т. п.) на фоне тяжелых основных или сопутствующих заболеваний. Тогда стрептококки способны вызвать инфекции кожи и мягких тканей, верхних дыхательных путей, эндокардиты и сепсис, инфекции урогенитального тракта, при этом строгой локализации процесса соответствующим возбудителем уже не будет, а будет инфекция, связанная с медицинским вмешательством.

Что делать?

Как можно раньше провести бактериологическую диагностику и главным в ней будет правильная техника взятия биологического материала, чтобы точно исключить его контаминацию ни в чем не повинными мирными соседями, просмотрев истинного возбудителя. Техника взятия материала и правила транспортировки в лабораторию подробно расписаны здесь.

Чем лечить?

Этот вопрос мы можем задать только тогда, когда точно понимаем, что именно вышеуказанные зверушки являются возбудителями и никто за ними не прячется. Хорошая новость в том, что стрептококки до сих пор сохранили высокую чувствительность к бета-лактамам вообще и к пенициллинам в частности, то есть лечить их дешево. Плохая новость в том, что фактически утеряна чувствительность к макролидам, и поэтому они не могут быть препаратами выбора – это обязательно надо учитывать при назначении стартовой терапии.

Кроме того, стрептококки продолжают демонстрировать высокую чувствительность к ванкомицину, но в виду неоднозначности самого препарата в плане безопасности его применения, им тоже не следует злоупотреблять и включать его в схему лечения только в случае наличия аллергии к пенициллиновому ряду.

Итак, мы закончили краткое рассмотрение представителей стрептококков групп A, C, D, F и G, и нам осталось рассмотреть только одного представителя из группы В, а именно S.agalactiae, чем мы и займемся в следующей статье.

Анализ на стафилококк

Стафилококк относится к условно-патогенным микроорганизма. Это значит, что присутствие его в организме человека в небольших количествах считается нормой. Опасность этих бактерий состоит в том, что при сбое в работе организма, снижении иммунитета, стафилококк активизируется и начинает атаковать.

Один из наиболее опасных видов стафилококка — золотистый, Staphylococcus aureus.

Последствия его атак — гнойно септические инфекции, которые могут проявляться, как высыпаниями на коже, так и серьезными нарушениями в работе жизненно важных органов.

Показания к сдаче анализа на золотистый стафилококк

Профилактические обследования на Staphylococcus aureus

Золотистый стафилококк часто никак себя не проявляет, и носитель даже не подозревает, что является переносчиком этой опасной бактерии. Поэтому для работников многих сфер анализ на стафилококк является обязательным при прохождении медицинских обследований.

Также анализ назначают в профилактических целях пациентам из группы риска, то есть тем, чей иммунитет ослаблен и вероятность осложнений повышена (онкологические больные, диабетики, беременные женщины, люди пожилого возраста, дети).

Симптомы, при которых назначают анализ на стафилококк:

  • высыпания на коже — фурункулы, гнойники
  • ларингит, фарингит
  • мастит
  • различные поражения легких
  • воспалительный процесс в суставах и костной ткани
  • частые болезни ЖКТ с симптомами отравления
  • боли в зоне поясницы
  • боли при мочеиспускании
  • симптомы интоксикации
  • шумы в сердце

Как подготовиться к анализу?

Материалом для анализа может служить:

  • мазок их ротоглотки
  • мокрота
  • мазок из носовых ходов/пазух носа
  • трахеобронхиальные смывы
  • грудное молоко.
  • кал, мазок из прямой кишки

Для любой локализации важно сдавать анализ до начала антибиотикотерапии или через 2 недели после ее окончания!

  • Сдавать мазок из ротоглотки необходимо строго натощак, до чистки зубов!
  • Кал и грудное молоко важно собрать в стерильный контейнер, не касаясь краев руками. Для каждой груди — свой контейнер.
  • Мокроту сдают утром натощак после тщательной чистки зубов, прополоскав рот кипяченой водой

Анализ на стафилококк в Клинике Здоровья Исток, Звенигород

  • В Клинике Здоровья Исток анализ на стафилококк можно сдать взрослым и детям.
  • Мы сотрудничаем с лабораторией CMD на базе НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, что гарантирует качество полученных результатов.
  • Результаты анализов будут готовы уже на следующий день. Вы можете получить их в Клинике во второй половине дня, ознакомиться с ними в личном кабинете или мы пришлем их Вам по электронной почте.
  • Мы предлагаем Вам сдать анализ на золотистый стафилококк в Клинике Здоровья Исток по одним из самых выгодных цен в Звенигороде! Без ожидания и очередей! В комфортной обстановке!
  • Вы можете обратиться за стерильным контейнерам к Администраторам Клииники
  • По всем вопросам подготовки и расшифровки результатов анализов на Staphylococcus aureus Вы можете обратиться к нашим врачам-консультантам.


Лабораторная диагностика

1. Стафилококки, их свойства, патогенез, лечение, профилактика и микро­биологическая диагностика стафилококковых инфекций.

2. Стрептококки, их свойства, патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика стрептококковых инфекций. Скарлатина и ревматизм.

3. Менингококки, их свойства, патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика менингококковых инфекций.

4. Гонококки, их свойства, патогенез, лечение, профилактика и микро­биологическая диагностика гонореи.

Программа занятия:

1. Изучить колонии, выросшие на шоколадном агаре после посева отделяемого из зева:

а) сделать мазок из колонии стрептококка, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать,

б) сделать пересев из колонии стрептококка на сахарный бульон для выделения чистой культуры,

в) сделать мазок из колонии стафилококка, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать,

г) сделать пересев из колонии стафилококка на скошенный столбик питательной среды для

выделения чистой культуры.

2. Изучить колонии, выросшие на шоколадном агаре после посева отделяемого из носа:

а) сделать мазок из колонии стафилококка, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовть,

б) сделать пересев из колонии стафилококка на скошенный столбик питательной среды для

выделения чистой культуры.

3. Промикроскопировать демонстрационные препараты пневмококков, менингококков, гонококков, зарисовать.

4. Изучить препараты, применяющиеся для лечения, профилактики и диагностики заболеваний, вызываемых стафилококками, стрептококками, пневмококками, менингококками и гонококками.

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология / Под ред. А.А. Воробьева – МИА – 2008. – с.329-340, 342-354.

2. Л.Б. Борисов. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология - м - 2002.- с. 352-368, 370-376.

4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусоло­гии и иммунологии / Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.Н., Фрейдлин И С - М Медицина, 1993.- с. 126-130, 164-166, 170-173, 191-193.

5. Н.Б. Ефейкина. Возбудители бактериальных инфекций верхних дыхательных путей – Чебоксары – 2008. – с. 32-38, 40-49.

6. Лекционный материал.

Занятие 3

Микробиологическая диагностика стафилококковых (продолжение) и стрептококковых (окончание) инфекций. Микробиологическая диагностика туберкулеза,

Лепры и газовой анаэробной инфекции.

Вопросы для подготовки:

1. Возбудители туберкулеза: классификация, свойства. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика туберкулеза.

2. Возбудитель лепры: классификация, свойства. Патогенез, лечение и профилактика лепры.

Микобактериозы.

Возбудители газовой анаэробной инфекции: классификация, свойства. Патогенез, лечение, профилактика и микробиологическая диагностика газовой анаэробной инфекции.

Программа занятия:

1. Проверить чистоту культуры стафилококков, выделенных из зева и носа.

2. Определить признаки патогенности выделенных культур стафилококков:

а) коагулазную активность,

б) лецитиназную активность,

в) способность сбраживать глюкозу и маннит в анаэробных условиях.

3. Проверить чистоту культуры стрептококка, выделенного из зева (приготовить мазок, окрасить фуксином).

4. Промикроскопировать препарат из мокроты больного туберкулезом, окрашенный по Цилю-Нильсену, зарисовать.

5. Диагностика газовой анаэробной инфекции:

а) приготовить мазок из раневого отделяемого, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать.

б) произвести посев раневого отделяемого в среду Китта-Тароцци.

6. Изучить препараты, применяемые для диагностики, профилактики и лечения газовой анаэробной инфекции, туберкулеза и лепры.

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология / Под ред. А.А. Воробьева – МИА – 2008. – с.430-438, 451-469

3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / под ред Борисова Л Б -М.: Медицина, 1984.- с. 142-148, 164-169.

4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусоло­гии и иммунологии / Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.Н., Фрейдлин И С - М Медицина, 1993 - с. 132-138, 182-186.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

протокол методической цикловой комиссии

от ______________20__г №___

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Составила Олейник Наталья Васильевна

Пояснительная записка

Методической целью практического занятия является формирование профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности в рамках темы данного практического занятия.

I . Методический блок

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Количество учебных часов : 2

Актуальность темы:

Патогенные кокки (в основном стафилококки и стрептококки) вызывают различные по своим проявлениям гнойно-воспалительные процессы, обладая способностью поражать любой орган и любую ткань. Стафилококковые инфекции занимают одно из первых мест среди бактериальных инфекций, что связано с развитием у возбудителей устойчивости к антибиотикам. Значительную роль стафилококки играют в развитии внутри больничных инфекций. Зачастую постановку диагноза заболевания значительно облегчают лабораторные методы исследования. В связи с этим, каждая медсестра должна в совершенстве овладеть методикой забора материала для лабораторного исследования от больных и контактных.

III . Цель: Определить основные характеристики патогенных кокков. Ознакомиться со схемой лабораторного исследования при кокковых инфекциях. Изучить основные методики исследования при данных инфекциях и методы профилактики.

Учебные цели занятия:

Студент должен знать:

роль микроорганизмов в жизни человека и общества;

морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;

основные методы асептики и антисептики;

основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека,

основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;

факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.

Студент должен уметь:

проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;

проводить простейшие микробиологические исследования;

дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

осуществлять профилактику распространения инфекции.

2.Воспитательные цели:

Воспитать у студентов аккуратность и прилежание в процессе выполнения самостоятельной работы,

Привить чувство ответственности при выполнении самостоятельной работы.

Развивающие цели:

Повышение мотивации к учебе.

Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

Развитие творческих подходов в выполнении поставленных задач.

Тип занятия : практическое занятие

Время проведения : 90 мин

ІV. Формирование общих компетенций:

Формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах, офисе общей врачебной (семейной) практики.

V. Схема интеграционных связей:

1. Междисциплинарные связи:

Внутри дисциплинарные связи:

Знать виды микроорганизмов

Уметь различать микроорганизмы по их свойствам

Знать специфическую профилактику и специфическое лечение инфекционных заболеваний.

Уметь применять иммунологические препараты для профилактики, лечения и диагностики инфекционных заболеваний

VI. Оснащение занятия:

Методическое: методическая разработка практического занятия, мультимедийная презентация, материалы контроля исходного, промежуточного и конечного уровня знаний, инструкция к практическому занятию, методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Техническое: мультимедийный проектор.

Материальное: иммунологические препараты, видеоролик .

VII. Методы и приемы обучения:

Основное назначение

Уровень усвоения

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

выполнение практических заданий, работа по алгоритму.

Обогащают знания, формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

2. Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

VIII. Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы:

Наименование учебно-методической литературы (автор(ы), место издания, издательство, год издания, кол-во страниц)

Наличие электронной версии

Основы микробиологии и иммунологии/К.С. Камышева.- Ростовн/Д: Феникс, 2015.-381с.

IХ . Организационно-деятельностная структура занятия

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции

Подготовитель-ный этап.

- проверка внешнего вида, заполнение журнала

- мотивация учебной деятельности

контроль исходного уровня знаний:

Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов.

Сообщает тему занятия, обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы,

цели и задачи, стоящие перед студентами, важность знания предмета для успешного овладения профессией в целом

Проводит тестирование студентов согласно учебным целям.

Анализирует ответы, корректирует ошибки.

Студенты готовят тетради для записей, ручки, карандаши

Записывают тему и план занятия в тетради.

Отвечают на вопросы тестов

Техническое обеспечение: компьютер, презентация по теме.

Активизация мыслительной деятельности студентов на тему занятия, привлечение внимания и осознание её значимости для будущей работы.

Основной этап

Формирование профессиональ-ных умений и навыков:

1. Изучить методику и призвести забор слизи из з е ва и носа.

2. Изучить методику посева крови на сахарный бульон.

3. Заполнить сопроводительную документацию4. Изучить методику и провести определение чувствительности кокков к антибиотикам.

Оценивает работу студента

Студенты бригады демонстри-руют результаты аудиторной самостоя-тельной работы. Представляют результаты внеаудиторной самостоя-тельной работы

Инструкция к практическому занятию (приложение 2).

Презентация темы занятия.

Техническое обеспечение: компьютер, доска маркерная.

Заключитель-ный этап

1. Обобщение и систематизация усвоенных знаний .

2.Контроль и коррекция уровня умений и навыков.

- Контроль конечного уровня знаний.

2. Подведение итогов занятия.

Проверяет выполненные работы

Проводит итоговый контроль знаний

Оценивает бригаду в целом и каждого студента индивидуально, обращает внимание на сложные моменты темы, выставляет оценку каждому студенту с комментариями.

Систематизируют полученную информа-цию

Отвечают на вопросы ситуацион-ных задач и вопросы индиви-дуального опроса

Соотнесе-ние результатов деятельнос-ти с поставлен-ной целью и задачами, осуществление самооценки

Мотивация следующего занятия, активация самоподготовки.

Даёт указания по уборке рабочего места

Слушают, записывают задание, задают вопросы.

Приводят в порядок рабочее место

Рабочая тетрадь Часть 2, СРС №2.

II. Информационный блок

Изучаемые вопросы Уровень усвоения

Изучить методику посева крови на сахарный бульон.

Изучить правила заполнения сопроводительной документации.

Изучить методику и провести определение чувствительности кокков к антибиотикам.

Структурно-логическая схема:

Патогенные для человека кокки относятся к трем семействам:

Micrococcaceae , Streptococcaceae , Neisseriaceae .

Стафилококки (от греч. stafilos – виноградная гроздь) широко распространены во внешней среде – воздухе, воде, почве. В организме человека стафилококки обитают на кожных покровах, а также на слизистых оболочках верхних дыхательных путей и пищеварительного тракта.

Внедряясь, стафилококки вызывают гнойные поражения, в том числе сепсис. Практически все органы и ткани организма человека могут быть поражены воспалительными процессами, вызванными стафилококками. В зависимости от локализации развиваются: фурункулез, пиодермия, экземы, абсцессы, пневмонии, аппендициты, холециститы, энтероколиты, сепсис и т.д. Стафилококки часто выступают как возбудители внутри больничных инфекций.

Исследуемый материал – гной, моча, кровь, мокроту, отделяемое слизистых оболочек; при токсикоинфекциях – рвотные массы, промывные воды желудка, испражнения.

Используют бактериоскопический и бактериологический методы исследования.

При бактериоскопическом методе исследования используют окраску по Граму, определяя в мазке типичные морфологические признаки.

Бактериологический метод: для выделения чистой культуры производят посев на молочно-солевой, желточно-солевой и кровяной агары, кровь при подозрении на сепсис сеют на сахарный бульон.

Идентификацию проводят по гемолитическим свойствам, лецитовителлазной активности, плазмокоагулирующей и гиалуронидазной активности и характеру пигмента. Обязательным тестом на болезнетворность является подтверждение способности расщеплять маннит в анаэробных условиях. Затем проводят фаготипирование, для выявления источника инфекции, определяют чувствительность к антибиотикам.

Стрептококки имеют шаровидную и овальную форму, размер около 2 мкм, в мазках располагаются попарно или образуют цепочки. Спор не образуют, неподвижны, способность к образованию капсул имеет Str . Pneumoniae , который представляет собой диплококк, состоящий из двух ланцетовидных клеток, окруженных капсулой, Г + .

По признаку выраженности гемолитической активности они подразделяются на три группы: β-гемолитические, ά-зеленящие, γ-негемолитические.

Материал для исследования – мокрота, гнойное отделяемое, кровь, моча, испражнения.

Используют бактериоскопический, бактериологический и серологический методы исследования.

Схема микробиологического исследования при стафилококковых инфекциях.

2. Распечатка иллюстративного материала для мультимедийного сопровождения

Читайте также: